Казвин
Казвин Казвин Минодар, Ражия, Арсас | |
---|---|
Город | |
![]() Left: Chahel Stoun Palace, Aminiha Hosseiniyeh, Anthropology Qajar Bath Musume, Tomb of Hamdollah Mostofi, Right: Shazdeh Hosein Shrine, Caravanserai of Sa'd al-Saltaneh, Qazvin Ghadim Gate, Qazvin Jameh Mosque, Al-Nabi Mosque of Qazvin (all items are from above to bottom) | |
Motto: Mirror of History & Natural of Iran | |
Coordinates: 36°17′22″N 50°00′31″E / 36.28944°N 50.00861°E[1] | |
Country | Iran |
Province | Qazvin |
County | Qazvin |
District | Central |
Government | |
• Type | City Council |
• Mayor | Mehdi Sabbaghi[2] |
Area | |
• Total | 64.132 km2 (24.762 sq mi) |
Elevation | 1,278 m (4,193 ft) |
Population (2016)[3] | |
• Total | 402,748 |
• Density | 9,030/km2 (23,400/sq mi) |
Time zone | UTC+3:30 (IRST) |
Area code | 028 |
Climate | BSk |
Website | www |
Казвин ( персидский : قزوین ; / k æ z ˈ v iː n / ВЛИЯНИЕ: [ɢæzˈviːn] ) [а] — город в центральном округе округа Казвин , провинция Казвин , Иран , служащий столицей провинции, округа и округа. [4] Это крупнейший город провинции.
Казвин был столицей империи Сефевидов на протяжении более сорока лет (1555–1598 гг.) и в настоящее время известен как столица каллиграфии Ирана. Он известен своими традиционными кондитерскими изделиями (такими как Баглава ), узорами на коврах, поэтами, политическими газетами и влиянием Пехлеви на его акцент.
Расположен в 150 км (93 милях) к северо-западу от Тегерана , в провинции Казвин, на высоте около 1800 м (5900 футов) над уровнем моря. Благодаря своему расположению на юге горного хребта Альборз, называемого КТС Атабакиям, климат здесь холодный, но сухой.
История
[ редактировать ]Qazvin has sometimes been of central importance at major moments of Iranian history. It was captured by invading Arabs (644 AD) and destroyed by Hulagu Khan (13th century). In 1555, after the Ottoman capture of Tabriz, Shah Tahmasp (1524–1576) made Qazvin the capital of the Safavid Empire, a status that Qazvin retained for half a century until Abbas the Great moved the capital to Isfahan in 1598.[5] It is a provincial capital today that has been an important cultural center throughout its history.
Qazvin is located at a crossroad connecting Tehran, Tabriz, and the Caspian Sea region, which has historically been a major factor in its commercial importance.[6] However, it never rivalled other major Iranian cities like Ray, Nishapur, or Isfahan during the Middle Ages.[6] One reason is that its growth is constrained by a lack of water.[6] Until fairly recently, the entire Qazvin plain was irrigated by just a single qanat and four small streams.[6]
Prehistory
[edit]The earliest remains of prehistoric humans have been discovered in a cave called Qaleh Kurd where archaeologists discovered a Neanderthal tooth.[7] Archaeological findings in the Qazvin plain reveal urban agricultural settlements for at least nine millennia.[citation needed]
Sasanian era
[edit]Qazvin was founded by Shapur I (r. 240–270), the second ruler of the Sasanian Empire. It was refounded by Shapur II (r. 309–379),[8] who established a coin mint there.[9] Under the Sasanians, Qazvin functioned as a frontier town against the neighbouring Daylamites, who made incursions into the place.[6][10]
Early Islamic dynasties
[edit]Qazvin came under the expanding Rashidun Caliphate in 644, during the reign of Umar.[6] It was taken by Al-Bara' ibn 'Azib, who besieged the city and received a request for a sulh (agreement) from its inhabitants.[6] They were offered the same terms as Abhar had earlier, but the people of Qazvin did not want to pay jizya and supposedly accepted Islam instead.[6] Al-Bara' then used Qazvin as a base for further campaigns into Daylam and Gilan.[6] Later, when Sa'id ibn al-'As was appointed governor of Persia under the Umayyads, he built a new town called Hājjāj at Qazvin.[6]
Two more new cities were founded at Qazvin during the late 8th century.[6] The Abbasid caliph Musa al-Hadi founded a new city called Mādina Mūsā next to Hājjāj.[6] He bought nearby Rustamābād and designated it as a waqf for the benefit of the new town.[6] His freedman Mubarak, a Turk, also founded a new town at Qazvin in 792/3 (176 AH), called Mubarakābād after himself.[6]
Харун ар-Рашид посетил Казвин по пути в Хорасан и своими глазами увидел борьбу местных жителей в результате набегов дайламитов. [6] В то же время он был впечатлен их усилиями отбиться от дайламитов. [6] Харун отстранил Казвина от уплаты налога харадж и вместо этого приказал ежегодно выплачивать 10 000 серебряных дирхамов . [6] Он приказал построить стену вокруг новых городов Мадина Муса и Мубаракабад, а также построил общинную мечеть и выделил несколько зданий в качестве вакфа для поддержки мечети. в городе [6] Сегодня мечети больше не существует. [6]
Стена Харуна была завершена только в 868 году, спустя более полувека после его смерти. [6] [б] Он имел 206 башен и 12 ворот и был построен из сырцового кирпича, за исключением зубцов и ворот. [6] Когда строительство было завершено, в Казвине стало селиться больше людей. [6] его население составляло преимущественно арабское население. В то время [6]
Казвин оставался важным приграничным городом во время войн между халифатом Аббасидов и правителями Алидов на Каспии. [6] Халиф аль-Мутасим назначил Фахра ад-Даулу Абу Мансура Куфи губернатором Казвина около 838 года; он оставался губернатором в течение следующих 40 лет. [6] В течение нескольких лет, около 865/6 года, Алиды под руководством Хасана ибн аль-Бакира взяли под свой контроль Казвин, а Фахр ад-Давла продолжал исполнять обязанности губернатора при них. [6]
