Jump to content

Тадж-Махал

Страница полузащищена

Тадж-Махал
Расположение Агра , Уттар-Прадеш, Индия
Координаты 27 ° 10'30 "N 78 ° 02'31" E  /  27,17500 ° N 78,04194 ° E  / 27,17500; 78.04194
Область 17 га (42 акра) [1]
Высота 73 м (240 футов)
Построен 1631–1653 [2]
Создан для Мумтаз Махал
Архитектор Устад Ахмад Лахори
Архитектурный стиль (стили) Архитектура Великих Моголов
Посетители 4,84 миллиона [3] (22 апреля – 23 февраля)
Руководящий орган Министерство культуры , Правительство Индии
Веб-сайт tajmahal.gov.in
Тадж-Махал расположен в штате Уттар-Прадеш.
Тадж-Махал
Расположение Тадж-Махала в Уттар-Прадеше , Индия
Критерии Культурный: я
Ссылка 252
Надпись 1983 г. (7-я сессия )

Тадж -Махал ( / ˌ t ɑː m ə ˈ h ɑː l , ˌ t ɑː ʒ -/ ; букв. « Корона дворца » цвета слоновой кости ) — мраморный мавзолей на правом берегу реки Ямуны в Агре , Уттар-Прадеш, Индия. Он был заказан в 1631 году пятым императором Великих Моголов ( Шахом Джаханом годы правления 1628–1658 ) для размещения могилы его любимой жены Мумтаз Махал ; здесь также находится могила самого Шаха Джахана. Гробница является центральным элементом комплекса площадью 17 гектаров (42 акра), который включает в себя мечеть и гостевой дом и расположена в саду, ограниченном с трех сторон зубчатой ​​стеной.

Строительство мавзолея было завершено в 1648 году, но работы над другими этапами проекта продолжались еще пять лет. Первой церемонией, проведенной в мавзолее, было празднование Шахом Джаханом 6 февраля 1643 года 12-й годовщины смерти Мумтаз-Махала. Считается, что комплекс Тадж-Махал был полностью завершен в 1653 году, его стоимость на тот момент оценивалась примерно в 5 миллионов фунтов стерлингов , а в 2023 году она составит примерно 35 миллиардов фунтов стерлингов ( 77,8 миллиона долларов США ).

Строительный комплекс включает в себя дизайнерские традиции индо-исламской архитектуры и архитектуры Великих Моголов . В нем используются симметричные конструкции с использованием различных форм и символов. Хотя мавзолей построен из белого мрамора, инкрустированного полудрагоценными камнями , красный песчаник, для других зданий комплекса использовался похожий на здания эпохи Великих Моголов того времени. В проекте строительства было задействовано более 20 000 рабочих и ремесленников под руководством совета архитекторов во главе с Устадом Ахмадом Лахори , придворным архитектором императора.

В 1983 году Тадж-Махал был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «жемчужина исламского искусства Индии и один из шедевров мирового наследия, вызывающих всеобщее восхищение». Он считается одним из лучших образцов архитектуры Великих Моголов и символом истории Индии. Тадж-Махал является главной туристической достопримечательностью и привлекает более пяти миллионов посетителей в год. В 2007 году он был объявлен победителем инициативы «Новые 7 чудес света» .

Этимология

Название «Тадж-Махал» имеет происхождение на урду и, как полагают, происходит от арабского и персидского языков , причем слова «тадж-махал» означают «корона» ( tāj ), «дворец» ( махал ). [4] [5] [6] Абдул Хамид Лахори » 1636 года в своей книге «Падшахнама называет Тадж-Махал раузой -и мунаввара ( персидско-арабский : روضه منواره , rawdah-i munawwarah ), что означает освещенную или прославленную гробницу. [7] Название «Тадж», возможно, произошло от искажения второго слога слова «Мумтаз». [8] [9]

Вдохновение

Шах Джахан , картина 17 века.
Художественное изображение Мумтаз Махал

Тадж-Махал был построен по заказу Шах-Джахана в 1631 году в память о его жене Мумтаз-Махал , которая умерла 17 июня того же года при рождении 14-го ребенка, Гаухары Бегум . [10] [11] Строительство началось в 1632 году, мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие здания и сад были завершены пять лет спустя. [12] [13]

Императорский двор, документально задокументировавший горе Шаха Джахана после смерти Мумтаз-Махала, показывает, что история любви послужила источником вдохновения для создания Тадж-Махала. [14] По мнению современных историков Мухаммада Амина Казвини, Абдул Хамида Лахори и Мухаммада Салеха Камбоха , Шах Джахан не проявлял такого же уровня привязанности к другим, как он проявлял Мумтаз при ее жизни. После ее смерти из-за горя он неделю избегал королевских дел и на два года отказался от музыки и роскошных нарядов. Шах Джахан был очарован красотой земли на южной стороне Агры особняк, принадлежавший Радже Джай Сингху I. , на которой стоял Он выбрал место для строительства гробницы Мумтаза, после чего Джай Сингх согласился подарить ее императору. [15]

Архитектура и дизайн

Комплекс Тадж-Махал расположен на платформе на берегу реки Ямуна .

Тадж-Махал включает в себя и расширяет традиции дизайна индо-исламской архитектуры и архитектуры Великих Моголов . [16] Вдохновением для строительства послужили успешные Тимуридов и Великих Моголов, постройки в том числе Гур-э Амир в Самарканде (гробница Тимура , прародителя династии Великих Моголов) и гробница Хумаюна в Дели, которые вдохновили сады Чарбага и план хашт-бехешт этого места. [17] [18] В строительном комплексе использованы симметричные конструкции с использованием различных форм и символов. [16] Хотя мавзолей построен из белого мрамора, инкрустированного полудрагоценными камнями , красный песчаник, похожий на здания эпохи Великих Моголов того времени. для других зданий комплекса использовался [19] Весь комплекс расположен на платформе длиной 984 фута (300 м) и высотой 28,5 футов (8,7 м) на берегу реки Ямуна . Платформа построена из песчаника темного и светлого цвета с различными узорами. [20]

Экстерьер

Восьмистороннее основное сооружение с большими арочными дверными проемами и минаретами на квадратном постаменте.

