Великая сельджукская архитектура
Сверху вниз : Купол Тадж аль-Мулька в мечети Джаме в Исфахане (1088–1089 гг.); Мавзолей султана Санджара в Мерве (ок. 1152 г.); Иваны в мечети Джаме в Ардестане (ок. 1158–1160) | |
Годы активности | в. 11–12 вв. |
---|
Великая Сельджукская архитектура , или просто Сельджукская архитектура , [ а ] относится к строительной деятельности, которая имела место во времена Великой Сельджукской империи (11–12 вв.). События этого периода внесли значительный вклад в архитектуру Ирана , архитектуру Центральной Азии и близлежащих регионов. Он представил такие инновации, как симметричная планировка мечетей с четырьмя айванами , достижения в строительстве куполов , раннее использование мукарн и первое широко распространенное создание спонсируемых государством медресе . Их здания, как правило, были построены из кирпича , а украшения создавались с использованием кирпичной кладки , плитки и резной лепнины .
Историческая справка
[ редактировать ]Часть серии о |
Культура Ирана |
---|
![]() |
Турки -сельджуки создали Великую империю Сельджуков в XI веке, завоевав весь Иран и другие обширные территории от Гиндукуша до восточной Анатолии и от Средней Азии до Персидского залива . В 1050 году Исфахан был основан как столица Великой империи Сельджуков под властью Алп Арслана . [ 1 ] В 1071 году, после победы сельджуков над Византийской империей в битве при Манцикерте , Анатолия была открыта для тюркских поселенцев. [ 2 ] [ 3 ] Центром архитектурного покровительства Сельджуков был Иран, где были построены первые постоянные сельджукские постройки. [ 4 ] Культурный апогей государства Великих Сельджуков связан с правлением Малик-Шаха I (годы правления 1072–1092) и пребыванием Низама аль-Мулька на посту его визиря . Среди прочего, Низам аль-Мульк отстаивал суннизм над шиизмом и основал сеть медресе как инструмент этой политики. [ 5 ] Это положило начало медресе как учреждению, которое распространилось по всему суннитскому исламскому миру. Хотя ни одно сельджукское медресе сегодня не сохранилось в первозданном виде, архитектурный дизайн сельджукских медресе в Иране, вероятно, повлиял на дизайн медресе в других местах. [ 6 ] [ 7 ]
Хотя апогей Великих Сельджуков был недолгим, он представляет собой важную веху в истории исламского искусства и архитектуры в регионе Большого Ирана , открывая расширение покровительства и художественных форм. [ 8 ] [ 9 ] Большая часть архитектурного наследия Сельджуков была уничтожена в результате монгольского нашествия в 13 веке. [ 10 ] Тем не менее, по сравнению с досельджукским Ираном, гораздо больший объем сохранившихся памятников и артефактов сельджукского периода позволил ученым изучать искусство этой эпохи гораздо глубже, чем предыдущие периоды. [ 8 ] [ 9 ] Период 11-13 веков также считается «классической эпохой» среднеазиатской архитектуры , отмеченной высоким качеством строительства и отделки. [ 11 ] Здесь столицей сельджуков был Мерв , который в этот период оставался художественным центром региона. [ 11 ] Регионом Трансоксиана , к северу от Окса , правили Караханиды , конкурирующая тюркская династия, ставшая вассалами Сельджуков во время правления Малик-шаха. [ 12 ] Эта династия также способствовала расцвету архитектуры в Средней Азии в это время, строя здания в стиле, очень похожем на сельджукский. [ 13 ] [ 9 ] [ 8 ] Аналогичным образом, к востоку от империи Великих Сельджуков Газневиды и их преемники Гуриды строили в близком родственном стиле. [ 9 ] [ 8 ] Таким образом, общая традиция архитектуры была распространена в большей части восточного исламского мира (Иран, Центральная Азия и некоторые части северного Индийского субконтинента ) на протяжении всего периода Сельджуков и его упадка, с 11 по 13 века. [ 8 ] [ 9 ]
После упадка Великих Сельджуков в конце XII века различные тюркские династии образовали более мелкие государства и империи. Ветвь династии Сельджуков управляла султанатом в Анатолии (также известным как анатолийские сельджуки или сельджуки Рума), Зенгиды и Артукиды правили в Северной Месопотомии (известной как Джазира ) и близлежащих регионах, а Хорезмийская империя управляла Ираном и Средняя Азия до монгольского нашествия 13 века. [ 14 ]
Формы и типы зданий
[ редактировать ]Мечети
[ редактировать ]
