Зеллидж

Страница полузащищена

Стена, покрытая зеллиджем , в медресе Бен Юсефа в Марракеше.

Зеллидж ( арабский : الزليج , латинизированный : zillij ; также пишется zillij или zellige ) — это стиль мозаичной плитки, выполненной из индивидуально вырезанных вручную кусков плитки . [1] : 335  [2] : 41  [3] : 166  Части обычно были разных цветов и соединялись вместе, образуя различные узоры на основе мозаики , в первую очередь сложные исламские геометрические мотивы, такие как исходящие звездные узоры, состоящие из различных многоугольников . [1] [4] [5] [6] Эта форма исламского искусства является одной из основных характеристик архитектуры западного исламского мира . Он встречается в архитектуре Марокко , архитектуре Алжира , раннеисламских памятниках Туниса и исторических памятниках Аль-Андалуса (на Пиренейском полуострове ). Начиная с 14 века, зеллидж стал стандартным декоративным элементом вдоль нижних стен, в фонтанах и бассейнах, на минаретах и ​​для мощения полов. [1] [5]

После 15 века традиционная мозаика зелли вышла из моды в большинстве стран, за исключением Марокко, где ее продолжают производить и сегодня. [1] : 414–415  Zellij встречается в современных зданиях с использованием традиционного дизайна, таких как мечеть Хасана II в Касабланке , которая добавляет новую цветовую палитру к традиционному дизайну. [7] Влияние узоров зеллий также было очевидно в испанской плитке, произведенной в период Возрождения, и наблюдается в некоторых современных имитациях, нарисованных на квадратных плитках. [8] : 102  [2] : 41 

Имя

Слово zillīj ( زليج ) происходит от глагола zalaja ( زَلَجَ ), означающего «скользить». [9] относительно гладкой глазурованной поверхности плитки. Слово азулехо на португальском и испанском языках , относящееся к стилю расписной плитки в Португалии и Испании, происходит от слова zillīj. [10] [11] В Испании техника мозаичной плитки, используемая в исторических исламских памятниках, таких как Альгамбра, также называется аликатадо , испанское слово, происходящее от арабского глагола катаа ( ﻗَﻄَﻊَ ), означающего «разрезать». [12] [3] : 166 

История

Происхождение (с 10 по 13 века)

Изразцовый декор верхней части минарета мечети Касба в Марракеше (современная реставрация оригинальных изразцов XII века)

Зеллиджа Фрагменты из аль-Мансурийи (Сабра) в Тунисе середины X века , возможно, датируемые либо основанием Фатимидов середины XI века , либо оккупацией Зиридов , предполагают, что эта техника могла развиться в западном исламском мире примерно в этот период. [5] Жорж Марсе утверждал, что эти фрагменты, наряду с аналогичным украшением, найденным в Махдии , указывают на то, что эта техника, вероятно, возникла в Ифрикии и впоследствии была экспортирована дальше на запад. [1] : 99, 335  Вероятно, он был вдохновлен или заимствован из византийской мозаики , а затем адаптирован мусульманскими мастерами для изготовления фаянсовой плитки. [4] [6] : 28  К 11 веку техника зеллидж достигла сложного уровня в западном исламском мире, о чем свидетельствуют сложные тротуары, найденные в Калат-Бани-Хаммад в Алжире . [5]

В период Альмохадов заметные полосы керамического декора зеленого и белого цвета уже присутствовали на минаретах мечети Кутубия и мечети Касба в Марракеше . Относительно простые по дизайну, они, возможно, отражают художественное влияние берберской культуры Санхаджа . [1] : 231  Джонатан Блум приводит глазурованные плитки на минарете мечети Кутубия, датируемые серединой XII века, как самый ранний достоверно датированный образец зеллиджа в Марокко . [13] : 26  Отдельные кусочки плитки имеют большой размер, поэтому рисунок виден издалека. Перед обжигом в каждой детали было проколото небольшое отверстие, чтобы плитки можно было прикрепить гвоздями к деревянной раме, установленной на известковой поверхности в этой части минарета. [14] : 329  Минарет мечети Касба, построенный чуть позже, в 1190-х годах, в целом более широко использует керамический декор, включая геометрическую мозаику на верхних частях минарета в той же технике, что и у Кутубия (хотя и немного более разнообразную по дизайну). [а] Изразцы на обоих минаретах сегодня представляют собой современные репродукции оригиналов, фрагменты которых сохранились в резервной коллекции дворца- музея Бади . [14] : 326–333 

Обобщение по региону (14-15 вв.)

