Паленке
Расположение в Мезоамерике | |
Альтернативное название | Баак, Лакамха |
---|---|
Расположение | Чьяпас , Мексика |
Область | Чьяпас |
Координаты | 17 ° 29'03 "с.ш. 92 ° 02'47" з.д. / 17,48417 ° с.ш. 92,04639 ° з.д. |
История | |
Периоды | Поздний доклассический период – ранний постклассический период |
Культуры | цивилизация майя |
Примечания к сайту | |
Официальное название | Доиспанский город и национальный парк Паленке |
Критерии | Культурные: i, ii, iii, iv |
Ссылка | 411 |
Надпись | 1987 (11-я сессия ) |
Область | 1772 га |
В городе Паленке также находится Храм Надписей, внутри которого находится саркофаг Пакаля Великого. |
Паленке ( Испанское произношение: [pa'leŋke] ; Юкатекские майя : Bàakʼ [ɓaːkʼ] ), также ранее известный на языке Ица как Lakamhaʼ («Большая вода или большие воды»), [1] [2] — майя город- государство на юге Мексики, исчезнувший в VIII веке. Руины Паленке датируются ок. 226 г. до н.э. – ок. 799 год нашей эры. После упадка он зарос джунглями из кедра , красного дерева и саподилл . [3] но с тех пор был раскопан и восстановлен. Он расположен недалеко от реки Усумасинта в мексиканском штате Чьяпас , на высоте , примерно в 130 км (81 милях) к югу от Сьюдад-дель-Кармен 150 метров (490 футов) над уровнем моря. Он примыкает к современному городу Паленке, штат Чьяпас . В среднем здесь влажная температура 26 ° C (79 ° F) и около 2160 миллиметров (85 дюймов) осадков в год. [3]
Паленке — это город среднего размера, меньше, чем Тикаль , Чичен-Ица или Копан , но он содержит одни из лучших архитектурных памятников, скульптур, гребней крыш и резных барельефов , созданных майя . Большая часть истории Паленке была реконструирована на основе чтения иероглифических надписей на многих памятниках; теперь историки располагают обширными сведениями о правящей династии Паленке в V веке и обширными знаниями о соперничестве города-государства с другими государствами, такими как Калакмуль и Тонина . Самым известным правителем Паленке был Кинич Джанааб Пакал , или Пакаль Великий, чья гробница была найдена и раскопана в Храме Надписей . К 2005 году открытая территория занимала до 2,5 км2. 2 (0,97 квадратных миль), но, по оценкам, исследовано менее 10% общей площади города, в результате чего более тысячи построек все еще покрыты джунглями. В 2017 году Паленке посетило 920 470 человек. [4]
История
[ редактировать ]Мифологические существа, использующие в своих названиях различные символы-эмблемы, предполагают сложную раннюю историю. Например, Куку Бахлам I , предполагаемый основатель династии Паленке, назван Токтан Аджав в тексте «Храма Листистого Креста» .
Знаменитые сооружения, которые мы знаем сегодня, вероятно, представляют собой попытку восстановления в ответ на нападения города Калакмуль и его государств-клиентов в 599 и 611 годах. [5] Одной из главных фигур, ответственных за восстановление Паленке и за возрождение городского искусства и архитектуры, является также один из самых известных майя Аджау , Кинич Джанааб Пакаль (Пакаль Великий), который правил с 615 по 683 год. его погребальный памятник получил название « Храм Надписей » в честь длинного текста, сохранившегося в надстройке храма. В то время, когда Альберто Руз Луильер раскопал гробницу Пакаля, это было самое богатое и лучше всего сохранившееся из всех раскопанных с научной точки зрения захоронений, известных тогда в древней Америке. Он занимал эту позицию до открытия богатых захоронений моче в Сипане , Перу , и недавних событий. [ когда? ] открытия в Копане и Калакмуле .
Помимо внимания, которое гробница Кинича Джанааба Пакала привлекла к Паленке, город имеет историческое значение благодаря своему обширному корпусу иероглифов, составленному во время правления Джанааба Пакала, его сына Кинича Кана Бахлама II и его внука Кинича Акала Мо. Нааб и за то, что это место, где Генрих Берлин [6] а позже Линда Шеле и Питер Мэтьюз составили первый династический список для любого города майя. [7] Работы Татьяны Проскуряковой, а также работ Берлина, Шеле, Мэтьюза и других положили начало интенсивным историческим исследованиям, которые характеризовали большую часть исследований древних майя с 1960-х годов по настоящее время. [8] Обширная иконография и текстовый корпус также позволили изучить мифологию майя классического периода. [9] и ритуальная практика. [10]
Правители
[ редактировать ]Список возможных и известных правителей майя [11] [12] города с датами их правления:
- ?-Фруктовый коврик около 2325 г. до н.э.
