~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ D712A4CD8EC307065A3BE6D296AE35FB__1719309720 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Tahmasp I - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Тахмасп I — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Tahmasp_I ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/fb/d712a4cd8ec307065a3be6d296ae35fb.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/fb/d712a4cd8ec307065a3be6d296ae35fb__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 27.06.2024 16:34:36 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 25 June 2024, at 13:02 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Тахмасп I — Jump to content

Тахмасп I

Это хорошая статья.  Для получения дополнительной информации нажмите здесь.
Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Тахмасп I
Шах Тахмасп I в горах (фрагмент), автор Фаррух Бег.
Шах Ирана
Царствование 23 мая 1524 г. - 25 мая 1576 г.
Коронация 2 июня 1524 г.
Предшественник Исмаил I
Преемник Исмаил II
Регент
Посмотреть список
Рожденный ( 1514-02-22 ) 22 февраля 1514 г.
Шахабад , Исфахан , Сефевидский Иран
Умер 25 мая 1576 г. ( 1576-05-25 ) (62 года)
Казвин , Сефевидский Иран
Супруг Многие, среди них:
Султан Бегум
Султан-Ага Ханум
Проблема См . ниже
Имена
Абуль Фатх - Тахмасп
Династия Сефевиды
Отец Исмаил I
Мать Таджлу Ханум
Религия Двенадцатилетний шиитский ислам
Тюлень Подпись Тахмаспа I

Тахмасп I ( персидский : طهماسب یکم , латинизированный : Ṭahmāsb или تهماسب یکم Tahmâsb ; 22 февраля 1514 — 14 мая 1576) был вторым шахом Сефевидского Ирана с 1524 года до своей смерти в 1576 году. сын шаха Исмаила I и его главная супруга Таджлу Ханум .

Тахмасп взошел на престол после смерти своего отца 23 мая 1524 года. Первые годы правления Тахмаспа были отмечены гражданскими войнами между лидерами Кызылбаша до 1532 года, когда он утвердил свою власть и положил начало абсолютной монархии . Вскоре он столкнулся с длительной войной с Османской империей , которая была разделена на три фазы. Османский султан Сулейман Великолепный пытался посадить на трон Сефевидов своих кандидатов. Война закончилась Амасийским миром в 1555 году, когда османы получили суверенитет над Ираком , большей частью Курдистана и западной Грузией . У Тахмаспа также были конфликты с узбеками бухарскими , при этом из-за Хорасана они неоднократно совершали набеги на Герат . В 1528 году, в четырнадцатилетнем возрасте, он разгромил узбеков в битве при Джаме, применив артиллерию .

Тахмасп был покровителем искусств и сам был опытным художником. Он построил королевский дом искусств для художников, каллиграфов и поэтов. Позже во время своего правления он стал презирать поэтов, избегая многих и сосылая их ко двору Великих Моголов в Индии. Тахмасп известен своим религиозным благочестием и пылким фанатизмом в отношении шиитской ветви ислама. Он даровал духовенству множество привилегий и разрешил ему участвовать в юридических и административных делах. В 1544 году он потребовал, чтобы беглый император Великих Моголов Хумаюн обратился в шиизм в обмен на военную помощь в возвращении своего трона в Индии. Тем не менее, Тахмасп все еще вел переговоры о союзе с христианскими державами Венецианской республики и монархией Габсбургов , которые также были соперниками Османской империи.

Его преемственность оспаривалась перед его смертью. Когда Тахмасп умер, последовала гражданская война, приведшая к гибели большей части королевской семьи. Правление Тахмаспа, длившееся почти пятьдесят два года, было самым продолжительным из всех членов династии Сефевидов . Хотя современные западные отчеты были критическими, современные историки описывают его как мужественного и способного полководца, который сохранил и расширил империю своего отца. В его правление произошел сдвиг в идеологической политике Сефевидов; он положил конец поклонению своему отцу как Мессии со стороны туркменских племен кызылбаш и вместо этого создал в обществе имидж благочестивого и ортодоксального шиитского короля. Он начал длительный процесс, за которым последовали его преемники, чтобы положить конец влиянию Кызылбаша на политику Сефевидов, заменив их недавно созданной «третьей силой», состоящей из исламизированных грузин и армян .

Имя [ править ]

«Тахмасп» ( персидский : طهماسب , латинизированный : Ṭahmāsb ) — новое персидское имя, в конечном итоге происходящее от древнеиранского *ta(x)ma-aspa , что означает «имеющий доблестные лошади». [1] Это имя является одним из немногих случаев, когда имя из эпической поэмы «Шахнаме» ( «Книга царей ») использовалось династией исламской эпохи, базирующейся в Иране. [2] В «Шахнаме отцом Заава , предпоследнего шаха мифической » Тахмасп является персидской династии Пишдадиев . [3]

Предыстория [ править ]

Тахмасп был вторым шахом династии Сефевидов, семьи курдского происхождения. [4] которые были шейхами суфийского орден тариката (школы суфизма), известного как Сефевидов и сосредоточенного в Ардебиле , городе на северо-западе Ирана. [5] Первый шейх ордена и эпоним династии Сафи-ад-дин Ардабили (ум. 1334) женился на дочери Захеда Гилани (ум. 1301) и стал магистром ордена своего тестя Захедия . . [6] Двое потомков Сафи-ад-Дина, Шейх Джунайд (ум. 1460) и его сын Шейх Хайдар (ум. 1488), сделали орден более воинственным и безуспешно пытались расширить свои владения. [5]

Отец Тахмаспа, Исмаил I ( годы правления 1501–1524 ), унаследовавший руководство орденом Сефевидов от своего деда, шейха Хайдара, стал в 1501 году шахом Ирана, государства, погрязшего в гражданской войне после распада империи Тимуридов . Он завоевал территории Ак-Коюнлу племенной конфедерации , земли Чингизидов . [7] (Потомок Чингисхана) Узбекская династия Шейбанидов в восточном Иране и во многих городах-государствах к 1512 году. [8] Царство Исмаила включало всю территорию современного Ирана , а также суверенитет над Грузией , Арменией , Дагестаном и Ширваном на западе и Гератом на востоке. [9] В отличие от своих предков-суфистов, Исмаил верил в шиитский ислам двунадесятников и сделал его официальной религией королевства. [10] Он принудил суннитское население принять христианство, отменив суннитские суфийские ордена, захватив их собственность и предоставив суннитским улемам (исламским священнослужителям) выбор: обращение, смерть или изгнание. [11] В результате возник вакуум власти , который позволил шиитским улемам создать клерикальную аристократию, состоящую из землевладельцев -сейидов (потомков Мухаммеда ) и муджтахидов (исламских ученых, знатоков исламского права ). [12]

Исмаил сделал племена кызылбаш туркменские неотделимыми членами администрации Сефевидов, поскольку они были «людьми меча», которые привели его к власти. [8] [13] Эти «люди меча» столкнулись с другой основной частью его бюрократии, «людьми пера», которые контролировали литераторов и были в основном персами . Исмаил создал титул вакил-э нафс-е нафс-э хомайун (заместитель короля) для разрешения спора. [8] Титул вакиля превосходил по авторитету как амира аль-умара (главнокомандующего; в основном присваивался лидерам кызылбашей), так и визиря (министра и главы бюрократии). Обладатель этого титула был наместником Исмаила и представлял его при королевском дворе. [14] Создание этого нового высшего титула не могло прекратить столкновения между лидерами Кызылбаша и персидскими бюрократами, которые в конечном итоге достигли кульминации в битве при Газдеване Исмаила между Сефевидами и узбеками, в которой вакиль , перс Наджме Сани , похвалил армию . Победа узбеков, во время которой Наджм был схвачен и впоследствии казнен, стала результатом дезертирства многих кызылбашей. [15]

Узбеки Бухары представляли собой постоянную проблему на восточных границах Ирана. Сефевиды и Шейбаниды пришли к власти почти одновременно на рубеже шестнадцатого века. [16] К 1503 году, когда Исмаил I завладел значительной частью Иранского нагорья , Мухаммад Шайбани , хан Бухары ( годы правления 1500–1510 ), завоевал Хорезм и Хорасан . Исмаил победил и убил Мухаммеда Шайбани в битве при Марве в 1510 году, вернув Хорасан во владение Ирану, хотя Хорезм и персидские города в Трансоксиане остались в руках узбеков. [16] После этого владение Хорасаном стало главным яблоком раздора между Сефевидами и Шейбанидами. [16]