Здание мавзолея является центральным сооружением всего комплекса. Это большое сооружение из белого мрамора, стоящее на квадратном постаменте высотой 6 метров (20 футов) со сторонами длиной 95,5 метров (313 футов). Базовая конструкция представляет собой большой многокамерный куб со скошенными углами, образующий восьмигранную конструкцию длиной примерно 57,3 метра (188 футов) с каждой из четырех длинных сторон. [21]

Здание имеет четыре одинаковые стороны с айванами (дверными проемами в форме арки), увенчанными большим куполом и навершием . Каждую сторону айвана обрамляет пиштак ( сводчатая арка) высотой 33 метра (108 футов) с двумя арочными балконами одинаковой формы, расположенными по обе стороны. Этот мотив арок воспроизводится в меньшем масштабе на скошенных угловых участках, что делает дизайн полностью симметричным. [22] На южной стороне платформы, обращенной в сад, с каждой стороны есть два лестничных марша, которые частично крыты и обеспечивают единственный доступ с уровня земли к зданию мавзолея. [20]

Большой луковичный купол, увенчанный навершием.

Главной особенностью мавзолея является мраморный купол высотой 23 метра (75 футов), венчающий гробницу. Купол в форме луковицы расположен на цилиндрическом барабане высотой 12 метров (39 футов) и внутренним диаметром 18,4 метра (60 футов). [23] Купол слегка асимметричен и увенчан позолоченным навершием высотой 9,6 метра (31 фут ) . [16] [24] Промежуточная зона между барабаном и куполом заменена орнаментальной лепкой в ​​виде витой веревки. [20]

Главный купол окружен четырьмя меньшими куполами или чаттри, расположенными по его углам, которые повторяют форму луковицы главного купола. Меньшие купола поддерживаются колоннами, которые стоят на вершине основной конструкции и помогают наполнить светом внутреннюю часть здания. Высокие шпили, называемые гульдастами, отходят от краев стен и служат декоративными элементами. Главный и меньший купола украшены узором, напоминающим цветок лотоса . [20] Купола увенчаны декоративными навершиями, в которых использованы элементы персидского и индийского дизайна. [25] было заменено копией из позолоченной бронзы . Главный навершие изначально было изготовлено из золота, но в начале 19 века [20] Навершие увенчано луной, типичным исламским мотивом , чьи рога направлены в небо. [26]

Вид поближе на минарет

Четыре минарета обрамляют здание гробницы, по одному в каждом углу постамента, обращенном к скошенным углам. Четыре минарета, каждый высотой более 130 футов (40 м), симметрично расположены по углам, обращенным к скошенным углам главного здания. Каждый минарет состоит из трех почти равных частей с балконами на пересечении частей. Башни также увенчаны меньшими чаттри и включают в себя те же элементы дизайна, что и главный купол с навершием. [20] Ступеньки ведут на вершину башни с прямоугольными отверстиями под куполами, обеспечивающими свет и воздух наверху. Минареты были спроектированы аналогично традиционным элементам мечети, которые муэдзины используют для призыва к молитве. Минареты были построены слегка ориентированными к внешней стороне постамента, чтобы в случае обрушения материал башен имел тенденцию выпадать из гробницы. [20]

Южный фасад с изображением великого пиштака , окон Джали и каллиграфии.

Внешние поверхности здания украшены множеством изящных рельефов, украшенных различными драгоценными и полудрагоценными камнями. [21] Декоративные элементы создавались путем нанесения краски, лепнины , инкрустации по камню или резьбы. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфных форм, декоративные элементы могут быть сгруппированы либо в каллиграфические , либо в абстрактные формы, либо в растительные мотивы. из белого мрамора Дадо состоят из декоративных барельефных изображений природы и растительных элементов. Мрамор был отполирован, чтобы подчеркнуть изысканную детализацию резьбы, а рамы и перемычки арки украшены инкрустациями pietra dura со стилизованным геометрическим узором в виде виноградных лоз, цветов и фруктов. [27]

Растительные мотивы на стенах

Купола и своды зданий из песчаника украшены узорами создающими резной живописи, сложные геометрические формы. Инкрустация «елочка» определяет пространство между соседними элементами. Белые инкрустации используются в зданиях из песчаника, а темные или черные инкрустации - на белом мраморе. [13] Контрастные цвета были использованы для создания сложного множества различных геометрических узоров на заштукатуренных участках зданий. Полы и дорожки выложены плиткой или блоками контрастных цветов, состоящими из различных узоров мозаики . Плинтус отличается от мощеной поверхности главной платформы переплетающимся узором из восьмиугольных кусочков белого мрамора, образующих четыре остроконечные звезды из красного песчаника, окруженные рамкой. В здании много решетчатых окон или джалис с переплетающимися шестиугольными узорами. [20]

Арки ворот окаймлены арабской каллиграфией с отрывками из Корана . Большая часть каллиграфии состоит из витиеватого письма тулут , выполненного из яшмы или черного мрамора, инкрустированного белыми мраморными панелями. Панели выше написаны шрифтом немного большего размера, чтобы уменьшить эффект перекоса при просмотре снизу. [27] Каллиграфия на южных воротах примерно переводится как «О, Душа, ты покоишься. Вернись к Господу в мире с Ним, и Он в мире с тобой». [28] Считалось, что каллиграфия на зданиях была создана в 1609 году Абдул Хаком , которому Шах Джахан присвоил титул «Аманат Хан». [29] [27] У основания внутреннего купола находится надпись: «Написано незначительным существом Аманат Ханом Ширази». [30]