Казвин ненадолго попал под власть Саманидов в 905/6 году (293 г. хиджры), когда губернатором стал Ильяс ибн Ахмад. [6] Однако в следующем году пост губернатора перешел к Фахру ад-Дауле Абу Али, предку Хамдаллы Муставфи , и он занимал пост губернатора в течение следующих 27 лет. [6] В 913/4 (301 г.х.) Казвин был поставлен под начальство Али ибн аль-Муктадира вместе с Реем , Динаваром , Занданом , Абхаром и Таромом . [6]
В 916/7 (304 г. хиджры) Юсуф ибн Абил-Садж безуспешно попытался захватить контроль над Казвином. [6] Он потерпел поражение от Асфара ибн Шируя , который сделал себя правителем всей области между Табаристаном и Горганом и Кумом и Хамаданом . [6] В 927/8 (315 г.х.) Казвин стал местом битвы между Асфаром и армией, посланной против него аббасидским халифом аль-Муктадиром . [6] Жители Казвина помогли армии Аббасидов, но Асфар выиграл битву. [6] В качестве наказания за поддержку против него Асфар разрушил части города, убил многих его жителей и предъявил городу денежные требования. [6]
После смерти Асфара Буидов правитель Рукн ад-Даула взял под свой контроль Казвин, и он оставался частью территории Буидов более ста лет. [6] В 968/9 году (358 г. хиджры) в городе произошли беспорядки, и буидский визирь Абу-Фатх Али ибн Мухаммад был послан навести порядок. [6] Когда это было сделано, он наложил на город штраф в размере 1 200 000 дирхамов. [6]
Газневиды, Сельджуки и Хорезмшахи
[ редактировать ]Казвин перешел под контроль Газневидов в 1030 году (421 год хиджры). [6] Около 1033/4 года (424 г. хиджры) Абу Али Мухаммад Джафари стал губернатором Казвина. [6] Он и его сыновья продолжали удерживать власть в Казвине почти 60 лет. [6] Последний из этих сыновей, Фахр уль-Маали Шарафшах, умер в 1091 или 1092 году (484 г. хиджры), и у него осталась одна дочь. [6] [11] Он был чрезвычайно богат, и ему и его последователям принадлежала большая часть земли в этом районе. [11] Говорили, что годовой доход от его земельных владений составлял 366 000 золотых динаров . [11]
В 1038/9 (430 г. хиджры) вместе с союзом гуззов правитель Фанна Хосров Дайламитов прибыл в Казвин после того, как годом ранее уже уволил Рея. [6] Местные жители выкупили их за сумму в 7 тысяч динаров. [6] Позже, в 1042/3 г. (434 г. хиджры), сельджукский султан Тугрил осадил Казвин. [11] В 1046 году Казвин посетил Насир-и Хосров , который оставил следующее сообщение: [6]

Там было много садов без стен, изгородей из колючек или каких-либо препятствий, препятствующих входу в них. Я увидел, что это хороший город. У него была мощная стена и укрепления. Там были хорошие базары, вот только воды было немного из одного кяриза ... Ра'исом города был Алид. сапожники ( кафшгары ). Из всех ремесел в городе наиболее многочисленными были
При Сельджуках Казвин, судя по всему, составлял часть центральной территории вокруг столицы Исфахана , которая более или менее напрямую управлялась султанами, которые могли взимать здесь налоги и назначать губернаторов. [11] Однако, несмотря на близость Казвина к исмаилитов, оплотам таким как Аламут , сельджуки, похоже, не считали важным предоставление губернаторской должности важному эмиру. [6] После смерти последнего джафаритского правителя Казвина Маликшах назначил Имада уд-Даулу Турана ибн Альфакаша губернатором Казвина и поручил ему перевести туда свой дом и имущество, чтобы он больше вкладывался в управление городом. [11] Позже, в 1118/9 (512 г.х.), Санджар передал Казвин будущему Тугрилу II вместе с другими территориями. [11] С точки зрения религии Казвин сельджукской эпохи был в основном суннитом , хотя в нем был шиитский квартал. [6]
Самым старым известным сооружением в Казвине, которое до сих пор существует, является купольная камера городской мечети Джаме , которая, согласно ее надписи, была построена с 1106 по 1114 год (500-508 годы хиджры). [6] Его покровителем был амир Абу Мансур Хумарташ ибн Абдаллах аль-Имади. [6] Оно было построено рядом с более ранним медресе , которое было построено в 10 веке сахибом Исмаилом ибн Аббадом. [6] Писатель XIII века Закария Казвини писал, что купол по размеру «не имеет себе равных нигде»; он писал, что «каменщики отчаялись перекрыть такое огромное пространство, пока проходящий мимо мальчик не предложил наполнить внутреннее пространство соломой». [6] По словам Хамдаллы Мустауфи, два айвана были добавлены к мечети в 1153 году (548 г. хиджры); Современный северный айван по стилю выполнен в стиле сельджуков и может быть одним из них. [6] Современная мечеть в основном датируется периодами Сефевидов и Каджаров; это одна из крупнейших мечетей в Иране. [6]
Еще одним ранним памятником является мечеть Гейдария , которая, вероятно, была построена через несколько лет после мечети Джаме. [6] Его первоначальная функция неясна; это могла быть либо мечеть, либо медресе. [6] Он отличается очень ранним использованием глазурованного орнамента. [6] В Казвине эпохи Сельджуков возник уникальный архитектурный стиль, который повлиял на архитектуру прилегающих регионов, таких как мечети в Соджасе и Горве . [6]
Вскоре после того, как исмаилиты обосновались в Аламуте, Абу'л-Махасин Руяни убедил Казвинитов казнить любого, кто придет со стороны Аламута, чтобы не дать людям развить симпатию к врагу после того, как они проведут время с ними. . [6] В 1129 году (423 г.х.) исмаилиты убили около 400 человек в Казвине в отместку за убийство их посланника в Исфахане. [6] При гроссмейстере Мухаммаде ибн Бузург-Уммиде (1138–1162 гг.) исмаилиты совершали набеги на Казвин. [6] В 1165 году (560 г.х.) исмаилиты Радбара построили крепость очень близко к Казвину, которая угрожала городу. [6] В 1176 году (572 г. хиджры) стены города были перестроены сельджукским визирем Садр ад-Дином аль-Мараги . [6]
