Мурад III
Мурад III | |||||
---|---|---|---|---|---|
Османский халиф Амир аль-Муминин Хранитель Двух Святынь | |||||
Султан Османской империи ( Падишах ) | |||||
Царствование | 27 декабря 1574 г. - 16 января 1595 г. | ||||
Предшественник | Селим II | ||||
Преемник | Мехмед III | ||||
Рожденный | 4 июля 1546 г. Маниса , Османская империя | ||||
Умер | 16 января 1595 г. Дворец Топкапы , Константинополь , Османская империя | (48 лет) ||||
Похороны | Собор Святой Софии , Стамбул | ||||
Супруги | |||||
Проблема Среди прочего | Хюмашах Султан Айше Султан Мехмед III Принц Махмуд Принц Селим Фатьма Султан Михримах Султан Фахрие Султан | ||||
| |||||
Династия | Османская | ||||
Отец | Селим II | ||||
Мать | Нурбану Султан | ||||
Религия | Суннитский ислам | ||||
Тугра |
Мурад III ( османский турецкий : مراد ثالث , латинизированный : Murād-i sāli s ; 4 ; турецкий : III. Мурад июля 1546 — 16 января 1595) был султаном Османской империи с 1574 года до своей смерти в 1595 году. Его правление видело сражения с Габсбургами и изнурительные войны с Сефевидами . Давно независимое Марокко на какое-то время стало вассалом империи, но восстановило независимость в 1582 году. Его правление также привело к расширению влияния империи на восточном побережье Африки. Однако империю одолевали растущая коррупция и инфляция из Нового Света, что привело к волнениям среди янычар и простолюдинов. Отношения с елизаветинской Англией укрепились во время его правления, поскольку у обеих стран был общий враг в лице Испании . Он также был великим покровителем искусств, заказав « Сийер-и-Неби» и другие иллюстрированные рукописи.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Родился в Манисе 4 июля 1546 года. [1] Шехзаде Мурад был старшим сыном Шехзаде Селима и его могущественной жены Нурбану Султан . Он получил хорошее образование и выучил арабский и персидский языки. После торжественного обрезания в 1557 году дед Мурада, султан Сулейман I , назначил его санджакбеем (губернатором) Акшехира в 1558 году. В возрасте 18 лет он был назначен санджакбеем Сарухана. Сулейман умер в 1566 году, когда Мураду было 20 лет, и его отцом стал новый султан Селим II . Селим II нарушил традицию, отправив из дворца управлять провинцией только своего старшего сына , назначив Мурада Манисой. [2] : 21–22
Царствование
[ редактировать ]Селим умер в 1574 году, и ему наследовал Мурад, который начал свое правление с того, что задушил пятерых своих младших братьев. [3] Его авторитет был подорван влиянием гарема – точнее, влиянием его матери, а затем и его любимой наложницы Сафие Султан , часто в ущерб влиянию Соколлу Мехмед-паши на двор. [4] Власть Селима поддерживалась только благодаря эффективному руководству могущественного великого визиря Соколлу Мехмед-паши, который оставался на своем посту до своего убийства в октябре 1579 года. Во время правления Мурада северные границы с Габсбургской монархией защищал боснийский губернатор Хасан Предоевич . Правление Мурада III ознаменовалось изнурительными войнами на западном и восточном фронтах империи. Османы также потерпели поражения в таких сражениях, как битва при Сисаке .
