Джанна
Часть серии о |
ислам |
---|
Исламская эсхатология |
---|
Исламский портал |
В исламе арабский Джанна ( : , جَنَّةٍ janna латинизированный : جَنّٰت , мн. jannat , букв . « рай » или « сад » ) [1] является последним пристанищем праведников. [2] По одним подсчетам, это слово встречается в Коране 147 раз . [3] Вера в загробную жизнь является одним из шести догматов веры в суннитском и двунадесятническом шиизме и представляет собой место, в котором « верующие » ( мумин ) будут наслаждаться удовольствиями, в то время как неверующие ( кафиры ) будут страдать в Джаханнаме . [4] и Джанна , и Джааннам Считается, что имеют несколько уровней. В случае Джанна более высокие уровни более желательны, а в случае Джаханнам более низкие уровни имеют более высокий уровень наказаний. [5] : 131-133 — в Джанне выше престиж и удовольствие, в Джаханнаме — тяжесть страданий. Опыт загробной жизни описывается как физический, психический и духовный. [6]
Джанна описывается как физические удовольствия, такие как сады, красивые гурии , вино, не имеющее последствий, и «божественное удовольствие». [6] Их награда в виде удовольствия будет варьироваться в зависимости от праведности человека. [7] [8] Характеристики Джанна часто имеют прямые параллели с характеристиками Джаханнама . Удовольствие и радость Джаннама, описанные в Коране, сочетаются с мучительной болью и ужасом Джаханнама . [9] [10]
Джанна также упоминается как обитель Адама и Евы до их изгнания. [5] : 165 Большинство мусульман считают, что Джанна и Джааннам сосуществуют с временным миром, а не создаются после Судного Дня . [11] Люди могут не переходить границы загробной жизни, но они могут взаимодействовать с временным миром людей.
Терминология
[ редактировать ]Джанна часто встречается в Коране (2:30, 78:12) и часто переводится как «Небеса» в смысле обители, в которой верующие получают награду в загробной жизни. Другое слово, سماء samā' (обычно мн. samāwāt ), также часто встречается в Коране и переводится как « небеса », но в смысле неба над головой или небесной сферы . [12] [13] (Оно часто используется во фразе ас-самават вал-ард ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضِ «небо и земля», примером является Коран 38:10.) Коран описывает и сама , и джанну как находящиеся над этим миром.
Джанна также часто переводится как «рай», но встречается и другой термин, имеющий более прямую связь с этим термином, Фирдаус (арабский: فردوس ), буквальный термин, означающий рай , который был заимствован из персидского слова Пардис ( персидский : پردیس) . ), которое также является источником английского слова «рай». Фирдаус используется в Коране 18:107 и 23:11. [14] а также обозначает высший уровень неба. [15]
В отличие от Джанна , слова Джаханнам , ан-Нар , джахим , сакар и другие термины используются для обозначения концепции ада . Есть много арабских слов, обозначающих рай и ад, которые также встречаются в Коране и хадисах . Большинство из них стали частью исламских верований. [16]
Джанна также используется как название Эдемского сада, в котором жили Адам и Хава ( Ева ).
Спасение/жители
[ редактировать ]Не все ученые согласны с тем, кто в конечном итоге окажется в Рая, и с критериями того, попадут они или нет. Вопросы включают в себя: все ли мусульмане, даже те, кто совершил тяжкие грехи, окажутся в раяне; пойдут ли туда немусульмане или все поедут в Джаханнам.
Жители по Корану
[ редактировать ]Коран определяет качества тех, кому разрешено обитать в Рая (по мнению Смита и Хаддада): «те, кто воздерживается от зла, соблюдает свой долг, верит в откровения Бога, совершает добрые дела, правдив, раскаивается, внимателен и сокрушенные сердцем, кормящие нищих и сирот и узники ради Бога». [14] Другой источник (Себастьян Гюнтер и Тодд Лоусон) в качестве основного критерия спасения в загробной жизни приводит более подробно предметы веры: веру в единство Бога ( таухид ), ангелов , книги откровения , посланников , а также покаяние перед Богом . и совершать добрые дела ( Амаль Салих ). [18] : 51 Все эти качества характеризуются доктриной, согласно которой в конечном итоге спасения можно достичь только через Божий суд. [19]
Джинны, ангелы и дьяволы
[ редактировать ]Идея о том, что джинны , как и люди, могут найти спасение, получила широкое признание, основываясь на Коране (Q.55:74), где спасенным обещаны девушки, «нетронутые прежде ни мужчинами, ни джиннами», - наводя на мысль классических ученых аль-Суюти и аль-Маджлиси , что джиннам также предоставляются в раю своего рода девиц-гурий. [5] : 140 Как и у людей, их судьба в загробной жизни зависит от того, примут ли они руководство Бога. С другой стороны, ангелы, поскольку они не подвержены желаниям и, следовательно, не подвержены искушению, работают в раю, служа «благословенным» (людям и джиннам), направляя их, заключая браки, передавая послания, восхваляя их и т. д. [5] : 141 Дьяволы не могут вернуться в рай, поскольку в исламских писаниях говорится, что их отец, падший джинн Иблис, был изгнан, но никогда не говорится о том, что он или его потомки были прощены или обещали вернуться. [5] : 46 [20] (стр.97)
Эсхатологическая судьба этих созданий резюмирована в пророческом предании: «Один род существ будет обитать в раю, и это ангелы; иной вид будет обитать в аду, а они — демоны; и иной вид будет обитать некоторые в раю». а некоторые в аду, и это джинны и люди». [21] (стр. 20)
Спасение немусульман
[ редактировать ]Мусульманские ученые расходятся во мнениях относительно точных критериев спасения мусульман и немусульман. Хотя большинство согласны с тем, что мусульмане, наконец, будут спасены – шахиды (мученики), погибшие в бою, войдут в рай сразу после смерти. ожидается, что [5] : 40 – Немусульмане – другое дело.