Позднее Казвин перешел под власть хорезмшахов . [6] В этот период продолжались набеги исмаилитов. [6] Когда Джалал ад-Дин Хасан III стал исмаилитским имамом в 1210 году (607 г. хиджры), он заявил, что принял суннитский ислам и взял имя «Нау-Мусалман», что означает «новый мусульманин». [6] Жители Казвина были настроены скептически и требовали доказательств, и он согласился, пригласив некоторых из ведущих людей Казвина в замок Аламут, где он публично сжег исмаилитские тексты, чтобы они могли их увидеть. [6] Также в 1210 году город был поврежден войсками Грузинского царства , посланными Тамар Великой в качестве возмездия за разрушение контролируемого Грузией Ани мусульманскими силами, в результате которого погибло 12 000 христиан. [12] [13]
Монголы
[ редактировать ]Тем временем надвигалась новая угроза – монголы . [6] Казвин несколько раз переходил из рук в руки во время войн с хорезмшахами, а в 1220 году (617 г.х.) монголы вырезали жителей города. [6]
Именно при монголах произошла масштабная миграция тюрков в район Казвина. [6] Хотя по крайней мере некоторые из них, должно быть, поселились здесь во времена Сельджуков, именно во времена монголов они начали приезжать в больших количествах. [6] Несколько известных тюркских семей обосновались в Казвине. [6] Одним из них был Булатмурийан, который впервые появился во время правления Угедея, когда их член Амир Такаш был назначен шихной или военным губернатором Казвина. [6] Другим был Каравулан, который приобрел большие земельные владения, но уже потерял свое положение ко времени Хамдаллы Мустауфи. [6] Однако большинство основных семей того времени все еще восходили к арабским основателям. [6] Религия была в основном суннитской из шафиитского мазхаба , хотя существовали шиитов и ханафитов . суннитские меньшинства [6]

Мангу Каан назначил Ифтихара ад-Дина Мухаммада аль-Бухари губернатором Казвина в 1253/4 г. (651 г. хиджры). [6] Ифтихар ад-Дин выучил монгольский язык и перевел Калила ва-Димна на монгольский язык. [6] Он и его брат Имам ад-Дин Яхья оставались на своем посту до 9/1278 г. (677 г. хиджры). [6]
Казвин пострадал в бурный период, предшествовавший Газан-хана в 1295 году. приходу к власти [6] Многие люди покинули город до такой степени, что Хамдалла Мустауфи написал, что пятничную молитву совершать нельзя. [6] Он также упомянул о повторном присвоении монголами земель вакфа в соседней Пишкилдарре . [6]
В конце правления Ульджайту Казвином стали управлять Хусам ад-Дин Амир Умар Ширази и мустафий Хаджи Фахр ад-Дин Ахмад. [6] Когда Абу Саид Бахадур-хан вступил во владение в 1316 году, он направил доходы от Казвина на покрытие расходов домашнего хозяйства своей матери. [6]
После падения Ильханства история Казвина была ничем не примечательна вплоть до возникновения империи Сефевидов . [6]
Правило Сефевидов
[ редактировать ]
С момента своего зарождения при Исмаиле I государство Сефевидов имело ключевые границы в Азербайджане с Османской империей и в Хорасане с узбекскими племенами во главе с Шейбанидами . [6] Из-за центрального расположения Казвина на дороге между этими двумя регионами его стратегическое значение возросло при Сефевидах. [6] В 1555 году, после временной потери своей первоначальной столицы Тебриза османами, Тахмасп I перенес свою столицу в более безопасное место Казвин. [6] Казвин оставался столицей до тех пор, пока Аббас I не перенес столицу в Исфахан. примерно полвека спустя [6] Будучи столицей, Казвин носил титул дар ас-салтана . [6]
разделился на фракции Хайдари и Немати . Как и многие другие города Ирана, Казвин в период Сефевидов [6] Итальянский путешественник Виченто д'Алессандри посетил Казвин во время правления Тахмаспа I и сообщил, что 4 района Казвина принадлежали одной группе, а 5 - другой, и к тому моменту эти два района были враждебны друг другу в течение как минимум 30 лет. с частыми конфликтами между ними. [6]
Широкое публичное обращение в шиизм-двунадесятник, вероятно, имело место в ранний период Сефевидов, но многие люди, вероятно, какое-то время тайно оставались суннитами. [6] Ересь Нуккави распространилась на Казвин во время правления Тахмаспа I. [6] Местным лидером был Дарвиш Хосров, который происходил из семьи муканни (строителей канатов) и какое-то время общался с Нуккави, прежде чем вернуться в Казвин. [6] Улемы , обеспокоенные его растущей популярностью, обвинили его в ереси и запретили ему посещать мечеть, в которой он жил. [6] После смерти Тахмаспа он вернулся к проповеди, но в конце концов его снова обвинили в ереси и казнили в 1593/4 (1002 г. хиджры). [6]
В этот период Казвин также был торговым центром. [6] Увеличилось количество европейских купцов, прибывающих через юг России, а в 1561 году Энтони Дженкинсон отметил присутствие также купцов из Индии. [6] Английский купец Артур Эдвардс совершил несколько поездок в Казвин по поручению Московской компании ; в 1567 году он писал, что это был производитель бархата и других товаров, но не такого высокого качества, как в других местах, а в 1569 году он писал, что на его рынках продавалось много специй, но они опять-таки были не так хороши, как в других местах, и они пошли за такую высокую цену, что покупать их здесь было бы невыгодно. [6]
После смерти Тахмаспа туркменские повстанцы захватили Казвин и на некоторое время поставили его сына Тахмаспа Мирзу марионеточным правителем города. [6] Весной 1596 года Хамза Мирза двинулся на Казвин и сверг туркмен. [6] Казвин, похоже, вышел относительно невредимым из этой драмы: дон Хуан Персидский , посетивший город вскоре после этого, описал его как большой и процветающий. [6] Он писал, что в нем проживало более 100 000 глав домохозяйств, или в общей сложности более 450 000 человек, более 500 мечетей и «роскошный» дворцовый квартал. [6] Член свиты Энтони Ширли , прибывший в Казвин в декабре 1598 года, проявил меньший энтузиазм и написал, что это ничем не примечательный город, за исключением нескольких мечетей и дворцовых ворот; он оценил его население как несколько меньшее, чем в Лондоне . [6]
