Король восьми каналов
Леди Вак Чан - Король клея ( Леди Шесть Небо ) | |||||
---|---|---|---|---|---|
Ну давай же | |||||
Королева Наранхо | |||||
Царствование | 682–693 (фактическая королева) [1] | ||||
Предшественник | К'ахк Сиив Чан Чаак | ||||
Преемник | Нажмите «Загрузить», чтобы сохранить Тилив Чан Чаак. | ||||
Регент Наранхо | |||||
Регентство | 693 - 741 | ||||
Монарх | Кака Тилив Чан Чаак (693 – ок. 728) и Якс Маюй Чан Чаак (ок. 728 – 741) | ||||
Рожденный | Дата рождения неизвестна Две батареи | ||||
Умер | 10 или 11 февраля 741 г. Наранхо | ||||
Супруг | Что ты? Чан Чок [из Оранжа ] | ||||
Проблема | Нажмите «Загрузить», чтобы сохранить Тилив Чан Чаак. Якс Маюй Чан Чаак | ||||
| |||||
Отец | Маленький городок , король двух свай | ||||
Мать | Леди Булу | ||||
Религия | религия майя | ||||
Подпись |
Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
История |
Испанское завоевание майя |
Леди Шесть Скай (возможно, Икс Вак Чан Джалам, Король Лем? [2] на древнем языке майя ), также известная как леди Вак Чанил Ахау или Вак Чанил Аджау (ум. 741 г. н.э.), была майя королевой Наранхо , родившейся в Дос-Пиласе . Она жила в Наранхо с 682 года до своей смерти (или незадолго до смерти) в 741 году. В течение этого времени она, вероятно, служила фактической правительницей города; однако такие памятники, как Стела 24, позволяют предположить, что она никогда официально не признавалась таковой, поскольку она продолжала использовать символ-эмблему Дос Пилас на протяжении всей своей жизни.
Поскольку прочтение ее имени в настоящее время оспаривается, ученые обычно называют ее Леди Шесть Небо, что является английским переводом читаемой части ее имени ( Вак Чан означает Шесть Небо). [2]
Памятники, относящиеся к Леди Шесть Скай, включают: стелы Наранхо 3, 18, 24, 29, 31 и 46.
Личная жизнь
[ редактировать ]Леди Шесть Скай была дочерью Баладжа Чана Кавиила из Дос Пиласа и женщины, которую, возможно, звали Леди Булу ? или леди Булукал. Хотя леди Булу не была первой женой Баладжа Чан Кавиила, на Стеле 24 она носила престижный титул очкин каломте (проще говоря, «западный автократ»), что предполагает высокий уровень политической власти.
В 682 году н.э. Леди Шесть Небо прибыла в Наранхо, чтобы основать новую династию по велению своего отца. Она была участницей брака по расчету между городами майя Дос -Пилас и Наранхо (в современной Гватемале ), чтобы включить Наранхо в союз Калакмула и Дос-Пиласа. Возможно, это было прямым ответом на недавнее поражение Тикаля при Калакмуле.
О ее муже мало что известно, хотя он, возможно, был двоюродным братом предыдущего короля К'ахк Ксиу Чан Чаак . [2] Этот король был побежден Караколом двумя годами ранее , в результате чего образовался вакуум власти. Имя ее мужа появляется на стеле Наранхо 46. Хотя чтение еще не полностью расшифровано, оно было чем-то вроде Как'У? Чан Чаак . [3]
Во время своего пребывания в Наранхо она, предположительно, была правительницей города. [2] [4] [5] хотя в тексте (например, на стелах 24 и 29) она все еще носила титул Святой Дамы Дос-Пиласа. Чуть более чем через пять лет после своего прибытия, 6 января 688 года, она родила сына, будущего короля Наранхо Как' Тилив Чан Чаак . Его рождение отмечено среди других ярких моментов жизни царицы на стелах 24 и 29.