Интерьер

Центральная палата с кенотафами
Экран Джали вокруг кенотафов

Основная внутренняя камера представляет собой восьмиугольник со сторонами 24 фута (7,3 м), конструкция которого позволяет войти с каждой стороны, при этом главная дверь обращена в сад на юг. два яруса по восемь арок пиштака , как и снаружи. Вдоль стен расположены [31] Четыре центральные верхние арки образуют балконы или смотровые площадки, а наружное окно каждого балкона имеет замысловатую джали . Внутренняя стена открыта по осям, где установлены экраны Джали , которые пропускают свет снаружи внутрь основной камеры. [32] За исключением южной стороны, остальные три стороны представляют собой открытое вытянутое помещение, окруженное двумя квадратными кельями, покрытыми украшенными потолками, установленными на платформе. Центральная комната имеет арочные проемы с трех сторон, оборудованные джали со стеклянными панелями, и небольшим прямоугольным окном, врезанным в центральную джали . [32] Квадратные камеры, в которые можно попасть через отдельные двери, вероятно, первоначально использовались для посетителей и чтецов Корана как место для отдыха. Лестницы ведут с первого этажа на уровень крыши, где проходят коридоры между центральным залом и двумя угловыми помещениями на юге с системой вентиляционных шахт. [20]

Внутренние стены имеют высоту около 25 метров (82 фута) и увенчаны «ложным» внутренним куполом, украшенным солнечным мотивом. Инкрустация представляет собой гранильную работу из драгоценных и полудрагоценных камней. [33] Стены каждой камеры богато украшены барельефами дадо , сложной лапидарной инкрустацией и изысканными панелями с каллиграфией, подобными элементам дизайна, которые можно увидеть по всему экстерьеру комплекса. [34] В главной камере находятся ложные саркофаги Мумтаз-Махала и Шаха-Джахана, а настоящие находятся в подвале. [22] Перфорированные мраморные джали ( махджар-и мушаббак ) окаймляют кенотафы и состоят из восьми мраморных панелей, вырезанных сложной прошивкой и инкрустированных изящными деталями полудрагоценными камнями. Первоначально кенотафы были закрыты золотой ширмой по случаю второй годовщины смерти Мумтаз-Махала в 1633 году, которая позже была заменена мраморной ширмой в 1643 году. [32]

Ложные саркофаги Мумтаз Махала (справа) и Шаха Джахана (слева) в главном зале.
Настоящие саркофаги Мумтаз Махала (справа) и Шаха Джахана (слева) на нижнем уровне.

На экране в верхней главной камере расположены подобия гробниц Мумтаз-Махала и Шаха-Джахана, а также настоящие захоронения, сделанные внизу, в нижней камере-гробнице. Из южного главного входа лестница ведет в нижнюю камеру гробницы прямоугольной формы со стенами, облицованными мрамором, и неукрашенным сводчатым потолком. [32] Кенотаф Мумтаза расположен точно в центре камеры на мраморном основании размером 1,5 на 2,5 метра (4 фута 11 дюймов на 8 футов 2 дюйма). Кенотаф Шаха Джахана расположен на более крупном основании на западной стороне и имеет асимметричное расположение. На вершине находится традиционная скульптура небольшой коробки для ручек, обозначающая мужскую могилу. [31] Кенотафы выровнены с севера на юг, головой на север, а тела лежали на боку лицом, повернутым на запад, лицом к Мекке . [32]

Мотивы на экране
Цветочное украшение

Каллиграфия, найденная на мраморных кенотафах гробницы, особенно детальна и тонка. Хотя кенотафы похожи на кенотафы эпохи Великих Моголов, ни одна другая гробница той эпохи не была украшена таким изысканным украшением. [35] На саркофаге Мумтаза наверху украшение состоит из натуральных плодов сливы , бутонов и цветущих цветов, инкрустированных кораническими надписями с эпитафией: «Светящаяся могила Арджуманда Бано Бегама, названная Мумтаз Махал, умершая в 1631 году». Первоначальная гробница на нижнем уровне практически не украшена, Девяносто девять Имен Бога . на ее стороне написаны [32] Ложный кенотаф Шаха Джахана имеет аналогичные украшения и покрыт цветами и другими свитками без каких-либо надписей. Эпитафия, окруженная красными цветами мака , гласит: «Это священная могила Его Высочайшего Величества, Обитателя Рая (Фирдауса Ашияни), Второго Владыки Благоприятного. Соединение (Сахиб-и Киран-и Сани), Шаха Джахана, Падшаха; пусть оно когда-нибудь будет ароматным! 1076 год [1666 год нашей эры]». [32] Оригинальный кенотаф Шаха Джахана представляет собой более просто украшенную версию с такими же красными цветами и желтыми растениями с более подробной эпитафией, гласящей: «Это освещенная могила и священное место упокоения императора, достойного Ризвана, пребывающего в Вечности, Его Величество, имеющий свою обитель в [небесном царстве] Иллиюна, Обитателя Рая (Фирдаус Ашияни) [посмертный титул Шаха Джахана], Второй Сахиб-и Киран, Шах Джахан, Падшах Гази [Воин за Веру] пусть он будет освящен; и пусть Рай станет его обителью. Он отправился из этого мира в банкетный зал вечности в ночь двадцать шестого числа месяца Раджаб, в тысяча семьдесят шестом году хиджры [31 января 1666 года нашей эры]». [32]

Сад

Дорожки рядом с отражающимся бассейном и садами

Комплекс расположен вокруг большого 300-метрового 2 (3200 кв. футов) Чарбаг или сад Великих Моголов . Сад разделен двумя основными дорожками ( хиябан ) на четыре сектора с дополнительными приподнятыми дорожками, которые делят каждую из четырех четвертей на 16 углубленных партеров или клумб. Сад окружен дорожкой, соединяющей все сектора. На полпути между гробницей и воротами в центре сада находится приподнятый мраморный резервуар для воды с пятью фонтанами и отражающим бассейном , расположенным по оси север-юг, чтобы отражать образ мавзолея. Возвышающийся мраморный резервуар для воды называется аль-Хавд аль-Каусар в честь «резервуара изобилия», обещанного Мухаммеду . [36] В другом месте сад разбит аллеями деревьев и фонтанами . [37] В северо-западном квадранте находится место, обозначающее место, где Мумтаз Махал была впервые похоронена, прежде чем ее тело было перенесено в место последнего упокоения внутри главной камеры мавзолея. [38]

