медицина майя
Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
![]() |
История |
Испанское завоевание майя |
Медицина майя касается здоровья и медицины древней цивилизации майя . Это была сложная смесь разума , тела, религии , ритуалов и науки . Что важно для всех, медициной занимались лишь избранные, которые, как правило, унаследовали свои должности и получили обширное образование . Эти шаманы выступали в качестве посредника между физическим миром и духовным миром . Они практиковали колдовство с целью исцеления, предвидения и контроля над природными явлениями. Поскольку медицина была так тесно связана с религией, было важно, чтобы знахари майя обладали обширными медицинскими знаниями и навыками.
Для понимания медицины майя важно признать, что майя приравнивали болезнь к пленению души сверхъестественными существами, разгневанными каким-то предполагаемым проступком. [1] По этой причине лечение болезни включало элементы ритуала, очищения и лечения травами . Исследования этномедицины майя показывают, что, хотя сверхъестественные причины связаны с болезнями, большой процент медицинских текстов майя посвящен лечению симптомов, основанному на объективных наблюдениях за воздействием определенных растений на организм человека. [2] Травяные средства принимали внутрь, курили, нюхали , втирали в кожу и даже использовали в виде клизм, чтобы ускорить всасывание вещества в кровоток . Методы очищения включали голодание , потоотделение и выведение смываемых веществ из организма. [3]
Лекарство
[ редактировать ]Знахари, известные древним майя как ах-мены , обладали особой способностью изменять сознание, чтобы определять причины непонятных событий, таких как причины болезней или несчастий. [4]
Поскольку майя считали, что болезнь — это наказание за ошибку или проступок, было важно, чтобы целитель расспрашивал о подробностях прошлого больного человека. Это было сделано методологически: сначала исследовались аскриптивные атрибуты, затем конкретные события из жизни человека и, наконец, косвенные или приобретенные атрибуты. [5] Этот аспект работы знахаря можно сравнить с сеансом современной терапии .
Помимо ритуальных и духовных элементов, знахарь обладал обширными знаниями о лекарственных растениях и о том, как их следует использовать. Изучив симптомы болезни, знахарь может прописать лекарство своему пациенту. Количество раз или дней, когда лекарство следует принимать или применять, зависело от пола человека; обычно число тринадцать ассоциировалось с мужчинами, а число девять с женщинами.
У майя был широкий словарный запас для описания внутренней анатомии человека, например, хобнель для кишечника и ках для желчи, а также знание общих функций систем организма, в частности женской репродуктивной системы. [6] В патологии более двухсот терминов описывают органические состояния, такие как тухузен , означающий глубокий бронхиальный кашель, дзен, означающий гортанный кашель, и типтек, означающий боль в кишечнике с пульсацией , предположительно аппендицит. Майя признавали психические расстройства, такие как меланхолия и галлюцинации, были способны понять группу симптомов, относящихся к инфекционным заболеваниям, и идентифицировали несколько заболеваний, включая пинту и лейшманиоз.
Знахари древнего общества майя оказывали множество услуг своим общинам и пользовались большим уважением. Известные своими обширными знаниями и духовностью , знахари были призваны по многим причинам, но чаще всего из-за их целительских способностей. Эти врачи майя часто нанимали специалистов для определенных методов лечения, таких как вправление костей и роды , аналогичные методам современных врачей. Установка костей производилась специальным переплетчиком костей, или как-бак . [6] Помимо своих обязанностей врача и колдуна, знахарь не только лечил болезни, но и время от времени принимал вознаграждение за их причинение. А -мана также называли ах-пул-йа , «выбрасывающий болезни». [7]
Новые данные указывают на то, что модификация зубов, широко распространенная как эстетическая практика, также практиковалась в медицинских целях; останки скелета, обнаруженные на участке S-Sector Пьедрас-Неграс, указывают на удаление зубов на зубах, пораженных кариесом, среди других методов модификации зубов. [8] Хирурги-стоматологи изготавливали протезы из нефрита и бирюзы и заполняли зубы железным пиритом для практического использования, помимо хорошо документированного эстетического использования зубных вкладок для демонстрации статуса. [9] Хирургическая практика включала зашивание ран человеческими волосами и рыбьими костями, а также репозицию переломов. [9]
Хотя большое количество мезоамериканских цивилизаций классического периода практиковали трепанацию с большим мастерством и успехом, например, сапотеки в Оахаке, в регионе майя обнаружено мало свидетельств сверления трепанации, за исключением отпечатков черепа, которые, как предполагается, имеют больше отношение к краниопластике, чем к краниопластике. медицинская помощь. [10]

Ритуальные практики
[ редактировать ]Ритуалы майя различаются от региона к региону, но было отмечено множество схожих моделей церемоний, проводимых как для индивидуальных, так и для групповых нужд. Во-первых, всем ритуалам предшествует предвидение знахаря, который определяет день проведения обряда посредством календарного гадания . Знахари майя Иксиль в Гватемале , которые вели учет дней в своей голове, выкладывали красные семена кораллового дерева на доколумбовый календарь, чтобы пересчитать их и выяснить, какой день лучше всего подходит для конкретного ритуала. [11] В качестве символа духовного очищения человек или отдельные лица соблюдали период поста и воздержания перед ритуальным днем.
