Испанское завоевание Чьяпаса
Испанское завоевание Чьяпаса | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть испанского завоевания Мексики | |||||||||
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
Испанская империя | Люди соке | ||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
Педро де Портокарреро Педро де Альварадо | Диего де Масариегос Хасинто де Барриос Леаль |
Испанское завоевание Чьяпаса [номер 1] предпринятая испанскими конкистадорами против позднего постклассического мезоамериканского государства на территории, которая сейчас входит в состав современного мексиканского штата Чьяпас Это была кампания , . Регион физически разнообразен и включает ряд высокогорных районов, в том числе Сьерра-Мадре-де-Чьяпас и Центральное нагорье Монтаньяс, южную прибрежную равнину, известную как Соконуско , и центральную впадину, образованную дренажем реки Грихальва .
До испанского завоевания Чьяпас был населен множеством коренных народов, в том числе соке , различными народами майя , такими как лакандон чол и цоциль , а также неопознанной группой, называемой чьяпанека. Соконуско был включен в состав Империи ацтеков с центром в долине Мехико и платил ацтекам дань. Новости о незнакомцах впервые прибыли в регион, когда испанцы проникли в империю ацтеков и свергли ее. В начале 1520-х годов несколько испанских экспедиций пересекли Чьяпас по суше, а испанские корабли исследовали побережье Тихого океана. Первый высокогорный колониальный город в Чьяпасе, Сан-Кристобаль-де-лос-Льянос , был основан Педро де Портокарреро в 1527 году. В течение года испанское владычество распространилось на верхний водосборный бассейн реки Грихальва, Комитан и долину Окосинго . Были установлены права энкомьенды , хотя на ранних этапах завоевания они сводились к немногим большему, чем права на набеги рабов.
Колониальная провинция Чьяпа была основана Диего Мазарьегосом в 1528 году с реорганизацией существующих энкомьенд и колониальных юрисдикций, а также переименованием Сан-Кристобаль в Вилья-Реаль и ее перемещением в Ховель . Чрезмерные требования Испании к дани и рабочей силе вызвали восстание коренных жителей, которые попытались заморить испанцев голодом. Конкистадоры предпринимали карательные набеги, но туземцы покидали свои города и бежали в труднодоступные районы. Внутренние разногласия среди испанцев привели к общей нестабильности в провинции; в конечном итоге фракция Мазариегоса получила уступки от испанской короны, которые позволили повысить Вилья-Реал до статуса города, как Сьюдад-Реаль, и принять новые законы, которые способствовали стабильности в недавно завоеванном регионе.
География
[ редактировать ]Мексиканский штат Чьяпас занимает крайний юго-восток Мексики , его площадь составляет 74 415 квадратных километров (28 732 квадратных миль). На западе она граничит с мексиканскими штатами Оахака и Веракрус , а на севере — с Табаско . Граничит на востоке с Гватемалой ; южная граница состоит из 260 километров (160 миль) побережья Тихого океана . [2] Чьяпас географически и культурно разнообразен. [3] Он состоит из двух основных горных регионов: на юге находится Сьерра-Мадре-де-Чьяпас , а в центре Чьяпаса - Монтаньяс-Централес (Центральное нагорье). Они разделены Центральной Депресионом, вмещающим водосборный бассейн реки Грихальва . [4] Горная местность Сьерра-Мадре набирает высоту с запада на восток, причем самые высокие горы находятся недалеко от границы с Гватемалой. [5]
Прибрежная зона Соконуско . лежит к югу от Сьерра-Мадре-де-Чьяпас [6] и состоит из узкой прибрежной равнины и предгорий Сьерра-Мадре. Хотя всю прибрежную полосу часто называют Соконуско, собственно Соконуско представляет собой юго-восточную часть, характеризующуюся влажным тропическим климатом и богатыми сельскохозяйственными угодьями. [4] Северо-западная часть прибрежной полосы с более сухим климатом исторически называлась Эль-Деспобладо («Незаселенная»); сейчас его обычно называют регионом побережья перешейка (исп. Istmo-Costa ). [7]
Центральный Депресион состоит из водосборного бассейна длиной около 200 километров (120 миль) и шириной от 30 до 60 километров (от 19 до 37 миль). Река Грихальва питается за счет стоков гор Кучуматанес в Гватемале и обоих горных регионов Чьяпаса, особенно Сьерра-Мадре. На широких равнинах жаркий климат с умеренным количеством осадков. Центральный Депресьон разделен на две зоны: восточная - это долина Грихальва, простирающаяся от границы с Гватемалой до каньона Сумидеро ; [5] западная зона - это Центральная Месета или Центральное плато, в колониальные времена называвшееся Валле-де-Хикипилас-и-Чинталапа. Эта область высоких равнин блокирует проход реки Грихальва, которая пробила свой путь в сторону Табаско через каньон Сумидеро. [8] Лос-Чималапас - еще один высокогорный регион на северной окраине Центральной Месеты, граничащий с Оахакой; это считается первым поднятием Сьерра-Мадре. [9]
Центральное нагорье резко поднимается к северу от Грихальвы, достигая максимальной высоты 2400 метров (7900 футов), а затем постепенно спускается к полуострову Юкатан . Они прорезаны глубокими долинами, идущими параллельно побережью Тихого океана, и имеют сложную дренажную систему, которая питает как Грихальву, так и реку Лакантун , впадающую в реку Усумасинта . [10] Центральное нагорье отличается обильным количеством осадков и разнообразной растительностью в зависимости от высоты, включая высокогорные сосновые леса , горные тропические леса и равнинные тропические леса дальше на север и восток к равнинам Табаско и Петен . [11] В восточной части Центрального нагорья находится лес Лакандон , который в основном гористый, с низменными тропическими равнинами на самой восточной окраине. [12]
Чьяпас до завоевания
[ редактировать ]Самыми ранними жителями Чьяпаса были собиратели, жившие в северных высокогорьях и вдоль прибрежной полосы примерно с 6000 г. до н.э. примерно до 2000 г. до н.э. [13] Примерно в течение последних двух тысячелетий до нашей эры большая часть территории, которая сейчас входит в состав штата Чьяпас, была занята народами , говорящими на языке соке . Постепенно носители языка майя начали вторгаться с востока, и примерно с 200 г. н. э. Чьяпас был разделен примерно поровну между соке в западной половине и майя в восточной половине; это распределение продолжалось до времени испанского завоевания. [14]
