Видение Змея
Змей Видений — важное существо в доколумбовой мифологии майя , хотя сам этот термин сейчас постепенно устаревает.
Змей был очень важным социальным и религиозным символом, почитаемым майя. В мифологии майя змеи описываются как средства передвижения, на которых небесные тела, такие как солнце и звезды, пересекают небеса. Сбрасывание кожи сделало их символом возрождения и обновления.
Они были настолько почитаемы, что одно из главных мезоамериканских божеств, Кетцалькоатль , изображалось в виде пернатого змея. Название означает «Драгоценный/пернатый змей» (на языке науатль «кецалли» используется для описания птицы, ее перьев или чего-то драгоценного в зависимости от контекста, а «коатль» означает змею или змею). [1]
Змея Видения считается самой важной из змей майя. «Обычно он был бородат и имел округлую морду. Его также часто изображали с двумя головами или с духом бога или предка, выходящим из его челюстей». Во время ритуалов кровопускания майя участникам снились видения, в которых они общались с предками или богами. Эти видения приняли форму гигантского змея, «который служил вратами в царство духов». Предок или бог, с которым контактировали, изображался выходящим изо рта змеи. Таким образом, змея видения стала методом, с помощью которого предки или боги являлись майя. Таким образом, для них Змей Видений был прямым связующим звеном между духовным царством богов и физическим миром. [2]
Змей Видений восходит к более ранним представлениям майя и находится в центре мира, как они его себе представляли. «Он находится в центральной оси на вершине Мирового Древа . По сути, Мировое Древо и Змей Видений, представляющий царя, создали центральную ось, которая связывает духовный и земной миры или планы. Именно посредством ритуала царь мог принести центральная ось появится в храмах и создаст дверь в духовный мир, а вместе с ним и к силе». [3]
Змей-видение широко распространен в церемониях кровопускания, в религиозных практиках майя, в ювелирных изделиях, керамике и архитектуре майя.
Ритуалы кровопускания
[ редактировать ]Многие пытались объяснить появление Видения Змея в связи с кровопусканием Майя. Один из выводов заключается в том, что «обильная кровопотеря заставляет мозг выделять большое количество естественных эндорфинов, которые химически связаны с опиатами. Когда тело впадает в шок, возникают галлюцинаторные видения». После того, как кровопролитие закончилось, пропитанные кровью церемониальные бумаги сожгли, выпустив столб дыма. Дым стал идеальной средой для появления Видения Змея. Каждое крупное политическое или религиозное событие включало кровопускание, поскольку оно служило средством, с помощью которого богов можно было призвать стать свидетелями и фактически участвовать в церемонии. Иногда для руководства призывали и духов предков. Стела Хауберга (199 г. н.э.) из низменностей майя «является одним из первых датированных памятников, изображающих связь Змея Видения с кровопусканием». [1]
Перемычка 25 изображает один из ритуалов кровопролития. «Одна из жен Щитового Ягуара смотрит вверх на огромного двуглавого Змея Видения. В левой руке она держит чашу со позвоночником ската, обсидиановым ланцетом и бумагами, забрызганными кровью. Змея Видения выглядит исходящий из чаши, из пасти Змеи Видения извергается исконный воин-тлалок, вооруженный копьем и щитом». [4]
Перемычка 17 называет «Птичьих ягуаров» Кровавым Лордом Яшчилана » и показывает, как он готовится взять кровь из своего пениса с помощью позвоночника ската. Напротив Птичьего Ягуара находится леди Балам-Икс, которая пропускает грубую веревку через рану на языке. Кровь собирается в сосуд возле ног Птичьего Ягуара. Рот Змея Видений зеленый, а струйки крови, характерные для кровопускания, красные». [5]
Перемычка 15 изображает внешний вид Змея Видений. «Можно увидеть, как змей поднимается из чаши с струйками крови вдоль колонны кровавых свитков. На этой перемычке изображена королева Яшчилана, участвующая в видении после тщательно продуманной церемонии кровопускания. Она держит ритуальные принадлежности в своих руках, пока змей видения поднимается из чаши с окровавленной бумагой». [6]
Религиозные обряды майя
[ редактировать ]Жил-был Змей Видений по имени Оч-Кан, повелитель Калак'мула .