В 1607 году католический священник Поль Симон писал, что Казвин, хотя и не является столицей, по-прежнему остается большим городом, соперничающим по размеру с Исфаханом. [6] Он сказал, что это важное место для торговли шелком, коврами и парчой . [6] Пьетро делла Валле , посетивший Казвин в 1618 году, не был очень впечатлен городом и писал, что в нем «нечем удовлетворить ожидания королевской резиденции». [6] Томас Герберт , писавший в 1627 году, сказал, что Казвин «равен по величию любому другому городу Персидской империи», за исключением Исфахана, и оценил его население в 200 000 человек. [6] Примерно десять лет спустя Адам Олеарий предложил более низкую оценку — 100 000 человек. [6] В 1674 году Казвин посетил Жан Шарден и написал, что его стены к тому времени были в руинах и он потерял свое величие. [6] По его оценкам, здесь было 12 000 домов и 100 000 человек. [6] Он писал, что в Казвине «очень много купцов, но не так много богатых», и комментировал его сапожников, которые, по его словам, делали «лучшие туфли во всей стране» из шагрени и бывают зеленого, белого и зеленого цветов. и другие цвета. [6] Были также ремесленники, делавшие позолоченные конские седла и луки. [6]

произошла вспышка чумы . В 1635/6 году (1045 г. хиджры) в Казвине [6]
Оригинальный дворцовый комплекс Сефевидов расположен на месте нынешнего городского Майдана или центральной площади. [14] Сейчас сохранились две части этого здания: павильон Чехель Сотун , в котором сейчас находится музей Казвина, и монументальный портал Али Капу , который сейчас служит штаб-квартирой городской полиции. [14] Дворцовый комплекс, вероятно, изначально располагался в северной части города (более ранние памятники находятся на юге и западе), но со временем город расширился на север, и дворцовая территория оказалась в центре более позднего города Сефевидов. [14] Вероятно, это произошло после того, как королевский двор переехал в Исфахан при Аббасе I в 1596/7 г. (1005 г. хиджры). [14]
Павильон Чехель Сотун обычно приписывается Тахмаспу I, хотя это не подтверждено, поскольку на нем нет надписи. [14] Шах Исмаил II был возведен на трон здесь в 1576 году, а 22 августа того же года в его главном зале состоялся грандиозный прием. [14] Вероятно, здесь также был возведен на трон Мухаммад Ходабанде , и Аббас I также был возведен на трон здесь в 1587/8 году (996 г. хиджры). [14]
После того, как шах Аббас перенес столицу в Исфахан в 1596/7 (1005 г.х.), [14] Казвин не стал столицей провинции. [6] Вместо этого им управляли вазир , даруга , калантар и мустауфи , назначаемые непосредственно центральным правительством. [6] Казвин стал столицей провинции только во второй половине правления шаха Солтана Хосейна в начале 1700-х годов. [6] Судя по небольшому контингенту, прикомандированному к ее губернатору - 300 солдат - похоже, она не считалась важной провинцией. [6]
Бурные последние годы правления династии Сефевидов оказали негативное влияние на Казвина. [6] Его население сократилось, что, по крайней мере, частично произошло из-за упадка торговли. [6] В 1722 году Казвин сдался афганским войскам численностью 6000 солдат под командованием Амана Аллах-хана, но в январе 1723 года вспыхнуло народное восстание (или лутибазар ), возглавляемое калантарами. против них во всех кварталах города [6] Афганцы потеряли 2000 человек и были вынуждены отступить к Исфахану. [6] Затем, в 1726 году, Казвин сдался османам при условии, что османы не будут посылать войска в город, что османы сразу же проигнорировали и отправили 12 000 солдат вместе с назначенным ими губернатором Али-пашой. [6] Вскоре войска были изгнаны из Казвина. [6] В 1744 году английский путешественник Йонас Ханвей писал, что персидский купец рассказал ему, что раньше в Казвине было 12 000 домов, но к тому времени их осталось только 1100. [6]
каджарская эпоха
[ редактировать ]
К началу 19 века Казвин снова начал процветать как центр торговли. [6] Коммерческое движение по Каспийскому морю росло, и Казвин был одним из главных центров деятельности – по словам одного путешественника в 1801 году, это была «торговая площадка всей торговли Каспия». [6] Важности Казвина как торгового перевалочного пункта способствовал тот факт, что он находился на перекрестке трех дорог: он соединял Тегеран , новую Каджара столицу ; Тебриз, «второй город империи», и важный каспийский порт Энзели . [6] Казвин занимался производством бархата, парчи и хлопчатобумажных тканей. [6] В отчете 1841 года британский дипломат Кейт Эдвард Эбботт написал, что Казвин с коммерческой точки зрения так же важен, как и Тегеран. [6] Мирза Хусейн Фарахани , посетивший Казвин в 1884 году, писал, что он был разделен на 17 районов и имел 600 магазинов, 8 караван-сараев , 40 мечетей, 9 медресе и 12 яхчалов . [6] Его стены лежали в руинах, но 12 ворот все еще стояли. [6]
Это увеличение коммерческого значения, похоже, не сопровождалось ростом населения, хотя трудно сказать наверняка, поскольку современные оценки не обязательно основывались на одних и тех же критериях. [6] Джеймс Юстиниан Морье и Уильям Оузли в начале 1800-х годов дали оценку в 25 000 человек. [6] Перепись, проведенная с 1880 по 1882 год, показала, что население Казвина составляет 64 362 человека. [6] Фарахани в 1884 году писал, что в Казвине проживало 30 000 человек примерно в 7 000 домохозяйств. [6] Джордж Керзон писал, что в 1889 году население Казвина составляло 40 000 человек, но он писал, что его фактическое население, вероятно, составляло не более 2/3 от этого количества. [6]

В середине века здесь находился один из центров движения бабидов , а первая резня бабидов произошла в Казвине в 1847 году. [15] Во второй половине XIX века Казвин был одним из центров российского присутствия в Северном Иране. отряд Персидской казачьей бригады Здесь дислоцировался под командованием русских офицеров. С 1893 года здесь располагалась штаб-квартира Русской компании по строительству дорог в Персии, которая соединяла Казвин дорогами с Тегераном и Хамаданом. Компания построила больницу и церковь Святого Николая.
