Мезоамериканские пирамиды

Мезоамериканские пирамиды составляют выдающуюся часть древней мезоамериканской архитектуры . в чем-то похожи на египетские пирамиды Хотя эти структуры Нового Света , они имеют плоские вершины (многие из них имеют храмы на вершине) и лестницы, поднимающиеся по их граням, что больше похоже на древние месопотамские зиккураты . [1] [2] Самая большая пирамида в мире по объёму — пирамида Чолула , в восточно-центральном мексиканском штате Пуэбла Великая . Строители некоторых классических мезоамериканских пирамид обильно украшали их историями о героях-близнецах , пернатом змее Кетцалькоатле , мезоамериканскими мифами о сотворении мира , ритуальном жертвоприношении и т. д., написанными в форме письменности майя на возвышениях ступеней пирамид, на на стенах и на скульптурах внутри. [3]
Ацтекские пирамиды
[ редактировать ]
Ацтеки доминировали в центральной Мексике в 14, 15 и 16 веках. [4] Их столицей был Теночтитлан на берегу озера Тескоко – на месте современного Мехико . Они были связаны с предшествующими культурами бассейна Мексики, такими как культура Теотиуакана, чей стиль строительства они переняли и адаптировали. [5] К местам, связанным с пирамидами ацтеков, относятся:
Пирамиды Майя
[ редактировать ]
Майя — народ южной Мексики и северной части Центральной Америки ( Гватемала , Белиз , западный Гондурас и Сальвадор ). [6] Археологические данные показывают, что доклассические майя (1000 г. до н.э., примерно 3000 лет назад) строили церемониальную архитектуру пирамидальных площадей. [7] Самые ранние памятники представляли собой простые курганы , предшественники впечатляющих ступенчатых пирамид конечного доклассического периода и позже. [8]
Храмы майя имеют пирамидальную структуру. Эти пирамиды опирались на замысловатый резной камень, чтобы создать ступенчатую конструкцию. [9] Многие из этих построек имели верхнюю платформу, на которой было построено меньшее посвященное здание, связанное с конкретным божеством майя . Пирамидоподобные сооружения майя также возводились в качестве места захоронения могущественных правителей. Пирамидальные структуры майя встречаются в самых разных формах и функциях, ограниченных региональными и периодическими различиями. [10]
- Агуатека
- Алтун Ха
- Бонампа
- Калакмуль
- Улитка
- Чичен-Ица
- Чолула
- Пытаться
- Комалькалько
- Копан
- Две батареи
- Эдзна
- Точка зрения
- Тигр
- С интересом
- Kaminaljuyu
- Ламанаи
- Обезьяны
- Ливан
- Маяпан
- Старый Микско
- Моральная реформа
- Ним Ли Пунит
- Паленке : Храм Надписей
- Сан-Андрес, Сальвадор
- Тазумал
- Тикаль : Храм Тикаль I ; Храм Тикаль II ; Храм Тикаль III ; Храм Тикаль IV ; Храм Тикаль V ; Пирамида затерянного мира ; Храм Талуд-Борд
- Тонина
- Ушмаль
- Поправляйся
- Якша
- Ксунантунич
Ольмеки
[ редактировать ]Ольмеки около были древней группой коренных народов, занимавших территорию в Мезоамерике, простирающуюся от Веракруса до Табаско, 1300-400 гг. до н.э. [11]
Великая пирамида ольмеков в Ла-Венте считается одним из самых ранних и сложных поселений и церемониальных мест, которые можно найти среди мезоамериканских цивилизаций. [11]
Чистопечанцы
[ редактировать ]Государство Тарасков было доколумбовой культурой, расположенной на территории современного мексиканского штата Мичоакан . В настоящее время этот регион населен современными потомками Пурепеча . Архитектура Пурепечана известна Т-образными ступенчатыми пирамидами, известными как якатас . [12]
Теотиуакан
[ редактировать ]Цивилизация Теотиуакана , процветавшая примерно с 300 г. до н.э. по 500 г. н.э., в наибольшей степени включала большую часть Мезоамерики. [13] Культура Теотиуакано рухнула около 550 г., и за ней последовали несколько крупных городов-государств, таких как Шочикалько (чьи жители, вероятно, принадлежали к этнической принадлежности матлацинка ), Чолула (чьи жители, вероятно, были ото-мангейцами ), а позже и церемониальное место Тула (которая традиционно была утверждается, что он был построен тольтеками , но сейчас считается, что он был основан культурой уастеков ). [14]
- Эль-Кастильо и храм первосвященника в Чичен-Ице
- Пирамиды Солнца , Луны и храм Пернатого Змея в Теотиуакане
- Шочикалько
- Склон-борд
Толтек
[ редактировать ]Место под названием Тула , столица тольтеков , в штате Мехико, является одной из наиболее хорошо сохранившихся пятиярусных пирамид мезоамериканской цивилизации. На плане участка изображены две пирамиды: пирамида Б и пирамида С. [15]