Широкая полоса западного Чьяпаса находилась под контролем Сокеса, охватывая Центральную Депресьон, средний бассейн Грихальвы, Чималапас и части побережья Тихого океана. [15] Основными поселениями соке в Центральной Депресьоне были Копайнала , Мескалапа , Кечула и Текапатан . Их поселения на западном берегу реки Грихальва включали Ситалапу , Хикипилас , Окозокуаутлу и долину Корсос. Койатокмо был небольшим поселением Соке, которое превратилось в современную столицу штата Тустла-Гутьеррес . [16] Ацтеки взимали дань с соков и доминировали на торговых путях, проходящих через их территорию. [17] В доколумбовые времена в Центральном Депресьоне располагались два крупнейших города региона: Чьяпа и Копанагуастла . [7] Территория вокруг Чьяпа-де-Корсо была оккупирована народом Чьяпанека, чья этническая принадлежность и язык неизвестны. [18] До испанского завоевания Чьяпанека были могущественны в военном отношении; они заставили ряд важных поселений Соке платить им дань и успешно сопротивлялись включению в состав Империи ацтеков. Территория Кьяпанека лежала между территориями соков и цоциль-майя, в верхнем и среднем бассейне Грихальвы; их основными поселениями были Акала, Чьяпа, Остута, Почутла и Сучиапа. [17]
Центральное нагорье было заселено рядом народов майя, [18] в том числе цоцили , которые были разделены на ряд провинций; провинции Чамула пять небольших городков, тесно сгруппированных вместе. Говорят, что в [19] Тохолабаль были еще одним народом майя, жившим на территории вокруг Комитана . [20] Коксо - майя владели территорией в верховьях реки Грихальва, недалеко от границы с Гватемалой. [21] и, вероятно, были подгруппой Тохолабала. [22] Соконуско был важным коммуникационным маршрутом между центральными мексиканскими нагорьями и Центральной Америкой . Он был подчинен Тройственному союзу ацтеков в конце 15 века при императоре Ауисотле . [23] и заплатили дань какао . [4] чолан - майя говорящий на языке Лакандон, (не путать с современными жителями штата Чьяпас под этим названием), контролировал территорию вдоль притоков реки Усумасинта, охватывающую восточный Чьяпас и юго-западный Петен в Гватемале. [24] У Лакандона была жестокая репутация среди испанцев. [25]
Прелюдия к завоеванию
[ редактировать ]Слухи о чужеземцах на побережье Атлантического океана дошли до Чьяпаса задолго до физического присутствия испанцев в этом регионе. За этим последовали посланники от ацтекского императора Моктесумы II к киче-майя Гватемальского нагорья , предупреждая их готовиться к войне против испанских захватчиков. Вскоре последовало известие о том, что великая столица ацтеков Теночтитлан пала под натиском конкистадоров . [26] Смешанное посольство, в которое входили Чьяпанекас, Киче и Какчикель Майя, посетило Эрнана Кортеса в недавно завоеванной столице ацтеков и было хорошо встречено. [19]
В 1522 году испанские корабли исследовали тихоокеанское побережье Чьяпаса, когда Андрес Ниньо следовал вдоль побережья от Панамы на северо-запад до перешейка Теуантепек . [27] В декабре того же года Кускакуатль, который был правителем города цоциль-майя в Зинакантане , отправился в испанское поселение в Вилья-дель-Эспириту-Санто (современный Коацакоалькос ), чтобы заключить союз с пришельцами. [28]
Стратегии, тактика и вооружение
[ редактировать ]Испанское завоевание имело своей основной целью физическое включение коренных народов Чьяпаса в состав Испанской империи и их духовное обращение в христианство . Это включало демонтаж местных властных структур, разрушение языческих храмов и идолов, концентрацию коренного населения в централизованных поселениях, которые можно было легче контролировать и евангелизировать, включение этих новых поселений в испанскую систему дани и налогов, а также введение христианских образов. Одна сторона этого включала вооруженную борьбу и насильственное введение испанской колониальной администрации; Религиозной стороной этой борьбы было в целом мирное обращение коренного населения в христианство. В штате Чьяпас такие усилия по евангелизации обычно проводил Доминиканский орден . Доминиканцы стали участвовать в концентрации индейцев в новых поселениях, строительстве церквей и монастырей, а также религиозном обучении туземцев. [29]
XVI века Испанские конкистадоры были вооружены палашами , рапирами , арбалетами , фитильными ружьями и легкой артиллерией. Конные конкистадоры длиной 3,7 метра (12 футов) были вооружены копьями , которые также служили пикой для пехотинцев. различные алебарды и купюры Также использовались . Помимо одноручного палаша, также использовалась двуручная версия длиной 1,7 метра (5,5 футов). [30] Арбалеты имели рукоятки длиной 0,61 метра (2 фута), укрепленные твердой древесиной, рогом, костью и тростью и снабженные стременем для облегчения натягивания тетивы с помощью рукоятки и шкива. [31] Арбалеты было легче обслуживать, чем фитильные ружья, особенно во влажном тропическом климате. [32]
Металлическая броня имела ограниченное применение в жарком влажном тропическом климате. Он был тяжелым, и его приходилось постоянно чистить, чтобы предотвратить ржавчину; под прямыми солнечными лучами металлическая броня становилась невыносимо горячей. Конкистадоры часто ходили без металлических доспехов или надевали их только непосредственно перед битвой. [33] Они быстро переняли стеганые хлопчатобумажные доспехи, основанные на доспехах их местных противников, и обычно сочетали их с использованием простой металлической боевой фуражки. [34] Щиты считались необходимыми как для пехоты, так и для кавалерии; Обычно это был круглый целевой щит, выпуклой формы, сделанный из железа или дерева. Кольца закрепляли его на руке и кисти. [30]
В то время как колониальная система обеспечения рабочей силой энкомьенда находилась в процессе становления, набеги рабов стали частью цикла завоеваний. Испанцы собирали коренные народы, клеймили их как рабов и обменивали их в портах Мексиканского залива на лошадей и оружие, что позволяло осуществлять дальнейшие завоевания и приобретение новых рабов для торговли. [35]
Цоциль-майя высокогорного Чьяпаса использовали копья, метательные камни, луки и стрелы, а также большие гибкие хлопчатобумажные щиты, которые защищали воина с головы до ног и могли быть свернуты для хранения. Иногда города защищались стенами и баррикадами, построенными из утрамбованной земли и камня и укрепленными стволами деревьев. Защитники швыряли сверху камни или обливали кипятком, смешанным с известью и золой. нападавших [36] Когда испанцы обосновались в Чьяпасе, местное сопротивление приняло форму бегства в недоступные регионы. [37]
Влияние болезней Старого Света
[ редактировать ]Несмотря на то, что до завоевания они были густо населены, воздействие болезней Старого Света было одним из факторов, которые привели к депопуляции жарких и влажных земель Центральной Депресиона, которые остаются малонаселенными и по сей день. [7] Точно так же Соконуско быстро обезлюдел в результате болезни вскоре после контакта с испанцами. [4] Среди наиболее смертоносных заболеваний оказались оспа , грипп , корь и ряд легочных заболеваний, в том числе туберкулез . [38]
