Майя текстиль
Текстиль майя ( капак ) — это одежда и другие текстильные изделия народов майя , коренных народов полуострова Юкатан в Мексике , Гватемале , Гондурасе , Сальвадоре и Белизе . Женщины традиционно создавали текстиль в обществе майя , а текстиль был важной формой древнего искусства и религиозных верований майя . Они считались престижным товаром, который отличал простолюдинов от элиты. [1] По словам Брумфила, некоторые из самых ранних ткачей, найденных в Мезоамерике, могут датироваться примерно 1000–800 годами до нашей эры. [1]
Материалы
[ редактировать ]Древние женщины майя работали с двумя натуральными видами хлопка: белым и светло-коричневым, называемым куюската , оба из которых обычно окрашивались. Подготовка хлопка к прядению была очень трудоемкой, так как его приходилось промывать и очищать от семян. Хлопок обычно ассоциировался с элитой. [2]
Элитным женщинам также была предоставлена возможность работать с самыми дорогими перьями и жемчужными бусами. Однако женщины из элиты не только должны были подготовить лучшую одежду для своих семей, но также должны были быть талантливыми в ткачестве гобеленов , парчи, вышивке и крашении галстуков для дани уважения другим семьям и правителям. У ткачей было три разных натуральных красителя . Женщины также работали с Магей . Это волокно было «еще одним широко используемым материалом, и в зависимости от используемого вида и количества производственных этапов из него могли производиться волосы человека и животных (кроличьи и собачьи), перья и растительные волокна, такие как молочаи и чичикасл , волокнистая крапива родом из Южной Мексики, также известная как мала-мухер ». [2] Магуи имел большую ценность как веревочный материал, используемый для изготовления конского снаряжения, сетей, гамаков и сумок.
До девятнадцатого века большинство окрашенных нитей окрашивались естественным путем, но теперь, в настоящее время, гватемальские ткачи предпочитают и в значительной степени полагаются на «коммерческие пряжи и пряжу ручного прядения, окрашенные краской моллюска ». [3] Как заявил Брумфил, использование этих более доступных материалов «сокращает время, необходимое для производства ткани, на две трети-три четверти…, позволяя ткачам уделять больше времени фактическому процессу ткачества» при использовании ткацкий станок для спинки. [4] Вместо того, чтобы уделять большую часть своего времени созданию красителей и красить хлопок или магуи, красители из моллюсков или акриловые нити ускоряют общий процесс. Другая причина использования химически окрашенных ниток заключается в том, что «цвета ярче и не выгорают при ношении, стирке и воздействии солнца так быстро, как нити, окрашенные естественным путем». [5]
Процесс
[ редактировать ]При изготовлении тканых тканей первым шагом является подготовка волокна, которое может быть получено из растений, таких как хлопок или агуэй , или животных, например, шерсти из овечьей . До контакта с европейцами в Мезоамерике использовались только растительные волокна. Свободные волокна скручиваются в нити вручную с помощью веретена — длинного палкообразного устройства для удержания нити — и мутовок — груза, удерживаемого на веретене для увеличения его движения. [6] Для ткачества использовались два типа ткацких станков: «ножной» и «ремешной». Последний почти всегда используется женщинами, которые прикрепляют один конец ткацкого станка к дереву или столбу, а другой конец закрепляют за нижней частью ткацкого станка. По этой причине ширина ткани ограничена тем, что может сделать конкретная женщина. До недавнего времени ножными ткацкими станками пользовались в основном мужчины, но эта практика меняется. Нити изготавливаются из хлопка, хотя из шелка. часто переплетается с хлопком в тканях, предназначенных для церемониального использования». [5] После контактов с европейцами одежда из шкур животных стала использоваться элитой.
В доколумбовую эпоху женщины майя ткали исключительно на ткацких станках с ремешками , которые использовали палки и ремни, которые носили на талии для создания напряжения. Как писал Малер:
Ткацкий станок, использовавшийся до контакта с европейцами и до сих пор используемый некоторыми ткачами, не может даже существовать сам по себе без поддержки удобной стойки на одном конце и тела ткача на другом. Ткачиха контролирует натяжение по направлению движения своего тела, открывает и закрывает навесы, в которые вставляются уточные нити, поднимая ремизки, устанавливая и вращая деревянную рейку, а также используя при необходимости другие ручные инструменты… Сам ткацкий станок выглядит простым устройством. Когда ткань готова, от ткацкого станка не остается ничего, кроме кучи палочек», однако исследования этой технологии показали, что на самом деле это «сложное устройство, более отзывчивое на творческие импульсы ткача, чем современный ткацкий станок с педальным приводом», введенный в производство. регион испанцами. [7]
После контактов с европейцами были введены ткацкие станки с педальным управлением, хотя ткацкие станки с ремешком продолжают оставаться популярными. [8] Требовалась особая телесная дисциплина, такая как неподвижность, равновесие и длительное стояние на коленях, чтобы правильно использовать ткацкие станки, которые в конечном итоге определили «правильное физическое поведение для женщин». [9] Костяные кирки использовались до контакта и были уникальны тем, что у большинства семей они имели разный дизайн и обычно передавались из поколения в поколение, причем у элиты были самые дорогие и красивые.
