Jump to content

Общество майя

Общество майя касается социальной организации доиспанских майя , их политических структур и социальных классов. Народ майя был коренным населением Мексики и Центральной Америки и являлся наиболее доминирующей народной группой Центральной Америки вплоть до VI века. [1]

В эпоху неолита общество майя внесло свой вклад в области астрономии, математики, сельского хозяйства, искусства и письменности. [2] Пик цивилизации майя пришелся на период между 250 и 900 годами нашей эры. Это включало сложные города, социальную жизнь и политику. После этого периода цивилизация майя начала приходить в упадок, и оставшиеся майя вернутся к обществу охотников-собирателей. Эти оставшиеся племена в конечном итоге будут завоеваны европейцами в 1500-х годах. [ нужна ссылка ]

Майя жили в Мезоамерике , сконцентрировавшись на полуострове Юкатан , в районе Петен на севере Гватемалы и на юге Мексики. Майя достигли расцвета своей цивилизации в классический период цивилизации майя (250–900 гг. н.э.), а затем начался упадок примерно в 900 г. н.э. [1] Цивилизация майя, сосредоточенная в этих тропических землях, достигла пика своего могущества и влияния примерно в шестом веке. [3]

Майя практиковали модификацию тела , [4] включая модификацию черепа, модификацию зубов, модификацию кожи и пирсинг. Майя ценили индивидуализм посредством модификации тела. [4] Модификация тела иногда отражала политический статус человека, культурное убеждение, что модификация тела может защитить его от злых духов, выдать себя за важных деятелей культуры и обозначить важные события, произошедшие в жизни человека.

Известно, что майя участвовали в войнах, чтобы добыть близлежащие ресурсы, установить политический контроль над соседями, обеспечить рабский труд и приносить жертвы для ритуалов. Войны в обществе майя были частыми.

Королевство, двор и королевская власть

[ редактировать ]

классического периода майя Государство королевство, представляло собой небольшое Хухулом позже потомственным возглавляемое правителем – Аджавом , Аджавом . [5] Оба термина появляются в ранних колониальных текстах, включая Papeles de Paxbolón. [6] где они используются как синонимы ацтекских терминов , и испанских обозначающих правителей и их владения. Это тлатоани и тлахтокайотль на языке науатль , а также испанские слова rey , majestad , reino и señor, обозначающие правителя/лидера/ господа и сеньорио или dominio королевства. Такие королевства обычно представляли собой не более чем столицу с прилегающими к ней окрестностями и несколькими зависимыми городами (аналогично городу-государству ). Были также более крупные государства, которые контролировали более крупные территории и подчиняли себе более мелкие государства; обширные системы, контролируемые Тикалем и Караколем примерами тому служат .

Каждое королевство имело свое название, которое не обязательно соответствовало какой-либо местности на его территории. Его идентичность была политической единицей, связанной с определенной правящей династией . Например, археологический памятник Наранхо был столицей королевства Саал. Земля ( чан чэн ) королевства и его столица назывались Вакабнал или Максам и были частью более крупного географического образования, известного как Хук Цук . [4] Несмотря на постоянные войны и возможные изменения в региональной власти, большинство королевств никогда не исчезали с политического ландшафта до краха всей системы в 9 веке. В этом отношении классические королевства майя были похожи на поздние постклассические государства, с которыми столкнулись испанцы на Юкатане и в Центральной Мексике : некоторые государства подчинялись гегемонистским центрам или правителям посредством завоеваний и/или династических союзов, но даже тогда они сохранялись как отдельные образования.

Представление пленников правителю майя

Майянисты все чаще принимают «придворную парадигму» классических обществ майя, которая делает упор на центральную роль королевского дома и особенно на личности короля. [5] Этот подход фокусируется на совокупности монументальных пространств майя как воплощении разнообразной деятельности королевского двора. Он рассматривает роль мест и пространств (включая жилища королевской семьи и знати, тронные залы, храмы, залы и площади для публичных церемоний) в установлении и согласовании власти и социальной иерархии , а также в создании и проецировании эстетических и моральных ценностей, которые определяют порядок более широкой социальной сферы. Основное внимание уделяется имуществу и воплощению объектов, находящихся в их обществе.

