Граффити древних майя

Граффити древних майя — малоизученная область народного искусства доколумбовой майя цивилизации . [1] Граффити были вырезаны на лепнине внутренних стен, полов и скамеек в самых разных зданиях, включая храмы-пирамиды , жилые дома и складские помещения. Граффити были зарегистрированы на более чем 50 стоянках майя , особенно в бассейне Петен и на юге Кампече , а также в районе Ченес на северо-западе Юкатана . В Тикале , где зафиксировано большое количество граффити, тематика включает в себя изображения храмов, людей, божеств, животных, знамен, носилок и тронов. Граффити часто были написаны беспорядочно, с рисунками, накладывавшимися друг на друга, и представляли собой смесь грубого, неподготовленного искусства и примеров художников, которые были знакомы с художественными условностями классического периода (ок. 250–950 гг. Н.э.) . [2]
Граффити майя обычно трудно датировать. Многие из них были отнесены к периодам поздней классики (ок. 550–830 гг. Н.э.) и терминальной классики (ок. 830–950), хотя известны и более ранние граффити. Некоторые граффити приписывают скваттерам постклассического периода (ок. 950–1539).
Граффити не являются неотъемлемым украшением сооружений, на которых они встречаются; скорее, они являются дополнениями к уже существовавшим функциям и не имеют формальной организации . Обычно они не имеют очевидного отношения к каким-либо соседним граффити, и их можно найти в случайном порядке разбросанными по стенам, полу и скамейкам. Некоторые примеры можно найти в малоизвестных местах, например, в темных углах и узких проходах. [3]
Граффити майя — малоизученная тема; Ранние исследователи и исследователи считали их диковинкой, не имеющей никакого отношения к классической культуре майя. В конце 19 века Теоберто Малер стал первым человеком, запечатлевшим граффити майя. Несколько ученых 20-го века предприняли попытки записать дополнительные примеры граффити. К концу 20-го века граффити были зафиксированы в Сан-Клементе . [4] Чичен-Ица , [4] Хочоб, Холмул , Накум , Санта-Роза-Хтампак , Тикаль и Уахактун . [3]
Географическая протяженность
[ редактировать ]Граффити были зафиксированы на территории по всей территории майя. [5] В регионе Рио-Бек в Кампече . [6] На юге полуострова Юкатан исключительная сохранность сохранившейся архитектуры привела к сохранению значительного количества граффити. Граффити Рио-Бек встречаются во всех классах каменных домов, от простых однокомнатных построек до многокомнатных дворцов. [5] Исследование региона Рио-Бек, проведенное в начале 21 века, обнаружило 464 граффити всего в 15 из обследованных зданий. [4]
Тема сообщения
[ редактировать ]Граффити древних майя изображают самые разные темы из жизни древних майя, от повседневной жизни до высоких церемоний, и теперь считаются важным источником, дающим представление о древнем обществе майя ; предметы кажутся теми, свидетелем которых был художник. [7]
Среди граффити майя и некоторых каракулей встречается большое количество геометрических и абстрактных рисунков. Среди тех примеров, которые представляют идентифицируемый субъект, существуют большие различия. Дизайн включает в себя целые человеческие фигуры, антропоморфные фигуры, человеческие головы, здания, божества , человеческие жертвоприношения , животных (включая птиц, насекомых и змей), церемониальные площадки для игры в мяч , доски для патолли и иероглифы . Обычно каждое граффито не связано с окружающим орнаментом, хотя в редких случаях они могут образовывать более крупную сцену. Ярким примером этого является Храм II в Тикале ; на нем изображена сцена человеческого жертвоприношения. Несколько сцен процессии изображены в зданиях Тикаля, а некоторые групповые сцены известны из Рио-Бека . Чаще всего изображаются человеческие фигуры и головы. [8] В Рио-Беке отсутствуют воинственные образы, хотя есть сцены человеческих жертвоприношений. [7]
В Рио-Бек сложные изображения церемониальных сцен образуют композиции длиной до 2,5 метров (8,2 фута). Большая часть граффити Рио-Бек посвящена элитным жителям, но дополнительные граффити, очевидно, добавленные скваттерами после того, как резиденции были заброшены, включают в себя новые сюжеты, включающие мифологических существ и женские образы. [4]
Граффити широко варьируется по качеству: от грубых рисунков, описанных по-разному как детские или мультяшные, до искусно выполненных изображений человеческих фигур и животных, качество которых сопоставимо с формальным классическим искусством майя. [8] Большинство примеров находятся где-то посередине с точки зрения качества. [9] Узнаваемое содержание граффити обычно относится к темам, связанным с искусством майя классического периода. [10]
Авторство
[ редактировать ]