Традиционная одежда для предварительного контакта
[ редактировать ]Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
![]() |
История |
Испанское завоевание майя |
В цивилизации майя типичная одежда мужчины представляла собой хлопчатобумажную набедренную повязку, обернутую вокруг талии, а иногда и рубашку без рукавов, белую или окрашенную в разные цвета. В двадцатом веке традиционная мужская одежда характеризовалась некоторыми предметами, характерными для нескольких городов, в том числе: сако (шерстяная куртка) или капишай (туника), панталоны (брюки), камиса (рубашка), пояс или банда ( пояс) и родильера (шерстяная набедренная ткань). [10]
Женщина обычно носила трахе , сочетавшую в себе уипиль и корте , тканую юбку с запахом, доходившую до лодыжек. [11] Традже поясом , скреплялся фахой или который носили на талии. [11] И женщины, и мужчины носили сандалии .
В умеренную погоду одежда майя была нужна не столько для защиты от непогоды, сколько для личного украшения. Жрецы майя и другие высокопоставленные лица носили изысканные наряды, украшенные драгоценностями .
Фермеры майя носили минимум одежды. Мужчины носили простые набедренные повязки или повязки из ткани, обмотанные вокруг талии. Некоторые носили мокасины из оленьей шкуры. Женщины имели два предмета одежды: отрезок орнаментированного материала с отверстиями для рук и головы, известный как куб . Оба пола носили более плотный прямоугольник ткани в виде манты , который служил накидкой в прохладные дни и одеялом ночью. Манта также служила шторкой на двери.
Уипиль
[ редактировать ]Самым распространенным и влиятельным элементом женской одежды в древние времена был уипиль , который до сих пор занимает видное место в культуре Гватемалы и Мексики . Уипиль . — свободная прямоугольная одежда с отверстием посередине для головы, изготовленная из легкого прозрачного хлопка Уипиль обычно белого цвета с яркими поперечными полосками и зигзагообразными узорами, вплетенными в ткань с использованием техники парчи, которая до сих пор широко используется. Уипиль можно было носить свободным или заправить в юбку; это зависит от различной длины хуипила . [12] Уипилы часто используются для демонстрации своей религии и/или принадлежности к сообществу. Разные общины, как правило, имеют разный дизайн, цвет и длину, а также особые уипили для церемониальных целей. Носить уипиль, принадлежащий другой общине внутри своей деревни, было необычно и часто позорно; общины хотя носить уипиль при посещении другой деревни было знаком уважения. Текстиль, производимый ткачами в общинах майя, как правило, имеет схожие узнаваемые черты, уникальные для этого сообщества, однако ткачи не ограничены в своем творчестве. Вместо этого общественный дизайн служит наброском того, что должны иметь женщины, а затем в рамках общественного дизайна ткачи могут реализовать различные личные детали для создания индивидуального готового продукта. Одной из общих тем является выражение похвалы различным животным -киуггке за ошейником. [13]
Пояс для волос
[ редактировать ]
Пояс для волос часто является единственной частью традиционного наряда, которую до сих пор плетут местные женщины на ткацком станке. У каждой этнической группы не только есть свой собственный способ носить переплетенный или обернутый вокруг длинных волос пояс, но также различаются цвета, мотивы, ширина, а также способ установки ткацкого станка и включения геометрических и фигуративных рисунков в ткань. В особых случаях носят сложные пояса для волос, сплетенные из более тонких нитей с более сложными изображениями. [14] [15]
Идеологические аспекты
[ редактировать ]Классическая одежда майя демонстрирует все свое разнообразие в контексте религиозных представлений. Сами божества и их человеческие имитаторы можно было узнать по одежде. Хорошим примером этого является Постриженный Бог Кукурузы , который носил сетчатую верхнюю юбку, состоящую из зеленых нефритовых бус, и пояс, состоящий из большой раковины спондилуса, закрывающей поясницу, и которого неоднократно изображали как король, так и королева.