Завоевание Соконуско
[ редактировать ]Испанский конкистадор Педро де Альварадо прошел через Соконуско со значительными силами в 1523 году по пути к завоеванию Гватемалы . [39] В армию Альварадо входили закаленные ветераны завоеваний ацтеков, а также кавалерия и артиллерия; [40] было также очень много союзников из числа коренных народов из Чолулы , Теночтитлана, Тескоко , Тласкалы и Сочимилько . [41] Альварадо был принят с миром в Соконуско, и жители присягнули на верность испанской короне. Они сообщили, что соседние группы в Гватемале нападали на них из-за их дружелюбного отношения к испанцам. Письмо Альварадо Эрнану Кортесу с описанием его прохождения через Соконуско утеряно, а сведения о событиях там взяты из рассказа Берналя Диаса дель Кастильо , который не присутствовал, но рассказал отчет Гонсало де Альварадо. [42] К 1524 году Соконуско было полностью усмирено Альварадо и его войсками. [43] В течение следующих пятидесяти лет численность коренного населения катастрофически сократилась в результате воздействия болезней Старого Света. [44] с предполагаемым падением на 90–95%. Несмотря на это, колониальная администрация потребовала вдвое больше дани в виде какао , чем платили ацтекам до испанского вторжения. [45] а какао продолжало оставаться важной культурой на протяжении всего колониального периода. [46] Из-за экономической важности какао для новой колонии испанцы не хотели переселять коренных жителей далеко от установленных ими садов какао. В результате жители Соконуско с меньшей вероятностью были сосредотачиваться в новых поселениях редуччион , где для посадки нового урожая какао потребовалось бы пять лет, чтобы созреть. [47]
Испанская юрисдикция над провинцией Соконуско часто менялась. Сразу после завоевания его провел в энкомьенде сначала Эрнан Кортес, затем Хорхе де Альварадо . К 1530 году Королевская Аудиенсия Мексики имела юрисдикцию над провинцией Соконсуско, которая теперь находилась в энкомьенде испанской короны. Им управляли колониальные офицеры, назначенные в Мексике. В 1556 году Соконуско перешло под юрисдикцию Королевской Аудиенсии Гватемалы с независимыми губернаторами, назначаемыми Короной. В 1564–1569 годах Соконуско снова перешло под юрисдикцию Мексики, прежде чем снова стать независимой провинцией, управляемой Королевской аудиторией Гватемалы, где оно оставалось до конца 18 века. [45]
Церковная юрисдикция над жителями была столь же хаотичной; Сначала он был передан в ведение Тласкальской епархии , но был передан Гватемальской епархии в 1536 году. Доминиканский орден действовал в Соконуско в первые годы колониального правления, но ушел в 1545 году из-за низкой численности коренного населения и нездорового состояния здоровья. климат. В 1545 году он стал частью епархии Чьяпы . Он был возвращен в Гватемалу в 1561 году и обратно в Чьяпу в 1596 году. [45]
Разведывательные экспедиции, 1524–1525 гг.
[ редактировать ]Луис Марин, 1524 г.
[ редактировать ]В 1524 году Луис Марин возглавил небольшую разведывательную экспедицию в штат Чьяпас. [48] Он отправился из Коацакоалькоса (переименованного испанцами в Эспириту-Санто), [49] на побережье Мексиканского залива . [19] Его группа прошла через территорию Соке и последовала вверх по реке Грихальва. Около современного Чьяпа-де-Корсо испанская партия сражалась и победила кьяпанекос. После этой битвы Марин направился в центральное нагорье Чьяпаса и около Пасхи он прошел через город Зинакантан майя цоциль без сопротивления со стороны жителей. [50] Зинакантекос, верные своей клятве верности двумя годами ранее, помогли испанцам в борьбе с другими коренными народами региона. [28]
Марин прибыл в Чамулу , другой город цоцилей, где его сначала встретило мирное посольство. Марин воспринял это как подчинение жителей, но при попытке войти в провинцию встретил вооруженное сопротивление. [19] Испанцы обнаружили, что при их приближении чамула цоциль покинули свои земли и лишили их еды, пытаясь отпугнуть захватчиков. [51] Через день после их первого подхода Марин обнаружил, что Чамула Цоциль собрали своих воинов на гребне, который был слишком крутым, чтобы испанские лошади могли подняться на него. Конкистадоры . были встречены градом камней, копий, стрел, кипящей воды, смешанной с известью и пеплом, и обнаружили, что близлежащий город защищен огромной оборонительной стеной толщиной 1,2 метра (4 фута), вылепленной из камня и земли и укрепленной стволами деревьев . Цоцили издевались над испанцами, бросая в них небольшое количество золота и предлагая им попытаться забрать остальное, что у них было в их стенах. Испанцы штурмовали стену и обнаружили, что жители оставили внутри копья, чтобы заставить испанцев думать, что воины все еще защищают город, хотя на самом деле они отступили под прикрытием проливного дождя, прервавшего битву. [36] Взяв пустынную Чамулу, испанская экспедиция продолжила борьбу против своих союзников у Уикстана . Жители снова оказали вооруженное сопротивление, прежде чем отдать свой город испанцам. Конкистадор Диего Годой писал, что число индейцев, убитых или взятых в плен в Уикстане, насчитывало не более 500 человек. Испанцы, разочарованные скудностью добычи, решили в мае 1524 года отступить в Коацакоалькос. [52]
Первоначально экспедиция возлагала большие надежды на встречу с густонаселенным регионом, который быстро подчинится испанскому правлению, а туземцы будут распределены в , фактически энкомьенда конкистадорам в качестве рабского труда. Ожесточенное сопротивление экспедиции Луиса Марина быстро уничтожило такие надежды. Однако в течение двух лет после этой первой разведки титулы энкомьенды , которые использовались как оправдание для захвата рабов. были выданы [36] Чамула была передана Берналю Диасу, а Зинакантан - Франсиско де Мармолехо. [28]
Педро де Альварадо, 1525 г.
[ редактировать ]Год спустя Педро де Альварадо вошел в Чьяпас, когда пересек часть леса Лакандон, пытаясь соединиться с экспедицией, возглавляемой Эрнаном Кортесом. [53] который пересек от Мексиканского залива до Гондураса. [54] Альварадо вошел в Чьяпас из Гватемалы через территорию Акала Чол ; он не смог найти Кортеса, и его разведчики в конце концов привели его в Текпан Пуюматлан (современная Санта-Эулалия в Гватемале). [55] в горном районе недалеко от территории Лакандон Чол. [53] Жители Текпана Пуюматлана оказали ожесточенное сопротивление экспедиции под руководством испанцев, и Гонсало де Альварадо писал, что испанцы понесли много потерь, в том числе были убиты гонцы, посланные, чтобы призвать туземцев присягнуть на верность испанской короне. [20] Не сумев найти Кортеса, Альварадо вернулись в Гватемалу. [53]
Завоевание высокогорья Чьяпас, 1527–1547 гг.