Испанские источники неизменно описывают даже крупнейшие поселения майя на Юкатане и Гватемале как рассредоточенные скопления жилищ, сгруппированных вокруг храмов и дворцов правящей династии и мелкой знати. Хотя среди центров майя классического периода существовала экономическая специализация (см. , например, Чунчучмиль ), она не велась в таких масштабах, как в ацтекской столице Теночтитлане . Некоторые утверждают, что города майя не были городскими центрами. [7] но вместо этого они были структурированы и концептуализировались как огромные королевские дворы, места административной и ритуальной деятельности королевского двора. В теоретических рамках этой модели они были местами, где привилегированные дворяне могли приближаться к святому правителю, где формулировались и распространялись эстетические ценности высокой культуры и где эстетические предметы потреблялись. [8] Они были самопровозглашенными центрами и источниками социального, морального и космического порядка. Падение королевского двора, как в хорошо задокументированных случаях Пьедрас-Неграс или Копана, привело бы к неизбежной «смерти» соответствующего поселения.

Класс знати был более чем сложным и специализированным в условиях общества майя. Дворянский статус и профессия, где служили и передавались только по элитным семейным линиям. Таким образом, стало ясно, что цивилизация майя зародилась, и было очень трудно продвигаться вверх внутри общества. Занятия мужчин майя ограничивались профессией их отца. Таким образом, если ваш отец был фермером, то и вы были фермером. Высшую касту составляли правители, дворяне и жрецы. Среднюю касту составляли бизнесмены, торговцы и солдаты.

Родство и происхождение древних майя альтернативно описывались как отцовское , матрилинейное и двустороннее. [9] Политическая организация майя характеризовалась как как сегментарная (включающая четко определенные линии передачи и клановые структуры), так и централизованная.

Писцы занимали видное положение при дворах майя и имели своих собственных божеств-покровителей (см. Боги-обезьяны-ревуны и бог кукурузы майя ). Они часто происходили из аристократических семей и, вероятно, имели иерархическую организацию. [10] Оказывается, одни книжники были прикреплены к царскому дому, другие же служили при храмах и, возможно, причислялись к жрецам. В искусстве майя правители часто изображаются с атрибутами, указывающими на то, что они были писцами или, по крайней мере, умели писать, например, со связками ручек в головных уборах. Кроме того, многие линейки были найдены вместе с пишущими инструментами, такими как ракушки или глиняные чернильницы.

Модификации кузова

[ редактировать ]

Для древних майя модификация тела была отражением культурной и индивидуальной идентичности. [11] Благодаря различным модификациям тело можно было воспринимать индивидуально, использовать как символ или как политическое заявление. Красота также использовалась для внешней демонстрации и реализации социальных и моральных ценностей. [12]

Физические останки майя помогают собрать воедино мотивацию и значение того, чтобы переносить огромную боль и использовать огромное количество своего богатства, чтобы сделать себя красивыми. Древние майя придавали большое значение определенным экстремальным модификациям тела , часто подвергаясь утомительным и болезненным процедурам как обряду посвящения , дань уважения своим богам и как постоянно видимый символ статуса своего места в обществе, который будет длиться всю жизнь и в дальнейшем. их загробная жизнь . Таким образом, за модификацией стояли эстетические, религиозные и социальные соображения. [4]

Модификация черепа

[ редактировать ]

Происхождение черепных модификаций у майя неизвестно, но, возможно, оно было унаследовано от ольмеков , предшественников майя, обитавших недалеко от гор Тустла. Черепная модификация была одной из важнейших практик культуры ольмеков. [12] Лица, пережившие черепные модификации, могли иметь любой статус, но гораздо больше элитных людей были изображены с черепными модификациями. Практики намеренной деформации использовались как способ дифференциации членов общества. [4] Ожидалось, что все члены элитной семьи пройдут черепную модификацию, начиная вскоре после рождения. [12] Процедура проводилась, когда череп ребенка еще не полностью вырос и был еще мягким, что позволяло легко придавать ему форму.

Доказательство

[ редактировать ]

Большинство доказательств деформации черепа обнаружено в остеологических останках, обнаруженных в ходе археологических раскопок на стоянках майя. Анализируя различные формы черепов, остеологи могут различать тонкие различия в стилях деформации и понимать, что эти различия могут означать. Интерпретация этих различных типов черепов обсуждалась, но ясно, что формы различались в зависимости от времени и региона. Испанские и другие европейские записи также предоставили подробные описания изменений черепа в своих исторических записях. [4] В некоторых испанских документах описаны различные методы и материалы, использованные для модификации черепа. Археологические находки, в том числе художественные изображения или фигурки, демонстрирующие измененную форму черепа, помогают пролить свет на важность различения себя посредством различных типов модификаций.