В мире майя также наблюдаются постоянные закономерности в отношении событий в день ритуала. Во время церемонии элементы, как изгнание злого духа из участника, возжигание идолов практиковались такие , молитвы, подношения и жертвоприношения. Если ритуал использовался для лечения болезни, подношение может быть в виде еды или украшений, а жертвоприношение – в виде человеческого кровопускания . [12] После церемонии должны были быть танцы характеризуют , пиршество и ритуальное питье, которое испанцы как всеобщее опьянение.
Сегодня майя сохраняют многие ритуальные традиции своих предков. Элементы молитвы, подношения, кровавого жертвоприношения (замена человеческой крови кровью принесенных в жертву цыплят), сжигания копалового благовония, танцев и ритуального питья продолжаются в традиционных церемониях. Отмечается, что даже ритуальная практика может оказывать реальное воздействие на нейротрансмиттеры и иммунологические функции. [13]
Потовые ванны
[ редактировать ]Важным элементом очищения древних майя была паровая баня , темецкаль . Подобно современной сауне , паровые бани были построены из каменных стен и потолков с небольшим отверстием в верхней части потолка. Вода, вылитая на горячие камни в комнате, создавала пар, создавая условия для удаления загрязнений с потом. Паровые ванны использовались в самых разных условиях и ситуациях. Молодые матери, недавно зачавшие ребенка, искали в них оживления, а больные люди могли найти в потоотделении целебную силу.
Правители майя также взяли за привычку посещать парные бани, потому что это давало им ощущение свежести и, как они считали, чище. Кроме того, правители майя проводили ритуальные церемонии очищения, чтобы умилостивить богов и обеспечить благополучие своих общин. [14] Предполагается, что короли популяризировали этот метод лечения благодаря регулярному использованию потных ванн. Археологи обнаружили паровые бани в таких местах, как Тикаль , Агуатека и Накбе , но самая впечатляющая находка на сегодняшний день находится в Пьедрас-Неграс , классическом городе майя в Гватемале . Помимо узнаваемых дворцов , храмов и площадок для игры в мяч , археологи обнаружили восемь каменных зданий, служивших парилками царствующим майя. Паровые бани до сих пор используются среди современных майя цоциль и цельталь горного штата Чьяпас и связаны с широким спектром лекарственных растений и послеродовых методов лечения. [15]
Растительная и травяная медицина
[ редактировать ]Изучение и наблюдение растений имело большое значение для майя на протяжении веков. Однако изучение лекарственных растений ограничивалось жреческим классом. Растения и лекарственные травы часто использовались в сочетании с другими методами лечения болезней. Знания о влиянии определенных растений на человека часто использовались для назначения противоядия от определенного недуга, но важно также отметить, что знахари также часто полагались на цвет растения или другое лекарство в определенных ситуациях. Например, желтые растения и плоды использовались при лечении желтухи ; красный для проблем, характеризующихся кровью; и сжигали перья красных птиц при лечении желтой лихорадки . [16]
При раздражении кожи, ранах и головных болях часто использовали свежую растительность в виде пластырей, накладываемых непосредственно на кожу. Кожу также натирали пластырями, чтобы защитить от духов. В зависимости от недуга растения варили и использовали в травяных напитках и/или ваннах, ели сырыми, нюхали, коптили или вставляли в одно из отверстий тела. Распространенные растения, используемые в медицине, включают, помимо прочего, перец чили , какао , табак , агаву и дерево питарилла. части животных, например, крокодила , насекомых, рыб Кроме того, в травяные смеси объединялись и птиц. В большинстве случаев для лечения конкретного недуга готовили смесь растительных и животных продуктов.
