Jump to content

Кодекс майя Мексики

Страница 6 Кодекса майя Мексики, изображающая бога смерти с пленником.

Кодекс майя Мексики MCM) представляет собой майя кодекса ( рукопись доколумбового типа. Давно известный как Кодекс Гролье или Кодекс Саенса , в 2018 году он был официально переименован в Кодекс майя Мексики. [1] (CMM) Национального института антропологии и истории Мексики. Это один из четырех известных сохранившихся кодексов майя и единственный, который все еще находится в Америке.

MCM впервые появился в частной коллекции в 1960-х годах и был показан на выставке «Писец Майя и его мир», проходившей в Клубе Гролье в Нью-Йорке в 1971 году, отсюда и его прежнее название. [2] Альманах, отображающий движение планеты Венера , первоначально состоял из двадцати страниц; [3] первые восемь и последние два теперь отсутствуют. [2] Фолио 8 имеет самый высокий фрагмент размером 19 сантиметров (7,5 дюйма), а его страницы обычно имеют ширину 12,5 см (4,9 дюйма). Красные линии рамки внизу страниц с четвертой по восьмую указывают на то, что когда-то размеры были существенно выше и что писец подготовил место для текста под рисунком на каждой странице. Соответственно, когда-то размер рукописи составлял 250 сантиметров (98,4 дюйма). [4] [5] примерно такого же размера, как Дрезденский кодекс .

Его подлинность оспаривалась на момент открытия, но была подтверждена многочисленными исследованиями. В 2018 году группа ученых под руководством Национального института антропологии и истории убедительно продемонстрировала, что документ датируется периодом между 1021 и 1154 годами нашей эры. Мексиканские исследования подтверждают, что это старейший сохранившийся кодекс Мексики и старейшая книга Америки. [6] [7] [8]

Современная история и подлинность

[ редактировать ]
Кодекс впервые был выставлен в Клубе Гролье в Нью-Йорке, отсюда и его название.

Первый мексиканский владелец, Хосуэ Саенс, утверждал, что рукопись была обнаружена в пещере в мексиканском штате Чьяпас в 1960-х годах вместе с мозаичной маской, деревянной шкатулкой, рукояткой ножа, а также детской сандалией и кусок веревки и несколько чистых страниц амате (бумаги из коры инжира доколумбовой эпохи). Саенс одолжил рукопись Клубу Гролье, а затем подарил книгу мексиканскому народу. [4] [9]

Сообщается, что кодекс был найден в деревянном ящике в сухой пещере в высокогорье штата Чьяпас недалеко от Тортугеро ; [10] Говорят, что его нашли вместе с бирюзовой маской, которая сейчас находится в коллекции Думбартон-Оукса . [11] В 1965 году мексиканский коллекционер доктор Хосуэ Саенс был доставлен двумя мужчинами на легком самолете на удаленную взлетно-посадочную полосу в предгорьях Сьерра-Мадре недалеко от Тортугеро в Табаско ; штате [12] компас самолета был закрыт тканью, но Саенс узнал его приблизительное местоположение. На взлетно-посадочной полосе ему показали кодекс вместе с некоторыми другими украденными артефактами майя и сказали, что он может отвезти эти предметы обратно в Мехико для проверки подлинности, прежде чем покупать их. [13] Эксперт по древностям, с которым консультировался Саенс, заявил, что артефакты были подделками, но позже Саенс купил кодекс и разрешил Майклу Коу продемонстрировать его в клубе Гролье в 1971 году. [13] сослался на Договор 1970 года об артефактах между Соединенными Штатами и Мексикой В 1976 году Генеральный прокурор Мексики . Это привело к конфискации кодекса и его возвращению в Мексику. [14] Саенс передал кодекс правительству Мексики, и в настоящее время он хранится в хранилище Национальной библиотеки . [9] после того, как в течение многих лет хранился в хранилище Национального музея антропологии в Мехико, а не на всеобщее обозрение. [15] Заявленное открытие Кодекса Гролье сделает его единственным доколумбовым кодексом, обнаруженным в течение 20-го века, за исключением некоторых фрагментов кодекса, раскопанных археологами. [16]