Мусульманские учёные, выступающие за то, чтобы немусульмане могли войти в рай, цитируют аят:
«Воистину, верующие, иудеи, христиане и сабеи — те, кто истинно веруют в Аллаха и в Последний день и творят добро, получат награду от своего Господа. И не будет для них страха, и они не будут скорбеть».
Те, кто выступает против немусульманского спасения, считают, что этот стих применялся только до прибытия Мухаммеда , после чего он был отменен другим стихом:
«Кто ищет путь, отличный от ислама, он никогда не будет принят от них, и в будущей жизни они окажутся в числе проигравших».
Исторически ашари богословская школа была известна своим оптимистическим взглядом на спасение мусульман. [24] но очень пессимистический взгляд на тех, кто слышал о Мухаммаде и его характере, но отвергал его. [25] Школа Матуриди также в целом согласилась с тем, что даже грешники среди мусульман в конечном итоге попадут в рай. [5] : 177 но неясно, думали ли они, что только мусульмане пойдут в Джанна, [26] : 110 или если бы немусульмане, которые поняли и повиновались «универсальному закону Бога», также были бы спасены. [26] : 109 Школа Мутазила считала, что свобода воли и индивидуальная ответственность необходимы для Божественного правосудия, отвергая таким образом идею заступничества ( Шафаа ) Мухаммеда от имени грешников. [5] : 178 В отличие от других школ, они считали, что Джанна и Джаханнам будут созданы только после Судного Дня. [5] : 167–168 Как и большинство суннитов, шиитский ислам считает, что все мусульмане в конечном итоге придут в Джанна. [27] [28] и, как и школа Ашари , верят, что невнимательные и упрямые неверующие попадут в ад, в то время как те, кто не знает истины ислама, но «верен своей собственной религии», не попадут. [29] Ученые-модернисты Мухаммад Абду и Рашид Рида отвергли идею о том, что Люди Книги исключены из рая, ссылаясь на другой стих. [30]
- «Божественная благодать» не соответствует ни вашим желаниям, ни желаниям Людей Книги! Тому, кто совершит зло, будет воздано соответственно, и они не найдут ни покровителя, ни помощника, кроме Аллаха. Но те, кто творит добро – будь то мужчина или женщина – и имеет веру, войдут в Рай, и с ними никогда не поступят несправедливо, «даже так, как с пятнышком на финиковом косточке». (В.4:123–124) [31] [30]
Описания, детали и организация
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]Источники о Джаннах включают Коран, исламские традиции, вероучения, коранические комментарии ( тафсир ) и «другие богословские сочинения». [32] «Традиционалисты третьего исламского века чрезвычайно расширили эсхатологический материал, особенно в тех областях, где «Коран относительно умалчивает» о природе рая. [33] Ибн Китаб ар-рух Кайима аль-Джавзии и ад-Дурра аль-Фахира фут кашф 'улум аль- ахира Абу Хамида аль-Газали. [33]
Наслаждения
[ редактировать ]Коран говорит, что внутри Джанна спасенные «будут иметь все, чего пожелают, навсегда»; (В.25:16). [18] : 65 [34] Другие стихи дают более конкретное описание райских наслаждений:
«А у того, кто благоговеет перед своим Господом, будут два сада
... ˹Оба будут˺ с пышными ветвями.
... В каждом «Саде» будет два текущих источника.
... В каждом будет по два вида каждого фрукта.
... Эти «верующие» будут возлежать на мебели, обитой богатой парчой. И плоды обоих садов будут висеть в пределах досягаемости.
... В обоих «Садах» будут девушки со скромным взглядом, к которым ни человек, ни джинн . никогда раньше не прикасался
... Эти «девицы» будут «элегантны», как рубины и кораллы.
... Есть ли за добро какая-нибудь награда, кроме добра?
... А ниже этих двух «Садов» будут еще два.
... Оба будут темно-зелеными.
... В каждом будет по два бьющих источника.
... В них и фрукты, и пальмы, и гранаты.
...Во всех Садах найдутся благородные, приятные товарищи
...˹Это будут девушки [гурии] с великолепными глазами, спрятанные в шатрах.
.... Ни один человек или джинн никогда раньше не прикасался к этим «девицам».
... Все «верующие» будут возлежать на зеленых подушках и великолепных коврах.
Тогда какую милость вашего Господа вы оба отвергнете? (Вопрос 55:46–76, Мустафа Хаттаб, Ясный Коран) [35]
Смит и Хаддад резюмируют некоторые из коранических удовольствий:
Хоры ангелов будут петь на арабском языке (единственном языке, используемом в раю), улицы будут такими же знакомыми, как и улицы их собственных стран, жители будут есть и пить в 100 раз больше, чем могут вместить земные тела, и будут наслаждаться этим 100 раз. более того, в их комнатах будут толстые ковры и парчовые диваны, по пятницам они будут ходить на рынок за новой одеждой, чтобы подчеркнуть их красоту, они не будут страдать телесными недугами и не будут подвержены таким функциям, как сон, сплевывание или испражнения; они будут вечно молодыми. [36]
Когда врата Рая откроются для прибытия спасённых в Ранна, их будут приветствовать (Q.39:73). [37] ангелы возвещали: «Мир вам, потому что вы терпели; какая прекрасная награда – рай!» ( В13:24 ). [38]
Внутри не будет ни слишком жарко, ни лютого холода; будут фонтаны ( Q.88:10 ), обильная тень от раскидистых ветвей деревьев, зеленых от листвы (Q.53:14–16, также Q.36:56–57 ). [37] Им подадут чашу ( Q.88:10–16 ), полную вина, «отчего у них [не] будет болеть голова» (похмелье) [Q.56:19], [39] и «который не ведет ни к праздному разговору, ни к греховности» ( Q.52:23 ), [Примечание 1] и всякое мясо ( Q.52:22 ) и деревья, на которых растет непрестанный запас плодов ( Q.36:56–57 ), [18] : 58 «выглядит похоже, но на вкус другой»; ( К.2:25 ) украшение золотыми и жемчужными браслетами ( К.35:33 ) и зеленые одежды из тонкого шелка и парчи ( К.18:31 ); в сопровождении [гулмана] ( Q.52:24 ), мальчиков-слуг (вечных юношей (56:17, 76:19)) как безупречных жемчужин ( Q.52:24 ).
