Леди Шок
Леди Кабал Сук | |
---|---|
Ну давай же | |
![]() Перемычка 24 в Яшчилане , изображающая леди Ксок, протягивающую колючую веревку через язык. | |
Королева- Яшчилана консорт | |
Срок владения | 23 октября 681 г. - 15 июня 742 г. ( вместе с леди Сак Бияан и леди Вечерней Звездой из Калакмула ) |
Предшественник | Леди Пакал (сестра) |
Рожденный | Яшчилан |
Умер | 3 апреля 749 г. Яшчилан |
Супруг | Ицамнаадж Бахлам III (племянник) |
Мать | Леди Шибальба |
Религия | религия майя |
Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
![]() |
История |
Испанское завоевание майя |
Леди Каббал Сук [kʼaɓal ʃoːk] или Леди Ксок умерла в 742 г.) была супругой королевы майя Яшчилана ( . Она была главной женой и тетей короля Ицамнааджа Бахлама III , который правил известным королевством Яшчилан с 681 по 742 год. Многие полагают, что она была сестрой леди Пакаль . [ нужна ссылка ]
Леди Ксок наиболее известна тем, что украсила Строение 23 в Яшчилане тремя перемычками (Перемычка 24, Перемычка 25 и Перемычка 26), на которых изображены ее ритуалы. Женщины королевских майя часто изображаются в текстах и иконографии, как перемычки. Однако другие женщины культуры майя не изображаются таким образом. Леди Ксок появляется на изображениях, совершающих ритуальные жертвоприношения, которые женщины, если они не были королевскими особами, обычно не совершали в древнем искусстве майя . Леди Ксок и ее перемычки сыграли большую роль в реконструкции исторической роли королевских женщин в ритуалах и политике майя. [1]
Фон
[ редактировать ]леди Родословная Ксок привела Ицамнааджа Балама на его трон ; по этой причине она была его главной женой . Его считали великим правителем Яшчилана. Его считали военачальником своего времени, поскольку он вел множество ритуальных сражений с окружающими городами-государствами. Он также построил множество храмов в Яшчилане. Учитывая, что он был таким выдающимся и популярным королем, интересно отметить, что его главная жена, леди Ксок, была одной из немногих женщин, изображенных на древних резных изображениях майя. Уже один этот факт говорит о популярности госпожи Ксок в Яшчилане.
Структура 23
[ редактировать ]
Большинство домов в цивилизации майя принадлежало сверхъестественным существам. Иномата и Хьюстон идентифицируют только 5 построек, принадлежащих людям, и только два из них принадлежали женщинам - Строение 11 и Строение 23. Строение 11 принадлежит Икс Сак Бияган, которую также считают «женщиной из Ицамнааджа Балама II». . [2]
Строение 23 рассматривается как дом леди Ксок в Яшчилане и, в целом, место, где могли собираться королевские женщины. Чтобы отдать дань уважения леди Ксок, Щитовой Ягуар посвятил ей Строение 23. В отличие от других структур, созданных во времена Щитового Ягуара, Структура 23 не изображает войну. Более того, Тейт сообщает, что «благодаря выбору астрономически значимых дат [расположение Структуры 23] подразумевается, что движение планет и Солнца синхронизировано с деятельностью королей Яшчилана и леди Ксок». [3] Многие считают Строение 23 домом леди Ксок из-за уровня приватности, который оно обеспечивает: четыре скамейки в доме расположены не возле дверей. Чтобы объявить Строение 23 своей собственностью, леди Ксок установила три перемычки (24, 25 и 26) над дверным проемом, тем самым подтверждая свое выдающееся положение. Некоторые историки рассматривают Строение 23 как покои королевы леди Ксок, и его часто описывают как место большой активности. В надписях на перемычке 25 высечен термин, означающий «пчелиный дом». Иномата и Хьюстон считают, что это превращает Структуру 23 в место для женщины – пространство Королевы. Кроме того, Иномата и Хьюстон сообщают, что многие надписи на перемычках называют его «oto꞉t» леди Ксок, что с языка майя переводится как «ее пространство». Предоставив Леди Ксок личное пространство, Щитовой Ягуар поставил свою главную жену на место большой известности и власти в Яшчилане.
Другая причина, по которой Строение 23 идентифицировано как принадлежащее Леди Ксок, заключается в том, что там находится ее могила. Считается, что в передней правой комнате Строения 23 хранятся кости леди Ксок, поскольку на них вырезано ее имя. Кроме того, это захоронение считается самым богатым и изысканным в царском доме Яшчилана . Кроме того, Структура 24, созданная Королем Птичьим Ягуаром, содержит даты смерти его самых важных предков: Щитового Ягуара, его матери и Леди Ксок. Это строение расположено рядом со Строением 23; записывая дату смерти леди Ксок, Птичий Ягуар отдает дань уважения главной жене своего отца.