20 век по настоящее время
[ редактировать ]
В 1920 году Казвин использовался в качестве базы для британских Norperforce . [16] Персидский государственный переворот 1921 года , приведший к возвышению династии Пехлеви, был начат из Казвина.
Во время правления Реза-шаха значение Казвина как торгового центра снизилось по мере улучшения коммуникаций. [6] Многие торговцы и другие жители переехали в Тегеран. [6]
1 сентября 1962 года в Казвине произошло землетрясение силой 6,9 балла по шкале Рихтера , в результате которого погибло более 12 000 человек. [17] Землетрясение произошло незадолго до того, как министр сельского хозяйства Израиля Моше Даян должен был посетить Иран в середине сентября для встреч с шахом и его иранским коллегой, чтобы обсудить возможную роль Израиля в Белой революции , план земельной реформы. и модернизация сельского Ирана. [18] Вскоре после землетрясения из Израиля были отправлены два эксперта по планированию для оказания помощи Ирану в оказании помощи. После поездки по региону и встречи с иранским министром, отвечающим за оказание помощи, им было поручено восстановить деревню Хузнин , расположенную в центре Казвинского района. Другие команды, как иранские, так и иностранные, также прибыли в регион, чтобы предложить помощь и опыт в восстановительных работах. Каждой команде была поручена одна или несколько деревень для планирования и восстановления. За три месяца израильская команда построила сотни домов в выделенной им деревне. [19]
В 1963 году было создано Управление развития Казвина для развития сельского хозяйства и водных ресурсов Казвина и его окрестностей. [6]
Казвин стал штатом в 1996 году. 15 июля 2009 года рейс 7908 Каспийских авиалиний разбился недалеко от Казвина. [20] Осенью 2015 года на часть Казвина упал метеорит . [21]
Демография
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Большинство жителей города Казвина — персы . Язык большинства — персидский . [22] Азербайджанцы и таты - другие этнические группы города Казвин. [23] Они говорят на азербайджанском и татинском языках . [24]
Население
[ редактировать ]На момент национальной переписи 2006 года население города составляло 349 821 человек в 96 420 домохозяйствах. [25] Следующая перепись 2011 года насчитала 381 598 человек в 114 662 домохозяйствах. [26] По переписи 2016 года численность населения города составила 402 748 человек в 127 154 домохозяйствах. [3]
Климат
[ редактировать ]В Казвине жаркий летний средиземноморский климат ( классификация климата Кеппена Csa ).
Климатические данные для Газвина (нормы 1991–2020 годов, рекордно высокий уровень с 1991 года и рекордно низкий уровень с 1959 года ) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Ян | февраль | Мар | апрель | Может | июнь | июль | август | Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Год |
Рекордно высокий °C (°F) | 16.8 (62.2) | 22.0 (71.6) | 30.0 (86.0) | 32.4 (90.3) | 36.4 (97.5) | 41.3 (106.3) | 42.5 (108.5) | 41.6 (106.9) | 38.0 (100.4) | 32.8 (91.0) | 26.5 (79.7) | 21.2 (70.2) | 42.5 (108.5) |
Среднесуточный максимум °C (°F) | 7.0 (44.6) | 9.6 (49.3) | 15.1 (59.2) | 20.6 (69.1) | 26.4 (79.5) | 33.0 (91.4) | 35.8 (96.4) | 35.2 (95.4) | 31.0 (87.8) | 23.9 (75.0) | 14.6 (58.3) | 9.0 (48.2) | 21.8 (71.2) |
Среднесуточное значение °C (°F) | 1.0 (33.8) | 3.3 (37.9) | 8.0 (46.4) | 13.1 (55.6) | 18.2 (64.8) | 24.0 (75.2) | 26.6 (79.9) | 25.9 (78.6) | 21.7 (71.1) | 15.5 (59.9) | 8.0 (46.4) | 3.1 (37.6) | 14.0 (57.3) |
Среднесуточный минимум °C (°F) | −3.7 (25.3) | −1.9 (28.6) | 2.0 (35.6) | 6.5 (43.7) | 10.5 (50.9) | 15.1 (59.2) | 17.9 (64.2) | 17.3 (63.1) | 13.4 (56.1) | 8.5 (47.3) | 2.8 (37.0) | −1.3 (29.7) | 7.3 (45.1) |
Рекордно низкий °C (°F) | −24.0 (−11.2) | −19.0 (−2.2) | −13.0 (8.6) | −7.0 (19.4) | −1.9 (28.6) | 6.0 (42.8) | 9.0 (48.2) | 8.0 (46.4) | 3.0 (37.4) | −3.0 (26.6) | −13.0 (8.6) | −19.0 (−2.2) | −24.0 (−11.2) |
Среднее количество осадков , мм (дюймы) | 34.9 (1.37) | 39.3 (1.55) | 48.2 (1.90) | 55.8 (2.20) | 29.8 (1.17) | 4.1 (0.16) | 3.6 (0.14) | 2.6 (0.10) | 1.2 (0.05) | 21.8 (0.86) | 39.3 (1.55) | 38.7 (1.52) | 319.3 (12.57) |
Среднее количество осадков в дни (≥ 1,0 мм) | 5.7 | 5.9 | 7.1 | 7.5 | 5.5 | 1.2 | 0.7 | 0.4 | 0.5 | 3 | 5.7 | 5.7 | 48.9 |
Среднее количество дождливых дней | 4.9 | 7 | 9.4 | 11 | 7.8 | 2.3 | 1.4 | 0.7 | 0.7 | 5.7 | 8.7 | 7.4 | 67 |
Среднее количество снежных дней | 5.7 | 4.5 | 2.1 | 0.1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0.1 | 0.7 | 3.6 | 16.8 |
Средняя относительная влажность (%) | 70 | 64 | 55 | 56 | 51 | 39 | 40 | 39 | 41 | 49 | 63 | 70 | 53 |
Средняя точка росы °C (°F) | −4.5 (23.9) | −3.8 (25.2) | −1.8 (28.8) | 3.2 (37.8) | 6.4 (43.5) | 7.5 (45.5) | 9.9 (49.8) | 8.8 (47.8) | 5.9 (42.6) | 3.1 (37.6) | 0.3 (32.5) | −2.3 (27.9) | 2.7 (36.9) |
Среднемесячное количество солнечных часов | 162 | 170 | 201 | 226 | 286 | 344 | 353 | 350 | 308 | 251 | 180 | 155 | 2,986 |
Источник: НОАА NCEI. [27] [с] (снежные дни 1981-2010 гг.) [28] |
- ^ Также латинизируется как Казвин и Казвин ; также известный как Касбин , Касбин , Каспин , Газвин , Касвин и Казвин
- ↑ Завершил Муса ибн Буга аль-Кабир . [6]
- ^ Дождливые дни рассчитаны с использованием кодов параметров 46, 69 и 71.
