Миктлан
![]() |
Ацтекская цивилизация |
---|
Ацтекское общество |
История ацтеков |
Миктлан ( произношение на науатле: [ˈmikt͡ɬaːn] ) — подземный мир ацтекской мифологии . Большинство умерших людей поедут в Миктлан, хотя существуют и другие возможности (см. « Другие направления » ниже). [ 1 ] Миктлан состоит из девяти различных уровней. [ 1 ]
первого уровня на девятый труден и занимает четыре года, но мертвым помогает психопомп Ксолотль Путь с . Мертвецам предстоит пройти множество испытаний, например, пересечь горный хребет, где горы сталкиваются друг с другом, поле с ветром, раздирающим плоть ножами, или реку крови с грозными ягуарами. [ нужна ссылка ]
Миктлан также фигурирует в мифе о сотворении мира ацтеков. Миктлантекутли устроил яму, чтобы поймать Кецалькоатля. Когда Кецалькоатль вошел в Миктлан в поисках костей, из которых можно было бы создать человека, Миктлантекутли ждал. Он попросил Кетцалькоатля четыре раза обойти Миктлан, дуя в раковину без отверстий. В конце концов Кецалькоатль поместил в раковину несколько пчел, чтобы они издавали звук. Обманутый Миктлантекутли показал Кетцалькоатлю кости. Но Кетцалькоатль упал в яму, и некоторые кости сломались. Ацтеки считали, что именно поэтому рост людей разный.
Считается, что Миктланом управляет король Миктлантекутли («Повелитель подземного мира»). [ 2 ] и его жена Миктекасиуатль («Леди подземного мира»). [ 3 ]
Другие божества в Миктлане включают Чиуакоатля (который командовал миктланскими духами по имени Чиуатетео ), Аколмицтли , Чалмекациуилта , Чалмекатля и Акольнауакатля . [ нужна ссылка ]
Связь с мифологией создания науатля
[ редактировать ]
Девять регионов Миктлана (также известного как Чиконаухмиктлан) в ацтекской мифологии формируются в рамках мировоззрения науа о пространстве и времени как части вселенной, состоящей из живых сил. Согласно мифологии Мексики , вначале существовало два первобытных бога, Омесиуатль и Ометекутли, дети которых стали богами-творцами. Имена этих богов-творцов были Шипетотек , Тескатлипока , Кецалькоатль и Уицилопочтли , и они унаследовали искусство творения от своих родителей. Из ранее существовавшей материи, после 600 лет бездействия, Тескатлипока и Кецалькоатль организовали вертикальную и горизонтальную вселенные, где горизонтальная вселенная состояла из кардинальных или полусферических направлений, а вертикальная вселенная состояла из двух частей: высшей и низшей. Высшую часть поддерживали четыре гигантских дерева, растущих в каждом углу Тлалокана ( центральной части вселенной). Подобные образы также встречаются в идее мирового дерева , например, Иггдрасиль в скандинавской мифологии, Цзянь Му в китайской мифологии или Инжир Ашваттха в индуистской мифологии. Эти деревья препятствовали соединению Верхнего мира (верхнего мира) и Подземного мира (нижнего мира) с Тлалтикпаком (землей). Земля представляла собой землю, образовавшуюся из тела Сипактли , крокодиломорфного морского монстра, и представляла собой твердую, живую землю, производившую пищу для человечества. Чипактли была матерью-природой , из которой была создана поверхность и почва Тлалтикпак. [ 4 ]
Миф рассказывает следующее. Из волос Чипактли возникли деревья, цветы и растения, из ее кожи возникли равнины, долины и речные отложения, из ее глаз возникли колодцы, пещеры и фонтаны, из ее рта возникли реки, озера и ручьи, из ее носа возникли долины, хребты и ручьи. Месас, с ее плеч простираются зубчатые горные хребты, вулканы и горы. Организовав вселенную по горизонтали и вертикали, четыре бога-творца создали пары. [ 5 ] богов, которые будут контролировать каждую область силы: воду ( Тлалок и Чальчиутликуэ ), землю ( Тлалтекутли и Тлальсиуатль), огонь ( Шиутекутли и Чантико ) и мертвых ( Миктлантекутли и Миктекациуатль ).
Другие направления
[ редактировать ]Помимо Миктлана, мертвые могли отправиться и в другие места:
- Воины, погибшие в бою, и те, кто погиб в качестве жертвоприношения, утром отправились на восток и сопровождали солнце. [ 1 ]
- Женщины, умершие при родах, отправлялись на запад и сопровождали солнце, когда оно садилось вечером. [ 6 ]
- Люди, умершие от утопления или от других причин, связанных с богом дождя Тлалоком , таких как некоторые болезни и молния, отправлялись в рай под названием Тлалокан . [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]- Тлалокан
- « Солдат Миктлана », стихотворение Ригоберто Гонсалеса.
- Grim Fandango — видеоигра, в которой игрок путешествует по Миктлану.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Смит, Мэн (2009). Ацтеки (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Блэквелл. п. 207. ISBN 978-0-631-23016-8
- ^ Смит, Мэн (2009). Ацтеки (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Блэквелл. п. 206. ISBN 978-0-631-23016-8
- ^ Сустель, Жак (Патрик О'Брайан, переводчик) (1961). Повседневная жизнь ацтеков накануне испанского завоевания . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 107.
- ^ Холл, Линда Б. (1975). «Чудовище Чипактли: Женщина в роли разрушителя в Карлосе Фуэнтесе». Юго-западный обзор . 60 (3): 246–255. JSTOR 43471223 .
- ^ Стросс, Брайан (1983). «Оппозиционное сочетание в мезоамериканских гадательных названиях дней». Антропологическая лингвистика . 25 (2): 211–273. JSTOR 30027669 .
- ^ Коу, Майкл Д. (1994). Мексика: От ольмеков до ацтеков (4-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. п. 183.