Панно Зеллидж со сложной геометрией и мозаичными арабскими буквами в Мирадоре Линдараджа в Альгамбре (14 век)

Более сложный стиль зеллидж , который мы знаем сегодня, получил широкое распространение в первой половине 14 века во времена династических периодов Маринидов , Заянидов и Насридов в Марокко, Алжире и Аль-Андалусе . [1] : 335–336  [15] Из-за значительного культурного единства и связей между Аль-Андалусом и западным Магрибом формы зеллиджа под покровительством Маринидов, Насридов и Зайянидов чрезвычайно схожи. [3] : 188–189  В Ифрикии (Тунис), при династии Хафсидов , плитка Зеллидж в тот же период в значительной степени вышла из моды и была заменена предпочтением каменных и мраморных панелей. [1] : 486–487 

Плитка Zellij чаще всего использовалась для мощения полов и покрытия нижних стен внутри зданий. Зеллий также использовался на внешней стороне минаретов и на некоторых входных порталах. [5] Преобладали геометрические мотивы , в этот период формировались узоры все большей сложности. Реже арабески создавались также растительные или цветочные мотивы на стенах . Геометрические фризом дадо обычно увенчивались эпиграфическим . [5] К этому периоду использовалось больше цветов, таких как желтый (с использованием оксидов железа или желтого хрома ), синий и темно-коричневый марганца . цвет [1] : 336  Этот стиль мозаики из плиток, образованный путем объединения большого количества маленьких кусочков ручной работы в узор, проявляется в известных зданиях того периода, таких как дворцы Альгамбры Насридов, мечети Тлемсена и медресе Маринидов в Фес , Мекнес и Сале . Его также можно найти в некоторых христианских испанских дворцах того же периода, в которых работали мастера-мусульмане или мудехары , в первую очередь в Севильском Алькасаре , секции которого 14-го века современны Альгамбре и содержат плитку зеллидж в том же стиле, хотя и немного меньшего размера. изысканность. [16] : 63–64  [3] : 172 

Останки Зеллиджа в Челле (14 век) окрашены в яркие цвета и цветочные мотивы, которые, возможно, были отличительной чертой мастеров из Тлемсена. [3] : 206 

Среди наиболее исключительных сохранившихся примеров искусства Насрида Зеллиджа — дадо Мирадор де Линдараджа и Торре де ла Каутива в Альгамбре, оба датируются 14 веком. В то время как арабская эпиграфика обычно вырезалась на лепнине или рисовалась на более крупных квадратных плитках, эти два примера содержат очень тонкие арабские надписи письмом Насхи , которые состоят из совокупности цветных кусочков плитки, вырезанных в форме самих букв и помещенных на белый фон. . [17] Плитка Торре -де-ла-Каутива дополнительно отличается использованием фиолетового цвета, который является уникальным в архитектурном зелли . декоре [17] Дадо Мирадора Линдараджи также содержит особенно сложную геометрическую композицию с очень тонкими фрагментами мозаики ниже уровня надписи. [18] Ширина некоторых кусочков плитки в этой композиции составляет всего 2 миллиметра. [6] : 129 

Помимо работы зелли несколько своеобразный стиль зелли с яркими деталями, часто с цветочными узорами в виде пальметт и завитков дальше на запад, среди мастеров Тлемсена развился . Важнейшим ранним примером этого стиля было убранство медресе Ташфиния (ныне не сохранившегося), основанного Абу Ташфином I (годы правления 1318–1337). Этот тип впоследствии появился в более поздних памятниках этой эпохи, в основном в Тлемсене (таких как мечеть и медресе Абу Мадьяна ), но также и дальше, в медресе Маринидов в Челле , что позволяет предположить, что одна и та же мастерская мастеров могла быть использована Маринидами. примерно в это время. [3] : 187, 195, 206  [14] : 526  [19] Использование украшения зеллидж на входных порталах, не распространенное в остальной части Магриба, также было наиболее характерным для архитектуры Тлемсена. [19] : 178  Сегодня в археологическом музее Тлемсена хранится множество остатков панелей и фрагментов зелли из различных средневековых памятников, относящихся к династии Заянидов. [20]

Изразцы в технике сграффито с эпиграфического фриза медресе Бу Инания в Фесе (XIV в.)