После выставки 1971 года Майкл Д. Коу [17] [18] [19] [20] опубликовал первое факсимиле кодекса в половинном размере в книге «Писец майя и его мир» , изданной Клубом Гролье в 1973 году. [21] Впоследствии MCM несколько раз публиковался недоброжелателями ( Дж. Эрик С. Томпсон , [22] Милбрат, [23] Баудез, [24] среди них) и сторонниками (Стюарт, Карлсон). [25] Коу, Стивен Д. Хьюстон , Мэри Миллер и Карл Таубе опубликовали первое полноразмерное факсимиле в 2015 году, используя фотографии, сделанные фотографом National Geographic Энрико Фероррелли в 1987 году, а также полный набор нарисованных от руки рисунков, не защищенных авторскими правами, для распространения. и тщательный анализ контекста, содержания и иконографии кодекса. [4] Коу и др. также продемонстрировал, что бумага трехслойная, что позволяет использовать ее в сложенном формате. Новое факсимиле, основанное на новой фотографии, было опубликовано правительством Мексики в 2018 году. [9]

Английский майянист Дж. Эрик С. Томпсон поставил под сомнение подлинность МКМ в 1975 году, хотя сам рукописи не видел. Как утверждали Виктория Брикер и Харви Брикер, содержание MCM не было скопировано напрямую из каких-либо известных кодексов, и тем не менее оно соответствует аутентичному и точному доиспанскому календарю. Хотя другие ученые выступали за и против кодекса, аргументы против подлинности рукописи стали неуместными перед лицом мексиканского научного анализа. [ нужна ссылка ]

Проводились различные кампании по научному тестированию рукописи, начиная с радиоуглеродного анализа в 1972 году, который дал дату 1035–1431 гг.; [21] [26] последующий тест в 2012 году дал дату 1050–1284 гг. [25] В 2007 году Институт физики Национального автономного университета Мексики подверг кодекс неразрушающему тестированию, пытаясь определить его подлинность, и определил ключевой ингредиент голубого цвета майя палыгорскит . [27] Тесты, проведенные при поддержке INAH, позволили получить дополнительные радиоуглеродные даты, что привело к единому мнению, что рукопись датируется 11 или 12 веком. [28] [29] Дополнительные научные исследования показали, что поверхность аматной бумаги была подготовлена ​​с обеих сторон тонкой основой из гипса или сульфата кальция (CaSO 4 ·2H 2 O) толщиной от 0,2 до 0,3 мм, чтобы сформировать гладкую поверхность для письма. [30] Мексиканские исследования также доказали, что пигмент появился одновременно с бумагой; дальнейшая работа показала, что пигменты включают ламповую сажу , красный, полученный из гематита (Fe 2 O 3 ), синий майя, полученный из красителя индиго и палыгорскита , и коричневые, полученные с кошенилью . [31]

Мексиканское научное исследование также показало, что кодекс подвергался как минимум трем периодам высокой влажности. [5] [32] Кроме того, в какой-то момент в MCM поселились крошечные членистоногие, оставляющие четко разжеванные края, которые недоброжелатели рукописи ошибочно приняли за порезы ножницами. [32] Мародеры грубо обращались с кодексом, разрывая страницы. Сегодня только четвертая, пятая и шестая страницы остались прикрепленными друг к другу. [4]

В 2015 году, накануне исследования INAH, Коу, Хьюстон, Миллер и Таубе опубликовали полное исследование кодекса. Они представили дополнительные аргументы в поддержку подлинности документа и пришли к выводу, что эту работу мог выполнить только жрец майя. [4] Несмотря на последующую публикацию критического обзора аргументов Коу и др., [33] группы ученых под эгидой Национального института антропологии и истории Мексики готовили исследования, которые признали бы подлинность MCM в 2018 году.