Экспедиция в Марокко
[ редактировать ]Абд аль-Малик стал доверенным лицом османского истеблишмента во время своего изгнания. Он сделал предложение сделать Марокко вассалом Османской империи в обмен на поддержку Мурада III в получении трона Саади. [5]
С армией в 10 000 человек, большинство из которых были турками, Рамазан-паша и Абд аль-Малик ушли из Алжира, чтобы назначить Абд аль-Малика османским вассальным правителем Марокко. [6] Рамазан-паша завоевал Фес, что заставило Саади-султана бежать в Марракеш, который также был завоеван. Затем Абд аль-Малик принял на себя управление Марокко как клиент османов. [7] [5] [8]
Абд аль-Малик заключил сделку с османскими войсками, заплатив им большое количество золота и отправив их обратно в Алжир, предлагая более свободную концепцию вассального подчинения, чем мог подумать Мурад III. [5] Имя Мурада произносилось в пятничной молитве и было отпечатано на монетах, обозначая два традиционных знака суверенитета в исламском мире. [9] Правление Абд аль-Малика считается периодом вассальной зависимости Марокко от Османской империи. [10] [11] Абд аль-Малик умер в 1578 году, и ему наследовал его брат Ахмад аль-Мансур , который официально признал сюзеренитет османского султана в начале его правления, оставаясь при этом де-факто независимым. Он прекратил чеканить монеты на имя Мурада, исключил его имя из хутбы и провозгласил свою полную независимость в 1582 году. [12] [13]
Война с Сефевидами
[ редактировать ]Османы жили в мире с соседней конкурирующей империей Сефевидов с 1555 года согласно Амасийскому договору , который в течение некоторого времени урегулировал пограничные споры. Но в 1577 году Мурад объявил войну, начав османско-сефевидскую войну (1578–1590) , стремясь воспользоваться хаосом при дворе Сефевидов после смерти шаха Тахмаспа I. Мурад находился под влиянием визирей Лала Кара Мустафа-паши и Синан-паши и проигнорировал противоположный совет великого визиря Соколлу. Мурад также боролся с Сефевидами, который длился 12 лет, закончившись Константинопольским договором (1590 г.) , который привел к временным значительным территориальным завоеваниям османов. [2] : 198–199
Османская деятельность на Африканском Роге
[ редактировать ]Во время своего правления османский адмирал по имени Мир Али Бег успешно установил османское господство во многих городах на побережье Суахили между Могадишо и Килвой. [14] Османский сюзеренитет был признан в Могадишо в 1585 году, а османское превосходство было также установлено в других городах, таких как Барава , Момбаса , Килифи, Пате, Ламу и Фаза. [15] [16]
Финансовые дела
[ редактировать ]Правление Мурада было временем финансового кризиса для Османского государства. Чтобы идти в ногу с изменением военной техники, османы обучали пехотинцев владению огнестрельным оружием, платя им непосредственно из казны. К 1580 году приток серебра из Нового Света вызвал высокую инфляцию и социальные волнения, особенно среди янычар и правительственных чиновников, которым платили обесцененной валютой. Лишения, вызванные возникшими в результате восстаниями, в сочетании с давлением перенаселения особенно ощущались в Анатолии. [2] : 24 Конкуренция за посты в правительстве обострилась, что привело к взяточничеству и коррупции. Османские и Габсбургские источники обвиняют самого Мурада в получении огромных взяток, в том числе 20 000 дукатов от государственного деятеля в обмен на пост губернатора Триполи и Туниса, тем самым перебив цену соперника, который пытался подкупить великого визиря. [2] : 35
В его период наблюдалась чрезмерная инфляция, постоянно снижалась ценность серебряных денег, росли цены на продукты питания . 400 дирхамов нужно было сократить из 600 дирхамов серебра, а 800 было урезано, что означало 100-процентную инфляцию. По той же причине покупательная способность наемных работников сократилась вдвое, что привело к восстанию. [17]
Английский пакт
[ редактировать ]происходил обмен многочисленными посланниками и письмами . Между Елизаветой I и султаном Мурадом III [18] : 39 В одной из переписок Мурад высказал мнение, что ислам и протестантизм имеют «гораздо больше общего, чем любой из них с римским католицизмом , поскольку оба отвергают поклонение идолам», и выступал за союз между Англией и Османской империей. [18] : 40 К ужасу католической Европы, Англия экспортировала в Османскую империю олово, свинец (для литья пушек) и боеприпасы, а Елизавета всерьез обсуждала совместные военные действия с Мурадом III во время начала войны с Испанией в 1585 году, Фрэнсис Уолсингем. лоббированием которого занимался за прямое военное вмешательство Османской империи против общего испанского врага. [18] : 41 Эта дипломатия будет продолжена при преемнике Мурада Мехмеде III как султаном, так и Сафие Султан .