Эпиграфические фризы в изразцах Маринидов, которые обычно покрывали основные мозаичные дадо, были выполнены с использованием другой техники, более широко известной как сграффито (от итальянского слова, означающего «царапанный»). [21] ). [16] : 67  [5] В этой технике квадратные панели покрывались черной глазурью, а затем глазурь скалывалась вокруг желаемого мотива, оставляя арабскую надпись и другие декоративные элементы черным рельефом на голом земном фоне. [22] : 138  [23] : 74  [1] : 336  [16] : 67  Иногда земляной фон покрывается белым налетом, а в некоторых случаях вместо черной используется зеленая глазурь, чтобы оставить рельефным зеленый мотив. Пример последнего можно увидеть на керамическом декоре минарета медресе Бу Инания в Фесе (1350–1355), в углублениях мотива себка . [1] : 336 

Более поздняя история (16 век и позже)

В 16 веке большая часть Северной Африки оказалась под властью Османской империи. В Алжире местный стиль зеллидж был в основном вытеснен небольшими квадратными плитками, импортированными из Европы, особенно из Италии , Испании и Делфта , а иногда и из Туниса . Некоторые образцы более традиционной мозаичной плитки, найденные в этот поздний период, возможно, продолжали производиться в Тлемсене. [1] : 449  В Тунисе еще один стиль отделки плитки, плитка Каллалин , стал распространенным в 18 веке и производился на местном уровне. Он состоял из квадратных панелей фиксированного размера, расписанных сценами и цветами в технике, похожей на итальянскую майолику, а не на более раннюю мозаичную технику. [1] : 487  [5] [16] : 84–86 

Пример плитки куэнка или ариста с исламскими геометрическими мотивами, произведенной в Испании XVI века, в Метрополитен-музее. [24]

В Испании, где бывшие территории, контролируемые мусульманами, перешли под власть христиан, были разработаны новые методы изготовления плитки. Поскольку богатые испанцы предпочитали стиль мудехар для украшения своих резиденций, спрос на мозаичную плитку в этом стиле превысил возможности производителей плитки, что потребовало от них рассмотрения новых методов. [8] : 102  К концу 15 - началу 16 веков Севилья стала важным центром производства плитки, известной как куэнка («полая») или ариста («хребет»). В этой технике мотивы формировались путем надавливания металлической или деревянной формы на необожженную плитку, в результате чего мотив очерчивался тонкими полосками глины, что предотвращало перетекание различных цветов между собой во время запекания. Это было похоже на старую технику куэрда сека , но более эффективно для массового производства. [16] : 64–65  [8] : 102  [25] Мотивы на этих плитках имитировали более ранние исламские и мудехарские рисунки из мозаичной традиции Зеллидж или смешивали их с современными европейскими влияниями, такими как готика или итальянский ренессанс . [8] : 102  [16] : 64–65  [26] Прекрасные образцы этой плитки можно найти в отделке Дома Пилатос в Севилье начала XVI века. [16] : 65  Этот тип плитки производился еще в 17 веке и широко экспортировался из Испании в другие европейские страны и в испанские колонии в Америке . [8] : 102 

Зеллидж в гробницах Саади (конец 16 века), используя другой метод окраски и более тонкие отдельные детали для получения более тонких узоров.

В Марокко существующие архитектурные стили были увековечены при относительно небольшом внешнем влиянии. [3] : 243  Здесь традиционный зеллидж продолжали использовать после 15 века и продолжают производить по сей день. [1] : 414–415  При династии Саади в 16 веке и в последующие столетия использование зеллижа стало еще более повсеместным в Марокко и охватило все больше и больше поверхностей. [1] : 415  Во время правления алавитского султана Мулая Исмаила (1672–1727) зеллидж широко использовался на фасадах монументальных ворот новой императорской цитадели в Мекнесе. [16] : 78 

При Саади сложность геометрических узоров была увеличена для украшения самых роскошных зданий, таких как дворец Бади (ныне разрушенный). [27] : 268  Некоторые из композиций зеллиев в гробницах Саади являются одними из лучших примеров этого типа in situ . [27] : 194–200  [1] : 415  В этом примере мастера использовали более тонкие (более тонкие) кусочки мозаики, причем тонкие линейные кусочки, образующие ремешок, окрашены в цвет, тогда как более крупные кусочки, образующие «фон», окрашены в белый цвет. Эта схема полностью изменила цветовую схему, обычно наблюдаемую в старых зелли (где земля была цветной, а линейный ремешок был белым). [1] : 415 

