Тадж-Махал
Тадж-Махал | |
---|---|
![]() | |
Расположение | Агра , Уттар-Прадеш, Индия |
Координаты | 27 ° 10'30 "N 78 ° 02'31" E / 27,17500 ° N 78,04194 ° E |
Область | 17 га (42 акра) [1] |
Высота | 73 м (240 футов) |
Построен | 1631–1653 [2] |
Создан для | Мумтаз Махал |
Архитектор | Устад Ахмад Лахори |
Архитектурный стиль (стили) | Архитектура Великих Моголов |
Посетители | 4,84 миллиона [3] (22 апреля – 23 февраля) |
Руководящий орган | Министерство культуры , Правительство Индии |
Веб-сайт | tajmahal.gov.in |
Расположение Тадж-Махала в Уттар-Прадеше , Индия | |
Критерии | Культурный: я |
Ссылка | 252 |
Надпись | 1983 г. (7-я сессия ) |
Тадж -Махал ( / ˌ t ɑː dʒ m ə ˈ h ɑː l , ˌ t ɑː ʒ -/ ; букв. « Корона дворца » цвета слоновой кости ) — мраморный мавзолей на правом берегу реки Ямуны в Агре , Уттар-Прадеш, Индия. Он был заказан в 1631 году пятым императором Великих Моголов ( Шахом Джаханом годы правления 1628–1658 ) для размещения могилы его любимой жены Мумтаз Махал ; здесь также находится могила самого Шаха Джахана. Гробница является центральным элементом комплекса площадью 17 гектаров (42 акра), который включает в себя мечеть и гостевой дом и расположена в саду, ограниченном с трех сторон зубчатой стеной.
Строительство мавзолея было завершено в 1648 году, но работы над другими этапами проекта продолжались еще пять лет. Первой церемонией, проведенной в мавзолее, было празднование Шахом Джаханом 6 февраля 1643 года 12-й годовщины смерти Мумтаз-Махала. Считается, что комплекс Тадж-Махал был полностью завершен в 1653 году, его стоимость на тот момент оценивалась примерно в 5 миллионов фунтов стерлингов , а в 2023 году она составит примерно 35 миллиардов фунтов стерлингов ( 77,8 миллиона долларов США ).
Строительный комплекс включает в себя дизайнерские традиции индо-исламской архитектуры и архитектуры Великих Моголов . В нем используются симметричные конструкции с использованием различных форм и символов. Хотя мавзолей построен из белого мрамора, инкрустированного полудрагоценными камнями , красный песчаник, для других зданий комплекса использовался похожий на здания эпохи Великих Моголов того времени. В проекте строительства было задействовано более 20 000 рабочих и ремесленников под руководством совета архитекторов во главе с Устадом Ахмадом Лахори , придворным архитектором императора.
В 1983 году Тадж-Махал был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «жемчужина исламского искусства Индии и один из шедевров мирового наследия, вызывающих всеобщее восхищение». Он считается одним из лучших образцов архитектуры Великих Моголов и символом истории Индии. Тадж-Махал является главной туристической достопримечательностью и привлекает более пяти миллионов посетителей в год. В 2007 году он был объявлен победителем инициативы «Новые 7 чудес света» .
Этимология
Название «Тадж-Махал» имеет происхождение на урду и, как полагают, происходит от арабского и персидского языков , причем слова «тадж-махал» означают «корона» ( tāj ), «дворец» ( махал ). [4] [5] [6] Абдул Хамид Лахори » 1636 года в своей книге «Падшахнама называет Тадж-Махал раузой -и мунаввара ( персидско-арабский : روضه منواره , rawdah-i munawwarah ), что означает освещенную или прославленную гробницу. [7] Название «Тадж», возможно, произошло от искажения второго слога слова «Мумтаз». [8] [9]
Вдохновение
Тадж-Махал был построен по заказу Шах-Джахана в 1631 году в память о его жене Мумтаз-Махал , которая умерла 17 июня того же года при рождении 14-го ребенка, Гаухары Бегум . [10] [11] Строительство началось в 1632 году, мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие здания и сад были завершены пять лет спустя. [12] [13]
Императорский двор, документально задокументировавший горе Шаха Джахана после смерти Мумтаз-Махала, показывает, что история любви послужила источником вдохновения для создания Тадж-Махала. [14] По мнению современных историков Мухаммада Амина Казвини, Абдул Хамида Лахори и Мухаммада Салеха Камбоха , Шах Джахан не проявлял такого же уровня привязанности к другим, как он проявлял Мумтаз при ее жизни. После ее смерти из-за горя он неделю избегал королевских дел и на два года отказался от музыки и роскошных нарядов. Шах Джахан был очарован красотой земли на южной стороне Агры особняк, принадлежавший Радже Джай Сингху I. , на которой стоял Он выбрал место для строительства гробницы Мумтаза, после чего Джай Сингх согласился подарить ее императору. [15]
Архитектура и дизайн

Тадж-Махал включает в себя и расширяет традиции дизайна индо-исламской архитектуры и архитектуры Великих Моголов . [16] Вдохновением для строительства послужили успешные Тимуридов и Великих Моголов, постройки в том числе Гур-э Амир в Самарканде (гробница Тимура , прародителя династии Великих Моголов) и гробница Хумаюна в Дели, которые вдохновили сады Чарбага и план хашт-бехешт этого места. [17] [18] В строительном комплексе использованы симметричные конструкции с использованием различных форм и символов. [16] Хотя мавзолей построен из белого мрамора, инкрустированного полудрагоценными камнями , красный песчаник, похожий на здания эпохи Великих Моголов того времени. для других зданий комплекса использовался [19] Весь комплекс расположен на платформе длиной 984 фута (300 м) и высотой 28,5 футов (8,7 м) на берегу реки Ямуна . Платформа построена из песчаника темного и светлого цвета с различными узорами. [20]
Экстерьер

Здание мавзолея является центральным сооружением всего комплекса. Это большое сооружение из белого мрамора, стоящее на квадратном постаменте высотой 6 метров (20 футов) со сторонами длиной 95,5 метров (313 футов). Базовая конструкция представляет собой большой многокамерный куб со скошенными углами, образующий восьмигранную конструкцию длиной примерно 57,3 метра (188 футов) с каждой из четырех длинных сторон. [21]
Здание имеет четыре одинаковые стороны с айванами (дверными проемами в форме арки), увенчанными большим куполом и навершием . Каждую сторону айвана обрамляет пиштак ( сводчатая арка) высотой 33 метра (108 футов) с двумя арочными балконами одинаковой формы, расположенными по обе стороны. Этот мотив арок воспроизводится в меньшем масштабе на скошенных угловых участках, что делает дизайн полностью симметричным. [22] На южной стороне платформы, обращенной в сад, с каждой стороны есть два лестничных марша, которые частично крыты и обеспечивают единственный доступ с уровня земли к зданию мавзолея. [20]