В 1514 году престиж и авторитет Исмаила были подорваны его поражением в битве при Чалдыране против Османской империи . Перед войной с османами Исмаил позиционировал себя как реинкарнацию Али или Хусейна . [17] Эта вера ослабла после Чалдырана, и Исмаил утратил богословско-религиозные отношения с разочарованными племенами кызылбашей, которые ранее считали его непобедимым. [18] Это повлияло на Исмаила, который начал сильно пить и больше никогда не возглавлял армию; это позволило захватить власть племенам кызылбашей, что затмило раннее правление Тахмаспа. [19]

Ранняя жизнь [ править ]

Абу'л-Фатх Тахмасп Мирза [20] [а] родился 22 февраля 1514 года в Шахабаде , деревне недалеко от Исфахана , как старший сын Исмаила I и его главной супруги Таджлу Ханум . [22] Согласно рассказу иранских наккалов рассказчиков из ( кофейни ), в ночь рождения Тахмаспа разразилась буря с ветром, дождем и молниями. Таджлу-ханум, чувствуя, что у нее начинаются схватки, предложила расположить царский караван в каком-нибудь селе. Таким образом, королевский караван направился в Шахабад. Кадхода ( староста ) села был суннитом и не впустил Таджлу Ханум в свой дом, но житель села-шиит приветствовал ее в своем скромном доме. [23] К тому времени Таджлу Бегум потеряла сознание от боли и вскоре после того, как вошла в дом, родила сына. [24] Когда эта новость достигла Исмаила, он, как сообщается, был «переполнен» огромной радостью и счастьем, но воздерживался от встречи с сыном до тех пор, пока астрологи не назначили ему для этого благоприятную дату. Когда настал благоприятный час, мальчика представили Исмаилу, и астрологи предсказали, что его будущее будет связано с войной и миром и что у него будет много сыновей. [25] Исмаил назвал мальчика Тахмасп в честь Али, первого имама , который сказал ему сделать это во сне. [26]

Сидящий Тахмасп под скромной палаткой в ​​компании других людей.
Тахмасп Мирза проводит аудиенцию вместе с великими сайедами и богословами в Баг-Шахре в Балхе по прибытии в качестве губернатора Хорасана . Лист альбома, принадлежащий Моэну Мосавверу , из копии книги Биджана « Тарих-и Джахангуша-йи Хакан Сахибкиран» («История шаха Исмаила I»), Исфахан , ок. 1670 г.

стала провинция Хорасан . его феодальным владением В 1516 году, когда Тахмаспу Мирзе было два года, по приказу Исмаила [20] Это назначение было специально сделано, чтобы подражать династии Тимуридов , которая следовала тюрко-монгольской традиции назначать старшего сына государя управлять такой известной провинцией, как Хорасан. Центр этой крупной провинции, город Герат, впоследствии стал городом, где наследные принцы Сефевидов воспитывались, обучались и получали образование на протяжении всего шестнадцатого века. [27] В 1517 году Исмаил назначил губернатора Диярбакра (наставником) Тахмаспа Амира Солтана Мавсиллу лала и губернатором Балха , города в Хорасане. [28] Он заменил губернаторов Хорасана Шамлу и Мавсиллу , которые не присоединились к его армии во время битвы при Чалдиране из-за страха голода. [29] Размещение Тахмаспа в Герате было попыткой уменьшить растущее влияние племени Шамлу, которое доминировало в придворной политике Сефевидов и занимало ряд влиятельных губернаторских должностей. [22] Исмаил также назначил Амира Гияс ад-Дина Мохаммеда, видного деятеля Герата, религиозным наставником Тахмаспа. [22]

Между двумя наставниками возникла борьба за контроль над Гератом. Амир Солтан арестовал Гияс ад-Дина и казнил его на следующий день, но был свергнут со своего поста в 1521 году в результате внезапного набега узбеков, которые переправились через Амударью и захватили часть города. [30] Исмаил назначил Дива Султана Румлу Тахмаспа лалой , а пост губернатора был передан его младшему сыну Сэму Мирзе Сафави . [22] За годы пребывания в Герате Тахмасп полюбил письмо и живопись. Он стал опытным художником и посвятил работу своему брату Бахраму Мирзе . Картина представляла собой юмористическую композицию собрания придворных Сефевидов с музыкой, пением и винопитием. [31]

Весной 1524 года Исмаил заболел во время охотничьей поездки в Грузию и выздоровел в Ардебиле на обратном пути в столицу. [32] Но вскоре у него поднялась высокая температура, которая привела к его смерти 23 мая 1524 года в Тебризе . [33]

Регентство [ править ]

Праздник юного Тахмаспа, стоящего перед троном в окружении дворян.
Вступление на престол шаха Тахмаспа I , лист из «Холассата от-Тавариха» Ахмада Монши Гоми

Десятилетний Тахмасп взошел на трон после смерти отца под опекой Див Султана Румлу, его лалы , фактического правителя королевства. [22] Правление представителя племени Румлу было неприемлемо для других туркменских племен Кызылбаша, особенно Остаджлу и Таккалу. [34] Копек Султан, губернатор Тебриза и лидер Остаджлу, наряду с Чуха Султаном, лидером племени Таккалу, были самыми сильными противниками Див Султана Румлу. [34] Таккалу были могущественны в Исфахане и Хамадане , а Остаджлу владели Хорасаном и столицей Сефевидов Тебризом. [22] Румлу предложил триумвират двум лидерам создать , который был принят, условия заключались в разделении должности амира аль-Умара . [22] Триумвират оказался нежизнеспособным, поскольку все стороны были недовольны своей долей власти. Весной 1526 года серия сражений на северо-западе Ирана между этими племенами распространилась на Хорасан и переросла в гражданскую войну. [35] Фракция Остаджлу была быстро исключена, а ее лидер Копек Султан был убит по приказу Чуха Султана. [36] В годы гражданской войны узбекские рейдеры временно захватили Тус и Астарабад . Див Султан Румлу был обвинен в набегах и казнен. [22] Его казнь осуществил сам Тахмасп. [34]

По повелению молодого короля Чуха Султан, единственный оставшийся член триумвирата, стал фактическим правителем королевства с 1527 по 1530 год. [36] Чуха пытался отстранить Герат от господства Шамлу, что привело к конфликту между двумя племенами. В начале 1530 года губернатор Герата Хосейн Хан Шамлу и его люди убили Чуха и казнили всех Таккалу из свиты шаха в царском лагере. [34] Это спровоцировало племя Таккалу на восстание, и через несколько дней они в качестве возмездия напали на свиту шаха в Хамадане. Один из соплеменников попытался похитить молодого Тахмаспа и казнить его. Тогда Тахмасп приказал устроить всеобщую резню племени Таккалу; многие были убиты, а многие бежали в Багдад, где губернатор, сам Таккалу, казнил некоторых, чтобы доказать свою лояльность. В конце концов оставшимся Таккалу удалось бежать в Османскую империю. [37] В современных хрониках падение Чуха Султана и резня его племени названы «чумой Таккалу». [22] После этого Хосейн Хан Шамлу занял позицию Чуха Султана с согласия лидеров Кызылбаша. [37]

Битва между Тахмаспом I и Убайд Аллах-ханом 24 сентября 1524 года, лист из «Холассата от-Тавариха» Ахмада Монши Гоми.

