Минарет
Минарет ( / ˌ m ɪ n ə ˈ r ɛ t , ˈ m ɪ n ə ˌ r ɛ t / ; [1] Арабский : منارة , латинизированный : manāra , или арабский: مِئْذَنة , латинизированный: miʾḏana ; Турецкий : минаре ; Персидский : گلدسته , латинизированный : goldaste ) — тип башни, обычно встроенной в мечети или примыкающей к ней . Минареты обычно используются для передачи мусульманского призыва к молитве ( азан ) от муэдзина , но они также служат ориентирами и символами присутствия ислама. [2] [3] Они могут иметь самую разную форму: от толстых приземистых башен до высоких шпилей толщиной с карандаш. [2] [4]
Этимология
[ редактировать ]Для обозначения башни-минарета используются два арабских слова: манара и манар . Английское слово «минарет» происходит от первого через турецкую версию ( minare ). [5] : 46 [6] : 132 Арабское слово манара (множественное число: манарат ) первоначально означало «подставка для светильника», родственное слову еврейскому «менора» . Предполагается, что оно является производным от более старой реконструированной формы манвара . Другое слово, манар (множественное число: манаир или манайир ), означает «место света». Оба слова происходят от арабского корня nwr , который имеет значение, связанное со «светом». [5] : 46 Оба слова также имели и другие значения, подтвержденные в ранний исламский период: манар также мог означать «знак» или «метку» (показывать, куда идти), а оба слова манар и манара могли означать « маяк ». [5] : 46–47
Функции
[ редактировать ]Формальная функция минарета — обеспечить точку обзора, с которой муэдзин может произнести призыв к молитве или азану . [3] Призыв к молитве раздается пять раз в день: на рассвете, в полдень, в полдень, на закате и ночью. [7] В большинстве современных мечетей азан произносится из мусаллы (молитвенного зала) через микрофон в динамик на минарете. [7]
Кроме того, минареты исторически служили визуально- символической цели. [8] были установлены первые минареты В начале 9 века напротив стены киблы . [а] [5] Часто такое размещение не приносило пользы обществу для призыва к молитве. [5] Они служили напоминанием о том, что регион исламский, и помогали отличить мечети от окружающей архитектуры. [9] Они также выступали в качестве символов политического и религиозного авторитета мусульманских правителей, построивших их. [8] [10]
Строительство и дизайн
[ редактировать ]Социо-культурный контекст региона повлиял на форму, размер и форму минаретов. [11] В разных регионах и периодах развивались разные стили минаретов. Обычно вал башни имеет цилиндрическую, кубовидную (квадратную) или восьмиугольную форму. [3] [5] Лестницы или пандусы внутри башни поднимаются наверх против часовой стрелки. Некоторые минареты имеют две или три узкие лестницы, встроенные друг в друга, чтобы позволить нескольким людям безопасно спускаться и подниматься одновременно. [12] [3] Наверху лестницы балкон окружает верхние части башни, и отсюда муэдзин может призывать к молитве. [13] Некоторые традиции минаретов предусматривали несколько балконов вдоль шахты башни. [3] Вершина часто заканчивается конструкцией, напоминающей фонарь , и/или небольшим куполом, конической крышей или изогнутой каменной крышкой, которая, в свою очередь, увенчана декоративным металлическим наконечником . [14] [5] Различные архитектурные традиции также размещали минареты в разных положениях относительно мечети. Количество минаретов при мечетях также не было фиксировано: первоначально мечеть сопровождал только один минарет, но в некоторых более поздних традициях строилось больше, особенно для более крупных и престижных мечетей. [3] [15]
Минареты строятся из любого доступного материала и часто меняются от региона к региону. [5] При строительстве высоких и стройных османских минаретов расплавленное железо заливалось в заранее вырезанные полости внутри камней, которое затем затвердевало и помогало скрепить камни вместе. Это сделало конструкции более устойчивыми к землетрясениям и сильным ветрам. [12]
- Внутри лестницы минарета в Мостаре
- Внутри минарета Хиральда в Севилье , где вместо лестниц есть пандусы.
- Богато украшенный балкон Кутб-Минара в Дели.
- Пример конструкции фонаря на вершине минарета мечети Бадшахи в Лахоре.