Самым важным религиозным памятником периода Великих Сельджуков является мечеть Джаме в Исфахане , которая была расширена и изменена различными покровителями-сельджуками в конце 11-го и начале 12-го веков. В конце 11 века к нему были добавлены две крупные и новаторские купольные камеры: южный купол (перед михрабом ) был заказан Низамом аль-Мульком в 1086–1087 годах, а северный купол был заказан Тадж аль-Мульком в 1088 году. –89. Позже, примерно в начале XII века, вокруг двора были возведены четыре больших айвана, что положило начало плану с четырьмя айванами . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Эти дополнения представляют собой одни из наиболее важных архитектурных новшеств периода Сельджуков. [ 18 ]
План четырех айванов уже имел корни в древней иранской архитектуре и был найден в некоторых парфянских и сасанидских дворцах. [ 19 ] Вскоре после или примерно в то же время, когда сельджуки работали в Исфахане, он появился в других мечетях, таких как мечеть Джаме в Заваре (построенная около 1135–1136 годов) и мечеть Джаме в Ардестане (отремонтированная сельджукским визирем в 1158–1160 годах). . [ 20 ] Впоследствии это стало «классической» формой иранских пятничных (Джаме) мечетей . [ 19 ]

Преобразование пространства перед михрабом (или максурой ) в монументальный купольный зал также оказало большое влияние, став общей чертой будущих иранских и среднеазиатских мечетей. Он также присутствует в более поздних мечетях в Египте, Анатолии и за его пределами. [ 18 ] Оба купола, добавленные к мечети Исфахана, также используют новый тип скоса, состоящий из цилиндрического свода над парой четвертных куполов. [ 17 ] что было связано с ранними мукарнаса . формами [ 21 ] В частности, северный купол мечети Исфахана считается шедевром средневековой иранской архитектуры, а переплетение ребер купола и вертикально выровненные элементы несущих стен придают ему большую элегантность. [ 17 ] [ 15 ]
Еще одним нововведением сельджуков стала «мечеть-киоск». [ 22 ] [ необходимы дополнительные ссылки ] Это обычно небольшое здание отличается необычной планировкой, состоящей из купольного зала, стоящего на арках с тремя открытыми сторонами, что придает ему характер киоска . Кроме того, минареты, построенные сельджуками, приобрели новое измерение, приняв иранские предпочтения цилиндрической формы со сложными узорами. [ 23 ] Этот стиль существенно отличался от типичных североафриканских минаретов квадратной формы. [ 23 ]
Медресе
[ редактировать ]В конце 11 века сельджукский визирь Низам аль-Мульк (занимавший этот пост между 1064 и 1092 годами) создал систему государственных медресе, названных Низамийями (названными в его честь), в различных городах сельджуков и Аббасидов, от Месопотамии до Хорасана . [ 7 ] [ 6 ] Практически ни одно из этих медресе, основанных при Низаме аль-Мульке, не сохранилось, хотя частичные остатки одного медресе в Харгерде , Иран, включают айван и надпись, приписывающую его Низаму аль-Мульку. Тем не менее, очевидно, что сельджуки построили множество медресе по всей своей империи за относительно короткий период времени, тем самым распространив как идею этого учреждения, так и архитектурные модели, на которых основывались более поздние образцы. [ 6 ] [ 7 ] Хотя учреждения типа медресе, по-видимому, существовали в Иране до Низама аль-Мулька, этот период, тем не менее, рассматривается многими как отправная точка для распространения первых официальных медресе по всему остальному мусульманскому миру. [ 24 ] [ 6 ] [ 7 ]
Андре Годар также объяснил возникновение и распространение плана четырех айванов появлением этих медресе и утверждал, что планировка была заимствована из внутренней архитектуры, свойственной Хорасану . [ 25 ] [ 26 ] Теория происхождения Годара была принята не всеми учеными. [ 20 ] но широко распространено мнение, что планировка из четырех айванов действительно распространилась на другие регионы вместе с распространением медресе по всему исламскому миру. [ 6 ] [ 7 ] [ 18 ]
Караван-сараи
[ редактировать ]Большие караван-сараи были построены как способ развития торговли и утверждения власти сельджуков в сельской местности. Обычно они представляли собой здание с укрепленным внешним видом, монументальным входным порталом и внутренним двором, окруженным различными залами, в том числе айванами. Некоторыми примечательными примерами, сохранившимися лишь частично, являются караван-сараи Рибат-и Малик (ок. 1068–1080) и Рибат-и Шараф (12 век) в Трансоксиане и Хорасане соответственно. [ 27 ] [ 20 ] [ 28 ]
-
Входной портал караван-сарая Рибат-и Малик на дороге между Бухарой и Самаркандом (ок. 1068–1080 гг.)
-
Караван-сарай Рибат-и Шараф в Хорасане (северо-восток Ирана), построенный в 1114–1115 гг.