Главной особенностью мавзолея является мраморный купол высотой 23 метра (75 футов), венчающий гробницу. Купол в форме луковицы расположен на цилиндрическом барабане высотой 12 метров (39 футов) и внутренним диаметром 18,4 метра (60 футов). [23] Купол слегка асимметричен и увенчан позолоченным навершием высотой 9,6 метра (31 фут ) . [16] [24] Промежуточная зона между барабаном и куполом заменена орнаментальной лепкой в виде витой веревки. [20]
Главный купол окружен четырьмя меньшими куполами или чаттри, расположенными по его углам, которые повторяют форму луковицы главного купола. Меньшие купола поддерживаются колоннами, которые стоят на вершине основной конструкции и помогают наполнить светом внутреннюю часть здания. Высокие шпили, называемые гульдастами, отходят от краев стен и служат декоративными элементами. Главный и меньший купола украшены узором, напоминающим цветок лотоса . [20] Купола увенчаны декоративными навершиями, в которых использованы элементы персидского и индийского дизайна. [25] было заменено копией из позолоченной бронзы . Главный навершие изначально было изготовлено из золота, но в начале 19 века [20] Навершие увенчано луной, типичным исламским мотивом , чьи рога направлены в небо. [26]

Четыре минарета обрамляют здание гробницы, по одному в каждом углу постамента, обращенном к скошенным углам. Четыре минарета, каждый высотой более 130 футов (40 м), симметрично расположены по углам, обращенным к скошенным углам главного здания. Каждый минарет состоит из трех почти равных частей с балконами на пересечении частей. Башни также увенчаны меньшими чаттри и включают в себя те же элементы дизайна, что и главный купол с навершием. [20] Ступеньки ведут на вершину башни с прямоугольными отверстиями под куполами, обеспечивающими свет и воздух наверху. Минареты были спроектированы аналогично традиционным элементам мечети, которые муэдзины используют для призыва к молитве. Минареты были построены слегка ориентированными к внешней стороне постамента, чтобы в случае обрушения материал башен имел тенденцию выпадать из гробницы. [20]

Внешние поверхности здания украшены множеством изящных рельефов, украшенных различными драгоценными и полудрагоценными камнями. [21] Декоративные элементы создавались путем нанесения краски, лепнины , инкрустации по камню или резьбы. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфных форм, декоративные элементы могут быть сгруппированы либо в каллиграфические , либо в абстрактные формы, либо в растительные мотивы. из белого мрамора Дадо состоят из декоративных барельефных изображений природы и растительных элементов. Мрамор был отполирован, чтобы подчеркнуть изысканную детализацию резьбы, а рамы и перемычки арки украшены инкрустациями pietra dura со стилизованным геометрическим узором в виде виноградных лоз, цветов и фруктов. [27]

Купола и своды зданий из песчаника украшены узорами создающими резной живописи, сложные геометрические формы. Инкрустация «елочка» определяет пространство между соседними элементами. Белые инкрустации используются в зданиях из песчаника, а темные или черные инкрустации - на белом мраморе. [13] Контрастные цвета были использованы для создания сложного множества различных геометрических узоров на заштукатуренных участках зданий. Полы и дорожки выложены плиткой или блоками контрастных цветов, состоящими из различных узоров мозаики . Плинтус отличается от мощеной поверхности главной платформы переплетающимся узором из восьмиугольных кусочков белого мрамора, образующих четыре остроконечные звезды из красного песчаника, окруженные рамкой. В здании много решетчатых окон или джалис с переплетающимися шестиугольными узорами. [20]
Арки ворот окаймлены арабской каллиграфией с отрывками из Корана . Большая часть каллиграфии состоит из витиеватого письма тулут , выполненного из яшмы или черного мрамора, инкрустированного белыми мраморными панелями. Панели выше написаны шрифтом немного большего размера, чтобы уменьшить эффект перекоса при просмотре снизу. [27] Каллиграфия на южных воротах примерно переводится как «О, Душа, ты покоишься. Вернись к Господу в мире с Ним, и Он в мире с тобой». [28] Считалось, что каллиграфия на зданиях была создана в 1609 году Абдул Хаком , которому Шах Джахан присвоил титул «Аманат Хан». [29] [27] У основания внутреннего купола находится надпись: «Написано незначительным существом Аманат Ханом Ширази». [30]
Интерьер
Основная внутренняя камера представляет собой восьмиугольник со сторонами 24 фута (7,3 м), конструкция которого позволяет войти с каждой стороны, при этом главная дверь обращена в сад на юг. два яруса по восемь арок пиштака , как и снаружи. Вдоль стен расположены [31] Четыре центральные верхние арки образуют балконы или смотровые площадки, а наружное окно каждого балкона имеет замысловатую джали . Внутренняя стена открыта по осям, где установлены экраны Джали , которые пропускают свет снаружи внутрь основной камеры. [32] За исключением южной стороны, остальные три стороны представляют собой открытое вытянутое помещение, окруженное двумя квадратными кельями, покрытыми украшенными потолками, установленными на платформе. Центральная комната имеет арочные проемы с трех сторон, оборудованные джали со стеклянными панелями, и небольшим прямоугольным окном, врезанным в центральную джали . [32] Квадратные камеры, в которые можно попасть через отдельные двери, вероятно, первоначально использовались для посетителей и чтецов Корана как место для отдыха. Лестницы ведут с первого этажа на уровень крыши, где проходят коридоры между центральным залом и двумя угловыми помещениями на юге с системой вентиляционных шахт. [20]
Внутренние стены имеют высоту около 25 метров (82 фута) и увенчаны «ложным» внутренним куполом, украшенным солнечным мотивом. Инкрустация представляет собой гранильную работу из драгоценных и полудрагоценных камней. [33] Стены каждой камеры богато украшены барельефами дадо , сложной лапидарной инкрустацией и изысканными панелями с каллиграфией, подобными элементам дизайна, которые можно увидеть по всему экстерьеру комплекса. [34] В главной камере находятся ложные саркофаги Мумтаз-Махала и Шаха-Джахана, а настоящие находятся в подвале. [22] Перфорированные мраморные джали ( махджар-и мушаббак ) окаймляют кенотафы и состоят из восьми мраморных панелей, вырезанных сложной прошивкой и инкрустированных изящными деталями полудрагоценными камнями. Первоначально кенотафы были закрыты золотой ширмой по случаю второй годовщины смерти Мумтаз-Махала в 1633 году, которая позже была заменена мраморной ширмой в 1643 году. [32]