- Укиш Чан около 987 г. до н.э.
- Каспер около 252 г. до н.э.
Династия Паленке:
- К'ук Бахлам I 431–435 гг. Н.э.
- « Каспер » 435–487 гг.
- Буц Адж Сак Чиик 487–501 гг. Н.э.
- Ахкал Мо Нахб I 501–524 гг. н.э.
- Кан Джой Читам I 529–565 гг. Н.э.
- Ахкал Мо Нахб II 565–570 гг. н.э.
- Кан Бахлам I 572–583 гг. Н.э.
- Йохл Ик'нал 583–604 гг. н.э. (женщина)
- Агент Йол Мэт 605–612 гг. н.э.
- Джанахб Пакаль около 612 г. н.э. (положение неопределенно)
- Сак К'ук 612–615 гг. Н.э. (женщина)
- Кинич Джанааб Пакал I 615–683 гг. Н.э.
- Кинич Кан Бахлам II 684–702 гг. Н.э.
- Кинич Кан Джой Читам II 702–711 гг. н.э.
- Кинич Ахкал Мо Нахб III 721–736 гг. Н.э.
- Кинич Джанааб Пакаль II около 742 г. н. э.
- Кинич Кан Бахлам III около 751 г. н.э.
- Кинич К'ук' Бахлам II 764–783 гг. Н.э.
- Джанааб Пакал III 799–? ОБЪЯВЛЕНИЕ
Ранний классический период
[ редактировать ]Первым аджавом , или царем Баакала, о котором мы знаем, был К'ук Балам ( Кецаль Ягуар ), который правил в течение четырех лет, начиная с 431 года. После него к власти пришел царь, которого прозвали « Каспер ». археологи. Следующие два короля, вероятно, были Каспера сыновьями . О первом из них, Бутц Адж Сак Чиик, было мало что известно до 1994 года, когда была найдена табличка с описанием ритуала для короля. На первой табличке его преемник Ахкал Мо Нааб I упоминается как принц-подросток, и поэтому считается, что между ними существовали семейные отношения. По неизвестным причинам Ахал Мо Нааб I пользовался большим авторитетом, поэтому короли, сменившие его, гордились тем, что являются его потомками.
Когда Ахкал Мо Нааб I умер в 524 году, прошло четыре года междуцарствия, прежде чем следующий король был коронован в Токтане в 529 году. Кан Джой Читам I правил 36 лет. Его сыновья Ахкал Мо Нааб II и Кан Балам I были первыми королями, носившими титул Кинич , что означает «великое солнце ». Это слово использовалось и более поздними королями. На смену Баламу в 583 году пришла Йохл Икнал , которая предположительно была его дочерью. Надписи, найденные в Паленке, документируют битву, произошедшую при ее правительстве, в которой войска из Калакмуля вторглись и разграбили Паленке - военный подвиг, не имеющий известных прецедентов. Эти события произошли в 599 году.
Вторая победа Калакмула произошла примерно двенадцать лет спустя, в 611 году, при правлении Адж Не Йол Мата , сына Йола Икнала. По этому случаю король Калакмула лично вошел в Паленке, закрепив значительную военную катастрофу, за которой последовала эпоха политического беспорядка. Адж Не Йол Мэт должен был умереть в 612 году.
Поздний классический период
[ редактировать ]Баакал начал период поздней классики в муках беспорядка, вызванного поражениями перед Калакмулем. Глифические панели в Храме Надписей , на которых записаны события того времени, повествуют о том, что некоторые фундаментальные ежегодные религиозные церемонии не проводились в 613 году, и в этот момент говорится: «Потеряна божественная леди, потерян король». [13] Упоминаний о правительстве того времени не обнаружено.
Считается, что после смерти Адж Не Йохла Мата Джанааб Пакаль к власти благодаря политическому соглашению пришел , также известный как Пакал I. Джанааб Пакал взял на себя функции аджава ( короля), но так и не был коронован. В 612 году ему наследовала его дочь, царица Сак Кук , которая правила всего три года, пока ее сын не стал достаточно взрослым, чтобы править. Считается, что с тех пор династия была восстановлена, и Баакал вновь встал на путь славы и великолепия.
Внук Джанааба Пакала — самый известный из царей майя, Кинич Джанааб Пакал, также известный как Пакал Великий . Он начал править в возрасте 12 лет после того, как его мать Сак Кук через три года ушла с поста королевы, передав таким образом власть ему. Пакаль Великий правил в Паленке с 615 по 683 год, и его мать оставалась важной силой в течение первых 25 лет его правления. Возможно, она правила совместно с ним. Известный как любимец богов, он поднял Паленке на новый уровень великолепия, несмотря на то, что пришел к власти, когда город находился в упадке. Пакаль женился на принцессе Октана, леди Цакбу Аджав (также известной как Ахпо-Хель) в 624 году и имел как минимум троих детей.