Строение 23 было идентифицировано как покои леди Ксок из-за перемычек, украшающих дверной проем. Было высказано предположение, что ритуалы, изображенные на этих перемычках, могли иметь место в Структуре 23 – учитывая, что Леди Ксок изображена на перемычках, совершающей ритуальные жертвоприношения вместе со своим мужем, это означало бы, что Щитовой Ягуар вошел в пространство женщин, обладающих силой.
Перемычки
[ редактировать ]Леди Ксок пожертвовала три перемычки, чтобы повесить их над дверями здания на . площади Яшчилана В перемычках она изображена играющей центральные роли в ритуальной жизни. Тот факт, что женщина появляется на перемычках в качестве центральной фигуры, делает их такими уникальными. Кроме того, перемычки должны были показать надежды Щитового Ягуара на королевство. Установка перемычек была для Щитового Ягуара способом отдать дань уважения леди Ксок, чья родословная сделала его королем.
В мире искусства перемычки имеют номера 24, 25 и 26 и, по оценкам, были созданы в 725 году. На этих перемычках видно, как леди Ксок совершает ритуал кровопускания в присутствии Щитового Ягуара, общаясь с мертвым предком и подготовка короля к бою. Рассмотрев эти перемычки по порядку, мы сможем увидеть роль, которую леди Ксок играла на войне и в древних ритуалах майя.
В Lintel 24 леди Ксок совершает кровавое жертвоприношение (или ритуал кровопускания ), продевая веревку с шипами через отверстие в своем языке. В Яшчилане кровавые жертвоприношения были для королей способом обратиться за помощью или советом к ушедшим предкам. Кровавые жертвоприношения рассматривались как способ завоевать расположение богов – по сути, подготовка короля к битве.
В Перемычке 25 мы видим вершину кровавого жертвоприношения ; мы видим, что леди Ксок кладет под себя свою кровь в чашу. Мы также видим Змея Видений, поднимающегося из чаши с кровью. В двух головах Видения Змея, выходящих изо рта, находятся тела Бога Войны и основателя Яшчилана – Ят Балама. Из этого мы можем сделать вывод, что Король Щитовый Ягуар ищет помощи у богов и предков Яшчилан, готовясь к битве. Сообщается также, что на перемычке 25 имеются надписи, указывающие на то, что перемычка расположена над домом леди Ксок. Эта фраза переведена Иноматой и Хьюстоном как: «Дом леди Ксок — это сердце/центр Тан-Ха Яшчилана» (стр. 107).
Lintel 26 показывает Щитового Ягуара, готовящегося к битве. Леди Ксок также появляется в перемычке и вручает шлем королю . Поскольку Щитовой Ягуар был королем-воином, леди Ксок вручает ему ягуара для битвы шлем . В цивилизации майя ягуар был символом власти. Она также, кажется, вручает копье Щитовому Ягуару . И копье, и шлем ягуара появляются на других памятниках с Королевским щитовым ягуаром (Иномата и Хьюстон). На этой перемычке леди Ксок также носит головной убор , который, как сообщает Тейт (1992), иногда носили короли в других местах Яшчилана .
Перемычка 23, которая появляется на юго-западной двери Строения 23, не была подарена Леди Ксок, но содержит генеалогию Леди Ксок. На нем также есть глифы , которые дополнительно указывают на Структуру 23 как резиденцию леди Ксок, поскольку на ней написано «отверстие/дверь ее дома» (Инсомата и Хьюстон, стр. 111, 2001). Перемычка 23 также изображает церемонии с участием Структуры 23.
Строение 23 было предметом двух церемоний оч-как. Эти церемонии включали модификацию юго-западных дверных проемов здания, а также посвящение резных фигурок в Структуре 23 (Иномата и Хьюстон, 2001). Перемычка 23 также показывает, что на церемониях присутствовали в основном женщины, тесно связанные с леди Ксок. Тот факт, что церемонии были посвящены дому госпожи Ксок, еще раз показывает ее авторитет в Яшчилане. Более того, эти церемонии позволяли женщинам участвовать в социальных и политических аспектах общества Яшчилана.
Перемычки, украшающие дверные проемы дома леди Ксок, подчеркивают роль женщин в яшчиланском обществе, выполняющих политические, социальные и ритуальные роли. От перемычки 23, показывающей генеалогию госпожи Ксок и церемонии, связанные с ее домом, до знаменитых перемычек (24, 25 и 26), изображающих ее участие в ритуальных и политических аспектах жизни Яшчилана, памятники госпожи Ксок отражают ее силу и значение в Яшчиланское общество.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Миллер, Мэри и Саймон Мартин (2004) «Женщины при дворе». В «Придворном искусстве древних майя » под редакцией Мэри Миллер и Саймона Мартина, стр. 99. Сан-Франциско: Музеи изящных искусств Сан-Франциско.
- ^ Иномата, Т., и Хьюстон, С. (ред.). (2001). Королевские дворы древних майя . Боулдер, Колорадо: Westview Press. п. 113, 2001 г.
- ^ Тейт, CE (1992). Яшчилан: Проект церемониального города майя . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. Тейт, с. 119, 1992 г.