В течение многих лет учёные спорили, был ли Как’Тилив её сыном или нет, но обнаруженная совсем недавно Стела 46, обнаруженная в 2017 году, включает в себя однозначное заявление о родстве между ними. [2] Он стал пятилетним королем, а его мать, леди Шесть Скай, правила его регентом. [6]
Их отношения, возможно, были непростыми; Кристоф Хельмке отмечает, что королева воздвигала памятники, которые концентрировали ее как правительницу еще в зрелом возрасте Как' Тилив Чан Чаак, предполагая, что она конкурировала с ним за власть и влияние. [2] Как'Тилив Чан Чаак умер по неизвестным причинам, когда ему было чуть за сорок, и Леди Шесть Небо, похоже, продвинула нового правителя, Якса Маюй Чан Чаак . [2] [5] Этот правитель появляется на стеле Наранхо 18 в тексте, который, вероятно, был добавлен к памятнику поздно; здесь его присутствие на важных событиях, включая звездную войну с Комкомом , используется, чтобы подразумевать его пригодность к управлению. Возможно, он был младшим братом Как' Тилив Чан Чаак. [2]
Имя, которое, вероятно, принадлежит ей, появляется в связи с ритуалом рассеяния в Дос-Пиласе 10 или 11 февраля 741 года; возможно, это дата ее смерти, хотя этот факт оспаривается. [2]
Дневная хранительница и Королева-воин
[ редактировать ]Несмотря на то, что Леди Шесть Небо так и не получила титул Святой Леди Наранхо, она заказала в Наранхо памятники, в которых отмечается, что она выполняла важные ритуалы, некоторые из которых вскоре после своего прибытия. [4] Например, Стела 29 описывает ритуал сожжения, произошедший 31 августа 682 года нашей эры, всего через три дня после ее прибытия в Наранхо. Но ее первые дни в Наранхо, возможно, были омрачены конкурирующими претензиями на трон, и она начала серьезно строить памятники только спустя почти два десятилетия своего правления. [2]
Тем не менее, она, возможно, отвечала за метод подсчета фаз Луны, которые распространялись в течение Периода Единообразия; в течение этого времени значения глифа C на территории майя оставались постоянными. [7] У нее была склонность праздновать редкие окончания периода «Цикла Тикаль», которые происходили в #.#.3.0.0 дней календаря Длинного счета майя; она отпраздновала 9.13.3.0.0 (1 марта 695 г. н. э.) и 9.14.3.0.0 (17 ноября 714 г. н. э.), оба из которых увековечены на стеле 29. [8]
Она также контролировала производство высококачественной керамики, и эта тенденция продолжалась во время правления ее сына, который стал известен как Чистый (или Белый) Ремесленник за его покровительство искусству. [2]
Кроме того, на памятниках она изображена в роли короля-воина, стоящего над растоптанным пленником, что необычно для женщины. Стела Наранхо 24 от 17 апреля 699 г. н.э. является одним из таких изображений; там она стоит на пленнике из небольшого государства Киничил Каб. Стела 29 от 17 ноября 714 г. н.э. также изображает ее стоящей на пленнике, хотя она слишком размыта, чтобы разобрать имя пленника или место происхождения. [4] [9] Помимо Киничила Каба, она участвовала в разграблении как минимум девяти других государств и вела победоносную войну против государства Комком в апреле 726 года нашей эры, согласно Стеле 18. Ее сын Как' Тилив Чан Чаак и будущий Лидер Наранхо Якс Маюй Чан Чаак также был замешан в этом.
На Стеле 24 она также появляется в сетчатой юбке бога кукурузы , что является еще одной необычной чертой для женщин. Возможно, она взяла имя «Шесть» из-за его связи с богом кукурузы, хотя она также подчеркивала свои отношения с богиней луны. [7] Сочетание символики бога кукурузы и богини луны могло быть намеренным посланием о том, что правитель способен играть как мужскую, так и женскую роль. [10]
Например, на стеле 24 она описана как ub'aah (сокращение от ub'aahila'n ) ti yax k'uh, «она изображается как первый бог», то есть ее видели буквально служащей сосудом для этот бог. [11] На стороне Стелы 24 этот ритуал описан более подробно; здесь богиня упоминается как богиня луны, несмотря на сетчатую юбку, которую носили в основном мужчины. [10] Этот ритуал состоялся 17 апреля 699 года нашей эры. Согласно Стеле 47, она также изображала богиню Луны 9 февраля 726 года нашей эры, в новый год майя, согласно 260-дневному священному календарю.