Пока среди кызылбашей шла гражданская война, узбеки под предводительством Убайд Аллах-хана захватили приграничные земли. [38] В 1528 году Убайд отвоевал Астарабад и Тус и осадил Герат. Четырнадцатилетний Тахмасп командовал армией и разгромил узбеков, отличившись в битве при Джаме. [22] Превосходство Сефевидов в битве было обусловлено множеством различных факторов, одним из которых было использование артиллерии, которой они научились у османов. [39] Тогдашний губернатор Герата и регент Тахмаспа Хосейн Хан Шамлу отличился в ходе битвы и заслужил уважение шаха. [27] Победа, однако, не уменьшила ни узбекскую угрозу, ни внутренний хаос в королевстве, поскольку Тахмаспу пришлось вернуться на запад, чтобы подавить восстание в Багдаде. [40] В том же году узбеки захватили Герат; однако они позволили Сэму Мирзе вернуться в Тебриз. Их оккупация продлилась недолго, и Тахмасп изгнал их летом 1530 года. Он назначил своего брата Бахрама Мирзу, губернатора Хорасана, и Гази-хана Таккалу наставниками Бахрама. [41]

К этому моменту Тахмаспу исполнилось семнадцать, и поэтому он больше не нуждался в регенте. Хосейн Хан Шамлу обошел эту проблему, назначив себя управляющим новорожденного сына Тахмаспа, Мохаммада Мирзы . [42] Хоссейн-хан постоянно подрывал власть шаха и много раз злил Тахмаспа. Его уверенность в своей власти в сочетании со слухами о том, что Хосейн-хан намеревался свергнуть Тахмаспа и посадить на трон своего брата Сэма Мирзу, наконец, заставили Тахмаспа избавиться от могущественного эмира Шамлу. [43] Таким образом, Хосейн-хан был свергнут и казнен в 1533 году. [34] Его падение стало поворотным моментом для Тахмаспа, который теперь знал, что каждый туркменский лидер будет отдавать предпочтение своему племени. Он уменьшил влияние Кызылбаша и дал бюрократии «писателей» большую власть, положив конец регентству. [38] [44]

Царствование [ править ]

Османская война [ править ]

Каджар расписал и напечатал хлопковое живописное панно- каламкар , изображающее Тахмаспа I в бою в окружении других воинов, подпись Шейх Али, Иран, вторая половина XIX века.

Сулейман Великолепный ( годы правления 1520–1566 ), султан Османской империи, возможно, считал сильную империю Сефевидов угрозой своим амбициозным планам на западе и северо-западе своего государства. Однако в течение первого десятилетия правления Тахмаспа он был занят борьбой с Габсбургами и неудачной попыткой захватить Вену . [45] В 1532 году, когда османы сражались в Венгрии, Сулейман послал Олама-бека Таккалу с 50-тысячным войском под командованием Фил-паши в Иран. [22] Олама-бек был одним из многих членов Таккалу, которые после смерти Чухи нашли убежище в Османской империи. [46] Османы захватили Тебриз и Курдистан и пытались заручиться поддержкой провинции Гилян . [47] Тахмасп изгнал османов, но новости о новом вторжении узбеков помешали ему победить их. [22] Сулейман послал своего великого визиря Ибрагима-пашу занять Тебриз в июле 1534 года и присоединился к нему два месяца спустя. [45] Сулейман мирно завоевал Багдад и шиитские города, такие как Наджаф . [47] Пока османы были в походе, Тахмасп находился в Балхе, ведя кампанию против узбеков. [22]

Первое османское вторжение вызвало величайший кризис правления Тахмаспа. Однако его события трудно реконструировать; в неизвестную дату агент из племени Шамлу безуспешно пытался отравить Тахмаспа; они восстали против шаха, который недавно утвердил свою власть, свергнув Хоссейна-хана. [48] [49] Стремясь свергнуть Тахмаспа, они выбрали своим кандидатом одного из его младших братьев, Сэма Мирзу (у которого был опекун Шамлу). Затем повстанцы связались с Сулейманом и попросили его оказать поддержку в возведении на престол Сэма Мирзы, который пообещал следовать проосманской политике. [22] Сулейман признал его правителем Ирана, что вызвало панику при дворе Тахмаспа. [49] Тахмасп отвоевал захваченную территорию, когда Сулейман отправился в Месопотамию , и Сулейман возглавил против него новую кампанию. Тахмасп атаковал его арьергард, и Сулейман был вынужден отступить в Стамбул в конце 1535 года, потеряв все свои завоевания, кроме Багдада. [48] После столкновения с османами Тахмасп бросился в Хорасан, чтобы победить своего брата. Сэм Мирза сдался и попросил пощады у Тахмаспа. Шах принял просьбы своего брата и сослал его в Казвин, но в остальном казнил многих своих советников, а именно своего опекуна Шамлу. [50]

Сидящий Сулейман Великолепный в окружении других людей.
Алькас Мирза и Сулейман Великолепный. Иллюстрация из «Сулейманнаме» .

Отношения с османами оставались враждебными до восстания Алькаса Мирзы , еще одного из младших братьев Тахмаспа, который возглавлял армию Сефевидов во время османского вторжения 1534–1535 годов и был губернатором Ширвана . [51] Он возглавил неудачное восстание против Тахмаспа, который завоевал Дербант весной 1547 года своего сына Исмаила . и назначил губернатором [52] Алькас с оставшимися силами бежал в Крым и укрылся у Сулеймана. Он пообещал восстановить суннитский ислам в Иране и призвал султана возглавить новую кампанию против Тахмаспа. [53] [54] Новое вторжение было направлено на быстрый захват Тебриза в июле 1548 года; Однако вскоре стало ясно, что заявления Алькаса Мирзы о поддержке со стороны всех лидеров Кызылбаша не соответствуют действительности. Длительная кампания была сосредоточена на грабежах, разграблении Хамадана, Кума и Кашана , прежде чем была остановлена ​​в Исфахане. [22] Тахмасп не сражался с истощенной османской армией, а опустошил весь регион от Тебриза до границы; османы не могли навсегда занять захваченные земли, так как вскоре у них закончились припасы. [38]

В конце концов, Алькас Мирза был схвачен на поле боя и заключен в крепость, где и умер. Сулейман завершил свою кампанию, и к осени 1549 года оставшиеся османские войска отступили. [55] Османский султан начал свою последнюю кампанию против Сефевидов в мае 1554 года, когда Исмаил Мирза (сын Тахмаспа) вторгся в восточную Анатолию и победил губернатора Эрзерума Искандар-пашу. Сулейман двинулся из Диярбакра в сторону Армянского Карабаха и отвоевал утраченные земли. [56] Тахмасп разделил свою армию на четыре корпуса и послал каждый в разном направлении, указывая на то, что армия Сефевидов выросла намного больше, чем в предыдущих войнах. Поскольку Сефевиды Тахмаспа имели преимущество, Сулейману пришлось отступить. [57] Османы заключили Амасийский мир , в котором Тахмасп признал суверенитет Османской империи в Месопотамии и большей части Курдистана; кроме того, в знак уважения к суннитскому исламу и суннитам он запретил проведение Омара Кошана (праздника в память об убийстве второго халифа Умара ибн аль-Хаттаба ) и выражение ненависти к халифам Рашидун , которыми дорожат Мусульмане-сунниты. Османы разрешили иранским паломникам свободно путешествовать в Мекку , Медину , Кербелу и Наджаф. [47] [58] Благодаря этому договору у Ирана было время увеличить свои силы и ресурсы, поскольку его западные провинции получили возможность восстановиться после войны. [58] Этот мир также определил границу между Османской империей и Сефевидами на северо-западе без уступки больших территорий на стороне Сефевидов. [38] Эти условия, при обстоятельствах, благоприятных для Сефевидов, были свидетельством разочарования, которое испытывал Сулейман Великолепный из-за своей неспособности нанести Сефевидам большее поражение. [38]

Грузинские кампании

Тахмасп интересовался Кавказом , особенно Грузией, по двум причинам: уменьшить влияние племени Остаджлу (сохранившего свои земли на юге Грузии и Армении после гражданской войны 1526 года) и стремление к добыче, аналогичной добыче его отца. . Поскольку грузины были в основном христианами, он использовал предлог джихада (исламская вооруженная борьба против неверующих) для оправдания вторжения. [59] Между 1540 и 1553 годами Тахмасп возглавил четыре кампании против грузинских царств. [60] В ходе первой кампании армия Сефевидов разграбила Тбилиси , включая его церкви, а также жен и детей знати. [61] Тахмасп также заставил губернатора Тбилиси Голбада принять ислам. Царь Картли годы Луарсаб I ( правления 1527/1534–1556/1558 ) сумел бежать и скрылся во время набега Тахмаспа. [62] Во время своего второго вторжения, якобы для обеспечения стабильности территории Грузии, он разграбил фермы и подчинил Левана Кахетинского ( годы правления 1518/1520–1574 ). [63] За год до Амасийского мира в 1554 году Тахмасп возглавил свою последнюю военную кампанию на Кавказе. За время своих походов он взял много пленных и на этот раз привез 30 000 грузин в Иран . Мать Луарсаба, Нестан Дареджан, была схвачена во время этих кампаний, но покончила жизнь самоубийством после заключения. [21] Потомки этих заключенных вместе с туркменами и персами сформировали «третью силу» в администрации и бюрократии Сефевидов и стали главным соперником двух других в последние годы существования империи Сефевидов. [61] Хотя эта «третья сила» пришла к власти двумя поколениями позже, во время правления внука Тахмаспа, Аббаса Великого ( годы правления 1588–1629 ), она начала проникать в армию Тахмаспа во второй четверти его правления в качестве голамов (воинов-рабов) и корчи. (королевские телохранители шаха) и стали более влиятельными на вершине империи Сефевидов. [64]