Существует целых 14 различных форм черепа, вызванных несколькими различными типами целенаправленных модификаций или методов деформации, используемых членами общества майя. [4] Деформацию новорожденного осуществляли двумя основными способами: сдавлением головы подушечками и регулируемыми креплениями или удержанием ребенка в специально сконструированных люльках. [4] Часто ко лбу прикрепляли связывающее устройство, поэтому вместо того, чтобы естественным образом принимать круглую или круглую форму, череп ребенка приобретал длинную и сужающуюся форму с выступом над линией бровей. [12] Эти различные модификации приводили к сильному стрессу для организма нового ребенка и часто приводили к смерти. [ нужна ссылка ]

Двумя основными формами черепной модификации майя были прямая деформация и косая деформация. Деформацию вертикального положения модифицировали за счет использования досок-колыбелей, которые часто оставляли уплощение затылка асимметричным и влияли на подвижность ребенка. [4] Косая деформация модифицировалась за счет использования лопатки, приложенной к голове, а иногда использовалась с лобной доской и повязкой. Этот тип деформации не вызвал проблем с подвижностью. [4] В практике всех членов общества существовали явные различия во временных и региональных предпочтениях.

В доклассический период, 2000 г. до н. э. – 250 г. н. э. , модификация черепа майя имитировала форму головы ольмекских богов, изображенных на всех произведениях искусства ольмеков. [12] С использованием новых и различных техник, появившихся в классический период, 250-900 гг. н. э., появились новые стили черепных модификаций, возможно, как индикатор принадлежности к родственной группе или как признак определенного статуса. [12] Кроме того, в классический период население в целом использовало модификацию стиля вертикальной деформации, в то время как детям, которые, как ожидается, будут занимать высокое статусное положение, давали косую деформацию. [4] Около 900 г. н.э. стиль модификации был стандартизирован, и большинство человеческих останков были найдены с высокими черепами и приплюснутыми лбами - те же самые модификации, зафиксированные испанцами, когда они прибыли в Мезоамерику. [12]

Региональные различия в стилях черепных модификаций также были очевидны. В низменностях западных майя популярный стиль модификации имитировал форму головы кукурузного бога, и поэтому было обнаружено, что у большего числа людей были наклонные черепа. В горной местности Гватемалы чаще использовались прямые деформированные формы, а иногда повязка располагалась вертикально вниз по голове, чтобы разделить голову на две отдельные части. [12] Черепные модификации смогли провести границы между различными этническими группами, а также представить социальный статус/иерархию внутри отдельной культуры. [11]

Значение

[ редактировать ]

Ожидалось, что члены сообщества пройдут модификацию черепа в рамках интеграции ребенка в общество. [12] Мужчины майя стремились походить на своего правителя Пакаля, который должен был олицетворять воплощения божеств. Тело Пакаля имело форму, напоминающую мотивы и изображения того, как должны были выглядеть боги Солнца и Кукурузы. [12] Свидетельства социальной иерархии майя были показаны в керамике, статуэтках, рисунках, памятниках и архитектуре , изображающих элиту высокого статуса с косой модификацией черепа. [4] Косая модификация черепа, стиль, который пережил Пакаль, возможно, также подразумевал форму головы в виде ягуара, фигуры, чрезвычайно важной для религии майя, священной для их культуры и обладающей статусом власти. [4] Кроме того, стандарты красоты женщин майя также были основаны на Боге кукурузы. [12] В целом, черепные модификации имеют важное значение из-за их связи с божествами и символами власти майя, а также из-за внешнего перформативного аспекта, отображающего специфические характеристики члена культуры и общества майя.

Мотивация

[ редактировать ]

Из-за отсутствия письменных записей о причинах или мотивации черепной модификации причина, по которой голова оказалась центром этой модификации, до сих пор не ясна. Одной из причин, возможно, является необходимость защиты детей после их рождения. [11] Майя считали, что когда рождаются дети, они уязвимы и поэтому их необходимо защищать от потери души и злых ветров. [11] Душа была заключена в голове, и поэтому этих вновь одушевленных младенцев нужно было охранять; Модификация черепа была одним из способов защитить душу от похищения у новорожденного. [11] Голова считалась порталом в истинную сущность человека или сущностную сущность, которой можно было причинить вред, украсть или манипулировать. [11] Выполнение черепной модификации сразу после рождения ребенка гарантировало полную защиту души или сущности ребенка.