Законодательная защита
[ редактировать ]В 2011 году Эфраин Асий, президент Комиссии по культуре Гватемалы, предложил внести изменения в законодательство в пользу защиты текстиля, производимого коренными общинами. [16] Он рекламировал экономическую ценность текстиля женщинам этих общин майя, а также культурное наследие, представленное в этих дизайнах. Асидж заявил, что традиционные тканые узоры майя находятся под угрозой потери своей культурной значимости и экономической ценности из-за пиратства и контрафактного производства одежды майя. [17] Он призывает к созданию школ, предназначенных для подготовки следующего поколения гватемальских ткачей, чтобы гарантировать, что это древнее и священное искусство будет продолжать цениться. [16] Он также предлагает провести исследование, которое позволит отслеживать продажи одежды майя, в частности, для выявления проблем, связанных с использованием их моделей и тем, как эти модели продаются. [16] Асидж также предложил разрешить общинам майя беспошлинно ввозить свое производственное оборудование. [16] Сообщества майя также могли покупать рекламу и без уплаты налогов экспортировать свой текстиль из Гватемалы. [16] Ожидается, что все департаменты правительства Гватемалы будут продвигать и участвовать в защите традиционного текстильного производства майя. [16]
В 2016 году законодательные изменения были представлены национальному правительству Гватемалы Национальным движением ткачей майя, коалицией ткачей со всей Гватемалы. [18] 30 ткацких кооперативов из 18 языковых сообществ Гватемалы поддерживают движение, которое возглавляет Женская ассоциация развития Сакатепекеса, известная по испанской аббревиатуре AFEDES. [18] Они утверждают, что корпорации эксплуатируют их культуру путем массового производства своих проектов, что в конечном итоге обесценивает и унижает их священность, и призывают к обновлению законодательной защиты, которая предоставляет каждому сообществу майя коллективную интеллектуальную собственность на свои традиционные образцы. [18]
Текстиль текущего дня
[ редактировать ]В современном текстиле майя многое изменилось в области дизайна, техники и материалов. Какчикель и Киче - две особые этнические и лингвистические группы, которые до сих пор имеют сильные традиции ткачества. [19] По словам Шевилла, «полевые исследования показывают, что многие дизайнерские решения, которые ткач должен принять при производстве одежды, являются спонтанными. Зачастую единственным сознательным решением, принимаемым до начала процесса ткачества, является выбор цвета основной ткани». [20] Узоры обозначали бы определенные этнические группы и социальный статус, но в наши дни узоры менее строгие и более креативные. Для других групп «местные традиции диктуют, по крайней мере, общий состав одежды. Хотя отклонение от этих эстетических норм не строго запрещено, оно оставляет ткача открытым для насмешек и сплетен». [21]
Помимо большего количества рисунков от руки, в текстильные изделия вводятся новые материалы. Например, современный текстиль «включает в себя использование импортной ткани, лент, металлических нитей, разнообразных ниток для вышивания и бархатных кромок на одежде, вытканной вручную. Все это можно рассматривать как изобретательную свободную игру со стороны местного художника. " [22]
Женщины майя, ткачи тканей, по большей части придерживаются традиций и носят традже . Мужчины майя отказались от использования традиционной одежды майя главным образом потому, что они хотят избежать притеснений со стороны ладино , в то время как «женщины… продолжают носить одежду коренных народов, чтобы символизировать свою работу по воспитанию и воспитанию следующего поколения и, таким образом, увековечению культуры майя». [4]
Сегодня ткачи, продолжающие эту традицию, используют ткацкий станок с ремешком - традиционную и древнюю технику. Это носимое устройство, одна сторона которого прикреплена к ткачу, а другая — к твердому объекту/конструкции.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Брамфилд 2006 , с. 863.
- ^ Jump up to: а б Шевилл, Берло и Дуайер, 1996 , с. 23.
- ^ Шевилл, Берло и Дуайер 1996 , стр. 366.
- ^ Jump up to: а б Брамфилд 2006 , с. 868.
- ^ Jump up to: а б Грин 2010 , с. 135.
- ^ «Прядение: от волокна к нити». Музей естественной истории Сэма Нобла в Оклахоме. Ткань жизни майя: выставка текстиля. Проверено 7 марта 2012 г.
- ^ Малер, Джой. «Одежда и текстиль низменностей майя». Археология Южной Мезоамерики 2, (нд): 362
- ^ «Ткачество: от ниток к ткани». Музей естественной истории Сэма Нобла в Оклахоме. Ткань жизни майя: выставка текстиля. Проверено 7 марта 2012 г.
