Маяуэль
Маяуэль | |
---|---|
Богиня Магуи | |
Член Науцонтетео | |
![]() Маяуэль, изображенный в Кодексе Риос | |
Обитель | вулкан Попокатепетль [ 1 ] |
Пол | Женский |
Область | Мезоамерика |
Этническая группа | Ацтеки (Нахоа) |
Генеалогия | |
Родители | Омесиуатль (появился Текпатлем) |
Братья и сестры | Науцонтетео (1600 богов ) |
Супруга | Патекатль [ 1 ] |
Дети | Центзон Тоточтин (400 кроликов) |
Маяуэль ( произношение на науатле: [maˈjawel] ) — женское божество, связанное с растением магуэй среди культур центральной Мексики в постклассическую эпоху доколумбовой мезоамериканской хронологии и, в частности, ацтекских культур. Как олицетворение растения магуэль, Маяуэль также является частью комплекса взаимосвязанных богинь матери и плодородия в религии ацтеков , а также связана с представлениями о плодовитости и питании. [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Происхождение от растения магуи
[ редактировать ]
Магей — цветущее растение рода Агава , произрастающее в некоторых частях юго-запада современных Соединенных Штатов и Мексики. Изображения Маяуэля в Кодексе Борджиа и Кодексе Борбоникус показывают божество, сидящее на растении магуи. Положение божества на обеих иллюстрациях, а также тот же синий пигмент, который использовался для изображения ее тела и тела растения магуи на странице 8 Кодекса Борбоникуса, создают ощущение, что она и растение едины. Более того, в Кодексе Борбоникус Маяуэль изображен держащим в руках что-то похожее на веревку, предположительно сплетенную из волокон растения магуэй. Веревка была лишь одним из многих продуктов, добываемых из растения магуэй. Продукты, извлеченные из растения магуей, широко использовались в высокогорьях и на юго-востоке Мезоамерики : шипы использовались в ритуальных церемониях кровопускания, а волокна, извлеченные из листьев, использовались для изготовления веревок, сетей, сумок и ткани. [ 4 ] [ 5 ] Тем не менее, возможно, наиболее известным и прославленным ацтеками продуктом магуэй является алкогольный напиток октли , позже названный пульке . [ 6 ] производится из ферментированного сока растения магуи и широко используется во многих публичных церемониях и других ритуальных мероприятиях. В более широком смысле, Маяуэль также часто изображается в контекстах, связанных с пульке. Хотя некоторые вторичные источники описывают ее как «богиню пульке», она по-прежнему наиболее прочно ассоциируется с растением как источником, а не с пульке как конечным продуктом. [ 7 ]
Галерея изображений в первоисточниках
[ редактировать ]-
Маяуэль, изображенный в Кодексе Борджиа .
-
Маяуэль, изображенный в Кодексе Риос .
-
Маяуэль, изображенный в Кодексе Борбоникус (в левом верхнем углу страницы 8).
-
Маяуэль, изображенный в Кодексе Мальябекьяно (на лицевой стороне страницы 58).
-
Сопровождающее описание Маяуэля в Кодексе Мальябекьяно (на оборотной стороне страницы 57). Перевод: «Следующего демона звали Маяуэль, что означает магуэй, потому что сок, выходящий из него, был опьяняющим. И они танцуют». [ 8 ]
-
Резьба Маяуэля, выставленная на Великой пирамиде Теночтитлана , сейчас выставлена в музее Темпло Майор в Мехико.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Отилия Меза (1981). Волшебный мир богов Анауака (на испанском языке). Издательство Вселенная. п. 105. ИСБН 968-35-0093-5 .
- ^ Миллер и Таубе (1993, стр.111); см. также н. 87 на листе 265r Первых мемориалов (Саагун 1997, стр. 110).
- ^ «Всеобщая история вещей Новой Испании Фрая Бернардино де Саагуна: Флорентийский кодекс — Просмотрщик — Мировая цифровая библиотека» . www.wdl.org . Проверено 7 октября 2018 г.
- ^ Миллер и Таубе (1993, стр.108)
- ^ Таунсенд, Ричард Ф. (2009). Ацтеки: древние народы и места (3-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. стр. 120, 178. ISBN. 9780500287910 . OCLC 286447216 .
- ^ На языках науатль : Octoberli . Пульке получают в результате ферментации сладкого жидкого сока растения (по -испански : aguamiel , «медовая вода»). См. Miller & Taube (1993, стр. 108) и Townsend (2009, стр. 178).
- ^ Миллер и Таубе (1993, стр. 108,138)
- ^ Элизабет Хилл Бун (1983). Кодекс Мальябекьяно и утерянный прототип группы Мальябекьяно . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520045203 . ОСЛК 8113016 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бун, Элизабет Хилл (2007). Циклы времени и значения в мексиканских книгах судьбы . Джо Р. и Тереза Лозано Длинная серия статей об искусстве и культуре Латинской Америки и Латинской Америки. Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 978-0-292-71263-8 . OCLC 71632174 .
- Карраско, Дэвид (1982). Кецалькоатль и ирония империи: мифы и пророчества в ацтекской традиции . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-09487-1 . OCLC 0226094871 .
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05068-6 . ОСЛК 27667317 .
- Саагун, Бернардин (1997) [ок. 1558–156 гг.] Первые мемориалы . Цивилизация из серии американских индейцев, том. 200, часть 2. Тельма Д. Салливан (английский перевод и палеография текста науатля) с Х. Б. Николсоном , Артуром Дж. О. Андерсоном , Чарльзом Э. Дибблом , Элоизой Киньонес Кебер и Уэйном Руветом (завершение, исправления и ред.). Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 978-0-8061-2909-9 . OCLC 35848992 .
- Таунсенд, Ричард Ф. (2009). Ацтеки: древние народы и места (3-е изд.) . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-28791-0 .