Хотя Коран никогда не упоминает о пребывании Бога в саду, верующим обещана возможность взглянуть на Его лицо, чего обитатели Огня будут лишены. [10] [Примечание 2]
Жители будут радоваться компании родителей, супругов и детей, попавших в рай ( Q52:21 ), беседуя и вспоминая прошлое. [42]
Один день в раю приравнивается к тысяче лет на земле. Дворцы построены из кирпичей из золота, серебра, жемчуга и прочего. Традиции также отмечают присутствие лошадей и верблюдов «ослепительной белизны», а также других существ. Большие деревья, чья тень становится все глубже, горы из мускуса , между которыми реки текут в долинах жемчуга и рубина . [43] [ нужна указание авторства ]
- Нефизические удовольствия
Хотя Коран полон «наглядных» описаний «физических удовольствий» обитателей Сада, в нем также говорится, что «принятие[ Ридван ] [44] от Бога», ощущаемое жителями, «больше», чем удовольствие от Садов (Q.9:72), [36] истинная красота рая, [45] [46] величайшая из всех наград, превосходящая все другие радости. [43] В тот день, когда Бог приведет избранных к Своему престолу ( арш ), «лица некоторых будут сиять, созерцая своего Господа». [43]
Визит описывается как Мухаммед ведет мужчин, а Фатима ведет женщин к Трону , «который описывается как огромная мускусная эспланада». Когда «завеса света перед Троном поднимается, Бог появляется в сиянии полной луны, и можно услышать Его голос, говорящий: «Мир вам»». [47]
Хадисы включают истории о том, как спасенным устроили огромный пир, на котором «присутствует Сам Бог, чтобы предложить Своим верным деликатесы, замешанные в нечто вроде блинов». [47] В другой серии повествований Бог лично приглашает жителей Рая «навещать Его каждую пятницу». [47]
- Хури
«Возможно, ни один аспект исламской эсхатологии так не захватил воображение» как «мусульман, так и немусульман», как гурии ( Хур ). В раю мужчины получат нетронутых Гури ( Q55:56 ), девственных спутниц одинакового возраста ( 56:35–38 ) и больших красивых глаз ( 37:48 ). Хури вызвали «впечатляющие разработки» более поздних исламских эсхатологических писателей, а также «некоторые насмешки со стороны бесчувственных западных наблюдателей и критиков ислама». [36]
В Коране также говорится, что спасенные «будут иметь чистых супругов» (без указания пола) ( Q2:25 , Q4:57 ), в сопровождении всех детей, которые не побывали в Джаханнаме ( Q52:21 ), и под присмотром слуги. мальчики с безупречной внешностью, похожие на охраняемый жемчуг ( Q52:24 ).
Несмотря на приведенное выше описание в Коране, гури описываются как женщины, которые будут сопровождать правоверных мусульман в раю. [48] [36] Мусульманские учёные расходятся во мнениях относительно того, имеют ли они в виду верующих женщин этого мира или отдельное творение, причем большинство отдают предпочтение последнему. [49] [Примечание 3]
Размер, география и структура
[ редактировать ]Слои Джанна в зависимости от разным учёным (в порядке убывания) | |
---|---|
аль-Суюти | Китаб Ахвал аль-Кияма |
аль-Фирдавс (Рай) | Джаннат Адн («Райский сад») белая жемчужина |
Джаннат ан-Наим («сад блаженства») | Джаннат аль-Фирдавс красное золото |
Джаннат аль-Мава («сад убежища») | Джаннат аль-Наим («сад блаженства») белое серебро |
Джаннат Адн («Райский сад») | Джаннат аль-Хулд («сад вечности») желтый коралл |
Дар аль-Хулд («обитель вечности») | Джаннат аль-Ма'ван («сад убежища») зеленый хризолит |
Дар аль-Салам («обитель мира») | Дар аль-Салам («обитель мира») красный сапфир |
Дар аль-Джалал («обитель славы») | но аль-Джинан («обитель сада») белая жемчужина |
Источник: аль-Суюти ; [5] : 131 | Источник: Китаб Ахвал. аль-Кияма [51] |
Коран описывает рай как «великое царство» (Q.76:20), простирающееся над всем миром. [5] : 41 и «возвышенный» (К.69:22). [18] : 51
Рай «огромен, как небо и земля» (Q.3:133). [52] Есть четыре реки: по одной с водой, молоком, медом и вином ( 47:15 ). [37] (Позже они были идентифицированы как Каусар , Кафур , Тасним и Салсабиль .) [Примечание 4]
Несмотря на подробности, данные в Коране о Джане/Саде, «нигде» не найдено «упорядоченного изображения структуры» обители. «По большей части исламская теология не занималась вопросами о местоположении и структуре Сада и Огня, понимая, что только Бог знает эти подробности». [54]
Слои/уровни
[ редактировать ]Многие источники сходятся во мнении, что рай имеет «разные степени и уровни». Один консервативный -салафит , источник [55] в качестве доказательства приводит сахих хадис, где Мухаммед успокаивает мать мученика: «О Умм Хариса, в Раю есть сады... и твой сын достиг высшего Фирдауса », [56] указывает на иерархию уровней, но не указывает на их количество.На основе «нескольких библейских предположений» ученые создали «очень подробную структуру» рая. [14] но их несколько, и не все традиции о местонахождении рая и ада «легко изобразить или даже взаимно согласовать». [5] : 131
Например, в Коране 23:17 говорится: «Мы создали над вами семь путей [тараик]», из которых нарисовано семиуровневое небо (что также является «структурой, знакомой ближневосточной космогонии со времен раннего Вавилона». ). [14] Другая школа мысли настаивает на том, что Джанна на самом деле имеет «восемь слоев или сфер», поскольку Коран дает «восемь разных названий... обители благословенных». [14] [Примечание 5]