Происхождение
[ редактировать ]В самых ранних мечетях не было минаретов, и призыв к молитве часто совершался с башенных построек меньшего размера. [5] [16] [17] Ранняя мусульманская община Медины призывала к молитве через дверной проем или крышу дома Мухаммеда , который одновременно служил местом для молитвы, и такая практика продолжала соблюдаться в мечетях в период правления четырех халифов Рашидун (632–632 гг.). 661). [5] : 23, 28 [3]
Происхождение минарета неясно. [18] Многие ученые XIX и начала XX веков отнесли происхождение минаретов к периоду халифата Омейядов (661–750 гг.) и полагали, что они имитировали церковные шпили, найденные в Сирии в те времена. [5] : 8 что эти башни были вдохновлены зиккуратами вавилонских и Другие предположили , ассирийских святынь в Месопотамии . [5] : 8 Некоторые ученые, такие как А. Дж. Батлер и Герман Тирш, согласились, что сирийские минареты произошли от церковных башен, но также утверждали, что минареты Египта были вдохновлены формой Фаросского маяка в Александрии (который сохранился до средневековья). [19] [5] : 8–10 К.К.Кресвелл , востоковед начала 20-го века и важный исследователь исламской архитектуры , внес большое исследование по этому вопросу в 1926 году. [20] которая затем стала стандартной научной теорией происхождения минаретов примерно на пятьдесят лет. [5] : 11 Кресвелл объяснил происхождение башен минаретов влиянием сирийских церковных башен и считал спиральные или геликоидальные минареты периода Аббасидов происходящими из местных прецедентов зиккуратов, но отверг возможное влияние маяка Фарос. Он также установил, что самые ранние мечети не имели минаретов, и предположил, что первые специально построенные минареты были построены для мечети Амра ибн аль-Аса в Фустате в 673 году. [5] : 12 В 1989 году Джонатан Блум опубликовал новое исследование, в котором утверждалось, что первые настоящие минареты появились только в 9 веке, во время правления Аббасидов, и что их первоначальная цель не была связана с призывом к молитве. [10] [5]
Ссылки на исламскую архитектуру конца 20 века часто согласуются с точкой зрения Блума о том, что в мечетях халифата Омейядов не было минаретов в форме башен. [21] [22] [23] [3] Вместо башен некоторые мечети Омейядов были построены с платформами или навесами над крышами, куда можно было подняться по лестнице и с которых муэдзины могли призывать к молитве. Эти сооружения назывались мидхана ( «место азана » ) или шавма ( «келья монаха»). [б] из-за небольшого размера). [3] [6] : 132–137 Пример этих платформ задокументирован во время реконструкции мечети Амра ибн аль-Аса в 673 году Масламой местным губернатором Муавии ибн Мухалледом аль-Ансари , которому халиф приказал добавить по одной к каждой из платформ. четыре угла мечети, похожие на Великую мечеть Дамаска была шавмаша . , в четырех углах которой над каждой башней римской эпохи [24] [25] [26] [5] : 12 Исторические источники также упоминают подобные особенности в мечетях в других частях Северной Африки . В другом примере, при эмирате Омейядов Аль -Андалус , эмир Хишам I приказал пристроить савму к Великой мечети Кордовы в 793 году. [27] : 21
Возможное исключение из отсутствия башенных минаретов задокументировано в халифом аль-Валидом реконструкции мечети Пророка в Медине в начале 8 века, во время которой он построил башню, называемую манара , на каждой из четырех сторон мечети. углы. Однако неясно, какую функцию выполняли эти башни. Судя по всему, они не использовались для призыва к молитве, а могли служить визуальными символами статуса мечети. [28] : 21 [5] : 49–50 Исторические источники также ссылаются на более раннюю манару , построенную из камня, которую пристроил к мечети Басры в 665 году губернатор провинции Омейядов. [24] но не совсем ясно, была ли это башня и какую форму она имела, хотя вид она должна была иметь монументальный. [6] : 129, 134