Личная жизнь
[ редактировать ]Дворцовая жизнь
[ редактировать ]Следуя примеру своего отца Селима II, Мурад был вторым османским султаном, который никогда не участвовал в военных кампаниях во время своего правления, а вместо этого провел их полностью в Константинополе. В последние годы своего правления он даже не покидал дворец Топкапы . Два года подряд он не присутствовал на пятничном шествии к императорской мечети, что является беспрецедентным нарушением обычая. Османский историк Мустафа Селаники писал, что всякий раз, когда Мурад планировал выйти на пятничную молитву, он передумал, узнав о предполагаемых заговорах янычар с целью свергнуть его, как только он покинет дворец. [19] Мурад отошел от своих подданных и провел большую часть своего правления, держась в компании небольшого числа людей и соблюдая распорядок дня, основанный на пяти ежедневных исламских молитвах. Личный врач Мурада Доменико Иеросолимитано описал типичный день из жизни султана:
Утром он встает на рассвете, чтобы произнести свою молитву в течение получаса, затем еще полчаса пишет. Затем ему дают что-нибудь приятное в качестве закуски, и после этого он приступает к чтению еще час. Затем он начинает давать аудиенции членам Дивана в те четыре дня недели, когда это происходит, как было сказано выше. Затем он отправляется на прогулку по саду, еще час наслаждаясь восторгом от фонтанов и животных, взяв с собой гномов, скоморохов и других, чтобы развлечь его. Затем он снова возвращается к учебе, пока не посчитает, что пришло время обеда. Он остается за столом всего полчаса и встает (чтобы пойти) еще раз в сад столько, сколько ему заблагорассудится. Затем он идет произнести полуденную молитву. Затем он останавливается, чтобы скоротать время и развлечься с женщинами, и остается с ними один или два часа, когда приходит время произнести вечернюю молитву. Затем он возвращается в свои апартаменты или, если ему это больше нравится, остается в саду, читая или проводя время до вечера с карликами и скоморохами, а затем возвращается, чтобы произнести свои молитвы, то есть с наступлением темноты. Затем он ужинает и уделяет больше времени ужину, чем обеду, беседуя до двух часов после наступления темноты, пока не наступает время молитвы [...] Он никогда не упускает возможности соблюдать этот график каждый день. [2] : 29–30
Озген Фелек утверждает, что малоподвижный образ жизни Мурада и отсутствие участия в военных кампаниях снискали ему неодобрение со стороны Мустафы Али и Мустафы Селаники , крупных османских историков, живших во время его правления. Их негативное изображение Мурада повлияло на более поздних историков. [2] : 17–19
Дети
[ редактировать ]Прежде чем стать султаном, Мурад был верен Сафие Султан , своей албанской наложнице. Его моногамия не одобрялась Нурбану Султаном, который беспокоился, что Мураду понадобится больше сыновей, которые станут его преемниками на случай, если Мехмед умрет молодым. Она также беспокоилась о влиянии Сафие на ее сына и Османскую династию. Через пять или шесть лет после восшествия на престол Мураду его сестра Исмихан подарила Мураду пару наложниц. При попытке полового акта с ними он оказался импотентом. «Стрела [Мурада], [несмотря на] сохранение его созданной природы, много раз [и] в течение многих дней не могла достичь цели единения и удовольствия», - писал Мустафа Али. Нурбану обвинила Сафие и ее слуг в том, что они вызвали бессилие Мурада с помощью колдовства. Нескольких слуг Сафие евнухи подвергли пыткам, чтобы найти виновного. Придворные врачи, работавшие по приказу Нурбану, в конце концов подготовили успешное лекарство, но побочным эффектом стало резкое усиление сексуального аппетита; Говорят, что к моменту смерти Мурад у него было более сотни детей. [2] : 31–32 Девятнадцать из них были казнены Мехмедом III, когда он стал султаном.
Женщины при дворе
[ редактировать ]Среди влиятельных дам его двора были его мать Нурбану Султан, его сестра Исмихан Султан , жена великого визиря Соколлу Мехмед-паши и мусахибес (фаворитки), любовница экономки Джанфеда Хатун , хозяйка финансовых дел Разие Хатун и поэт Хубби Хатун . После смерти матери и старшей сестры Сафие Султан осталась единственной влиятельной женщиной при дворе. [20] [21]
Евнухи при дворе
[ редактировать ]До Мурада дворцовые евнухи были в основном белыми, особенно черкесами или сирийцами. [22] Ситуация начала меняться в 1582 году, когда Мурад предоставил важную должность черному евнуху. [23] Раньше роли евнухов во дворце определялись расово: черные евнухи охраняли гарем и принцесс, а белые евнухи охраняли султана и пажей-мужчин в другой части дворца. [24] Главный черный евнух был известен как Кизлар-ага , а главный белый евнух был известен как Капи-ага .
Мурад и искусство
[ редактировать ]Мурад проявлял большой интерес к искусству, особенно к миниатюрам и книгам. Он активно поддерживал суд Общества миниатюристов, заказав несколько томов, включая « Сийер-и Неби» , наиболее иллюстрированный биографический труд о жизни исламского пророка Мухаммеда , « Книгу навыков» , «Книгу праздников» и « Книгу побед» . [25] Две большие алебастровые урны были перевезены им из Пергама и поставлены по двум сторонам нефа собора Святой Софии большая восковая свеча, одетая в олово, подаренная им Рильскому монастырю в Болгарии в Константинополе, а в монастырском музее выставлена .