Основные достопримечательности
[ редактировать ]В Казвине проведено несколько археологических раскопок. В центре города лежат руины Меймун Гале , одного из нескольких сасанидских построек в этом районе. [ нужна ссылка ]
В Казвине есть несколько зданий эпохи Сефевидов , относящихся к тому периоду, когда он был столицей Персии. Из сохранившихся построек хорошо известен сотоун Чехель Казвин . [29] сегодня музей в центре Казвина.



В исламскую эпоху популярность мистиков ( тасаввуф ), а также известность традиций ( хадисов ), религиозной юриспруденции ( фикха ) и философии привели в Казвине к появлению множества мечетей и религиозных школ. Они включают в себя:
- Мечеть Джаме Атик в Казвине
- Мечеть Гейдари
- Масджед ан-Наби (мечеть Солтани) : площадью 14 000 м². 2 Эта мечеть является одной из самых славных мечетей древности, построенной в эпоху монархии Сефевиев.
- Мечеть Санджиде: еще одна мечеть Казвина, построенная еще в доисламском Иране; бывший храм огня. Его современный вид относят к эпохе Сельджуков.
- Мечеть Пандже Али: бывшее место поклонения членов королевского гарема в период Сефевидов.
- Школа-мечеть Пейгамбарие: согласно надписи, основана в 1644 году.
- Храм Пейгамбарие : здесь похоронены четыре еврейских святых, предсказавших пришествие Христа. [30] [31] [32]
- Школа-мечеть Моллы Вердихани: основана в 1648 году.
- Медресе и мечеть Салехие : Основаны в 1817 году муллой Мухаммадом Салихом Барагани .
- Школа-мечеть Шейхола Ислама: отремонтирована в 1903 году.
- Школа Эльтефатье: восходит к периоду Иль-Ханидов.
- Школа-мечеть Сардар: построена двумя братьями Хосейн-ханом и Хасан-ханом Сардаром в 1815 году во исполнение их обещания, если они вернутся победителями из битвы с русскими.
- Храм Шазде Хосейн ; в . 15 века Храм ок. Шиитский святой IX века .
- Аминиха Хоссейния





Примерно в 100 км (62 милях) к юго-западу от Казвина находятся гробницы двух принцев эпохи Салджуки — Абу Саида Биджара , сына Саада, и Абу Мансура Илтая , сына Такина, — расположенные в двух отдельных башнях, известных как Харракан-близнец. башни . Построенные в 1067 году, это были первые памятники исламской архитектуры с неконическим двухслойным куполом. Обе башни были серьезно повреждены разрушительным землетрясением в марте 2003 года.
Улица Сепах (خیابان سپه, произносится как «Сепах», имея в виду древнюю персидскую армию, а не революционную гвардию, произносимую как «Сепах») известна как первая современная улица в Иране. Эта улица полностью покрыта резным серым камнем и окружена сувенирными магазинами ремесленников (раньше это были бары или бывшие винные магазины, называемые Май'каде) и содержит исторические места, такие как ворота Али-Капу Казвина , вход в мечеть Джаме Атик и исторические школы. .
В Казвине есть три здания, построенных русскими в конце 19 - начале 20 века. Среди них нынешняя мэрия (бывший балетный зал) и водохранилище. Церковь Святого Николая была построена в 1904 году Русской компанией дорог в Персии, штаб-квартира которой находилась здесь. Церковь использовалась до тех пор, пока ее не сняли в 1984 году, поскольку общины русских эмигрантов в Казвине больше не существовало. Иконостас и колокол были вывезены в Тегеран, а здание передано иранскому правительству, которое сохраняет его доступным для общественности как исторический памятник. Перед церковью установлен памятник 1906 года русскому инженеру-дорожнику. [33]
Экономика
[ редактировать ]

Казвин сегодня является центром торговли текстилем , включая хлопок , шелк и бархат , помимо кожи . Он находится на железнодорожной линии и шоссе между Тегераном и Тебризом . В Казвине находится одна из крупнейших электростанций, поставляющих электроэнергию в национальную энергосистему Ирана, объект Шахид Раджаи , который обеспечивает 7% электроэнергии Ирана.
Колледжи и университеты
[ редактировать ]В Казвине есть несколько высших учебных заведений:
- Международный университет Имама Хомейни
- Исламский университет Азад в Казвине [34]
- Казвинский университет Паям-э-Нур
- Казвинский университет медицинских наук
- Раджа университет [35]
- Технический институт Шахида Бабаи [36]
- Карский университет [37]
- Парсийский институт высшего образования
- Университет Деххода [38]
- Университет Газали [39]
- Институт высшего образования Мир-Эмад
- Университет Даролфонун
- Университет Алламе Газвини [40]
Современные башни
[ редактировать ]Некоторые известные жилые башни: Пунак (536 квартир), Асеман, Элахие, Бадеместан (440 квартир на 17 этажах) и башня Теджарат на 28 этажей.