[ редактировать ]Хайленд Чьяпас, известный как Чьяпа, находился под юрисдикцией Новой Испании до 1530 года, когда он был передан Гватемале. В 1540 году Чьяпа стала самоуправляющейся провинцией на четыре года, после чего снова попала под юрисдикцию Гватемалы. Провинция Чьяпа управлялась из Сьюдад-Реаля, ныне известного как Сан-Кристобаль-де-лас-Касас . [6]
Педро де Портокарреро , молодой дворянин, возглавил следующую экспедицию в Чьяпас после Альварадо, опять же из Гватемалы. Его кампания практически не задокументирована, но в январе 1528 года он успешно основал поселение Сан-Кристобаль-де-лос-Льянос в долине Комитан, на территории майя Тохолабаль. [56] Это послужило оперативной базой, которая позволила испанцам распространить свой контроль на долину Окосинго . Одно из редких упоминаний о кампании Портокарреро предполагает, что существовало некоторое сопротивление со стороны коренных народов, но его точная форма и масштабы неизвестны. [20] Коксо-майя, населявшие небольшую территорию вдоль реки Сан-Грегорио между Комитаном и границей с Гватемалой, [57] вероятно, были завоеваны в 1528 году. [58] Испанцы сосредоточили их в пяти небольших редукционах , три из которых были созданы вдоль Королевской дороги (исп. Camino Real ), идущей от Сан-Кристобаль до Сантьяго-де-лос-Кабальерос-де-Гватемала . [59] Портокарреро установил испанское владычество над рядом поселений Цельталь и Тохолабаль и проник до города Цоциль в Уикстане. Он не ездил дальше на территорию Цоциля, поскольку эти земли уже были переданы в энкомьенде жителям Вилья-де-Эспириту-Санто. [60]
К 1528 году в высокогорье Чьяпас была установлена испанская колониальная власть, а энкомьенды были предоставлены права отдельным конкистадорам . Испанское владычество простиралось от верхнего течения реки Грихальва, через Комитан и Теописку до долины Окосинго. Эта территория была включена в состав района Вилья-де-Сан-Кристобаль, в который также входят Чамула, Чьяпан и Зинакантан. Север и северо-запад были включены в район Вилья-де-Эспириту-Санто, который включал территорию майя Чол вокруг Тилы и территорию Соке вокруг Кечулы и Текпатана . [20]
В первые годы завоеваний права энкомьенды фактически означали права грабить и собирать рабов, обычно в форме группы конных конкистадоров, совершающих молниеносный набег рабов на ничего не подозревающий населенный пункт. [61] Пленников клеймили как рабов и отправляли в порт для продажи, чтобы конкистадоры могли приобрести оружие, припасы и лошадей. В некоторых случаях конкистадоры собирали старейшин, сковывали их, хлестали и натравливали на них своих боевых собак , чтобы заставить туземцев отдать дань, например, еду и одежду. [37]
Диего Мазариегос, 1528 г.
[ редактировать ]В 1528 году капитан Диего Мазариегос переправился в Чьяпас через Теуантепекский перешеек с артиллерией и новобранцами, недавно прибывшими из Испании, не имевшими военного опыта. [37] К этому времени коренное население значительно сократилось из-за болезней и голода. [60] Сначала они отправились в Хикипилас, чтобы встретиться с делегацией из Зинакантана, которая просила испанскую помощь против мятежных вассалов в Макуил Сучитепеке. Небольшого отряда испанской кавалерии было достаточно, чтобы вернуть вассалов Зинакантекоса в строй. После этого Мазариегос и его товарищи направились в Чьяпан и разбили неподалеку временный лагерь, который они назвали Вилла Реал. Мазариегос приходился двоюродным братом тогдашнему губернатору Новой Испании Алонсо де Эстрада . Он прибыл с мандатом на создание новой колониальной провинции Чьяпа в высокогорье Чьяпас. Первоначально он встретил сопротивление со стороны испанских конкистадоров- ветеранов , которые уже обосновались в регионе. [37] Мазариегос услышал, что Педро де Портокарреро находится в горах, и разыскал его, чтобы убедить уйти. Два конкистадора в конце концов встретились в Уикстане. [62] Мазариегос вступил в длительные трехмесячные переговоры с испанскими поселенцами в Коацакоалькосе (Эспириту-Санто) и Сан-Кристобаль-де-лос-Льянос. В конце концов соглашение было достигнуто, и энкомьенды Вильи-дель-Эспириту-Санто, расположенные в горной местности, были исключены из этой юрисдикции и объединены с энкомьендами Сан-Кристобаля, чтобы сформировать новую провинцию. Без ведома Мазариегоса король уже издал приказ о передаче поселений Сан-Кристобаль-де-лос-Льянос Педро де Альварадо. Конечным результатом переговоров между Мазариегосом и поселенцами стало то, что Вилла-де-Сан-Кристобаль-де-лос-Льянос была распущена, а те поселенцы, которые хотели остаться, были переведены в Вилья-Реал , которая была перенесена в плодородную долину Ховель, где обитали богатые пахотная земля, принадлежащая Чамуле. [37] Педро де Портокарреро решил покинуть Чьяпас и вернулся в Гватемалу. [62] Мазариегос продолжил политику переселения индейцев в редукционе , новые ядерные поселения, которые было легко контролировать. Этот процесс облегчился из-за значительного сокращения численности коренного населения. Город Сан-Андрес Ларраинсар был основан таким образом в результате переселения жителей цоцилей из долины Уйтиупан . Мазарьегос перераспределил те энкомьенды , которые принадлежали жителям Вилья-дель-Эспириту-Санто, и передал Зинакантан Педро де Эстрада, своему брату. [60] Мазариегос выдал лицензии на энкомьенды, охватывающие еще непокоренные регионы, такие как Почутла на краю долины Окосинго, чтобы побудить колонистов завоевывать новые территории. [49] Провинция Чьяпа не имела прибрежной территории, и в конце этого процесса около 100 испанских поселенцев были сконцентрированы в отдаленной столице провинции Вилья-Реаль, окруженной враждебными индейскими поселениями и с глубокими внутренними разногласиями. [63]
Восстание
[ редактировать ]Хотя Мазариегосу удалось основать свою новую столицу провинции без вооруженного конфликта, чрезмерные требования Испании в рабочей силе и снабжении вскоре спровоцировали местных жителей на восстание. Колонисты потребовали, чтобы индейцы снабжали их продовольствием, древесиной для строительства и дровами, а также чтобы они построили для испанцев новые дома. Кроме того, испанцы завезли свиней, которые нанесли большой ущерб кукурузным полям туземцев. В августе 1528 года Мазариегос заменил существующих энкомендеро своими друзьями и союзниками; туземцы, видя, что испанцы изолированы и стали свидетелями враждебности между первоначальными и вновь прибывшими поселенцами, воспользовались этой возможностью, чтобы восстать и отказались предоставить своих новых хозяев. Зинакантан был единственным поселением коренных народов, оставшимся верным испанцам. [63]