За столетия, прошедшие после периода Саади, техника сграффито, ранее использовавшаяся для эпиграфических фризов Маринидов, получила более широкое распространение в Марокко как более простая и экономичная альтернатива мозаике. Этот тип плитки часто использовался на перемычках больших ворот и порталов. Мотивы часто относительно проще и менее красочны, чем традиционный мозаичный стиль зеллидж . [1] : 415  Помимо черной глазури, в более поздних экземплярах этого типа также использовалась зеленая или синяя глазурь для получения мотивов этих цветов. Пример этого можно увидеть на сине-зеленых кафельных фасадах ворот Баб-Бу-Джелуд в Фесе, построенных в 1913 году. [22] : 138 

Пример крупномасштабной геометрической композиции-розетки более поздних периодов в Марокко, покрывающей фонтан, построенный в 1913 году на площади Эль-Хедим в Мекнесе. [28]

В последующие века переплетение ремешков, которое когда-то разделяло многоугольники в геометрической мозаике, больше не было стандартным, и марокканские мастера создавали геометрические композиции в стиле розеток во все более крупных масштабах. [22] : 152  [1] : 415  Кульминация этого последнего стиля видна во дворцах, построенных в 19 и 20 веках. В этот период в палитру также были введены новые цвета, в том числе красный, ярко-желтый и темно-синий. [22] : 152  Зеллидж работал над более широким спектром архитектурных элементов. Геометрическими мотивами розеток украшали фонтаны (или площадку вокруг фонтана), перемычки арочных дверных проемов или поверхности стен, обрамленные арками резной лепнины. Более простые мотивы в виде шахматной доски использовались в качестве фона для розеточных композиций или для покрытия других больших поверхностей. В более современных домах и особняках даже цилиндрические колонны были покрыты изразцами до уровня капители . [1] : 415 

Сегодня в Марокко форма искусства зеллидж остается одной из отличительных черт марокканской культурной и художественной самобытности. [29] и продолжает использоваться в современной марокканской архитектуре. [2] : 41  Фес остается важнейшим производственным центром. [29] [30] Мастерские в других городах, таких как Мекнес, Сале и Марракеш, обычно имитируют тот же стиль, что и мастерство Феса. [30] Исключением является город Тетуан (на севере Марокко), где с 19 века существует собственная промышленность по производству мозаики Зеллидж , использующая технику, отличную от техники Феса. [30] Узоры традиционного зелли все еще используются в некоторых испанских декоративных плитках, но в современной испанской плитке геометрические мотивы просто нарисованы и запечены на больших плитках, а не сформированы мозаикой. [2] : 41 

Изготовление

Плитки Zellij сначала изготавливаются в виде глазурованных квадратов, обычно по 10 см на сторону, затем разрезаются вручную небольшим молотком, похожим на тесло , на различные заранее установленные формы (обычно запоминаемые путем механического заучивания), необходимые для формирования общего рисунка. [2] : 41  [1] : 414  Хотя точные узоры варьируются от случая к случаю, основополагающие принципы оставались неизменными на протяжении веков, и марокканские мастера до сих пор умеют их создавать. [2] : 41–43  Небольшие фигуры (вырезанные по точному радиусу ) разных цветов затем собираются в геометрическую структуру, как в головоломке, и образуют законченную мозаику. Уникальная особенность города Тетуан: плитка Zellij перед обжигом разрезается на нужные формы. В результате получается более твердая эмаль, которая служит дольше, но цвета не такие яркие, а кусочки плитки обычно не так плотно прилегают друг к другу, как те, которые производятся в других городах, таких как Фес. [1] : 414–415  [2] : 41 

После обжига и резки плитки клали на землю лицевой стороной вниз и собирали вместе в заданный узор. Обратная сторона кусков плитки покрывалась тонкими слоями штукатурки или побелки. После высыхания это покрытие соединяло куски плитки в более крупные панели. [8] : 55  [6] : 33  [3] : 166  [31] : 287–288  В плитке Насрида штукатурка была смешана с нитями эспарто и тростника, чтобы придать им большую прочность на разрыв. [3] : 166  Затем панели прикреплялись к стенам с помощью раствора или раствора . [14] : 563  [6] : 33  В случае с плиткой Альмохадов на минаретах мечети Кутубия и Касба в Марракеше плитки были прибиты к деревянному каркасу, установленному на поверхности стены позади них. [14] : 330 

Формы и узоры

Пример зелли с геометрическим узором во Дворе девушек в Севильском Алькасаре . Этот общий узор включает 12-, 6- и 8-конечные звезды.