Первые известные минареты, построенные в виде башен, появились при правлении Аббасидов. [5] Четыре башни были добавлены к Великой мечети Мекки во время ее реконструкции Аббасидов в конце 8 века. [3] В 9 веке одиночные башни-минареты были построены внутри или рядом с серединой стены напротив стены киблы мечетей. [5] : 72–79 Эти башни были построены по всей империи с соотношением высоты к ширине примерно 3:1. [5] : 79 Одним из минаретов старейших сохранившихся является минарет Великой мечети Кайруан в Тунисе , построенный в 836 году и хорошо сохранившийся до сих пор. [5] : 73–75 [3] [8] [29] Другие минареты, датированные тем же периодом, но датированные менее точно, включают минарет Пятничной мечети Сираф , ныне самый старый минарет в Иране, и минарет напротив стены киблы в Великой мечети Дамаска (известный как «Минарет Невесты»), ныне самый старый минарет в регионе Сирии (хотя его верхняя часть, вероятно, несколько раз перестраивалась). [3] [8] В Самарре , столице халифата Аббасидов на территории современного Ирака , Великая мечеть Самарры была построена в 848–852 годах и имела массивный геликоидальный минарет за северной стеной. Его дизайн был повторен в расположенной неподалеку мечети Абу Дулаф (861 г.). [5] : 76 Более ранняя теория, предполагавшая, что эти геликоидальные минареты были вдохновлены древними месопотамскими зиккуратами, была оспорена и отвергнута некоторыми более поздними учеными, включая Ричарда Эттингхаузена , Олега Грабаря и Джонатана Блума. [28] : 30 [30]
Блум также утверждает, что первые минареты Аббасидов не были построены для призыва к молитве, а вместо этого были приняты в качестве символов ислама, подходящих для важных общинных мечетей . Их связь с муэдзином и призывом к молитве развилась лишь позже. [5] : 64, 107–108 Поскольку первые минареты были построены Аббасидами и имели связанное с ними символическое значение, некоторые исламские режимы, выступавшие против Аббасидов, такие как Фатимиды , обычно воздерживались от их строительства в эти первые века. [21] [5] Самые ранние свидетельства использования минаретов для призыва к молитве относятся к 10 веку, и только к 11 веку башни минаретов стали почти универсальной особенностью мечетей. [5] : XVIII, 64
Региональные стили
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]Рядом с мечетью Хуайшэнси в Гуанчжоу находится Башня Света, также известная как минарет Гуанта (1350 г.). Мечеть и минарет объединяют аспекты исламской и китайской архитектуры . Его круглая шахта и двойная лестница внутри напоминают минареты иранской и среднеазиатской архитектуры, такие как минарет Джам. [31]
Египет
[ редактировать ]Стиль минаретов менялся на протяжении всей истории Египта . IX века Минарет мечети Ибн Тулуна имитировал спиральные минареты современного Аббасида Самарры, хотя нынешняя башня была реконструирована позже, в 1296 году. [32] : 9 При Фатимидах (X-XII вв.) в новых мечетях обычно не было минаретов. [33] Необычным исключением является мечеть аль-Хакима , построенная между 990 и 1010 годами и имеющая два минарета по углам. Две башни имеют немного разную форму: обе имеют квадратное основание, но над одной из них находится цилиндрический вал, а над другой — восьмиугольный вал. В то время этот многоярусный дизайн можно было найти только на минаретах великих мечетей Мекки и Медины, что позволяет предположить возможную связь с этими конструкциями. Вскоре после постройки нижние части минаретов по непонятным причинам были заключены в массивные квадратные бастионы, а верхушки были перестроены в 1303 году мамлюкским султаном . [32] : 17–18 [34] [35] : 243
При Айюбидах (конец XII — середина XIII вв.) детали минаретов заимствованы из конструкций Фатимидов. Наиболее характерно то, что вершины минаретов имели фонарную конструкцию, увенчанную заостренным ребристым куполом, внешний вид которого сравнивали с мабхарой , или курильницей. [35] : 30 Этот дизайн продолжился и при ранних мамлюках Бахри (с 13 по начало 14 века), но вскоре начал превращаться в формы, характерные для мамлюкской архитектуры . Они стали очень богато украшены и обычно состояли из трех ярусов, разделенных балконами, причем каждый ярус отличался по дизайну от остальных. Такая конфигурация была особенно характерна для Каира . [36] : 77–80 [35] : 30 [37] Минарет мечети аль-Маридани (около 1340 г.) — первый, имеющий полностью восьмиугольный вал, и первый, заканчивающийся узкой фонарной конструкцией, состоящей из восьми тонких колонн, увенчанных выпуклым каменным навершием . Позднее этот стиль стал основной стандартной формой минаретов Кайрина, а вершина в стиле махбара исчезла. [35] : 114 [38] : 17 [36] : 77–80