Мурад также предоставил содержание «Китабюль-Менамат» ( «Книги снов» ), адресованной духовному наставнику Мурада Шудже Деде. Сборник рассказов от первого лица, в котором рассказывается о духовном опыте Мурада как суфийского ученика. Составленное из тысяч писем Мурад с описанием своих сновидений, оно представляет собой агиографический автопортрет. Мурад мечтает о различных занятиях, в том числе о том, как отец раздел его догола и ему приходится сидеть у него на коленях. [2] : 72 в одиночку убив в бою 12 000 неверных, [2] : 99 ходил по воде, восходил на небо и производил молоко из пальцев своих. [2] : 143
В другом письме, адресованном Шудже Деде, Мурад писал: «Я бы хотел, чтобы Бог, да будет Он прославлен и возвышен, не создал этого бедного слугу потомком османов, чтобы я не слышал того и этого и не беспокоился. Мне бы хотелось иметь неизвестное происхождение. Тогда у меня была бы одна единственная задача, и я мог бы игнорировать весь мир». [2] : 171
Дипломатическое издание этих писем-мечт было недавно опубликовано Озгеном Фелеком на турецком языке.
Смерть
[ редактировать ]Мурад умер, как предполагается, по естественным причинам во дворце Топкапы 16 января 1595 года и был похоронен в гробнице рядом с собором Святой Софии . В мавзолее находятся 54 саркофага султана, его жены и дети, которые также похоронены там. Он также отвечает за изменение обычаев погребения матерей султанов. Мурад похоронил свою мать Нурбану рядом с ее мужем Селимом II, что сделало ее первой супругой, разделившей могилу султана. [2] : 33–34
Семья
[ редактировать ]Супруги
[ редактировать ]Считается, что Сафие Султан была единственной наложницей Мурада в течение примерно пятнадцати лет. Однако против Сафие выступили мать Мурада, Нурбану Султан , и его сестра, Исмихан Султан , и около 1580 года она была сослана в Старый дворец по обвинению в том, что она сделала султана импотентом с помощью заклинания, после того как он не добился успеха или не не хотел заниматься сексом с двумя наложницами, полученными его сестрой. Более того, Нурбану была обеспокоена будущим династии, поскольку считала, что одного сына Сафие, Мехмеда (двое из трех сыновей, которых Сафие дала Мураду, умерли до 1580 года) недостаточно для обеспечения преемственности. После изгнания Сафие, отмененного только после смерти Нурбану в декабре 1583 года, Мурад, чтобы опровергнуть слух о своем бессилии, взял огромное количество наложниц и имел более пятидесяти известных детей, хотя по данным источников общее число могло превышать сотню. [26]
На момент своей смерти в 1595 году у Мурада было по крайней мере тридцать пять наложниц, среди прочего: [27]
- Сафие Султан , этническая албанка . Хасеки-султан Мурада и Валиде-султан Мехмеда III ; [28]
- Шемсирухсар Хатун, мать Рукие Султан. Она заказала чтение коранических молитв в мечети Пророка в Медине . Она умерла до 1623 года. [27]
- Михрибан Хатун; [27]
- Шахихубан Хатун; она построила школу в Фатихе, где и похоронена. [27]
- Назпервер Хатун; она построила мечеть в Эйюпе [27]
- Зерефшан Хатун [27]
- Факрие Хатун [29]
- Наложница, умершая мертворождением в августе 1591 года вместе со своим сыном и похороненная вместе. [30]
- Пятнадцать беременных наложниц были помещены в мешки и брошены в Мраморное море , где они утонули в 1595 году по приказу Мехмеда III. [31]
- Наложница, которую Мехмед III соблазнил и забеременел, когда он был принцем. Поступок был нарушением правил гарема, поэтому бабушка Мехмеда, Нурбану Султан, приказала утопить девушку, чтобы защитить внука.
После смерти Мурада III многие из его наложниц, которые остались бездетными, когда при его вступлении на престол Мехмед убил своих сводных братьев, а также другие, у которых никогда не было детей от султана, были повторно выданы замуж за дворцовых чиновников, таких как привратники, кавалерийские войска ( bölük halkı ), и сержанты ( çavus ). [32] [33]
Сыновья
[ редактировать ]У Мурада III было как минимум 27 известных сыновей.
После смерти Мурада в 1595 году Мехмед III, его старший сын и новый султан, сын Сафие Султан, казнил 19 еще живых сводных братьев и утопил семь беременных наложниц, выполняя Закон о братоубийстве .
Известные сыновья Мурада III:
- Султан Мехмед III (26 мая 1566, дворец Маниса, Маниса - 22 декабря 1603, дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мехмеда III, мечеть Святой Софии , Константинополь) вместе с Сафие Султан стал следующим султаном;
- Шехзаде Селим (1567, дворец Маниса, Маниса - 25 мая 1577, дворец Топкапы, Константинополь) с Сафие Султан.
- Шехзаде Махмуд (1568, дворец Маниса, Маниса - до 1580, дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Селима II, мечеть Святой Софии) с Сафие Султан.