В традиционном убранстве зелли наиболее заметным и распространенным мотивом были геометрические узоры различной сложности. Растительные мотивы арабески также использовались, хотя и реже. [5] Геометрические узоры были созданы на основе тесселяции : метода покрытия поверхности с использованием форм, которые можно повторять и совмещать, не перекрывая друг друга и не оставляя пустых пространств между ними. Эти шаблоны можно расширять бесконечно. [32] [6] : 21  В исламском искусстве важнейшие виды тесселяции геометрических мотивов основаны на правильных многоугольниках. [32] Эта форма выражения в концептуальных рамках исламского искусства ценила создание пространственных украшений, избегающих изображений живых существ, что соответствует табу аниконизма в исламе на такие изображения. [4] Традиции мозаичной плитки также были распространены в различные периоды в других частях исламского мира, включая Иран , Анатолию и Индийский субконтинент . [33] В то время как в восточном исламском мире преобладали синий и бирюзовый цвета, в западном зеллидже были очень распространены желтый, зеленый, черный и светло-коричневый, при этом в смеси также появлялись синий и бирюзовый, и они обычно располагались на белом фоне. [5] [33] [34]

Пример геометрического узора в медресе Бу Инания в Фесе. В этом примере используется пятиконечная геометрическая система с 10-конечными звездами, а также добавлено визуальное разнообразие за счет цвета.

В западном исламском искусстве при династиях Насридов и Маринидов для архитектурного оформления было создано большое разнообразие геометрических узоров. Среди наиболее распространенных был узор с использованием композиций из шестиконечных и двенадцатиконечных звезд, между которыми вставлены восьмиконечные звезды. [32] : 107  Популярной тенденцией стало использование узоров, основанных на системах четырехкратной симметрии. Это семейство узоров широко использовалось в других мусульманских культурах на востоке, но в Магрибе и Аль-Андалусе художники преуспели в их использовании и ввели несколько нововведений. Одним из нововведений было увеличение повторяющейся единицы узора с более широкими композициями, включающими множество различных многоугольных форм. Другими нововведениями было включение более сложных шестнадцатиконечных звезд в некоторые из этих узоров и включение дополнительных «произвольных» элементов дизайна в более широкие узоры. Эти нововведения не только увеличили сложность мотивов, но и увеличили их визуальное разнообразие. [32] : 107–109  Семейство узоров, включающих пятикратную симметрию, которое широко использовалось и развивалось во всем остальном исламском мире, было менее распространено в Магрибе и Аль-Андалусе. [32] : 110  Некоторые исключительные примеры этого узора периода Маринидов можно найти в зеллидж плитке медресе аль-Аттарин и Бу Инания в Фесе, где большее визуальное разнообразие было снова достигнуто за счет использования крупных повторяющихся элементов. [32] : 111  В этих и других примерах дополнительное визуальное разнообразие также было достигнуто за счет использования цвета. Варьируя цвета деталей, можно выделить разные узоры внутри одного геометрического мотива. [6] : 85  [32] : 111 

Использовались и другие типы композиций, многие из которых были намного проще. Некоторые мозаики просто состояли из цветных квадратов. [6] [4] Одним из вариантов этого является узор в виде «шахматной доски», состоящий из повторяющихся квадратов/ромбов, разделенных белыми полосами с восьмиконечными звездами на пересечениях. [16] : 60–72  В Альгамбре Насридов некоторые мотивы зеллидж состояли из переплетающихся лент или узоров, иногда как часть узкого фриза, обертывающего дверные проемы или идущего над более крупными зелли дадо. [6] Еще одним отличительным мотивом Альгамбры является так называемая «птица Насридов» (исп. pajarita nazarí ), которая состоит из трехконечной звезды с изогнутыми лучами, которая повторяется в виде колеса. [6] Еще один мотив состоит из одной повторяющейся криволинейной формы, напоминающей двусторонний топор, который встречается в Альгамбре, а также распространен в зеллихе Тетуана в Марокко, где он известен по-арабски как «четыре молота» ( арбаа ). матарик ). Прямолинейная версия этого мотива, похожая на зеллидж XII века на минарете мечети Кутубия, также встречается в Альгамбре, где по-испански он называется мотивом «кости» ( хуэсо ). [6] : 22–23  [2] : 32–36  Мотив дардж-ва-ктаф (или себка ) также используется в некоторых изразцах Маринидов, в том числе в медресе аль-Аттарин и Бу-Инания. [22] : 138–153  [16] : 70–71  Засвидетельствовано множество других мозаичных мотивов.