Сад Чарбах , дизайн, вдохновленный персидскими садами , был завезен в Индию Бабуром , первым императором Великих Моголов, и символизирует Райский сад ( Джанна ) с четырьмя реками, текущими из центрального источника или горы, разделяющими сад на север, запад и юг. и восток. [39] В то время как большинство садов той эпохи имели прямоугольную форму с гробницей или павильоном в центре, сады Тадж необычны тем, что главный элемент, гробница, расположена в конце сада. После открытия Махтаб Баг («Сад лунного света») на другом берегу реки Ямуна Археологическая служба Индии выдвинула гипотезу, что сама река Ямуна была включена в дизайн сада и должна была рассматриваться как одна из рек. Рая . [40] Сходство планировки и архитектурных особенностей с садами Шалимар позволяет предположить, что оба сада, возможно, были спроектированы одним и тем же архитектором Али Марданом. [41] Ранние отчеты о саду описывают обилие растительности, в том числе обильные розы , нарциссы и фруктовые деревья . [42] Поскольку Империя Великих Моголов пришла в упадок, сады не поддерживались, и когда британское владычество взяло на себя управление садами, они изменили ландшафт, чтобы он напоминал формальные лужайки Лондона 19 века. [43] [44]

Водоснабжение садов осуществлялось из реки Ямуна, где по водному каналу вода доставлялась в подземный резервуар вдоль восточной стены складского здания, в котором было несколько резервуаров для хранения. Вода из резервуара поднималась с помощью системы шкивов и колес, вращаемых животными, в резервуар, который питал акведук, который шел на юг, неся воду до западной стены, а затем поворачивал на восток. Позже вода распределялась по саду через глиняные трубы, проложенные под землей. Фонтаны в центральном резервуаре состояли из больших медных сосудов, соединенных между собой медными трубами, а падение со стен высотой 9,47 м (31,1 фута) создавало необходимую воду для фонтанов. [38]

Отдаленные здания

Главный шлюз
Западное здание, мечеть, обращено к могиле.

Комплекс Тадж-Махал окружен зубчатыми стенами из красного песчаника с трех сторон, причем сторона, обращенная к реке Ямуна, остается открытой. За стенами комплекса находятся другие мавзолеи, посвященные другим женам, членам королевской семьи и любимым слугам Шаха Джахана. Внутренние стороны стен украшены аркадами с колоннами , типичными для индуистских храмов, украшенными куполообразными куполами, похожими на чаттри, и меньшими постройками, такими как Дом музыки, вкрапленными между ними. Главные ворота, построенные в основном из мрамора, отражают архитектуру гробницы и украшены замысловатыми украшениями, такими как барельеф и инкрустация из pietra dura. В дальнем конце комплекса стоят два одинаковых здания, построенных из красного песчаника, одно из которых обозначено как мечеть, а другое — как джаваб , сооружение, обеспечивающее архитектурную симметрию. Дизайн мечети напоминает другие мечети, построенные в ту эпоху, а полы в джавабе украшены инкрустированными узорами, но отсутствует михраб. [13]

Строительство

Анимация, показывающая строительство Тадж-Махала.

Земля, на которой расположен Тадж-Махал, находилась к югу от города-крепости Агра, который был подарен Шах-Джахану Махараджей Джай Сингхом I в обмен на большой дворец в центре Агры. [45] Здание было сдано в эксплуатацию в 1631 году, а строительство началось в 1632 году. [22] [13] Была раскопана территория площадью примерно 1,2 га (3 акра), засыпана землей, чтобы уменьшить просачивание, и выровнена на высоте 50 метров (160 футов) над уровнем берега реки. В районе гробницы были выкопаны сваи и заполнены известью и камнем, чтобы сформировать основание гробницы. Платформа над землей была построена из кирпича и раствора. [21]

Комплекс гробниц был построен в основном из кирпича и известкового раствора. Внешняя поверхность главного здания гробницы и внутренняя часть главной камеры кенотафа облицованы белым мрамором. Остальные внутренние поверхности и другие вспомогательные постройки облицованы красным песчаником, покрытым красным октетом для защиты, за исключением внешних поверхностей куполов. [21] Белый мрамор был доставлен из Макраны в Раджастхане, а красный песчаник был добыт в Фатехпур-Сикри в Уттар-Прадеше. Многие драгоценные и полудрагоценные камни, используемые для украшения, были импортированы со всего мира, в том числе нефрит и хрусталь из Китая, бирюза из Тибета , лазурит из Афганистана , сапфир из Шри-Ланки и сердолик из Аравии . Всего в белый мрамор было инкрустировано 28 видов драгоценных и полудрагоценных камней. [46] [21]

Считается, что в строительстве здания было задействовано более 20 000 ремесленников, чернорабочих, художников и других людей. скульпторы-специалисты из Бухары , каллиграфы из Сирии и Персии , дизайнеры из южной Индии , камнерезы из Белуджистана и итальянские ремесленники. Были задействованы [13] Рабочие построили колоссальные кирпичные леса, которые отражали гробницу, а не деревянные леса. [47] Земляной пандус длиной 15 км (9,3 мили) был построен для транспортировки мрамора и материалов на строительную площадку, которые перевозились на специально построенных повозках упряжками волов и слонов. [48] Сложная система стоек и балок использовалась для поднятия блоков в желаемое положение. Воду забирали из реки с помощью ряда устройств, приводимых в движение животными. [49]

Когда сооружение было частично завершено, первая церемония была проведена в мавзолее Шахом Джаханом 6 февраля 1643 года, в 12-ю годовщину смерти Мумтаз-Махала. [а] [50] Строительство мавзолея было завершено в 1648 году, но работы над другими этапами проекта продолжались еще пять лет. [12] Считается, что комплекс Тадж-Махал был полностью завершен в 1653 году, его стоимость на тот момент оценивалась примерно в 5 миллионов фунтов стерлингов , а в 2023 году она составит примерно 35 миллиардов фунтов стерлингов ( 77,8 миллиона долларов США ). [21] [51]

Спустя годы

Фотография Тадж-Махала, сделанная Сэмюэлем Борном , 1860-е годы.

