Майя кукурузный бог

Как и другие мезоамериканские народы, традиционные майя признают в своей основной культуре, кукурузе , жизненную силу, с которой они твердо себя идентифицируют. Об этом ясно свидетельствуют их мифологические традиции. XVI века Согласно Пополь Вуху , у Близнецов-героев есть растения кукурузы в качестве альтер-эго, а сам человек создан из кукурузы. Обнаружение и открытие Кукурузной горы – места, где спрятаны семена кукурузы – до сих пор остается одной из самых популярных сказок майя. В классический период (200-900 гг. н.э.) кукурузное божество проявляло аспекты культурного героя .
Женские и мужские божества
[ редактировать ]В устной традиции майя кукуруза обычно олицетворяется женщиной. [1] — как рис в Юго-Восточной Азии или пшеница в Древней Греции и Риме. Приобретение этой женщины путем свадебного пленения составляет один из основных мифов майя. [2] В отличие от этого, доиспанская аристократия майя, по-видимому, в первую очередь воспринимала кукурузу как мужчину. В классический период выделялись две мужские формы: листоватый (листистый) кукурузный бог и постригенный . [3] Лиственный бог присутствует на так называемом кукурузном дереве (Храм Лиственного Креста, Паленке ), его початки имеют форму головы божества. Кукурузное божество мужского пола, представляющее лиственный тип и помеченное как Бог Е, присутствует в трех дошедших до нас иероглифических книгах майя.
В то время как лиственный бог кукурузы является одномерным духом растительности, функции бога кукурузы с тонзуром гораздо более разнообразны. Во время ритуальных выступлений последний обычно носит сетчатую нефритовую юбку и пояс с большой раковиной спондилуса , закрывающей поясницу. На стелах постриженного бога кукурузы изображает царица, а не король. Таким образом, царица предстает как богиня кукурузы в соответствии с упомянутыми выше повествовательными традициями майя.
Поздняя доклассическая и классическая мифология майя
[ редактировать ]

Многие классические картины майя, особенно те, что изображены на сосудах для напитков какао, свидетельствуют о существовании богатой мифологии, сосредоточенной на постриженном боге кукурузы. Поздние доклассические фрески Сан-Бартоло демонстрируют его большую древность. [4] [5] Было сформулировано несколько теорий с разной степенью этнографической поддержки, объясняющих такие эпизоды, как воскрешение кукурузного божества из черепахи, его путешествие на каноэ и его превращение в дерево какао.
Расширение мифа о близнецах Пополь Вух
[ редактировать ]Постриженного бога кукурузы часто сопровождают герои-близнецы . Вслед за Карлом Таубе многие учёные (например, Майкл Д. Коу ) полагают, что воскресший постриженный кукурузный бог классического периода соответствует отцу героев-близнецов в « Пополь Вух» по имени Хун-Хун-Ахпу . [3] Однако эта когда-то общепринятая идентификация также оспаривается. [6] [7]
Космологический миф о сотворении мира
[ редактировать ]Акцент Линды Шеле на творении привел к ряду взаимосвязанных гипотез, каждая из которых связана с космологической центральной ролью постриженного бога кукурузы (или «первого отца»), а именно: создание им так называемого «очага из трех камней» ( предполагается, что это созвездие); [8] [9] его возведение мирового древа; [8] его «танец творения»; [8] [10] [11] и его позиция акробата, которая (более или менее совпадающая с изображениями крокодилового дерева), кажется, напоминает центральное мировое дерево. [12] Присутствие бога кукурузы в композиции из пяти мировых деревьев Сан-Бартоло интерпретировалось как установление им мира. [13]
Сезонный миф
[ редактировать ]Другая теория, сформулированная Саймоном Мартином , [14] фокусируется на взаимодействии постриженного бога кукурузы с престарелым торговым божеством-ягуаром, Богом Л. Это взаимодействие связано с превращением героя в дерево какао, задуманное как «трофейное дерево». Предполагается, что Бог L руководил засушливым сезоном, посвященным торговле на дальние расстояния, войнам и сбору какао, а Постриженный Бог кукурузы - сезоном дождей и ростом кукурузы. Считается, что наступление двух сезонов символизирует поражение кукурузного божества и Бога L соответственно.
Миф о кукурузе на побережье Мексиканского залива
[ редактировать ]Во многих сценах водная среда решительно выходит на передний план (см. рис. 2), наиболее известным из которых является воскрешение кукурузного божества из панциря черепахи, плывущей по воде. Браахейс отметил [6] что такая среда также характеризует важный миф о кукурузе, разделяемый многими этническими группами (такими как уакстеки , тотонаки , науас и сокес ), населяющими побережье Мексиканского залива. Тот факт, что этот миф фокусируется на мужском, а не на женском божестве кукурузы, и в то же время устанавливает тесную связь между богом кукурузы и черепахой, приводится в поддержку идеи о том, что классические майя когда-то были частью та же повествовательная традиция. В частности, доклассическое кукурузное божество майя Сан-Бартоло , танцующее с черепаховым барабаном среди водных божеств, может иметь связь с ( Пополука ) . версией мифа о кукурузе на побережье Мексиканского залива в Соке [6] [10] [15]
Имена и функции календаря
[ редактировать ]Несколько обозначений доиспанского бога кукурузы встречаются в Книге Чилам Балам из Чумаэля. К ним относятся ах мун (нежный зеленый побег). [16] и зак уак нал (шесть белых молодых кукуруз) или уак чуаак нал (шесть высоких молодых кукуруз). [2] Вслед за Шеле постриженного бога кукурузы (гипотетически приравниваемого к Хун-Хун-Ахпу) часто называли «первым отцом». Классическое имя постриженного бога кукурузы, которое обычно включает цифру «Один», достоверно неизвестно. Раньше была популярна песня Шеле «Hun-Nal-Ye»; в последнее время рассматриваются «Иксим» (зерна кукурузы) и «Нал» (мокрый початок кукурузы). [17]
В общем смысле кукуруза относится к дню Кан (спелость или спелость). Появление постриженного бога кукурузы связано с базовой датой Длинного счета — 4 Ахау 8 Джумку. Голова постриженного бога кукурузы служит для обозначения числа 1, голова листовидного бога кукурузы — числа 8. [17] Постриженный бог кукурузы иногда ассоциируется с лунным серпом и поэтому, возможно, играл роль в подразделениях лунного счета; его голова, кажется, встречается в глифе C Лунной серии (см. также Богиня луны майя ).
