Тамоанчан

Тамохуанчан [tamoːˈwaːn̥t͡ʃãː] — это мифическое место происхождения, известное мезоамериканским культурам центрально-мексиканского региона в позднем постклассическом периоде. В мифологических традициях и рассказах о сотворении народов позднего постклассического периода, таких как ацтеки , Тамоанчан задумывался как рай , где боги создали первых представителей нынешней человеческой расы из принесенной в жертву крови и измельченных человеческих костей, украденных из подземного мира Миктлан. . [1]
Имя
[ редактировать ]Согласно образной этимологии флорентийского Кодекса Саагуна (кн. 10, гл. 29, абз. 14), «Тамоанчан, вероятно, означает «Мы спускаемся в свой дом». [2] Слово тамоанчан на самом деле не происходит из языков науатль , но вместо этого показано, что оно имеет свои корни в этимологии майя , и его значение можно интерпретировать как «место туманного неба» или что-то подобное. Описания Тамоанчана, появившиеся во Флорентийском кодексе, указывают на то, что постклассические науа считали, что он расположен во влажной низменности побережья Мексиканского залива , населенной народом уастек- майя. [3]
Изображение в кодексах
[ редактировать ]При изображении в ацтекских кодексах Тамоанчан часто ассоциируется с треценой 1 Калли в ацтекском календаре . Это " трецена 15 в Борбоникусе и Тоналаматле Обине". [4] Божество Ицпапалотль , одна из главных фигур цицимиме («звездных демонов»), обычно руководит этой треченой, и, в более широком смысле, Тамоанчан часто считается частью ее владений. [5]
Топонимический символ , используемый для Тамоанчана в кодексах, изображает расщелину дерева, цветущую и истекающую кровью; эти мотивы являются отсылкой к событию, когда в раю было совершено сексуальное преступление, в результате которого было срублено дерево жизни, как описано в Кодексе Чимальпопока . Помимо расщелины, две части дерева Тамоанчан, разделенные таким образом, иногда имеют полосы в противоположных направлениях (как в Кодексе Борджиа 44) . [6] ) так, что «их диагональное положение... указывает на внутреннее винтовое движение». [7] Таким образом, по-видимому, указываются спиральные вращения в двух противоположных направлениях.
Историческое место на земле
[ редактировать ]Помимо мифического Тамоанчана, мексиканский историк и исследователь мезоамериканских систем верований Альфредо Лопес Остин выделяет несколько священных мест, которые были историческими местами, связанными с Тамоанчаном. По словам Лопеса Остина, тремя Тамоанчанами, расположенными на Земле, были:
1) Тамоанчан в Куаунауаке;
2) Тамоанчан Чалчиухмомоско, упомянутый Чимальпахином Куаутлеуаницином (... где позже был основан Чалко Амакемекан); и
3) Тамоанчан... упомянутый в работе Саагуна». [8]
В первом из них были созданы первые мужчина и женщина нового переселения (Эхекатлем), «новая пещера Тамоанчан в провинции Куэрнавака, на самом деле Куаунауак». [9]
Вторым из них был «фонтан… в котором они видели богиню и который называли чалчиухматлалатль («сине-зеленые воды чалчихуита…») на небольшом холме рядом с Истактепетлем и Попокатепетлем. …Тамоанчан Чалчиухмомоско было настолько священным, что никто не мог там испражняться. Поселенцам пришлось пройти четыре лиги, чтобы справить нужду в месте под названием Куитлатепек, или Куитлатетелько, но, поскольку они были великими волшебниками, они прилетели туда». [10] [Точно так же и для отоми : «Майониха настолько священна, что никто не может туда испражняться».]
Третий был местом, где «ученые люди... Тлалтекуин и Ксучикауака... изобрели новые священные книги, счет судьбы, книгу лет и книгу снов». [11]
См. также
[ редактировать ]- Франсиско Планкарте и Наваррете
- Мифическое место
- Нисколько
- Чикомосток
- Мезоамериканские учетные записи создания
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Мезоамериканские мифологии и мифы о творении в целом предполагают, что до этого существовали миры, которые боги создали и разрушили. Число таких предыдущих миров варьируется от традиции к традиции; Распространенная концепция среди народов Центральной Мексики позднего постклассического периода заключалась в том, что до нынешнего было четыре цикла творения. См. Миллер и Таубе (1993, стр. 68–71).
- ^ Лопес Остин (1997, стр.283 [18]); см. также Там же . , стр.54.
- ^ Миллер и Таубе (1993, стр.160)
- ^ Бун (2007, стр.269, №7:58)
- ^ См. Миллер и Таубе (1993, стр. 100,160).
- ^ Альфредо Лопес Остин (перевод Ортиса де Монтеллано): Тамоанчан, Тлалокан . Университетское издательство Колорадо, 1997. с. 113, рис. 12 тыс.
- ^ Альфредо Лопес Остин (перевод Ортиса де Монтеллано): Тамоанчан, Тлалокан . Университетское издательство Колорадо, 1997. с. 116
- ^ Лопес Остин (1997, стр.53)
- ^ История мексиканцев по их картинам . В: - А. Ма, Гарибай К. (ред.): Теогония и история мексиканцев . Мексика: Редакция Порруа, 1965. с. 106
- ↑ Цитата Лопеса Остина (1997, стр. 54), который цитирует «Краткий мемориал Чимальпаина » об основании города Кулуакан .
- ^ См. Лопес Остин (1997, стр. 55). См. также Там же. , на стр. 283 [17].
Ссылки
[ редактировать ]- Бун, Элизабет Хилл (2007). Циклы времени и значения в мексиканских книгах судьбы . Джо Р. и Тереза Лозано Длинная серия статей об искусстве и культуре Латинской Америки и Латинской Америки. Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 978-0-292-71263-8 . OCLC 71632174 .
- Лопес Остин, Альфредо (1997). Тамоанчан, Бег: Места тумана . Серия «Мезоамериканские миры». Бернар Р. Ортис де Монтеллано, Тельма Ортис де Монтеллано (пер.). Новое: Университетское издательство Колорадо . ISBN 0-87081-445-1 . OCLC 36178551 .
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05068-6 . ОСЛК 27667317 .
- Гарибай, Анхель Мария: Поэзия науатль . Мексика: УНАМ, 1964–1968. 3 тома [цитируется по тому и странице]