Боги-ревуны

У классических майя был бог-ревун главным божеством искусств, включая музыку, и покровителем ремесленников, особенно писцов и скульпторов. [1] Таким образом, его сфера влияния пересекалась со сферой Постриженного Бога Маиса . Обезьяны-покровители - их часто бывает две - изображались на классических вазах в процессе написания книг (стереотипно держа в руках чернильный ворс) и вырезания человеческих голов. Вместе эти два вида деятельности, возможно, представляли собой метафору сотворения человечества: книга содержала знаки рождения, а голова — жизненный принцип или «душу», интерпретация, подкрепленная титулами мастеров богов-творцов в Пополь Вух . [2]
Каменную скульптуру сидящего писателя, найденную в Доме писцов в Копане, судя по чертам лица , часто называют обезьяной-ревуном . [3] Однако именно две большие статуи фигурок обезьян, трясущих погремушками (см. рис.), найденные по обе стороны «смотровой трибуны» храма 11 Копана, гораздо ближе приближаются к стандартному изображению этого животного в искусстве майя и в Длинные надписи (включая змей в углах рта). [4] Их по-разному описывают как богов ветра, «обезьян-оборотней» и ритуальных клоунов. [5] эти статуи на самом деле могут изображать ревунов в качестве музыкантов. Керамическая курильница в виде писца-ревуна была найдена в постклассическом Майяпане . [6]
Во время испанского вторжения обезьян-ревунов продолжали почитать, хотя роли, которые они играли в мифологических повествованиях, различались. Бартоломе де лас Касас заявил, что в Альта Верапас Хун-Ахан (вероятно, «Один резчик по дереву») и Хун-Чевен (Хун-Човен в Пополь Вух) считались одними из тринадцати сыновей высшего бога и прославлялись как космогонические божества-творцы. [7] Среди майя киче они ценились менее положительно: согласно Пополь Вуху , Хун-Човен и Хун-Бац «Обезьяна-ревун» (как художники, так и музыканты) столкнулись со своими сводными братьями, близнецами-героями майя , возник конфликт. что привело к их унизительному превращению в обезьян.
В мантическом календаре обезьяна-ревун (Batz [ произношение? ] ), соответствующий обезьяне-пауку (Ozomatli [ произношение? ] ) в ацтекской системе обозначает 11-й день, который связан с искусством. В Длинном счете (см. календарь майя ) Обезьяна-ревун может олицетворять дневную единицу, [8] что связывает его со жреческим искусством календарного счета и гадания, а также с ритуальными и историческими знаниями.
В популярной культуре
[ редактировать ]Хун Бац показан в видеоигре Smite как игровой бог майя.
Примечания
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Браахейс, HEM (1987). «Ремесленники дней. Функции богов-ревунов среди майя» . Вклад в язык, географию и этнологию 143-1 (1987): 25-53 .
- Коу, Майкл (1977). «Сверхъестественные покровители писцов и художников майя». В Н. Хаммонде (ред.). Социальный процесс в предыстории майя . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . стр. 327–347.
- Коу, Майкл; Джастин Керр (1997). Искусство писца майя . Лондон: Темза и Гудзон .
- Иномата, Такеши (2001). «Сила и идеология художественного творчества». Современная антропология . 42 (3): 321–349. дои : 10.1086/320475 . S2CID 149902302 .
- Милбрат, Сьюзен; Пераса, Карлос (2003). «Писец Майяпана: связь с классическими художниками майя». Мексиканец . XXV : 120–123.
- Реенц-Будет, Дорин (1998). «Элитная керамика майя и ремесленники как социальные индикаторы». Археологические документы Американской антропологической ассоциации . 8–1 : 71–89. дои : 10.1525/ap3a.1998.8.1.71 .
- Таубе, К. (1989). «Ритуальный юмор в классической религии майя». У У. Хэнкса; Д. Райс (ред.). Слово и образ в культуре майя: исследования языка, письма и культуры . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты . стр. 351–382.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с богами обезьян-ревунов, на Викискладе?