Jump to content

Майя кукурузный бог

Рис. 1: Постриженное изображение бога кукурузы как покровителя писцового искусства, классический период.

Как и другие мезоамериканские народы, традиционные майя признают в своей основной культуре, кукурузе , жизненную силу, с которой они твердо себя идентифицируют. Об этом ясно свидетельствуют их мифологические традиции. XVI века Согласно Пополь Вуху , у Близнецов-героев есть растения кукурузы в качестве альтер-эго, а сам человек создан из кукурузы. Обнаружение и открытие Кукурузной горы – места, где спрятаны семена кукурузы – до сих пор остается одной из самых популярных сказок майя. В классический период (200-900 гг. н.э.) кукурузное божество проявляло аспекты культурного героя .

Женские и мужские божества

[ редактировать ]

В устной традиции майя кукуруза обычно олицетворяется женщиной. [1] — как рис в Юго-Восточной Азии или пшеница в Древней Греции и Риме. Приобретение этой женщины путем свадебного пленения составляет один из основных мифов майя. [2] В отличие от этого, доиспанская аристократия майя, по-видимому, в первую очередь воспринимала кукурузу как мужчину. В классический период выделялись две мужские формы: листоватый (листистый) кукурузный бог и постригенный . [3] Лиственный бог присутствует на так называемом кукурузном дереве (Храм Лиственного Креста, Паленке ), его початки имеют форму головы божества. Кукурузное божество мужского пола, представляющее лиственный тип и помеченное как Бог Е, присутствует в трех дошедших до нас иероглифических книгах майя.

В то время как лиственный бог кукурузы является одномерным духом растительности, функции бога кукурузы с тонзуром гораздо более разнообразны. Во время ритуальных выступлений последний обычно носит сетчатую нефритовую юбку и пояс с большой раковиной спондилуса , закрывающей поясницу. На стелах постриженного бога кукурузы изображает царица, а не король. Таким образом, царица предстает как богиня кукурузы в соответствии с упомянутыми выше повествовательными традициями майя.

Поздняя доклассическая и классическая мифология майя

[ редактировать ]
Рис. 3: Замковый камень Сан-Франциско, изображающий Постриженного Бога кукурузы, живущего в колодце.
Рис. 2: Двойное изображение Постриженного Бога Маиса, свободного и пленника, внутри открытого сооружения.

Многие классические картины майя, особенно те, что изображены на сосудах для напитков какао, свидетельствуют о существовании богатой мифологии, сосредоточенной на постриженном боге кукурузы. Поздние доклассические фрески Сан-Бартоло демонстрируют его большую древность. [4] [5] Было сформулировано несколько теорий с разной степенью этнографической поддержки, объясняющих такие эпизоды, как воскрешение кукурузного божества из черепахи, его путешествие на каноэ и его превращение в дерево какао.

Расширение мифа о близнецах Пополь Вух

[ редактировать ]

Постриженного бога кукурузы часто сопровождают герои-близнецы . Вслед за Карлом Таубе многие учёные (например, Майкл Д. Коу ) полагают, что воскресший постриженный кукурузный бог классического периода соответствует отцу героев-близнецов в « Пополь Вух» по имени Хун-Хун-Ахпу . [3] Однако эта когда-то общепринятая идентификация также оспаривается. [6] [7]

Космологический миф о сотворении мира

[ редактировать ]

Акцент Линды Шеле на творении привел к ряду взаимосвязанных гипотез, каждая из которых связана с космологической центральной ролью постриженного бога кукурузы (или «первого отца»), а именно: создание им так называемого «очага из трех камней» ( предполагается, что это созвездие); [8] [9] его возведение мирового древа; [8] его «танец творения»; [8] [10] [11] и его позиция акробата, которая (более или менее совпадающая с изображениями крокодилового дерева), кажется, напоминает центральное мировое дерево. [12] Присутствие бога кукурузы в композиции из пяти мировых деревьев Сан-Бартоло интерпретировалось как установление им мира. [13]

Сезонный миф

[ редактировать ]

Другая теория, сформулированная Саймоном Мартином , [14] фокусируется на взаимодействии постриженного бога кукурузы с престарелым торговым божеством-ягуаром, Богом Л. Это взаимодействие связано с превращением героя в дерево какао, задуманное как «трофейное дерево». Предполагается, что Бог L руководил засушливым сезоном, посвященным торговле на дальние расстояния, войнам и сбору какао, а Постриженный Бог кукурузы - сезоном дождей и ростом кукурузы. Считается, что наступление двух сезонов символизирует поражение кукурузного божества и Бога L соответственно.

Миф о кукурузе на побережье Мексиканского залива

[ редактировать ]

Во многих сценах водная среда решительно выходит на передний план (см. рис. 2), наиболее известным из которых является воскрешение кукурузного божества из панциря черепахи, плывущей по воде. Браахейс отметил [6] что такая среда также характеризует важный миф о кукурузе, разделяемый многими этническими группами (такими как уакстеки , тотонаки , науас и сокес ), населяющими побережье Мексиканского залива. Тот факт, что этот миф фокусируется на мужском, а не на женском божестве кукурузы, и в то же время устанавливает тесную связь между богом кукурузы и черепахой, приводится в поддержку идеи о том, что классические майя когда-то были частью та же повествовательная традиция. В частности, доклассическое кукурузное божество майя Сан-Бартоло , танцующее с черепаховым барабаном среди водных божеств, может иметь связь с ( Пополука ) . версией мифа о кукурузе на побережье Мексиканского залива в Соке [6] [10] [15]

Имена и функции календаря

[ редактировать ]