Вилла Реал теперь была окружена враждебной территорией, и любая испанская помощь была слишком далеко, чтобы иметь смысл. Колонистам быстро не хватило еды, и они в ответ взяли в руки оружие и выступили против индейцев в поисках еды и рабов. Индейцы покинули свои города и спрятали женщин и детей в пещерах. Мятежное население сосредоточилось на легко защищаемых горных вершинах. В Кецальтепеке произошла длительная битва между цельтальскими майя и испанцами, в результате которой несколько испанцев погибли в результате падений камней с вершины горы. Битва длилась несколько дней, и испанцев поддерживали воины коренных народов из центральной Мексики. Битва в конечном итоге привела к победе испанцев, но остальная часть провинции Чьяпа продолжала восставать. [63]
После битвы при Кецальтепеке на Вилья-Реале все еще не хватало еды, а Мазариегос был болен. Он отправил своего брата в столицу Новой Испании просить о помощи, а затем отступил в Копанагуастлу, несмотря на протесты городского совета, которому пришлось защищать молодую колонию. [63] К тому времени Нуньо де Гусман был губернатором Мексики и отправил Хуана Энрикеса де Гусмана в Чьяпу в качестве судьи по окончанию срока полномочий Масариегоса и мэра алькальда (местного колониального губернатора). Он занимал свой пост в течение года, в течение которого пытался восстановить контроль Испании над провинцией, особенно над северными и восточными регионами, но не смог добиться больших успехов. [49]
Основание Сьюдад-Реаля
[ редактировать ]Постоянная смена колониальных администраторов и соответствующая перевыдача лицензий энкомьенды родственникам и друзьям нового чиновника продлили нестабильность в провинции Чьяпа. В 1531 году Педро де Альварадо наконец занял пост губернатора Чьяпы. Он немедленно восстановил старое название Сан-Кристобаль-де-лос-Льянос на Вилья-Реаль. И снова энкомьенды Чьяпы перешли к новым владельцам. Испанцы начали экспедицию против Пуюматлана; это не увенчалось успехом с точки зрения завоевания, но позволило испанцам захватить больше рабов для обмена на оружие и лошадей. Вновь приобретенные припасы затем будут использоваться в дальнейших экспедициях по завоеванию и умиротворению все еще независимых регионов, что приведет к циклу набегов рабов, торговли припасами, за которыми последуют дальнейшие завоевания и набеги рабов. [49]
Альварадо послал своего лейтенанта Бальтасара Герру усмирить мятежников Чьяпанека и Сокес, а победившие конкистадоры, в свою очередь, потребовали энкомьендас . Общая нестабильность продолжалась, но семье Мазариегос удалось создать опору власти в местных колониальных институтах. В 1535 году фракция Мазариегоса добилась объявления Сан-Кристобаль-де-лос-Льянос городом с новым названием Сьюдад-Реаль. Им также удалось получить от Короны особые привилегии для стабилизации колонии, например, указ, в котором указывалось, что губернатор Чьяпы должен управлять лично, а не через делегированного представителя. [49] На практике быстрая смена энкомьенд продолжалась, поскольку немногие испанцы имели законных испанских жен и законных детей, которые могли наследовать. Эта ситуация не стабилизировалась до 1540-х годов, когда острая нехватка испанских женщин в колонии была смягчена притоком новых колонистов. Примерно в то же время вмешалась Audiencia de los Confines , назначив судей для усиления контроля над распределением энкомьенд . [64]
Основание доминиканцев
[ редактировать ]В 1542 году были изданы Новые законы с целью защиты коренных народов испанских колоний от их чрезмерной эксплуатации со стороны энкомендеро . Чтобы обеспечить соблюдение Новых законов, 19 июля 1544 года из Испании вышел флот из 27 кораблей с монахом Бартоломе де лас Касасом и его религиозными последователями. Лас Касас прибыл в Сьюдад-Реаль с 16 другими доминиканцами 12 марта 1545 года. [65] Доминиканцы были первым религиозным орденом, предпринявшим попытку евангелизации коренного населения. Их прибытие означало, что колонисты больше не могли обращаться с туземцами так, как они считали нужным, без риска вмешательства со стороны религиозных властей. [66]
Доминиканцы вскоре вступили в конфликт с авторитетными колонистами. Они отказались принять исповедь или совершить таинство у испанцев, плохо обращавшихся с индейцами, и даже зашли так далеко, что заключили в тюрьму декана и отлучили от церкви президента Audiencia Real . Колониальное сопротивление действиям доминиканцев достигло такого опасного уровня, что доминиканцы были вынуждены бежать из Сьюдад-Реаля, опасаясь за свою жизнь. Они обосновались неподалеку, в двух деревнях коренных народов: на старом месте Вилья-Реаль-де-Чьяпа и Чинакантлан. Лас Касас обосновался в первом, а монах Томас Касильяс взял на себя управление Чинакантланом. Из Вилья-Реаль Бартоломе де лас Касас и его товарищи готовились к евангелизации всей территории, входящей в состав епископства Чьяпа . [65] Территория Чьяпаса была разделена на ряд регионов на основе доиспанских подразделений; это были Чьяпанека, Лакандон, Мокая, Тохолабаль, Цельталь и Зоке. [67] Доминиканцы пропагандировали почитание Сантьяго Матамороса (Святого Иакова-убийцы мавров) как легко узнаваемый образ испанского военного превосходства. [68]
Вскоре стало очевидно, что доминиканцам необходимо восстановить свое присутствие в Сьюдад-Реале, и военные действия с колонистами утихли. [69] В 1547 году, когда де лас Касас был в Испании, Франсиско Маррокин , епископ Гватемалы, заложил первый камень для нового доминиканского монастыря в Сьюдад-Реале. [70] Доминиканцы посвятили себя разрушению местных храмов и идолов и проповедовали проповеди с разрушительными образами, например, из Книги Откровения , которые были более знакомы мезоамериканскому мировоззрению. Святые ассоциировались с животными примерно так же, как индейцы отождествляли себя с нагуаля духовными формами . Различные мезоамериканские потусторонние миры были связаны с христианскими концепциями: мир миктланских мертвых стал адом, Иуикатль стал раем, а Тлалокан стал раем. [71]
Покорение леса Лакандон, 1559–1695 гг.