Более поздние минареты периода Бурджи-Мамлюк (конец 14 - начало 16 веков) обычно имели восьмиугольную шахту на первом ярусе, круглую шахту на втором и фонарную конструкцию с навершием на третьем уровне. [35] : 31 [38] : 26 Каменное резное убранство минарета также стало весьма обширным и разнообразным от минарета к минарету. Минареты с полностью квадратными или прямоугольными валами вновь появились в самом конце мамлюкского периода, во время правления султана аль-Гури (годы правления 1501–1516). Во время правления аль-Гури вершины фонарей также были увеличены вдвое - как в случае с минаретом мечети Канибай Кара или минаретом аль-Гури в мечети аль-Азхар - или даже увеличены в четыре раза - как в случае с оригинальным минаретом медресе аль-Гури . [38] : 26 [36] : 77–80
Иран, Центральная Азия и Южная Азия
[ редактировать ]Начиная с периода сельджуков (11 и 12 века), минареты в Иране имели цилиндрические шахты с квадратными или восьмиугольными основаниями, сужающимися к вершине. Эти минареты стали наиболее распространенным стилем в восточном исламском мире (в Иране, Средней Азии и Южной Азии ). [24] В период сельджуков минареты были высокими и богато украшенными геометрическим и каллиграфическим орнаментом. Их строили в большом количестве, даже при небольших мечетях или мечетных комплексах. [39] : 333 [24] Минарет Калян в Бухаре остается самым известным из сельджукских минаретов благодаря использованию кирпичного узорчатого украшения. Самый высокий минарет этой эпохи, Минарет Джам , в отдаленном районе современного Афганистана , был построен ок. 1175 год , созданный Гуридами , и украшен тщательно продуманным кирпичным декором и надписями. [39] : 333 Кутб -Минар в Дели , самый монументальный минарет в Индии , был построен в 1199 году и спроектирован по той же модели, что и минарет Джам. [3]
Однако в более поздние периоды минареты в этом регионе стали в целом менее монументальными по сравнению с мечетями, для которых они были построены. [24] Традиция строительства парных минаретов, вероятно, зародилась в XII веке, но особенно заметной она стала при Ильханидах (XIII-XIV веках), которые построили двойные минареты по бокам важных айванов , таких как вход в мечеть. [24]
Возникновение Империи Тимуридов , которая активно покровительствовала искусству и архитектуре, привело к появлению того, что сейчас называется «международным стилем Тимуридов», который распространился из Центральной Азии во время и после 15 века. [40] [41] : 69 Его классифицируют по использованию нескольких минаретов. Примеры этого стиля включают памятники архитектуры Великих Моголов на Индийском субконтиненте , такие как минареты на крыше южных ворот гробницы Акбара в Сикандре (1613 г.), минареты гробницы Джахангира (1628-1638 гг.) и четыре минарета, окружающие мавзолей Тадж-Махал . [40] В других частях Индии в некоторых городах и поселках вдоль побережья есть небольшие мечети с простыми лестничными минаретами. [42]
Ирак
[ редактировать ]Самые старые минареты в Ираке относятся к периоду Аббасидов. Великую мечеть Самарры (848–852 гг.) сопровождает один из самых ранних сохранившихся минаретов, цилиндрическая кирпичная башня высотой 50 метров (160 футов) с обернутой вокруг нее винтовой лестницей, стоящая за стенами мечети. Это самый высокий из ранних минаретов периода Аббасидов и самый массивный исторический минарет в мире, включающий более 6000 кубических метров кирпичной кладки. [5] : 76 Мечеть Абу Дулаф, построенная недалеко от Самарры и завершенная в 861 году, имеет минарет поменьше и аналогичной формы. [5] : 76 [8]
В более поздний период Аббасидов (11-13 века), после периода Сельджуков , минареты обычно представляли собой цилиндрические кирпичные башни, квадратные или многоугольные основания которых были интегрированы в структуру самой мечети. Их основные цилиндрические валы имели конусообразную форму и завершались карнизами мукарнас, поддерживающими балкон, над которым возвышалась еще одна небольшая цилиндрическая башенка, увенчанная куполом. Двумя примерами этого стиля являются мечеть аль-Хаффафин и мечеть Кумрия. [43] : 312
Магриб и Аль-Андалус
