Jump to content

Великая сельджукская архитектура

Великая сельджукская архитектура
Сверху вниз : Купол Тадж аль-Мулька в мечети Джаме в Исфахане (1088–1089 гг.); Мавзолей султана Санджара в Мерве (ок. 1152 г.); Иваны в мечети Джаме в Ардестане (ок. 1158–1160)
Годы активности в. 11–12 вв.

Великая Сельджукская архитектура , или просто Сельджукская архитектура , [ а ] относится к строительной деятельности, которая имела место во времена Великой Сельджукской империи (11–12 вв.). События этого периода внесли значительный вклад в архитектуру Ирана , архитектуру Центральной Азии и близлежащих регионов. Он представил такие инновации, как симметричная планировка мечетей с четырьмя айванами , достижения в строительстве куполов , раннее использование мукарн и первое широко распространенное создание спонсируемых государством медресе . Их здания, как правило, были построены из кирпича , а украшения создавались с использованием кирпичной кладки , плитки и резной лепнины .

Историческая справка

[ редактировать ]

Турки -сельджуки создали Великую империю Сельджуков в XI веке, завоевав весь Иран и другие обширные территории от Гиндукуша до восточной Анатолии и от Средней Азии до Персидского залива . В 1050 году Исфахан был основан как столица Великой империи Сельджуков под властью Алп Арслана . [ 1 ] В 1071 году, после победы сельджуков над Византийской империей в битве при Манцикерте , Анатолия была открыта для тюркских поселенцев. [ 2 ] [ 3 ] Центром архитектурного покровительства Сельджуков был Иран, где были построены первые постоянные сельджукские постройки. [ 4 ] Культурный апогей государства Великих Сельджуков связан с правлением Малик-Шаха I (годы правления 1072–1092) и пребыванием Низама аль-Мулька на посту его визиря . Среди прочего, Низам аль-Мульк отстаивал суннизм над шиизмом и основал сеть медресе как инструмент этой политики. [ 5 ] Это положило начало медресе как учреждению, которое распространилось по всему суннитскому исламскому миру. Хотя ни одно сельджукское медресе сегодня не сохранилось в первозданном виде, архитектурный дизайн сельджукских медресе в Иране, вероятно, повлиял на дизайн медресе в других местах. [ 6 ] [ 7 ]

Хотя апогей Великих Сельджуков был недолгим, он представляет собой важную веху в истории исламского искусства и архитектуры в регионе Большого Ирана , открывая расширение покровительства и художественных форм. [ 8 ] [ 9 ] Большая часть архитектурного наследия Сельджуков была уничтожена в результате монгольского нашествия в 13 веке. [ 10 ] Тем не менее, по сравнению с досельджукским Ираном, гораздо больший объем сохранившихся памятников и артефактов сельджукского периода позволил ученым изучать искусство этой эпохи гораздо глубже, чем предыдущие периоды. [ 8 ] [ 9 ] Период 11-13 веков также считается «классической эпохой» среднеазиатской архитектуры , отмеченной высоким качеством строительства и отделки. [ 11 ] Здесь столицей сельджуков был Мерв , который в этот период оставался художественным центром региона. [ 11 ] Регионом Трансоксиана , к северу от Окса , правили Караханиды , конкурирующая тюркская династия, ставшая вассалами Сельджуков во время правления Малик-шаха. [ 12 ] Эта династия также способствовала расцвету архитектуры в Средней Азии в это время, строя здания в стиле, очень похожем на сельджукский. [ 13 ] [ 9 ] [ 8 ] Аналогичным образом, к востоку от империи Великих Сельджуков Газневиды и их преемники Гуриды строили в близком родственном стиле. [ 9 ] [ 8 ] Таким образом, общая традиция архитектуры была распространена в большей части восточного исламского мира (Иран, Центральная Азия и некоторые части северного Индийского субконтинента ) на протяжении всего периода Сельджуков и его упадка, с 11 по 13 века. [ 8 ] [ 9 ]

После упадка Великих Сельджуков в конце XII века различные тюркские династии образовали более мелкие государства и империи. Ветвь династии Сельджуков управляла султанатом в Анатолии (также известным как анатолийские сельджуки или сельджуки Рума), Зенгиды и Артукиды правили в Северной Месопотомии (известной как Джазира ) и близлежащих регионах, а Хорезмийская империя управляла Ираном и Средняя Азия до монгольского нашествия 13 века. [ 14 ]

Формы и типы зданий

[ редактировать ]
Двор Пятничной мечети в Исфахане с планировкой из четырех айванов начала XII века.

