Парижский кодекс
Парижский кодекс | |
---|---|
Национальная библиотека Франции | |
![]() Последние две страницы Парижского кодекса, показывающие «зодиак» майя. | |
Также известен как | Кодекс Пересианус , Кодекс Переса , Кодекс ÓñWheels |
Тип | кодекс |
Дата | Постклассический период ( ок. 900–1521 гг. Н.э. ) |
Место происхождения | Юкатан, Мексика |
Язык(и) | Майя |
Материал | кора бумаги [1] |
Размер | 140 на 23,5 см (55,1 на 9,3 дюйма) |
Формат | книга на развороте |
Состояние | сильно поврежден |
Скрипт | сценарий майя |
Содержание | ритуальные альманахи и календарная информация |
Обнаруженный | 1859 г. в Императорской библиотеке. |
Парижский кодекс (также известный как Кодекс Пересиана и Кодекс Переса ) [2] доколумбовой эпохи — одна из трех сохранившихся общепринятых книг майя , относящихся к постклассическому периоду мезоамериканской хронологии ( ок. 900–1521 гг. н. э.). [3] Первоначально кодекс был частью более крупного кодекса, от которого остались только текущие фрагменты, что делало его самым коротким из четырех кодексов. [4] Документ очень плохо сохранился, края страниц сильно повреждены, в результате чего часть текста утеряна. Кодекс в основном относится к циклу из тринадцати 20-летних катанов и включает подробную информацию об астрономических знаках майя.
Обычно считается, что Парижский кодекс был написан на западе Юкатана, вероятно, в Маяпане . Его ориентировочно датируют примерно 1450 годом, то есть поздним постклассическим периодом (1200–1525 годы нашей эры). Совсем недавно была предложена более ранняя дата - 1185 год, что отнесло документ к раннему постклассическому периоду (900–1200 годы нашей эры). Однако астрономическая и календарная информация в кодексе соответствует циклу классического периода с 731 по 987 год нашей эры, что указывает на то, что кодекс может быть копией гораздо более раннего документа.
Парижский кодекс был приобретен Королевской библиотекой Парижа в 1832 году. [5] и в настоящее время хранится в Национальной библиотеке Франции в Париже, в Отделе рукописей, в каталоге под номером «Мексиканский 386». [6]
Физические характеристики
[ редактировать ]Кодекс состоит из полосы длиной 140 см (55 дюймов) и высотой 23,5 см (9,3 дюйма), сложенной в 11 листов, окрашенных с обеих сторон, всего 22 страницы. [1] Считается, что когда-то существовал дополнительный лист, но он был утерян к 19 веку. [7] Парижский кодекс сохранился очень плохо и состоит из множества фрагментов; [8] известковое покрытие кодекса сильно разъедено по краям, в результате чего иероглифы и изображения, за исключением центра страниц, разрушены. [9]
Содержание
[ редактировать ]
Содержание кодекса носит в основном ритуальный характер, и одна сторона кодекса содержит божества-покровители и связанные с ними ритуалы для цикла из тринадцати катунов (20-летний календарный цикл майя ). [10] В одном фрагменте изображены животные, представляющие астрономические знаки эклиптики, включая скорпиона и пекари; [11] фрагменты этого «зодиака» майя изображены на двух страницах кодекса. [12] Некоторые страницы кодекса отмечены аннотациями, выполненными латинскими буквами. [1]
На одной стороне кодекса общий формат каждой страницы в основном соответствует одному и тому же расположению: стоящая фигура слева и сидящая фигура справа. Каждая страница также содержит символ дня аджау в сочетании с числовым коэффициентом, в каждом случае представляющим дату, обозначающую последний день календарного цикла. Несмотря на плохую сохранность документа, сохранилось достаточно текста, чтобы продемонстрировать, что в случае с Парижским кодексом основная серия дат соответствует окончаниям катуна , что позволяет реконструировать некоторые из утерянных глифов даты в текст. Каждая сидящая фигура связана со звездным символом, указывающим, что они представляют правящее божество каждого к'атуна . [1]
Реверс кодекса более разнообразен по своей природе и включает раздел, посвященный календарному циклу, которым управляет Чаак , бог дождя. Он также включает информацию о прогнозировании количества осадков и урожайности кукурузы, а также информацию о духовных силах. [13] Набор из двух страниц иллюстрирует дни 260-дневного цикла цолькин , которые соответствуют началу солнечного года в течение 52 лет (цикл Календарного Круга ). На последних двух страницах кодекса изображена серия из тринадцати животных, представляющих так называемый «зодиак». [1]
Современные исследования кодекса пришли к выводу, что конец зодиакального цикла, проиллюстрированный в нем, демонстрирует «психологическую склонность к фатализму майя», предполагая, что конец классического периода майя был результатом самоисполняющегося пророчества. [14]
Источник
[ редактировать ]Как и два других общепринятых кодекса майя ( Дрезденский кодекс и Мадридский кодекс ), этот документ, вероятно, был создан на Юкатане ; [9] Английский майянист Дж. Эрик С. Томпсон считал вероятным, что Парижский кодекс был написан на западе Юкатана и датирован периодом между 1250 и 1450 годами нашей эры. [15] Брюс Лав отметил сходство между сценой на странице 11 кодекса и Стелой 1 в Маяпане ; на основании этого он предположил, что кодекс был создан в Майяпане около 1450 года. [16] Однако дальнейший анализ рассматриваемой стелы предполагает более раннюю дату - 1185 год, что указывает на то, что календарная информация может относиться к более раннему циклу катана , чем тот, который предложил Лав. Астрономическая и календарная информация в Парижском кодексе соответствует циклу классического периода с 731 по 987 год нашей эры, что указывает на то, что кодекс может быть копией гораздо более раннего документа. [17]
Открытие
[ редактировать ]Парижский кодекс появился на свет в 1859 году, когда Леон де Рони нашел его в корзине со старыми бумагами в углу дымохода Имперской библиотеки в Париже. [18] Кодекс, очевидно, был изучен учеными примерно двадцать пять лет назад и внесен в каталог, но неизвестно, как документ попал в Париж. [19] Документ был найден вместе с листком бумаги, относящим его к коллекции колониальных документов майя, собранной Хуаном Пио Пересом . [2]
Галерея
[ редактировать ]- Страницы 19–24 и стр. 1.