Торговые комплексы
[ редактировать ]- Сити Стар на улице Хаяма
- Фирдоуси на улице Фирдоуси
- Иранец на улице Адл
- Нарван на улице Фирдоуси
- Нур на улице Палестины
- Мех Ро Ма Буали-стрит
- Альгадир на улице Южный Хайям
- Алави на улице Талегани
Мосты
[ редактировать ]- Редкий
- Моласадра
- Эртебатат
- Персидский залив (Халидж Фарс)
- Аботораби
- Наср
- Мотахари
- у меня есть Али
- Раджаи
Знаменитые отели
[ редактировать ]- Альборз
- Сапфир
- Мир Эмад
- Иранский
- Исторический дом Бехрузи
- Иран
- Изредка
- Ражия
- Боги(закрыто)
- Гранд Отель, Казвин
- шум
- Минно
- Сина (новый)
Основные парки
[ редактировать ]- В Шахаде
- Dehkhoda
- Бехешти
- Фадак (Бараджин)
- Меллат
- Аль-Гадир
- Афаринеш
- Молла Халила
Транспорт
[ редактировать ]- Казвин железнодорожная станция
- Казвин аэропорт
- Восточный автовокзал Казвина
- Умная система аренды автобусов и микроавтобусов https://terminali.ir
- Юго-западный терминал Казвина (Такестан и Хамадан)
Спорт
[ редактировать ]Казвин – известный город благодаря своим знаменитым спортсменам. В последние годы город уделяет большое внимание спортивным командам. «Техмаш» — баскетбольная команда, вошедшая в Суперлигу Ирана по баскетболу в 2013 году. «Шамс Азар» — местная футбольная команда, играющая в Профессиональной лиге Персидского залива (Первый дивизион). [41]
В этом городе есть несколько важных спортивных комплексов:
- Стадион Сардаре Азадеган
- Стадион Шахида Раджаи
- Спортивный комплекс Шахида Бабаи
Известные люди
[ редактировать ]

Досовременные времена
[ редактировать ]- Ибн Маджа , автор последнего из шести канонических сборников хадисов , признанных -суннитами . мусульманами
- Хамдолла Мостоуфи : великий историк и писатель Иль-Ханидов.
- Закария Казвини : писатель, космограф и географ XIII века.
- Убайд Закани : знаменитый поэт 8-го века, известный своей сатирой и непристойными стихами.
- Мир Эмад Хасани : известный Насталик каллиграф
- Дарвиш Аблулмаджид : известный Шекасте Насталик каллиграф
- Мирза Мохаммад-Реза Казвини: персидский посланник франко-персидского союза
Новое время
[ редактировать ]- Юсеф Алихани : современный писатель-фантаст и исследователь.
- Семья Азизи : известная семья, происходящая из Казвина, включает в себя | Шейха Ахмада Азизи, похороненного в храме Пейгамбарие, известного исследователя и врача доктора Садеха Пироза Азизи , бывшего министра иностранных дел с 1997 по 2005 год г-на Ахмада Азизи. и Хади Азизи Аболгасем Азизи .
- Али Акбар Деххода Ирана. : выдающийся лингвист и автор первого современного персидского словаря
- Абдул Хоссейн Дарки : врач
- Гохаршад Газвини , персидский каллиграф.
- Джамал Карими-Рад : бывший министр юстиции (2005–2006 гг.).
- Хади Мирмиран : архитектор
- Ширин Нешат : известная современная иранская художница.
- Семья Моджаби : известная семья, происходящая из Казвина, включая Джавада Моджаби и Зохре Моджаби.
- Молла Халил ибн Гази Казвини : известный факих (религиозный юрист) и комментатор Корана в период Сефевидов (ум. 1678).
- Ареф Казвини : поэт, автор текстов и музыкант
- Раис ол-Моджахедин : покойный Мирза Хасан Шейх аль-Ислам, сын Мирзы Масуда Шейх аль-Ислам, лидер либералов и конституционалистов Казвина.
- Шахид Салес : убит в 1846 году. Третий религиозный лидер после Имама Али, убитого во время молитвы.
- Казим-и-Самандар : знаменитый последователь Бахауллы , Пророк-основатель Веры Бахаи.
- Монир Шахруди Фарманфармаян : известный современный иранский художник.
- Тахири : влиятельный поэт и теолог веры Баби.
- Насер Такмил Хомаюн : современный историк
- Насер Йегане : председатель Верховного суда (1975–79)
- Хадж Сейед Джавади : политик начала 1980-х годов.
- Аббас Бабаи: бригадный генерал ВВС Исламской Республики Иран.
- Алиреза Джаханбахш : профессиональный футболист, играющий за Эредивизи клуб «Фейеноорд» и сборную Ирана .
- Варужан Ахбандян : армяно-иранский композитор.
Похоронен в Казвине.
[ редактировать ]- Увайс Карни : знаменитость раннего ислама, предположительно убитая здесь во время сражения с армией дейламского происхождения. [ нужна ссылка ]
- Ахмад Газали : знаменитый иранский суфий , умерший в 1126 году нашей эры и похороненный рядом с Шахзаде Хосейном.
- Али ибн Шазан : великий учёный пятого века.
- Шахзаде Хосейн : шиитский святой
- Бабаи Аббас
Города-побратимы и города
[ редактировать ]
Эвора , Португалия (2016)
Баальбек , Ливан (2015)
Бишкек , Кыргызстан (2011 г.)
Денизли , Турция (2012)
Шах Алам , Малайзия (2011)
См. также
[ редактировать ]- Каспии
- Список известных аб-анбаров Казвина
- Казвини (значения) — личное имя, означающее «из Казвина».
- Список губернаторов Казвина
Путеводитель по Казвину от Wikivoyage
СМИ, связанные с Казвином, на Викискладе?
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Участники OpenStreetMap (16 мая 2023 г.). «Казвин, округ Казвин» (Карта). OpenStreetMap (на персидском языке) . Проверено 16 мая 2023 г.