Некоторые описания Джанна/Сада указывают на самую просторную и самую высокую часть Сада, Фирдавс, которая находится непосредственно под Троном и является местом, из которого текут четыре реки Рая . Другие говорят, что самая верхняя часть — это либо Эдемский сад, либо Илийи, и это второй уровень сверху. [14]
Другая возможность состоит в том, что существует четыре отдельных царства благословенных, из которых высшим является либо Фирдавс, либо Эдем. Это основано на суре 55:в котором говорится о двух Садах: («Что касается того, кто боится предстать перед своим Господом, то есть два Сада [Джаннатан]») [С 55:46). Все описания нижев этом стихе говорится о вещах парами (т.е. в арабской двойной форме) – текут два источника, плоды всякого рода.попарно, рядом с этими двумя другими садами с двумя источниками (Q.55:62,66). [58]
Третьи предполагают, что семь уровней, предложенных Кораном, представляют собой семь небес, над которыми находится Сад или последнее жилище счастья, в то время как многие видят рай как одно целое со многими именами. [37] (Согласно одному источнику – члену команды по фетвам на сайтеИсламвеб.нет – только Бог знает точное количество уровней Рая, но достоверный хадис говорит, что количество уровней рая может быть таким же, как количество стихов в Коран, т.е. более 6000 стихов.) [59] [Примечание 6]
Одна из версий концептуализации многоуровневого сада описывает Говорят , что высший уровень неба ( аль-фирдавс ) находится настолько близко, что его обитатели могут слышать звук Божьего престола наверху. [5] : 132 В этом исключительном месте обитают посланники, пророки , имамы и мученики ( шахиды ). [5] : 133 Аль-Суюти [5] : 131 и Китаб Ахваль аль-Кияма [51] каждый дает названия уровням, которые не всегда совпадают (см. таблицу справа).
Ворота Рая по разным источникам | |
---|---|
Субхи Эль-Салех | Худа Омам Халид |
салат (молитва) | Баб аль- Салах : Для тех, кто был пунктуальный в молитве |
джихад (борьба за самосовершенствование) | Баб аль- Джихад : Для тех, кто принимал участие в джихаде |
милостыня | Баб аль- Садака : Для тех, кто дал благотворительность чаще |
приглашать (пост) | Баб ар-Райян : Для тех, кто постился ( девять ) |
покаяние | Баб аль- Хадж : Для тех, кто участвовал в ежегодном паломничестве |
самоконтроль | Баб аль-Касимин аль-Гайз ва-аль-Афин ан-Нас : Для тех, кто удержался свой гнев и простил других |
подчинение | Баб аль-Иман : Для тех, кто по сила их веры спасены от расплата и наказание |
дверь, предназначенная для те, чей вход в Рай будет без предварительное решение | Баб аль- Зикр : Для тех, кто показал рвение в поминании Аллаха |
Источник: Субхи Эль-Салех, на основе многочисленные традиции [60] | Источники: Двери Рая. [61] Ислам Казир [62] |
Ворота/двери
[ редактировать ]В двух стихах Корана (Коран 7:40, 39:73) «врата» или «двери» (используя форму множественного числа) упоминаются как вход в рай, но ничего не говорится об их количестве, названиях или каких-либо других характеристиках.
- «Тем, кто отвергает Наши знамения и относится к ним с высокомерием, не откроются врата рая…» (Коран 7:40)
- «А те, кто соблюдал свой долг перед своим Господом (Аль-Муттакун – благочестивые), будут группами вести в Рай до тех пор, пока они не достигнут его, и его врата не откроются» (Коран 39:73)
Как и в случае с уровнями Джанна, более поздние источники уточняют, давая имена и функции, но не соглашаются во всех деталях (см. таблицу справа). [37] [Примечание 7]
В традициях каждый уровень восьми главных врат Рая описывается как разделенный на сто уровней, охраняемых ангелами (в некоторых традициях Ридван ). Самый высокий уровень известен как фирдаус (иногда называемый Эдемом) или Иллийин . Абитуриентов встретят ангелы приветствиями мира или Ас-Саламу Алейкум . [43]
Доступ к Джанна осуществляется вертикально через ворота (Коран 7:40), по лестницам ( мааридж ) (Коран 70:3) или по небесным веревкам ( асбаб ). Однако войти могут только избранные существа, такие как ангелы и пророки. [64] Иблиса (Сатану) и дьяволов сдерживают ангелы, которые бросают в них звезды, когда бы они ни пытались подняться обратно на небеса (Q.37:6–10). [5] : 41 Примечательно, что вопреки многим христианским представлениям о небесах , Бог ( Аллах ) не обитает в раю. [5] : 11 [Примечание 8]
Реки
[ редактировать ]В нескольких хадисах упоминаются четыре реки в раю или идущие из рая: Сайхан ( Сырдарья ), Джайхан ( Амударья ), Фурат ( Ефрат ) и Нил ( Нил ). [66] [67] [Примечание 9] [70] Сальсабиль — это название источника, который является источником рек Рахма (милосердие) и Аль-Каусар (изобилие). [71] Сидрат аль-Мунтаха — это лототовое дерево , обозначающее конец седьмого неба , границу, через которую не может пройти ни ангел, ни человек. [72] [ нужны дальнейшие объяснения ] Предполагается, что Мухаммед взял гранат из Джанны и поделился им с Али , как записано Насир ад-Дином ат-Туси . Однако некоторые ученые, такие как Газали , отвергают тот факт, что Мухаммед взял плод, утверждая, что вместо этого у него было всего лишь видение. [5]
Буквальный или аллегорический