В 1555 году по Амасийскому миру восточная Грузия осталась в руках Ирана, а западная Грузия находилась под властью турок. [65] После заключения договора Тахмасп больше никогда не появлялся на границе Кавказа. Вместо этого губернатор Грузии Шахверди Султан представлял власть Сефевидов к северу от реки Аракс . [21] Тахмасп стремился установить свое господство, навязав несколько иранских политических и социальных институтов и посадив обращенных в ислам на троны Картли и Кахети ; одним из них был Давуд-хан , брат Симона I Картлийского ( годы правления 1556–1569, 1578–1599 ). [61] Сын Левана Кахетинского, принц Иессе также появился в Казвине в 1560-х годах и принял ислам. Взамен Тахмасп оказал ему услуги и подарки. Принцу был предоставлен в качестве резиденции старый царский дворец в Казвине, и он стал губернатором Шеки и прилегающих территорий. [21] Обращение этих грузинских князей не разубедило грузинские войска, которые пытались отвоевать Тбилиси при Симоне I и его отце Луарсабе I Картли в битве при Гариси ; Битва закончилась тупиком : Луарсаб и военачальник Сефевидов Шахверди Султан оба были убиты в бою. [66]

Королевские беженцы

Тахмасп и Хумаюн на весеннем новогоднем празднике в окружении других людей
Тахмасп и Хумаюн на празднике Навруз ( Чехель Сотун , Исфахан )

Одним из самых знаменитых событий правления Тахмаспа был визит Хумаюна ( годы правления 1530–1540 ), старшего сына Бабура ( годы правления 1526–1530 ) и императора Империи Великих Моголов , который столкнулся с восстаниями своих братьев. [67] Хумаюн бежал в Герат, проехал через Мешхед , Нишапур , Сабзевар и Казвин и встретил Тахмаспа в Солтании в 1544 году. [68] Тахмасп почтил Хомаюна в качестве гостя и подарил ему иллюстрированную версию » Саади « Гулистана , относящуюся ко времени правления Абу Саида Мирзы ( годы правления 1451–1469, 1459–1469 ), прадеда Хумаюна; [69] [70] однако он отказался оказать ему политическую помощь, если он не примет шиитский ислам. Хумаюн неохотно согласился, но вернулся в суннитский ислам, когда вернулся в Индию; однако он не заставил иранских шиитов, приехавших с ним в Индию, принять христианство. [67] Тахмасп также потребовал услугу за услугу , по которой город Кандагар будет передан его малолетнему сыну Мораду Мирзе. [68] [71] Хумаюн провел Навруз при дворе шаха и ушел в 1545 году с армией, предоставленной Тахмаспом, чтобы вернуть свои утраченные земли; его первым завоеванием стал Кандагар, который он уступил молодому Сефевидскому принцу. [72] Однако Морад Мирза вскоре умер, и город стал яблоком раздора между двумя империями: Сефевиды утверждали, что он был передан им навечно , в то время как Моголы утверждали, что это был удел , срок действия которого истек со смертью Морад Мирзы. принц. [68] Тахмасп начал первую экспедицию Сефевидов в Кандагар в 1558 году, после смерти Хумаюна, и отвоевал город. [49]

Другим известным гостем при дворе Тахмаспа был Шехзаде Баязид , беглый османский принц, который восстал против своего отца, Сулеймана Великолепного, и осенью 1559 года отправился к шаху с 10-тысячной армией, чтобы убедить его начать войну против османов. [73] Хотя он чтил Баязида, Тахмасп не хотел нарушать мир Амасьи. [74] [75] Подозревая, что Баязид планировал переворот, он арестовал его и вернул османам; Баязид и его дети были немедленно казнены. [73]

жизнь смерть Дальнейшая и

Картина пожилого Тахмаспа, сидящего на улице под деревом.
Старый Тахмасп, нарисованный ок. 1575 , Казвин

Хотя Тахмасп редко покидал Казвин с момента заключения Амасийского мира в 1555 году до своей смерти в 1576 году, он все еще действовал в этот период. Восстание 1564 года в Герате было подавлено Масум-беком и губернаторами Хорасана, но регион оставался неспокойным и два года спустя подвергся набегу узбеков. [76] Тахмасп серьезно заболел в 1574 году и дважды за два месяца был на грани смерти. [73] Поскольку он не выбрал наследного принца, вопрос о преемственности был поднят членами королевской семьи и лидерами Кызылбаша. Его любимый сын Хайдар Мирза пользовался поддержкой племени Устаджлу и могущественной грузинской придворной фракции; заключенного в тюрьму принца Исмаила Мирзу поддержала Пари Хан Ханум , влиятельная дочь Тахмаспа. [77] [б] Фракция, поддерживающая Хайдара, пыталась устранить Исмаила, завоевав расположение кастеляна замка Кахкахе (где Исмаил был заключен в тюрьму), но Пари Хан узнал о заговоре и сообщил Тахмаспу; шах, который все еще любил своего сына, приказал, чтобы его охраняли афшарские мушкетеры. [79]

Тахмасп, выздоровев от болезни, снова сосредоточился на государственных делах. Однако сохраняющаяся судебная напряженность спровоцировала новую гражданскую войну, когда шах умер 14 мая 1576 года от отравления. [80] В отравлении возложили ответственность на Абу Насера ​​Гилани, врача, который лечил Тахмаспа, когда он был болен. По словам Тарих-э Алам-ара-йе Аббаси , «Он неразумно добивался признания своего превосходящего статуса по отношению к другим врачам; в результате, когда Тахмасп умер, Абу Наср был обвинен в предательстве в лечении, которое он прописал. и он был казнен во дворце членами курчи » . [38] У Тахмаспа I было самое продолжительное правление среди всех членов династии Сефевидов: на девять дней меньше пятидесяти двух лет. [38] Он умер, не оставив назначенного наследника, и две фракции при его дворе боролись за трон. Хайдар-Мирза был убит вскоре после смерти своего отца, а Исмаил-Мирза стал королем и был коронован Исмаилом II ( годы правления 1576–1577 ). Менее чем через два месяца после своего восшествия на престол Исмаил приказал провести массовую чистку всех членов королевской семьи мужского пола. Только Мохаммад Ходабанда, уже почти ослепший, и трое его маленьких сыновей пережили эту чистку. [52]

Политика [ править ]

Администрация [ править ]

Правление Тахмаспа после гражданских войн между лидерами Кызылбаша стало « личным правлением », целью которого было контролировать влияние Туркмении путем расширения возможностей персидской бюрократии. Ключевым изменением стало назначение в 1535 году Кази Джахана Казвини , который расширил дипломатию за пределы Ирана, установив контакты с португальцами , венецианцами , Великими Моголов и шиитскими султанатами Декана . [81] Английский исследователь Энтони Дженкинсон , принятый при дворе Сефевидов в 1562 году, также стремился способствовать развитию торговли. [38] Габсбурги стремились объединиться с Сефевидами против османов. В 1529 году Фердинанд I ( годы правления 1558–1564 ) отправил посла в Иран с целью в следующем году атаковать Османскую империю с двух фронтов. Однако миссия не увенчалась успехом, поскольку посланнику потребовалось больше года, чтобы вернуться. [82] Первые дошедшие до нас письма Сефевидов европейской державе были отправлены в 1540 году дожу Венеции Пьетро Ландо ( годы правления 1538–1545 ). В ответ дож и Великий совет Венеции поручили Мишелю Мембре посетить двор Сефевидов. В 1540 году он посетил лагерь Тахмаспа в Маранде , недалеко от Тебриза. Миссия Мембре длилась три года, в течение которых он написал Relazione di Persia , один из немногих европейских источников, описывающих двор Тахмаспа. [83] В своем письме Ландо Тахмасп пообещал «очистить землю от [османского] зла» с помощью Священной Лиги . Однако этот союз так и не принес плодов. [84]

