Богиня Луны Майя

Традиционные майя обычно считают Луну женской, и воспринимаемые фазы Луны соответственно воспринимаются как этапы жизни женщины. Богиня луны майя обладает огромным влиянием во многих областях. Будучи в образе женщины, она связана с сексуальностью и деторождением, плодородием и ростом не только людей, но также растительности и сельскохозяйственных культур. Поскольку рост также может вызывать всевозможные недуги, богиня Луны также является богиней болезней. Повсюду в Мезоамерике , включая ареал майя, она конкретно ассоциируется с водой, будь то колодцы, осадки или сезон дождей. В кодексах у нее есть земной аналог в виде богини I.
Лунная мифология
[ редактировать ]Источники лунной мифологии майя почти полностью одновременны, за исключением Пополь Вух . Разделение может быть сделано в соответствии с родственными ролями Луны.
- Луна как брат мужского пола: небесная сила .
В Пополь Вух (16 век) близнецы-герои майя наконец превращаются в солнце и луну, что подразумевает признание мужской луны, что является отходом от основной традиции майя. Однако Пополь Вух вряд ли принадлежит к лунной мифологии, и становление Солнцем и Луной вполне может быть метонимом приобретения господства над небом и, следовательно, метафорически, политического господства.
- Луна как жена: возникновение менструации .
Истинная лунная мифология прежде всего представлена мифом Кекчи о Солнце и Луне, впервые изученным Эриком Томпсоном. [1] Это делает Богиню Луны (По) дочерью Бога Земли или «Горной Долины». За ней ухаживает и наконец захватывает Сан. Они спят вместе. Когда это обнаруживается и пара убегает, разгневанный отец в ответ уничтожает свою дочь. По всей вероятности, это патриархальное наказание за элементарное нарушение правил союза представляет собой возникновение менструации , «злой крови» непослушной дочери, окрашивающей воду моря и озера в красный цвет или погружающейся в землю. [2] Менструальная кровь хранится в тринадцати банках. В банках он сначала превращается в таких существ, как змеи и насекомые, и эта трансформация приводит к возникновению яда и вызываемых им заболеваний. Однако в некоторых банках хранятся и лекарственные растения. Тринадцатый кувшин — лунный: при открытии из него Луна возрождается. Создание ее влагалища по инициативе или непосредственно ее мужем представляет собой начало человеческого деторождения. В последующих эпизодах Богиня Луны сожительствует со старшим братом Солнца, Облаком, и с дьяволом в образе короля-стервятника, таким образом связывая ее с дождем и черным колдовством.
- Луна как (бабушка)мама: кролик на луне .
У майя Чьяпаса и Северо-Западного нагорья Гватемалы Мун - не жена Суна, а его мать или бабушка, а Сан - маленький мальчик, которого преследуют его старшие братья. Только в этой мифологии мы находим происхождение лунного кролика, либо как одного из старших братьев, превратившегося в диких животных и пойманного своей матерью, [3] или как существо, ответственное за возрождение дикой растительности на кукурузном поле Сан. В последнем случае кролика ловит Солнце, передает матери и снова поднимает на небо. [4] На северо-западе Гватемалы кролика на луне иногда заменяют оленем на луне.
Богиня луны в постклассический и классический периоды.
[ редактировать ]В трех постклассических кодексах Богиня Луны представлена недостаточно. Вместо этого можно найти альманахи, посвященные, по-видимому, ее земному аналогу, Богине I («Белой женщине»). Однако в классическом искусстве майя Богиня Луны встречается часто. [5] Она изображена молодой женщиной, держащей своего кролика, в обрамлении полумесяца растущей луны, который является ее самым важным отличительным признаком. Богиня Луны также может сидеть на троне одна (как в Дрезденском кодексе) или позади бога Д ( Ицамна ). Хотя в устной традиции богиня часто трактуется как супруга Божества Солнца, классическая иконография на этом не настаивает (см. Кинич Ахау ). Лунный кролик (возможно, - обманщик ) играет важную роль в плохо изученном эпизоде с участием Богини Луны, Близнецов, бога кукурузы майя и престарелого бога Л. персонаж В некоторых случаях Богиня Луны сливается с главным богом кукурузы майя, из-за чего становится неясным, является ли то, что мы видим, Богиней Луны с аспектом кукурузы (то есть луной, приносящей кукурузу) или Богом кукурузы с лунным аспектом. или функция.
Календарные функции
[ редактировать ]Богиня Луны является покровительницей месяца Чэнь «Колодец». («Луна пошла к ней хорошо» — выражение, относящееся к новолунию. [6] ) Она также является покровительницей одного из «годов» Венеры. Ее важность отражена в таблицах затмений Дрезденского кодекса и Лунной серии Длинного счета . Глиф C лунной серии (обозначающий последовательность шести лунаций для целей предсказания затмения) [7] связывает ее с другими божествами, такими как бог смерти ( Бог А ), Бог-Ягуар Подземного мира и, возможно, Бог Кукурузы. [8]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- HEM Braakhuis, каноэ Шбаланке. Происхождение яда в мифе о колибри-кекчи-майя. Антропос 100-1 (2005): 173-191.
- ХЕМ Браахуис, Брак Шбаланке: комментарий к мифу Кекчи о Солнце и Луне. Диссертация, Лейденский университет (2010; онлайн).
- Сьюзен Милбрат, Звездные боги майя: астрономия в искусстве, фольклоре и календарях . Остин: Техасский университет Press, 1999.
- Карл Таубе, Главные боги Древнего Юкатана. Думбартон-Оукс, Вашингтон, 1992 год.
- Карл Таубе, Иллюстрированный словарь богов и символов Древней Мексики и майя . Темза и Гудзон, 1997.
- Дж. Э. Томпсон, История и религия майя . Норман: Университет Оклахомы Press, 1970.
- Дж. Э. Томпсон, Введение в иероглифическое письмо майя . Норман: Университет Оклахомы Press, 1960.
- Дж. Э. Томпсон, Богиня Луны в Средней Америке с заметками о родственных божествах . Вашингтон: Вашингтонский институт Карнеги, 1939.