- Шехзаде Фюлан (июнь 1582, дворец Топкапы, Константинополь - июнь 1582, дворец Топкапы, Константинополь. Похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии). Мертворождение.
- Шехзаде Джихангир (февраль 1585 г., дворец Топкапы, Константинополь - август 1585 г., дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии); близнец Шехзаде Сулеймана.
- Шехзаде Сулейман (февраль 1585, дворец Топкапы, Константинополь - 1585, дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии); близнец Шехзаде Джихангира.
- Шехзаде Абдулла (1585, дворец Топкапы, Константинополь - убит 28 января 1595, дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии);
- Шехзаде Мустафа (1585, дворец Топкапы, Константинополь - убит 28 января 1595, дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии );
- Шехзаде Абдуррахман (1585, дворец Топкапы, Константинополь - убит 28 января 1595, дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии);
- Шехзаде Баязид (1586, дворец Топкапы, Константинополь - убит 28 января 1595, дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии);
- Шехзаде Хасан (1586, дворец Топкапы, Константинополь - умер в 1591, дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии);
- Шехзаде Джихангир (1587, дворец Топкапы, Константинополь - убит 28 января 1595, дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии);
- Шехзаде Якуб (1587, дворец Топкапы, Константинополь - убит 28 января 1595, дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии);
- Шехзаде Ахмед (?, дворец Топкапы, Константинополь - до 1595 года, дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии);
- Шехзаде Фулан (август 1591 г., мертворождение);
- Шехзаде Алаеддин (?, Дворец Топкапы, Константинополь - убит 28 января 1595 года, Дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии);
- Шехзаде Давуд (?, Дворец Топкапы, Константинополь - убит 28 января 1595 года, Дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, Мечеть Святой Софии);
- Шехзаде Алемшах (?, Дворец Топкапы, Константинополь - убит 28 января 1595 года, Дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии);
- Шехзаде Али (?, Дворец Топкапы, Константинополь - убит 28 января 1595 года, Дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, Мечеть Святой Софии);
- Шехзаде Хусейн (?, Дворец Топкапы, Константинополь - убит 28 января 1595 года, Дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, Мечеть Святой Софии);
- Шехзаде Исхак (?, Дворец Топкапы, Константинополь - убит 28 января 1595 года, Дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии);
- Шехзаде Мурад (?, Дворец Топкапы, Константинополь - убит 28 января 1595 года, Дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии);
- Шехзаде Осман (?, Дворец Топкапы, Константинополь - умер в 1587, Дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, Мечеть Святой Софии);
- Шехзаде Юсуф (?, Дворец Топкапы, Константинополь - убит 28 января 1595 года, Дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии);
- Шехзаде Коркуд (?, Дворец Топкапы, Константинополь - убит 28 января 1595 года, Дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии);
- Шехзаде Омер (?, Дворец Топкапы, Константинополь - убит 28 января 1595 года, Дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии);
- Шехзаде Селим (?, Дворец Топкапы, Константинополь - убит 28 января 1595 года, Дворец Топкапы, Константинополь, похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии);
В дополнение к этому, европейский хвастун Александр Черногорский утверждал, что он потерянный сын Мурада III и Сафие Султан, представляясь именем Шехзаде Яхья и претендуя на трон. Его утверждения так и не были доказаны и кажутся, по меньшей мере, сомнительными. [34]
Дочери
[ редактировать ]На момент его смерти в 1595 году у Мурада было более тридцати дочерей, из которых девятнадцать умерли от чумы (или оспы) в 1598 году. [35] [32]
Неизвестно, умерло ли до него дочерей и если да, то сколько.
Известные дочери Мурада III:
- Хюмашах Султан (Маниса, ок. 1567 г. - Константинополь, 1625 г.) : 168 ); похоронен в мавзолее Мурада III, мечети Святой Софии) — вместе с Сафие Султан. Также называется Хума Султан. [36] Она вышла замуж за Нишара Мустафазаде Мехмед-паши (умер в 1586 г.). Возможно, затем в 1591 году она вышла замуж за Сердара Ферхад-пашу (ум. 1595). [37] Последний раз она была замужем в 1605 году за Наккашем Хасан-пашой (умер в 1622 году); [38] [39] [40] [41] [42]
- Айше Султан (Маниса, ок. 1565 - Константинополь, 15 мая 1605, похоронена в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии) - с Сафие Султан. Впервые вышла замуж 20 мая 1586 года за Ибрагима-пашу . [39] во второй раз женился 5 апреля 1602 года на Йемиши Хасан-паше , в третий раз женился 29 июня 1604 года на Гюзельдже Махмуд-паше. [40] [43]
- Фатьма Султан (Маниса, ок. 1573 - Константинополь, 1620, похоронена в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии) - с Сафие Султан. Впервые вышла замуж 6 декабря 1593 года за Халила-пашу. [39] [43] вышла замуж второго декабря 1604 года за Кафер-пашу; [40] вышла замуж за третьего в 1610 году Хизир-пашу, вышла замуж за четвертого Мурада-пашу .