Энтеогены
[ редактировать ]По большей части изменяющие сознание вещества использовались в ритуалах знахарями для достижения более высокого состояния сознания или трансу . состояния, подобного [ нужна ссылка ] . Эти вещества использовались в целях психического и духовного здоровья. Флора, такая как пейот , ипомея , некоторые грибы , табак , [17] и растения, используемые для производства алкогольных веществ, широко использовались. Курение табака, смешанного с другими растениями, вызывало состояние, подобное трансу. Алкогольные вещества использовались в ритуалах и были чрезвычайно крепкими! Галлюциногены использовались для общения с духовным миром. Некоторые из этих веществ использовались не для лечения болезней, а для облегчения боли. Кроме того, как изображено на майя керамике и резьбе ритуальные клизмы . , для более быстрого всасывания и воздействия вещества использовались [18] В отличие от современной культуры, эти средства использовались для восстановления баланса и гармонии тела.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Колби, 84 года.
- ^ Ройс 20
- ^ Хьюстон, Стюарт и Таубе, 277.
- ^ Участник 750
- ^ Колби, 90 лет.
- ^ Jump up to: а б Герра, Франциско (январь 1964 г.). «МАЙЯ МЕДИЦИНА» . Медицинская история . 8 (1): 31–43. дои : 10.1017/S0025727300029070 . ISSN 0025-7273 . ПМЦ 1033334 . ПМИД 14105430 .
- ^ Ройс, 23 года.
- ^ Шнелл, Джошуа (2017). Медицина, стоматологическая практика и производство костных предметов у классических майя, вид из S-сектора Пьедрас-Неграс, Гватемала . Брауновский университет. стр. 56–63.
- ^ Jump up to: а б Гарсиа-Куцбах, Авраам (июль 1976 г.). «Медицина древних майя». Южный медицинский журнал . 69 (7): 938–940. дои : 10.1097/00007611-197607000-00045 . ISSN 0038-4348 . ПМИД 781854 . S2CID 34553660 .
- ^ Арнотт, Роберт, 1951 г. - редактор. Фингер, Стэнли, редактор. Смит, CUM (Кристофер Апэм Мюррей), редактор. (январь 2003 г.). Трепанация: история, открытие, теория . ISBN 978-1-4822-8727-1 . OCLC 881026782 .
{{cite book}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Колби, 86 лет.
- ^ Участник 748
- ^ Колби, 101
- ^ Бенджамин, 2
- ^ Гроарк 1997, 2005 г.
- ^ Ройс, 21.
- ^ Гроарк 2010
- ^ де Смет П.А., Хельмут Н.М. (1986). «Многодисциплинарный подход к сценам ритуальных клизм на древней керамике майя». Дж Этнофармакол . 16 (2–3): 213–62. дои : 10.1016/0378-8741(86)90091-7 . ПМИД 3528674 .
Ссылки
[ редактировать ]- Андерсон, Э.Н. (2005) Политическая экология в сообществе майя Юкатека . Издательство Университета Аризоны.
- Бенджамин, Патрисия. (2006) Массаж и потовые ванны среди древних майя . Журнал массажной терапии. Весна 2004 г.: 144–148.
- Колби, Бенджамин Н. (2004) Календарное гадание иксильских майя из Гватемалы . В гадании и исцелении: Издательство Университета Аризоны.
- Гроарк, Кевин П. (1997). «Согреть кровь, согреть плоть: роль паровой бани в этномедицине горных майя (Цельталь-Цоциль)». Журнал латиноамериканских знаний 20 (1): 3-96.
- Гроарк, Кевин П. (2005). «Жизненное тепло и благополучие: паровая баня как домашняя терапия среди цельталь и цоциль майя горного штата Чьяпас, Мексика». Социальные науки и медицина 61:785-795.
- Гроарк, Кевин П. (2010). «Ангел в тыкве: ритуальное, терапевтическое и защитное использование табака (Nicotiana tabacum) среди целтальских и цоцильских майя в штате Чьяпас, Мексика». Журнал этнобиологии 30 (1): 5-30.
- Хьюстон, Стивен, Дэвид Стюарт и Карл Таубе. (2006) Память костей . Издательство Техасского университета.
- Кунов, Марианна. (2003) Медицина Майя . Издательство Университета Нью-Мексико.
- Ройс, Ральф Л. (1931) Этноботаника майя . Тулейнский университет.
- Шерер, Роберт. (2006) Древние майя . Стэнфорд.