Одним из наиболее важных событий правления Тахмаспа был перенос столицы Сефевидов, положивший начало так называемому периоду Казвина. [85] Хотя точная дата неизвестна, Тахмасп начал подготовку к переносу королевской столицы из Тебриза в Казвин во время периода этнического переселения 1540-х годов. [22] Переезд из Тебриза в Казвин положил конец тюрко-монгольской традиции перемещения стад между летними и зимними пастбищами, положив конец кочевому образу жизни Исмаила I. [86] От идеи туркменского государства с центром в Тебризе отказались в пользу империи с центром на Иранском нагорье . [87] Переезд в город, который связывал это царство с Хорасаном древним маршрутом , позволил добиться большей степени централизации, поскольку отдаленные провинции, такие как Ширван, Грузия и Гилян, были переданы в состав Сефевидов. [88] В частности, присоединение Гилана было жизненно важно для Сефевидов. Чтобы обеспечить свой постоянный контроль над провинцией, Тахмасп заключил королевские браки с влиятельными семьями Гилана. [89] Некызылбашское население Казвина позволило Тахмаспу привлечь к своему двору новых членов, не имевших отношения к туркменским племенам. [с] [22] Город, ассоциирующийся с ортодоксальностью и стабильным управлением, развивался под патронажем Тахмаспа; Самым выдающимся зданием той эпохи является Чехель Сотун . [90]

После смены столиц под правлением Тахмаспа началась новая эра в написании истории. [91] Историография Сефевидов, которая до этого опиралась только на историков, не находящихся под влиянием Сефевидов, созрела и стала ценным проектом при новом дворе Тахмаспа. [92] Тахмасп — единственный монарх Сефевидов, записавший свои воспоминания, известный как Тазкера-йе Шах Тахмасб . [92] По поручению шаха Абди Бег Ширази, секретарь-бухгалтер королевской канцелярии, написал всемирную историю под названием « Такмелат аль-ахбар» , которую посвятил Пари Хан Ханум, дочери Тахмаспа. Книга задумывалась как всемирная история, но была опубликована только последняя часть книги, охватывающая период правления Исмаила I и Тахмаспа до 1570 года. [93] Он также поручил Абол-Фатху Хоссейни переписать «Сафват ас-Сафа» , древнейший из сохранившихся текстов, касающихся Сафи-ад-дина Ардабили и суфийских верований Сефевидов, чтобы узаконить его притязания на сейидов . [92] Все историки, находящиеся под патронажем Тахмаспа, сосредоточили свои работы вокруг одной главной цели: рассказать историю династии Сефевидов. Они называли себя историками-сефевидами, живущими в сефевидский период иранской истории - концепция, которой не было в более ранних хрониках династии. Это новое определение уходит корнями в изменение столицы и урбанизацию кочевого образа жизни Сефевидов. Таким образом , такие историки, как Чарльз Мелвилл и Шоле Куинн, считают правление Тахмаспа началом «настоящего расцвета историографии Сефевидов». [94]

Военный [ править ]

Сефевидская армия развивалась во время правления Тахмаспа. Первые корпуса артиллеристов ( тупчиян ) и мушкетеров ( туфанчиян ), созданные первоначально во время правления Исмаила I, стали использоваться в его армии. Пересказ придворной хроники битвы при Джаме и военный обзор 1530 года показывают, что армия Сефевидов имела на вооружении несколько сотен легких пушек и несколько тысяч пехотинцев. [95] Голлар-агасисы , военные рабы, выведенные Тахмаспом из кавказских пленников, командовали туфангчиянами и тупчиянами . [96] Чтобы ослабить власть Кызылбаша, он упразднил титулы амира аль-умара и вакиля . [38] курчи -баши (командир курчи ) . , ранее подчинявшийся амиру аль-умару Главным сефевидским военным офицером стал [43]

После Амасийского мира в 1555 году Тахмасп стал жадным человеком, которого не заботило, как и где его войска получали зарплату, даже если это было преступным путем. К 1575 году иранским войскам не платили зарплату уже четыре года. Говорят, что они согласились на это, потому что, как выразился один летописец, «они очень любили шаха». [97]

Религия [ править ]

Сине-золотой Коран
Коран , вероятно, принадлежащий Тахмаспу I, датированный июлем – августом 1552 года, созданный в Ширазе или Казвине.

Тахмасп назвал себя «благочестивым шиитским королем-мистиком». [98] Его религиозные взгляды и степень, в которой они повлияли на религиозную политику Сефевидов, являются наиболее интересным аспектом его правления для историков, как современных, так и современных. Как отметил итальянский историк Бьянкамария Скарсия Аморетти , «современное своеобразие персидского шиизма уходит корнями [в шаха Тахмаспа]». [22] До 1533 года вожди Кызылбаша (поклонявшиеся Исмаилу I как обещанному Махди ) убеждали юного Тахмаспа продолжать идти по стопам отца; в том же году он пережил духовное возрождение, совершил акт покаяния и объявил нерелигиозное поведение вне закона. [99] Тахмасп отверг утверждение своего отца о том, что он был махди, став мистическим любовником Али и королем, придерживающимся шариата . [100] но все же любил жителей деревни приезжать в его дворец в Казвине, чтобы потрогать его одежду. [22] Тахмасп твердо придерживался противоречивой шиитской веры в неизбежное пришествие Махди . Он отказался позволить своей любимой сестре Шахзаде Султаним выйти замуж, потому что он оставил ее в качестве невесты для Махди. [101] Он утверждал, что связан с Али и суфийскими святыми, такими как его предок Сафи ад-Дин, через сны, в которых он предвидел будущее. [102] У Тахмаспа были и другие суеверные убеждения; например, его одержимость наукой геомантией оккультной . По словам венецианского дипломата Винченцо дельи Алессандри , шах настолько увлекся геомантией, что не покидал своего дворца в течение десяти лет. [103] Он также заметил, что его люди поклонялись Тахмаспу как богоподобному существу, обладающему хрупким и старым телом. [103] Тахмасп хотел, чтобы поэты его двора писали об Али, а не о нем. [104] Он отправил копии Корана в качестве подарков нескольким османским султанам; Всего за время его правления в Стамбул было отправлено восемнадцать экземпляров Корана, и все они были инкрустированы драгоценностями и золотом. [105]

Тахмасп рассматривал двунадесятник как новую доктрину королевской власти, дающую улемам власть в религиозных и юридических вопросах и назначающую шейха Али аль-Караки заместителем Скрытого имама . [98] Это принесло новую политическую и судебную власть муллам ( исламским священнослужителям), сайидам и их сетям, пересекающим Тебриз, Казвин, Исфахан и недавно присоединенные центры Рашт , Астарабад и Амол . [106] По наблюдениям Искандар-бека Мунши придворного летописца , сайиды как класс землевладельческой элиты пользовались значительной властью. В 1530-х и 1540-х годах они доминировали над сефевидским двором в Тебризе, и, по словам Искандар-бека, «любое их желание воплощалось в реальность почти до того, как оно было произнесено… хотя они были виновны в противозаконных действиях». [107] Во время правления Тахмаспа персидские ученые приняли претензии Сефевидов на наследие сайидов и назвали его « Хусейнидом ». [108] Тахмасп приступил к реализации широкомасштабной городской программы, призванной превратить город Казвин в центр шиитского благочестия и ортодоксальности, расширив храм Хусейна (сына Али аль-Риды , восьмого имама). [109] Он также внимательно относился к своему родовому суфийскому ордену в Ардебиле, построив мечеть Джанат Сарай, чтобы поощрять посетителей и проводить Сама (суфийскую духовную церемонию). [110] Тахмасп приказал практиковать суфийские ритуалы и заставил суфиев и мулл приходить в его дворец и совершать публичные акты благочестия и зикр (форму исламской медитации) в честь Ид аль-Фитра (и возобновлять свою верность ему). Это побудило последователей Тахмаспа считать себя принадлежащими к сообществу, слишком большому, чтобы быть связанным племенными или другими местными социальными порядками. [111] Хотя Тахмасп продолжал обращение шиитов в Иране, в отличие от своего отца он не принуждал другие религиозные группы; у него было давнее признание и покровительство армянам-христианам. [112]

Искусство [ править ]

Панель каллиграфической рукописи на цветочной иллюминации с золотым контуром.
Каллиграфическое панно, посвященное Тахмаспу I, подписанное Мохаммадом Моменом, Иран, 16 век.