Содержание

[ редактировать ]

Хотя и лицевая, и оборотная стороны (лицевая и оборотная стороны) МКМ были подготовлены к росписи, только одна сторона была завершена как ритуальный манускрипт. [4] На каждой лицевой стороне изображено стоящее божество, обращенное влево. Левая часть каждой страницы отмечена столбцом повторяющихся знаков дня; где этот столбец заполнен, всего их тринадцать. Номера колец на верхнем поле обозначают дни цикла Венеры. [3] записаны в гибридной системе, которая включает в себя как штрих-точечную нумерацию майя, так и одиночные точки, используемые в Центральной Мексике и Оахаке. [34]

Мезоамериканские народы уделяли пристальное внимание Венере, которую считали опасным и воинственным существом (мезоамериканские календари XRF). Цикл Венеры был разбит на синодические периоды следующим образом: 90 дней невидимости в верхнем соединении (SC), 250 дней видимости как Вечерняя звезда, 8 дней невидимости в нижнем соединении (IC) и 236 дней видимости как Утренняя звезда. в общей сложности 584 дня. [3] Пять циклов Венеры равны 8 солнечным годам по 365 дней, что открывает нумерологические возможности.

Именно эти синодические периоды прописаны в числах колец МЦМ. Например, на странице 7 внутри «кольца» изображена полоса и три точки, так что читатель отсчитывает 8 дней вперед от дня Ламата (например, 10 Ламат, во второй позиции) до дня Киба (например, 5 Киб, во второй позиции). позиция), через 8 дней на стр. 8. На стр. 8 счет в «кольце» — 16, три полоски и одна точка; это добавляется к сумме, полученной с помощью 11 точек, обозначающих периоды в 20 или 220 дней, в результате чего получается 236 дней: 236 — это период видимости Венеры как Утренней звезды. [3] Книга могла бы служить руководством к точным знаниям в руках жреца майя в конце 11 или начале 12 века.

Первые восемь страниц кодекса теперь утеряны, как и последние две, но сегодняшняя нумерация страниц относится к существующим сейчас страницам. [4] На странице 1 изображен Кавиил, который берет в плен. [4] На странице 2 изображен бог смерти , бог, наиболее известный среди майя как Кими. [4] [35] Божество Страницы 3 нелегко опознать, но почерневшие глаза пленника похожи на те, что видели на Дрездене 60б. [4] Кавиил повторяет это на странице 4, на этот раз беря пленника. На странице 5 представлена ​​версия солнечного божества, известного из Дрездена 55а, а также лицо маски раннего постклассического майя в Чикагском институте искусств (1965.782); этот бог солнца поджигает храм перед собой дротиком, выпущенным из его атлатля. [4] На странице 6 появляется бог смерти, почти наверняка версия Тлауискальпантекутли, впервые описанная Джоном Карлсоном. [34] Он владеет массивным ножом и обезглавил другое божество, которое держит за волосы. У божества смерти в носовой полости есть зазубренный кремневый клинок, похожий на изображение в Храме Воинов в Чичен-Ице . [21]

Загадочное божество на странице 7 стоит перед сияющим деревом, или тем, что Дэвид Стюарт впервые назвал «Сияющим». [36] Его головной убор очень близок к головным уборам, которые носят пять божеств в отрывках к Венере Ватикана B, и это может еще больше связывать его с Тлалуискальпантекутли, богом Утренней звезды в Центральной Мексике. [4] Сияющее дерево, возможно, излучает сияющие нефритовые диски. [4] Страница 8 была идентифицирована как птичье божество, [21] с некоторыми змеиными качествами; [4] он носит толстый пояс и тескакуитлапилли поверх кожаной юбки, [4] и он прострелил храм перед собой дротиком из своего атлатля.

Хотя иногда его называют кукурузным божеством, [37] бог – это скалистое горное божество или персонифицированная гора, из которой может появиться зерно кукурузы или бог кукурузы, [4] подобно изображению, обнаруженному в Танке в 1974 году. [38] В МСМ горное божество готовится бросить камень и берет пленника. Наконец, хотя когда-то страницу 10 считали фрагментами двух разных страниц, теперь ее можно распознать как одну страницу и изображение третьего и последнего скелетного божества смерти, вероятно, снова Тлалуискальпантекутли. Божество выпустило дротик атлатль в водоем, чтобы поразить брюхоногого моллюска, что очень похоже на изображения из кодексов Наттолла и Борджиа (Кодекс Наттолла 16, 34, 75, 80; Кодекс Борджиа 12, 53).

За этими десятью страницами последовали бы еще две, чтобы завершить полный цикл Венеры, записанный на сохранившихся страницах.

Радиоуглеродная дата кодекса указывает на то, что он относится непосредственно к раннему постклассическому периоду, когда власть Тулы и Чичен-Ицы шла на убыль и когда вся Мезоамерика находилась в упадке. Качество изготовления MCM связано с поздними картинами в Чичен-Ице, в которых контуры и рисунок лишь частично сопровождаются последующей окончательной росписью. Обнаружение номеров колец на картинах Ксултуна, датируемых 800 годом нашей эры, предоставило доказательство того, что номера колец использовались на протяжении веков и не являются уникальными для Дрезденского кодекса. Пропорции человеческих фигур аналогичны пропорциям, известным из тонкой оранжевой керамики терминальной классической и ранней постклассической эпохи, обычно с подставкой для кольца.

Саэко Янигасава продемонстрировала, что стиль MCM наиболее тесно связан со стилем микстекских кодексов, которые, возможно, основаны на гибридных произведениях, таких как MCM, а другие ученые отметили, что головные уборы, известные из рукописей Mixtec, впервые известны в MCM. Округлый глаз, в отличие от овала, характеризующегося прямой линией на верхней стороне глаза, известен в Чичен-Ице. Как для MCM, так и для картин Чичен-Ицы также типично небрежное внимание к рисунку; в обоих случаях окончательная нарисованная линия отклоняется от эскиза. Стиль иероглифов МЦМ простой, но грамотный, последовательный и выдержанный для длинных столбцов дневных знаков. И рисунок, и законченная работа предполагают, что один писец использовал как минимум две кисти, одну кисть для более густых и вязких пигментов, используемых для знаков дня, и более тонкий инструмент для обработки человеческих фигур и других элементов каждой сцены.

Выставка

[ редактировать ]

Впервые MCM был показан в Клубе Гролье с 20 апреля по 5 июня 1971 года. До первой выставки в 1971 году в Клубе Гролье MCM находился во владении частного коллекционера в Мексике. MCM впервые появился на аукционе в конце 1960-х годов. [39] MCM выставлялся в Национальном музее антропологии Мехико в течение трех недель в сентябре и октябре 2018 года.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Национальный институт антропологии и истории (30 августа 2018 г.). «Бюллетень 299: INAH ратифицирует Кодекс майя Мексики, ранее называвшийся Гролье, как старейшую подлинную рукопись в Америке» (PDF) . gob.mx. Проверено 18 октября 2019 г.
  2. ^ Jump up to: а б Гент, Джордж (21 апреля 1971 г.). «Рукопись может изменить взгляды на религию майя» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 октября 2019 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д Брикер, Харви М., Виктория Р. Брикер (2011). «Венера и Меркурий». Астрономия в Кодексах майя . Филадельфия: Американское философское общество. стр. 219–229. ISBN  978-0-87169-265-8 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Коу, Майкл, Мэри Миллер, Стивен Хьюстон, Карл Таубе (2015). «Четвертый кодекс майя» (PDF) . Археология майя 3 . Сан-Франциско: Precolumbia Mesoweb Press. стр. 116–167. ISBN  978-0985931704 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Jump up to: а б Мартинес дель Кампо Ланц, София (2018). «Внутренний язык Мексиканского кодекса майя». Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. стр. 15–42. ISBN  978-607-539-158-8 .
  6. ^ Бонелло, Дебора (31 августа 2018 г.). «Мексиканские историки доказали подлинность украденного древнего текста майя» . Телеграф . Проверено 18 октября 2019 г.
  7. ^ Ассошиэйтед Пресс (31 августа 2018 г.). «Старейшая из сохранившихся книг майя признана подлинной» . ЦБК . Проверено 18 октября 2019 г.
  8. ^ Стивенсон, Марк (30 августа 2018 г.). «Эксперты из Мексики подтверждают подлинность кодекса майя, созданного 1000 лет назад» . АПНьюс . Проверено 18 октября 2019 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Брито Гуадарама, Бальтазар (2018). «Кодекс майя Мексики. Кодекс Гролье». Кодекс майя Мексики . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. стр. 1–14. ISBN  978-607-539-158-8 .
  10. ^ Коу 1999, с. 200. Мархенке 2012.
  11. ^ Милбрат 2002, с. 51.
  12. ^ Маркенке 2012. Йейтс 2012. Баудез 2002, с. 3.
  13. ^ Jump up to: а б Йейтс 2012.
  14. ^ Вителли 1977, с. 461.
  15. ^ Мархенке 2012. Йейтс 2012. Джонстон 1977.
  16. ^ Рувалькаба и др. 2007, стр. 299–300.
  17. ^ «Майкл Коу: влиятельный археолог помог раскрыть тайны Мезоамерики» . Йельские новости . 8 октября 2019 года . Проверено 22 октября 2019 г.
  18. ^ Робертс, Сэм (8 октября 2019 г.). «Майкл Коу, ученый майя и взломщик кодов, умер в 90 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 октября 2019 г.
  19. ^ Смит, Харрисон (30 сентября 2019 г.). «Майкл Коу, влиятельный археолог и ученый майя, умирает в 90 лет» . Вашингтон Пост . Проверено 22 октября 2019 г.
  20. ^ Хьюстон, Стивен (3 октября 2019 г.). «Археолог, исследовавший древние цивилизации Мексики и Центральной Америки» . Хранитель . Проверено 22 октября 2019 г.
  21. ^ Jump up to: а б с д Коу, Майкл Д. (1973). Писец майя и его мир (PDF) . Нью-Йорк: Клуб Гролье. стр. 150–153. ISBN  0-8139-0568-0 .
  22. ^ Томпсон, Дж. Эрик С. (1975). Грэм, Джон А. (ред.). «Кодекс Гролье» . Исследования Древней Мезоамерики, II . 27 : 1–9 – через электронную стипендию.
  23. ^ Милбрат, Сьюзен (2002). «Новые вопросы относительно подлинности Кодекса Гролье» . Литературный журнал латиноамериканских индейцев . 18 (1): 50–83 – через Research Gate.
  24. ^ Баудез, Клод-Франсуа (2002). «Венера и Кодекс Гролье» . Мексиканская археология . 10 (55): 70–79 – через issuu.
  25. ^ Jump up to: а б Карлсон, Джон Б. (2012–2013). «Двадцать масок Венеры: краткий отчет об исследовании и комментарии к Кодексу майя Гролье тринадцатого века, фрагмент 104-летнего альманаха прорицания Венеры майя в гибридном стиле» . Археоастрономия . XXV : 1–29 – через академические круги.
  26. ^ Бакли, Джеймс (1973). «Радиоуглеродные измерения изотопов X» . Радиоуглерод . 15 (2): 280–298. Бибкод : 1973Radcb..15..280B . doi : 10.1017/S003382220000120X – через журналы Университета Аризоны.
  27. ^ Рувалькаба, Х.Л., С. Зетина, Х. Кальво дель Кастильо, Э. Арройо, Э. Эрнандес, М. Вандер (2008). «Кодекс Гролье: неразрушающее исследование возможного документа майя с использованием методов визуализации и ионного луча» . Дело МРС . 1047 . doi : 10.1557/proc-1047-y06-07 – через архив библиотеки онлайн-материалов MRS. {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  28. ^ Солис, Корина, Мигель Анхель Мартинес Каррильо, Мария Родригес-Сеха, Эфраин Рафаэль Чавес-Ломели, Хосе Андрес (2018). «Датирование Мексиканского кодекса майя с помощью радиоуглеродной и ускорительной масс-спектрометрии». Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. стр. 109–118. ISBN  978-607-539-158-8 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  29. ^ Гутьеррес, Херардо и Бальтасар Брито Гуадаррама (2018). «Датировка Мексиканского кодекса майя по AMS 14C: старейшая книга в Мезоамерике». Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. стр. 267–282. ISBN  978-607-539-158-8 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  30. ^ Санчес Эрнандес, Рикардо и Альба Асусена Барриос Руис (2018). «Минералогическая и химическая характеристика имприматуры и пигментов Мексиканского кодекса майя». Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. стр. 119–164. ISBN  978-607-539-158-8 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  31. ^ Гутьеррес, Херардо и Мариана Лухан Сандерс (2018). «Материал и цветовая палитра Мексиканского кодекса майя по данным рентгеновской флуоресценции (XRF)». Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. стр. 185–204. ISBN  978-607-539-158-8 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  32. ^ Jump up to: а б Педраса-Лара, Карлос и Маргарита Охеда (2018). «Наблюдения за Кодексом майя Мексики в энтомологических аспектах». Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. стр. 93–108. ISBN  978-607-539-158-8 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  33. ^ С любовью, Брюс (август 2017 г.). «Подлинность Кодекса Гролье остается под вопросом». Мексиканец . 39 (4): 88–95.
  34. ^ Jump up to: а б Джон, Карлсон Б. (1983). «Кодекс Гролье: предварительный отчет о содержании и подлинности альманаха Венеры майя XIII века» . Календари в Мезоамерике и Перу: исчисления времени коренных американцев . Оксфорд: Британские археологические отчеты. стр. 27–57. ISBN  978-0860542230 .
  35. ^ Янагисава, Саэко (2018). «Является ли Мексиканский кодекс майя кодексом традиции миштек-пуэбла?» Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. стр. 283–300. ISBN  978-607-539-158-8 .
  36. ^ Стюарт, Дэвид (2010). «Сверкающие камни: наблюдения над ритуальным значением стелы ранних майя». Место каменных памятников: контекст, использование и значение в доклассический переходный период Мезоамерики . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. стр. 283–298. ISBN  978-0884023647 .
  37. ^ Карлсон, Джон Б. (2014). «Кодекс Гролье» . Дымящееся зеркало . 22 (4): 2–7 – через Академию.
  38. ^ Фаррис, Нэнси Р. (1975). «Настенные росписи позднего майя из Кинтана-Роо, Мексика». Журнал полевой археологии . 2 (1/2): 5–10 – через JSTOR.
  39. ^ Бауэр, Джессика (2016). «Письменное слово майя: история, противоречия и библиотечные связи». Международный журнал книги . 14 (3): 15–25. doi : 10.18848/1447-9516/CGP/v14i03/15-25 – через EBSCOhost Humanities Source.
  • The Associated Press, Самая старая из сохранившихся книг майя 2018 года признана подлинной. ЦБК.
  • Карлсон Джон Б., 1983 Кодекс Гролье: предварительный отчет о содержании и подлинности альманаха Венеры майя тринадцатого века. В «Календарях Мезоамерики и Перу: расчеты времени коренных американцев» , под редакцией Энтони Ф. Авени и Гордона Бразерстона, стр. 27–57. Международная серия 174, Британские археологические отчеты, Оксфорд.
  • 2012–2013 Двадцать масок Венеры: краткий отчет об исследовании и комментарии к Кодексу майя Гролье тринадцатого века, фрагменту 104-летнего гадального альманаха майя о Венере в гибридном стиле. Археоастрономия , XXV, стр. 1–29. Издательство Техасского университета.
  • 2014 Кодекс Гролье: подлинный гадательный альманах майя 13-го века: новые откровения о самой старой сохранившейся книге на бумаге в древней Америке. Дымящееся Зеркало , 22(4). стр. 2–7.
  • Баудез, Клод-Франсуа (май – июнь 2002 г.), « Венера и Кодекс Гролье » (PDF). Мексиканская археология (на испанском языке). Мехико, Мексика: Редакция Raíces. Х (55): 70–79. Архивировано из оригинала (PDF) 6 февраля 2010 г.
  • Бонелло, Дебора, 2018 г. Мексиканские историки доказывают подлинность украденного древнего текста майя. Телеграф .
  • Брикер, Харви М. и Виктория Р. Брикер, Венера и Меркурий, 2011 г. В астрономии в Кодексах майя . Американское философское общество, стр. 219–229.
  • Брито Гуадаррама, Бальтазар, 2018 г. Кодекс майя Мексики. Кодекс Гролье. В Кодексе майя Мексики, ранее называвшемся Grolier .INAH, Мехико. стр. 1–14.
  • Бакли, Джеймс, 1973 г. Измерения радиоуглерода изотопов X. Радиоуглерод , 15 (2), 280–298.
  • Коу, Майкл Д., 1973. Писец майя и его мир . Клуб Гролье.
  • Коу, Майкл, Мэри Миллер, Стивен Хьюстон и Карл Таубе, Четвертый кодекс майя, 2015 г. Археология майя , III . Доколумбовая Mesoweb Press. Сан-Франциско, Калифорния.
  • Фаррисс, Нэнси Р. Артур Дж. Миллер и Арлен Ф. Чейз, фрески позднего майя 1975 года из Кинтана-Роо, Мексика. Журнал полевой археологии , 2 (1/2). стр. 5–10.
  • Гент, Джордж, Рукопись 1971 г. может изменить взгляды на религию майя. Нью-Йорк Таймс .
  • Гонсалес Тирадо, Каролуса, 2018 г. Существенность Мексиканского кодекса майя. Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: INAH.
  • Гутьеррес, Херардо и Бальтасар Брито Гуадаррама, датировка AMS 14C, 2018 г., Кодекса майя Мексики: старейшей книги в Мезоамерике. Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: INAH.
  • Национальный институт антропологии и истории, 2018 Бюллетень №0. 299: INAH ратифицирует Кодекс майя Мексики, ранее называвшийся Гролье, как старейшую подлинную рукопись в Америке.
  • Мартинес дель Кампо Ланц, 2018 г. Внутренний язык Кодекса майя Мексики. Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: INAH.
  • Мартинес дель Кампо Ланц, София, 2002 г. Новые вопросы относительно подлинности Кодекса Гролье. Литературный журнал латиноамериканских индейцев , 18 (1).
  • Педраса-Лара, Карлос и Маргарита Охеда, 2018 г. Наблюдения за Кодексом майя Мексики в энтомологических аспектах. Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: INAH.
  • Рувалькаба, Дж. Л., С. Зетина, Х. Кальво дель Кастильо, Э. Эрнандес, М. Меерен и Л. Сотело, 2008 г. Кодекс Гролье: неразрушающее исследование возможного документа майя с использованием методов визуализации и ионного луча. Общество исследования материалов , 1047.
  • Санчес Эрнандес, Рикардо и Алаба Асусена Барриос Руис, 2018 г. Минералогическая и химическая характеристика имприматуры и пигментов Кодекса майя Мексики. В Кодексе майя Мексики, ранее называвшемся Grolier . Мехико: INAH.
  • Солис, Корина, Мигель Анхель Мартинес Карильо, Мария Родригес-Сеха, Эфраин Рафаэль Чавес-Ломели и Хосе Андрес, 2018 г. Датирование Мексиканского кодекса майя с помощью адиоуглерода и масс-спектрометрии с ускорителями. Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: INAH.
  • Стивенсон, Марк, 2018 г. Эксперты из Мексики подтверждают подлинность кодекса майя, существовавшего 1000 лет назад. Ассошиэйтед Пресс .
  • Стюарт, Дэвид, 2010 Сверкающие камни: наблюдения над ритуальным значением стелы ранних майя. Место каменных памятников: контекст, использование и значение в доклассический переходный период Мезоамерики. Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. Стр. 283–298.
  • Томпсон, Дж. Эрик С. 1975 Кодекс Гролье. В книге Джона А. Грэма (ред.), Исследования древней Мезоамерики, 2. Беркли: Археологический исследовательский центр Калифорнийского университета в Беркли, 27.
  • Янагисава, Саэко, 2018 г. Является ли Мексиканский кодекс майя кодексом традиции миштек-пуэбла? В Кодексе майя Мексики, ранее называвшемся Grolier . Мехико: INAH. стр. 283–300.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e242c346904ff7002c5af66b4be93704__1715687280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/04/e242c346904ff7002c5af66b4be93704.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maya Codex of Mexico - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)