[ редактировать ]К середине 16 века испанская граница, расширявшаяся от Комитана и Окосинго, достигла леса Лакандон, и дальнейшему продвижению препятствовали крайне независимые жители региона. [64] Во время контактов с испанцами в 16 веке лес Лакандон был населен народом Чол, которого называли Лакам Тун . Это имя было латиноамериканским, сначала Эль-Акантун , затем Лакантун и, наконец, Лакандон . [72] Лакандон Чол времен испанского завоевания не следует путать с современным юкатекскоязычным населяющим народом Лакандон, тот же регион. [73] Основная деревня Лакандона располагалась на острове на озере Мирамар , который жители также называли Лакам Тун. [74] Лакандоны были агрессивны, и их число пополнялось беженцами из соседних групп коренного населения, спасавшихся от испанского господства. Церковные власти были настолько обеспокоены этой угрозой их мирным усилиям по евангелизации, что в конечном итоге поддержали военное вмешательство. [64] Первая испанская экспедиция против Лакандона была проведена в 1559 году под командованием Педро Рамиреса де Киньонеса. [75]
Время от времени испанцы предпринимали карательные военные экспедиции против лакандонов, пытаясь стабилизировать северную границу гватемальской колонии; крупнейшие экспедиции состоялись в 1685 и 1695 годах. [76] Неоднократным экспедициям в лес Лакандон удалось разрушить некоторые деревни, но не удалось ни подчинить жителей региона, ни включить его в состав Испанской империи. Это успешное сопротивление попыткам испанского господства привлекло еще больше индейцев, бегущих от колониального правления. [64]
Сопротивление испанцам продолжалось, и враждебный Чол убил несколько новокрещеных индейцев-христиан. [77] -францисканцы Монахи Антонио Маргил и Мельчор Лопес действовали среди Лакандон и Манш Чол между 1692 и 1694 годами; в конце концов они задержались и были изгнаны Чхолами. [78] В 1695 году колониальные власти решили действовать в соответствии с планом по соединению провинции Гватемала с Юкатаном, и солдаты под командованием Хасинто де Барриоса Леала , президента Реальной Аудиенсии Гватемалы , [79] завоевал ряд общин Чхол. [80] Самым важным из них был Сакбаджлан на реке Лакантун в восточном Чьяпасе, который в апреле 1695 года был переименован в Нуэстра-Сеньора-де-Долорес или Долорес-дель-Лакандон. [81] Это была часть трехсторонней атаки на независимых жителей Чьяпаса и соседнего Петена; вторая группа присоединилась к Барриосу Леалу, выступившему из Уэуэтенанго , в Гватемальском нагорье. Третья группа под командованием Хуана Диаса де Веласко двинулась из Верапаса, Гватемала, против Ицы на севере Петена. [25] Барриоса Леала сопровождал францисканский монах Антонио Маргил, который служил советником, а также его личным духовником и капелланом в его войсках. [77] Испанцы построили форт и разместили в нем гарнизон из 30 испанских солдат. Монах -мерседерианец Диего де Ривас проживал в Долорес-дель-Лакандон, и в последующие месяцы он и его коллеги-мерседерианцы крестили несколько сотен лакандонских чхолов и установили контакты с соседними общинами чол. [82]
Антонио Маргил оставался в Долорес дель Лакандон до 1697 года. [77] Чол из леса Лакандон были переселены в Уэуэтенанго , в Гватемальском нагорье, в начале 18 века. Переселенные Лакандон Чол вскоре были поглощены местным населением майя и перестали существовать как отдельная этническая группа. [83] Последними известными Лакандон Чхолами были трое индейцев, которые, как было зарегистрировано, жили в Санта-Катарине -Реталулеу в 1769 году. [84]
Исторические источники
[ редактировать ]Конкистадор Диего Годой сопровождал Луиса Марина в его разведке Чьяпаса и написал отчет о битве против жителей Чамулы в письме Эрнану Кортесу через несколько дней после встречи. Его письмо сохранилось и озаглавлено « Relación hecha por Diego Godoy a Hernando Cortés» . Спустя много лет после описанных им событий Берналь Диас дель Кастильо написал свою «Историю вердадеры де ла конкиста де ла Нуэва Испания» , которая включала отчет о завоевании высокогорья Чьяпас. [19] Берналь Диас также сопровождал Луиса Марина во время его вторжения в Чьяпас в 1524 году. [85] Гонсало де Альварадо описал ожесточённое сопротивление туземцев экспедиции Педро де Альварадо 1525 года в своей книге «Пробанса де Гонсало де Альварадо» . [86]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Термин Чьяпас относится к территории, входящей в состав современного мексиканского штата Чьяпас. Чьяпан использовался для обозначения города Чьяпанека, теперь Чьяпан известен как Чьяпа-де-Корсо. Чьяпа - это название, которое использовалось для обозначения высокогорной колониальной провинции, в которую не входил Соконуско. [1]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ленкерсдорф 2004 , с. 75 н8.
- ^ Правительство штата Чьяпас, 2014 г.
- ^ Викейра 2004 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с д Викейра 2004 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Викейра 2004 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Ловелл 2000 , с. 400.
- ^ Jump up to: а б с Викейра 2004 , с. 24.
- ^ Викейра 2004 , стр. 31–32.
- ^ Викейра 2004 , с. 32.
- ^ Викейра 2004 , стр. 32–33.
- ^ Викейра 2004 , с. 33.
- ^ Викейра 2004 , с. 37.
- ^ Эванс и Вебстер 2001 , с. 125.
- ^ Эванс и Вебстер 2001 , стр. 124–125.
- ^ Кросс-Бургете и Альмазан-Эскивель 2008 , с. 22; Ловелл 2000 , с. 398.
- ^ Крус-Бургете и Альмазан-Эскивель 2008 , стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б Крус-Бургете и Альмазан-Эскивель 2008 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Ловелл 2000 , с. 398.
- ^ Jump up to: а б с д и Ленкерсдорф 2004 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б с д Ленкерсдорф 2004 , с. 78.
- ^ Ли и Маркман 1977 , с. 56.
- ^ Куадриелло Оливос и Мегчун Ривера 2006 , стр. 11–12.
- ^ Ресинос 1986 , с. 62; Смит 2003 , с. 54.
- ^ Джонс 2000 , с. 353.
- ^ Jump up to: а б Хоувальд 1984 , с. 257.
- ^ Ленкерсдорф 2004 , с. 71.
- ^ Ленкерсдорф 2004 , с. 72 н3.
- ^ Jump up to: а б с Обрегон Родригес 2003 , с. 9.
- ^ Гомес Коутиньо 2014 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Пол и Хук 2008 , с. 26.
- ^ Пол и Хук 2008 , стр. 26–27.
- ^ Пол и Хук 2008 , с. 27.
- ^ Пол и Хук 2008 , с. 23.
- ^ Пол и Хук 2008 , стр. 16, 26.
- ^ Ленкерсдорф 2004 , стр. 78, 80, 82.
- ^ Jump up to: а б с Ленкерсдорф 2004 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б с д и Ленкерсдорф 2004 , с. 80.
- ^ Томпсон 1966 , стр. 24.
- ^ Ресинос 1986 , с. 62.
- ^ Ресинос 1986 , с. 64.
- ^ Ресинос 1986 , с. 63.
- ^ Гаско 1997 , стр. 55–56.
- ^ Гаско 1992 , с. 67; Гаско 1997 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с Гаско 1997 , с. 56.
- ^ Гаско 1992 , с. 67.
- ^ Гаско 1992 , с. 69.
- ^ Ловелл 2000 , стр. 398, 400.
- ^ Jump up to: а б с д и Ленкерсдорф 2004 , с. 82.
- ^ Ловелл 2000 , с. 398; Ленкерсдорф 2004 , с. 72; Обрегон Родригес 2003 , с. 9.
- ^ Ленкерсдорф 2004 , стр. 72, 75.
- ^ Ленкерсдорф 2004 , с. 75; Обрегон Родригес 2003 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с Ленкерсдорф 2004 , с. 76.
- ^ Джонс 2000 , с. 358.
- ^ Ловелл 2005 , с. 183.
- ^ Ленкерсдорф 2004 , с. 78; Гомес Коутиньо 2014 , с. 57.
- ^ Ли 1979 , с. 210.
- ^ Ли 1979 , стр. 211–212.
- ^ Ли 1979 , с. 212.
- ^ Jump up to: а б с Обрегон Родригес 2003 , с. 10.
- ^ Ленкерсдорф 2004 , стр. 78, 80.
- ^ Jump up to: а б Гомес Коутиньо 2014 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с д Ленкерсдорф 2004 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с д Ленкерсдорф 2004 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б Гомес Коутиньо 2014 , с. 18.