- Страницы 21–22
- Страницы из Кодекса Переса; Древняя иероглифическая книга майя
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Ногес и др. 2009, с. 16.
- ^ Jump up to: а б Ногес и др. 2009, с. 17.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 126.
- ^ Бауэр, Джессика (2016). «Письменное слово майя: история, противоречия и библиотечные связи» . Международный журнал книги . 14 (3): 18 . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ «FAMSI – Кодексы майя – Парижский кодекс» . www.famsi.org . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ Ногес и др. 2009, стр. 17. Национальная библиотека Франции, 2011.
- ^ С любовью, Брюс (1994). Парижский кодекс: Руководство для священника майя . Остин: Университет. Техас Пресс. п. XVIII. ISBN 0292746741 .
- ^ Коу 1999, с. 200.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 127. Ногес и др. 2009, с. 16.
- ^ Коу 1999, с. 217.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 118.
- ^ Карраско, Давид (2006). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195108156 .
- ^ Бауэр, Дж. (2016). Письменное слово майя: история, противоречия и библиотечные связи. Международный журнал книги, 14 (3), 15–25. п. 19.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 129.
- ^ Райс 2009, стр. 32–33.
- ^ Вейл 2006, с. 504.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 127. Дрю 1999, с. 82.
- ^ Дрю 1999, с. 83.
Ссылки
[ редактировать ]- Национальная библиотека Франции (2011). «Кодекс Пересиан» (на французском языке). Париж, Франция: Национальная библиотека Франции . Проверено 15 апреля 2013 г.
- Коу, Майкл Д. (1999). Майя . Серия «Древние народы и места» (6-е издание, полностью переработанное и дополненное изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-28066-5 . OCLC 59432778 .
- Дрю, Дэвид (1999). Утерянные хроники королей майя . Лондон, Великобритания: Weidenfeld & Nicolson . ISBN 0-297-81699-3 . ОСЛК 43401096 .
- Ногес, Ксавье; Мануэль Герман Лехарасу; Меридет Пакстон; Энрике Вела (август 2009 г.). «Кодексы Майя» [Кодексы Майя]. Мексиканская археология: доиспанские и ранние колониальные кодексы - Каталог (на испанском языке). Специальное издание (31). Редакционная статья Райсеса: 10–23.
- Райс, Пруденс М. (2009). «Ковой в геополитико-ритуальной перспективе». В Пруденс М. Райс; Дон С. Райс (ред.). Ковой: идентичность, миграция и геополитика в позднем постклассическом Петене, Гватемала . Боулдер, Колорадо, США: Университетское издательство Колорадо . стр. 21–54. ISBN 978-0-87081-930-8 . OCLC 225875268 .
- Шерер, Роберт Дж .; Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя (6-е, полностью переработанное изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .
- Вейл, Габриель (2006). «Кодексы Майя». Ежегодный обзор антропологии . 35 . Пало-Альто, Калифорния, США: Ежегодные обзоры: 497–519. дои : 10.1146/annurev.anthro.35.081705.123324 . ISSN 1545-4290 . JSTOR 25064935 . OCLC 103903925 . (требуется подписка)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хьюстон, Стивен Д. (июнь 1997 г.). «Парижский кодекс: Справочник для священника майя (обзор)» . Американский антрополог . 99 (2): 459–460. дои : 10.1525/aa.1997.99.2.459 . (требуется подписка)
- С любовью, Брюс (1994). Парижский кодекс: справочник для жреца майя . Остин, Техас, США: Издательство Техасского университета. ISBN 9780292746749 . OCLC 27897581 .
- Северин, Грегори М. (1981). «Парижский кодекс: расшифровка астрономических эфемерид». Труды Американского философского общества . Новая серия. 71 (5). Американское философское общество: 1–101. ISBN 9780871697158 . JSTOR 1006397 . OCLC 8044756 . (требуется подписка)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Парижским кодексом, на Викискладе?
- Парижский кодекс на веб-сайте Национальной библиотеки Франции с общедоступными изображениями оригинального документа.
- Парижский кодекс на сайте библиотеки Северо-Западного университета с реконструированными изображениями страниц.