В юности Тахмасп был склонен к каллиграфии и искусству и покровительствовал мастерам и в том, и в другом. [22] Его выдающимся и признанным вкладом в искусство Сефевидов было покровительство персидским миниатюрным рукописям, которое имело место в первой половине его правления. [113] Он был тезкой одной из самых знаменитых иллюстрированных рукописей « Шахнаме» , которая была заказана его отцом около 1522 года и завершена в середине 1530-х годов. [114] Он поощрял таких художников, как Камаль уд-Дин Бехзад , [115] дарование королевской мастерской живописи мастерам, подмастерьям и ученикам с экзотическими материалами, такими как молотое золото и лазурит . Художники Тахмаспа иллюстрировали Хамсу Низами , [116] и он работал над картинами на балконах Чехеля Сотуна. [117] Тарих -э Алам-ара-йе Аббаси называет правление Тахмаспа зенитом сефевидского каллиграфического и изобразительного искусства. [22] Тахмасп потерял интерес к искусству миниатюры примерно в 1555 году и, соответственно, распустил королевскую мастерскую и позволил своим художникам практиковаться в другом месте. [118] Однако его покровительство искусству высоко оценили многие историки современного искусства , такие как Джеймс Элкинс и Стюарт Кэри Уэлч . [119] [120] Американский историк Дуглас Стрейзанд называет его «величайшим покровителем Сефевидов». [121] Колин П. Митчелл связывает покровительство Тахмаспа с возрождением иранской художественной и культурной жизни. [22]

Правление Тахмаспа и его отца Исмаила I считается наиболее плодотворной эпохой в истории азербайджанского турецкого языка и литературы . В эту эпоху процветал известный поэт Физули , писавший на азербайджанском, турецком, персидском и арабском языках. [122] В своих мемуарах Тахмасп выражает свою любовь как к персидской, так и к турецкой поэзии. [123] Однако в последние годы своей жизни он стал презирать поэтов и поэзию; по мере того как его преданность Корану возрастала, он больше не считал поэтов благочестивыми людьми, поскольку многие из них были пристрастием к вину, что было нерелигиозным поведением. Тахмасп отказался допускать поэтов к своему двору и перестал относиться к ним благосклонно. [124] По словам Тазкера-йе Тохфе-йе Сами его брата Сэма Мирзы, во время правления первых двух царей Сефевидов было 700 поэтов. После религиозного обращения Тахмаспа многие присоединились к Хумаюну; тех, кто остался и написал эротические газели ( сонеты ), таких как Вахши Бафки и Мохташам Кашани , избегали. [22] [125] Другие поэты, такие как Назири Нишапури и Орфи Ширази, решили покинуть Иран и эмигрировать ко двору Великих Моголов, где они стали пионерами возникновения поэзии в индийском стиле ( Сабк-и Хинди ), известной своими высокориторическими текстами с метафорами, мистическим философские темы и аллегории. [126] [127]

Чеканка [ править ]

Золотая монета Тахмаспа I, отчеканенная в Ширазе , датированная 1523/4 годом.

Монеты Тахмаспа I характеризовались регионом, в котором они были отчеканены. Акче использовался в Ширване; в Мазендаране чеканили танка , а в Хузестане использовали валюту ларин . К 1570-м годам большинство этих автономных денежных единиц были унифицированы. [128] Вес шахи [д] монеты значительно уменьшились с 7,88 грамма (0,278 унции) в начале правления Тахмаспа до 2,39 грамма (0,084 унции) в западных частях королевства и 2,92 грамма (0,103 унции) на востоке в конце. [128] Это снижение веса было результатом османских и узбекских вторжений, а также османского торгового запрета, который оказал разрушительное влияние на торговлю и, следовательно, на доходы шаха. По мнению венецианца Мишеля Мембре, ни один купец не мог проехать в Иран через границы Османской империи без разрешения султана. Всех путешественников останавливали и арестовывали, если у них не было королевского разрешения. [130]

В его монетах арабский язык больше не является единственным используемым языком, в его монетах фальс ( фолус-и шахи ) фраза «Может быть навечно [осужден] на проклятие Бога / Тот, кто изменяет [курс] королевских фолус» отчеканен на персидском языке . Старые медные монеты выпускались заново с надчеканками фолус-и шахи , ' адл-э шахи и т. д., которые показывали их новую ценность. [128]

Семья [ править ]

Тахмасп, в отличие от своих предков, женившихся на туркменках, взял грузинок и черкешенок в жены ; у большинства его детей были матери европеоидной расы . [134] Его единственной туркменской супругой была его главная жена Султанум Бегум из племени Мавсиллу ( государственный брак ), которая родила двух сыновей: Мохаммада Ходабанду и Исмаила II. [135] У Тахмаспа были плохие отношения с Исмаилом, которого он заключил в тюрьму по подозрению в том, что его сын может попытаться совершить против него переворот. [134] Однако он был внимателен к другим своим детям; По его приказу его дочери обучались управлению, искусству и наукам. [136] а Хайдар Мирза (его любимый сын, рожденный от грузинской рабыни) участвовал в государственных делах. [137]

У Тахмаспа было семь известных супруг:

У него было тринадцать сыновей:

  • Мохаммад Ходабанда (1532–1595 или 1596), шах Ирана (годы правления 1578–1587) [143]
  • Исмаил II (31 мая 1537 - 24 ноября 1577), шах Ирана (годы правления 1576–77) [52]
  • Мурад Мирза (ум. 1545), номинальный губернатор Кандагара; умер в младенчестве [68]
  • Сулейман Мирза (ум. 9 ноября 1576 г.), губернатор Шираза, убит во время чистки Исмаила II. [52]
  • Хайдар Мирза (28 сентября 1556 - 15 мая 1576), самопровозглашенный шах Ирана на день после смерти Тахмаспа; убит своей охраной в Казвине [144]
  • Мустафа Мирза (ум. 9 ноября 1576 г.), убит во время чистки Исмаила II; [52] его дочь вышла замуж за Аббаса Великого [145]
  • Джунайд Мирза (ум. 1577), убит во время чистки Исмаила II. [38]
  • Махмуд Мирза (ум. 7 марта 1577 г.), губернатор Ширвана и Лахиджана, убит во время чистки Исмаила II. [52]
  • Имам Коли Мирза (умер 7 марта 1577 г.), убит во время чистки Исмаила II. [52]
  • Али Мирза (ум. 31 января 1642 г.), ослепленный и заключенный в тюрьму Аббасом Великим. [38]
  • Ахмад Мирза (умер 7 марта 1577 г.), убит во время чистки Исмаила II. [52]
  • Мурад Мирза (ум. 1577), убит во время чистки Исмаила II. [38]
  • Зейн аль-Абедин Мирза умер в детстве [38]
  • Муса Мирза умер в детстве [38]

У Тахмаспа, вероятно, было тринадцать дочерей, восемь из которых известны: [38]

Наследие [ править ]