Большинство дворцов и храмов Паленке были построены во время его правления; город процветал как никогда прежде, затмевая Тикаль . Центральный комплекс, известный как Дворец, неоднократно расширялся и реконструировался, особенно в 654, 661 и 668 годах. В этой структуре находится текст, описывающий, как в ту эпоху Паленке вновь вступил в союз с Тикалем, а также с Яшчилан , и что им удалось захватить в плен шесть вражеских королей альянса. Из текста было переведено немногое.
После смерти Пакаля в 683 году его старший сын Кинич Кан Балам принял на себя царствование Баакала, которому, в свою очередь, в 702 году наследовал его брат Кинич Кан Джой Читам II. Первый продолжил архитектурные и скульптурные работы, начатые его отцом, а также завершил строительство знаменитой гробницы Пакаля. Саркофаг Пакаля, построенный для очень высокого человека, содержал самую богатую коллекцию нефрита, которую когда-либо видели в гробницах майя. На его лицо была наложена нефритовая мозаичная маска, а тело украшал костюм из нефрита, каждая деталь которого была вырезана вручную и скреплена золотой проволокой. [3]
Кроме того, Кинич Кан Балам I начал амбициозные проекты, включая Группу Крестов. Благодаря многочисленным работам, начатым во время его правления, теперь мы имеем портреты этого короля, встречающиеся в различных скульптурах. Его брат сменил его, продолжая строительство и искусство с тем же энтузиазмом, реконструируя и расширяя северную сторону дворца. Благодаря правлению этих трех царей Баакаль пережил столетие роста и великолепия.
В 711 году Паленке был разграблен королевством Тонина , а старый король Кинич Кан Джой Читам II попал в плен. Неизвестно, какова была окончательная судьба короля, и предполагается, что он был казнен в Тонине. 10 лет не было короля. Наконец, Кинич Ахкал Мо Наб III был коронован в 722 году. Хотя новый король принадлежал к королевской семье, нет никаких доказательств того, что он был прямым наследником Кинич Кан Джой Читам II. Поэтому считается, что эта коронация была разрывом династической линии, и, вероятно, Кинич Ахкал Наб пришел к власти после многих лет маневрирования и создания политических союзов. Этот король, его сын и внук правили страной до конца VIII века. Об этом периоде мало что известно, кроме того, что, помимо прочих событий, продолжалась война с Тониной, где имеются иероглифы, фиксирующие новое поражение Паленке.
Иногда лордами городов-государств были женщины . Леди Сак Кук правила Паленке по крайней мере три года, начиная с 612 года нашей эры, прежде чем передать свой титул сыну. Однако этим женщинам-правительницам были присвоены мужские атрибуты. Их представляли как более мужественных, поскольку они взяли на себя роли, которые обычно выполняли мужчины. [14]
Отказ
[ редактировать ]В течение 8-го века Баакал подвергался растущему стрессу, как и большинство других городов-государств классического майя, и где-то после 800 года в церемониальном центре не было никаких новых элитных построек. Земледельческое население продолжало жить здесь в течение нескольких поколений. , затем это место было заброшено и медленно зарастало лесом. Когда в 1520-х годах сюда впервые прибыли испанцы, этот район был очень малонаселенным.
Искусство и архитектура
[ редактировать ]Важные постройки в Паленке включают:
Храм Надписей
[ редактировать ]Строительство Храма Надписей началось, возможно, еще в 675 году. [15] как погребальный памятник Ханаб-Пакалю. В надстройке храма находится второй по длине иероглифический текст, известный из мира майя (самая длинная — иероглифическая лестница в Копане). Храм Надписей записывает примерно 180 лет истории города с 4 по 12 Катун . В центре повествования записаны ритуалы завершения периода К'атун Кинич Джанааб Пакала, сосредоточенные на иконах божеств-покровителей города, прозаически известных под общим названием Триада Паленке или по отдельности как GI, GII и GIII. [16]
Ширина пирамиды составляет 60 метров, глубина 42,5 метра и высота 27,2 метра. Храм Саммита имеет ширину 25,5 метра, глубину 10,5 метра и высоту 11,4 метра. Самые крупные камни весят от 12 до 15 тонн. Они находились на вершине пирамиды. Общий объем пирамиды и храма составляет 32 500 куб. метры. [17]
В 1952 году Альберто Руз Луиллер удалил каменную плиту в полу задней комнаты надстройки храма, чтобы открыть проход (засыпанный незадолго до закрытия города и вновь открытый археологами), ведущий по длинной лестнице к могиле Пакаля. Сама гробница примечательна большим резным саркофагом, богатыми украшениями, сопровождающими Пакаля, а также лепной скульптурой, украшающей стены гробницы. Уникальной особенностью гробницы Пакаля является психодукт, который ведет от самой гробницы вверх по лестнице и через отверстие в камне, закрывающем вход в захоронение. Этот психодукт, возможно, является физической отсылкой к концепциям ухода души во время смерти в эсхатологии майя, где в надписях фраза ochb'ihaj sak ik'il (белое дыхание, вступившее в дорогу) используется для обозначения уход души. Такая находка очень важна, поскольку она впервые продемонстрировала многогранность храмового использования. Эти пирамиды впервые были идентифицированы как храмы, а также погребальные сооружения.