[ редактировать ]Минареты в Магрибе (регион, охватывающий современные Алжир , Ливию , Мавританию , Марокко , Тунис и Западную Сахару ) и историческом Аль-Андалусе (современный Гибралтар , Португалия , Испания и Южная Франция ) традиционно имеют квадратный вал и имеют Расположен в два яруса: главная шахта, составляющая большую часть ее высоты, и второстепенная башня гораздо меньшего размера над ней, которая, в свою очередь, увенчана навершием из медных или латунных сфер. [44] [27] Некоторые минареты в Магрибе имеют восьмиугольные шахты, хотя это более характерно для определенных регионов или периодов; например, минареты Великой мечети Шефшауэна , Великой мечети Уаззан , мечети Касба в Танжере и Великой мечети Асила в Марокко или минареты османской эпохи в Тунисе, такие как мечеть Юсефа Дея и мечеть Хаммуда Паша . [45] [46] Внутри главной шахты лестница, а в других случаях и пандус, поднимается на вершину минарета. [44] [27]
Минарет Великой мечети Кайруан , построенный в 836 году при правлении Аглабидов , является старейшим минаретом в Северной Африке и одним из старейших минаретов в мире. [3] [8] Он имеет форму массивной башни с квадратным основанием, тремя уровнями уменьшающейся ширины и общей высотой 31,5 метра. [29] Первые два уровня взяты из первоначальной постройки 9-го века, но третий уровень был реконструирован в более поздний период. [5] : 75 Еще один важный минарет для истории архитектуры региона — минарет, построенный Абд ар-Рахманом III для Великой мечети Кордовы в 951–952 годах, который стал образцом для более поздних минаретов в Магрибе и Аль-Андалусе. [27] : 61–63 [5] : 137 Джонатан Блум предположил, что строительство минарета Абд ар-Рахманом III – наряду с его спонсированием других минаретов примерно в то же время в Фесе – было частично задумано как визуальный символ его самопровозглашенной власти халифа и, возможно, также было направлено на бросая вызов соперникам Фатимидским халифам на востоке, которые в то время не одобряли строительство минаретов. [10] : 106–109 Другими важными историческими минаретами в регионе являются Альмохадов минареты эпохи , мечеть Кутубия и мечеть Касба в Марракеше , Башня Хасана в Рабате и Хиральда в Севилье , все из 12-го и начала 13-го веков. [27] [8] [47]
Турция
[ редактировать ]Сельджуки Рума , государства-правопреемника Империи Сельджуков, построили парные портальные минареты из кирпича иранского происхождения. [24] В целом мечети в Анатолии имели только один минарет и получали декоративный акцент, в то время как большая часть мечети оставалась простой. [24] Сельджукские минареты были построены из камня или кирпича, обычно опирались на каменное основание и обычно имели цилиндрический или многоугольный вал, который был менее тонким, чем более поздние османские минареты. Иногда их украшали декоративной кирпичной кладкой или глазурованной керамикой до уровня балконов. [48] : 372
Османская архитектура следовала более ранним сельджукским моделям и продолжила иранскую традицию цилиндрических сужающихся форм минаретов с квадратным основанием. [3] [24] Классические османские минареты описываются как «карандашные» из-за их стройности и остроконечных вершин, часто увенчанных символом полумесяца. Наличие более чем одного минарета, в том числе минаретов большего размера, предназначалось для мечетей, построенных по заказу самих османских султанов. Более высокие минареты часто также имели несколько балконов (известных по-турецки как шерефе ) вдоль своих стволов вместо одного. [24] [3] Мечеть Уч Шерефели в Эдирне , построенная в 1447 году, была первой султанской мечетью, имевшей несколько минаретов с множеством балконов. Из четырех минаретов северо-западный минарет был самым высоким османским минаретом того времени: его высота составляла 67 метров. [3] [49] : 99–100 Его высоту превзошли только минареты мечети Селимие в Эдирне (1574 г.), которые имеют высоту 70,89 метра и являются самыми высокими минаретами в османской архитектуре. [41] : 226 [50] Позже османские минареты также стали более простыми и однородными по дизайну. Тенденция к множеству минаретов достигла кульминации в шести минаретах мечети Султана Ахмеда (также известной как Голубая мечеть) в Стамбуле . [3]
См. также
[ редактировать ]- Колокольня
- Список старейших минаретов
- Список самых высоких минаретов
- Референдум по минарету в Швейцарии, 2009 г.