Кроме того, волосы рассматривались как способ сохранить сущность души, тоналли, от выхода из головы тела. Считалось, что слишком ранняя стрижка мальчика умаляет его знания и разум. [11] Наконец, Цомпантли , или подставки для черепов, ассоциировались с переходом в небесный мир, а головы на подставке, как полагали, содержали сущность отдельных духов. [11] Следовательно, убивая врага и снимая с его тела черепа, нарушалась сущность личности.

Стоматологическая модификация

[ редактировать ]
Пример модификации зубов вкладками

Модификация зубов могла быть способом идентифицировать себя с родословной, государством, правителем или регионом. [13] Модификация зубов зависела от социального статуса, а также от местоположения. [13]

Майя практиковали два разных типа модификации зубов: опиливание и вкладку. Опиливание изменяло форму зуба для создания выемок, канавок или заострений. Этот тип модификации зубов появился в ранний доклассический период (1400-1000 гг. до н. э. ) и был выполнен с помощью каменных абразивов и воды. [13] Инкрустация представляла собой сверление отверстий для вставки различных материалов и была популярна на протяжении всего доклассического периода (900–600 гг. до н. э.). В остальные периоды времени они использовались одновременно, но в целом подача документов была гораздо более распространенной.

Скорее всего, зубы были изменены в рамках ритуала или в эстетических целях, а у детей младшего возраста обычно не было измененных зубов. [13] Как только у них постоянные зубы появились , подросткам-воинам их подпиливали до острых кончиков, чтобы придать им свирепый вид и в качестве дополнительного знака статуса. [4] Женщины майя подпиливали зубы или просверливали в них отверстия, в которые можно было вставить драгоценные камни или роскошные материалы, такие как нефрит, пирит, гематит или бирюза. [12] Женщинам с высоким статусом часто подпиливали зубы по разным узорам, а жадеит , гематит , пирит , бирюзу или другие украшения. в отверстия, просверленные в зубах, вставляли [4] В зависимости от материала значение инкрустации менялось. Например, нефрит символизировал чистое дыхание или способность выражать изящную речь. [12]

Доказательство

[ редактировать ]

В целом, существует мало доказательств связи между социально-экономическим статусом и типами стоматологических модификаций. Большинство свидетельств взято из документов европейцев 16 века, которые наблюдали за процессами модификации зубов. [13] Однако эти отчеты могут быть проблематичными, поскольку они полны предвзятости, и большая часть процесса может быть записана неправильно или подчеркнута таким образом, чтобы очернить майя. Более конкретные доказательства можно найти в археологических раскопках керамики или иконографии, а также в остеологических останках самих майя. Иконографические изображения или изображения модификации зубов, включая пломбы и вкладки, изображены на керамике или на картинах, найденных у майя или других мезоамериканских памятников. [13] Кроме того, зубы людей майя были раскопаны на стоянках майя и проанализированы дендрологами, а другие специалисты-стоматологи выявили стоматологические заболевания, связанные с избыточным пломбированием или сверлением зубов. [13] Это означает, что модификация зубов происходила у живых людей. Стоматологические заболевания, обнаруженные на останках зубов майя, свидетельствуют о чрезмерных стоматологических модификациях. Кроме того, некоторые останки зубов были инкрустированы различными камнями и подпилены разными способами.

Значение

[ редактировать ]

Модификация зубов была важна, поскольку разные стили зубов демонстрировали определенные характеристики и мотивы, важные для религии и социального статуса майя. «Измененный зубной ряд передал идеи о богатстве, угрозе и природе речи». [12] Резцы имели Т-образную форму, чтобы представить мотивы «ветра», поскольку ветер был особенно важен для майя, олицетворяя «жизненную силу» и способ почтить бога кукурузы. Пакалю, королю майя, подпиливали зубы в форме буквы «Т», чтобы изменить структуру черт лица, чтобы оно выглядело так, будто он щурится, что является прямым отражением бога кукурузы. [12] Зубы были символом статуса, и, поскольку это была сильная боль, вероятно, это был обряд перехода во взрослую жизнь, означающий способность терпеть боль. [12] В целом, зубная модификация должна была продемонстрировать определенный статус, несмотря на то, что ее терпели как мужчины, так и женщины разных классов. Переживание этого типа боли демонстрировало общие черты характера человека и поздравляло участников с достижением важной вехи в жизни.