На экране в верхней главной камере расположены подобия гробниц Мумтаз-Махала и Шаха-Джахана, а также настоящие захоронения, сделанные внизу, в нижней камере-гробнице. Из южного главного входа лестница ведет в нижнюю камеру гробницы прямоугольной формы со стенами, облицованными мрамором, и неукрашенным сводчатым потолком. [32] Кенотаф Мумтаза расположен точно в центре камеры на мраморном основании размером 1,5 на 2,5 метра (4 фута 11 дюймов на 8 футов 2 дюйма). Кенотаф Шаха Джахана расположен на более крупном основании на западной стороне и имеет асимметричное расположение. На вершине находится традиционная скульптура небольшой коробки для ручек, обозначающая мужскую могилу. [31] Кенотафы выровнены с севера на юг, головой на север, а тела лежали на боку лицом, повернутым на запад, лицом к Мекке . [32]
Каллиграфия, найденная на мраморных кенотафах гробницы, особенно детальна и тонка. Хотя кенотафы похожи на кенотафы эпохи Великих Моголов, ни одна другая гробница той эпохи не была украшена таким изысканным украшением. [35] На саркофаге Мумтаза наверху украшение состоит из натуральных плодов сливы , бутонов и цветущих цветов, инкрустированных кораническими надписями с эпитафией: «Светящаяся могила Арджуманда Бано Бегама, названная Мумтаз Махал, умершая в 1631 году». Первоначальная гробница на нижнем уровне практически не украшена, Девяносто девять Имен Бога . на ее стороне написаны [32] Ложный кенотаф Шаха Джахана имеет аналогичные украшения и покрыт цветами и другими свитками без каких-либо надписей. Эпитафия, окруженная красными цветами мака , гласит: «Это священная могила Его Высочайшего Величества, Обитателя Рая (Фирдауса Ашияни), Второго Владыки Благоприятного. Соединение (Сахиб-и Киран-и Сани), Шаха Джахана, Падшаха; пусть оно когда-нибудь будет ароматным! 1076 год [1666 год нашей эры]». [32] Оригинальный кенотаф Шаха Джахана представляет собой более просто украшенную версию с такими же красными цветами и желтыми растениями с более подробной эпитафией, гласящей: «Это освещенная могила и священное место упокоения императора, достойного Ризвана, пребывающего в Вечности, Его Величество, имеющий свою обитель в [небесном царстве] Иллиюна, Обитателя Рая (Фирдаус Ашияни) [посмертный титул Шаха Джахана], Второй Сахиб-и Киран, Шах Джахан, Падшах Гази [Воин за Веру] пусть он будет освящен; и пусть Рай станет его обителью. Он отправился из этого мира в банкетный зал вечности в ночь двадцать шестого числа месяца Раджаб, в тысяча семьдесят шестом году хиджры [31 января 1666 года нашей эры]». [32]
Сад

Комплекс расположен вокруг большого 300-метрового 2 (3200 кв. футов) Чарбаг или сад Великих Моголов . Сад разделен двумя основными дорожками ( хиябан ) на четыре сектора с дополнительными приподнятыми дорожками, которые делят каждую из четырех четвертей на 16 углубленных партеров или клумб. Сад окружен дорожкой, соединяющей все сектора. На полпути между гробницей и воротами в центре сада находится приподнятый мраморный резервуар для воды с пятью фонтанами и отражающим бассейном , расположенным по оси север-юг, чтобы отражать образ мавзолея. Возвышающийся мраморный резервуар для воды называется аль-Хавд аль-Каусар в честь «резервуара изобилия», обещанного Мухаммеду . [36] В другом месте сад разбит аллеями деревьев и фонтанами . [37] В северо-западном квадранте находится место, обозначающее место, где Мумтаз Махал была впервые похоронена, прежде чем ее тело было перенесено в место последнего упокоения внутри главной камеры мавзолея. [38]
Сад Чарбах , дизайн, вдохновленный персидскими садами , был завезен в Индию Бабуром , первым императором Великих Моголов, и символизирует Райский сад ( Джанна ) с четырьмя реками, текущими из центрального источника или горы, разделяющими сад на север, запад и юг. и восток. [39] В то время как большинство садов той эпохи имели прямоугольную форму с гробницей или павильоном в центре, сады Тадж необычны тем, что главный элемент, гробница, расположена в конце сада. После открытия Махтаб Баг («Сад лунного света») на другом берегу реки Ямуна Археологическая служба Индии выдвинула гипотезу, что сама река Ямуна была включена в дизайн сада и должна была рассматриваться как одна из рек. Рая . [40] Сходство планировки и архитектурных особенностей с садами Шалимар позволяет предположить, что оба сада, возможно, были спроектированы одним и тем же архитектором Али Марданом. [41] Ранние отчеты о саду описывают обилие растительности, в том числе обильные розы , нарциссы и фруктовые деревья . [42] Поскольку Империя Великих Моголов пришла в упадок, сады не поддерживались, и когда британское владычество взяло на себя управление садами, они изменили ландшафт, чтобы он напоминал формальные лужайки Лондона 19 века. [43] [44]
Водоснабжение садов осуществлялось из реки Ямуна, где по водному каналу вода доставлялась в подземный резервуар вдоль восточной стены складского здания, в котором было несколько резервуаров для хранения. Вода из резервуара поднималась с помощью системы шкивов и колес, вращаемых животными, в резервуар, который питал акведук, который шел на юг, неся воду до западной стены, а затем поворачивал на восток. Позже вода распределялась по саду через глиняные трубы, проложенные под землей. Фонтаны в центральном резервуаре состояли из больших медных сосудов, соединенных между собой медными трубами, а падение со стен высотой 9,47 м (31,1 фута) создавало необходимую воду для фонтанов. [38]
Отдаленные здания
Комплекс Тадж-Махал окружен зубчатыми стенами из красного песчаника с трех сторон, причем сторона, обращенная к реке Ямуна, остается открытой. За стенами комплекса находятся другие мавзолеи, посвященные другим женам, членам королевской семьи и любимым слугам Шаха Джахана. Внутренние стороны стен украшены аркадами с колоннами , типичными для индуистских храмов, украшенными куполообразными куполами, похожими на чаттри, и меньшими постройками, такими как Дом музыки, вкрапленными между ними. Главные ворота, построенные в основном из мрамора, отражают архитектуру гробницы и украшены замысловатыми украшениями, такими как барельеф и инкрустация из pietra dura. В дальнем конце комплекса стоят два одинаковых здания, построенных из красного песчаника, одно из которых обозначено как мечеть, а другое — как джаваб , сооружение, обеспечивающее архитектурную симметрию. Дизайн мечети напоминает другие мечети, построенные в ту эпоху, а полы в джавабе украшены инкрустированными узорами, но отсутствует михраб. [13]
Строительство
Земля, на которой расположен Тадж-Махал, находилась к югу от города-крепости Агра, который был подарен Шах-Джахану Махараджей Джай Сингхом I в обмен на большой дворец в центре Агры. [45] Здание было сдано в эксплуатацию в 1631 году, а строительство началось в 1632 году. [22] [13] Была раскопана территория площадью примерно 1,2 га (3 акра), засыпана землей, чтобы уменьшить просачивание, и выровнена на высоте 50 метров (160 футов) над уровнем берега реки. В районе гробницы были выкопаны сваи и заполнены известью и камнем, чтобы сформировать основание гробницы. Платформа над землей была построена из кирпича и раствора. [21]