[ редактировать ]По мнению учёных Джейн И. Смит, Ивонн Ю. Хаддад, существуют мусульмане «философского или мистического» толка.те, кто интерпретирует описания рая и ада «метафорически», «подавляющее большинство верующих» понимают стихи Корана о рая (и адском огне) «как реальные и конкретные, ожидая их» с радостью или ужасом, [73] хотя эта точка зрения «в целом не утверждает, что реалии следующего мира будут идентичны реалиям этого мира». [73] Помимо материального представления о рае, его описания трактуются также как аллегории , смысл которых — состояние радости, которое верующие испытают в загробной жизни. Для некоторых теологов видение Бога — это вопрос не зрения, а осознания Его присутствия. [74] Хотя ранние суфии, такие как Халладж , воспринимали описания Рая буквально, более поздние суфийские традиции обычно подчеркивали аллегорический смысл. [75]
Вечный, а не временный
[ редактировать ]В то время как некоторые стихи Корана предполагают, что адский огонь вечен, а некоторые говорят, что его наказание не обязательно будет вечным для мусульман, совершивших тяжкие грехи, стихи о Джанна менее двусмысленны. Вечность гарантирована в таких стихах о рае, как Коран 3:198, 4:57 и 57:12, в которых говорится, что праведники будут халидун фиха (вечно в нем), и Коран 35:35, в котором описывается награда дар аль-макама [обитель вечности]. [76] Следовательно, ни у «богословов, ни у традиционалистов» не было никаких сомнений в вечной природе рая и пребывании в нем праведников. [77] [78]
Другие характеристики
[ редактировать ]Для классических ученых, изучающих загробную жизнь ас-Суюти и аль-Маджлиси , одной из характеристик Джанна (подобно адскому огню) является то, что события не «замораживаются в одном вечном моменте», а образуют циклы «бесконечного повторения» и «непрерывного самообновления». часовой механизм». [5] : 129-130 Например, когда с дерева срывают плод, на его месте сразу же появляется новый плод; когда голодный житель видит птицу, мясо которой они хотели бы съесть, оно падает уже поджаренным к ним в руки, а после того, как они поели, птица «возвращает свою форму и улетает»; [5] : 130 гури восстанавливают свою девственность после того, как их лишил девственности один из спасенных, но они также растут, как плоды, на деревьях или растениях на земле, и «всякий раз, когда один из них забирается» одним из спасенных в раю для своего удовольствия, «новый на ее месте возникает один». [5] : 130 (Точно так же и в адском огне кожа проклятых заменяется каждый раз, когда они сгорают в огне, чтобы сгореть снова, и тонущие грешники отбрасываются обратно в море гигантскими змеями и скорпионами, когда они достигают безопасного берега.) [5] : 130
Эдемский сад и рай
[ редактировать ]Мусульманские ученые расходятся во мнениях относительно того, является ли Эдемский сад ( джаннат Адни ), в котором жили Адам и Ева (Адам и Хавва ) до того, как их изгнал Бог, тем же, что и загробная обитель праведных верующих: рай. Большинство ученых в первые века исламского богословия и в последующие века считали, что это так, и это указывало на то, что на земле находится рай. [5] : 166 Утверждалось, что когда Бог повелел Адаму «спуститься» ( ихбит ) из сада, это не указывало на вертикальное движение (например, «падение» с неба на землю), а вместо этого использовалось в том же смысле, что и Моисей велит израильтянам «спуститься в Египет». [5] : 166
Однако, поскольку на протяжении веков рай все больше и больше воспринимался как «трансцендентное, потустороннее царство», идея о том, что он расположен где-то на земле, вышла из моды. С другой стороны, Эдемскому саду не хватало многих трансцендентных, потусторонних характеристик. Аль-Баллути (887–966) рассуждал, что Эдемскому саду не хватало совершенства и вечного характера окончательного рая: [5] : 167 Адам и Ева потеряли первозданный рай, а райская загробная жизнь длится вечно; если бы Адам и Ева находились в потустороннем раю, дьявол ( Шайтан ) не мог бы войти и обмануть их, так как в раю нет ни зла, ни пустословия; Адам спал в своем саду, но в раю нет сна. [5] : 167
Многие приверженцы мутазилитов также отказывались отождествлять обитель Адама с раем, поскольку они утверждали, что рай и ад не будут созданы до тех пор, пока не наступит Судный день - идея, предложенная Дираром б. Амр . [5] : 167 Однако большинство мусульманских ученых утверждают, что рай и ад уже созданы и сосуществуют с современным миром, опираясь на свидетельства Корана, небесного путешествия Мухаммеда и жизни в могилах . [5] : 168 [79]
Исламская экзегетика рассматривает изгнание Адама и Евы из рая не как наказание за непослушание или результат злоупотребления свободой воли с их стороны. [5] : 171 но как часть Божьей мудрости ( хикма ) и плана, позволяющего человечеству испытать весь спектр его качеств, его любви, прощения и силы его творения. [5] Испытывая трудности, они лучше ценят рай и его прелести. [5] Ходжа Абдулла Ансари (1006–1088) описывает изгнание Адама и Евы как в конечном итоге вызванное Богом. [80] : 252 поскольку у человека нет другого выбора, кроме как подчиниться воле Божией. Однако это не означает, что подчинение не является «грехом» и что люди не должны винить себя за это. [80] : 252 Примером этого являются Адам и Ева в Коране (Коран 7:23 «Господь наш! Мы поступили несправедливо к самим себе. Если Ты не простишь нас и не помилуешь нас, мы непременно окажемся в проигрыше».)
