Jump to content

Богиня я

Возможное изображение Богини I в классический период. Музей Америки , Мадрид

Богиня I — это Таубе Шеллхаса-Циммермана буквенное обозначение одного из самых важных божеств майя : юной женщины, которой посвящена значительная часть постклассических кодексов и которая в равной степени фигурирует в сценах классического периода. Судя по ее изображению в кодических альманахах, считается, что она представляет жизненно важные функции фертильной женщины и управляет эротизмом, человеческим деторождением и браком. [1] Ее состаренная форма связана с ткачеством. Богиню I, возможно, можно было бы рассматривать как земной аналог лунной богини майя . Во многих важных отношениях она соответствует Шочикецалю у ацтеков, божеству, не имеющему очевидной связи с Луной.

Имя и атрибуты

[ редактировать ]

Иероглифическое имя богини состоит из женской головы, характеризующейся волосоподобным завитком (префиксным или инфиксным). Завиток не является неважным, поскольку обычно считается, что он является знаком земли ( каб[ан] ) или луны ( Ланды - знак у ), и богиня идентифицируется соответственно. Однако завиток, возможно, лучше рассматривать как постклассическую интерпретацию инфикса и завитка волос, характерных для классических символов слова «женщина» ( ixik ). [2] Голове богини I часто предшествует глиф «белый» ( сак ). Фигура богини I демонстрирует ограниченный набор переменных атрибутов, среди которых также повязка на голову из свернувшейся змеи Икшель (богини О). В качестве мантического обозначения «Белая женщина» контрастирует с «Красной женщиной», именем, относящимся к престарелой покровительнице акушерства Икшель. В кодексах основные женские функции были распределены между Белой Женщиной – Красной Женщиной.

Функции в древних альманахах

[ редактировать ]

Богиня I является предметом альманахов, которые занимают несколько страниц в постклассических кодексах Дрездена (16–23) и Мадрида (91–95). Там она в основном представлена ​​следующим образом: [3]

  • Несу птицу на плечах :

Утверждалось, что виды птиц относятся к названиям конкретных болезней, упомянутых в ранних колониальных медицинских трактатах (особенно в « Ритуале бакабов »). Таким образом, Богиня I действует как мать болезней.

  • Ношение божества или символа на ремне на спине :

Божество (например, бог дождя, бог смерти) или символ (например, «изобилие») содержат общий прогноз.

  • Держа на коленях божество в детстве :

Божество, удерживаемое таким образом, может содержать предсказания относительно развития ребенка.

  • Сидя напротив другого божества или животного :

Комбинации с божеством или животным (стервятником, броненосцем, оленем, собакой), по-видимому, относятся к перспективам брака, которые в Мадридском кодексе символизируются тростниковой циновкой, на которой размещались пары. Божество или животное могут указывать на определенные качества партнера-мужчины в браке, при этом партнерша-женщина представляет постоянный элемент. В некоторых случаях — с участием молодого божества, а также старого развратного бога Н — связь имеет явно эротический подтекст.

  • Сидя на коленях другого божества :

Это происходит только один раз, и в нем участвует престарелый Бог Л. Предсказание, предположительно, может относиться к типу мужа, который, как можно ожидать, возьмет и женится на женщине, или к влиянию божества на партнершу по браку.

Классические переписки

[ редактировать ]
Женщина в объятиях старика, окарины, Художественный музей округа Лос-Анджелес.

За исключением птиц-переносчиков болезней, несколько изображений богини в альманахах имеют свои аналоги в классический период: классическая богиня I может быть изображена с кукурузным ребенком на ремне для переноски на спине; в любовном объятии с престарелым и развратным стариком, вероятно, Богом Н ; [4] как часть «гарема» Бога Л ( принстонская ваза ); и во встречах, иногда явно эротических, с такими животными, как броненосцы, олени, паукообразные обезьяны и жалящие насекомые.

Комбинации с животными изучены недостаточно. Их интерпретировали астрономически (исходя из предположения, что богиня I идентична богине Луны). [5] но в принципе его также можно рассматривать как метафорическое отсылку к браку; как мифологические сцены; или что касается плодовитости животных.

Мифологические сравнения

[ редактировать ]

Хотя в кодексах и искусстве классического периода богиня I не отождествляется четко с лунной богиней майя (которую можно узнать по ее домашнему кролику и лунному серпу), ее основные функции, по-видимому, во многом совпадают с функциями Луны (за исключением сильная ассоциация Луны с водой и дождем). Мифологически ее сравнивают с преступной женой Хун-Хун-Акпу, Шкик , в кичеанском «Пополь Вух». [6] и жене героя-охотника на оленей из мифа Кекчи «Солнце и Луна», По «Луна». [7] Томпсон отметил, что в мифе о Кекчи, рассказывающем о земной жизни дочери горного божества до ее окончательного превращения в Луну, темы эротизма, плодородия и брака выходят на передний план. В современной религии майя в целом богиня I, возможно, может выступать под покровом Девы Марии в различных аспектах и ​​местных проявлениях последней, таких как «хранительница и обнимательница кукурузы». [8]

  1. ^ Таубе 1992: 145
  2. ^ Стоун и Зендер 2011: 35.
  3. ^ Томпсон 1972: 47-60
  4. ^ Милбрат 1999: 153
  5. ^ Томпсон 1972
  6. ^ Таубе 1992
  7. ^ Томпсон 1939; 1972:47
  8. ^ Редфилд и Вилла 1934: 116

Источники

[ редактировать ]
  • Сьюзен Милбрат, Звездные боги майя: астрономия в искусстве, фольклоре и календарях . Остин: Техасский университет Press, 1999.
  • Роберт Редфилд и А. Вилла Рохас, Чан Ком . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1934.
  • Андреа Стоун и М. Зендер, Читая искусство майя. Иероглифический путеводитель по древней живописи и скульптуре майя. Темза и Гудзон, 2011.
  • Карл Таубе, Главные боги Древнего Юкатана . Думбартон-Оукс, 1992 год.
  • Дж. Э. Томпсон, Богиня Луны в Средней Америке с заметками о родственных божествах . Вашингтон: Вашингтонский институт Карнеги, 1939.
  • Дж. Э. Томпсон, Комментарий к Дрезденскому кодексу . Филадельфия: Американское философское общество 1972.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Клара Г. Тремейн, «Образцы Дрезденского кодекса», PARI Journal XIV-1 (осень 2013 г.): 6–12.
  • Вейл, Габриэль и Андреа Стоун, «Роли женщин в постклассическом и колониальном искусстве и литературе майя», в издании Трейси Ардрен, « Древние женщины майя» , стр.   203–228. Уолнат-Крик: Altamira Press 2002.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad72f115d27aad16fb297661a1ee9403__1718944800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/03/ad72f115d27aad16fb297661a1ee9403.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Goddess I - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)