Jump to content

Богиня Луны Майя

Богиня Луны в классический период

Традиционные майя обычно считают Луну женской, и воспринимаемые фазы Луны соответственно воспринимаются как этапы жизни женщины. Богиня луны майя обладает огромным влиянием во многих областях. Будучи в образе женщины, она связана с сексуальностью и деторождением, плодородием и ростом не только людей, но также растительности и сельскохозяйственных культур. Поскольку рост также может вызывать всевозможные недуги, богиня Луны также является богиней болезней. Повсюду в Мезоамерике , включая ареал майя, она конкретно ассоциируется с водой, будь то колодцы, осадки или сезон дождей. В кодексах у нее есть земной аналог в виде богини I.

Лунная мифология

[ редактировать ]

Источники лунной мифологии майя почти полностью одновременны, за исключением Пополь Вух . Разделение может быть сделано в соответствии с родственными ролями Луны.

  • Луна как брат мужского пола: небесная сила .

В Пополь Вух (16 век) близнецы-герои майя наконец превращаются в солнце и луну, что подразумевает признание мужской луны, что является отходом от основной традиции майя. Однако Пополь Вух вряд ли принадлежит к лунной мифологии, и становление Солнцем и Луной вполне может быть метонимом приобретения господства над небом и, следовательно, метафорически, политического господства.

  • Луна как жена: возникновение менструации .

Истинная лунная мифология прежде всего представлена ​​мифом Кекчи о Солнце и Луне, впервые изученным Эриком Томпсоном. [1] Это делает Богиню Луны (По) дочерью Бога Земли или «Горной Долины». За ней ухаживает и наконец захватывает Сан. Они спят вместе. Когда это обнаруживается и пара убегает, разгневанный отец в ответ уничтожает свою дочь. По всей вероятности, это патриархальное наказание за элементарное нарушение правил союза представляет собой возникновение менструации , «злой крови» непослушной дочери, окрашивающей воду моря и озера в красный цвет или погружающейся в землю. [2] Менструальная кровь хранится в тринадцати банках. В банках он сначала превращается в таких существ, как змеи и насекомые, и эта трансформация приводит к возникновению яда и вызываемых им заболеваний. Однако в некоторых банках хранятся и лекарственные растения. Тринадцатый кувшин — лунный: при открытии из него Луна возрождается. Создание ее влагалища по инициативе или непосредственно ее мужем представляет собой начало человеческого деторождения. В последующих эпизодах Богиня Луны сожительствует со старшим братом Солнца, Облаком, и с дьяволом в образе короля-стервятника, таким образом связывая ее с дождем и черным колдовством.

  • Луна как (бабушка)мама: кролик на луне .

У майя Чьяпаса и Северо-Западного нагорья Гватемалы Мун - не жена Суна, а его мать или бабушка, а Сан - маленький мальчик, которого преследуют его старшие братья. Только в этой мифологии мы находим происхождение лунного кролика, либо как одного из старших братьев, превратившегося в диких животных и пойманного своей матерью, [3] или как существо, ответственное за возрождение дикой растительности на кукурузном поле Сан. В последнем случае кролика ловит Солнце, передает матери и снова поднимает на небо. [4] На северо-западе Гватемалы кролика на луне иногда заменяют оленем на луне.

Богиня луны в постклассический и классический периоды.

[ редактировать ]
Богиня Луны с кроликом (слева); Кукурузный Бог с кроликом (справа)

В трех постклассических кодексах Богиня Луны представлена ​​недостаточно. Вместо этого можно найти альманахи, посвященные, по-видимому, ее земному аналогу, Богине I («Белой женщине»). Однако в классическом искусстве майя Богиня Луны встречается часто. [5] Она изображена молодой женщиной, держащей своего кролика, в обрамлении полумесяца растущей луны, который является ее самым важным отличительным признаком. Богиня Луны также может сидеть на троне одна (как в Дрезденском кодексе) или позади бога Д ( Ицамна ). Хотя в устной традиции богиня часто трактуется как супруга Божества Солнца, классическая иконография на этом не настаивает (см. Кинич Ахау ). Лунный кролик (возможно, - обманщик ) играет важную роль в плохо изученном эпизоде ​​с участием Богини Луны, Близнецов, бога кукурузы майя и престарелого бога Л. персонаж В некоторых случаях Богиня Луны сливается с главным богом кукурузы майя, из-за чего становится неясным, является ли то, что мы видим, Богиней Луны с аспектом кукурузы (то есть луной, приносящей кукурузу) или Богом кукурузы с лунным аспектом. или функция.

Календарные функции

[ редактировать ]

Богиня Луны является покровительницей месяца Чэнь «Колодец». («Луна пошла к ней хорошо» — выражение, относящееся к новолунию. [6] ) Она также является покровительницей одного из «годов» Венеры. Ее важность отражена в таблицах затмений Дрезденского кодекса и Лунной серии Длинного счета . Глиф C лунной серии (обозначающий последовательность шести лунаций для целей предсказания затмения) [7] связывает ее с другими божествами, такими как бог смерти ( Бог А ), Бог-Ягуар Подземного мира и, возможно, Бог Кукурузы. [8]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Томпсон 1930: 126–132, 125–138 и Томпсон 1939.
  2. ^ Браахейс 2005: 175-176; 2010: 184–214
  3. ^ Томпсон 1970: 362.
  4. ^ Милбрат 1999: 24.
  5. ^ Таубе 1992: 64-68.
  6. ^ Томпсон 1960: 238.
  7. ^ Милбрат 1999: 107-109.
  8. ^ Томпсон 1960: 240-241 и рис. 36, 37

Библиография

[ редактировать ]
  • HEM Braakhuis, каноэ Шбаланке. Происхождение яда в мифе о колибри-кекчи-майя. Антропос 100-1 (2005): 173-191.
  • ХЕМ Браахуис, Брак Шбаланке: комментарий к мифу Кекчи о Солнце и Луне. Диссертация, Лейденский университет (2010; онлайн).
  • Сьюзен Милбрат, Звездные боги майя: астрономия в искусстве, фольклоре и календарях . Остин: Техасский университет Press, 1999.
  • Карл Таубе, Главные боги Древнего Юкатана. Думбартон-Оукс, Вашингтон, 1992 год.
  • Карл Таубе, Иллюстрированный словарь богов и символов Древней Мексики и майя . Темза и Гудзон, 1997.
  • Дж. Э. Томпсон, История и религия майя . Норман: Университет Оклахомы Press, 1970.
  • Дж. Э. Томпсон, Введение в иероглифическое письмо майя . Норман: Университет Оклахомы Press, 1960.
  • Дж. Э. Томпсон, Богиня Луны в Средней Америке с заметками о родственных божествах . Вашингтон: Вашингтонский институт Карнеги, 1939.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c546615cc6c88120f87fdc35b0b1fcad__1721063280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/ad/c546615cc6c88120f87fdc35b0b1fcad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maya moon goddess - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)