Сравнение с другими религиями
[ редактировать ]Сравнение с иудаизмом
[ редактировать ]Джанна разделяет название «Сад праведников» с еврейским представлением о рае . Кроме того, рай в иудаизме описывается как сад, очень похожий на Эдемский сад , в котором люди живут, гуляют и танцуют, носят световые одежды и едят плоды древа жизни . [ нужна ссылка ] Подобно празднику Джанна, еврейская эсхатология описывает Мессию, держащего Сеудат Нисуин , называемого Сеудат Чият Ха-Матим , вместе с праведниками каждого народа в последнее время . [81]
Сравнение с христианством
[ редактировать ]Иисус в Евангелиях использует различные образы неба, которые также встречаются в Рая: пир, особняк, престол и рай. [82] В Рая люди остаются людьми, но в Книге Откровения описывается, что на небесах Христос «преобразит наши смиренные тела, так что они будут подобны Его славному телу» (Филиппийцам 3:21). Бог (Аллах) не обитает в раю или на небесах. Однако в христианстве новые небеса и новая земля будут местом обитания Бога с людьми.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ В Коране говорится о небесном винопитии: «Вокруг них будет обнесена чаша чистого вина ... И у них не будет Гуля (любой боли, боли в животе, головной боли, греха) от этого, и они не пострадают опьянение от этого» ([аль-Саффат 37:45–47). [39] Смит и Хаддад говорят: «Хотя Коран настаивает на том, что употребление вин из рек Сада не приведет к каким-либо последствиям, возможности небесного опьянения дали причудливое описание, найденное у Абу Лайт ас-Самарканди, предположительно от Мухаммеда:
В субботу Всевышний Бог даст пить [из воды в саду]. В воскресенье будут пить ее мед, в понедельник - ее молоко, во вторник - ее вино. Когда они выпьют, они опьянеют; когда они опьянеют, они будут летать тысячу лет, пока не достигнут огромной горы прекрасного мускуса, из-под которой исходит Сальсабиль. Они будут пить [из него], и это будет среда. Затем они будут лететь тысячу лет, пока не достигнут места, возвышающегося над горой... [40]
- ↑ Некоторые ранние мусульмане, такие как Мутазила и Джахмия , выступавшие против антропоморфизма, отрицали такую возможность. «Мнение большинства, однако, отвергло... оппозицию возможности Руйа Аллах , следуя выводам школы аль-Ашари» и утверждало, что «точные средства» этого видения Бога «также поскольку его содержание должно быть пока необъяснимо...» [41]
- ↑ Ланге утверждает, что «очищенные супруги» не могут относиться к гуриям, поскольку они — небесные существа, не нуждающиеся в ритуальном очищении. [50]
- ^ Названия, данные рекам, взяты из Корана, где они идентифицируются как источники воды, имеющие религиозное значение, а не как реки меда, вина и т. д. в раю.
- Q.76:5 на воде Кафура , из которой будут пить праведники;
- Q.83:27–28 на водах Таснима, которые пьют приближенные к Богу;
- Q.76:18 на воде источника Салсабиль ; и
- Q.108:1, где говорится только об изобилии [ каусар ]. Последнее иногда применяется к реке, протекающей через Сад, а иногда к ястребу Мухаммеда. [53]
- ^ «В Коране «в сочетании с Джанна используются пять описаний, в единственном или множественном числе: сад вечности [аль-хулд] (Коран 25:15), сады Фирдавса (Q 18: 107), сады убежища [аль-маван] (Коран 32:19), сады блаженства [ан-наим] (Коран 5:65) и сады Эдема (Коран 9: 72). Два из них связаны с длир, обитель: обитель мира [саллим] (Коран 6:127) и обитель покоя [карлир] (Коран 40:39); 83:18). [57]
- ^ '... на основе хадиса 'Абдуллаха ибн 'Амра, который сказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сподвижнику Корана будет сказано: Читай и повышай свой статус, как ты читал в мире, и твое положение будет на последнем стихе, который ты прочтешь». Передал Абу Дауд, 1646 г.; ат-Тирмизи, 2914 г.; аль-Албани назвал его сахих в «Сахих Аби Давуда». [55]
- ^ См. Субхи Эль-Салех ( «Жизнь будущего» , глава 1, часть 3), который цитирует многочисленные традиции, описывающие ворота, и дает их классификацию (см. таблицу справа).Аль-Самарканди (Макдональд, «Рай». Исламские исследования , 5 (1966), стр. 343) дает аналогичную классификацию, хотя порядок и некоторые детали различаются; ср. Китаб ахвал аль-кияма , стр. 105–106, где представлено то же описание. [63]
- ^ «...Мусульманская литература о потустороннем мире часто подчеркивает, что Бог обитает не в Раю, а над ним ». [65]
- ↑ Согласно веб-сайту «Вопросы ислама»: «Число рек, вытекающих из Рая, упоминается как три в некоторых повествованиях и четыре и пять в других».
- Три реки: «Например, Бадиуззаман Саид Нурси, объясняя предложение «Ибо среди скал есть такие, из которых бьют реки» в аяте 74 главы аль-Бакара в своей книге «Созлер» (Слова), Бадиуззаман Саид Нурси обращает внимание на таких рек, как Нил, Тигр и Евфрат, и цитирует хадис: «Исток каждой из этих трех рек находится в Раю».
- Четыре реки: «В большинстве книг хадисов, включая мусульманские, упоминаются четыре реки, идущие из Рая». [68]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Словарь современного письменного арабского языка Ганса Вера с возможностью поиска» (PDF) . дары знаний . п. 138 . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ↑ Джозеф Хелл Дай Религия де Ислам Мотилал Банарсидасс, Издательство, 1915 г.
- ^ «Рай в Коране» . Последний диалог . Проверено 9 мая 2022 г.