Комплекс гробниц был построен в основном из кирпича и известкового раствора. Внешняя поверхность главного здания гробницы и внутренняя часть главной камеры кенотафа облицованы белым мрамором. Остальные внутренние поверхности и другие вспомогательные постройки облицованы красным песчаником, покрытым красным октетом для защиты, за исключением внешних поверхностей куполов. [21] Белый мрамор был доставлен из Макраны в Раджастхане, а красный песчаник был добыт в Фатехпур-Сикри в Уттар-Прадеше. Многие драгоценные и полудрагоценные камни, используемые для украшения, были импортированы со всего мира, в том числе нефрит и хрусталь из Китая, бирюза из Тибета , лазурит из Афганистана , сапфир из Шри-Ланки и сердолик из Аравии . Всего в белый мрамор было инкрустировано 28 видов драгоценных и полудрагоценных камней. [46] [21]
Считается, что в строительстве здания было задействовано более 20 000 ремесленников, чернорабочих, художников и других людей. скульпторы-специалисты из Бухары , каллиграфы из Сирии и Персии , дизайнеры из южной Индии , камнерезы из Белуджистана и итальянские ремесленники. Были задействованы [13] Рабочие построили колоссальные кирпичные леса, которые отражали гробницу, а не деревянные леса. [47] Земляной пандус длиной 15 км (9,3 мили) был построен для транспортировки мрамора и материалов на строительную площадку, которые перевозились на специально построенных повозках упряжками волов и слонов. [48] Сложная система стоек и балок использовалась для поднятия блоков в желаемое положение. Воду забирали из реки с помощью ряда устройств, приводимых в движение животными. [49]
Когда сооружение было частично завершено, первая церемония была проведена в мавзолее Шахом Джаханом 6 февраля 1643 года, в 12-ю годовщину смерти Мумтаз-Махала. [а] [50] Строительство мавзолея было завершено в 1648 году, но работы над другими этапами проекта продолжались еще пять лет. [12] Считается, что комплекс Тадж-Махал был полностью завершен в 1653 году, его стоимость на тот момент оценивалась примерно в 5 миллионов фунтов стерлингов , а в 2023 году она составит примерно 35 миллиардов фунтов стерлингов ( 77,8 миллиона долларов США ). [21] [51]
Спустя годы

Вскоре после завершения строительства Тадж-Махала Шах Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и помещен под домашний арест в близлежащем форте Агры , откуда он мог видеть Тадж-Махал. После смерти Шаха Джахана Аурангзеб похоронил его в мавзолее рядом с женой в 1666 году. [52] В 18 веке Джатов правители Бхаратпура напали на Тадж-Махал во время вторжения в Агру и забрали две люстры, одну из агата и другую из серебра, которые висели над главным кенотафом и золотым и серебряным экраном. Канбо, историк Великих Моголов, сказал, что золотой щит, закрывающий навершие высотой 4,6 метра (15 футов) на вершине главного купола, также был удален во время грабежа Джата. [53]
К концу 19 века часть зданий пришла в упадок. В конце века британский вице-король лорд Керзон заказал проект реставрации, который был завершен в 1908 году. [54] Он также заказал большую лампу во внутреннем зале и заменил сады лужайками в европейском стиле, которые существуют до сих пор. [55]

В 1942 году правительство воздвигло строительные леса , чтобы замаскировать здание в ожидании воздушных атак японских ВВС . [56] [57] С момента обретения Индией независимости в 1947 году Археологическая служба Индии . за поддержание памятника отвечала [58] Во время индийско-пакистанских войн 1965 и 1971 годов вновь возводились строительные леса, чтобы ввести в заблуждение пилотов бомбардировщиков. [59]
В 1983 году Тадж-Махал был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «жемчужина исламского искусства Индии и один из шедевров мирового наследия, вызывающих всеобщее восхищение». [1]
В конце 20 века памятник пострадал от загрязнения окружающей среды , в результате чего Тадж-Махал стал желто-коричневым. [60] [61] кислотные дожди и загрязнение реки Ямуна, в том числе наличие нефтеперерабатывающего завода в Матхуре . Этому способствовали [62] [63] После директив Верховного суда Индии в 1997 году индийское правительство создало «Зону Тадж-Трапеции (TTZ)», территорию площадью 10 400 квадратных километров (4000 квадратных миль) вокруг памятника, где действуют строгие стандарты выбросов. [64] [65]
Опасения по поводу структурной целостности гробницы недавно возникли из-за снижения уровня грунтовых вод в бассейне реки Ямуна, когда в 2010 году в некоторых частях гробницы появились трещины, а минареты, окружающие памятник, имеют признаки наклона. [66] Сообщалось о незначительном повреждении из-за штормов 11 апреля 2018 года и 31 мая 2020 года. [67] [68] В конце 2020-х годов правительство Индии предприняло различные меры по восстановлению, включая установку грязевых пакетов для восстановления белого цвета и замену битого мрамора. [69] [70] [71]
Символизм

Благодаря вниманию всего мира и миллионам посетителей, которые он привлекает, Тадж-Махал стал выдающимся изображением, связанным с Индией, и, таким образом, стал символом самой Индии. [72]
Помимо того, что Тадж-Махал является известным символом любви, он также является символом богатства и власти Шаха Джахана, а также того факта, что империя процветала под его правлением. [73] Двусторонняя симметрия, в которой доминирует центральная ось, исторически использовалась правителями как символ правящей силы, приносящей баланс и гармонию, и Шах Джахан применил эту концепцию при строительстве Тадж-Махала. [74] Кроме того, план выровнен по сторонам света в направлении север-юг, а углы расположены так, чтобы, если смотреть из центра плана, можно было увидеть восход и заход солнца в северном и южном углах во время летнего и зимнего солнцестояния. соответственно. Это делает Тадж символическим горизонтом. [75]
Планировка и структура Тадж-Махала, от самого здания до садов и за его пределами, символизируют особняк Мумтаз Махал в Райском саду. [74] Концепция райских садов распространяется и на здание мавзолея. Сооружение украшено красочным рельефом и полудрагоценными камнями в технике парчин кари , символизирующей величие. [76] Кажется, что здание слегка меняет цвет в зависимости от времени суток и погоды. Небо было включено в дизайн не только через отражающие бассейны, но и через поверхность самого здания. Это еще один способ указать на присутствие Аллаха на этом месте. [77]