- Михримах Султан (Константинополь, начало января 1578 г. - апрель 1621 г.; похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии). [44] ) - возможно, с Сафие Султан; [40] [45]
- Фахрие Султан (умерла в 1656 году, похоронена в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии). [44] ), — возможно, с Сафие Султан, возможно, родившейся после её возвращения из ссылки в Старом дворце . Называется также Фахри Султан. [46] [38] Сначала она вышла замуж за Кухадара Ахмед-паши, губернатора Мосула, а затем вышла замуж за Софу Байрам-пашу, губернатора Боснии (умер в 1633 году); [43] [47] [48] : 168 женат в третий раз на Дели Дилавер-паше (умер в 1668 г.). : 168 [49]
- Рукие Султан (похоронена в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии) - с Шемсирухсар Хатун. [43] [27] [39] [40] [50]
- Михрибан Султан (похоронен в мавзолее Мурада III, мечеть Святой Софии) [43] женился в 1613 г.; [39]
- Хатидже Султан (1583 – 1648, : 168 похоронен в мечети Шехзаде [51] ), был женат в 1598 году на Соколлузаде Лале Мехмед-паше и имел двух сыновей и дочь. [52] Она участвовала в ремонте минаретов мечети Баязида Вели внутри Керченской крепости в 1599 году. [53] Овдовев, в 1613 году она вышла замуж за Гюрши Мехмед-пашу из Кефе, губернатора Боснии. [40] [54] [48] : 168
- Фетхие Султан (похоронен в мавзолее Мурада III, мечети Святой Софии).
- Бейхан Султан (умер в 1648 г. ) [55] ), замужем в 1613 году за визирем Куршункюзаде Мустафой-пашой; [40] [54] [48] [55] : 168
- Сехиме Султан, [46] вышла замуж в 1613 году за Топала Мехмед-паши, бывшего капукубаши; [40] [54] [39] [48] [55] : 168
- Дочь замужем за Давудом-пашой; [39]
- Дочь вышла замуж в 1613 году за Кучук Мирахур Мехмед Ага; [40] [54]
- Дочь вышла замуж в 1613 году за Мирахур-и Эввел Муслу-ага; [40] [54]
- Дочь вышла замуж в 1613 году за Бостанджибаши Хасана Аги; [40] [54]
- Дочь вышла замуж в 1613 году за Джигалазаде Мехмед-бея; [40] [54]
- Девятнадцать дочерей умерли от чумы в 1598 году;
- Дочь, умершая молодой 29 июля 1585 года. [56]
В художественной литературе
[ редактировать ]- Мурада сыграл румынский актер Коля Рауту в историческом эпическом фильме «Михаил Храбрый» .
- Орхана Памука Действие исторического романа «Беним Адым Кырмызы» ( «Меня зовут Красный» , 1998) происходит при дворе Мурада III в течение девяти снежных зимних дней 1591 года, которые писатель использует, чтобы передать напряжение между Востоком и Западом. Мурад в книге не упоминается конкретно, а упоминается только как «Наш султан».
- «Акушерка из гарема» Роберты Рич - историческая фантастика, действие которой происходит в Константинополе (1578 г.), в которой рассказывается о Ханне, акушерке, которая ухаживает за многими женщинами в гареме султана Мурада III.
- В сериале 2011 года « Великолепный век » Мурада III сыграл турецкий актер Серхан Онат.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мурад III» . Британская энциклопедия . Проверено 10 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Фелек, Озген. (2010). Воссоздание образа и идентичности: Мечты и видения как средство самоформирования Мурада III . Кандидатская диссертация. Мичиганский университет. Анн-Арбор: ProQuest/UMI. (Публикация №3441203).
- ^ Марриотт, Джон Артур. Восточный вопрос (Clarendon Press, 1917), 96.
- ^ «Мурад III | Османский султан» . Британская энциклопедия . Проверено 13 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Акьемпонг, Эммануэль Кваку; Гейтс (младший), Генри Луи (2 февраля 2012 г.). Словарь африканской биографии . ОУП США. ISBN 978-0-19-538207-5 – через Google Книги.
- ^ Кембриджская история Африки, Том 3 - JD Fage: стр. 408
- ^ هيسبريس تمودا Том 29, выпуск 1, выпуск техник северной Африки, 1991 г.
