Jump to content

Граффити древних майя

Граффито оленя в Ла Бланке, Петен

Граффити древних майя — малоизученная область народного искусства доколумбовой майя цивилизации . [1] Граффити были вырезаны на лепнине внутренних стен, полов и скамеек в самых разных зданиях, включая храмы-пирамиды , жилые дома и складские помещения. Граффити были зарегистрированы на более чем 50 стоянках майя , особенно в бассейне Петен и на юге Кампече , а также в районе Ченес на северо-западе Юкатана . В Тикале , где зафиксировано большое количество граффити, тематика включает в себя изображения храмов, людей, божеств, животных, знамен, носилок и тронов. Граффити часто были написаны беспорядочно, с рисунками, накладывавшимися друг на друга, и представляли собой смесь грубого, неподготовленного искусства и примеров художников, которые были знакомы с художественными условностями классического периода (ок. 250–950 гг. Н.э.) . [2]

Граффити майя обычно трудно датировать. Многие из них были отнесены к периодам поздней классики (ок. 550–830 гг. Н.э.) и терминальной классики (ок. 830–950), хотя известны и более ранние граффити. Некоторые граффити приписывают скваттерам постклассического периода (ок. 950–1539).

Граффити не являются неотъемлемым украшением сооружений, на которых они встречаются; скорее, они являются дополнениями к уже существовавшим функциям и не имеют формальной организации . Обычно они не имеют очевидного отношения к каким-либо соседним граффити, и их можно найти в случайном порядке разбросанными по стенам, полу и скамейкам. Некоторые примеры можно найти в малоизвестных местах, например, в темных углах и узких проходах. [3]

Граффити майя — малоизученная тема; Ранние исследователи и исследователи считали их диковинкой, не имеющей никакого отношения к классической культуре майя. В конце 19 века Теоберто Малер стал первым человеком, запечатлевшим граффити майя. Несколько ученых 20-го века предприняли попытки записать дополнительные примеры граффити. К концу 20-го века граффити были зафиксированы в Сан-Клементе . [4] Чичен-Ица , [4] Хочоб, Холмул , Накум , Санта-Роза-Хтампак , Тикаль и Уахактун . [3]

Географическая протяженность

[ редактировать ]

Граффити были зафиксированы на территории по всей территории майя. [5] В регионе Рио-Бек в Кампече . [6] На юге полуострова Юкатан исключительная сохранность сохранившейся архитектуры привела к сохранению значительного количества граффити. Граффити Рио-Бек встречаются во всех классах каменных домов, от простых однокомнатных построек до многокомнатных дворцов. [5] Исследование региона Рио-Бек, проведенное в начале 21 века, обнаружило 464 граффити всего в 15 из обследованных зданий. [4]

Тема сообщения

[ редактировать ]
Человеческая голова из Тикаля
Флейтист из Ла Бланки

Граффити древних майя изображают самые разные темы из жизни древних майя, от повседневной жизни до высоких церемоний, и теперь считаются важным источником, дающим представление о древнем обществе майя ; предметы кажутся теми, свидетелем которых был художник. [7]

Среди граффити майя и некоторых каракулей встречается большое количество геометрических и абстрактных рисунков. Среди тех примеров, которые представляют идентифицируемый субъект, существуют большие различия. Дизайн включает в себя целые человеческие фигуры, антропоморфные фигуры, человеческие головы, здания, божества , человеческие жертвоприношения , животных (включая птиц, насекомых и змей), церемониальные площадки для игры в мяч , доски для патолли и иероглифы . Обычно каждое граффито не связано с окружающим орнаментом, хотя в редких случаях они могут образовывать более крупную сцену. Ярким примером этого является Храм II в Тикале ; на нем изображена сцена человеческого жертвоприношения. Несколько сцен процессии изображены в зданиях Тикаля, а некоторые групповые сцены известны из Рио-Бека . Чаще всего изображаются человеческие фигуры и головы. [8] В Рио-Беке отсутствуют воинственные образы, хотя есть сцены человеческих жертвоприношений. [7]

В Рио-Бек сложные изображения церемониальных сцен образуют композиции длиной до 2,5 метров (8,2 фута). Большая часть граффити Рио-Бек посвящена элитным жителям, но дополнительные граффити, очевидно, добавленные скваттерами после того, как резиденции были заброшены, включают в себя новые сюжеты, включающие мифологических существ и женские образы. [4]

Граффити широко варьируется по качеству: от грубых рисунков, описанных по-разному как детские или мультяшные, до искусно выполненных изображений человеческих фигур и животных, качество которых сопоставимо с формальным классическим искусством майя. [8] Большинство примеров находятся где-то посередине с точки зрения качества. [9] Узнаваемое содержание граффити обычно относится к темам, связанным с искусством майя классического периода. [10]

Авторство

[ редактировать ]
Зооморфные граффити в Ла Бланке, Петен. Вырезанные линии для ясности затерты черным цветом.