Модификация скина

[ редактировать ]

Раскраска тела, татуировки и шрамирование по-разному использовались майя для обозначения важных событий в жизни, а также для обозначения различных классовых различий. [14] Поскольку доказательства модификации кожи человеческих останков не могут быть изучены, свидетельства о татуировках, шрамировании и раскраске тела среди майя получены из иконографических изображений, таких как керамика и фрески, артефактов, таких как инструменты и сосуды, используемые для хранения пигмента, а также этноисторические отчеты. [15]

Краска кузова

[ редактировать ]
Фреска из Бонампака, изображающая элитного человека, окрашенного в красный цвет

Образцы окраски тела были невероятно локализованы, а цвет и дизайн варьировались в зависимости от местоположения. Двумя наиболее широко используемыми цветами среди майя был красный, который изготавливался из киновари или киновари с добавлением гематита и железной руды . [12] Другой популярной культурой, возможно, наиболее ценившейся среди майя, был синий или зеленый пигмент, изготовленный из индиго и минерала под названием Палыгорскит . Этот сине-зеленый цвет высоко ценился, поскольку ассоциировался не только с нефритом , но и с жертвоприношением богам. [12] Испанский исследователь Диего де Ланда утверждает в одном из своих отчетов:

«...у них был обычай красить свои лица и тела в красный цвет... им это казалось очень приятным... жертву..., вымазав его синей краской... подносили к круглому алтарю... ." [15]

Свидетельства о раскраске тела у майя в основном взяты из различных фресок. На одной фреске, найденной в Бонампаке, штат Чьяпа, изображен мужчина, которого слуга красит в красный цвет от шеи вниз, а лицо женщины окрашено в красный цвет. [12] Другая фреска, найденная в Калакмуле, изображает купцов и представителей неэлитной элиты, разрисовавших лица различных цветов и рисунков, что позволяет предположить, что краска могла использоваться для различения класса и пола. [15]

Татуировки и шрамирование

[ редактировать ]

существует физическая разница Хотя между шрамированием и татуировками , майя, возможно, не делали различия между этими двумя практиками. [15] Татуировки и шрамирование использовались для обозначения важных событий в жизни майя. Диего де Ланда говорит: «Вора из высшего сословия наказывают татуировкой на лице с обеих сторон от бороды до лба… молодые люди не делают татуировок, за исключением незначительной степени, до свадьбы». [14]

Ученый Кара Тремейн утверждает, что некоторые татуировки и шрамы могли быть связаны с элитой, поскольку «убийство» и «возрождение» кожи посредством разрезания создает ассоциацию со смертью и возрождением божеств. [15] Тремейн также утверждает, что некоторые виды татуировок и шрамов символизировали доблесть и храбрость. [15] Эта теория подтверждается рассказами Диего де Ланды, который сказал: «Они татуировали свои тела, и чем больше они это делают, тем более храбрыми и доблестными их считают, поскольку нанесение татуировки сопровождается большими страданиями и делается таким образом. Те, кто выполняет работу, сначала окрашивают ту часть, которую хотят, а затем аккуратно вырезают картины, так что следы от крови и красящего вещества остаются на теле. Эту работу выполняют понемногу. из-за сильной боли, а потом им это очень надоело, так как рисунки загноились и образовалась материя. Несмотря на все это, они смеялись над теми, кто не был татуирован». [14]

Практика прокалывания ушей, губ, носа или щек была распространена среди всех майя, но именно этот тип украшений использовался для дифференциации социального статуса. Детей также прокалывали в раннем возрасте, при этом шишки и катушки в ушах по мере взросления ребенка становились все больше, растягивая ухо. Большинство свидетельств существования пирсинга майя получены из археологических остатков украшений, найденных в гробницах, таких как губные губы и ушные катушки. [14] Этноисторические отчеты также предоставляют нам свидетельства количества и высокого качества пирсинга, который носили майя. В отчете о своих путешествиях испанский епископ Диего Лопес де Коголлудио заявил: «Отверстия в носах и ушах [были заполнены] кусочками носа и ушей из куз и других камней разных цветов». [14]

Визуальная модификация

[ редактировать ]

В книге Relacion de las cosas de Yucatán Диего де Ланда сообщает, что матери майя искусственно вызывали косоглазие у младенцев. [16] Косоглазие считалось ценной характеристикой, и было высказано предположение, что божество майя Кинич Ахау также изображалось косоглазым.