- Список самых высоких мечетей
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «минарет» . Dictionary.com Полный (онлайн). nd
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Функции, дизайн и важность Miranet» . Британника . Проверено 9 января 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла С., ред. (2009). "Минарет". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. стр. 530–533. ISBN 9780195309911 .
- ^ «Миранет» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 9 января 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Блум, Джонатан М. (2013). Минарет . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0748637256 . OCLC 856037134 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хилленбранд, Роберт (1994). Исламская архитектура: форма, функции и значение . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231101332 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Мечеть | место поклонения» . Британская энциклопедия . Проверено 12 декабря 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Петерсен, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 187–190. ISBN 9781134613663 .
- ^ Вайсбин, Кендра. «Введение в архитектуру мечетей» . Ханская академия . Проверено 12 декабря 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Блум, Джонатан (1989). Минарет Символ Ислама . Оксфордский университет. ISBN 0197280137 .
- ^ «Миранет» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 9 января 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гамм, Ники (9 марта 2013 г.). «Как построить минарет» . Хюрриет Дейли Ньюс . Проверено 12 декабря 2018 г.
- ^ Догангун, Адем; Искендер Тулук, Ö; Ливаоглу, Рамазан; Ачар, Рамазан. (май 2002 г.). «Традиционные турецкие минареты на основе архитектурной и инженерной концепции» . Исследовательские ворота . Проверено 12 декабря 2018 г.
- ^ аль-Сафран, Мансур; Ганаман, Шехде; Абу Аувард, Басам (2019). Архитектурное и структурное поведение куполов в исламской архитектуре . Американский исследовательский институт разработки политики. п. 43.
- ^ «Минарет | архитектура» . Британская энциклопедия . Проверено 12 декабря 2018 г.
- ^ Дональд Хоули , Оман , стр. 201. Юбилейное издание. Кенсингтон : Стейси Интернэшнл , 1995. ISBN 0905743636
- ^ Кресвелл, KAC (март 1926 г.). «Эволюция минарета с особым упором на Египет-I». Журнал Burlington для ценителей . 48 (276): 134–140. JSTOR 862832 .
- ^ Неттон, Ян Ричард (2013). Энциклопедия ислама . Рутледж. п. 418. ИСБН 978-1-135-17960-1 .
- ^ Блум, Джонатан М. (1991). «Кресвелл и происхождение минарета» . Грабарь, Олег (ред.). Мукарнас: Ежегодник исламского искусства и архитектуры . Том. 8. Брилл. стр. 55–58. ISBN 978-90-04-09372-0 .
- ^ Кресвелл, KAC (март 1926 г.). «Эволюция минарета с особым упором на Египет». Журнал Burlington для ценителей . 48 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Петерсен, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 187–188. ISBN 9781134613663 .
Хотя мечети Дамаска, Фустата и Медины имели башни в период Омейядов, сейчас общепринято, что минарет был построен в период Аббасидов (т.е. после 750 г. н.э.). Все шесть мечетей, датируемых началом девятого века, имеют одну башню или минарет, прикрепленный к стене напротив михраба. Целью минаретов в этих мечетях было продемонстрировать силу религиозной власти Аббасидов. Те, кто выступал против власти Аббасидов, не принимали этот символ соответствия, поэтому в мечетях Фатимидов не было башен.
- ^ Маршан, Тревор Хью Джеймс (2012) [2001]. Строительство минарета и обучение в Йемене . Рутледж. стр. 22, 37.
- ^ Хартмут, Максимилиан (2018). «Здание мечети на османско-венецианской границе, около 1550–1650: новый взгляд на феномен минаретов с квадратной башней». Мукарнас . 35 : 175–192. дои : 10.1163/22118993_03501P008 . S2CID 134439335 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хилленбранд, Роберт; Бертон-Пейдж, Дж.; Фриман-Гринвилл, GSP (1960–2007). «Манар, Манара». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN 9789004161214 .