Широко обсуждаемая иконография крышки саркофага изображает Пакаля в облике одного из проявлений кукурузного бога майя, выходящего из недр подземного мира. [18]
Храм также имеет канальную структуру, которая до сих пор не до конца изучена археологами. Было высказано предположение, что канал совпадает с днем зимнего солнцестояния и что солнце освещает могилу Пакаля.
Группа Храмы Креста
[ редактировать ]Храм Креста , Храм Солнца и Храм Лиственного Креста представляют собой набор изящных храмов на вершине ступенчатых пирамид , каждый из которых имеет искусно вырезанный рельеф во внутренней камере, изображающий две фигуры, представляющие ритуальные предметы и изображения центральной иконе. В более ранних интерпретациях утверждалось, что меньшая фигура была фигурой Кинич Джанааб Пакаль, а большая фигура - Кинич Кан Бахлам. Однако теперь, благодаря лучшему пониманию иконографии и эпиграфики, известно, что на центральной табличке изображены два изображения Кана Бахлама. На меньшем рисунке изображен Кинич Кан Бахлам во время ритуала посвящения в возрасте шести лет (9.10.8.9.3 9 Акбал 6 Зул), а на большем — его вступление на престол в возрасте 48 лет. [19] Эти храмы были названы первыми исследователями; Крестообразные изображения на двух рельефах на самом деле изображают древо творения в центре мира в мифологии майя .
Дворец
[ редактировать ]Дворец , комплекс нескольких соединенных между собой зданий и дворов, был построен несколькими поколениями на широкой искусственной террасе в течение четырех столетий. Дворец использовался аристократией майя для бюрократических функций, развлечений и ритуальных церемоний. Дворец расположен в центре древнего города.
Внутри дворца сохранилось множество скульптур и . барельефов Самой необычной и узнаваемой особенностью дворца является четырехэтажная башня, известная как Смотровая башня. Смотровая башня, как и многие другие постройки на этом месте, имеет мансардную крышу. А-образной формы Арка Корбеля — архитектурный мотив, наблюдаемый во всем комплексе. Арки Корбеля требуют большого количества каменной массы и ограничены небольшим соотношением ширины к высоте, что обеспечивает характерные высокие потолки и узкие проходы. Дворец был оборудован многочисленными большими банями и саунами, которые снабжались пресной водой по сложной водопроводной системе. Акведук, построенный из огромных каменных блоков со сводом высотой три метра, направляет реку Отулум течь под главную площадь. Дворец является крупнейшим строительным комплексом в Паленке размером 97 на 73 метра у основания.
Другие известные здания
[ редактировать ]- На одной из колонн Храма Черепа изображен череп.
- В Храме XIII находилась Гробница Красной Королевы , неизвестной знатной женщины, возможно, жены Пакаля , обнаруженная в 1994 году. Останки в саркофаге были полностью покрыты ярко-красным порошком из киновари .
- Храм Ягуара (он же Храм Красивого рельефа) на расстоянии примерно 200 метров к югу от основной группы храмов; его название произошло от сложного барельефа , изображающего короля, восседающего на троне в форме ягуара .
- Строение XII с барельефом Бога Смерти.
- Храм графа — еще один элегантный классический храм Паленке, получивший свое название из-за того, что в здании какое-то время жил ранний исследователь Жан Фредерик Вальдек , а Вальдек утверждал, что он граф.
На этом месте также есть ряд других храмов, гробниц и элитных резиденций, некоторые из которых находятся на приличном расстоянии от центра, площадка для игры в мезоамериканскую игру в мяч и интересный каменный мост через реку Отулум на некотором расстоянии ниже акведука.