Несколько обозначений доиспанского бога кукурузы встречаются в Книге Чилам Балам из Чумаэля. К ним относятся ах мун (нежный зеленый побег). [16] и зак уак нал (шесть белых молодых кукуруз) или уак чуаак нал (шесть высоких молодых кукуруз). [2] Вслед за Шеле постриженного бога кукурузы (гипотетически приравниваемого к Хун-Хун-Ахпу) часто называли «первым отцом». Классическое имя постриженного бога кукурузы, которое обычно включает цифру «Один», достоверно неизвестно. Раньше была популярна песня Шеле «Hun-Nal-Ye»; в последнее время рассматриваются «Иксим» (зерна кукурузы) и «Нал» (мокрый початок кукурузы). [17]

В общем смысле кукуруза относится к дню Кан (спелость или спелость). Появление постриженного бога кукурузы связано с базовой датой Длинного счета — 4 Ахау 8 Джумку. Голова постриженного бога кукурузы служит для обозначения числа 1, голова листовидного бога кукурузы — числа 8. [17] Постриженный бог кукурузы иногда ассоциируется с лунным серпом и поэтому, возможно, играл роль в подразделениях лунного счета; его голова, кажется, встречается в глифе C Лунной серии (см. также Богиня луны майя ).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бэсси, Карен (2002). «Кукурузные божества и дополнительный мужской и женский принцип». У Лоуэлла С. Густафсона; Амелия Н. Тревельян (ред.). Гендерная идентичность и отношения древних майя . Вестпорт, Коннектикут и Лондон: Bergin&Garvey. стр. 169–190. Архивировано из оригинала 10 июля 2009 г. Проверено 5 декабря 2007 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Томпсон, Дж. Эрик С. (1970). История и религия майя . Норман: Университет Оклахомы Пресс. ISBN  9780806108841 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Таубе, Карл А. (1985). «Классический кукурузный бог майя: переоценка» ( PDF ) . В Вирджинии М. Филдс (том) (ред.). Пятый круглый стол в Паленке, 1983 год . Материалы пятой конференции за круглым столом в Паленке, 12–18 июня 1983 г., Паленке, Чьяпас, Мексика. Мерл Грин Робертсон (общий редактор) (изд. PARI Online (ноябрь 2003 г.). Сан-Франциско, Калифорния: Институт исследований доколумбового искусства . OCLC   12111843 . Архивировано из оригинала 29 января 2020 г. Проверено 6 декабря 2007 г.
  4. ^ Сатурн, Уильям; Дэвид Стюарт; Карл Таубе (2005). Фрески Сан-Бартоло, Эль-Петен, Гватемала, Часть I: Северная стена Древняя Америка
  5. ^ Таубе, Карл; Уильям А. Сатурно; Дэвид Стюарт; Хизер Херст (2010). Фрески Сан-Бартоло, Эль-Петен, Гватемала, Часть 2: Западная стена . Древняя Америка 10.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Браахейс, HEM (2009). «Постриженный бог кукурузы и Чикоме-Шочитль как носители кукурузы и герои культуры: взгляд на побережье Мексиканского залива» (PDF) . Заметки Вайеба № 32 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 июля 2011 г. Проверено 30 ноября 2009 г.
  7. ^ Шиншилла Мазариегос, Искусство и мифы древних майя, Йельский университет, 2017: 227.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Фрейдель, Дэвид, Линда Шеле, Джой Паркер (1993). Майя Космос . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  9. ^ Таубе, Карл (1998). «Нефритовый очаг: центральность, правление и классический храм майя». В Стивене Хьюстоне (ред.). Функция и значение в классической архитектуре майя . Вашингтон: Исследовательская библиотека Думбартон-Оукса. стр. 427–478 . ISBN  9780884022541 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Таубе, Карл (2009). «Бог кукурузы майя и мифическое происхождение танца». В Женевьеве Ле Фор; и др. (ред.). Майя и их священные повествования: текст и контекст в мифологиях майя (Acta Mesoamericana 20) . стр. 41–52.
  11. ^ Лупер, Мэтью Г. (2009). Быть похожими на богов: танец в древней цивилизации майя . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN  978-0-292-70988-1 .
  12. ^ Таубе, Карл (2005). «Символизм нефрита в классической религии майя». Древняя Мезоамерика . 16 :23–50. дои : 10.1017/s0956536105050017 . S2CID   161573832 .
  13. ^ Сатурн, Уильям; Дэвид Стюарт; Карл Таубе (2004). «Идентификация фигур западной стены в Pinturas Sub-1, Сан-Бартоло, Петен». В Хуане Педро де ла Порте, Барбаре Арройо и Экторе Э. Мехиа (ред.). XVIII Археологический исследовательский симпозиум в Гватемале (PDF) . Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии. Архивировано (PDF) из оригинала 16 июня 2011 г. Проверено 8 февраля 2010 г.
  14. ^ Мартин, Саймон (2006). «Какао в древней религии майя: первый плод кукурузного дерева и другие сказки из подземного мира». У Кэмерона Л. Макнила (ред.). Шоколад в Мезоамерике . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. стр. 154–183.
  15. ^ Браахейс, HEM (2014). «Вызов молниям: фреска на западной стене Сан-Бартоло и миф о герое кукурузы» (PDF) . Заметки Вайеба № 46 . Архивировано (PDF) из оригинала 14 февраля 2015 г. Проверено 14 февраля 2015 г.
  16. ^ Ройс, Ральф Л. (пер.) (1967). Книга Чилам Балам из Чумаэля . Норман: Университет Оклахомы Пресс.
  17. ^ Перейти обратно: а б Зендер, Марк (2014). «О чтении трех классических портретных символов майя». Журнал ПАРИ . 15 : 1–14.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с богом кукурузы , на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 84600a0f8d7aa7c8b6e7828a1a83a635__1715712600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/35/84600a0f8d7aa7c8b6e7828a1a83a635.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maya maize god - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)