По словам Эббы Кох, историка искусства и международного эксперта в области понимания и интерпретации архитектуры Великих Моголов и Тадж-Махала, планировка всего комплекса символизирует земную жизнь и загробную жизнь, являясь частью символизации божественного. План был разделен на две части: одна половина — это сам мавзолей из белого мрамора и сады, а другая половина — сторона из красного песчаника, предназначенная для мирских рынков. Только мавзолей белый, что символизирует просвещение, духовность и веру Мумтаз Махал. Кох расшифровал эту символику исламского учения: план мирской стороны является зеркальным отражением потусторонней стороны, а величественные ворота посередине олицетворяют переход между двумя мирами. [74]
Туризм

Тадж-Махал является главной туристической достопримечательностью и привлекает большое количество отечественных и иностранных посетителей. В 2022–2023 финансовом году Тадж-Махал посетили около пяти миллионов посетителей. [3] Действует трехуровневая система ценообразования: для граждан Индии входная плата значительно ниже, а для иностранцев — дороже. По состоянию на 2024 год [update]Плата для граждан Индии составляла 50 фунтов стерлингов , для граждан стран SAARC и BIMSTEC - 540 фунтов стерлингов , а для других иностранных туристов - 1100 фунтов стерлингов . Посетители допускаются через трое ворот, а поскольку вблизи комплекса запрещен проезд загрязняющих транспортных средств, туристы должны либо идти пешком, либо садиться на электрические автобусы от специально отведенных парковочных мест. Комплекс открыт во все дни, кроме пятницы, с часа до восхода солнца до 45 минут до заката. [78] Комплекс открыт для ограниченного ночного просмотра в день полнолуния, исключая месяц Рамадан . [79] В 2019 году в целях борьбы с чрезмерным туризмом на сайте были введены штрафы для посетителей, оставшихся более трех часов. [80]
Небольшой городок к югу от Таджа, известный как Тадж-Ганджи или Мумтазабад, изначально был построен с караван-сараями , базарами и рынками для удовлетворения потребностей посетителей и рабочих. [81] В списках рекомендуемых туристических направлений часто фигурирует Тадж-Махал, который также фигурирует в нескольких списках семи чудес современного мира, включая « Новые семь чудес света» , опрос, проведенный в 2007 году. [82] Иностранные высокопоставленные лица часто посещают Тадж-Махал во время поездок в Индию. [83] [84] [85] [86]
Мифы

С момента постройки здание было источником восхищения, выходящего за рамки культуры и географии, поэтому личные и эмоциональные отклики постоянно затмевали схоластические оценки памятника. [87] Давний миф гласит, что Шах Джахан планировал мавзолей построить из черного мрамора в виде Черного Тадж-Махала на берегу реки Ямуна. [10] Идея берет свое начало из причудливых сочинений Жана-Батиста Тавернье , европейского путешественника и торговца драгоценными камнями, посетившего Агру в 1665 году. Было высказано предположение, что его сын Аурангзеб сверг Шаха Джахана до того, как город был построен. Руины почерневшего мрамора за рекой в Мехтаб-Баге, которые, казалось бы, подтверждают этот аргумент, однако оказались ложными после того, как раскопки, проведенные в 1990-х годах, показали, что это были обесцвеченные белые камни, которые стали черными. [88] Более правдоподобная теория происхождения черного мавзолея была продемонстрирована в 2006 году археологами, реконструировавшими часть бассейна в Мехтаб Баге. Четко можно было увидеть темное отражение белого мавзолея, что соответствовало одержимости Шаха Джахана симметрией и расположением самого бассейна. [89]
Не существует конкретных доказательств утверждений, описывающих, зачастую в ужасающих подробностях, смерти, расчленения и увечья, которые Шах Джахан предположительно нанес различным архитекторам и мастерам, связанным с гробницей. [90] [91] В некоторых сообщениях утверждается, что те, кто участвовал в строительстве, подписали контракты, обязующиеся не участвовать в каком-либо подобном проекте. [92] Не существует никаких доказательств утверждений о том, что лорд Уильям Бентинк , генерал-губернатор Индии в 1830-х годах, якобы планировал снести Тадж-Махал и продать мрамор с аукциона. Биограф Бентинка Джон Росселли говорит, что эта история возникла в результате продажи Бентинком выброшенного мрамора из форта Агры для сбора средств. [93] Другой миф предполагает, что удары по силуэту навершия вызовут вытекание воды. По сей день чиновники находят сломанные браслеты . вокруг силуэта [94]
Появилось несколько мифов, ни один из которых не подтверждается археологическими данными, утверждающих, что за строительство Тадж-Махала были ответственны другие люди, а не Шах Джахан и первоначальные архитекторы. Например, в 2000 году Верховный суд Индии отклонил ходатайство П.Н. Оука о признании Тадж-Махала индуистским королем. [92] [95] В 2005 году аналогичная петиция, поданная Амаром Натхом Мишрой, социальным работником и проповедником, утверждавшим, что Тадж-Махал был построен индуистским королем Парамарди в 1196 году, была отклонена Высоким судом Аллахабада . [96] Несколько судебных дел и заявлений правых политиков о том, что Тадж-Махал является индуистским храмом, были вдохновлены книгой П. Н. Оука « Тадж-Махал: правдивая история» 1989 года , в которой он утверждал, что он был построен в 1155 году нашей эры, а не в 17 веке. [97] [98] В ноябре 2015 года министр культуры Союза заявил в парламенте Индии , что нет никаких доказательств того, что это когда-либо был храм. [99] В августе 2017 года Археологическая служба Индии заявила, что нет никаких доказательств того, что на памятнике когда-либо находился храм. [100]
Другая такая неподтвержденная теория заключается в том, что Тадж-Махал был спроектирован итальянцем Джеронимо Веренео, который удерживал власть в течение короткого периода после того, как его впервые пропагандировал Генри Джордж Кин в 1879 году. Кин исходил из перевода испанского труда « Итинерарио» ( «Путешествия »). Фрай Себастьян Манрике, 1629–1643 ). Другая теория, согласно которой Тадж был спроектирован французом по имени Остин Бордо, была выдвинута Уильямом Генри Слиманом на основе работы Жана-Батиста Тавернье. Эти идеи были возрождены отцом Хостеном и снова обсуждены Э.Б. Хавеллом и послужили основой для последующих теорий и споров. [101]
См. также
Примечания
- ^ Хотя ее смерть произошла 17 июня 1631 года, соответствующей датой по мусульманскому календарю было 17 зу аль-Када 1040 года хиджры; 12-я годовщина 17 зу аль-Кады 1052 года хиджры пришлась на 6 февраля 1643 года по григорианскому календарю.