Самым важным религиозным памятником периода Великих Сельджуков является мечеть Джаме в Исфахане , которая была расширена и изменена различными покровителями-сельджуками в конце 11-го и начале 12-го веков. В конце 11 века к нему были добавлены две крупные и новаторские купольные камеры: южный купол (перед михрабом ) был заказан Низамом аль-Мульком в 1086–1087 годах, а северный купол был заказан Тадж аль-Мульком в 1088 году. –89. Позже, примерно в начале XII века, вокруг двора были возведены четыре больших айвана, что положило начало плану с четырьмя айванами . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Эти дополнения представляют собой одни из наиболее важных архитектурных новшеств периода Сельджуков. [ 18 ]

План четырех айванов уже имел корни в древней иранской архитектуре и был найден в некоторых парфянских и сасанидских дворцах. [ 19 ] Вскоре после или примерно в то же время, когда сельджуки работали в Исфахане, он появился в других мечетях, таких как мечеть Джаме в Заваре (построенная около 1135–1136 годов) и мечеть Джаме в Ардестане (отремонтированная сельджукским визирем в 1158–1160 годах). . [ 20 ] Впоследствии это стало «классической» формой иранских пятничных (Джаме) мечетей . [ 19 ]

Купол пятничной мечети в Исфахане , Иран, добавленный в 1088–1089 годах сельджукским визирем Тадж аль-Мульком.

Преобразование пространства перед михрабом (или максурой ) в монументальный купольный зал также оказало большое влияние, став общей чертой будущих иранских и среднеазиатских мечетей. Он также присутствует в более поздних мечетях в Египте, Анатолии и за его пределами. [ 18 ] Оба купола, добавленные к мечети Исфахана, также используют новый тип скоса, состоящий из цилиндрического свода над парой четвертных куполов. [ 17 ] что было связано с ранними мукарнаса . формами [ 21 ] В частности, северный купол мечети Исфахана считается шедевром средневековой иранской архитектуры, а переплетение ребер купола и вертикально выровненные элементы несущих стен придают ему большую элегантность. [ 17 ] [ 15 ]

Еще одним нововведением сельджуков стала «мечеть-киоск». [ 22 ] [ необходимы дополнительные ссылки ] Это обычно небольшое здание отличается необычной планировкой, состоящей из купольного зала, стоящего на арках с тремя открытыми сторонами, что придает ему характер киоска . Кроме того, минареты, построенные сельджуками, приобрели новое измерение, приняв иранские предпочтения цилиндрической формы со сложными узорами. [ 23 ] Этот стиль существенно отличался от типичных североафриканских минаретов квадратной формы. [ 23 ]

В конце 11 века сельджукский визирь Низам аль-Мульк (занимавший этот пост между 1064 и 1092 годами) создал систему государственных медресе, названных Низамийями (названными в его честь), в различных городах сельджуков и Аббасидов, от Месопотамии до Хорасана . [ 7 ] [ 6 ] Практически ни одно из этих медресе, основанных при Низаме аль-Мульке, не сохранилось, хотя частичные остатки одного медресе в Харгерде , Иран, включают айван и надпись, приписывающую его Низаму аль-Мульку. Тем не менее, очевидно, что сельджуки построили множество медресе по всей своей империи за относительно короткий период времени, тем самым распространив как идею этого учреждения, так и архитектурные модели, на которых основывались более поздние образцы. [ 6 ] [ 7 ] Хотя учреждения типа медресе, по-видимому, существовали в Иране до Низама аль-Мулька, этот период, тем не менее, рассматривается многими как отправная точка для распространения первых официальных медресе по всему остальному мусульманскому миру. [ 24 ] [ 6 ] [ 7 ]

Андре Годар также объяснил возникновение и распространение плана четырех айванов появлением этих медресе и утверждал, что планировка была заимствована из внутренней архитектуры, свойственной Хорасану . [ 25 ] [ 26 ] Теория происхождения Годара была принята не всеми учеными. [ 20 ] но широко распространено мнение, что планировка из четырех айванов действительно распространилась на другие регионы вместе с распространением медресе по всему исламскому миру. [ 6 ] [ 7 ] [ 18 ]

Караван-сараи

[ редактировать ]

Большие караван-сараи были построены как способ развития торговли и утверждения власти сельджуков в сельской местности. Обычно они представляли собой здание с укрепленным внешним видом, монументальным входным порталом и внутренним двором, окруженным различными залами, в том числе айванами. Некоторыми примечательными примерами, сохранившимися лишь частично, являются караван-сараи Рибат-и Малик (ок. 1068–1080) и Рибат-и Шараф (12 век) в Трансоксиане и Хорасане соответственно. [ 27 ] [ 20 ] [ 28 ]