Ранние мнения о граффити майя заключались в том, что они представляют собой грубые каракули постклассических скваттеров на руинах классического периода. Более поздние исследователи, такие как Джордж Ф. Эндрюс, считали граффити народным искусством, созданным классической элитой майя в их собственных домах и на рабочих местах. [11] Три пары граффити найдены как в Рио-Бек, так и в Холмуле (места, разделенные более чем 130 километрами (81 миль)), [12] схожие по качеству и технике, имеют такое сходство в дизайне, вплоть до мельчайших деталей, что почти наверняка являются произведением одного и того же неподготовленного художника поздней классики. [13] Три рисунка, найденные в обоих местах, представляют собой сидящего человека на носилках с навесом, которого несут два носильщика, замысловатый геометрический символ и сидящую фигуру, играющую на духовом инструменте. [14]

Предварительные исследования показывают, что самые древние граффити майя были выполнены представителями элитного класса поздней классики в их собственных домах и на рабочих местах, и что большинство авторов граффити не были профессиональными художниками. [15] Ограниченный географический охват большинства граффити майя, похоже, указывает на то, что эта практика стала социально приемлемой внутри аристократии майя и распространялась между местами элитой майя. [16] В Рио-Бек такое изобилие и различное качество граффити, что все жители, как взрослые, так и дети, могли писать граффити в период проживания. [5]

Аргументы в пользу постклассической даты граффити на памятниках классического периода в основном основаны на качестве граффити, которое в большинстве случаев не соответствует качеству формального классического искусства майя. Теории, приписывающие таким граффити постклассическое происхождение, основаны на идее, что они были созданы скваттерами, намеревавшимися осквернить руины классического периода. [16] Хотя большая часть граффити Рио-Бек была создана во время проживания жилых домов, дополнительные граффити, по-видимому, были написаны скваттерами после того, как их покинули. [4]

Граффити майя были нацарапаны на целевой поверхности с помощью какого-то заостренного инструмента. Лепные поверхности на стоянках майя чрезвычайно тверды, а вырезать граффити было технически сложно. Основные линии и кривые было относительно легко разметить, но сложные кривые и изящно выгравированные линии создать было сложно. Природа среды такова, что ошибки исправить невозможно; строки нельзя было стереть, только добавить. Тем не менее, существует большое количество грамотно выполненных рисунков. [9]

Цель древних граффити майя является предметом споров. Мнения варьируются от осквернения здания, в котором они находятся, до поучительных рисунков, личных записей и побочных продуктов магии . Большинство граффити с узнаваемым предметом, похоже, относятся к деятельности элиты. [17] Граффити игровых досок патолли почти всегда встречаются на горизонтальных поверхностях, что указывает на то, что они использовались для игры. [18] Хэвиленд и Хэвиленд применили нейропсихологическую модель к интерпретации граффити в Тикале и утверждают, что от 66% до 90% граффити в городе соответствуют тому, что можно было бы ожидать от искусства, созданного в состоянии транса . [19]

Встречаться

[ редактировать ]
Граффити в Ла-Бланке с зачеркнутыми линиями, перезаписанными в цифровом формате черным для ясности.

Древние граффити майя трудно датировать, поскольку они могли быть добавлены в любое время после завершения строительства здания, в котором они нарисованы. [20] Однако ряд граффити был раскопан в запечатанных местах, где они были нарисованы на ранних постройках, которые позже были полностью закрыты более поздними зданиями. В Тикале это привело к надежной датировке граффити доклассическим периодом (ок. 2000 г. до н.э. – 250 г. н.э.) и ранним и средним классическим периодами (ок. 250–600 гг. н.э.). Большинство граффити в Тикале содержится в постройках, относящихся к позднему и терминальному классическому периоду. Некоторые примеры граффити в Рио-Бек и Уахактун могут быть созданы еще до поздней классики. [21]

Ведутся споры о том, были ли граффити, найденные в постройках поздней классики, созданы их жителями классического периода или они были добавлены в постклассический период. В Центральном Акрополе Тикаля скамейки были размещены в двух сооружениях где-то между 650 и 750 годами нашей эры, частично или полностью закрывая ранее существовавшие граффити. Это указывает на дату не позднее начала 8 века. Стиль и тематика дополнительных граффити, не скрытых добавлением скамеек, указывают на то, что они были примерно того же времени, что и крытые образцы. [21] Точно так же в Рио-Бек граффити оказалось запечатанным в результате более поздних модификаций здания. В Уахактуне вырезанные граффити также были окрашены в красный цвет; экскаватор истолковал это как означающее, что граффити были созданы первоначальными жителями, а не более поздними скваттерами или прохожими. [22] В Цибатне , на северо-востоке Петена, позднеклассическое сооружение также было запечатано под более поздней архитектурой; [23] там было большое количество граффити, связанных с элитными обитателями этого места. [24]

В большинстве случаев, когда граффити не запечатаны модификациями здания, невозможно с уверенностью установить дату. Однако нет достоверно датированных свидетельств того, что постклассические граффити были добавлены к структурам поздней классики. [25]