Когда К'ахк Тилив Чан Чаак было около 13 лет, именно его мать публично отпраздновала годовщину полукатуна 9.14.10.0.0 (11 октября 721 г. н.э.) возведением Стелы 24, предполагая, что она была в то время был его регентом. Однако она, возможно, никогда не была формальным главой правительства; Стела 24 описала Как' Тилив Чан Чаак как 38-го главу правительства Наранхо, тогда как она должна была бы считать его 39-м, если бы в него были включены Six Sky.
Новое открытие в 20 веке
[ редактировать ]Татьяна Проскурякова впервые узнала имя царицы в 1960-х годах во время своих новаторских исследований исторической стороны надписей майя. [2] Она прозвала королеву «Леди Тикаля » из-за использования глифа-эмблемы Мутал; Лишь позже ученые поняли, что один и тот же символ использовался более чем в одном городе.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Леди Шесть Скай возглавляет цивилизацию майя в New Frontier сезонном пропуске 4X видеоигры Civilization VI . [12]
- Она является героем исторического художественного произведения Элейн Лоу «Леди Шесть Небес» 2012 года и изображена в современном искусстве Мигелем Оманья. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Правители Оранжа» . www.mesoweb.com .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Хельмке, Кристоф (2017). « Сердце и желудок короля»: исследование регентства Леди Шесть Скай в Наранхо, Гватемала» (PDF) . Вклад в археологию Нового Света . 11 .
- ^ Мартин С., Токовинин А., Фиалко В. и Треффель Э. (2017). «Стела 46 Наранхо Саала, Петен: открытие и иероглифический текст» . XXX Симпозиум по археологическим исследованиям в Гватемале, Гватемала-Сити .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Мартин и Грубе 2008:74 [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б Клосс, Майкл (1983). Династическая история Наранхо: средний период (PDF) . Институт исследований доколумбового искусства.
- ^ Витчи, Уолтер РТ; Браун, Клиффорд Т. (23 декабря 2011 г.). Исторический словарь Мезоамерики . Пугало Пресс. п. 223. ИСБН 978-0-8108-7096-3 .
Пятилетний мальчик-король правил вместе со своей матерью Леди Шесть Скай в качестве регента.
- ^ Jump up to: а б Иванишевский, Станислав (2018). «НАБЛЮДЕНИЯ ЛУНЫ В НАРАНХО – НОВЫЕ ФАКТЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ» (PDF) . Журнал МАА .
- ^ Макговерн, Джеймс Оуэн (2004). Монументальная церемониальная архитектура и политическая автономия в древнем городе майя Актункан, Белиз (Диссертация). ПроКвест 305219644 .
- ^ Миллер и Мартин 2004:99. [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б Сиврайт, Кэролайн (2011). «Какова была природа классической веры майя в отношении Богини Луны?» . Крепость .
- ^ Нехаммер Кнуб, Джули; Тун, Симона; Хельмке, Кристоф (2009). «Божественный обряд королей: анализ классических заявлений майя о выдаче себя за другое лицо». В Женевьеве Ле Фор; Рафаэль Гардиоль; Себастьян Маттео; Кристоф Хельмке (ред.). Майя и их священные повествования: текст и контекст в мифологиях майя . Акта Мезоамерикана. Том. 20. Верлаг Антон Саурвейн, Маркт Швабен. стр. 177–195.
- ^ «Civilization® VI — Официальный сайт | Новости | Civilization VI — Первый взгляд: Леди Шесть Небес возглавляет майя» . Civilization® VI – Официальный сайт | Новости | Civilization VI — Первый взгляд: Леди Шесть Небо возглавляет майя . Проверено 14 мая 2020 г.
- Буллиет, Ричард В .; Дэниел Р. Хедрик; Стивен В. Хирш; Лайман Л. Джонсон; Дэвид Нортруп (2001). Земля и ее люди: глобальная история . Компания Хоутон Миффлин. стр. 298 . ISBN 0-618-21464-Х .