Правление Тахмаспа I началось в эпоху гражданских войн между лидерами кызылбашей после смерти Исмаила I, чья харизматическая характеристика как Мессии, которая заставила кызылбашей следовать за ним, подошла к концу с приходом к власти Тахмаспа. [148] В отличие от своего отца, Тахмасп не обладал харизмой ни в политическом, ни в духовном смысле и не был достаточно взрослым, чтобы проявить себя свирепым воином на поле боя - качество, которое ценят кызылбаши. В конце концов, Тахмасп преодолел эту проблему; он показал себя достойным военачальником в битве при Джаме против узбеков и вместо того, чтобы противостоять османам непосредственно на поле боя, предпочел грабить их арьергарды. [149] Даже способность выжить против гораздо более крупной османской армии делает его мастером фабианской тактики . [150] Тахмасп знал, что он не сможет заменить своего отца в качестве харизматического духовного лидера, и хотя он изо всех сил пытался восстановить легитимность своей семьи среди кызылбашей, ему также пришлось создать из себя публичную фигуру, чтобы убедить более широкие слои населения в своем праве на власть как новый Сефевидский шах. [151] Таким образом, он стал ревностным последователем шиизма и сохранял этот имидж с преувеличенным благочестием до конца своего правления. [152] Этот ревностный образ помог ему сломить влияние кызылбашей, и он смог взять бразды правления в свои руки через десять лет, после того как в королевстве шла гражданская война между заговорщиками племенных вождей. Таким образом, он создал стандартный общественный имидж царей Сефевидов: ревностного монарха, действовавшего как представитель Скрытого Имама. Однако никто из его преемников не хранил этот образ так ревностно, как он. [153] Даже после консолидации своей власти у Тахмаспа было мало политических рычагов по сравнению с Османской империей. Однако он успешно заложил основу для трансформации государства Сефевидов Аббасом Великим, привезя в свое царство кавказских рабов. Таким образом, он создал ядро ​​силы, изменившей политический баланс империи во времена его внука. [49]

Тахмасп I не произвел большого впечатления на западных историков, которые часто сравнивали его с отцом. Его изображают « скрягой » и «религиозным фанатиком». Его обвиняли в том, что он никогда не покидал гарем, и говорили, что он делил свое время между сексуальными связями со своими фаворитками и предсказанием будущего. [95] Эта характеристика сделала Тахмаспа малоизвестной фигурой как царя и человека. Однако современными историками зафиксировано несколько случаев, указывающих на более благоприятные стороны характера шаха: тот факт, что, несмотря на его жадность, благочестие заставило его отказаться от налогов в размере около 30 000 туманов , поскольку их сбор нарушал бы религиозный закон; его речь перед посланниками Сулеймана Великолепного, прибывшими забрать беглого Шехзаде Баязида, показала его политическое искусство; [Это] он покровительствовал искусству и обладал высококультурным умом. [155] По словам Колина П. Митчелла, достижением является то, что он смог не только сохранить империю своего отца от распада, но и расширить ее, будучи современником Сулеймана Великолепного, самого успешного османского султана. [22] Именно во время правления Тахмаспа право Сефевидов на правление было установлено и постепенно принято среди шиитского народа, которому нравилась идея, что над ними правит потомок Ахль аль-Байта (Семья пророка ислама Мухаммеда). Таким образом, династия Сефевидов получила идеологическую основу, гораздо более сильную, чем первоначальная предпосылка права завоевания . [151] К концу своего правления успех Тахмаспа в сохранении целостности империи позволил персидской бюрократической элите взять на себя бюрократическую и идеологическую опеку над империей Сефевидов. Это позволило Тахмаспу и его преемникам обрести династическую легитимность и культивировать имперский культ личности , который предотвратил новую гражданскую войну, даже когда империя находилась в самом хрупком положении. [156]

Примечания [ править ]