Ссылки
Цитаты
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Тадж-Махал» . Центр всемирного наследия культуры ЮНЕСКО, Список всемирного наследия . ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 27 августа 2016 года . Проверено 10 сентября 2016 г.
- ^ ДюТемпл 2003 , с. 32.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Статистика туризма (PDF) (Отчет). Правительство Индии . Архивировано (PDF) из оригинала 21 января 2024 года . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ Деххода , Али Акбар. Словарь Деххода (на персидском языке). Тегеран : Институт лексики Деххода и Международный центр персидских исследований ( Тегеранский университет ). Архивировано из оригинала 15 июня 2023 года . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ «Определение Тадж-Махала» . Словарь.com . Архивировано из оригинала 21 января 2021 года . Проверено 1 марта 2021 г.
- ^ «Определение и значение Тадж-Махала» . Словарь английского языка Коллинза. Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Проверено 1 марта 2021 г.
- ^ Тиллотсон 2008 , с. 14.
- ^ Исламская культура . Том. 49–50. Джонсон Репринт Корпорейшн. 1975. с. 195.
- ^ Калькуттский обзор . Том. 149. 1869. с. 146.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ашер 1992 , с. 210.
- ^ «Тадж-Махал: Мемориал любви» . ПБС. Архивировано из оригинала 13 октября 2017 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Саркар 1919 , стр. 30, 31.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «История создания Тадж-Махала» . Правительство Индии . Архивировано из оригинала 14 января 2024 года . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ Чахтай 1938 , с. 46.
- ^ Эдисон Бегли, Уэйн; Абдул Хай Десаи, Зиауддин (1989). Тадж-Махал: Освещенная гробница: антология Великих Моголов семнадцатого века и европейских документальных источников . Программа Ага Хана по исламской архитектуре. стр. 13–14, 22, 41–43.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Архитектура Тадж-Махала» . Правительство Индии . Архивировано из оригинала 14 января 2024 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Чахтай 1938 , с. 146.
- ^ Кох 2006 , с. 85-88.
- ^ Копплстоун 1963 , с. 166.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Внешний вид Тадж-Махала» . Правительство Индии . Архивировано из оригинала 1 декабря 2023 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж «Объекты всемирного наследия – Агра – Тадж-Махал» . Археологическая служба Индии . Проверено 4 марта 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Тадж-Махал» . Британника. Архивировано из оригинала 24 мая 2020 года . Проверено 4 марта 2023 г.
- ^ «Луковые купола, луковичные купола» . Стромберг Архитектурный. Архивировано из оригинала 7 мая 2015 года . Проверено 4 марта 2015 г.
- ^ Ахуджа и Раджани 2016 , стр. 996–997.
- ^ Блум и Блэр 2009 , с. 32.
- ^ Тиллотсон 1990 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Тадж-Махал» . Исламская архитектура . Организация исламского искусства и архитектуры. Архивировано из оригинала 17 апреля 2009 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
- ^ Кох 2006 , с. 100.
- ^ «Каллиграфия» . Правительство Индии . Архивировано из оригинала 14 января 2024 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «...каллиграфия» . Сокровища мира: Тадж-Махал . ПБС. Архивировано из оригинала 9 мая 2015 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хатри 2012 , с. 128.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час «Интерьер Тадж» . Правительство Индии . Архивировано из оригинала 14 января 2024 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Малавия 2004 .
- ^ Али Джавид 2008 , с. 309 .
- ^ Рейтер, Барт (2011). Всадник: путевые воспоминания . iUniverse. ISBN 978-1-4502-9231-3 .
- ^ Бегли 1979 , с. 14.
- ^ «Растения, растущие по всему комплексу Тадж-Махала» . Туризм в Индии. Архивировано из оригинала 17 июля 2017 года . Проверено 7 июня 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Тадж Гарден» . Правительство Индии . Архивировано из оригинала 4 октября 2023 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «Есть ли реки, берущие начало/выходящие из Рая? | Вопросы по Исламу» . 26 сентября 2019 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2019 года . Проверено 21 марта 2024 г.
- ^ Райт 2000 .
- ^ Аллан 1958 , с. 318.
- ^ Данн 2007 .
- ^ Кох 2006 , с. 139.
- ^ Члены королевской семьи 1996 , с. 7.
- ^ Чахтай 1938 , с. 54.
- ^ Манн, Элизабет (2008). Тадж-Махал . Микая Пресс. ISBN 978-1-931414-44-9 . Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ Кох 1997 .
- ^ Кэрролл 1973 , с. 64.
- ^ Нат, Р. (1996). Искусство и архитектура Тадж-Махала . Программа документации исторических исследований. ISBN 978-8-18510-525-3 .
- ^ Мировая архитектура и общество: от Стоунхенджа к единому Всемирному торговому центру . АВС-КЛИО. 2021. с. 654. ИСБН 978-1-4408-6585-5 .
- ^ 1595–1872 : Боб Аллен , Цены и заработная плата в Индии, 1595–1930 1873–1919 : Уильямсон Дж. , Реальная заработная плата и относительные цены на факторы производства в странах третьего мира 1820–1940: Азия. 2000 г., Приложение 2. Данные о номинальной заработной плате, стоимости жизни и реальной заработной плате в Индии в 1873–1939 гг. и ценах на землю в Пенджабе в 1871–1939 гг., с 1920 по 1953 гг .: Кус Сантинг, 2007 г., Инфляция в 1800–2000 гг ., данные ОЭСР , Организация по экономическим вопросам. Сотрудничество и развитие, Экономические перспективы. Историческая статистика и Митчелл, Б.Р. Международная историческая статистика, Африка, Азия и Океания, 1750–1993 гг., Лондон: Macmillan ; Нью-Йорк: Стоктон, 1998 г., Международная историческая статистика, Европа, 1750–1993 гг. Лондон: Макмиллан; Нью-Йорк: Стоктон, 1998 г., и Международная историческая статистика, Америка, 1750–1993 гг. Лондон: Макмиллан; Нью-Йорк: Стоктон, 1998, 1954–2023 гг .: Историческая инфляция в Индии – инфляция по индексу потребительских цен , Inflation.eu , данные получены 8 июля 2023 г.