- ^ Томассен, «Исламский ад», Numen, 56, 2009 : стр.401.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Ланге, Кристиан (2016). Рай и ад в исламских традициях . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-50637-3 .
- ^ Jump up to: а б «Эсхатология (учение о последних вещах)» . Британника . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ Эмерик, Яхия (2011). Полное руководство по исламу для идиотов (3-е изд.). Пингвин. ISBN 9781101558812 .
- ^ Том Фулкс, Ересь? Пять утраченных заповедей , Стратегическое книжное издательство, 2010 г. ISBN 978-1-609-11406-0 стр. 74
- ^ Томассен, «Исламский ад», Numen, 56, 2009 : стр.405.
- ^ Jump up to: а б Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.86.
- ^ Ланге, Кристиан (2016). «Представляем ад в исламских исследованиях». Расположение ада в исламских традициях . БРИЛЛ. п. 12. ISBN 978-90-04-30121-4 . JSTOR 10.1163/j.ctt1w8h1w3.7 .
- ^ «Сура Набаа, глава 78» . аль-Ислам . 24 января 2014 года . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ «Английский тафсир. Сайид Абул Ала Маудуди – Тафхим аль-Коран – Значение Корана. 78. Сура Ан Наба (Новости)» . englishtafsir.com . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.87.
- ^ Асад, Мухаммед (1984). Послание Корана (PDF) . Гибралтар, Испания: Dar al-Andalus Limited. стр. 712–713. ISBN 1904510000 .
- ^ Асад, Мухаммед (1984). Послание Корана (PDF) . Гибралтар, Испания: Dar al-Andalus Limited. п. 531. ИСБН 1904510000 .
- ^ Бегли, Уэйн Э. Сад Тадж-Махала: пример архитектурного планирования и символизма Великих Моголов, в: Вескоат, Джеймс Л.; Вольшке-Бульман, Иоахим (1996). Сады Великих Моголов: источники, места, изображения и перспективы Думбартон-Оукс, Вашингтон, округ Колумбия, ISBN 0884022358 . стр. 229–231.
- ^ Jump up to: а б с д Гюнтер, Себастьян; Лоусон, Тодд (2017). Дороги в рай: эсхатология и концепции загробной жизни в исламе (2 тома): Том 1: Основы и формирование традиции. Размышления о будущей жизни в Коране и исламской религиозной мысли / Том 2: Преемственность и изменения. Множественность эсхатологических представлений в исламском мире . Издательство «Брилл» . дои : 10.1163/1875-9831_isla_COM_0300 . ISBN 978-9-004-33315-4 .
- ^ Мойз Амджад. « Войдут ли христиане в рай или попадут в ад? Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine ». Возрождение – Ежемесячный исламский журнал 11 (6), июнь 2001 г.
- ^ Нюнлист, Тобиас (2015). исламе Демоническая вера в (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-110-33168-4 .
- ^
Эль-Зейн, Амира (2009). Ислам, арабы и разумный мир джиннов . Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-5070-6 . - ^ Дэвид Маршалл, передающий слово: откровение, перевод и интерпретация в христианстве и исламе, издательство Джорджтаунского университета, 2011 г. ISBN 978-1-589-01803-7 стр. 8
- ^ Ллойд Риджон Исламские интерпретации христианства Routledge 2013 ISBN 978-1-136-84020-3
- ^ Рейнхарт, Кевин; Глив, Роберт (2014). «Грехи, искупление и нерациональность в фикхе» . В Ланге, Кристиан (ред.). Исламское право в теории: исследования по юриспруденции в честь Бернарда Вайса . Издательство «Брилл» . ISBN 9780567081612 .
- ^ МакКим, Роберт (2016). «Плюрализм в еврейской, христианской и мусульманской мысли» . Религиозные взгляды на религиозное разнообразие . Издательство «Брилл» . ISBN 9789004330436 .
- ^ Jump up to: а б Айзекс, Рико; Фриджерио, Алессандро (2018). «Плюрализм в еврейской, христианской и мусульманской мысли» . Теоретизирование политики Центральной Азии: государство, идеология и власть . Международное издательство Спрингер . ISBN 9783319973555 .
- ↑ Аваил аль-Макалаат Шейха аль-Муфида, стр.14.
- ^ Аль-Мусави, Сайед Мохаммад (2020). «Является ли это шиитской верой в то, что каждый мусульманин, включая таких людей, как Умар ибн Саад и Ибн Зияд, в конечном итоге попадет в рай после наказания за свои грехи? Есть ли какая-либо исламская секта, которая придерживается такого убеждения?» . аль-Ислам.орг . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ Тегерани, аятулла Махди Хадави (5 сентября 2012 г.). «Вопрос 13: Немусульмане и ад». Вера и Разум . Аль-Ислам.орг . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Дер Коран, изд. и перевод. Адель Теодор Хури , Гютерсло, 2004 г., с. 67 (сноска).
- ^ «Ан-Ниса 123–124» . Коран.com . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.vii.
- ^ Jump up to: а б Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.viii.
- ^ Аннемари Шиммель . Ислам и чудеса творения: Царство животных. Фонд исламского наследия Аль-Фуркан , 2003. Страница 46.
- ^ Тейлор, Джон Б. (октябрь 1968 г.). «Некоторые аспекты исламской эсхатологии». Религиоведение . 4 (1): 60–61. дои : 10.1017/S0034412500003395 . JSTOR 20000089 . S2CID 155073079 .
- ^ Jump up to: а б с д Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.89.
- ^ Jump up to: а б с д и Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.88.
- ^ Сейл, Джордж (1891). Коран: обычно называемый Алькораном Мухаммеда... Нью-Йорк: Джон Б. Олден.
- ^ Jump up to: а б «Разница между вином этого мира и будущей жизни» . Ислам: вопросы и ответы . 07.10.2009 . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.89–90.