Вскоре после завершения строительства Тадж-Махала Шах Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и помещен под домашний арест в близлежащем форте Агры , откуда он мог видеть Тадж-Махал. После смерти Шаха Джахана Аурангзеб похоронил его в мавзолее рядом с женой в 1666 году. [52] В 18 веке Джатов правители Бхаратпура напали на Тадж-Махал во время вторжения в Агру и забрали две люстры, одну из агата и другую из серебра, которые висели над главным кенотафом и золотым и серебряным экраном. Канбо, историк Великих Моголов, сказал, что золотой щит, закрывающий навершие высотой 4,6 метра (15 футов) на вершине главного купола, также был удален во время грабежа Джата. [53]

К концу 19 века часть зданий пришла в упадок. В конце века британский вице-король лорд Керзон заказал проект реставрации, который был завершен в 1908 году. [54] Он также заказал большую лампу во внутреннем зале и заменил сады лужайками в европейском стиле, которые существуют до сих пор. [55]

Защитные леса военного времени, 1942 год.

В 1942 году правительство воздвигло строительные леса , чтобы замаскировать здание в ожидании воздушных атак японских ВВС . [56] [57] С момента обретения Индией независимости в 1947 году Археологическая служба Индии . за поддержание памятника отвечала [58] Во время индийско-пакистанских войн 1965 и 1971 годов вновь возводились строительные леса, чтобы ввести в заблуждение пилотов бомбардировщиков. [59]

В 1983 году Тадж-Махал был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «жемчужина исламского искусства Индии и один из шедевров мирового наследия, вызывающих всеобщее восхищение». [1]

В конце 20 века памятник пострадал от загрязнения окружающей среды , в результате чего Тадж-Махал стал желто-коричневым. [60] [61] кислотные дожди и загрязнение реки Ямуна, в том числе наличие нефтеперерабатывающего завода в Матхуре . Этому способствовали [62] [63] После директив Верховного суда Индии в 1997 году индийское правительство создало «Зону Тадж-Трапеции (TTZ)», территорию площадью 10 400 квадратных километров (4000 квадратных миль) вокруг памятника, где действуют строгие стандарты выбросов. [64] [65]

Опасения по поводу структурной целостности гробницы недавно возникли из-за снижения уровня грунтовых вод в бассейне реки Ямуна, когда в 2010 году в некоторых частях гробницы появились трещины, а минареты, окружающие памятник, имеют признаки наклона. [66] Сообщалось о незначительном повреждении из-за штормов 11 апреля 2018 года и 31 мая 2020 года. [67] [68] В конце 2020-х годов правительство Индии предприняло различные меры по восстановлению, включая установку грязевых пакетов для восстановления белого цвета и замену битого мрамора. [69] [70] [71]

Символизм

Тадж-Махал стал выдающимся изображением, связанным с Индией.

Благодаря вниманию всего мира и миллионам посетителей, которые он привлекает, Тадж-Махал стал выдающимся изображением, связанным с Индией, и, таким образом, стал символом самой Индии. [72]

Помимо того, что Тадж-Махал является известным символом любви, он также является символом богатства и власти Шаха Джахана, а также того факта, что империя процветала под его правлением. [73] Двусторонняя симметрия, в которой доминирует центральная ось, исторически использовалась правителями как символ правящей силы, приносящей баланс и гармонию, и Шах Джахан применил эту концепцию при строительстве Тадж-Махала. [74] Кроме того, план выровнен по сторонам света в направлении север-юг, а углы расположены так, чтобы, если смотреть из центра плана, можно было увидеть восход и заход солнца в северном и южном углах во время летнего и зимнего солнцестояния. соответственно. Это делает Тадж символическим горизонтом. [75]

Планировка и структура Тадж-Махала, от самого здания до садов и за его пределами, символизируют особняк Мумтаз Махал в Райском саду. [74] Концепция райских садов распространяется и на здание мавзолея. Сооружение украшено красочным рельефом и полудрагоценными камнями в технике парчин кари , символизирующей величие. [76] Кажется, что здание слегка меняет цвет в зависимости от времени суток и погоды. Небо было включено в дизайн не только через отражающие бассейны, но и через поверхность самого здания. Это еще один способ указать на присутствие Аллаха на этом месте. [77]

По словам Эббы Кох, историка искусства и международного эксперта в области понимания и интерпретации архитектуры Великих Моголов и Тадж-Махала, планировка всего комплекса символизирует земную жизнь и загробную жизнь, являясь частью символизации божественного. План был разделен на две части: одна половина — это сам мавзолей из белого мрамора и сады, а другая половина — сторона из красного песчаника, предназначенная для мирских рынков. Только мавзолей белый, что символизирует просвещение, духовность и веру Мумтаз Махал. Кох расшифровал эту символику исламского учения: план мирской стороны является зеркальным отражением потусторонней стороны, а величественные ворота посередине олицетворяют переход между двумя мирами. [74]

Туризм

Посетители в Тадж-Махале

Тадж-Махал является главной туристической достопримечательностью и привлекает большое количество отечественных и иностранных посетителей. В 2022–2023 финансовом году Тадж-Махал посетили около пяти миллионов посетителей. [3] Действует трехуровневая система ценообразования: для граждан Индии входная плата значительно ниже, а для иностранцев — дороже. По состоянию на 2024 год Плата для граждан Индии составляла 50 фунтов стерлингов , для граждан стран SAARC и BIMSTEC - 540 фунтов стерлингов , а для других иностранных туристов - 1100 фунтов стерлингов . Посетители допускаются через трое ворот, а поскольку вблизи комплекса запрещен проезд загрязняющих транспортных средств, туристы должны либо идти пешком, либо садиться на электрические автобусы от специально отведенных парковочных мест. Комплекс открыт во все дни, кроме пятницы, с часа до восхода солнца до 45 минут до заката. [78] Комплекс открыт для ограниченного ночного просмотра в день полнолуния, исключая месяц Рамадан . [79] В 2019 году в целях борьбы с чрезмерным туризмом на сайте были введены штрафы для посетителей, оставшихся более трех часов. [80]