- ^ Малер, Джой. «Одежда и текстиль низменностей майя». Археология Южной Мезоамерики 2, (нд): 363
- ^ Хирн, Памела. «Безмолвный язык гватемальского текстиля». Археология 38, вып. 4 (1985): 56
- ^ Jump up to: а б «Женское платье майя». Культурная одежда майя. Фонд приключенческого обучения. Проверено 20 марта 2012 года. «Женщины майя традиционно носят традже, которое представляет собой комбинацию искусно сотканной разноцветной блузки, называемой уипиль корте, тканой юбки с запахом, которая доходит до лодыжек и скрепляется фаджой (поясом) на Женщины также носят на голове головные уборы, например, пануэло, или чинты, разноцветные ленты длиной четыре или пять футов, которые вплетены в их блестящие длинные черные волосы».
- ^ Родригес, Ана Моника (27 апреля 2011 г.). «Зрители смогут узнать загадку La Malinche Huipil» . Ла Хорнада (на испанском языке). Мехико. п. 4 . Проверено 5 мая 2012 г.
- ^ Эрнандес, Бернардо (24 апреля 1997 г.). «Mexicanisimas novias» («Очень мексиканские невесты»). Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 30.
- ^ Вентура, Кэрол Энн (2003). Пояса для волос Maya, Гватемала тканые на спине, Хакальтенанго , ISBN 0-9721253-1-0 .
- ^ Вентура, Кэрол (2010). «Женские ленты для волос Мезоамерики». В Шевилле, Марго Блюм (ред.). Энциклопедия мировой одежды и моды Берга (Том 2): Латинская Америка и Карибский бассейн . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета / Berg Publishers . стр. 208–214. ISBN 978-1-84788-104-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Асий, Эфраин (5 апреля 2011 г.). «4320: Iniciativa Que Dispone Aprobar Ley Del Traje Indigena» [Закон 4320: Закон Гватемалы о защите культурного наследия коренных народов] (PDF) . congreso.gob.gt (на испанском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 5 декабря 2017 года . Проверено 4 декабря 2017 г.
- ^ Томас, Кедрон (лето 2012 г.). «Закон интеллектуальной собственности и этика подражания в Гватемале» . Антропологический ежеквартальный журнал . 85 (3). Институт этнографических исследований Университета Джорджа Вашингтона: 785–815. дои : 10.1353/anq.2012.0052 . JSTOR 41857271 . S2CID 10146235 . Проверено 2 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Эбботт, Джефф (14 августа 2016 г.). «Против корпоративной кражи текстиля майя ткачи обратились в Высокий суд Гватемалы» . Правда наружу . Проверено 4 декабря 2017 г.
- ^ Грин 2010 , с. 133.
- ^ Шевилл, Берло и Дуайер 1996 , стр. 53.
- ^ Шевилл, Берло и Дуайер 1996 , стр. 51.
- ^ Шевилл, Берло и Дуайер 1996 , стр. 451.
Библиография
[ редактировать ]- Брамфилд, Элизабет М. (декабрь 2006 г.). «Ткань, пол, преемственность и изменения: создание единства в антропологии». Американский антрополог . 108 (4): 862–877. дои : 10.1525/aa.2006.108.4.862 . JSTOR 4496525 .
- Грин, Дэвид Б. (2010). Представление о сообществе в искусстве Гватемалы: ткачество, народные сказки, представление маримбы, современная живопись . Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс. ISBN 978-0773429604 .
- Шевилл, Марго Блюм; Берло, Джанет Кэтрин; Дуайер, Эдвард Б., ред. (1996). Текстильные традиции Мезоамерики и Анд: антология . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-77714-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хирн, Памела (июль – август 1985 г.). «Безмолвный язык гватемальского текстиля». Археологический институт Америки . 38 (4): 54–57. JSTOR 41730223 .
- Малер, Джой. «Одежда и текстиль низменностей майя». Археология Южной Мезоамерики 2, (nd): 581. Антропология Плюс, EBSCOhost.
- Мартин, Саймон; Беррин, Кэтлин; Мартин, Мэри Эллен (2004). Куртуазное искусство древних майя . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 16-198 . ISBN 0500051291 .
- О'Нил, Лила М. (1945). Текстиль Хайленда Гватемалы . Вашингтон, округ Колумбия: Вашингтонский Институт Карнеги. стр. 7–27.
- Шевилл, Марго Б. (1993). Текстиль майя из Гватемалы. Остин: Издательство Техасского университета. стр. 8–60. ISBN 0292751435 .
- Сталкап, Энн (1999). Ткачество майя: живая традиция . Ремесла мирские (иллюстрированное ред.). Издательская группа Розен. п. 9. ISBN 0823953319 . Проверено 17 мая 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Коллекция текстиля майя Питцера , Музей естественной истории Сэма Нобла в Оклахоме.