- ^ Гаскойн 1971 , с. 243.
- ^ Свами 2003 .
- ^ «История Тадж-Махала» . Tajmahal.org.uk . Архивировано из оригинала 5 ноября 2021 года . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ «Тадж-Махал – Символ любви – Шах Джахан Мумтаз Махал» . Индийские хроники . 19 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 2 марта 2023 года . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ ДюТемпл 2003 , с. 96.
- ^ «Доступ к всемирному наследию 360°» . Канал National Geographic . Архивировано из оригинала 4 февраля 2015 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
- ^ «История ремонта и реставрации Тадж-Махала» . ДНК . 13 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2018 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «Тадж-Махал «замаскироваться» » . Новости Би-би-си . 29 декабря 2001 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2015 г. Проверено 7 февраля 2015 г.
- ^ Джаялакшми 2014 .
- ^ «Тадж-Махал становится жертвой хронического загрязнения» . Телеграф . 3 декабря 2010 года . Проверено 10 января 2022 г.
- ^ Дауди 2007 .
- ^ «Что на самом деле беспокоит Тадж-Махал?» . Проволока . Архивировано из оригинала 12 августа 2020 года . Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ «Верховный суд критикует правительство за его апатию к Тадж-Махалу» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 2 марта 2023 года . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ «Токсоны и Тадж» . ЮНЕСКО . 30 апреля 1997 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2008 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
- ^ «Высушенная Ямуна может потопить Тадж-Махал» . Индия сегодня . 2 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2023 г. Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «Минареты Тадж-Махала в Индии повреждены во время шторма» . Новости Би-би-си . 12 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 25 января 2019 г. . Проверено 21 июля 2018 г.
- ^ «Смертельная гроза нанесла ущерб Тадж-Махалу» . Рассвет . 1 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 2 июня 2020 года . Проверено 3 июня 2020 г.
- ^ «Тадж-Махал меняет цвет. Это беспокоит высший суд Индии» . Время . 1 мая 2019 года. Архивировано из оригинала 12 декабря 2023 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «Впервые главный купол Тадж-Махала будет покрыт грязью на 6 месяцев» . Таймс оф Индия . 6 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 21 августа 2022 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «Тадж-Махал подвергнется капитальной реставрации, заменят 400 камней» . Индия сегодня . 26 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Тиллотсон 2008 , с. 32.
- ^ Кинра 2015 , с. 146.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кох 2005 , с. 140.
- ^ Спаравинья 2013 , с. 106.
- ^ Мойнифар 2013 , с. 133.
- ^ «Виды Тадж-Махала» . Правительство Индии . 4 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 8 марта 2022 года . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ «Туристическая информация, Тадж-Махал» . Правительство Индии . Архивировано из оригинала 21 марта 2024 года . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ «Ночные виды Тадж-Махала» . Правительство Индии . Архивировано из оригинала 18 марта 2024 года . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Джайсвал 2019 .
- ^ Кох 2006 , стр. 201–208.
- ^ «Анонсированы новые семь чудес света» . Телеграф . 9 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 21 января 2008 г. Проверено 7 февраля 2015 г.
- ^ «Трамп Диане: самые знаковые фотографии Тадж-Махала» . Новости Би-би-си . 24 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2020 года . Проверено 24 февраля 2020 г.
- ^ Беннетт, Кейт (21 февраля 2020 г.). «Мелания Трамп следующая в длинной очереди первых леди, посетивших Индию» . CNN . Архивировано из оригинала 24 февраля 2020 года . Проверено 24 февраля 2020 г.
- ^ «Трюдо с семьей посещает знаменитый индийский Тадж-Махал» . ЦБК . 18 февраля 2018 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ Фидлер, Мэтт (25 февраля 2020 г.). «Позеры Тадж-Махала на протяжении многих лет» . Хранитель . Архивировано из оригинала 28 ноября 2021 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Кох 2006 , с. 231.
- ^ Кох 2006 , с. 249.
- ^ Империя воинов: Моголы Индии . Телевизионная сеть A+E. 2006.
- ^ «Увечья в мифе о Тадж-Махале» . Тадж-Махал . Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ Лахири 2004 , с. 85.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кох 2006 , с. 239.
- ^ Росселли 1974 , с. 283.
- ^ Кох 2006 , с. 240.
- ^ «Призыв переписать историю Таджа отклонен» . Индус . Архивировано из оригинала 14 декабря 2017 года . Проверено 16 января 2019 г.
- ^ Или 2014 год .
- ^ Куреши 2017 .
- ^ «Является ли Тадж-Махал мавзолеем или храмом Шивы? CIC просит правительство разъяснить ситуацию» . Индостан Таймс . 10 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 15 ноября 2018 года . Проверено 16 января 2019 г.
- ^ «Что такое спор о Теджо Махалае?» . Индийский экспресс . 18 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2019 года . Проверено 10 июня 2019 г.
- ^ «Винай Катияр из БДП теперь называет Тадж-Махал индуистским храмом – теория «пчелы в шляпке», которую однажды отверг Верховный суд» . Индия сегодня . 18 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ Диксон 1987 , с. 170.
Общие источники
- Ахлувалия, Равнит (3 октября 2017 г.). «Тадж-Махал исключен из туристического буклета правительства штата» . Независимый . Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года.
- Али, Мохаммед (8 декабря 2014 г.). «Тадж-Махал, часть древнего храма: руководитель УП БДП» . Индус . Архивировано из оригинала 8 декабря 2014 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
- Ашер, Кэтрин Б. (1992). Архитектура Индии Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26728-1 .
- Ахуджа, Дилип Р.; Раджани, МБ (2016). «О симметрии центрального купола Тадж-Махала» (PDF) . Современная наука . 110 (6): 996–997. doi : 10.18520/cs/v110/i6/996-999 (неактивен 17 февраля 2024 г.). Архивировано (PDF) из оригинала 11 июня 2019 года . Проверено 5 мая 2016 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка ) - Ахмед, Акбар С. (1998). Ислам сегодня: краткое введение в мусульманский мир . ИБ Таурис. ISBN 978-0-85771-380-3 .
- Аллан, Джон (1958). Кембриджская краткая история Индии (первое изд.). Кембридж: С. Чанд, 288 страниц.
- Али Джавид, Табассум Джавид (2008). Памятники всемирного наследия и связанные с ними сооружения в Индии, Том 1 . Издательство Алгора. ISBN 978-0-87586-483-9 . Архивировано из оригинала 3 марта 2018 года.
