Боги смерти майя
Боги смерти майя (также Ах Пуч , Ах Кимих, Ах Цизин, Хун Ахау, Кими или Юм Кимил), известные под разными именами, представляют собой два основных типа богов смерти, которые соответственно представлены юкатекскими божествами XVI века Хунхау. и Уакмитун Ахау, упомянутый испанским епископом Диего де Ланда . Хунхау — владыка подземного мира . Иконографически Хунхау и Уакмитун Ахау соответствуют богам А и А' («Простое число»).В недавних повествованиях, особенно в устной традиции народа Лакандон , есть только один бог смерти (называемый в Лакандоне «Кисин» ), который действует как антипод Высшего Бога в сотворении мира и человеческого тела и душа. Этот бог смерти обитает в Подземном мире, который также является миром мертвых. Как правитель мира мертвых ( Метнал или Шибальба ), главный бог смерти соответствует ацтекскому божеству Миктлантекутли . В Пополь-Вухе есть два главных бога смерти, но на самом деле эти двое — один: оба называются «Смерть», но хотя один известен как «Одна Смерть», другой — «Семь Смертей». Они были побеждены Герои-близнецы .
Два главных бога смерти входят в число множества оборотней и призраков ( вайобов ), населяющих Подземный мир, причем Бог А- Уэй, в частности, проявляет себя как охотник за головами и охотник на оленей. Ах Пуч был изгнан после того, как нарушил свое обещание, данное королю майя, и был отправлен в бурю, которая навсегда скинула его на землю.
Постклассические имена
[ редактировать ]Кисин — это имя бога смерти у лакандонов, а также у ранних колониальных чолов. [1] ki — это корень, имеющий такие значения, как «метеоризм» и «зловоние». Ланда использует другое имя и называет повелителя Подземного мира и «принца дьяволов» Хунхау . [2] имя, которое повторяется в ранних юкатекских словарях как Хумхау и Кумхау , не следует путать с Хун-Ахау; Хау , или хау , означает «закончить» и «лежать на спине (рот вверх)». [3] Другие имена включают Юм Кимил , «Повелитель Смерти» на Юкатане и (А) Пукух в Чьяпасе. Имя Хун Ахау («Единый Господь») часто появляется в Ритуале Бакабов , но никогда не упоминается как бог смерти. Ах Пуч , хотя и часто упоминается в книгах о майя, не является подлинным именем бога смерти майя. (Ан Ах Пуч упоминается в начале Книги Чилам Балам из Чумаеля как правитель Севера, а одного из помощников Шибальбы в Пополь Вух зовут Ахал Пух.) [4]
Мифология
[ редактировать ]
Кухня
[ редактировать ]В « Пополь Вух » Герои-Близнецы спускаются в «Место Страха» ( Шибальба ), где правит пара Богов Смерти, Хун-Каме («Одна-Смерть») и Вукуб-Каме («Семь-Смерть»). над рядом божеств, приносящих болезни. Они побеждают Богов Смерти и налагают ограничения на их культ.
Юкатек
[ редактировать ]Согласно одному из самых ранних источников о религии майя (Франсиско Эрнандес, 1545 г.), Эопуко (т. е. Ах Пукух) плохо обращался и убил Бакаба , который был воскрешен через три дня. [5]
Лакандон
[ редактировать ]Скелетный бог смерти Кисин играет заметную роль в мифологии Лакандона, главным образом в следующих сказках: [6]
- (i) Создание подземного мира высшим богом, включая смерть верхнего бога от рук Кисина, его воскрешение и заключение Кисина в подземный мир; в гневе Кисин иногда пинает земные столбы, вызывая тем самым землетрясения;
- (ii) Неудачная попытка создания людей в подражание высшему богу, приведшая к созданию « тотемических » животных определенных родственных групп ( онэн );
- (iii) Спуск предка Нуси в подземный мир, чтобы добиться расположения дочери Кисина;
- (iv) Описание судьбы душ в подземном мире, где Кисин (а) сжигает души злодеев, (б) превращает души некоторых злодеев в своих «домашних животных», (в) охотится на паукообразную обезьяну двойники людей, которым суждено умереть.