- ^ Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр. 95–96.
- ^ Коран 55:56-58 , 56:15–25.
- ^ Jump up to: а б с д «Джанна», Энциклопедия ислама онлайн
- ↑ В некоторых текстах указывается, что ризван — это имя хранителя рая, который принимает верующих в Сад.
- ^ Моуханад Хорчид, Сара Хартманн Ислам - это милосердие: основные черты современной религии Verlag Herder GmbH ISBN 978-3-451-80286-7 глава 2.4
- ^ Фарназ Масумиан Жизнь после смерти: исследование загробной жизни в мировых религиях Kalimat Press 1995, стр. 81
- ^ Jump up to: а б с Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.96.
- ^ "Хури" . Полный словарь Random House Webster .
- ^ Сейед Хосейн Наср; Джанер К. Дагли; Мария Масси Дакаке; Джозеф Э.Б. Ламбард; Мохаммед Рустом, ред. (2015). Исследование Корана: новый перевод и комментарий . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк : HarperCollins. ISBN 978-0-06-112586-7 .
- ^ Ланге, Рай и ад в исламских традициях , 2016 : стр.52.
- ^ Jump up to: а б Китаб ахвал аль-кияма , стр. 105–06. цитируется в Smith & Haddad, «Исламское понимание» , 1981 : стр. 88.
- ^ Абдуллахамир (6 июля 2020 г.). «Рай, такой же огромный, как Небеса и Земля» . Исламская веб-библиотека . Проверено 8 мая 2022 г.
- ^ Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.217, примечание 76.
- ^ Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.91.
- ^ Jump up to: а б «Степени и уровни Рая и Ада, и дела, которые приводят к ним. 27075» . Ислам: вопросы и ответы . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ «Сахих аль-Бухари » 2809 » Книга 56, Борьба за дело Аллаха (Джихад) (14) Глава: Тот, кто убит стрелой. Передал Анас бин Малик» . sunnah.com . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.217, примечание 72.
- ^ Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.87–88.
- ^ «Уровни рая превышают сто» . Исламвеб.нет . 01.02.2020 . Проверено 8 мая 2022 г.
- ^ Субхи Эль-Салех ( Будущая жизнь согласно Корану . Париж: Librerie Philosophique J. Vrin, 1971 , глава 1, часть 3); цитируется в Smith & Haddad, «Исламское понимание» , 1981 : стр. 217–218, примечание 77.
- ^ Худа (7 мая 2018 г.). «Двери Рая» . Изучайте религии . Проверено 1 июля 2022 г.
- ^ Хан, Саад (5 июля 2021 г.). «8 врат Рая в Исламе и кто через них войдет» . Ислам Казир . Проверено 1 июля 2022 г.
- ^ Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр. 217–218, примечание 77.
- ^ Сатико Мурата Дао ислама: справочник по гендерным отношениям в исламской мысли SUNY Press 1992 ISBN 978-0-791-40913-8 стр. 127
- ^ Ланге, Рай и ад в исламских традициях , 2016 : стр.11
- ^ Мусульманин. «Сахих Муслим 2839. (10) Глава: Райские реки в этом мире. Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: Сайхан, Джайхан, Евфрат и Нил - все это среди райских рек» . Сунна.com . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Ан-Навави. «Рияд ас-Салихин 1853. (370) Глава: Хадисы о Даджале и предзнаменованиях Часа. Абу Хурайра... сказал: Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Сайхан (Оксус), Джайхан (Яксарт), Аль- Фурат (Ефрат) и Ан-Нил (Нил) — все из рек Джанна » . Сунна.com . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ «Есть ли реки, берущие начало/приходящие из Рая?» . Вопросы по Исламу . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Бадиуззаман Саид Нурси. Слова, Двадцатое слово . п. 260. ; цитируется в «Есть ли реки, берущие начало/приходящие из Рая?» . Вопросы по Исламу . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Хьюз, Патрик (1995). «ЭДЕМ» . Словарь ислама . Нью-Дели, Индия: Азиатские образовательные услуги. п. 106. ИСБН 9788120606722 .
- ^ Мухиддин ибн Араби (2004). Божественные изречения (Мишкат аль-Анвар) . Оксфорд, Великобритания: Издательство Anqa. стр. 105, примечание 7. ISBN 0-9534513-5-6 .
- ^ Джейн Даммен МакОлифф Энциклопедия Корана, том 1, Джорджтаунский университет, Вашингтон, округ Колумбия, стр.32
- ^ Jump up to: а б Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.84.
- ^ Сирил Глассе, Хьюстон Смит Новая энциклопедия ислама Роуман Альтамира 2003 ISBN 978-0-759-10190-6 стр. 237
- ^ Джейн Даммен Маколифф Энциклопедия Корана, том 2, Джорджтаунский университет, Вашингтон, округ Колумбия, с. 268
- ^ Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр. 92–93.
- ^ Некоторые исключения из этого правила включают последователей Джама ибн Сафвана , которые «отрицали вечность как Сада, так и Огня».
- ^ Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.93.
- ^ Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.92.
- ^ Jump up to: а б Оун, Питер Дж. (1983). «Этические проблемы классического суфизма». Журнал религиозной этики . 11 (2): 240–263. JSTOR 40017708 .
- ^ Еврейская энциклопедия: Эсхатология
- ^ Катехизис Католической Церкви, 1027 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ланге, Кристиан (2016). Рай и ад в исламских традициях . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-50637-3 .
- Рустомджи, Нерина (2009). Сад и огонь: рай и ад в исламской культуре . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231140850 . Проверено 25 декабря 2014 г.
- Смит, Джейн И.; Хаддад, Ивонн Ю. (1981). Исламское понимание смерти и воскресения . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press.
- Томассен, Эйнар (2009). «Исламский ад». Нумен . 56 (2–3): 401–416. дои : 10.1163/156852709X405062 . JSTOR 27793798 .