Небольшой городок к югу от Таджа, известный как Тадж-Ганджи или Мумтазабад, изначально был построен с караван-сараями , базарами и рынками для удовлетворения потребностей посетителей и рабочих. [81] В списках рекомендуемых туристических направлений часто фигурирует Тадж-Махал, который также фигурирует в нескольких списках семи чудес современного мира, включая « Новые семь чудес света» , опрос, проведенный в 2007 году. [82] Иностранные высокопоставленные лица часто посещают Тадж-Махал во время поездок в Индию. [83] [84] [85] [86]

Мифы

Жан-Батист Тавернье, один из первых европейских писателей о Тадж-Махале.

С момента постройки здание было источником восхищения, выходящего за рамки культуры и географии, поэтому личные и эмоциональные отклики постоянно затмевали схоластические оценки памятника. [87] Давний миф гласит, что Шах Джахан планировал мавзолей построить из черного мрамора в виде Черного Тадж-Махала на берегу реки Ямуна. [10] Идея берет свое начало из причудливых сочинений Жана-Батиста Тавернье , европейского путешественника и торговца драгоценными камнями, посетившего Агру в 1665 году. Было высказано предположение, что его сын Аурангзеб сверг Шаха Джахана до того, как город был построен. Руины почерневшего мрамора за рекой в ​​Мехтаб-Баге, которые, казалось бы, подтверждают этот аргумент, однако оказались ложными после того, как раскопки, проведенные в 1990-х годах, показали, что это были обесцвеченные белые камни, которые стали черными. [88] Более правдоподобная теория происхождения черного мавзолея была продемонстрирована в 2006 году археологами, реконструировавшими часть бассейна в Мехтаб Баге. Четко можно было увидеть темное отражение белого мавзолея, что соответствовало одержимости Шаха Джахана симметрией и расположением самого бассейна. [89]

Не существует конкретных доказательств утверждений, описывающих, зачастую в ужасающих подробностях, смерти, расчленения и увечья, которые Шах Джахан предположительно нанес различным архитекторам и мастерам, связанным с гробницей. [90] [91] В некоторых сообщениях утверждается, что те, кто участвовал в строительстве, подписали контракты, обязующиеся не участвовать в каком-либо подобном проекте. [92] Не существует никаких доказательств утверждений о том, что лорд Уильям Бентинк , генерал-губернатор Индии в 1830-х годах, якобы планировал снести Тадж-Махал и продать мрамор с аукциона. Биограф Бентинка Джон Росселли говорит, что эта история возникла в результате продажи Бентинком выброшенного мрамора из форта Агры для сбора средств. [93] Другой миф предполагает, что удары по силуэту навершия вызовут вытекание воды. По сей день чиновники находят сломанные браслеты . вокруг силуэта [94]

Появилось несколько мифов, ни один из которых не подтверждается археологическими данными, утверждающих, что за строительство Тадж-Махала были ответственны другие люди, а не Шах Джахан и первоначальные архитекторы. Например, в 2000 году Верховный суд Индии отклонил ходатайство П.Н. Оука о признании Тадж-Махала индуистским королем. [92] [95] В 2005 году аналогичная петиция, поданная Амаром Натхом Мишрой, социальным работником и проповедником, утверждавшим, что Тадж-Махал был построен индуистским королем Парамарди в 1196 году, была отклонена Высоким судом Аллахабада . [96] Несколько судебных дел и заявлений правых политиков о том, что Тадж-Махал является индуистским храмом, были вдохновлены книгой П. Н. Оука « Тадж-Махал: правдивая история» 1989 года , в которой он утверждал, что он был построен в 1155 году нашей эры, а не в 17 веке. [97] [98] В ноябре 2015 года министр культуры Союза заявил в парламенте Индии , что нет никаких доказательств того, что это когда-либо был храм. [99] В августе 2017 года Археологическая служба Индии заявила, что нет никаких доказательств того, что на памятнике когда-либо находился храм. [100]

Другая такая неподтвержденная теория заключается в том, что Тадж-Махал был спроектирован итальянцем Джеронимо Веренео, который удерживал власть в течение короткого периода после того, как его впервые пропагандировал Генри Джордж Кин в 1879 году. Кин исходил из перевода испанского труда « Итинерарио» ( «Путешествия »). Фрай Себастьян Манрике, 1629–1643 ). Другая теория, согласно которой Тадж был спроектирован французом по имени Остин Бордо, была выдвинута Уильямом Генри Слиманом на основе работы Жана-Батиста Тавернье. Эти идеи были возрождены отцом Хостеном и снова обсуждены Э.Б. Хавеллом и послужили основой для последующих теорий и споров. [101]

См. также

Примечания

  1. ^ Хотя ее смерть произошла 17 июня 1631 года, соответствующей датой по мусульманскому календарю было 17 зу аль-Када 1040 года хиджры; 12-я годовщина 17 зу аль-Кады 1052 года хиджры пришлась на 6 февраля 1643 года по григорианскому календарю.