Классический период: Бог А
[ редактировать ]В классический период его живот иногда заменялся струящимися водоворотами крови или гниющего вещества. Обычно его сопровождают пауки, многоножки, скорпионы, стервятник, сова и летучая мышь. Его обычно изображают с украшениями на запястьях и лодыжках. На нижней конечности у него имеется знак «моло», от которого гнилостно пахнет смертью. Над его головой парит объект в форме буквы «S», вероятно, насекомое с факелом. На лбу, как и у других божеств подземного мира, он носит «акабал», также известный как эмблема «тьмы». Его голова в культуре майя обозначала число 10, нижняя челюсть означала цифру десять, которая была вписана во все другие варианты головы чисел от тринадцати до девятнадцати. Его часто изображали танцующим с курящей сигаретой в руках. [7] На его шее — смертельный ошейник, состоящий из олицетворенных глаз, подвешенных на нервных связках. Черные пятна на его теле символизируют разложение плоти. Поскольку на некоторых изображениях он представляет собой гниющий труп, у него раздутый живот. [8]
Ритуал
[ редактировать ]И Бог А, и Бог А' занимают видное место в новогодних обрядах, описанных в Дрезденском кодексе. Бог А', вероятно, соответствует богу смерти Уакмитуну Ахау в описании Ландой новогодних обрядов. Он руководит годом великой смертности. Чтобы отогнать зло в этом году, люди ходили по раскаленным углям, которые, возможно, символизировали огни Подземного мира. [9] Храмовые священники облачались в костюмы Бога А' и совершали обряды кровопускания и человеческих жертвоприношений. Те, кто олицетворял это божество, танцевали шаги ритуального жертвоприношения, вселяя ужас в души участников ритуала и зрителей, ставших свидетелями этих священных событий. [10]

Охота на человека и охота на оленей
[ редактировать ]С различными иероглифическими именами и атрибутами Бог А фигурирует в процессиях и случайных скоплениях оборотней и привидений ( вайоб ). [11] В связи с этими явлениями его обычно изображают либо как охотника за головами, либо как охотника на оленей (см. рисунок). На грандиозной лепной стене Тонины отрубленная голова принадлежит вражескому королю. Охота на оленей бога смерти имеет две стороны. С одной стороны, эта охота на оленей метафорически может означать охоту на человеческие жертвы. С другой стороны, похоже, существует связь с определенным ваяобом, имеющим форму оленя, но с хвостом паукообразной обезьяны. Например, на знаменитом черепе пекари из Копана такой образ оленя выглядит как приветствие бога смерти, возвращающегося с охоты.
Трансформация малыша Ягуара
[ редактировать ]Вместе с Божеством дождя Чааком Бог А присутствует при трансформации в ягуара человека (возможно, героя), которого обычно изображают младенцем и который, кажется, исчезает в подземном мире.--
Помимо этих контекстов, на скамейке в Копане бакабы , несущие землю , соседствуют с богами смерти А. Это может быть связано с тем фактом, что на Юкатане один из четырех бакабов назывался «Белая смерть» (Заккими).
Классический период: Бог А'
[ редактировать ]Другой кодический бог смерти - это Бог А' («Первое число»), соответствующий Уак Митун Ахау Ланды и характеризующийся черной полосой над глазами и инфиксом «тьмы» на лбу. Как и бог смерти А, он фигурирует в классическом ваябе . [12] Однако вместо того, чтобы охотиться за головами, Бог А' представляет собой демоническое привидение, неоднократно демонстрируемое в иллюзионистском акте самообезглавливания. Он представлен с очень бледной плотью, похожей на труп. Над глазами черные повязки. Как и все божества подземного мира, он носит «акабаль», который является знаком тьмы и гадания подземного мира. Бог изображен в большом головном уборе, в центре которого проходит бедренная кость. На большинстве изображений он изображен держащим в руках посох, трубку или шар. Как и большинство божеств религии майя, он носит украшения на шее, запястьях и лодыжках. Он носит халат или ткань, закрывающую область таза спереди и сзади. [13] Его иконография демонстрирует значительное совпадение с антропоморфным образом (обозначенным как Мокочих ) и демоническим летающим насекомым, иногда несущим факел (возможно, мясная муха, светлячок или оса). Несмотря на вышесказанное, было предложено, чтобы иероглифическое имя Бога А' читалось как Акан , имя, иначе известное только как имя божества алкогольных напитков XVI века. [14]
Календарные и астрологические функции
[ редактировать ]В тексте из раннего колониального песенника Дзитбалче говорится, что Подземный мир ( Митнал ) должен быть открыт, а Кисин ( Цизин ) должен быть освобожден в течение заключительных двадцати дней года ( Уая-яаб ). [15] В классический период голова скелетного бога А служила (i) иероглифом дня Кими, «Смерти», соответствующего Каме в киче, а также имени парных правителей Шибальбы в Пополь Вух ; (ii) иероглиф числа десять ( lajun ), возможно, потому, что глагольная основа laj- означает «заканчивать»; (iii) переменный элемент в глифе C Лунной серии, регистрирующий от одного до шести полных лунаций, вероятно, для предсказания лунных затмений. Очевидно, в связи с этим бог А может быть изображен с атрибутом полумесяца, который, кажется, отмечает его как божество-покровителя Луны. [16] Виньетка с изображением Бога А (или, возможно, его женского аналога) иллюстрирует таблицы лунных затмений Дрезденского кодекса (см. Рисунок).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тоззер 1941: 132, примечание 617.