- ^ Ленкерсдорф 2004 , с. 85.
- ^ Гомес Коутиньо 2014 , стр. 21–22.
- ^ Гомес Коутиньо 2014 , стр. 25–26.
- ^ Гомес Коутиньо 2014 , стр. 19–20.
- ^ Гомес Коутиньо 2014 , стр. 20–21.
- ^ Гомес Коутиньо 2014 , с. 28.
- ^ Пью 2009 , с. 369.
- ^ Pons Sáez 1997 , p. v; Eroza Solana 2006 , p. 7.
- ^ Понс Саес 1997 , с. xii.
- ^ Ловелл 2005 , стр. 78, 243n19.
- ^ Ловелл 2005 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б с Вебре 2004 , с. 13.
- ^ Вебр 2004 , с. 11.
- ^ Джонс 1998 , с. 120.
- ^ Джонс 1998 , с. 232; Джонс 2000 , с. 362.
- ^ Джонс 2000 , с. 362; Джонс 1998 , стр. 132–133.
- ^ Джонс 1998 , с. 232.
- ^ Джонс 2000 , с. 365.
- ^ Де Вос 1996 , с. 17.
- ^ Гомес Коутиньо 2014 , с. 57.
- ^ Ленкерсдорф 2004 , с. 78 н11.
Ссылки
[ редактировать ]- Крус-Бургете, Хорхе Луис; Патрисия Элизабет Альмазан-Эскивель (май – август 2008 г.). «Соки Тустлы и спор о маленьких девственницах Копойи в центральной долине Чьяпаса» (PDF) . Ра Симхай (на испанском языке). 4 (2). Мексика: Автономный университет коренных народов Мексики: 21–47. дои : 10.35197/rx.04.02.2008.02.jc . ISSN 1665-0441 . OCLC 179749965 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 ноября 2014 года . Проверено 20 ноября 2014 г.
- Куадриелло Оливос, Хэдлин; Родриго Мегчун Ривера (2006). Тохолабалес . Коренные народы современной Мексики (на испанском языке). Мехико, Мексика: Национальная комиссия по развитию коренных народов. ISBN 970-753-051-0 . OCLC 137295493 . Архивировано из оригинала 28 января 2015 года.
- Де Вос, Ян (1996) [1980]. Мир Божий и король: завоевание джунглей Лакандона (1525–1821 гг.) (на испанском языке). Мехико, Мексика: Секретариат образования и культуры Чьяпаса/Фонд экономической культуры. ISBN 968-16-3049-1 . OCLC 20747634 .
- Эроза Солана, Энрике (2006). Лакандоны . Коренные народы современной Мексики (на испанском языке). Мехико, Мексика: Национальная комиссия по развитию коренных народов. ISBN 970-753-049-9 . OCLC 71844580 . Архивировано из оригинала 30 декабря 2014 года.
- Эванс, Сьюзан Тоби; Дэвид Л. Вебстер (2001). Археология Древней Мексики и Центральной Америки: Энциклопедия . Рутледж. ISBN 0-8153-0887-6 .
- Гаско, Джанин (1992). «Материальная культура и колониальное индийское общество в Южной Мезоамерике: вид из прибрежного штата Чьяпас, Мексика». Историческая археология . 26 (1, Археология испанского колониального и мексиканского республиканского периодов). Общество исторической археологии : 67–74. дои : 10.1007/BF03374161 . ISSN 0440-9213 . JSTOR 25616143 . OCLC 5547094301 . S2CID 160639426 . (требуется подписка)
- Гаско, Джанин (1997). «Консолидация колониального режима: коренное общество в западной части Центральной Америки». Историческая археология . 31 (1, Разнообразие и социальная идентичность в колониальной испанской Америке: индейские, африканские и латиноамериканские сообщества в средний период). Общество исторической археологии: 55–63. дои : 10.1007/BF03377255 . ISSN 0440-9213 . JSTOR 25616517 . OCLC 197892468 . S2CID 164975904 . (требуется подписка)
- «Знай Чьяпас: Местоположение» [Знай Чьяпас: Местоположение] (на испанском языке). Тустла Гутьеррес, Чьяпас, Мексика: Правительство штата Чьяпас. 2014. Архивировано из оригинала 2 октября 2014 года . Проверено 4 ноября 2014 г.
- Гомес Коутиньо, Хосе Франциско (2014). Доминиканцы в Чьяпасе и строительство собора Сан-Кристобаль-де-лас-Касас (на испанском языке). Тустла Гутьеррес, Чьяпас, Мексика: Автономный университет Чьяпаса (UNACH). ISBN 978-607-8363-17-9 . Архивировано из оригинала 17 ноября 2014 года . Проверено 5 ноября 2014 г.
- Хоувальд, Гетц фон (1984). «Карта и описание горы Петен и Ица. Интерпретация документа, датированного вскоре после завоевания Таясала» [Карта и описание джунглей Петена и Ицы. Интерпретация документа, датированного вскоре после завоевания Таясала] (PDF) . Индиана (на испанском языке) (9). Берлин, Германия: Иберо-американский институт . ISSN 0341-8642 . ОСЛК 2452883 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 января 2015 года . Проверено 3 декабря 2012 г.
- Джонс, Грант Д. (1998). Завоевание последнего королевства майя . Стэнфорд, Калифорния, США: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-3522-3 .
- Джонс, Грант Д. (2000). «Низменные майя, от завоевания до наших дней». В Ричарде Э.В. Адамсе; Мердо Дж. Маклауд (ред.). Кембриджская история коренных народов Америки, Vol. II : Мезоамерика, часть 2 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 346–391. ISBN 0-521-65204-9 . OCLC 33359444 .
- Ли, Томас А. младший; Сидни Д. Маркман (1977). «Колониальный проект Коксо и Конета, Чьяпас, Мексика: провинциальная деревня майя под испанским завоеванием». Историческая археология . 11 . Общество исторической археологии: 56–66. дои : 10.1007/BF03374468 . ISSN 0440-9213 . JSTOR 25615317 . OCLC 5547052781 . S2CID 160521437 . (требуется подписка)
- Ли, Томас А. младший (1979). «Коапа, Чьяпас: деревня майя Коксо шестнадцатого века на Камино-Реал» . В Нормане Хаммонде; Гордон Р. Уилли (ред.). Майя Археология и этноистория . Техасский панамериканский сериал. Остин, Техас, США: Издательство Техасского университета. стр. 208–222. ISBN 9780292750401 . OCLC 4004520 .
- Ленкерсдорф, Гудрун (2004) [1995]. «Сопротивление испанскому завоеванию в Лос-Альтос-де-Чьяпас» (PDF) . В Хуане Педро Викейре; Марио Умберто Рус (ред.). Чьяпас: направление другой истории (PDF) (на испанском языке). Мехико, Мексика: Центр филологических исследований с Центром исследований и высших исследований в области социальной антропологии (CIESAS). стр. 71–85. ISBN 968-36-4836-3 . OCLC 36759921 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2014 года.