Майя использовали войну в каждый период своего развития с целью получения жертв, урегулирования конкурентного соперничества, приобретения важнейших ресурсов и получения контроля над торговыми путями. [17] Война была важна для религии майя, потому что набеги на прилегающие территории приносили необходимые жертвы. [18] а также рабов для строительства храмов. Крупномасштабные сражения также велись за определение и защиту территорий, а также за обеспечение экономической мощи. Майя защищали свои города оборонительными сооружениями, такими как частоколы, ворота и земляные валы. В некоторых городах была стена внутри внешней стены, поэтому наступающие враги оказывались в ловушке на переулке, где их можно было убить в большом количестве. [19] В постклассический период количество внутренних войн значительно возросло, поскольку регион стал более политически фрагментированным. Армии были увеличены, а в некоторых случаях наняты наемники. Последовавшее за этим разрушение многих городских центров способствовало упадку майя.

Военная организация

[ редактировать ]

Правитель города майя был верховным военным капитаном. [20] Некоторые лишь диктовали военную деятельность, а другие участвовали в битве. [20] Существовало ядро ​​воинов, которые круглый год служили охранниками и добывали жертвенные жертвы, но в большинстве крупных городов и религиозных центров майя были ополчения. Этим людям заплатили за то, чтобы они сражались на протяжении всего сражения. Затем они возвращались к своим полям или ремеслам. Подразделения ополчения возглавляли накомы, потомственные военачальники, применявшие в войне как ритуальные, так и стратегические методы. [20] Некоторые накомы были лишь главными стратегами, а войска в бой вели батабы, или офицеры. В большой войне даже простолюдины, у которых не было оружия, сражались, используя охотничьи инструменты и бросая камни. «В горной местности женщины изредка участвовали в боях, согласно местным хроникам» (Фостер, 144). [20]

Джунгли Мезоамерики мешали крупным армиям добраться до места назначения. Воины, знакомые с боевым ландшафтом, могли стратегически отступить в знакомую дикую местность. Другая военная тактика включала осаду городов и формирование союзов с меньшими врагами для победы над более заметными. Есть сведения, что каноэ использовались для нападения на города, расположенные на озерах и реках. [21] В позднеклассический период стали более распространенными разрушительные методы ведения войны, такие как сжигание.

Война представляла собой ритуальный процесс, который, как считалось, был одобрен богами. Военные лидеры во многих случаях также обладали религиозным авторитетом. Прежде чем идти в бой, армии призывали богов танцами и музыкой барабанов, свистков, рогов и пением. Барабанный бой и боевые кличи означали начало битвы. Армии также несли в бой религиозные идолы, чтобы вдохновить воинов. Они сражались яростно, потому что считали, что смерть на поле боя обеспечила им вечное блаженство, а пленение врагом считалось страшнее любой смерти. [17] Когда враг терпел поражение, победившая армия эксплуатировала религиозные иконы, а иногда и унижала побежденного вождя длительным пленом. Обращение победителей с пленными было жестоким и часто заканчивалось обезглавливанием. У майя также существовал ритуал сдачи крови. Причина, по которой они пролили кровь, заключалась в том, чтобы проявить уважение к своим богам. Они дали кровь из половых органов и языка. После этого они капали свою кровь на лист бумаги и сжигали его в небе, чтобы выразить уважение к своим богам.