В статье Aramco World о Зеллидже говорится:

Энциклопедия не могла содержать полный набор сложных, часто индивидуально различающихся узоров и мозаик индивидуальной формы, вырезанных вручную , или фурмах , найденных в зиллиджа работах . Звездные узоры идентифицируются по количеству точек: итнашари — 12, ишрини — 20, арба ва ишрини — 24 и так далее, но они не обязательно имеют точные названия. Так называемые хамсини , для 50 точек, и миини , для 100, на самом деле состоят из 48 и 96 точек соответственно, поскольку геометрия требует, чтобы количество точек любой звезды в этой последовательности делилось на шесть. (Существуют также последовательности, основанные на пяти и восьми.) Внутри одного звездчатого узора существует множество вариаций — в зависимости от сочетания цветов, размера фурмы , а также сложности и размера промежуточных элементов, таких как ленты, косы или « фонарики». А еще есть все незвездные узоры — соты , паутина, ступеньки и плечи, шахматные доски . [35]

Деревянная шкатулка, инкрустированная слоновой костью, с зелла геометрическими мотивами в виде . Италия (Флоренция или Венеция) 15 век.

Исламское украшение и мастерство оказали значительное влияние на западное искусство, когда венецианские купцы привозили в Италию самые разные товары, начиная с 14 века. [36] Мозаика из плитки zellij в Альгамбре в Гранаде также была важным источником вдохновения для работ голландского художника 20-го века М. К. Эшера. [37] [38] [39] Мозаика в мозаиках в настоящее время представляет интерес для академических исследований в области математики искусства . Эти исследования требуют знаний не только в области математики, искусства и истории искусств, но также в области информатики, компьютерного моделирования и разработки программного обеспечения. [40] [ необходимы дополнительные ссылки ]

Глины

В Марокко Фес до сих пор является центром производства плитки «зеллидж» , отчасти благодаря миоценовой серой глине, обнаруженной в этом районе. Глина этого региона в основном состоит из каолинита . В Фесе и других местах, включая Мекнес, Сафи и Сале, состав глины, используемой для изготовления керамики, состоит из 27–56% глинистых минералов, из которых 3–29% составляет кальцит (около 16% для Феса). [41] Также присутствуют кварц и мусковит, около 15–29% и 5–18% соответственно. [41] В исследовании Мериам Эль Уахаби, Л. Дауди и Натали Фагель говорится, что:

На других участках (Мекнес, Фес, Сале и Сафи) в минеральном составе глины, помимо каолинита, присутствуют иллит , хлорит , смектит и следы смешанного слоя иллита/хлорита. Мекнесские глины относятся к иллитовым глинам, характеризующимся иллитом (54 – 61 %), каолинитом (11 – 43 %), смектитом (8 – 12 %) и хлоритом (6 – 19 %). Фесовые глины имеют однородный состав с иллитом (40 – 48%). и каолинит (18 – 28%) как наиболее распространенные глинистые минералы. Хлорит (12–15 %) и смектит (9–12 %) обычно присутствуют в небольших количествах. Смешаннослойный иллит/хлорит присутствует в следовых количествах во всех исследованных Fes-глинистых материалах. [41] [ не удалось пройти проверку ]

Зеллия Мастера

Изготовление Зеллиджа само по себе считается искусством. Искусство передается из поколения в поколение маалемами (мастерами). Для привития необходимых навыков требуется длительное обучение, и обучение обычно начинается в детстве. В Фесе мастера начинают обучение в возрасте от 6 до 14 лет, а средний срок ученичества длится примерно десять лет, и еще много лет требуется для достижения статуса маалем . [29] В 1993 году марокканское правительство ратифицировало Конвенцию о правах ребенка (КПР), отменившую практику использования детей до 15 лет на работах, которые являются опасными или препятствуют их образованию. [42] но исследование 2019 года сообщает, что практика обучения детей продолжается. [29] Сейчас молодые люди учатся изготовлению зеллиджа в одной из 58 ремесленных школ Марокко. Однако интерес к изучению ремесла падает. По состоянию на 2018 год в ремесленной школе в Фесе, где обучаются 400 учеников, только 7 учеников учатся делать зеллид . [43]