Империя тольтеков просуществовала примерно с 700 по 1100 годы. [16] Хотя происхождение Империи тольтеков остается загадкой, говорят, что они мигрировали с северного плато Мексики, пока не основали столицу своей империи в центральной Мексике, под названием Тула, которая находится в 70 км/40 милях к северо-западу от современного Мехико. Когда город Тула был в расцвете сил, в нем проживало около 40 000 человек, а процветание города длилось с 900 до 1100 человек. [17] В городе Тула была главная площадь, окруженная двумя пирамидами и ритуальной площадкой для игры в мяч. [17] Самая популярная пирамида на этом месте (пирамида б) — пирамида Кетцалькоатля, представляющая собой пятиярусную пирамиду с четырьмя гигантскими резными колоннами на вершине. Пирамида Кетцалькоатля была названа в честь легенды о легендарном священнике по имени Кецалькоатль, который был изгнан из Тулы около 1000 года. Говорят, что он положил конец войнам между городами-государствами майя, и после этого тольтеки начали поклоняться Кецалькоатлю. [16]
Классический Веракрус
[ редактировать ]
Самая известная классическая пирамида Веракруса , Пирамида Ниш в Эль-Тахине , меньше пирамид своих соседей и преемников, но более сложна. [18]
Сапотеки
[ редактировать ]Сапотеки с были одной из самых ранних мезоамериканских культур и господствовали над регионом долины Оахаки начала первого тысячелетия до нашей эры примерно до 14 века. [19]
ленчанцы
[ редактировать ]
Историки делят хронологию ленка на две части: доклассические протоленки и более поздние ленки, известные нам сегодня. [20]
Чальчихуиты
[ редактировать ]Следующий сайт относится к современному штату Сакатекас и построен представителями культур, этническая принадлежность которых неизвестна:
Большое количество зданий было построено на искусственных террасах на склонах Ла Кемада . Используемые здесь материалы включают каменную плиту и глину. Наиболее важными сооружениями являются: Колонный зал, Бальная площадка, Вотивная пирамида, Дворец и казармы. На самой возвышенной части холма находится Крепость. Он состоит из небольшой пирамиды и платформы, окруженной стеной длиной более 800 метров и высотой до шести футов. Ла-Кемада была оккупирована с 800 по 1200 год. Их основатели и обитатели точно не идентифицированы, но, вероятно, принадлежали либо к культуре Чальчихуитов , либо к культуре соседней культуры Мальпасо. [21]
Споры об архитектурном влиянии ольмеков
[ редактировать ]Современное археологическое научное мышление пересматривает концепцию ольмеков как распространителей большей части культурного влияния в отношении архитектурного сходства между различными мезоамериканскими пирамидами .
Споры между моделями «материнской» и «сестринской» культуры
[ редактировать ]Происхождение термина « материнская культура » применительно к Мезоамерике вошло в мезоамериканский историографический лексикон в 1942 году от археолога Альфонсо Касо, обозначающего, что оймеки были « культурой матери». [22] Модель материнской культуры утверждает, что существовала одна определяющая культура — ольмеки, из которой сосуществующие мезоамериканские общества получили значительную часть фундаментальных социальных и культурных аспектов. Модель сестринской культуры утверждает, что ольмеки были не единственным постоянным источником культурного распространения для других мезоамериканских цивилизаций , а, скорее, сегментом продолжающегося культурного распространения в Мезоамерике. Дальнейшее развитие дебатов переросло в дорогостоящую сигнальную теорию , которая утверждает, что на мезоамериканские культуры повлияли престижные экспонаты, которые проявились, среди прочего, в их архитектуре. [23] Другой ключевой аспект дебатов ставит под сомнение применение термина «материнская культура» и утверждает, что современные мезоамериканские цивилизации функционировали без влияния ольмеков, а описание ольмеков как «материнской культуры» лишает ольмеков и других цивилизаций их свободы воли. [24]
Доказательства
[ редактировать ]майя
[ редактировать ]В 2013 году археологические исследования, проведенные в древнем городе майя Сейбал, показали, что ольмеки имели значительно меньшую известность в отношении общих архитектурных характеристик. [25] Это подтверждается доказательствами в виде радиоуглеродного датирования , которые были найдены в Сейбале, указывающими на обмен между множеством мезоамериканских культур где-то между 1150 и 850 годами до нашей эры, в ходе которого происходило продолжающееся распространение культур . [26] Эти данные свидетельствуют о разнонаправленном влиянии на распространение пирамидальной архитектуры среди мезоамериканских цивилизаций.
См. также
[ редактировать ]
- Список мезоамериканских пирамид
- Мезоамериканская архитектура
- Платформа-курган
- