Кодекс майя Мексики
Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
История |
Испанское завоевание майя |
Кодекс майя Мексики MCM) представляет собой майя кодекса ( рукопись доколумбового типа. Давно известный как Кодекс Гролье или Кодекс Саенса , в 2018 году он был официально переименован в Кодекс майя Мексики. [1] (CMM) Национального института антропологии и истории Мексики. Это один из четырех известных сохранившихся кодексов майя и единственный, который все еще находится в Америке.
MCM впервые появился в частной коллекции в 1960-х годах и был показан на выставке «Писец Майя и его мир», проходившей в Клубе Гролье в Нью-Йорке в 1971 году, отсюда и его прежнее название. [2] Альманах, отображающий движение планеты Венера , первоначально состоял из двадцати страниц; [3] первые восемь и последние два теперь отсутствуют. [2] Фолио 8 имеет самый высокий фрагмент размером 19 сантиметров (7,5 дюйма), а его страницы обычно имеют ширину 12,5 см (4,9 дюйма). Красные линии рамки внизу страниц с четвертой по восьмую указывают на то, что когда-то размеры были существенно выше и что писец подготовил место для текста под рисунком на каждой странице. Соответственно, когда-то размер рукописи составлял 250 сантиметров (98,4 дюйма). [4] [5] примерно такого же размера, как Дрезденский кодекс .
Его подлинность оспаривалась на момент открытия, но была подтверждена многочисленными исследованиями. В 2018 году группа ученых под руководством Национального института антропологии и истории убедительно продемонстрировала, что документ датируется периодом между 1021 и 1154 годами нашей эры. Мексиканские исследования подтверждают, что это старейший сохранившийся кодекс Мексики и старейшая книга Америки. [6] [7] [8]
Современная история и подлинность
[ редактировать ]Первый мексиканский владелец, Хосуэ Саенс, утверждал, что рукопись была обнаружена в пещере в мексиканском штате Чьяпас в 1960-х годах вместе с мозаичной маской, деревянной шкатулкой, рукояткой ножа, а также детской сандалией и кусок веревки и несколько чистых страниц амате (бумаги из коры инжира доколумбовой эпохи). Саенс одолжил рукопись Клубу Гролье, а затем подарил книгу мексиканскому народу. [4] [9]
Сообщается, что кодекс был найден в деревянном ящике в сухой пещере в высокогорье штата Чьяпас недалеко от Тортугеро ; [10] Говорят, что его нашли вместе с бирюзовой маской, которая сейчас находится в коллекции Думбартон-Оукса . [11] В 1965 году мексиканский коллекционер доктор Хосуэ Саенс был доставлен двумя мужчинами на легком самолете на удаленную взлетно-посадочную полосу в предгорьях Сьерра-Мадре недалеко от Тортугеро в Табаско ; штате [12] компас самолета был закрыт тканью, но Саенс узнал его приблизительное местоположение. На взлетно-посадочной полосе ему показали кодекс вместе с некоторыми другими украденными артефактами майя и сказали, что он может отвезти эти предметы обратно в Мехико для проверки подлинности, прежде чем покупать их. [13] Эксперт по древностям, с которым консультировался Саенс, заявил, что артефакты были подделками, но позже Саенс купил кодекс и разрешил Майклу Коу продемонстрировать его в клубе Гролье в 1971 году. [13] сослался на Договор 1970 года об артефактах между Соединенными Штатами и Мексикой В 1976 году Генеральный прокурор Мексики . Это привело к конфискации кодекса и его возвращению в Мексику. [14] Саенс передал кодекс правительству Мексики, и в настоящее время он хранится в хранилище Национальной библиотеки . [9] после того, как в течение многих лет хранился в хранилище Национального музея антропологии в Мехико, а не на всеобщее обозрение. [15] Заявленное открытие Кодекса Гролье сделает его единственным доколумбовым кодексом, обнаруженным в течение 20-го века, за исключением некоторых фрагментов кодекса, раскопанных археологами. [16]
После выставки 1971 года Майкл Д. Коу [17] [18] [19] [20] опубликовал первое факсимиле кодекса в половинном размере в книге «Писец майя и его мир» , изданной Клубом Гролье в 1973 году. [21] Впоследствии MCM несколько раз публиковался недоброжелателями ( Дж. Эрик С. Томпсон , [22] Милбрат, [23] Баудез, [24] среди них) и сторонниками (Стюарт, Карлсон). [25] Коу, Стивен Д. Хьюстон , Мэри Миллер и Карл Таубе опубликовали первое полноразмерное факсимиле в 2015 году, используя фотографии, сделанные фотографом National Geographic Энрико Фероррелли в 1987 году, а также полный набор нарисованных от руки рисунков, не защищенных авторскими правами, для распространения. и тщательный анализ контекста, содержания и иконографии кодекса. [4] Коу и др. также продемонстрировал, что бумага трехслойная, что позволяет использовать ее в сложенном формате. Новое факсимиле, основанное на новой фотографии, было опубликовано правительством Мексики в 2018 году. [9]
Английский майянист Дж. Эрик С. Томпсон поставил под сомнение подлинность МКМ в 1975 году, хотя сам рукописи не видел. Как утверждали Виктория Брикер и Харви Брикер, содержание MCM не было скопировано напрямую из каких-либо известных кодексов, и тем не менее оно соответствует аутентичному и точному доиспанскому календарю. Хотя другие ученые выступали за и против кодекса, аргументы против подлинности рукописи стали неуместными перед лицом мексиканского научного анализа. [ нужна ссылка ]
Проводились различные кампании по научному тестированию рукописи, начиная с радиоуглеродного анализа в 1972 году, который дал дату 1035–1431 гг.; [21] [26] последующий тест в 2012 году дал дату 1050–1284 гг. [25] В 2007 году Институт физики Национального автономного университета Мексики подверг кодекс неразрушающему тестированию, пытаясь определить его подлинность, и определил ключевой ингредиент голубого цвета майя — палыгорскит . [27] Тесты, проведенные при поддержке INAH, позволили получить дополнительные радиоуглеродные даты, что привело к единому мнению, что рукопись датируется 11 или 12 веком. [28] [29] Дополнительные научные исследования показали, что поверхность аматной бумаги была подготовлена с обеих сторон тонкой основой из гипса или сульфата кальция (CaSO 4 ·2H 2 O) толщиной от 0,2 до 0,3 мм, чтобы сформировать гладкую поверхность для письма. [30] Мексиканские исследования также доказали, что пигмент появился одновременно с бумагой; дальнейшая работа показала, что пигменты включают ламповую сажу , красный, полученный из гематита (Fe 2 O 3 ), синий майя, полученный из красителя индиго и палыгорскита , и коричневые, полученные с кошенилью . [31]
Мексиканское научное исследование также показало, что кодекс подвергался как минимум трем периодам высокой влажности. [5] [32] Кроме того, в какой-то момент в MCM поселились крошечные членистоногие, оставляющие четко разжеванные края, которые недоброжелатели рукописи ошибочно приняли за порезы ножницами. [32] Мародеры грубо обращались с кодексом, разрывая страницы. Сегодня только четвертая, пятая и шестая страницы остались прикрепленными друг к другу. [4]
В 2015 году, накануне исследования INAH, Коу, Хьюстон, Миллер и Таубе опубликовали полное исследование кодекса. Они представили дополнительные аргументы в поддержку подлинности документа и пришли к выводу, что эту работу мог выполнить только жрец майя. [4] Несмотря на последующую публикацию критического обзора аргументов Коу и др., [33] группы ученых под эгидой Национального института антропологии и истории Мексики готовили исследования, которые признали бы подлинность MCM в 2018 году.
Содержание
[ редактировать ]Хотя и лицевая, и оборотная стороны (лицевая и оборотная стороны) МКМ были подготовлены к росписи, только одна сторона была завершена как ритуальный манускрипт. [4] На каждой лицевой стороне изображено стоящее божество, обращенное влево. Левая часть каждой страницы отмечена столбцом повторяющихся знаков дня; где этот столбец заполнен, всего их тринадцать. Номера колец на верхнем поле обозначают дни цикла Венеры. [3] записаны в гибридной системе, которая включает в себя как штрих-точечную нумерацию майя, так и одиночные точки, используемые в Центральной Мексике и Оахаке. [34]
Мезоамериканские народы уделяли пристальное внимание Венере, которую считали опасным и воинственным существом (мезоамериканские календари XRF). Цикл Венеры был разбит на синодические периоды следующим образом: 90 дней невидимости в верхнем соединении (SC), 250 дней видимости как Вечерняя звезда, 8 дней невидимости в нижнем соединении (IC) и 236 дней видимости как Утренняя звезда. в общей сложности 584 дня. [3] Пять циклов Венеры равны 8 солнечным годам по 365 дней, что открывает нумерологические возможности.
Именно эти синодические периоды прописаны в числах колец МЦМ. Например, на странице 7 внутри «кольца» изображена полоса и три точки, так что читатель отсчитывает 8 дней вперед от дня Ламата (например, 10 Ламат, во второй позиции) до дня Киба (например, 5 Киб, во второй позиции). позиция), через 8 дней на стр. 8. На стр. 8 счет в «кольце» — 16, три полоски и одна точка; это добавляется к сумме, полученной с помощью 11 точек, обозначающих периоды в 20 или 220 дней, в результате чего получается 236 дней: 236 — это период видимости Венеры как Утренней звезды. [3] Книга могла бы служить руководством к точным знаниям в руках жреца майя в конце 11 или начале 12 века.
Первые восемь страниц кодекса теперь утеряны, как и последние две, но сегодняшняя нумерация страниц относится к существующим сейчас страницам. [4] На странице 1 изображен Кавиил, который берет в плен. [4] На странице 2 изображен бог смерти , бог, наиболее известный среди майя как Кими. [4] [35] Божество Страницы 3 нелегко опознать, но почерневшие глаза пленника похожи на те, что видели на Дрездене 60б. [4] Кавиил повторяет это на странице 4, на этот раз беря пленника. На странице 5 представлена версия солнечного божества, известного из Дрездена 55а, а также лицо маски раннего постклассического майя в Чикагском институте искусств (1965.782); этот бог солнца поджигает храм перед собой дротиком, выпущенным из его атлатля. [4] На странице 6 появляется бог смерти, почти наверняка версия Тлауискальпантекутли, впервые описанная Джоном Карлсоном. [34] Он владеет массивным ножом и обезглавил другое божество, которое держит за волосы. У божества смерти в носовой полости есть зазубренный кремневый клинок, похожий на изображение в Храме Воинов в Чичен-Ице . [21]
Загадочное божество на странице 7 стоит перед сияющим деревом, или тем, что Дэвид Стюарт впервые назвал «Сияющим». [36] Его головной убор очень близок к головным уборам, которые носят пять божеств в отрывках к Венере Ватикана B, и это может еще больше связывать его с Тлалуискальпантекутли, богом Утренней звезды в Центральной Мексике. [4] Сияющее дерево, возможно, излучает сияющие нефритовые диски. [4] Страница 8 была идентифицирована как птичье божество, [21] с некоторыми змеиными качествами; [4] он носит толстый пояс и тескакуитлапилли поверх кожаной юбки, [4] и он прострелил храм перед собой дротиком из своего атлатля.
Хотя иногда его называют кукурузным божеством, [37] бог – это скалистое горное божество или персонифицированная гора, из которой может появиться зерно кукурузы или бог кукурузы, [4] подобно изображению, обнаруженному в Танке в 1974 году. [38] В МСМ горное божество готовится бросить камень и берет пленника. Наконец, хотя когда-то страницу 10 считали фрагментами двух разных страниц, теперь ее можно распознать как одну страницу и изображение третьего и последнего скелетного божества смерти, вероятно, снова Тлалуискальпантекутли. Божество выпустило дротик атлатль в водоем, чтобы поразить брюхоногого моллюска, что очень похоже на изображения из кодексов Наттолла и Борджиа (Кодекс Наттолла 16, 34, 75, 80; Кодекс Борджиа 12, 53).
За этими десятью страницами последовали бы еще две, чтобы завершить полный цикл Венеры, записанный на сохранившихся страницах.
Стиль
[ редактировать ]Радиоуглеродная дата кодекса указывает на то, что он относится непосредственно к раннему постклассическому периоду, когда власть Тулы и Чичен-Ицы шла на убыль и когда вся Мезоамерика находилась в упадке. Качество изготовления MCM связано с поздними картинами в Чичен-Ице, в которых контуры и рисунок лишь частично сопровождаются последующей окончательной росписью. Обнаружение номеров колец на картинах Ксултуна, датируемых 800 годом нашей эры, предоставило доказательство того, что номера колец использовались на протяжении веков и не являются уникальными для Дрезденского кодекса. Пропорции человеческих фигур аналогичны пропорциям, известным из тонкой оранжевой керамики терминальной классической и ранней постклассической эпохи, обычно с подставкой для кольца.
Саэко Янигасава продемонстрировала, что стиль MCM наиболее тесно связан со стилем микстекских кодексов, которые, возможно, основаны на гибридных произведениях, таких как MCM, а другие ученые отметили, что головные уборы, известные из рукописей Mixtec, впервые известны в MCM. Округлый глаз, в отличие от овала, характеризующегося прямой линией на верхней стороне глаза, известен в Чичен-Ице. Как для MCM, так и для картин Чичен-Ицы также типично небрежное внимание к рисунку; в обоих случаях окончательная нарисованная линия отклоняется от эскиза. Стиль иероглифов МЦМ простой, но грамотный, последовательный и выдержанный для длинных столбцов дневных знаков. И рисунок, и законченная работа предполагают, что один писец использовал как минимум две кисти, одну кисть для более густых и вязких пигментов, используемых для знаков дня, и более тонкий инструмент для обработки человеческих фигур и других элементов каждой сцены.
Выставка
[ редактировать ]Впервые MCM был показан в Клубе Гролье с 20 апреля по 5 июня 1971 года. До первой выставки в 1971 году в Клубе Гролье MCM находился во владении частного коллекционера в Мексике. MCM впервые появился на аукционе в конце 1960-х годов. [39] MCM выставлялся в Национальном музее антропологии Мехико в течение трех недель в сентябре и октябре 2018 года.
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Национальный институт антропологии и истории (30 августа 2018 г.). «Бюллетень 299: INAH ратифицирует Кодекс майя Мексики, ранее называвшийся Гролье, как старейшую подлинную рукопись в Америке» (PDF) . gob.mx. Проверено 18 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Гент, Джордж (21 апреля 1971 г.). «Рукопись может изменить взгляды на религию майя» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Брикер, Харви М., Виктория Р. Брикер (2011). «Венера и Меркурий». Астрономия в Кодексах майя . Филадельфия: Американское философское общество. стр. 219–229. ISBN 978-0-87169-265-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Коу, Майкл, Мэри Миллер, Стивен Хьюстон, Карл Таубе (2015). «Четвертый кодекс майя» (PDF) . Археология майя 3 . Сан-Франциско: Precolumbia Mesoweb Press. стр. 116–167. ISBN 978-0985931704 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Мартинес дель Кампо Ланц, София (2018). «Внутренний язык Мексиканского кодекса майя». Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. стр. 15–42. ISBN 978-607-539-158-8 .
- ^ Бонелло, Дебора (31 августа 2018 г.). «Мексиканские историки доказали подлинность украденного древнего текста майя» . Телеграф . Проверено 18 октября 2019 г.
- ^ Ассошиэйтед Пресс (31 августа 2018 г.). «Старейшая из сохранившихся книг майя признана подлинной» . ЦБК . Проверено 18 октября 2019 г.
- ^ Стивенсон, Марк (30 августа 2018 г.). «Эксперты из Мексики подтверждают подлинность кодекса майя, созданного 1000 лет назад» . АПНьюс . Проверено 18 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Брито Гуадарама, Бальтазар (2018). «Кодекс майя Мексики. Кодекс Гролье». Кодекс майя Мексики . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. стр. 1–14. ISBN 978-607-539-158-8 .
- ^ Коу 1999, с. 200. Мархенке 2012.
- ^ Милбрат 2002, с. 51.
- ^ Маркенке 2012. Йейтс 2012. Баудез 2002, с. 3.
- ^ Jump up to: а б Йейтс 2012.
- ^ Вителли 1977, с. 461.
- ^ Мархенке 2012. Йейтс 2012. Джонстон 1977.
- ^ Рувалькаба и др. 2007, стр. 299–300.
- ^ «Майкл Коу: влиятельный археолог помог раскрыть тайны Мезоамерики» . Йельские новости . 8 октября 2019 года . Проверено 22 октября 2019 г.
- ^ Робертс, Сэм (8 октября 2019 г.). «Майкл Коу, ученый майя и взломщик кодов, умер в 90 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 октября 2019 г.
- ^ Смит, Харрисон (30 сентября 2019 г.). «Майкл Коу, влиятельный археолог и ученый майя, умирает в 90 лет» . Вашингтон Пост . Проверено 22 октября 2019 г.
- ^ Хьюстон, Стивен (3 октября 2019 г.). «Археолог, исследовавший древние цивилизации Мексики и Центральной Америки» . Хранитель . Проверено 22 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Коу, Майкл Д. (1973). Писец майя и его мир (PDF) . Нью-Йорк: Клуб Гролье. стр. 150–153. ISBN 0-8139-0568-0 .
- ^ Томпсон, Дж. Эрик С. (1975). Грэм, Джон А. (ред.). «Кодекс Гролье» . Исследования Древней Мезоамерики, II . 27 : 1–9 – через электронную стипендию.
- ^ Милбрат, Сьюзен (2002). «Новые вопросы относительно подлинности Кодекса Гролье» . Литературный журнал латиноамериканских индейцев . 18 (1): 50–83 – через Research Gate.
- ^ Баудез, Клод-Франсуа (2002). «Венера и Кодекс Гролье» . Мексиканская археология . 10 (55): 70–79 – через issuu.
- ^ Jump up to: а б Карлсон, Джон Б. (2012–2013). «Двадцать масок Венеры: краткий отчет об исследовании и комментарии к Кодексу майя Гролье тринадцатого века, фрагмент 104-летнего альманаха прорицания Венеры майя в гибридном стиле» . Археоастрономия . XXV : 1–29 – через академические круги.
- ^ Бакли, Джеймс (1973). «Радиоуглеродные измерения изотопов X» . Радиоуглерод . 15 (2): 280–298. Бибкод : 1973Radcb..15..280B . doi : 10.1017/S003382220000120X – через журналы Университета Аризоны.
- ^ Рувалькаба, Х.Л., С. Зетина, Х. Кальво дель Кастильо, Э. Арройо, Э. Эрнандес, М. Вандер (2008). «Кодекс Гролье: неразрушающее исследование возможного документа майя с использованием методов визуализации и ионного луча» . Дело МРС . 1047 . doi : 10.1557/proc-1047-y06-07 – через архив библиотеки онлайн-материалов MRS.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Солис, Корина, Мигель Анхель Мартинес Каррильо, Мария Родригес-Сеха, Эфраин Рафаэль Чавес-Ломели, Хосе Андрес (2018). «Датирование Мексиканского кодекса майя с помощью радиоуглеродной и ускорительной масс-спектрометрии». Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. стр. 109–118. ISBN 978-607-539-158-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Гутьеррес, Херардо и Бальтасар Брито Гуадаррама (2018). «Датировка Мексиканского кодекса майя по AMS 14C: старейшая книга в Мезоамерике». Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. стр. 267–282. ISBN 978-607-539-158-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Санчес Эрнандес, Рикардо и Альба Асусена Барриос Руис (2018). «Минералогическая и химическая характеристика имприматуры и пигментов Мексиканского кодекса майя». Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. стр. 119–164. ISBN 978-607-539-158-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Гутьеррес, Херардо и Мариана Лухан Сандерс (2018). «Материал и цветовая палитра Мексиканского кодекса майя по данным рентгеновской флуоресценции (XRF)». Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. стр. 185–204. ISBN 978-607-539-158-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Педраса-Лара, Карлос и Маргарита Охеда (2018). «Наблюдения за Кодексом майя Мексики в энтомологических аспектах». Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. стр. 93–108. ISBN 978-607-539-158-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ С любовью, Брюс (август 2017 г.). «Подлинность Кодекса Гролье остается под вопросом». Мексиканец . 39 (4): 88–95.
- ^ Jump up to: а б Джон, Карлсон Б. (1983). «Кодекс Гролье: предварительный отчет о содержании и подлинности альманаха Венеры майя XIII века» . Календари в Мезоамерике и Перу: исчисления времени коренных американцев . Оксфорд: Британские археологические отчеты. стр. 27–57. ISBN 978-0860542230 .
- ^ Янагисава, Саэко (2018). «Является ли Мексиканский кодекс майя кодексом традиции миштек-пуэбла?» Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. стр. 283–300. ISBN 978-607-539-158-8 .
- ^ Стюарт, Дэвид (2010). «Сверкающие камни: наблюдения над ритуальным значением стелы ранних майя». Место каменных памятников: контекст, использование и значение в доклассический переходный период Мезоамерики . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. стр. 283–298. ISBN 978-0884023647 .
- ^ Карлсон, Джон Б. (2014). «Кодекс Гролье» . Дымящееся зеркало . 22 (4): 2–7 – через Академию.
- ^ Фаррис, Нэнси Р. (1975). «Настенные росписи позднего майя из Кинтана-Роо, Мексика». Журнал полевой археологии . 2 (1/2): 5–10 – через JSTOR.
- ^ Бауэр, Джессика (2016). «Письменное слово майя: история, противоречия и библиотечные связи». Международный журнал книги . 14 (3): 15–25. doi : 10.18848/1447-9516/CGP/v14i03/15-25 – через EBSCOhost Humanities Source.
Ссылки
[ редактировать ]- The Associated Press, Самая старая из сохранившихся книг майя 2018 года признана подлинной. ЦБК.
- Карлсон Джон Б., 1983 Кодекс Гролье: предварительный отчет о содержании и подлинности альманаха Венеры майя тринадцатого века. В «Календарях Мезоамерики и Перу: расчеты времени коренных американцев» , под редакцией Энтони Ф. Авени и Гордона Бразерстона, стр. 27–57. Международная серия 174, Британские археологические отчеты, Оксфорд.
- 2012–2013 Двадцать масок Венеры: краткий отчет об исследовании и комментарии к Кодексу майя Гролье тринадцатого века, фрагменту 104-летнего гадального альманаха майя о Венере в гибридном стиле. Археоастрономия , XXV, стр. 1–29. Издательство Техасского университета.
- 2014 Кодекс Гролье: подлинный гадательный альманах майя 13-го века: новые откровения о самой старой сохранившейся книге на бумаге в древней Америке. Дымящееся Зеркало , 22(4). стр. 2–7.
- Баудез, Клод-Франсуа (май – июнь 2002 г.), « Венера и Кодекс Гролье » (PDF). Мексиканская археология (на испанском языке). Мехико, Мексика: Редакция Raíces. Х (55): 70–79. Архивировано из оригинала (PDF) 6 февраля 2010 г.
- Бонелло, Дебора, 2018 г. Мексиканские историки доказывают подлинность украденного древнего текста майя. Телеграф .
- Брикер, Харви М. и Виктория Р. Брикер, Венера и Меркурий, 2011 г. В астрономии в Кодексах майя . Американское философское общество, стр. 219–229.
- Брито Гуадаррама, Бальтазар, 2018 г. Кодекс майя Мексики. Кодекс Гролье. В Кодексе майя Мексики, ранее называвшемся Grolier .INAH, Мехико. стр. 1–14.
- Бакли, Джеймс, 1973 г. Измерения радиоуглерода изотопов X. Радиоуглерод , 15 (2), 280–298.
- Коу, Майкл Д., 1973. Писец майя и его мир . Клуб Гролье.
- Коу, Майкл, Мэри Миллер, Стивен Хьюстон и Карл Таубе, Четвертый кодекс майя, 2015 г. Археология майя , III . Доколумбовая Mesoweb Press. Сан-Франциско, Калифорния.
- Фаррисс, Нэнси Р. Артур Дж. Миллер и Арлен Ф. Чейз, фрески позднего майя 1975 года из Кинтана-Роо, Мексика. Журнал полевой археологии , 2 (1/2). стр. 5–10.
- Гент, Джордж, Рукопись 1971 г. может изменить взгляды на религию майя. Нью-Йорк Таймс .
- Гонсалес Тирадо, Каролуса, 2018 г. Существенность Мексиканского кодекса майя. Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: INAH.
- Гутьеррес, Херардо и Бальтасар Брито Гуадаррама, датировка AMS 14C, 2018 г., Кодекса майя Мексики: старейшей книги в Мезоамерике. Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: INAH.
- Национальный институт антропологии и истории, 2018 Бюллетень №0. 299: INAH ратифицирует Кодекс майя Мексики, ранее называвшийся Гролье, как старейшую подлинную рукопись в Америке.
- Мартинес дель Кампо Ланц, 2018 г. Внутренний язык Кодекса майя Мексики. Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: INAH.
- Мартинес дель Кампо Ланц, София, 2002 г. Новые вопросы относительно подлинности Кодекса Гролье. Литературный журнал латиноамериканских индейцев , 18 (1).
- Педраса-Лара, Карлос и Маргарита Охеда, 2018 г. Наблюдения за Кодексом майя Мексики в энтомологических аспектах. Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: INAH.
- Рувалькаба, Дж. Л., С. Зетина, Х. Кальво дель Кастильо, Э. Эрнандес, М. Меерен и Л. Сотело, 2008 г. Кодекс Гролье: неразрушающее исследование возможного документа майя с использованием методов визуализации и ионного луча. Общество исследования материалов , 1047.
- Санчес Эрнандес, Рикардо и Алаба Асусена Барриос Руис, 2018 г. Минералогическая и химическая характеристика имприматуры и пигментов Кодекса майя Мексики. В Кодексе майя Мексики, ранее называвшемся Grolier . Мехико: INAH.
- Солис, Корина, Мигель Анхель Мартинес Карильо, Мария Родригес-Сеха, Эфраин Рафаэль Чавес-Ломели и Хосе Андрес, 2018 г. Датирование Мексиканского кодекса майя с помощью адиоуглерода и масс-спектрометрии с ускорителями. Кодекс майя Мексики, ранее Гролье . Мехико: INAH.
- Стивенсон, Марк, 2018 г. Эксперты из Мексики подтверждают подлинность кодекса майя, существовавшего 1000 лет назад. Ассошиэйтед Пресс .
- Стюарт, Дэвид, 2010 Сверкающие камни: наблюдения над ритуальным значением стелы ранних майя. Место каменных памятников: контекст, использование и значение в доклассический переходный период Мезоамерики. Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. Стр. 283–298.
- Томпсон, Дж. Эрик С. 1975 Кодекс Гролье. В книге Джона А. Грэма (ред.), Исследования древней Мезоамерики, 2. Беркли: Археологический исследовательский центр Калифорнийского университета в Беркли, 27.
- Янагисава, Саэко, 2018 г. Является ли Мексиканский кодекс майя кодексом традиции миштек-пуэбла? В Кодексе майя Мексики, ранее называвшемся Grolier . Мехико: INAH. стр. 283–300.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- INAH Обзор Кодекса майя Мексики
- Фотографии MCM Джастина Керра, первоначально опубликованные Майклом Д. Коу в 1973 году.
- Иероглифическое письмо майя: Древние кодексы майя Ранды Мархенке.
- Фотографии Кодекса Гролье в высоком разрешении из доколумбового портфолио Джастина Керра.
- Майк Каммингс, Проверка подлинности самой старой книги в Америке. 18 января 2017 г. - news.yale.edu
- Джиллиан Кили, кодекс майя 13-го века, долгое время окутанный спорами, оказался подлинным. 7 сентября 2016 г. - news.brown.edu