- ^ «Приказ Мехди Саббаги на посту мэра Казвина подтвержден» . 17 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Перепись Исламской Республики Иран, 1395 (2016)» . АМАР (на персидском языке). Статистический центр Ирана. п. 26. Архивировано из оригинала (Excel) 30 ноября 2021 года . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ Хабиби, Хасан (29 сентября 1990 г.). «Утверждение организации и цепочки гражданства элементов и частей страновых подразделений провинции Зенджан с центром в городе Зенджан» . Ламтакам (на персидском языке). Министерство внутренних дел, Политическая комиссия по обороне при Правительственном совете. Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 года . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ Иран (5-е изд., 2008 г.), Эндрю Берк и Марк Эллиотт, стр. 28. Архивировано 7 июня 2011 г. в Wayback Machine , Lonely Planet Publications, ISBN 978-1-74104-293-1
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск кл см CN со КП cq кр CS КТ с резюме cw сх сай чешский и БД округ Колумбия дд из дф дг д Из диджей дк дл дм дн делать дп дк доктор дс дт из дв ДВ дх ты дз из Эб ЕС Эд да если например ага нет ej я Ламбтон, Энн К.С.; Хилленбранд, РМ (1978). «ХАЗВЕН» . В Ван Донзеле, Э.; Льюис, Б.; Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, том IV (ИРАН-ХА) . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 857–63. ISBN 90-04-05745-5 . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ https://irdb.nii.ac.jp/en/01249/0002908121 ПЕЩЕРА КАЛЕ-КУРД: МЕСТА СРЕДНЕГО ПАЛЕОЛИТА НА ЗАПАДНЫХ ГРАНИЦАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПЛАТО ИРАНА
- ^ Ламбтон и Хилленбранд 2002 , с. 857.
- ^ Бадийи 2020 , с. 211.
- ^ Ламбтон и Хилленбранд 2002 , с. 858.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ламбтон, Энн К.С. (1939). Вклад в изучение институтов Сельджуков (PDF) . стр. 11, 21, 23, 137, 224, 234, 288, 299, 316, 379 . Проверено 10 апреля 2022 г.
- ^ Микаберидзе, Александр (2011). Конфликт и завоевания в исламском мире: Историческая энциклопедия, Том 1 . Санта-Барбара, Калифорния, США: ABC-CLIO. п. 196. ИСБН 978-1598843361 .
- ^ Л. Бейкер, Патрисия; Смит, Хилари; Олейник, Мария (2014). Иран . Лондон, Великобритания: Путеводители Брэдта. п. 158. ИСБН 978-1841624020 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Клейс, Вольфрам. «ЧЕХЕЛЬ СОТУН, КАЗВИН» . Энциклопедия Ираника . Проверено 10 апреля 2022 г.
- ^ История бахаи Казвина
- ^ Холдейн, Дж. Эйлмер Л. Сэр (2005), Восстание в Месопотамии, 1920 , Лондон: Имперский военный музей совместно с The Battery Press, ISBN 1904897169 , OCLC 60688896 , ОЛ 22727753M , 1904897169
- ^ М. Берберян, «Землетрясение 1962 года и более ранние деформации среди сейсмического разлома Ипак», Геологическая служба Ирана 39 (1976): 419–27.
- ^ Ерванд Абрамян, Иран между двумя революциями (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1982), 424–25.
- ^ Фенигер Н. и Каллус Р. (2016), «Экспертиза во имя дипломатии: израильский план восстановления региона Казвин, Иран», Международный журнал исламской архитектуры, 5: 1, стр. 103–134, дои: 10.1386/ijia.5.1.103_1
- ^ Рантер, Харро. «АСН Авиационная катастрофа Туполев Ту-154М ЭП-ЦПГ Казвин» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Большой метеорит упал на Иран, нанеся серьезный ущерб Казвину, пострадали многочисленные города.
- ^ Официальные СМИ от Казвина - 10 февраля 2010 г. Архивировано 2 ноября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Таты Ирана и Кавказа, Али Абдоли, 2010.
- ^ «Казвин» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 7 января 2016 г.
- ^ «Перепись Исламской Республики Иран, 1385 (2006)» . АМАР (на персидском языке). Статистический центр Ирана. п. 26. Архивировано из оригинала (Excel) 20 сентября 2011 года . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ «Перепись Исламской Республики Иран, 1390 год (2011 г.)» . Сиракузский университет (на персидском языке). Статистический центр Ирана. п. 26. Архивировано из оригинала (Excel) 19 января 2023 года . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ «Климатические нормы Всемирной метеорологической организации на 1991-2020 годы: Казвин» (CSV) . ncei.noaa.gov . Национальное управление океанических и атмосферных исследований . Проверено 16 июля 2024 г.
Номер ВМО: 40731
- ^ «Климатические нормы Всемирной метеорологической организации на 1981–2010 годы: Казвин (номер ВМО: 40731)» (XLS) . ncei.noaa.gov . НОАА . п. 10 . Проверено 16 июля 2024 г.
- ^ «Изучена архитектура водоснабжения Чехель Сотоуна» . ИСНА . 17 июня 2018 г. Проверено 14 марта 2020 г.
- ^ «Араш Нурагаи» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2010 года . Проверено 2 февраля 2010 г.
- ^ iranian.com: Нима Касрайе, водохранилища Казвин
- ^ Мавзолей Пейгамбарие в Казвине: место захоронения израильских пророков
- ^ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРСИИ – ИРАНЕ (1597–2001 гг.) Игумен Александр (Заркешев) Санкт-Петербург 2002 – Russian Orthodox Church in Persia-Iran 1597–2001, by abbot Alexander Zarkeshev, St Peterburg 2002, pp 70f and 110 Archived 10 December 2014 at the Wayback Machine ; the church is sometimes referred to as "Kantur" church from the name of the area where it stands
- ^ "qiau.ac.ir" . Архивировано из оригинала 8 сентября 2010 года . Проверено 1 июня 2010 г.
- ^ «Университет Раджи» . Архивировано из оригинала 6 октября 2017 года . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ afshbq.ac.ir. Архивировано 12 декабря 2004 г. в Wayback Machine.
- ^ kar.ac.ir
- ^ adi.ac.ir
- ^ ghazali.ac.ir
- ^ allamehghazvini.ac.ir
- ^ " "Шамс Азар стал чемпионом Азадеганской лиги" " (на персидском языке).
Источники
[ редактировать ]- Бадийи, Бахрам (2020). «Города и монетные центры, основанные сасанидами» . Древняя иранская нумизматика : 203–233.
- Ламбтон, АКС и Хилленбранд, Р. (2002). «Занджан» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 446–447. ISBN 978-90-04-12756-2 .