- ^ Бирман, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, WP, ред. (1991). «Маслама б. Мухаллад». Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. п. 740. ИСБН 9789004161214 .
- ^ Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла С., ред. (2009). «Дамаск». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650–1250 (2-е изд.). Издательство Йельского университета. ISBN 9780300088670 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Минарет Великой мечети Кайруана» . Кантара – средиземноморское наследие . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Блум, Джонатан М. (2019). "Минарет". Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISBN 9789004161658 .
- ^ Флад, Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру, ред. (2017). «Исламская архитектура и орнамент в Китае» . Спутник исламского искусства и архитектуры . Том. 2. Уайли Блэквелл. стр. 622–625. ISBN 9781119068662 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б О'Кейн, Бернард (2016). Мечети Египта . Издательство Американского университета Каира. ISBN 9789774167324 .
- ^ Флад, Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру, ред. (2017). «Фрагментация и соперничающие халифаты Кордовы, Каира и Багдада (900–1050 гг.)» . Спутник исламского искусства и архитектуры . Том. 1. Уайли Блэквелл. п. 221. ИСБН 9781119068662 .
- ^ Кинг, Джеймс Рой (1984). «ВОССТАНОВЛЕНИЕ МЕЧЕТИ АЛЬ-ХАКИМ В КАИРЕ» . Исламские исследования . 23 (4): 325–335. ISSN 0578-8072 . JSTOR 20847278 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Беренс-Абусейф, Дорис (2007). Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Американский университет в Каире Press. ISBN 9789774160776 .
- ^ Френкель Дж.; Садан, Дж. (24 апреля 2012 г.). «Манар, Манара» . Энциклопедия ислама, второе издание .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Беренс-Абусейф, Дорис (1989). Исламская архитектура в Каире: Введение . Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл. ISBN 9789004096264 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Крейн, Ховард; Корн, Лоренц (2017). «Тюрко-персидские империи между Анатолией и Индией» . В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Том. 1. Уайли Блэквелл. ISBN 9781119068662 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Голомбек, Лиза; Кох, Эбба (2017). «Моголы, узбеки и наследие Тимуридов» . В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Том. 2. Уайли Блэквелл. стр. 811–845. ISBN 9781119068662 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300064650 .
- ^ Ламбурн, Элизабет А. (2017). «Ислам за пределами империй: мечети и исламские пейзажи в Индии и Индийском океане» . В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Уайли Блэквелл. стр. 765–766. ISBN 9781119068662 .
- ^ Таббаа, Ясир (2017). «Возрождение Багдадского халифата» . В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Том. 1. Уайли Блэквелл. стр. 307–326. ISBN 9781119068662 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
- ^ Тури, Абдельазиз; Бенабуд, Мухаммед; Буджибар Эль-Хатиб, Найма; Лахдар, Камаль; Меззин, Мохамед (2010). Андалузское Марокко: открытие в живом искусстве (2-е изд.). Министерство по делам культуры Марокко и Музей без границ. ISBN 978-3902782311 .
- ^ Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутераа, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2002). Ифрикия: Тринадцать веков искусства и архитектуры в Тунисе (2-е изд.). Музей без границ, MWNF. ISBN 9783902782199 .
- ^ Эверт, Кристиан (1992). «Архитектурное наследие исламской Испании в Северной Африке». В Доддсе, Джеррилин Д. (ред.). Аль-Андалус: Искусство исламской Испании . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 85–96. ISBN 0870996371 .
- ^ Хаттштейн, Маркус; Делиус, Питер, ред. (2011). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. ISBN 9783848003808 .
- ^ Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 0500274290 .
- ^ Гейслер, Филип (2019). «Вызов собору Святой Софии: мечеть Селимие в Эдирне как брендинг Османской империи» . В Кравице, Биргит; Ридлер, Флориан (ред.). Наследие Эдирне в османские и турецкие времена: преемственность, разрывы и воссоединения . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 126. ИСБН 978-3-11-063908-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джонатан М. Блум (1989), Минарет, символ ислама , Oxford University Press. ISBN 978-0-19-728013-3