См. также
[ редактировать ]- Сентеотль (ацтекский бог кукурузы)
- Чикомекоатль (ацтекская богиня кукурузы)
- Сочипилли (ацтекский бог цветов, кукурузы и искусства)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бэсси, Карен (2002). «Кукурузные божества и дополнительный мужской и женский принцип». У Лоуэлла С. Густафсона; Амелия Н. Тревельян (ред.). Гендерная идентичность и отношения древних майя . Вестпорт, Коннектикут и Лондон: Bergin&Garvey. стр. 169–190. Архивировано из оригинала 10 июля 2009 г. Проверено 5 декабря 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Томпсон, Дж. Эрик С. (1970). История и религия майя . Норман: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 9780806108841 .
- ^ Перейти обратно: а б Таубе, Карл А. (1985). «Классический кукурузный бог майя: переоценка» ( PDF ) . В Вирджинии М. Филдс (том) (ред.). Пятый круглый стол в Паленке, 1983 год . Материалы пятой конференции за круглым столом в Паленке, 12–18 июня 1983 г., Паленке, Чьяпас, Мексика. Мерл Грин Робертсон (общий редактор) (изд. PARI Online (ноябрь 2003 г.). Сан-Франциско, Калифорния: Институт исследований доколумбового искусства . OCLC 12111843 . Архивировано из оригинала 29 января 2020 г. Проверено 6 декабря 2007 г.
- ^ Сатурн, Уильям; Дэвид Стюарт; Карл Таубе (2005). Фрески Сан-Бартоло, Эль-Петен, Гватемала, Часть I: Северная стена Древняя Америка
- ^ Таубе, Карл; Уильям А. Сатурно; Дэвид Стюарт; Хизер Херст (2010). Фрески Сан-Бартоло, Эль-Петен, Гватемала, Часть 2: Западная стена . Древняя Америка 10.
- ^ Перейти обратно: а б с Браахейс, HEM (2009). «Постриженный бог кукурузы и Чикоме-Шочитль как носители кукурузы и герои культуры: взгляд на побережье Мексиканского залива» (PDF) . Заметки Вайеба № 32 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 июля 2011 г. Проверено 30 ноября 2009 г.
- ^ Шиншилла Мазариегос, Искусство и мифы древних майя, Йельский университет, 2017: 227.
- ^ Перейти обратно: а б с Фрейдель, Дэвид, Линда Шеле, Джой Паркер (1993). Майя Космос . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Таубе, Карл (1998). «Нефритовый очаг: центральность, правление и классический храм майя». В Стивене Хьюстоне (ред.). Функция и значение в классической архитектуре майя . Вашингтон: Исследовательская библиотека Думбартон-Оукса. стр. 427–478 . ISBN 9780884022541 .
- ^ Перейти обратно: а б Таубе, Карл (2009). «Бог кукурузы майя и мифическое происхождение танца». В Женевьеве Ле Фор; и др. (ред.). Майя и их священные повествования: текст и контекст в мифологиях майя (Acta Mesoamericana 20) . стр. 41–52.
- ^ Лупер, Мэтью Г. (2009). Быть похожими на богов: танец в древней цивилизации майя . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-70988-1 .
- ^ Таубе, Карл (2005). «Символизм нефрита в классической религии майя». Древняя Мезоамерика . 16 :23–50. дои : 10.1017/s0956536105050017 . S2CID 161573832 .
- ^ Сатурн, Уильям; Дэвид Стюарт; Карл Таубе (2004). «Идентификация фигур западной стены в Pinturas Sub-1, Сан-Бартоло, Петен». В Хуане Педро де ла Порте, Барбаре Арройо и Экторе Э. Мехиа (ред.). XVIII Археологический исследовательский симпозиум в Гватемале (PDF) . Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии. Архивировано (PDF) из оригинала 16 июня 2011 г. Проверено 8 февраля 2010 г.
- ^ Мартин, Саймон (2006). «Какао в древней религии майя: первый плод кукурузного дерева и другие сказки из подземного мира». У Кэмерона Л. Макнила (ред.). Шоколад в Мезоамерике . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. стр. 154–183.
- ^ Браахейс, HEM (2014). «Вызов молниям: фреска на западной стене Сан-Бартоло и миф о герое кукурузы» (PDF) . Заметки Вайеба № 46 . Архивировано (PDF) из оригинала 14 февраля 2015 г. Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ Ройс, Ральф Л. (пер.) (1967). Книга Чилам Балам из Чумаэля . Норман: Университет Оклахомы Пресс.
- ^ Перейти обратно: а б Зендер, Марк (2014). «О чтении трех классических портретных символов майя». Журнал ПАРИ . 15 : 1–14.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с богом кукурузы , на Викискладе?