Ранние мнения о граффити майя заключались в том, что они представляют собой грубые каракули постклассических скваттеров на руинах классического периода. Более поздние исследователи, такие как Джордж Ф. Эндрюс, считали граффити народным искусством, созданным классической элитой майя в их собственных домах и на рабочих местах. [11] Три пары граффити найдены как в Рио-Бек, так и в Холмуле (места, разделенные более чем 130 километрами (81 миль)), [12] схожие по качеству и технике, имеют такое сходство в дизайне, вплоть до мельчайших деталей, что почти наверняка являются произведением одного и того же неподготовленного художника поздней классики. [13] Три рисунка, найденные в обоих местах, представляют собой сидящего человека на носилках с навесом, которого несут два носильщика, замысловатый геометрический символ и сидящую фигуру, играющую на духовом инструменте. [14]
Предварительные исследования показывают, что самые древние граффити майя были выполнены представителями элитного класса поздней классики в их собственных домах и на рабочих местах, и что большинство авторов граффити не были профессиональными художниками. [15] Ограниченный географический охват большинства граффити майя, похоже, указывает на то, что эта практика стала социально приемлемой внутри аристократии майя и распространялась между местами элитой майя. [16] В Рио-Бек такое изобилие и различное качество граффити, что все жители, как взрослые, так и дети, могли писать граффити в период проживания. [5]
Аргументы в пользу постклассической даты граффити на памятниках классического периода в основном основаны на качестве граффити, которое в большинстве случаев не соответствует качеству формального классического искусства майя. Теории, приписывающие таким граффити постклассическое происхождение, основаны на идее, что они были созданы скваттерами, намеревавшимися осквернить руины классического периода. [16] Хотя большая часть граффити Рио-Бек была создана во время проживания жилых домов, дополнительные граффити, по-видимому, были написаны скваттерами после того, как их покинули. [4]
Техника
[ редактировать ]Граффити майя были нацарапаны на целевой поверхности с помощью какого-то заостренного инструмента. Лепные поверхности на стоянках майя чрезвычайно тверды, а вырезать граффити было технически сложно. Основные линии и кривые было относительно легко разметить, но сложные кривые и изящно выгравированные линии создать было сложно. Природа среды такова, что ошибки исправить невозможно; строки нельзя было стереть, только добавить. Тем не менее, существует большое количество грамотно выполненных рисунков. [9]
Цель
[ редактировать ]Цель древних граффити майя является предметом споров. Мнения варьируются от осквернения здания, в котором они находятся, до поучительных рисунков, личных записей и побочных продуктов магии . Большинство граффити с узнаваемым предметом, похоже, относятся к деятельности элиты. [17] Граффити игровых досок патолли почти всегда встречаются на горизонтальных поверхностях, что указывает на то, что они использовались для игры. [18] Хэвиленд и Хэвиленд применили нейропсихологическую модель к интерпретации граффити в Тикале и утверждают, что от 66% до 90% граффити в городе соответствуют тому, что можно было бы ожидать от искусства, созданного в состоянии транса . [19]
Встречаться
[ редактировать ]Древние граффити майя трудно датировать, поскольку они могли быть добавлены в любое время после завершения строительства здания, в котором они нарисованы. [20] Однако ряд граффити был раскопан в запечатанных местах, где они были нарисованы на ранних постройках, которые позже были полностью закрыты более поздними зданиями. В Тикале это привело к надежной датировке граффити доклассическим периодом (ок. 2000 г. до н.э. – 250 г. н.э.) и ранним и средним классическим периодами (ок. 250–600 гг. н.э.). Большинство граффити в Тикале содержится в постройках, относящихся к позднему и терминальному классическому периоду. Некоторые примеры граффити в Рио-Бек и Уахактун могут быть созданы еще до поздней классики. [21]
Ведутся споры о том, были ли граффити, найденные в постройках поздней классики, созданы их жителями классического периода или они были добавлены в постклассический период. В Центральном Акрополе Тикаля скамейки были размещены в двух сооружениях где-то между 650 и 750 годами нашей эры, частично или полностью закрывая ранее существовавшие граффити. Это указывает на дату не позднее начала 8 века. Стиль и тематика дополнительных граффити, не скрытых добавлением скамеек, указывают на то, что они были примерно того же времени, что и крытые образцы. [21] Точно так же в Рио-Бек граффити оказалось запечатанным в результате более поздних модификаций здания. В Уахактуне вырезанные граффити также были окрашены в красный цвет; экскаватор истолковал это как означающее, что граффити были созданы первоначальными жителями, а не более поздними скваттерами или прохожими. [22] В Цибатне , на северо-востоке Петена, позднеклассическое сооружение также было запечатано под более поздней архитектурой; [23] там было большое количество граффити, связанных с элитными обитателями этого места. [24]
В большинстве случаев, когда граффити не запечатаны модификациями здания, невозможно с уверенностью установить дату. Однако нет достоверно датированных свидетельств того, что постклассические граффити были добавлены к структурам поздней классики. [25]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Хатсон 2011, с. 403.