- ^ Тоззер 1941: 132.
- ^ Словарь Кордемекса
- ^ Томпсон 1970: 303.
- ^ Тоззер 1941: 207, примечание 1154.
- ^ Бореманс 1986: (i) 39-44; (ii) 30-38; (iii) 78-96; (iv)73-77
- ^ Редакторы Британской энциклопедии. Майя: Чизин, Бог Майя. Британская энциклопедия (14 ноября 2019 г.). Доступно по адресу: https://www.britanica.com/topic/Cizin.
- ^ Винсент Джеймс Станционе. Анжелика Бауэр. Боги и богини майя, стр. 32-33. ЛИТОПРИНТ, Гватемала (2003).
- ^ Тоззер 1941: 147-149.
- ^ Винсент Джеймс Станционе. Анжелика Бауэр. Боги и богини майя стр. 34-35. ЛИТОПРИНТ, Гватемала (2003).
- ^ Грубе и Нам 1994: 705-707.
- ^ Грубе и Нам 1994: 707–709.
- ^ Винсент Джеймс Станционе. Анжелика Бауэр. Боги и богини майя стр. 34-35. ЛИТОПРИНТ, Гватемала (2003).
- ^ Грубе 2004: 59-63; ср. Стоун и Зендер 2011: 38–39.
- ^ Баррера Васкес 1965: 34
- ^ например, Research.mayavase.com: Керр 5166
Библиография
[ редактировать ]- Альфредо Баррера Васкес, Книга песен Дзитбалче . INAH, Мексика, 1965 г.
- Дидье Бореманс, «Сказки и мифология индейцев Лакандонов» . Л'Харматтан, Париж, 1986. ( Истории и мифология Лакандонов. Устная традиция майя . Издательство: Академия географии и истории Гватемалы.)
- Майкл Д. Коу, «Смерть и древние майя», в издании EP Benson, « Смерть и загробная жизнь в доколумбовой Америке» . Думбартон-Оукс, Вашингтон, 1975 год.
- Николай Грубе и Вернер Нам, Перепись Шибальбы . Книга ваз майя, том. 4, Нью-Йорк, 1994: Джастин Керр.
- Николай Грубе, « Акан – Бог питья, болезней и смерти », в книге Гранья Беренс и др., « Преемственность и изменения: религиозные практики майя во временной перспективе» (Acta Mesoamericana Vol. 14, 2004).
- Стоун, Андреа и Марк Зендер, Чтение искусства майя: иероглифический путеводитель по древней живописи и скульптуре майя . Темза и Гудзон, 2011.
- Карл Таубе, Главные боги Древнего Юкатана . Думбартон-Оукс, Вашингтон, 1992 год.
- Тедлок, Деннис (пер.) (1996). Пополь Вух: окончательное издание Книги майя о заре жизни и славе богов и королей. Пересмотренное издание . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-671-45241-Х .
- Дж. Эрик С. Томпсон, История и религия майя . Серия «Цивилизация американских индейцев», № 99. Норман: University of Oklahoma Press. ISBN 0-8061-0884-3 . OCLC 177832. 1970 г.
- Альфред М. Тоззер, Отношение Ланды к вещам Юкатана. Перевод . Музей Пибоди, Кембридж, Массачусетс, 1941 год.