Ссылки

Цитаты

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Тадж-Махал» . Центр всемирного наследия культуры ЮНЕСКО, Список всемирного наследия . ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 27 августа 2016 года . Проверено 10 сентября 2016 г.
  2. ^ ДюТемпл 2003 , с. 32.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Статистика туризма (PDF) (Отчет). Правительство Индии . Архивировано (PDF) из оригинала 21 января 2024 года . Проверено 15 марта 2024 г.
  4. ^ Деххода , Али Акбар. Словарь Деххода (на персидском языке). Тегеран : Институт лексики Деххода и Международный центр персидских исследований ( Тегеранский университет ). Архивировано из оригинала 15 июня 2023 года . Проверено 16 апреля 2022 г.
  5. ^ «Определение Тадж-Махала» . Словарь.com . Архивировано из оригинала 21 января 2021 года . Проверено 1 марта 2021 г.
  6. ^ «Определение и значение Тадж-Махала» . Словарь английского языка Коллинза. Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Проверено 1 марта 2021 г.
  7. ^ Тиллотсон 2008 , с. 14.
  8. ^ Исламская культура . Том. 49–50. Джонсон Репринт Корпорейшн. 1975. с. 195.
  9. ^ Калькуттский обзор . Том. 149. 1869. с. 146.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ашер 1992 , с. 210.
  11. ^ «Тадж-Махал: Мемориал любви» . ПБС. Архивировано из оригинала 13 октября 2017 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Саркар 1919 , стр. 30, 31.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «История создания Тадж-Махала» . Правительство Индии . Архивировано из оригинала 14 января 2024 года . Проверено 19 октября 2023 г.
  14. ^ Чахтай 1938 , с. 46.
  15. ^ Эдисон Бегли, Уэйн; Абдул Хай Десаи, Зиауддин (1989). Тадж-Махал: Освещенная гробница: антология Великих Моголов семнадцатого века и европейских документальных источников . Программа Ага Хана по исламской архитектуре. стр. 13–14, 22, 41–43.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Архитектура Тадж-Махала» . Правительство Индии . Архивировано из оригинала 14 января 2024 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
  17. ^ Чахтай 1938 , с. 146.
  18. ^ Кох 2006 , с. 85-88.
  19. ^ Копплстоун 1963 , с. 166.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Внешний вид Тадж-Махала» . Правительство Индии . Архивировано из оригинала 1 декабря 2023 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж «Объекты всемирного наследия – Агра – Тадж-Махал» . Археологическая служба Индии . Проверено 4 марта 2024 г.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Тадж-Махал» . Британника. Архивировано из оригинала 24 мая 2020 года . Проверено 4 марта 2023 г.
  23. ^ «Луковые купола, луковичные купола» . Стромберг Архитектурный. Архивировано из оригинала 7 мая 2015 года . Проверено 4 марта 2015 г.
  24. ^ Ахуджа и Раджани 2016 , стр. 996–997.
  25. ^ Блум и Блэр 2009 , с. 32.
  26. ^ Тиллотсон 1990 .
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Тадж-Махал» . Исламская архитектура . Организация исламского искусства и архитектуры. Архивировано из оригинала 17 апреля 2009 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
  28. ^ Кох 2006 , с. 100.
  29. ^ «Каллиграфия» . Правительство Индии . Архивировано из оригинала 14 января 2024 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
  30. ^ «...каллиграфия» . Сокровища мира: Тадж-Махал . ПБС. Архивировано из оригинала 9 мая 2015 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хатри 2012 , с. 128.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час «Интерьер Тадж» . Правительство Индии . Архивировано из оригинала 14 января 2024 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
  33. ^ Малавия 2004 .
  34. ^ Али Джавид 2008 , с. 309 .
  35. ^ Рейтер, Барт (2011). Всадник: путевые воспоминания . iUniverse. ISBN  978-1-4502-9231-3 .
  36. ^ Бегли 1979 , с. 14.
  37. ^ «Растения, растущие по всему комплексу Тадж-Махала» . Туризм в Индии. Архивировано из оригинала 17 июля 2017 года . Проверено 7 июня 2017 г.
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Тадж Гарден» . Правительство Индии . Архивировано из оригинала 4 октября 2023 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
  39. ^ «Есть ли реки, берущие начало/выходящие из Рая? | Вопросы по Исламу» . 26 сентября 2019 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2019 года . Проверено 21 марта 2024 г.
  40. ^ Райт 2000 .
  41. ^ Аллан 1958 , с. 318.
  42. ^ Данн 2007 .
  43. ^ Кох 2006 , с. 139.
  44. ^ Члены королевской семьи 1996 , с. 7.
  45. ^ Чахтай 1938 , с. 54.
  46. ^ Манн, Элизабет (2008). Тадж-Махал . Микая Пресс. ISBN  978-1-931414-44-9 . Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Проверено 2 марта 2023 г.
  47. ^ Кох 1997 .
  48. ^ Кэрролл 1973 , с. 64.
  49. ^ Нат, Р. (1996). Искусство и архитектура Тадж-Махала . Программа документации исторических исследований. ISBN  978-8-18510-525-3 .
  50. ^ Мировая архитектура и общество: от Стоунхенджа к единому Всемирному торговому центру . АВС-КЛИО. 2021. с. 654. ИСБН  978-1-4408-6585-5 .
  51. ^ 1595–1872 : Боб Аллен , Цены и заработная плата в Индии, 1595–1930 1873–1919 : Уильямсон Дж. , Реальная заработная плата и относительные цены на факторы производства в странах третьего мира 1820–1940: Азия. 2000 г., Приложение 2. Данные о номинальной заработной плате, стоимости жизни и реальной заработной плате в Индии в 1873–1939 гг. и ценах на землю в Пенджабе в 1871–1939 гг., с 1920 по 1953 гг .: Кус Сантинг, 2007 г., Инфляция в 1800–2000 гг ., данные ОЭСР , Организация по экономическим вопросам. Сотрудничество и развитие, Экономические перспективы. Историческая статистика и Митчелл, Б.Р. Международная историческая статистика, Африка, Азия и Океания, 1750–1993 гг., Лондон: Macmillan ; Нью-Йорк: Стоктон, 1998 г., Международная историческая статистика, Европа, 1750–1993 гг. Лондон: Макмиллан; Нью-Йорк: Стоктон, 1998 г., и Международная историческая статистика, Америка, 1750–1993 гг. Лондон: Макмиллан; Нью-Йорк: Стоктон, 1998, 1954–2023 гг .: Историческая инфляция в Индии – инфляция по индексу потребительских цен , Inflation.eu , данные получены 8 июля 2023 г.