Современные исследования
[ редактировать ]После краткого отчета де ла Нады о руинах на них не обращалось никакого внимания до 1773 года, когда некий дон Рамон де Ордоньес-и-Агилар осмотрел Паленке и отправил отчет капитан-генералу в Антигуа-Гватемале . В 1784 году было проведено дальнейшее исследование, в котором говорилось, что руины руины представляли особый интерес, поэтому два года спустя геодезист и архитектор Антонио Бернаскони был отправлен с небольшим военным отрядом под командованием полковника Антонио дель Рио, чтобы изучить это место более подробно. Силы Дель Рио проломили несколько стен, чтобы посмотреть, что можно найти, нанеся дворец изрядный ущерб, в то время как Бернаскони составил первую карту этого места, а также нарисовал копии нескольких барельефов и скульптур. Рисовальщик Лучано Кастаньеда сделал больше рисунков в 1807 году, а книга о Паленке «Описания руин древнего города», обнаруженных недалеко от Паленке , была опубликована в Лондоне в 1822 году на основе отчетов этих двух последних экспедиций вместе с гравюрами, основанными на работах Бернаскони и рисунки Кастаньедаса; еще две публикации 1834 г. содержали описания и рисунки, основанные на тех же источниках.
Хуан Галиндо посетил Паленке в 1831 году и подал отчет правительству Центральной Америки. Он был первым, кто заметил, что фигуры, изображенные в древнем искусстве Паленке, похожи на местных коренных американцев ; некоторые другие первые исследователи, даже годы спустя, приписывали это место таким далеким народам, как египтяне , полинезийцы или затерянные племена Израиля .
Начиная с 1832 года Жан Фредерик Вальдек провел два года в Паленке, делая многочисленные рисунки, но большая часть его работ не была опубликована до 1866 года. Между тем, в 1840 году это место впервые посетили Патрик Уокер и Герберт Кэдди с миссией губернатора Британского Гондураса. , а затем Джоном Ллойдом Стивенсом и Фредериком Катервудом, которые в следующем году опубликовали иллюстрированный отчет, который значительно превосходил предыдущие отчеты о руинах.
Дезире Шарне сделал первые фотографии Паленке в 1858 году и вернулся в 1881–1882 годах. Альфред Модслей разбил лагерь среди руин в 1890–1891 годах и сделал обширные фотографии всех произведений искусства и надписей, которые он смог найти, а также сделал бумажные и гипсовые формы для многих надписей, а также подробные карты и рисунки, установив высокие стандарты для всех будущих исследователей. следовать. Модслей научился технике изготовления форм скульптур из папье-маше у француза Дезире Шарне.
Несколько других экспедиций посетили руины до Франса Блома из Тулейнского университета в 1923 году, который составил превосходные карты как основного объекта, так и различных ранее заброшенных отдаленных руин, и представил мексиканскому правительству отчет с рекомендациями о работе, которую можно провести для сохранения руин. .
С 1949 по 1952 год Альберто Рус Луильер руководил раскопками и укреплением территории Национального института антропологии и истории Мексики (INAH); именно Руз Люлье был первым человеком, увидевшим могилу Пакаля Великого за более чем тысячу лет. Руз четыре года проработал в Храме Надписей, прежде чем раскопал гробницу. Дальнейшая работа INAH проводилась под руководством Хорхе Акосты в 1970-е годы.
здесь была проведена первая из очень продуктивных конференций Palenque Mesa Redonda (Круглый стол) В 1973 году по инициативе Мерла Грина Робертсона ; после этого каждые несколько лет ведущие майянисты встречались в Паленке, чтобы обсудить и изучить новые открытия в этой области. Тем временем Робертсон проводил детальное исследование всего искусства в Паленке, включая запись всех следов цвета на скульптурах.
В 1970-х годах на этом месте также был построен небольшой музей.
За последние 15–20 лет было раскопано гораздо больше территории, но в настоящее время, по оценкам археологов, раскопано только 5% всего города.