См. также

Примечания

  1. ^ На минарете мечети Касба также использованы различные типы плитки. Зеленая керамическая облицовка используется в кирпичной кладке с узором себка по бокам минарета, сине-фиолетовая облицовка покрывает небольшие соединенные колонны под ней, а полоса квадратных плиток в технике куэрда сека образует эпиграфический фриз вдоль верха. Эпиграфического фриза сегодня больше нет; в 1920-х годах было найдено лишь несколько сохранившихся фрагментов, из которых один остался в резервной коллекции дворца- музея Бади . [14] : 330, 332 

Ссылки

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Паркер, Ричард (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко . Шарлоттсвилл, Вирджиния: The Baraka Press.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300218701 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Тури, Абдельазиз; Бенабуд, Мухаммед; Буджибар Эль-Хатиб, Найма; Лахдар, Камаль; Меззин, Мохамед (2010). Андалузское Марокко: открытие в живом искусстве (2-е изд.). Министерство по делам культуры Марокко и Музей без границ. ISBN  978-3902782311 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Джонатан Блум; Шейла С. Блэр; Шейла Блэр (2009). «Архитектура; X. Декорирование; Б. Плитка» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. п. 201. ИСБН  978-0-19-530991-1 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Карунчо, Дэниел С. (2018). Плиточные работы в Альгамбре в Гранаде . Перевод Джонса, Серис Джордано. Барселона: Досде. ISBN  9788491031369 .
  7. ^ Бруг, Эрик (2008). Исламские геометрические узоры . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-28721-7 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Россер-Оуэн, Мариам (2010). Исламское искусство Испании . Издательство Виктории и Альберта. ISBN  9781851775989 .
  9. ^ Команда, Германия. «Определение, объяснение и значение слова Заледж на арабском языке в словарях арабского языка, полном словаре значений, промежуточном словаре, современном арабском языке, пионере Лисан аль-Араб, окружающем словаре - арабско-арабском словаре, страница 1. » www.almaany.com . Проверено 29 мая 2020 г.
  10. ^ «азулехо – определение азулехо на испанском языке» . Оксфордские живые словари . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 8 апреля 2019 года . Проверено 8 апреля 2020 г.
  11. ^ «Азулежу: галерея и история португальской и испанской плитки ручной работы» . www.azulejos.fr . Проверено 8 апреля 2020 г.
  12. ^ Дежорж, Жерар; Портер, Ив (2002). Искусство исламской плитки . Компания «Рэндом Хаус Инкорпорейтед». п. 24. ISBN  978-2-08-010876-0 .
  13. ^ Блум, Джонатан; Туфик, Ахмед; Карбони, Стефано; Султаниан, Джек; Вилмеринг, Антуан М.; Минор, Марк Д.; Завацкий, Эндрю; Хбиби, Эль Мостафа (1998). Минбар мечети Кутубия . Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Ediciones El Viso, SA, Мадрид; Министр по делам культуры, Королевский дворец Марокко.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле, ред. (2014). Средневековое Марокко: Империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. ISBN  9782350314907 .
  15. ^ Тури, Абдельазиз; Бенабуд, Мхаммад; Буджибар Эль-Хатиб, Найма; Лахдар, Камаль; Меззин, Мохамед (2010). Андалузское Марокко: открытие искусства жизни (2-е изд.). Министерство культуры Королевства Марокко и Музей без границ. ISBN  978-3902782311 .
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Дежорж, Жерар; Портер, Ив (2001). Искусство исламской плитки . Перевод Радзиновича, Дэвида. Фламмарион. ISBN  208010876X .
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лопес, Хесус Бермудес (2011). Альгамбра и Хенералифе: официальный путеводитель Издательство ТФ. стр. 100-1 146, 195–196. ISBN  9788492441129 .
  18. ^ Маковицкий, Эмиль (2016). Симметрия: глазами старых мастеров . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN  978-3-11-041719-7 .
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карпентер, Аньес (2018). Средневековый Тлемсен: градостроительство, архитектура и искусство (на французском языке). Издания де Боккара. ISBN  9782701805252 .
  20. ^ Карпентер, Аньес; Терраса, Мишель; Башир, Редуан; Бен Амара, Айед (31 декабря 2019 г.). «Дворец Мешуар (Тлемсен, Алжир): цвета зеллиев и следы украшений XIV века» . Археонауки. Revue d'archeométrie (на французском языке) (43): 265–274. doi : 10.4000/archeosciences.6947 . ISSN   1960-1360 . S2CID   242181689 .