Мавзолеи

[ редактировать ]

Сельджуки также продолжали строить «башенные гробницы», иранские постройки более раннего периода, такие как так называемая Башня Тугрила. [ б ] построен в Рае (к югу от современного Тегерана ) в 1139–1140 годах. [ 31 ] [ 32 ] Однако более новаторским было введение мавзолеев с квадратной или многоугольной планировкой, которые позже стали обычной формой монументальных гробниц. Ранними примерами этого являются два мавзолея Харракана (1068 и 1093 годы) возле Казвина (северный Иран), имеющие восьмиугольную форму, и большой мавзолей Санджара (ок. 1152 года) в Мерве (современный Туркменистан ), имеющий квадратную форму. база. [ 31 ]

Материалы и отделка

[ редактировать ]
Сочетание кирпичной кладки и изразцового декора на гробнице Гонбад-э Кабуд в Мараге (1196–1197 гг.) [ 20 ]

Нехватка древесины на Иранском нагорье привела к распространению кирпича как строительного материала, особенно высококачественного обожженного кирпича. [ 33 ] [ 20 ] Это также поощряло разработку и использование сводов и куполов для покрытия зданий, что, в свою очередь, привело к инновациям в методах структурной поддержки этих сводов. [ 20 ] Картины склеивания кирпичной кладки использовались для декоративного эффекта: комбинируя кирпичи в разных ориентациях и чередуя утопленные и выступающие кирпичи, можно было получить разные узоры. Своего полного развития эта техника достигла в 11 веке. кусочки глазурованной плитки В некоторых случаях в промежутки между кирпичами вставляли , чтобы добавить дополнительный цвет и контраст. На кирпичах также можно было вырезать другие мотивы или вырезать надписи на фасадах памятников. [ 20 ] [ 34 ]

Михраб резного лепного декора в мечети Джаме в Ардестане (около 1160 г.) [ 20 ]

В то время как в отделке кирпича преобладали геометрические мотивы , для покрытия некоторых поверхностей также использовалась лепнина или штукатурка, и на этом материале можно было вырезать более широкий спектр растительных и цветочных мотивов ( арабески ). К концу XII века плитка и цвет приобрели все большее значение, а обширный декор из глазурованной плитки появляется во многих памятниках XII века. Это сопровождалось растущей тенденцией к покрытию стен и больших площадей поверхностным декором, который скрывал саму конструкцию. Эта тенденция стала более выраженной в более поздней иранской и среднеазиатской архитектуре. [ 20 ] [ 34 ]

Мукарнас в южном айване мечети Джаме в Исфахане (начало XII века) [ 15 ]

распространилась В 11 веке техника украшения мукарнас по всему исламскому миру, хотя ее точное происхождение и способ ее распространения не до конца понятны ученым. [ 35 ] [ 36 ] Мукарнас использовался для сводов и для выполнения переходов между различными структурными элементами, таких как переход между квадратной камерой и круглым куполом (скринчи). [ 20 ] Примеры ранних мукарна можно найти в иранских и среднеазиатских памятниках предыдущих столетий, но преднамеренное и значительное использование полностью развитых мукарна видно в постройках сельджуков, таких как пристройки к Пятничной мечети в Исфахане. [ 37 ]