В 2010 году исследователи из Университета штата Пенсильвания Кристофер Даффи и Кирк Френч определили акведук Пьедрас-Болас как акведук под давлением , самый ранний из известных в Новом Свете . Это водовод с пружинным питанием, расположенный на крутой местности, с ограниченным выходным отверстием, из-за которого вода под давлением вырывается с силой на высоту 6 метров (20 футов). Они не смогли определить использование этой искусственной особенности. [20]
В июне 2022 года археологи из Национального института антропологии и истории Мексики (INAH) объявили об открытии 1300-летней гипсовой статуи высотой девять дюймов, изображающей молодого Хунна Хунахпу , мифологического бога кукурузы майя. фигуры Полубритая прическа , напоминающая спелую кукурузу, дает основание предположить, что это молодой кукурузный бог. Исследователи предполагают, что жители Паленке майя, возможно, разместили над прудом большую каменную статуэтку, символизирующую вход в подземный мир. По словам археолога Арнольдо Гонсалеса Круса, народ майя символически закрыл бассейн ставнями, разбив часть штукатурки и заполнив его останками животных, в том числе фрагментами керамики, резными костными остатками, ракушками, обсидиановыми наконечниками стрел, бусами, овощами и другим. [21] [22]
Палеонтологическое значение
[ редактировать ]Исследования внутри храмов Паленке выявили наличие многочисленных чрезвычайно хорошо сохранившихся окаменелостей морских рыб и беспозвоночных в известняковых плитах, использованных для строительства храмов, а также в бывших карьерах, в которых этот известняк добывался. Окаменелости были известны с 19 века, но значительное научное и археологическое внимание они получили только с 2000-х годов. [23] [24] Эти окаменелости были датированы формацией Тенехапа-Лакандон раннего палеоцена , вскоре после мел-палеогенового вымирания , и документируют восстановление морских экосистем после вымирания, включая развитие современных коралловых рифов . Окаменелости включают некоторых из самых ранних представителей современных рифовых рыб, таких как серраниды ( Paleoserranus ), стрекозы ( Chaychanus ) и сингнатиформные ( Eekaulostomus ), в дополнение к некоторым из последних представителей вымерших групп, таких как пикнодонтиды . Эта разнообразная экосистема существовала, несмотря на то, что территория находилась относительно близко к месту падения метеорита Чикскулуб , который в первую очередь и стал причиной вымирания. [23] Жители этого района, майя, по-видимому, были хорошо осведомлены об этих окаменелостях и активно их собирали, в том числе используя зубы ископаемых акул и шипы лучей из близлежащей миоценовой формации Тулия в качестве режущих инструментов, раскрашивая некоторые скелеты рыб и разрезая плиты. чтобы лучше отобразить окаменелости, что сделало их одними из первых известных палеонтологов . [24]
Национальный парк Паленке
[ редактировать ]Национальный парк Паленке был определен правительством Мексики в 1981 году. Он занимает площадь 17,72 км2. 2 , который охватывает древний город и холмы на юге. В парке есть семейный палаточный лагерь. [25]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Стюарт, Дэвид; Хьюстон, Стивен Д. (1994). Классические топонимы майя . Думбартон-Оукс. стр. 30–31. ISBN 978-0-88402-209-1 .
... мы вполне уверены в том, что дали название Лакамха древнему Паленке. «Большая вода», возможно, относилась к обширным водопадам и водоемам реки Отулум, которые сегодня видны на этом месте и которые, несомненно, привлекли своих коренных жителей.
- ^ Лиендо-Стуардо, Родриго (2020). «Лакамха: Место «Больших вод» | Археология древнего города Паленке, Мексика» . В Хатсоне, Скотт Р.; Ардрен, Трейси (ред.). Мир Майя . Рутледж. п. 369. ИСБН 978-1-351-02956-8 .
- ^ Jump up to: а б с Шром, Майкл. «Паленке» . Архивировано из оригинала 1 января 2004 года . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ «Estadística de Visitantes» (на испанском языке). ИНАХ . Архивировано из оригинала 8 июля 2012 года . Проверено 25 марта 2018 г.
- ^ Мартин и Грубе 2000:
- ^ Берлин 1959, 1965, 1968 гг.
- ^ Мэтьюз и Шеле, 1974 г.
- ^ Шеле и Фрейдель 1990; Мартин и Грубе, 2000 г.
- ^ Берлин 1963; Вальд [Шеле] 1999; Фрейдель и др. 1993 год; Фрейдель и Маклауд 2000; Стюарт 2005: Глава 6
- ^ Стюарт 1998
- ^ Мартин и Грубе 2008, стр. 155–176.
- ^ Скидмор 2010, стр. 2–91.
- ^ Месовеб
- ^ Сноу, Дин Р. (2010). Археология в Северной Америке . Прентис Холл. стр. 165–166.
- ^ Шеле и Мэтьюз 1998: 97–99.
- ^ Берлин 1963; Шеле и Мэтьюз 1998: 106; Карраско 2005: 433.
- ^ Скарр 1999
- ↑ Направление движения Кинич Джанааб Пакаль между мирами было предметом споров в последние годы. Первоначально Линда Шеле, Дэвид Фрейдель и другие видели Пакаля спустившимся в подземный мир (Шеле и Мэтьюз 1998: 115). Совсем недавно Дэвид Стюарт и Фрейдель предположили обратное, основываясь на глифических текстах, сопровождающих подобные сцены. На этих изображениях символ рождения (часто пишется SIH-ya-ja) описывает изображенное событие.
- ^ Бэсси 1991
- ^ Сантехника майя, первое сооружение с водой под давлением, найденное в Новом Свете. Архивировано 8 февраля 2013 г. в Wayback Machine , Университет штата Пенсильвания , 4 мая 2010 г., по состоянию на 5 мая 2010 г.
- ^ Журнал, Смитсоновский институт; Кута, Сара. «1300-летняя статуя бога кукурузы показывает, как майя поклонялись кукурузе» . Смитсоновский журнал . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «Скульптурная голова бога кукурузы майя, обнаруженная в Мексике» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 4 июня 2022 г. Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Канталис, Клейтон М; Альварадо-Ортега, Хесус; Беллвуд, Дэвид Р.; Сикейра, Александр С (20 июля 2022 г.). «Восстание из пепла: биогеографическое происхождение современных рыб коралловых рифов» . Бионаука . 72 (8): 769–777. doi : 10.1093/biosci/biac045 . ISSN 0006-3568 . ПМЦ 9343231 . ПМИД 35923187 .