  1. ^ В обществе Сефевидов, когда термин Мирза (эквивалент слова «принц») использовался после имени, например, Тахмасп Мирза, он относился к принцу, а если он использовался перед именем, например, Мирза Ибрагим, Мирза Таки, это означало означало, что этот человек принадлежал к классу бюрократов и литераторов. [21]
  2. Исмаил Мирза находился в заключении с 1557 года. Предлагаются разные причины, по которым шах посадил его в тюрьму; среди них - его паранойя в отношении Исмаила, периодические нападения Исмаила на приграничные территории Османской империи, что представляет собой угрозу миру Амасьи, и нахождение под влиянием его великого визиря Масум-бека Сафави (который также был лалой Хайдара Мирзы) . [78]
  3. Как далее объяснил современный историк Колин П. Митчелл: «Более привлекательное объяснение размещения центральной королевской администрации в Казвине лежит в вышеупомянутой программе минимизации неправомерного тюркского влияния при дворе Сефевидов. Как Ханс Ремер (2008, стр. 249), не было необходимости видеть в этом шаге политику «персианизации», но, несомненно, «от идеи туркменского государства с центром в Тебризе и опорой в восточной Анатолии, Месопотамии и северо-западной Персии отказались. ' Решение заменить Тебриз в качестве имперского центра, города, который исторически был центром нескольких монгольских и туркменских династий, таких как Ильханиды, Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, совпало с решением шаха о заселении и укомплектовать свой двор и армию членами нового, не Кезельбашского округа». [22]
  4. Шахи — название серебряных монет Сефевидов, первоначальный вес которых составлял 4,6 грамма (0,16 унции) во время правления Исмаила I. [129]
  5. ^ Текст речи: «Несколько раз ко мне посылали посланников к Его Величеству Великому Лорду (Сулейману) и передавали некоторые послания; но гордость и жестокосердие были настолько велики в сердце Его Величества Великого Лорда, что он никогда не думал об отправке послов сам. В течение всего времени, начиная со смерти Его Величества Кагана ( Исмаила I) и до сегодняшнего дня, в течение этих тридцати девяти лет, я всегда питал желание, чтобы кто-то от имени Его Величества Великого. Господь придет, чтобы я мог объяснить ему эти вопросы. Благодарность Аллаху, что теперь вы, два человека с такой репутацией (одним из которых был Гази Хусрев-паша , Великий визирь ) со своей свитой из двухсот оруженосцев и трех сто слуг твоих пришли ко мне и могут услышать эту историю. Ты потом доложишь обо всем этом Его Величеству Великому Лорду, или если не себе, то хотя бы одному из твоих людей, а если не сможешь рассказать Его Величеству; Великий Господин, поговори об этом с его пашами и придворными, чтобы Его Величество Великий Господин мог услышать об этом». [154]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Хинц 1975 , с. 232.
  2. ^ Ансари 2012 , с. 25 (см. примечание 74).
  3. ^ Джусти 1895 , с. 319
  4. ^ Аморетти и Матти 2009 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Мэтью 2008 .
  6. ^ Бабингер и Сэвори 1995 .
  7. ^ Черный 2021 , с. 357.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Савори и Карамустафа 1998 .
  9. ^ Рэйфилд 2013 , с. 165–166.
  10. ^ Савори и Ганджей 2007 .
  11. ^ Браун 2009 , с. 235.
  12. ^ Савори и др. 2012 .
  13. ^ Бахаш 1983 .
  14. ^ Берг 2022 , стр. 298–299.
  15. ^ Маццауи 2002 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с Черный 2021 , с. 359.
  17. ^ Митчелл 2009a , с. 32.
  18. ^ Ремер 2008 , с. 225.
  19. ^ Митчелл 2009b ; Савори и Карамустафа 1998 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Митчелл 2009а , с. 58.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Маэда 2021 , с. 130.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час я дж к л м н О п д р с т в v В Икс и Митчелл 2009б .
  23. ^ Вуд 2018 , с. 69.
  24. ^ Вуд 2018 , с. 70.
  25. ^ Вуд 2018 , с. 78.
  26. ^ Вуд 2018 , с. 79.
  27. ^ Перейти обратно: а б Митчелл 2009а , с. 59.
  28. ^ Митчелл 2009b ; Ньюман 2008 , стр. 21.
  29. ^ Ньюман 2008 , с. 21.
  30. ^ Митчелл 2009b ; Ньюман 2008 , стр. 21.
  31. ^ Симпсон 2021 , с. 471.
  32. ^ Ремер 2008 , с. 227.
  33. ^ Ньюман 2008 , с. 25.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д Это Ремер 2008 , с. 234.
  35. ^ Савори и Босворт 2012 ; Ремер 2008 , стр. 234.
  36. ^ Перейти обратно: а б Ньюман 2008 , с. 26.
  37. ^ Перейти обратно: а б Чабер 2007 , с. 55.
  38. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час я дж к л м н О п д Савори и Босворт 2012 .
  39. ^ Ремер 2008 , с. 236.
  40. ^ Митчелл 2009b ; Савори и Босворт 2012 .
  41. ^ Митчелл 2009b ; Ремер 2008 , стр. 236.
  42. ^ Митчелл 2009a , с. 60.
  43. ^ Перейти обратно: а б Чабер 2007 , с. 56.
  44. ^ Ремер 2008 , с. 235.
  45. ^ Перейти обратно: а б Ремер 2008 , с. 241.
  46. ^ Ньюман 2008 , с. 26–27.
  47. ^ Перейти обратно: а б с Ньюман 2008 , с. 28.
  48. ^ Перейти обратно: а б Ремер 2008 , с. 242.
  49. ^ Перейти обратно: а б с д Стрейзанд 2019 , с. 148.
  50. ^ Такер 2021 , с. 549.
  51. ^ Флейшер 1985 .
  52. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час Гереглу 2016а .
  53. ^ Ремер 2008 , с. 242–243.
  54. ^ Митчелл 2009a , с. 79.
  55. ^ Ремер 2008 , с. 243.
  56. ^ Ремер 2008 , с. 243–244.
  57. ^ Пикантный 2007 , с. 63.
  58. ^ Перейти обратно: а б Кёбах 1985 .
  59. ^ Пикантный 2007 , стр. 65; Панахи 2015 , стр. 52.
  60. ^ Пикантный 2007 , с. 64.
  61. ^ Перейти обратно: а б с Хитчинс 2000 .
  62. ^ Маэда 2021 , с. 129.
  63. ^ Шитье 2015 , с. 46.
  64. ^ Ремер 2008 , с. 246.
  65. ^ Микаберидзе 2015 , с. xxxi.
  66. ^ Ремер 2008 , с. 245.
  67. ^ Перейти обратно: а б Чабер 2007 , с. 66.
  68. ^ Перейти обратно: а б с д Тэкстон 2004 .
  69. ^ Начало 2000 , с. 104.
  70. ^ Судавар 2017 , с. 49.
  71. ^ Пикантный 2007 , с. 66–67.
  72. ^ Такстон 2004 ; Стрейзанд 2019 , стр. 148.
  73. ^ Перейти обратно: а б с Чабер 2007 , с. 67.
  74. ^ Фарохи и флот 2013 , с. 446.
  75. ^ Митчелл 2009a , с. 126.
  76. ^ Ньюман 2008 , с. 38–39.
  77. ^ Ремер 2008 , с. 247.
  78. ^ Гереглу, 2016a ; Хинц 1992 , с. 24, 26, 32–37; Митчелл 2009а , с. 145
  79. ^ Трансплантация 2009 .
  80. ^ Ремер 2008 , с. 248.
  81. ^ Митчелл 2009a , с. 68.
  82. ^ Slaby 2005 .
  83. ^ Митчелл 2009a , с. 90.
  84. ^ Митчелл 2009a , с. 90–91.
  85. ^ Олдос 2021 , с. 35.
  86. ^ Олдос 2021 , с. 37.
  87. ^ Ремер 2008 , с. 249.
  88. ^ Митчелл 2009a , с. 105.
  89. ^ Перейти обратно: а б с Суппе 2003 , с. 146.
  90. ^ Кляйсс 1990 .
  91. ^ Олдос 2021 , с. 38.
  92. ^ Перейти обратно: а б с Куинн 2021 , с. 170.
  93. ^ Дабирсиаки и Фрагнер 1982 ; Олдос 2021 , стр. 39–40.
  94. ^ Олдос 2021 , с. 40–41.
  95. ^ Перейти обратно: а б Чабер 2007 , с. 57.
  96. ^ Стрейзанд 2019 , с. 170.
  97. ^ Этаж 2021 , с. 229.
  98. ^ Перейти обратно: а б Стрейзанд 2019 , с. 164.
  99. ^ Митчелл 2009b ; Савори и Босворт 2012 .
  100. ^ Шеперд 2012 , с. 291.
  101. ^ Блоу 2009 , с. 12.
  102. ^ Шеперд 2012 , с. 292.
  103. ^ Перейти обратно: а б Мелвин-Кушки 2021 , с. 404.
  104. ^ Кэнби 2000 , с. 72.
  105. ^ Гулиев 2022 , с. 62.
  106. ^ Митчелл 2009a , с. 109.
  107. ^ Митчелл 2009a , с. 107.
  108. ^ Ньюман 2008 , с. 30.
  109. ^ Митчелл 2009a , с. 106.
  110. ^ Ньюман 2008 , с. 32.
  111. ^ Шеперд 2012 , с. 295–296.
  112. ^ Митчелл 2009b ; Митчелл 2009a , стр. 104.
  113. ^ Кэнби 2000 , с. 49.
  114. ^ Симпсон 2009 .
  115. ^ Судавар 2017 , с. 51.
  116. ^ Митчелл 2009b ; Стрейзанд 2019 , с. 191
  117. ^ Гасем Заде 2019 , с. 4.
  118. ^ Симпсон 2021 , с. 473.
  119. ^ Элкинс 2002 , с. 107.
  120. ^ Кэри Уэлч 1987 , с. 14.
  121. ^ Стрейзанд 2019 , с. 191.
  122. ^ Джавади и Беррилл 1988 .
  123. ^ Берг 2022 , стр. 302.
  124. ^ Шарма 2017 , с. 21.
  125. ^ Судавар 2017 , с. 50–51.
  126. ^ Гасем Заде 2019 , с. 7.
  127. ^ Сейед-Гохраб 2012 , с. 8.
  128. ^ Перейти обратно: а б с Акопян 2021 , с. 295.
  129. ^ Альбом, Bates & Floor 1992 .
  130. ^ Мэти, Флор и Клоусон, 2013 , с. 101–102.
  131. ^ Гереглу 2016b .
  132. ^ Вудс 1999 , стр. 192–193.
  133. ^ Пикантный 2007 , стр. 18.
  134. ^ Перейти обратно: а б с Чабер 2007 , с. 68.
  135. ^ Перейти обратно: а б Ньюман 2008 , с. 29.
  136. ^ Перейти обратно: а б Суппе 2003 , с. 150.
  137. ^ Ремер 2008 , с. 247; Чабер 2007 , с. 68.
  138. ^ Перейти обратно: а б Суппе 2003 , с. 147.
  139. ^ Суппе 2003 , с. 153.
  140. ^ Суппе 2003 , с. 149.
  141. ^ Митчелл 2011 , с. 67.
  142. ^ Ньюман 2008 , с. 31.
  143. ^ Пикантный 2007 , с. 70.
  144. ^ Пикантный 2007 , с. 69.
  145. ^ Кэнби 2000 , с. 118.
  146. ^ Пикантный 2007 , с. 71.
  147. ^ Бабаи и др. 2004 , с. 35.
  148. ^ Хафипур 2021 , с. 111.
  149. ^ Митчелл 2009b ; Хафипур 2021 , с. 111.
  150. ^ Пикантный 2007 , с. 58.
  151. ^ Перейти обратно: а б Хафипур 2021 , с. 121.
  152. ^ Ремер 2008 , с. 252; Хафипур 2021 , с. 121.
  153. ^ Ремер 2008 , с. 249; Мэтью 2008 ; Мэтью 2011 , с. 86
  154. ^ Хинц 1934 , с. 49.
  155. ^ Ремер 2008 , с. 250.
  156. ^ Митчелл 2009a , с. 67.

Библиография [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Аманат, Аббас (2017). Иран: современная история . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0300112542 .
  • Диксон, Мартин Б. (1958). Шах Тахмасб и узбеки: Дуэль за Хорасан с Убайд-ханом, 930–946/1524–1540 . Анн-Арбор: Издательство Принстонского университета. OCLC   663487168 .
  • Олдос, Грегори (2021). «Кызылбаши и их шах: сохранение королевских прерогатив во время раннего правления шаха Тахмаспа». Журнал Королевского азиатского общества . 31 (4): 743–758. дои : 10.1017/S1356186321000250 . S2CID   236547130 .

Внешние ссылки [ править ]

Тахмасп I
Родился: 22 февраля 1514 г.   Умер: 25 мая 1576 г.
Иранская королевская семья
Предшествует Шах Ирана
1524–1576
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: D712A4CD8EC307065A3BE6D296AE35FB__1719309720
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Tahmasp_I
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tahmasp I - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)