Мавзолеи
[ редактировать ]Сельджуки также продолжали строить «башенные гробницы», иранские постройки более раннего периода, такие как так называемая Башня Тугрила. [ б ] построен в Рае (к югу от современного Тегерана ) в 1139–1140 годах. [ 31 ] [ 32 ] Однако более новаторским было введение мавзолеев с квадратной или многоугольной планировкой, которые позже стали обычной формой монументальных гробниц. Ранними примерами этого являются два мавзолея Харракана (1068 и 1093 годы) возле Казвина (северный Иран), имеющие восьмиугольную форму, и большой мавзолей Санджара (ок. 1152 года) в Мерве (современный Туркменистан ), имеющий квадратную форму. база. [ 31 ]
-
Башни Харракан — комплекс мавзолеев, построенных в 1068 и 1093 годах в Иране.
-
Башня Тугрил в Райе , к югу от современного Тегерана (Иран), построена в 1139–1140 годах.
Материалы и отделка
[ редактировать ]Нехватка древесины на Иранском нагорье привела к распространению кирпича как строительного материала, особенно высококачественного обожженного кирпича. [ 33 ] [ 20 ] Это также поощряло разработку и использование сводов и куполов для покрытия зданий, что, в свою очередь, привело к инновациям в методах структурной поддержки этих сводов. [ 20 ] Картины склеивания кирпичной кладки использовались для декоративного эффекта: комбинируя кирпичи в разных ориентациях и чередуя утопленные и выступающие кирпичи, можно было получить разные узоры. Своего полного развития эта техника достигла в 11 веке. кусочки глазурованной плитки В некоторых случаях в промежутки между кирпичами вставляли , чтобы добавить дополнительный цвет и контраст. На кирпичах также можно было вырезать другие мотивы или вырезать надписи на фасадах памятников. [ 20 ] [ 34 ]

В то время как в отделке кирпича преобладали геометрические мотивы , для покрытия некоторых поверхностей также использовалась лепнина или штукатурка, и на этом материале можно было вырезать более широкий спектр растительных и цветочных мотивов ( арабески ). К концу XII века плитка и цвет приобрели все большее значение, а обширный декор из глазурованной плитки появляется во многих памятниках XII века. Это сопровождалось растущей тенденцией к покрытию стен и больших площадей поверхностным декором, который скрывал саму конструкцию. Эта тенденция стала более выраженной в более поздней иранской и среднеазиатской архитектуре. [ 20 ] [ 34 ]

распространилась В 11 веке техника украшения мукарнас по всему исламскому миру, хотя ее точное происхождение и способ ее распространения не до конца понятны ученым. [ 35 ] [ 36 ] Мукарнас использовался для сводов и для выполнения переходов между различными структурными элементами, таких как переход между квадратной камерой и круглым куполом (скринчи). [ 20 ] Примеры ранних мукарна можно найти в иранских и среднеазиатских памятниках предыдущих столетий, но преднамеренное и значительное использование полностью развитых мукарна видно в постройках сельджуков, таких как пристройки к Пятничной мечети в Исфахане. [ 37 ]
Традиционным знаком сельджуков, использовавшимся в их архитектуре, была восьмиконечная звезда, имевшая философское значение, считавшаяся символом существования и вечной эволюции. [ сомнительно – обсудить ] Многие примеры этой сельджукской звезды можно найти в изразцах, керамике и коврах сельджукского периода, и звезда даже была включена в государственный герб Туркменистана. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] Другим типичным сельджукским символом является десятикратная розетка или большое количество различных типов розеток на сельджукских михрабах и порталах, которые представляют планеты, которые, согласно старой среднеазиатской традиции и шаманским религиозным верованиям, являются символами потустороннего мира. Примеры этого символа можно найти в их архитектуре. [ 42 ] [ нужна проверка ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Архитектура сельджуков» может также относиться к анатолийской архитектуре сельджуков , которая в основном встречается на территории современной Турции и связана с Султанатом Рум (конец 11-13 веков), которым правил ответвление династии Сельджуков .
- ↑ Башня традиционно ассоциируется с сельджукским султаном Тугрилом I (ум. 1063), который был похоронен в том же городе, но эта связь является апокрифом. [ 29 ] Если он и имеет какую-либо прямую связь с сельджукским султаном, то, скорее всего, с Тугрилом II (ум. 1134). [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Блум, Джонатан М.; Блэр С., Шейла, ред. (2009). «Исфахан». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 292–299. ISBN 9780195309911 .
- ^ Босворт, CE (1995). «Сальдджухиды; III. Различные ветви Салдаджухов; 5. Салдаджухиды Рума (ок. 483–707 / ок. 1081–1307)» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. пп. 948–949. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 348.
- ^ Петерсен, Эндрю (1996). «Сельджуки» . Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 255–256. ISBN 9781134613663 .
- ^ Hattstein & Delius 2011 , стр. 349–352.
- ^ Jump up to: а б с д и Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Медраса». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 430–433.
- ^ Jump up to: а б с д и Босворт, CE; Хилленбранд, Роберт; Роджерс, Дж. М.; де Блуа, ФК и Дарли-Доран, RE (1986). «Медраса» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1125–1128, 1136–1140. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и Хилленбранд, Роберт (1995). «Сальдджудхиды; VI. Искусство и архитектура; 1. В Персии» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 959–964. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Салджук». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 3. Издательство Оксфордского университета. стр. 166–168. ISBN 9780195309911 .
- ^ Боннер, Джей (2017). Исламские геометрические узоры: их историческое развитие и традиционные методы построения . Спрингер. п. 69. ИСБН 978-1-4419-0217-7 .
- ^ Jump up to: а б Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 354.
- ^ Босворт, CE (1995). «Сальдджухиды; III. Различные ветви Салдиджухов; 1. Великие сальдджухиды Персии и Ирака (429–552/1038–1157)» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 940–943. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- ^ Hattstein & Delius 2011 , стр. 354–359.
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б с Блэр, Шейла; Блум, Джонатан (2011). «Пятничная мечеть в Исфахане». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. стр. 368–369. ISBN 9783848003808 .
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 140-144.
- ^ Jump up to: а б с О'Кейн, Бернард (1995). «Купола» . Энциклопедия Ираника . Проверено 5 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Табба, Ясир (2007). "Архитектура" Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN 9789004161658 .
- ^ Jump up to: а б Хагани, Саид (2012). Исламская архитектура в Иране: постструктуральная теория и архитектурная история иранских мечетей . Издательство Блумсбери. п. 74. ИСБН 978-1-78673-302-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Архитектура; V. 900 – ок. 1250; А. Восточно-исламские земли; 2. Иран, ок. 1050 – ок. 1250». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 92–96. ISBN 9780195309911 .
- ^ Грабарь, Олег (1990). Великая мечеть Исфахана . Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 53–54. ISBN 0814730272 .
- ^ Сауд 2003 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Сауд 2003 , с. 7.
- ^ Абаза, Мона; Кечичян, Джозеф А. (2009). "Медресе". Оксфордская энциклопедия исламского мира . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Годар 1951 .
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Иван». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. п. 337. ИСБН 9780195309911 .
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 153-154.
- ^ Hattstein & Delius 2011 , стр. 363–364.
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Рэй». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Кэнби и др. 2016 , стр. 290 и соответствующая сноска к 335.
- ^ Jump up to: а б Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 146.
- ^ Кэнби и др. 2016 , стр. 290 (см. также соответствующую сноску к номеру 335).
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 159-161.
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 116.
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Мукарнас». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 25–28. ISBN 9780195309911 .
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 157.
- ^ Церковь Святой Софии в Трапезунде - Дэвид Талбот Райс, Эдинбургский университет, П. для Russell Trust, 1968 г.
- ^ Анатолийские цивилизации: Сельджуки - Министерство культуры и туризма Турции, 1983 г.
- ^ Символизм и власть в Центральной Азии: политика зрелища - Салли Н. Каммингс Рутледж,
- ^ Трилистник: Галс, звезды и сады: выставка ранних восточных ковров , Художественная галерея Миллс-Колледжа, 28 января - 11 марта 1990 г. - Хиллари Дюма, Д. Дюма
- ^ Искусство и архитектура Турции, Экрем Акургал, Oxford University Press.
Библиография
[ редактировать ]
- Блэр, Шейла; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-06465-0 .
- Благословение, Патрисия (2014). Восстановление Анатолии после монгольского завоевания: исламская архитектура в землях Рума, 1240–1330 гг . Рутледж. ISBN 978-1-4724-2406-8 .
- Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530991-1 . Проверено 15 марта 2013 г.
- Кэнби, Шейла Р.; Беязит, Дениз; Руджади, Мартина; Павлин, САУ (2016). Двор и космос: Великая эпоха сельджуков . Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-589-4 .
- Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650–1250 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-08869-4 . Проверено 17 марта 2013 г.
- Годар, Андре (1951). «Происхождение медресе, мечети и караван-сарая с четырьмя иванами» . Арс Исламика (на французском языке). 15/16: 1–9.
- Хатштейн, Маркус; Делиус, Питер, ред. (2011). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. ISBN 9783848003808 .
- Сауд, Рабах (2003). Аль-Хассани, Салим (ред.). «Мусульманская архитектура под патронажем сельджуков (1038-1327)» (PDF) . Фонд науки, технологий и цивилизации .