  1. ^ Хатсон 2011, с. 403.
  2. ^ Хатсон 2011, стр. 405–406.
  3. ^ Jump up to: а б Эндрюс 1980, с. 2.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Патруа 2013, с. 434.
  5. ^ Jump up to: а б с Патруа 2013, с. 433
  6. ^ Демарест 2004, с. 133. Патруа 2013, с. 433.
  7. ^ Jump up to: а б Патруа 2013, с. 445
  8. ^ Jump up to: а б Эндрюс 1980, с. 6.
  9. ^ Jump up to: а б Эндрюс 1980, с. 8.
  10. ^ Эндрюс 1980, с. 19.
  11. ^ Эндрюс 1980, стр. 2–3.
  12. ^ Эндрюс 1980, с. 14.
  13. ^ Эндрюс 1980, стр. 13–14.
  14. ^ Эндрюс 1980, с. 13.
  15. ^ Эндрюс 1980, с. 16.
  16. ^ Jump up to: а б Эндрюс 1980, с. 17.
  17. ^ Эндрюс 1980, с. 15.
  18. ^ Эндрюс 1980, с. 16. Майер 2009, с. 26.
  19. ^ Хэвиленд и Хэвиленд 1995, с. 307.
  20. ^ Эндрюс 1980, стр. 8–9.
  21. ^ Jump up to: а б Эндрюс 1980, с. 9.
  22. ^ Эндрюс 1980, с. 10.
  23. ^ Ковач 2012, с. 196.
  24. ^ Ковач 2012, стр. 197, 201.
  25. ^ Эндрюс 1980, с. 12.
  • Эндрюс, Джордж Ф. (1980) «Архитектурные граффити и элита майя» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2015 года . Проверено 26 марта 2015 г. . ОСЛК   789282038
  • Демарест, Артур (2004). Древние майя: взлет и падение лесной цивилизации. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-53390-4 . ОСЛК   51438896
  • Хэвиленд, Уильям А .; Анита де Лагуна Хэвиленд (декабрь 1995 г.) «Взгляд на сверхъестественное: измененные состояния сознания и граффити Тикаля, Гватемала» . Латиноамериканские древности (Общество американской археологии) 6 (4): 295–309 JSTOR   971833 (требуется подписка)
  • Хатсон, Скотт Р. (декабрь 2011 г.) «Искусство становления: граффити Тикаля, Гватемала» . Латиноамериканские древности (Общество американской археологии) 22 (4): 403–426 JSTOR   23072567 (требуется подписка)
  • Ковач, Милан (2012) «Граффити из Цибатны: неофициальное искусство майя северо-восточного Петена» . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке) (Гватемала, Гватемала: Министерство культуры и спорта, Институт антропологии и истории и Ассоциация Тикаль). XXV (2011): 196–206. Проверено 24 марта 2015 г.
  • Патруа, Жюли (2013) «Граффити Рио Бек: частная форма искусства» . Древняя Мезоамерика (Издательство Кембриджского университета) 24 : 433–447. doi : 10.1017/S0956536113000278 (требуется подписка)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Гермес, Бернар ; Юстина Олько ; Ярослав Жралка (декабрь 2002 г.) «Между элитарным искусством и популярным искусством: граффити Накума, Петена, Гватемалы». Mexicon (на испанском языке) (Мексикон) 24 (6): 123–132 JSTOR   23759789 (требуется подписка)
  • Кампен, Майкл (1978) «Граффити Тикаля, Гватемала». Исследования культуры майя (Институт филологических исследований / Центр исследований майя, Национальный автономный университет Мексики) XI : 155–174
  • Майер, Карл-Герберт (2009) Архитектурные граффити древних майя в Кристине Видаль Лоренцо, Гаспар Муньос Косме (ред.) Los grafitos mayas: Cuadernos de arquitectura y arqueología Maya 2 , стр. 14–27. Валенсия, Испания: Политехнический университет Валенсии, вице-канцлер культуры и Женералитата Валенсии, Министерство образования. ISBN   978-84-8363-488-2 , OCLC   664251014 .
  • Майер, Карл-Герберт (2014) Древние граффити майя в Какабе, Юкатан, Мексика, Кристина Видаль Лоренцо, Гаспар Муньос Косме (ред.) Художественные выражения в архитектуре майя: методы анализа и документирования , стр. 19–29. Оксфорд, Англия: Археопресс. ISBN   978-1-4073-1340-5 .
  • Трик, Хелен ; и Кампен, Майкл Э. (2011) Граффити Тикаля: Отчет о Тикале 31. Филадельфия, США: University of Pennsylvania Press. Через проект MUSE . (требуется подписка)
  • Видаль Лоренцо, Кристина и Гаспар Муньос Косме , ред. (2009). Граффити майя. Записные книжки по архитектуре и археологии майя (на испанском языке) 2 . Политехнический университет Валенсии, Валенсия, Испания.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 556c73627cba5ca9c8adf41a3aef6274__1675714560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/74/556c73627cba5ca9c8adf41a3aef6274.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ancient Maya graffiti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)