  21. ^ «сграффито | искусство | Британика» . Британская энциклопедия . 16 мая 2014 года . Проверено 06 октября 2022 г.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Камбазар-Амахан, Кэтрин (1992). «Зилли: Истоки и образцы композиции во времена Маринидов». Зилли: Искусство марокканской керамики (на французском языке). Гарнет Паблишинг Лимитед. стр. 135–155. ISBN  1873938497 .
  23. ^ Эхтиар, Марьям Д.; Соучек, Присцилла П.; Кэнби, Шейла Р.; Хайдар, Навина Наджат, ред. (2011). Шедевры из отдела исламского искусства Метрополитен-музея . Метрополитен-музей. ISBN  9781588394347 .
  24. ^ «Панель из 4 плиток куэнка» . Музей МЕТ . Проверено 06 октября 2022 г.
  25. ^ Кэмпбелл, Гордон, изд. (2006). Энциклопедия декоративного искусства Grove . Издательство Оксфордского университета. стр. 293, 471. ISBN.  9780195189483 .
  26. ^ Фротингем, Элис Уилсон (1969). Изразцовые панели Испании, 1500-1650 гг . приказ попечителей Латиноамериканского общества Америки. стр. XIII. ISBN  978-0-87535-110-0 .
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550-1650 гг . Париж: ЛиенАрт. ISBN  9782359061826 .
  28. ^ Марсе, Жорж (1927). Архитектура: Тунис, Алжир, Марокко, Испания, Сицилия (на французском языке). А. Пикард. п. 741.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Шафер, Энн (2019). «Ни один человек не является островом: глобализация и устойчивость в традиции Fez zillij» . Журнал исследований Северной Африки . 24 (5): 758–785. дои : 10.1080/13629387.2018.1483877 . S2CID   149949424 .
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эрзини, Надя (1992). «Школа Тетуана». Зилли: Искусство марокканской керамики (на французском языке). Гарнет Паблишинг Лимитед. п. 174. ИСБН  1873938497 .
  31. ^ Дамлуджи, Сальма Самар (1992). «Зилли: Архитектурные пространства». Зилли: Искусство марокканской керамики (на французском языке). Гарнет Паблишинг Лимитед. стр. 242–349. ISBN  1873938497 .
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Боннер, Джей (2017). Исламские геометрические узоры: их историческое развитие и традиционные методы построения . Спрингер. ISBN  978-1-4419-0217-7 .
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Петерсен, Эндрю (1996). «плитка». Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 279–280. ISBN  9781134613663 .
  34. ^ Блэр, Шейла; Блум, Джонатан (2011). «Плитка как архитектурный декор». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . Хфулльманн. стр. 448–451. ISBN  9783848003808 .
  35. ^ Вернер, Луи (2001). «Зиллидж в Фесе» . Саудовская Арамко Мир . Проверено 2 октября 2022 г.
  36. ^ Мак, Розамонд Э. (2001). От базара до площади: исламская торговля и итальянское искусство, 13.00-16.00 . Издательство Калифорнийского университета. стр. Глава 1. ISBN  0-520-22131-1 .
  37. ^ Калькатинге, Александру (2014). Критические пространства: современные перспективы городских, пространственных и ландшафтных исследований . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 55–56. ISBN  978-3-643-90495-9 .
  38. ^ Хвидстен, Майкл (2016). Изучение геометрии . ЦРК Пресс. ISBN  978-1-4987-6098-0 .
  39. ^ Хоффманн, Франк (2020). Введение в кристаллографию . Спрингер Природа. ISBN  978-3-030-35110-6 .
  40. ^ От формы к содержанию: использование грамматик формы для визуализации изображений , архив Source IV. Труды девятой Международной конференции по визуализации информации (IV'05) - Том 00, Компьютерное общество IEEE, Вашингтон, округ Колумбия, США.
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эль-Уахаби, Мериам; Дауди, Л.; Фагель, Натали (2014). «Минералогическая и геотехническая характеристика глин северного Марокко на предмет их потенциального использования в керамической промышленности» . Глинистые минералы . 49 (1): 35–51. Бибкод : 2014ClMin..49...35O . дои : 10.1180/claymin.2014.049.1.04 . S2CID   131441497 .
  42. ^ «Одинокое рабство | Детский домашний труд в Марокко» . Хьюман Райтс Вотч . 15 ноября 2012 г. Проверено 22 мая 2019 г.
  43. ^ «Изготовление мозаичной плитки — это исчезающая традиция. Вот люди, поддерживающие ее» . США СЕГОДНЯ . Проверено 22 мая 2019 г.

Дальнейшее чтение

Внешние ссылки