- Бегли, Уэйн Э. (март 1979 г.). «Миф о Тадж-Махале и новая теория его символического значения» (PDF) . Художественный вестник . 61 (1): 7–37. дои : 10.2307/3049862 . JSTOR 3049862 . Архивировано (PDF) из оригинала 7 марта 2022 года . Проверено 1 марта 2022 г.
- Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла С. (1 января 2009 г.). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . doi : 10.1093/acref/9780195309911.001.0001 . ISBN 978-0-19-530991-1 .
- Кэрролл, Дэвид (1973). Тадж-Махал . Новости. ISBN 978-0-88225-024-3 .
- Чахтай, Мухаммад Абдулла (1938). Тадж-Махал в Агре (Индия), история и описание, включая в качестве приложения текст рукописи. Персидский язык на Тадже из Национальной библиотеки в Париже: диссертация на докторскую степень университета, представленная Мухаммадом Абдуллой Чахтаем на факультете литературы Парижского университета (Диссертация). Издания де ла Коннессанс.
- Копплстоун, Тревин (1963). Мировая архитектура: иллюстрированная история с древнейших времен . Книги Полумесяца. ISBN 978-0-517-35148-2 .
- Диксон, Джек С. (1987). «Спор о Веронео». Журнал истории Империи и Содружества . 15 (2): 170–178. дои : 10.1080/03086538708582735 .
- Дауди, Сара (5 августа 2007 г.). «Как работает кислотный дождь» . Как все работает . Архивировано из оригинала 6 марта 2010 года . Проверено 16 января 2019 г.
- Данн, Джерри Камарилло-младший (2007). «HowStuffWorks: Тадж-Махал» . Архивировано из оригинала 13 сентября 2007 года.
- ДюТемпл, Лесли А. (2003). Тадж-Махал . Книги двадцать первого века. ISBN 978-0-8225-4694-8 . Архивировано из оригинала 3 марта 2018 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
- Гаскойн, Бамбер (1971). Великие Моголы . Мыс. ISBN 978-0-224-00580-7 .
- Хавелл, Э.Б. (1913). Индийская архитектура: ее психология, структура и история , Джон Мюррей.
- Хавелл, Э.Б. (2004). Справочник по Агре и Таджу, Сикандре, Фатехпур-Сикри и окрестностям . Калькутта.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Джайсвал, Ануджа (12 июня 2019 г.). «Теперь заплатите штраф, если проведете в Тадж-Сити более 3 часов» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Проверено 13 января 2020 г. .
- Джаялакшми, К. (11 декабря 2014 г.). «Индия: загрязнение делает Тадж-Махал коричневым» . Интернэшнл Бизнес Таймс . Архивировано из оригинала 4 февраля 2015 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
- Хатри, Викас (2012). Величайшие чудеса света . Издательство V&S. ISBN 978-93-81588-30-7 .
- Кинра, Раджив (2015). Самостоятельное письмо, империя письма: Чандар Бхан Брахман и культурный мир индо-персидского государственного секретаря . Окленд: Издательство Калифорнийского университета.
- Кох, Благословение (1997). «Сады Дворца Великих Моголов от Бабура до Шаха Джахана (1526–1648)». Мукарнас 14 : 143–165. дои : 10.2307/1523242 . JSTOR 1523242 .
- Кох, Эбба (март 2005 г.). «Тадж-Махал: архитектура, символизм и городское значение». Мукарнас . 22 : 128–149. дои : 10.1163/22118993_02201008 . JSTOR 25482427 .
- Кох, Эбба (2006). Полный Тадж-Махал: и сады Агры на набережной (первое изд.). Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-34209-1 .
- Лахири, Джумпа (2004). Тезка . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 978-0-547-42931-1 .
- Малавия, Налини С. (19 марта 2004 г.). «Столы с инкрустацией подчеркнут привлекательность вашего интерьера» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 29 мая 2016 года . Проверено 5 мая 2015 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - Мойнифар, Хешмат Х. (2013). «Тадж-Махал как зеркало мультикультурализма и архитектурного разнообразия Индии». Журнал исследований субконтинента .
- Куреши, Сирадж (2017). «Еще одно судебное ходатайство оспаривает историю Тадж-Махала как символа любви» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 9 мая 2019 года . Проверено 16 января 2019 г.
- Росселли, Джон (1974). Лорд Уильям Бентинк: Становление либерального империалиста, 1774–1839 гг . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-02299-7 .
- Члены королевской семьи, Сью (1996). Наша глобальная деревня – Индия . Индия: Лоренц Образовательное Пресс. ISBN 978-1-4291-1107-2 . Архивировано из оригинала 13 октября 2015 года.
- Саркар, Джадунатх (сэр) (1919). Исследования в Индии Великих Моголов . Калькутта MC Саркар . Проверено 20 мая 2015 г.
- Спаравинья, Амелия Каролина (ноябрь 2013 г.). «Сады Тадж-Махала и Солнца». Международный научный журнал .
- Свами, КРН (13 июля 2003 г.). «Опасности, с которыми столкнулся Тадж» . «Трибьюн» (Чандигарх) . Архивировано из оригинала 17 января 2016 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
- Тиллотсон, Джайлз Генри Руперт (1990). Могольская Индия . Книги летописи. ISBN 978-0-87701-686-1 .
- Тиллотсон, GH R (2008). Тадж-Махал . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-03186-9 .
- Уэллс, Джон К. (1990). Словарь произношения Лонгмана . Харлоу, Англия: Лонгман. ISBN 0-582-05383-8 .
- Райт, Карен (1 июля 2000 г.). «Работы в процессе» . Обнаружить . Уокеша, Висконсин : Kalmbach Publishing . Архивировано из оригинала 29 января 2015 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
Внешние ссылки



- Официальный сайт Тадж-Махала
- Описание Тадж-Махала в Археологической службе Индии
- Профиль Тадж-Махала в ЮНЕСКО
- «Внешние постройки» . Тадж-Махал . Архивировано из оригинала 4 февраля 2015 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
- Тадж-Махал
- Заведения 1650-х годов в Индии
- Заведения 1650-х годов в Империи Великих Моголов
- 1654 заведения в Азии
- Здания и сооружения, построенные в 1654 году.
- Здания и сооружения в Агре
- Советы
- Мраморные здания
- Мавзолеи в Уттар-Прадеше
- Гробницы Великих Моголов
- Сады Великих Моголов в Индии
- Персидские сады в Индии
- Гробницы в Индии
- Туризм в Индии
- Туризм в Уттар-Прадеше
- Туристические достопримечательности Агры
- Объекты всемирного наследия в Индии
- Исламские мавзолеи