- ^ Хатсон 2011, стр. 405–406.
- ^ Jump up to: а б Эндрюс 1980, с. 2.
- ^ Jump up to: а б с д и Патруа 2013, с. 434.
- ^ Jump up to: а б с Патруа 2013, с. 433
- ^ Демарест 2004, с. 133. Патруа 2013, с. 433.
- ^ Jump up to: а б Патруа 2013, с. 445
- ^ Jump up to: а б Эндрюс 1980, с. 6.
- ^ Jump up to: а б Эндрюс 1980, с. 8.
- ^ Эндрюс 1980, с. 19.
- ^ Эндрюс 1980, стр. 2–3.
- ^ Эндрюс 1980, с. 14.
- ^ Эндрюс 1980, стр. 13–14.
- ^ Эндрюс 1980, с. 13.
- ^ Эндрюс 1980, с. 16.
- ^ Jump up to: а б Эндрюс 1980, с. 17.
- ^ Эндрюс 1980, с. 15.
- ^ Эндрюс 1980, с. 16. Майер 2009, с. 26.
- ^ Хэвиленд и Хэвиленд 1995, с. 307.
- ^ Эндрюс 1980, стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б Эндрюс 1980, с. 9.
- ^ Эндрюс 1980, с. 10.
- ^ Ковач 2012, с. 196.
- ^ Ковач 2012, стр. 197, 201.
- ^ Эндрюс 1980, с. 12.
Ссылки
[ редактировать ]- Эндрюс, Джордж Ф. (1980) «Архитектурные граффити и элита майя» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2015 года . Проверено 26 марта 2015 г. . ОСЛК 789282038
- Демарест, Артур (2004). Древние майя: взлет и падение лесной цивилизации. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-53390-4 . ОСЛК 51438896
- Хэвиленд, Уильям А .; Анита де Лагуна Хэвиленд (декабрь 1995 г.) «Взгляд на сверхъестественное: измененные состояния сознания и граффити Тикаля, Гватемала» . Латиноамериканские древности (Общество американской археологии) 6 (4): 295–309 JSTOR 971833 (требуется подписка)
- Хатсон, Скотт Р. (декабрь 2011 г.) «Искусство становления: граффити Тикаля, Гватемала» . Латиноамериканские древности (Общество американской археологии) 22 (4): 403–426 JSTOR 23072567 (требуется подписка)
- Ковач, Милан (2012) «Граффити из Цибатны: неофициальное искусство майя северо-восточного Петена» . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке) (Гватемала, Гватемала: Министерство культуры и спорта, Институт антропологии и истории и Ассоциация Тикаль). XXV (2011): 196–206. Проверено 24 марта 2015 г.
- Патруа, Жюли (2013) «Граффити Рио Бек: частная форма искусства» . Древняя Мезоамерика (Издательство Кембриджского университета) 24 : 433–447. doi : 10.1017/S0956536113000278 (требуется подписка)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Гермес, Бернар ; Юстина Олько ; Ярослав Жралка (декабрь 2002 г.) «Между элитарным искусством и популярным искусством: граффити Накума, Петена, Гватемалы». Mexicon (на испанском языке) (Мексикон) 24 (6): 123–132 JSTOR 23759789 (требуется подписка)
- Кампен, Майкл (1978) «Граффити Тикаля, Гватемала». Исследования культуры майя (Институт филологических исследований / Центр исследований майя, Национальный автономный университет Мексики) XI : 155–174
- Майер, Карл-Герберт (2009) Архитектурные граффити древних майя в Кристине Видаль Лоренцо, Гаспар Муньос Косме (ред.) Los grafitos mayas: Cuadernos de arquitectura y arqueología Maya 2 , стр. 14–27. Валенсия, Испания: Политехнический университет Валенсии, вице-канцлер культуры и Женералитата Валенсии, Министерство образования. ISBN 978-84-8363-488-2 , OCLC 664251014 .
- Майер, Карл-Герберт (2014) Древние граффити майя в Какабе, Юкатан, Мексика, Кристина Видаль Лоренцо, Гаспар Муньос Косме (ред.) Художественные выражения в архитектуре майя: методы анализа и документирования , стр. 19–29. Оксфорд, Англия: Археопресс. ISBN 978-1-4073-1340-5 .
- Трик, Хелен ; и Кампен, Майкл Э. (2011) Граффити Тикаля: Отчет о Тикале 31. Филадельфия, США: University of Pennsylvania Press. Через проект MUSE . (требуется подписка)
- Видаль Лоренцо, Кристина и Гаспар Муньос Косме , ред. (2009). Граффити майя. Записные книжки по архитектуре и археологии майя (на испанском языке) 2 . Политехнический университет Валенсии, Валенсия, Испания.