- Ловелл, В. Джордж (2000). «Горные майя». В Ричарде Э.В. Адамсе; Мердо Дж. Маклауд (ред.). Кембриджская история коренных народов Америки, Vol. II : Мезоамерика, часть 2 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . стр. 392–444. ISBN 0-521-65204-9 . OCLC 33359444 .
- Ловелл, В. Джордж (2005). Завоевание и выживание в колониальной Гватемале: историческая география нагорья Кучуматан, 1500–1821 гг. (3-е изд.). Монреаль, Канада: Издательство Университета Макгилла-Куина . ISBN 0-7735-2741-9 . OCLC 58051691 .
- Обрегон Родригес, Мария Консепсьон (2003). Цоцилес . Коренные народы современной Мексики (на испанском языке). Мехико, Мексика: Национальная комиссия по развитию коренных народов. ISBN 970-753-007-3 . OCLC 61370611 . Архивировано из оригинала 21 января 2015 года.
- Пол, Джон; Крюк, Адам (2008) [2001]. Конкистадор 1492–1550 гг . Воин. Том. 40. Оксфорд, Великобритания и Нью-Йорк, США: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84176-175-6 . OCLC 47726663 .
- Понс Саес, Нурия (1997). La Conquista del Lacandón [ Завоевание Лакандона ] (на испанском языке). Мексика: Национальный автономный университет Мексики . ISBN 968-36-6150-5 . OCLC 40857165 .
- Пью, Тимоти В. (2009). «Ковой и Лакандон: миграции и идентичности». В Пруденс М. Райс; Дон С. Райс (ред.). Ковой: идентичность, миграция и геополитика в позднем постклассическом Петене, Гватемала . Боулдер, Колорадо, США: Университетское издательство Колорадо . стр. 368–384 . ISBN 978-0-87081-930-8 . OCLC 225875268 .
- Ресинос, Адриан (1986) [1952]. Педро де Альварадо: Завоеватель Мексики и Гватемалы (на испанском языке) (2-е изд.). Гватемала: Национальный центр учебников и учебных материалов CENALTEX «Хосе де Пинеда Ибарра». OCLC 243309954 .
- Шерер, Роберт Дж .; Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя (6-е (полностью переработанное) изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .
- Смит, Майкл Э. (2003) [1996]. Ацтеки (второе изд.). Молден, Массачусетс; Оксфорд и Карлтон, Австралия: Blackwell Publishing . ISBN 0-631-23016-5 . OCLC 59452395 .
- Томпсон, Дж. Эрик С. (1966). «Центральный район майя во время испанского завоевания и позже: проблема демографии». Труды Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии (1966). Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии: 23–37. дои : 10.2307/3031712 . JSTOR 3031712 . (требуется подписка)
- Викейра, Хуан Педро (2004) [1995]. «Чьяпас и его регионы» . В Хуане Педро Викейре; Марио Умберто Рус (ред.). Чьяпас: направления другой истории (на испанском языке). Мехико, Мексика: Центр филологических исследований с Центром исследований и высших исследований в области социальной антропологии (CIESAS). стр. 19–40. ISBN 968-36-4836-3 . OCLC 36759921 .
- Вебре, Стивен (2004). «Политика, евангелизация и война: монах Антонио Маргил де Хесус и граница Центральной Америки, 1684–1706 » . VII Центральноамериканский исторический конгресс, Национальный автономный университет Гондураса, Тегусигальпа, 19–23 июля 2004 г. (на испанском языке). Сан-Хосе, Коста-Рика: Университет Коста-Рики, исторический факультет. Архивировано из оригинала (DOC) 2 ноября 2014 года . Проверено 9 декабря 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Камачо Веласкес, Долорес; Ломели Гонсалес, Артуро; Эрнандес Агилар, Паулино (2007). Город Сан-Кристобаль-де-лас-Касас через 476 лет: Взгляд со стороны социальных наук [ Город Сан-Кристобаль-де-лас-Касас через 476 лет: Взгляд со стороны социальных наук ] (на испанском языке). Тустла Гутьеррес, Чьяпас, Мексика: Правительство штата Чьяпас. ISBN 978-970-697-205-7 . [ мертвая ссылка ]
- Ли, Томас А. (1979b). «Ранний колониальный синкретизм майя Коксо в Чьяпасе, Мексика» . Исследования культуры майя . XII . Мехико, Мексика: Центр исследований майя, Национальный автономный университет Мексики (УНАМ): 93–109. ISSN 0185-2574 . OCLC 795119563 .
- Ли Уайтинг, Томас А. (июль – август 2001 г.). «Королевская дорога из Чьяпаса в Гватемалу: связь между двумя народами». Мексиканская археология (на испанском языке). IX (50). Мехико, Мексика: Редакционные статьи: 50–55.
- Ленкерсдорф, Гудрун (1993). Конфликт между Портокарреро и Масариегосом Историческое бытие Чьяпаса, 1522–1532: Конфликт между Портокарреро и Мазариегосом [ Историческое бытие Чьяпаса, 1522–1532: ] (на испанском языке). Мехико, Мексика: Институт филологических исследований, Национальный автономный университет Мексики. ISBN 978-9683632388 . OCLC 902558567 .
- Маклауд, Мердо Дж. (1990). «Меч и церковь: отлучение от церкви и эволюция борьбы за политический и экономический контроль над колониальным Чьяпасом »] (PDF) . Мезоамерика (на испанском языке) (20). Южный Вудсток, Вермонт, США и Антигуа-Гватемала, Гватемала: 199–213. ISSN 0252-9963 . OCLC 824181183 .
- Овандо Грахалес, Фреди (август 1998 г.). «Исторический центр Чьяпа-де-Корсо, штат Чьяпас: диагностика и стратегии его сохранения» (PDF) . Научная работа в Чьяпасе (на испанском языке). 1 (2). Тустла Гутьеррес, Чьяпас, Мексика: Автономный университет Чьяпаса (UNACH): 105–119. Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2014 года . Проверено 5 ноября 2014 г.
- Перес Энрикес, Мария Исабель (ноябрь – декабрь 2006 г.). «Генеалогия сопротивления женщин Соке, Манкеме и майя за три мгновения после завоевания Чьяпаса» (PDF) . Эль Котидиано (на испанском языке). 21 (140). Мехико, Мексика: Столичный автономный университет . ISSN 0186-1840 . OCLC 181396861 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 ноября 2014 года . Проверено 21 ноября 2014 г.
- Мудро, Теренс; Макбрайд, Ангус (2008) [1980]. Конкистадоры . Мужчины по оружию. Том. 101. Оксфорд, Великобритания и Нью-Йорк, США: Osprey Publishing. ISBN 978-0-85045-357-7 . OCLC 12782941 .
- История Чьяпаса
- Испанские завоевания в Америке
- Период контактов майя
- История Мезоамерики
- Конфликты 16 века
- Конфликты 17 века
- 16 век в Мексике.
- 16 век в Гватемале.
- 16 век в цивилизации майя
- 16 век в Новой Испании
- 17 век в Мексике.
- 17 век в Гватемале.
- 17 век в цивилизации майя
- Войны с участием Испании