  52. ^ Гаскойн 1971 , с. 243.
  53. ^ Свами 2003 .
  54. ^ «История Тадж-Махала» . Tajmahal.org.uk . Архивировано из оригинала 5 ноября 2021 года . Проверено 29 августа 2021 г.
  55. ^ «Тадж-Махал – Символ любви – Шах Джахан Мумтаз Махал» . Индийские хроники . 19 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 2 марта 2023 года . Проверено 2 марта 2023 г.
  56. ^ ДюТемпл 2003 , с. 96.
  57. ^ «Доступ к всемирному наследию 360°» . Канал National Geographic . Архивировано из оригинала 4 февраля 2015 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
  58. ^ «История ремонта и реставрации Тадж-Махала» . ДНК . 13 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2018 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
  59. ^ «Тадж-Махал «замаскироваться» » . Новости Би-би-си . 29 декабря 2001 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2015 г. Проверено 7 февраля 2015 г.
  60. ^ Джаялакшми 2014 .
  61. ^ «Тадж-Махал становится жертвой хронического загрязнения» . Телеграф . 3 декабря 2010 года . Проверено 10 января 2022 г.
  62. ^ Дауди 2007 .
  63. ^ «Что на самом деле беспокоит Тадж-Махал?» . Проволока . Архивировано из оригинала 12 августа 2020 года . Проверено 3 сентября 2020 г.
  64. ^ «Верховный суд критикует правительство за его апатию к Тадж-Махалу» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 2 марта 2023 года . Проверено 2 марта 2023 г.
  65. ^ «Токсоны и Тадж» . ЮНЕСКО . 30 апреля 1997 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2008 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
  66. ^ «Высушенная Ямуна может потопить Тадж-Махал» . Индия сегодня . 2 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2023 г. Проверено 1 декабря 2023 г.
  67. ^ «Минареты Тадж-Махала в Индии повреждены во время шторма» . Новости Би-би-си . 12 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 25 января 2019 г. . Проверено 21 июля 2018 г.
  68. ^ «Смертельная гроза нанесла ущерб Тадж-Махалу» . Рассвет . 1 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 2 июня 2020 года . Проверено 3 июня 2020 г.
  69. ^ «Тадж-Махал меняет цвет. Это беспокоит высший суд Индии» . Время . 1 мая 2019 года. Архивировано из оригинала 12 декабря 2023 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
  70. ^ «Впервые главный купол Тадж-Махала будет покрыт грязью на 6 месяцев» . Таймс оф Индия . 6 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 21 августа 2022 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
  71. ^ «Тадж-Махал подвергнется капитальной реставрации, заменят 400 камней» . Индия сегодня . 26 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
  72. ^ Тиллотсон 2008 , с. 32.
  73. ^ Кинра 2015 , с. 146.
  74. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кох 2005 , с. 140.
  75. ^ Спаравинья 2013 , с. 106.
  76. ^ Мойнифар 2013 , с. 133.
  77. ^ «Виды Тадж-Махала» . Правительство Индии . 4 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 8 марта 2022 года . Проверено 1 марта 2023 г.
  78. ^ «Туристическая информация, Тадж-Махал» . Правительство Индии . Архивировано из оригинала 21 марта 2024 года . Проверено 1 марта 2024 г.
  79. ^ «Ночные виды Тадж-Махала» . Правительство Индии . Архивировано из оригинала 18 марта 2024 года . Проверено 1 марта 2024 г.
  80. ^ Джайсвал 2019 .
  81. ^ Кох 2006 , стр. 201–208.
  82. ^ «Анонсированы новые семь чудес света» . Телеграф . 9 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 21 января 2008 г. Проверено 7 февраля 2015 г.
  83. ^ «Трамп Диане: самые знаковые фотографии Тадж-Махала» . Новости Би-би-си . 24 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2020 года . Проверено 24 февраля 2020 г.
  84. ^ Беннетт, Кейт (21 февраля 2020 г.). «Мелания Трамп следующая в длинной очереди первых леди, посетивших Индию» . CNN . Архивировано из оригинала 24 февраля 2020 года . Проверено 24 февраля 2020 г.
  85. ^ «Трюдо с семьей посещает знаменитый индийский Тадж-Махал» . ЦБК . 18 февраля 2018 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 4 декабря 2020 г.
  86. ^ Фидлер, Мэтт (25 февраля 2020 г.). «Позеры Тадж-Махала на протяжении многих лет» . Хранитель . Архивировано из оригинала 28 ноября 2021 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
  87. ^ Кох 2006 , с. 231.
  88. ^ Кох 2006 , с. 249.
  89. ^ Империя воинов: Моголы Индии . Телевизионная сеть A+E. 2006.
  90. ^ «Увечья в мифе о Тадж-Махале» . Тадж-Махал . Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Проверено 22 июня 2021 г.
  91. ^ Лахири 2004 , с. 85.
  92. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кох 2006 , с. 239.
  93. ^ Росселли 1974 , с. 283.
  94. ^ Кох 2006 , с. 240.
  95. ^ «Призыв переписать историю Таджа отклонен» . Индус . Архивировано из оригинала 14 декабря 2017 года . Проверено 16 января 2019 г.
  96. ^ Или 2014 год .
  97. ^ Куреши 2017 .
  98. ^ «Является ли Тадж-Махал мавзолеем или храмом Шивы? CIC просит правительство разъяснить ситуацию» . Индостан Таймс . 10 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 15 ноября 2018 года . Проверено 16 января 2019 г.
  99. ^ «Что такое спор о Теджо Махалае?» . Индийский экспресс . 18 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2019 года . Проверено 10 июня 2019 г.
  100. ^ «Винай Катияр из БДП теперь называет Тадж-Махал индуистским храмом – теория «пчелы в шляпке», которую однажды отверг Верховный суд» . Индия сегодня . 18 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 24 января 2018 г.
  101. ^ Диксон 1987 , с. 170.

Общие источники

Внешние ссылки

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef5b5b4d4b413b5b440cdf169495655e__1717617840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/5e/ef5b5b4d4b413b5b440cdf169495655e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Taj Mahal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)