- ^ Jump up to: а б Альварадо-Ортега, Хесус; Куэвас-Гарсия, Марта; Канталис, Клейтон (01 февраля 2018 г.). «Ископаемые рыбы археологических раскопок Паленке, штат Чьяпас, юго-восток Мексики» . Журнал археологической науки: отчеты . 17 : 462–476. Бибкод : 2018JArSR..17..462A . дои : 10.1016/j.jasrep.2017.11.029 . ISSN 2352-409X .
- ^ ЮНЕП-ВЦМК (2021). Профиль охраняемой территории Паленке из Всемирной базы данных охраняемых территорий. По состоянию на 26 сентября 2021 г. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- Берлин, Генрих (1963). Паленке Триада. Журнал Общества американистов , ns 5(52):91–99. Париж.
- Карраско, Майкл Д. (2005). Иконографический комплекс «Маска-фланц» [электронный ресурс]: искусство, ритуал и история сакрального образа майя. Докторская диссертация, Техасский университет в Остине. Доступно в электронном виде по адресу http://hdl.handle.net/2152/1027 .
- Карраско, Майкл Д. и Керри Халл (2002). Космогонический символизм сводчатого свода в архитектуре майя. Мексиканский том XXIV, № 2, апрель.
- Филдс, Вирджиния М. (1991). Иконографическое наследие майя-шута-бога . На шестом круглом столе в Паленке, 1986 г. Вирджиния М. Филдс, изд. стр. 167–174 Круглый стол в Паленке (6-е заседание, 1986 г.) Университет Оклахомы Press Norman.
- Фрейдель, Дэвид и Барбара Маклауд (2000). «Creation Redux: новые мысли о космологии майя на основе эпиграфики, иконографии и археологии». Журнал ПАРИ 1(2):1–8, 18.
- Гюнтер, Стэнли (nd). «Гробница Кинича Джанааба Пакаля: Храм Надписей в Паленке» ( PDF ) . Статьи Mesoweb . Месовеб . Проверено 4 февраля 2008 г.
- Хьюстон, Стивен (1996) Символические бани майя: архитектурное значение в группе крестов в Паленке, Мексика. Латиноамериканская древность , 7 (2), стр. 132–151.
- Келли, Дэвид (1965). «Рождение богов в Паленке». В исследованиях культуры майя 5, 93–134. Мексика: Национальный автономный университет Мексики.
- Лаунсбери, Флойд Г. (1976). «Обоснование первоначальной даты строительства Храма Креста в Паленке». В книге «Искусство, иконография и династическая история Паленке, Часть III : Труды Segunda Mesa Redonda de Palenque», изд. Мерл Грин Робертсон, 211–224. Пеббл-Бич, Калифорния: Школа Роберта Луи Стивенсона.
- Лаунсбери, Флойд Г. (1980). «Некоторые проблемы интерпретации мифологической части иероглифического текста храма Креста в Паленке». В «Третьем круглом столе Паленке», 1978, Часть 2 , изд. Мерл Грин Робертсон, 99–115. Серия круглых столов в Паленке, том. 5. Остин: Издательство Техасского университета.
- Лаунсбери, Флойд Г. (1985). «Личность мифологических фигур в «крестовой группе» надписей в Паленке». В Четвертом круглом столе в Паленке, 1980 г., вып. 6 , ген. ред. Мерл Грин Робертсон ; том. изд., Элизабет П. Бенсон , 45–58. Сан-Франциско: Институт исследований доколумбового искусства.
- Мартин, Саймон ; Николай Грубе (2000). Хроники королей и королев майя: расшифровка династий древних майя . Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05103-8 . OCLC 47358325 .
- Мартин, Саймон ; Николай Грубе (2008). Хроники королей и королев майя: расшифровка династий древних майя (2-е изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 9780500287262 . OCLC 191753193 .
- Месовеб. «Муваан Мат» . Энциклопедия Mesoweb . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 29 апреля 2009 г.
- Рэндс, Роберт Л. и Барбара К. Рэндс (1959) Комплекс Incensario в Паленке, Чьяпас. Американская древность , 25 (2): 225–236.
- Рэндс, Роберт Л. Рональд Л. Бишоп и Гарман Харботтл (1979). «Тематические и композиционные вариации в зажигательных книгах региона Паленке». В Tercera Mesa Redonda de Palenque, Vol. IV , под редакцией Мерла Грина Робертсона и Доннана К. Джефферса, 19–30. Паленке: Исследования доколумбового искусства и Монтерей: Herald Printers.
