Jump to content

Тамоанчан

Ицпапалотль Ин Тамоанчан описан в Кодексе Борджиа.
Ицпапалотль Ин Тамоанчан описан в Кодексе Борджиа.

Тамохуанчан [tamoːˈwaːn̥t͡ʃãː] — это мифическое место происхождения, известное мезоамериканским культурам центрально-мексиканского региона в позднем постклассическом периоде. В мифологических традициях и рассказах о сотворении народов позднего постклассического периода, таких как ацтеки , Тамоанчан задумывался как рай , где боги создали первых представителей нынешней человеческой расы из принесенной в жертву крови и измельченных человеческих костей, украденных из подземного мира Миктлан. . [1]

Согласно образной этимологии флорентийского Кодекса Саагуна (кн. 10, гл. 29, абз. 14), «Тамоанчан, вероятно, означает «Мы спускаемся в свой дом». [2] Слово тамоанчан на самом деле не происходит из языков науатль , но вместо этого показано, что оно имеет свои корни в этимологии майя , и его значение можно интерпретировать как «место туманного неба» или что-то подобное. Описания Тамоанчана, появившиеся во Флорентийском кодексе, указывают на то, что постклассические науа считали, что он расположен во влажной низменности побережья Мексиканского залива , населенной народом уастек- майя. [3]

Изображение в кодексах

[ редактировать ]

При изображении в ацтекских кодексах Тамоанчан часто ассоциируется с треценой 1 Калли в ацтекском календаре . Это " трецена 15 в Борбоникусе и Тоналаматле Обине". [4] Божество Ицпапалотль , одна из главных фигур цицимиме («звездных демонов»), обычно руководит этой треченой, и, в более широком смысле, Тамоанчан часто считается частью ее владений. [5]

Топонимический символ , используемый для Тамоанчана в кодексах, изображает расщелину дерева, цветущую и истекающую кровью; эти мотивы являются отсылкой к событию, когда в раю было совершено сексуальное преступление, в результате которого было срублено дерево жизни, как описано в Кодексе Чимальпопока . Помимо расщелины, две части дерева Тамоанчан, разделенные таким образом, иногда имеют полосы в противоположных направлениях (как в Кодексе Борджиа 44) . [6] ) так, что «их диагональное положение... указывает на внутреннее винтовое движение». [7] Таким образом, по-видимому, указываются спиральные вращения в двух противоположных направлениях.

Историческое место на земле

[ редактировать ]

Помимо мифического Тамоанчана, мексиканский историк и исследователь мезоамериканских систем верований Альфредо Лопес Остин выделяет несколько священных мест, которые были историческими местами, связанными с Тамоанчаном. По словам Лопеса Остина, тремя Тамоанчанами, расположенными на Земле, были:


1) Тамоанчан в Куаунауаке;
2) Тамоанчан Чалчиухмомоско, упомянутый Чимальпахином Куаутлеуаницином (... где позже был основан Чалко Амакемекан); и
3) Тамоанчан... упомянутый в работе Саагуна». [8]

В первом из них были созданы первые мужчина и женщина нового переселения (Эхекатлем), «новая пещера Тамоанчан в провинции Куэрнавака, на самом деле Куаунауак». [9]

Вторым из них был «фонтан… в котором они видели богиню и который называли чалчиухматлалатль («сине-зеленые воды чалчихуита…») на небольшом холме рядом с Истактепетлем и Попокатепетлем. …Тамоанчан Чалчиухмомоско было настолько священным, что никто не мог там испражняться. Поселенцам пришлось пройти четыре лиги, чтобы справить нужду в месте под названием Куитлатепек, или Куитлатетелько, но, поскольку они были великими волшебниками, они прилетели туда». [10] [Точно так же и для отоми : «Майониха настолько священна, что никто не может туда испражняться».]

Третий был местом, где «ученые люди... Тлалтекуин и Ксучикауака... изобрели новые священные книги, счет судьбы, книгу лет и книгу снов». [11]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Мезоамериканские мифологии и мифы о творении в целом предполагают, что до этого существовали миры, которые боги создали и разрушили. Число таких предыдущих миров варьируется от традиции к традиции; Распространенная концепция среди народов Центральной Мексики позднего постклассического периода заключалась в том, что до нынешнего было четыре цикла творения. См. Миллер и Таубе (1993, стр. 68–71).
  2. ^ Лопес Остин (1997, стр.283 [18]); см. также Там же . , стр.54.
  3. ^ Миллер и Таубе (1993, стр.160)
  4. ^ Бун (2007, стр.269, №7:58)
  5. ^ См. Миллер и Таубе (1993, стр. 100,160).
  6. ^ Альфредо Лопес Остин (перевод Ортиса де Монтеллано): Тамоанчан, Тлалокан . Университетское издательство Колорадо, 1997. с. 113, рис. 12 тыс.
  7. ^ Альфредо Лопес Остин (перевод Ортиса де Монтеллано): Тамоанчан, Тлалокан . Университетское издательство Колорадо, 1997. с. 116
  8. ^ Лопес Остин (1997, стр.53)
  9. ^ История мексиканцев по их картинам . В: - А. Ма, Гарибай К. (ред.): Теогония и история мексиканцев . Мексика: Редакция Порруа, 1965. с. 106
  10. Цитата Лопеса Остина (1997, стр. 54), который цитирует «Краткий мемориал Чимальпаина » об основании города Кулуакан .
  11. ^ См. Лопес Остин (1997, стр. 55). См. также Там же. , на стр. 283 [17].
  • Бун, Элизабет Хилл (2007). Циклы времени и значения в мексиканских книгах судьбы . Джо Р. и Тереза ​​Лозано Длинная серия статей об искусстве и культуре Латинской Америки и Латинской Америки. Остин: Издательство Техасского университета . ISBN  978-0-292-71263-8 . OCLC   71632174 .
  • Лопес Остин, Альфредо (1997). Тамоанчан, Бег: Места тумана . Серия «Мезоамериканские миры». Бернар Р. Ортис де Монтеллано, Тельма Ортис де Монтеллано (пер.). Новое: Университетское издательство Колорадо . ISBN  0-87081-445-1 . OCLC   36178551 .
  • Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN  0-500-05068-6 . ОСЛК   27667317 .
  • Гарибай, Анхель Мария: Поэзия науатль . Мексика: УНАМ, 1964–1968. 3 тома [цитируется по тому и странице]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 43ec37f32d30eea574fe1d32a979113e__1713358920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/3e/43ec37f32d30eea574fe1d32a979113e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tamoanchan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)