- ^ Хесс, Эндрю (1978). Забытая граница: история иберо-африканской границы шестнадцатого века . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-33031-0
- ^ Ицковиц, Норман (15 марта 1980 г.). Османская империя и исламская традиция . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226388069 – через Google Книги.
- ^ Барлетта, Винсент (15 мая 2010 г.). Смерть в Вавилоне: Александр Великий и Иберийская империя на мусульманском Востоке: страницы 82 и 104 . Издательство Чикагского университета. п. 82. ИСБН 978-0-226-03739-4 .
- ^ «Языки и литературы» . Факультет литературы и гуманитарных наук. 9 сентября 1981 г. - через Google Книги.
- ^ Ривет, Дэниел (2012). История Марокко: от Мулая Идриса до Мухаммеда VI. Файард
- ^ Борьба за Сахару: Посольство Идриса ибн Али к Ахмаду аль-Мансуру в контексте борно-марокко-османских отношений , 1577-1583 Реми Девьер, Университет Парижского Пантеона Сорбонны
- ^ Субрахманьям, Санджай (9 сентября 1993 г.). Португальская империя в Азии, 1500-1700: политическая и экономическая история . Лонгман. ISBN 9780582050693 – через Google Книги.
- ^ Лоймайер, Роман (17 июля 2013 г.). Мусульманские общества в Африке: историческая антропология . Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253027320 – через Google Книги.
- ^ Босворт, К. Эдмунд (31 августа 2007 г.). Исторические города исламского мира . БРИЛЛ. ISBN 9789047423836 – через Google Книги.
- ^ Сакаоглу 2008 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б с Карен Ордал Купперман (2007). Проект Джеймстаун . Издательство Гарвардского университета. п. 39 . ISBN 9780674024748 .
- ^ Каратеке, Хакан Т. «О спокойствии и упокоении султана». Османский мир . Эд. Кристин Вудхед. Милтон-Парк, Абингдон, Оксон; Нью-Йорк: Рутледж, 2011. с. 118.
- ^ Мария Пиа Педани Фабрис, Алессио Бомбачи (2010). Опись турецкой письменности и письменности в Венецианском государственном архиве . СВЕТИТЬ. п. 26. ISBN 978-90-04-17918-9 .
- ^ Петруччиоли, Аттилио (1997). Сады во времена великих мусульманских империй: теория и проектирование . Э. Дж. Брилл. п. 50. ISBN 978-90-04-10723-6 .
- ^ Фон Ширбранд, Вольф (28 марта 1886 г.). «Сальва продана турку» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 января 2011 г.
- ^ Гамм, Ники (25 мая 2013 г.). «Черные евнухи и Османская династия» . Хюрриет Дейли Ньюс . Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ Бут, Мэрилин (2010). Истории гаремов: предвидение мест и жилых помещений . Издательство Университета Дьюка. п. 143. ИСБН 978-0-8223-4869-6 .
- ^ Памук, Орхан. Меня зовут Красный , Альфред А. Кнопф, 2010. ISBN 978-0-307-59392-4
- ^ Пирс, Лесли П. (1993). Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи . Нью-Йорк. стр. 94–95, 259. ISBN. 0-19-507673-7 . ОСЛК 27811454 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г Алтун, Мустафа (2019). Валиде Султан на рубеже веков: жизнь и творчество Сафие Султан . стр. 20–21.
- ^ Мустафа Чагатай Улучай, Женщины и дочери султанов, Типография Турецкого исторического общества, 1980, стр. 42-6
- ^ Олдерсон, AD; Структура Османской династии
- ^ «Тарих-и Селаники 1-2: Селаник Мустафа Эфенди, ум. 1600?: Бесплатная загрузка, заимствование и потоковая передача: Интернет-архив» . Интернет-архив . 25 марта 2023 г. с. 251 . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ Дженкинс, Э. (2015). Мусульманская диаспора (том 2, 1500-1799): Всесторонняя хронология распространения ислама в Азии, Африке, Европе и Америке . Мусульманская диаспора. МакФарланд, Инкорпорейтед, Издательство. п. 124. ИСБН 978-1-4766-0889-1 .
- ^ Jump up to: а б Аргит, Б.И. (2020). Жизнь после гарема: дворцовые рабыни, покровительство и императорский османский двор . Издательство Кембриджского университета. п. 109. ИСБН 978-1-108-48836-5 .
- ^ Пазан, Ибрагим (6 июня 2023 г.). «Сравнение записей Сейида Локмана о рождении, смерти и датах свадьбы членов Османской династии (1566-1595) с записями в османских хрониках» . Мармара Тюркият Араштырмалары Дергиси . 10 (1). Университет Мармара: 245–271. дои : 10.16985/mtad.1120498 . ISSN 2148-6743 .