- Рингл, Уильям М.; Томас К. Смит-Старк (1996). Согласие с надписями Паленке, Чьяпас, Мексика . Публикации МАРИ, вып. 62. Новый Орлеан, Луизиана: Среднеамериканский исследовательский институт , Тулейнский университет . ISBN 0-939238-93-4 . ОСЛК 25630088 .
- Робертсон, Мерл Грин (1991). Скульптура Паленке Том. IV . Издательство Принстонского университета, Принстон.
- Руз, Альберто Люлье (1958). Археологические исследования в Паленке: 1953. Летопись Национального института антропологии и истории . Том 10 (39): 69–116. Мексика.
- Саенс, Сезар А. (1956) Исследования пирамиды Лиственного креста. Отчет 5. Управление доиспанских памятников. Национальный институт антропологии и истории, Мексика.
- Скарр, Крис (1999) Семьдесят чудес древнего мира . Темза и Гудзон.
- Шеле, Линда (1976), Иконография вступления Чан-Бахлума в Группу Креста в Паленке. В книге «Искусство, иконография и династическая история Паленке», часть III . Труды Segunda Mesa Redonda de Palenque, изд. Мерл Грин Робертсон, 9–34. Пеббл-Бич, Калифорния: Школа Роберта Луиса Стивенсона.
- Шеле, Линда (1979), Генеалогическая документация на трехфигурных панелях в Паленке. В Tercera Mesa Redonda de Palenque, Vol. IV , под редакцией Мерла Грина Робертсона , 41–70. Паленке: Исследования доколумбового искусства и Монтерей: Herald Printers.
- Шеле, Линда (1985), «Некоторые рекомендуемые чтения о мероприятии и офисе назначенного наследника в Паленке». В книге «Фонетизм в иероглифическом письме майя» , 287–307. Олбани: Институт мезоамериканских исследований, Государственный университет Нью-Йорка в Олбани.
- Шеле, Линда (1986), «Архитектурное развитие и политическая история в Паленке». В «Городах-государствах майя: искусство и архитектура» под редакцией Элизабет П. Бенсон, 110–138. Денвер: Институт доколумбовых исследований Роки-Маунтин.
- Шеле, Линда (1992), Блокнот для XVI семинара по иероглифическому письму майя в Техасе. Остин, Техас: Техасский университет в Остине.
- Шеле, Линда ; Дэвид Фрейдель (1990). Лес королей: нерассказанная история древних майя . Нью-Йорк: Уильям Морроу . ISBN 0-688-07456-1 . OCLC 21295769 .
- Скидмор, Джоэл (2010). Правители Паленке (PDF) (Пятое изд.). Публикации Mesoweb . Проверено 12 октября 2015 г.
- Стюарт, Дэвид (2005) Надписи из храма XIX в Паленке . Институт исследований доколумбового искусства. ISBN 0-934051-10-0
- Стюарт, Дэвид и Стивен Хьюстон (1994) Исследования классических топонимов майя. Доколумбовое искусство и археология, 33 . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса .
- Археология коренных народов Северной Америки, 2010, Дин Р. Сноу, Прентис-Холл, Нью-Йорк.
- Роберт Шерер (1983) «Древние майя» Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Центр исследований майя .
- Унаахил Баак: Храмы Паленке (Уэслианский университет). Архивировано 24 октября 2007 г. в Wayback Machine . Содержит программу учебных объектов, панорамы, 3D-модели, глифы и переводы.
- Ресурсы Mesoweb в Паленке
- анимированная 3D-реконструкция на Palenque-3D.com
- Скрижаль 96 иероглифов
- Руины Паленке: двуязычное эссе со звуком
- Рисунки Паленке из экспедиции Антонио дель Рио 1784 года.
- Misty and Mystic – Паленке – описание и фото
- Оценка населения Паленке на Mesoweb (PDF)
- National Geographic Live!: Паленке и мир древних майя на YouTube
- Сайты майя
- Паленке
- Места майя в штате Чьяпас
- Классический период майя
- Археологические музеи Мексики
- Чьяпас: Музеи
- Бывшие населенные пункты Мексики
- Населенные пункты, основанные в III веке до нашей эры.
- Населенные пункты, ликвидированные в VIII веке.
- Государства и территории, основанные в III веке до нашей эры.
- Государства и территории, упраздненные в 8 веке.
- заведения 220-х годов до нашей эры
- Поселения цивилизации майя III века до н.э.
- 799 закрытий
- Упадок цивилизации майя в VIII веке
- Туристические достопримечательности штата Чьяпас
- Объекты всемирного наследия в Мексике
- Города-государства
- Национальные парки Мексики
- Охраняемые территории Чьяпаса
- Влажные леса Петен-Веракрус