Один из наиболее распространенных ритуалов, связанных со змеем Видения, заключался в вызове духов предков. Особенно во время обрядов коронации короли обращались к духам за советом и благословением. Именно Змей Видений обеспечивает среду для контакта с этими божествами.
Считается, что крышка саркофага лорда Пакаля, находившаяся в Паленке , вероятно, является «единственным наиболее полным изображением, которое связывает Змея Видения с религией майя». На нем изображена смерть Пакаля и его спуск в Подземный мир. «Двуглавая змея расположена горизонтально на Мировом Древе и является проводником для этого перехода. Точно так же, как Змей Видения представляет собой проводник между физическим миром и духовным царством предков, эта двуглавая змеиная перемычка представляет собой проводник между царством живых и царством мертвых». [2]
Ювелирные изделия и керамика майя
[ редактировать ]На ювелирном украшении майя изображена « антропоморфная двуглавая змея». Считается, что его носили во время церемонии кровопускания. Это ясно показывает прибытие предка из мира духов.
Изображение Змея Видения было очень распространено в керамике майя. Сосуды, используемые во время церемоний кровопускания, изображают змея Видения. Суда ниже являются прекрасными примерами. Они высечены в камне и являются «одними из самых ранних изображений иконографии Змея Видения ». Кровь хлынула из раскрытой пасти передней головы. Хотя задняя часть физически не прикреплена, она находится чуть выше змеиного хвоста и также символизирует кровь». [7]
Архитектурные мотивы майя
[ редактировать ]Змей Видения также находит свое место в архитектуре майя и особенно заметен в украшении колонн внутри и снаружи храмов майя.
«Во дворце в Лабне змеи украшают углы главного фасада. Что характерно для Видения Змея, кажется, что здесь присутствует либо антропоморфное божество, либо дух предка, исходящий из разинутых пастей змеиной пасти». [8]
Современные обряды
[ редактировать ]Остатки Змея Видений сохранились до наших дней. Примерно в 1930 году Дж. Э. Томпсон отметил в Сан-Антонио, Белиз , что майя Кекчи до сих пор проводят ритуал, очень похожий на поиски видений классических майя, хотя и в другом контексте. Ритуал ознаменовал посвящение нового шамана в деревне. Участник вступил в прямой контакт с гигантским змеем Очаном (Оч-Кан). Именно благодаря этому опыту он завершил свои обряды инициации и получил знания, необходимые для того, чтобы стать могущественным шаманом.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Коу (1992, стр.79)
- ^ Шеле и Фрейдель (1990, стр.395)
- ^ Шеле и Фрейдель (1990, стр.68)
- ^ Грэм и фон Эйв (1977) [ нужна страница ]
- ^ Грэм и фон Эйв (1977) [ нужна страница ]
- ^ Грэм и фон Эйв (1977) [ нужна страница ]
- ^ Шеле и Миллер (1992) [ нужна страница ]
- ^ Иванофф (1973) [ нужна страница ]
Ссылки
[ редактировать ]- Коу, Майкл Д. (1992). Нарушение Кодекса Майя . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05061-9 . ОСЛК 26605966 .
- Грэм, Ян ; Эрик фон Эйв (1977). Корпус иероглифических надписей майя: Том. 3, Часть 1 . Кембридж, Массачусетс: Музей Пибоди Гарвардского университета.
- Иванов, Пьер (1973). Памятники цивилизации: Майя . Нью-Йорк: Гроссет и Данлэп. ISBN 0-448-02020-3 .
- Шеле, Линда ; Дэвид Фрейдель (1990). Лес королей: нерассказанная история древних майя . Нью-Йорк: Уильям Морроу . ISBN 0-688-07456-1 . OCLC 21295769 .
- Шеле, Линда ; Мэри Эллен Миллер (1992). Кровь королей: династия и ритуал в искусстве майя . Джастин Керр (фотограф) (2-е переиздание PBK с исправлениями под ред.). Нью-Йорк: Джордж Бразиллер . ISBN 0-8076-1278-2 . OCLC 41441466 .