- ^ Тезкан, Баки (2001). В поисках Османа: переоценка свержения османского султана Османа II (1618-1622) . стр. 327–8 н. 17.
- ^ Болезнь и империя: история эпидемий чумы в Османской империи раннего Нового времени (1453–1600) . 2008. с. 145. ИСБН 978-0-549-74445-0 .
- ^ Саринай, Юсуф (2000). Транскрипция и оценка тетради Мюхимме № 82 (H.1026-1027/1617-1618) . Главное управление государственных архивов премьер-министра Турецкой Республики. п. 7.
- ^ Сакаоглу, Недждет (2008). Женщины-султаны этой собственности: валиде-султаны, дамы, хасеки, дамы-дамы, султаны . Издательство Козерог. п. 217.
- ^ Jump up to: а б Миович 2018 , стр. 168.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Печеви, Ибрагим; Байкал, Бекир Сытки (1982). История Печеви, Том 2 . Типография Премьер-Министра. п. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Тезкан, Баки (2001). В поисках Османа: переоценка свержения османского султана Османа II (1618-1622) . стр. 328 н. 18.
- ^ Великобритания. Государственный архив (1900 г.). Календарь государственных документов и рукописей, касающихся дел Англии: существующие в архивах и коллекциях Венеции и других библиотеках Северной Италии . Календарь государственных документов и рукописей, касающихся дел Англии: существующие в архивах и коллекциях Венеции и других библиотеках Северной Италии. Канцелярский офис HM. п. 442.
- ^ «Наккаш Хасан-паша» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Улучай, Мустафа Чагатай (2011). Женщины и дочери султанов . Анкара: Отюкен. ISBN 978-975-437-840-5 .
- ^ Jump up to: а б Демирджанлы, Г.Г. (1989). Эвлия Челеби Путешествие как источник архитектуры Стамбула . Путеводитель. Главное управление фондов. п. 599 ISBN 978-975-19-0121-7 .
- ^ Учтум, Нежат Р. Хюррем и польский король II султанов Михрумах. Их письма к Зигмунду . п. 707.
- ^ Jump up to: а б Кахья, Озан (2011). «Тетрадь суда Стамбула № 11 (Н.1073): анализ и текст» . стр. 219, 303–304.
- ^ Айвансарайи, Х.Х.; Дерин, ФК (1978). Vefeyât-ı selatîn ve maşahı̂r-i ricâl . Публикации (Стамбульский университет. Факультет литературы). Факультет типографии письма. п. 45.
- ^ Jump up to: а б с д Дюма, Жюльетта (2013). Перламутровые жемчужины султаната: османские принцессы (середина 15 – середина 18 века) . п. 464.
- ^ Сикар, Дж. (2011). Турецкий биографический указатель . Де Грютер. п. 290. ИСБН 978-3-11-096577-3 .
- ^ Флит, Кейт; Фарохи, Сурайя Н.; Касаба, Решат (2 ноября 2006 г.). Кембриджская история Турции . Издательство Кембриджского университета. п. 412. ИСБН 978-0-521-62095-6 .
- ^ Турция. Министерство культуры (1993). Стамбульская энциклопедия от прошлого к настоящему . Стамбульская энциклопедия от прошлого к настоящему. Министерство культуры. п. 20. ISBN 978-975-7306-04-7 .
- ^ Байрак, 1998, с. 43.
- ^ Озтуна, 1977. История Великой Турции от ее начала до наших дней, с. 125.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эфенди, А.; Йылмазер, З. (2003). История артиллерийского писаря Абдулкадира (Кадри) Эфенди: текст и анализ . Публикации турецкого общества истории. Типография Турецкого исторического общества. п. 624. ИСБН 978-975-16-1585-5 .
- ^ Jump up to: а б с Миович, Весна (2 мая 2018 г.). «Per favoure della Soltana: влиятельные османские женщины и дипломаты Дубровника» . Летопись Института исторических наук Хорватской академии наук и искусств в Дубровнике (на хорватском языке). 56 (56/1): 147–197. дои : 10.21857/mwo1vczp2y . ISSN 1330-0598 .
- ^ Пазан, Ибрагим (6 июня 2023 г.). «Сравнение записей Сейида Локмана о рождении, смерти и датах свадьбы членов Османской династии (1566-1595) с записями в османских хрониках» . Мармара Тюркият Араштырмалары Дергиси . 10 (1). Университет Мармара: 245–271. дои : 10.16985/mtad.1120498 . ISSN 2148-6743 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Мурадом III, на Викискладе?
- энциклопедия Британская Том. 19 (11-е изд.). 1911. стр. 100-1. 14–15. »
- Происхождение султанши Нур-Бану (Сесилия Веньер-Баффо)