Традиционным знаком сельджуков, использовавшимся в их архитектуре, была восьмиконечная звезда, имевшая философское значение, считавшаяся символом существования и вечной эволюции. [ сомнительно обсудить ] Многие примеры этой сельджукской звезды можно найти в изразцах, керамике и коврах сельджукского периода, и звезда даже была включена в государственный герб Туркменистана. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] Другим типичным сельджукским символом является десятикратная розетка или большое количество различных типов розеток на сельджукских михрабах и порталах, которые представляют планеты, которые, согласно старой среднеазиатской традиции и шаманским религиозным верованиям, являются символами потустороннего мира. Примеры этого символа можно найти в их архитектуре. [ 42 ] [ нужна проверка ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Архитектура сельджуков» может также относиться к анатолийской архитектуре сельджуков , которая в основном встречается на территории современной Турции и связана с Султанатом Рум (конец 11-13 веков), которым правил ответвление династии Сельджуков .
  2. Башня традиционно ассоциируется с сельджукским султаном Тугрилом I (ум. 1063), который был похоронен в том же городе, но эта связь является апокрифом. [ 29 ] Если он и имеет какую-либо прямую связь с сельджукским султаном, то, скорее всего, с Тугрилом II (ум. 1134). [ 30 ]
  1. ^ Блум, Джонатан М.; Блэр С., Шейла, ред. (2009). «Исфахан». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 292–299. ISBN  9780195309911 .
  2. ^ Босворт, CE (1995). «Сальдджухиды; III. Различные ветви Салдаджухов; 5. Салдаджухиды Рума (ок. 483–707 / ок. 1081–1307)» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. пп. 948–949. ISBN  978-90-04-09834-3 .
  3. ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 348.
  4. ^ Петерсен, Эндрю (1996). «Сельджуки» . Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 255–256. ISBN  9781134613663 .
  5. ^ Hattstein & Delius 2011 , стр. 349–352.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Медраса». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 430–433.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Босворт, CE; Хилленбранд, Роберт; Роджерс, Дж. М.; де Блуа, ФК и Дарли-Доран, RE (1986). «Медраса» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1125–1128, 1136–1140. ISBN  978-90-04-07819-2 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и Хилленбранд, Роберт (1995). «Сальдджудхиды; VI. Искусство и архитектура; 1. В Персии» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 959–964. ISBN  978-90-04-09834-3 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Салджук». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 3. Издательство Оксфордского университета. стр. 166–168. ISBN  9780195309911 .
  10. ^ Боннер, Джей (2017). Исламские геометрические узоры: их историческое развитие и традиционные методы построения . Спрингер. п. 69. ИСБН  978-1-4419-0217-7 .
  11. ^ Jump up to: а б Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 354.
  12. ^ Босворт, CE (1995). «Сальдджухиды; III. Различные ветви Салдиджухов; 1. Великие сальдджухиды Персии и Ирака (429–552/1038–1157)» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 940–943. ISBN  978-90-04-09834-3 .
  13. ^ Hattstein & Delius 2011 , стр. 354–359.
  14. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 134.
  15. ^ Jump up to: а б с Блэр, Шейла; Блум, Джонатан (2011). «Пятничная мечеть в Исфахане». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. стр. 368–369. ISBN  9783848003808 .
  16. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 140-144.
  17. ^ Jump up to: а б с О'Кейн, Бернард (1995). «Купола» . Энциклопедия Ираника . Проверено 5 января 2024 г.
  18. ^ Jump up to: а б с Табба, Ясир (2007). "Архитектура" Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN  9789004161658 .
  19. ^ Jump up to: а б Хагани, Саид (2012). Исламская архитектура в Иране: постструктуральная теория и архитектурная история иранских мечетей . Издательство Блумсбери. п. 74. ИСБН  978-1-78673-302-3 .
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Архитектура; V. 900 – ок. 1250; А. Восточно-исламские земли; 2. Иран, ок. 1050 – ок. 1250». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 92–96. ISBN  9780195309911 .
  21. ^ Грабарь, Олег (1990). Великая мечеть Исфахана . Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 53–54. ISBN  0814730272 .
  22. ^ Сауд 2003 , с. 4.
  23. ^ Jump up to: а б Сауд 2003 , с. 7.
  24. ^ Абаза, Мона; Кечичян, Джозеф А. (2009). "Медресе". Оксфордская энциклопедия исламского мира . Издательство Оксфордского университета.
  25. ^ Годар 1951 .
  26. ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Иван». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. п. 337. ИСБН  9780195309911 .
  27. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 153-154.
  28. ^ Hattstein & Delius 2011 , стр. 363–364.
  29. ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Рэй». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  30. ^ Кэнби и др. 2016 , стр. 290 и соответствующая сноска к 335.
  31. ^ Jump up to: а б Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 146.
  32. ^ Кэнби и др. 2016 , стр. 290 (см. также соответствующую сноску к номеру 335).
  33. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 156.
  34. ^ Jump up to: а б Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 159-161.
  35. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 116.
  36. ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Мукарнас». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 25–28. ISBN  9780195309911 .
  37. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 157.
  38. ^ Церковь Святой Софии в Трапезунде - Дэвид Талбот Райс, Эдинбургский университет, П. для Russell Trust, 1968 г.
  39. ^ Анатолийские цивилизации: Сельджуки - Министерство культуры и туризма Турции, 1983 г.
  40. ^ Символизм и власть в Центральной Азии: политика зрелища - Салли Н. Каммингс Рутледж,
  41. ^ Трилистник: Галс, звезды и сады: выставка ранних восточных ковров , Художественная галерея Миллс-Колледжа, 28 января - 11 марта 1990 г. - Хиллари Дюма, Д. Дюма
  42. ^ Искусство и архитектура Турции, Экрем Акургал, Oxford University Press.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5533a2b57dc11912bea36865b532036d__1721519040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/6d/5533a2b57dc11912bea36865b532036d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Great Seljuk architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)