Оружие и униформа

[ редактировать ]

Оружие, используемое майя, включало метатели копий, известные как атлатли , духовые ружья, дубинки с обсидиановыми шипами, копья, топоры, копья и ножи с кремневыми или обсидиановыми лезвиями. [22] Лук и стрелы также использовались, но не так широко. [21] Хотя шлемов было немного, для защиты использовали украшенные щиты из плетеных циновок, дерева и шкур животных. [21] Военные лидеры майя одевались так, чтобы вдохновлять своих воинов и наводить ужас на врагов. Обычно они носили стеганые хлопковые доспехи, мантии с религиозными знаками и сложные деревянные и тканевые головные уборы, которые символизировали животный дух или «путь» воина. Металл в бою не использовался из-за ограниченности запасов. [20]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Майя» . ИСТОРИЯ . Проверено 31 октября 2020 г.
  2. ^ «Мезоамериканская цивилизация | История, ольмеки и майя» . Британская энциклопедия . Проверено 31 октября 2020 г.
  3. ^ «Майя | История, ольмеки и майя» .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Ромеро-Варгас С., Руис-Сандовал Х.Л., Сотомайор-Гонсалес А., Ревуэльта-Гутьеррес Р., Селис-Лопес М.А., Гомес-Амадор Х.Л., Гарсия-Гонсалес У. и др. 2010. «Взгляд на практику искусственной деформации черепа майя: морфологические и культурные аспекты». Нейрохирургический фокус 29(6):2.
  5. ^ Перейти обратно: а б редактор., Тракслер, Лоа П., редактор. Шарер, Роберт Дж. (2016). Происхождение государств майя . ISBN  978-1-934536-86-5 . OCLC   946693626 . {{cite book}}: |last= имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  6. ^ «Преклитик в «Los Papeles de Paxbolon» | История, ольмеки и майя» .
  7. ^ Сандерс и Вебстер 1988: 523-524.
  8. ^ Сандерс и Вебстер 1988: 524.
  9. ^ Э., Энсор, Брэдли (2013). Создание родства доиспанских майя . Издательство Университета Алабамы. OCLC   941182121 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  10. ^ Иномата (2001). «Сила и идеология художественного творчества: элитные специалисты-ремесленники в классическом обществе майя» . Современная антропология . 42 (3): 321. дои : 10.2307/3596621 . ISSN   0011-3204 . JSTOR   3596621 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Уильям Н. Дункан и Чарльз Эндрю Хофлинг (2011). ПОЧЕМУ ГОЛОВА? ЧЕРЕПНАЯ МОДИФИКАЦИЯ КАК ЗАЩИТА И ДУШЕНИЕ У МАЙЯ. Древняя Мезоамерика, 22, стр. 199–210.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Миллер, Мэри. «Экстремальный макияж». Археология 62, вып. 1 (2009): 5.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Уильямс, Джоселин С. и Кристин Д. Уайт. 2006. «Модификация зубов у постклассического населения из Ламанаи, Белиз». Древняя Мезоамерика 17 (01): 139–51.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и Геллер, Памела Л. Трансформация тел, трансформация личности: рассмотрение телесных верований и практик доколумбовых майя. (2004): 371.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Тремейн, Кара Г. «Многодисциплинарный подход к украшениям и костюмам древних майя: мобилизация тела и чувств». Тотем: Журнал антропологии Университета Западного Онтарио 19, вып. 1 (2011): 76.
  16. ^ де Ланда, Диего (1566 г.). «Глава 20». Список вещей на Юкатане .
  17. ^ Перейти обратно: а б войны майя Исследование
  18. ^ Барретт, Джейсон В.; Шерер, Эндрю К. (19 июля 2005 г.). «КАМНИ, КОСТИ И людные площади: свидетельства терминальной классической войны майя в Колхе, Белиз». Древняя Мезоамерика . 16 (1): 101–118. дои : 10.1017/S0956536105050091 . S2CID   162998916 .
  19. ^ "классическая-война-майя-и-оружие-копья-дротики-и-стрелы-агуатека-и-копан|" .
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и Вебстер, Дэвид (2000). Не очень мирная цивилизация: обзор войны майя . Нью-Йорк: Журнал мировой предыстории. стр. 65–119.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Вебстер, Дэвид (2000). «Не очень мирная цивилизация: обзор войны майя» . Журнал мировой предыстории . 14 (1): 65–119. дои : 10.1023/A:1007813518630 . ISSN   0892-7537 . JSTOR   25801154 . S2CID   159563593 .
  22. ^ Фостер, Линн В. (2002). Руководство к жизни в древнем мире майя . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 145–146. ISBN  978-019-518363-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa695f524103408ede7a462c5cfd5f2b__1716444420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/2b/fa695f524103408ede7a462c5cfd5f2b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maya society - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)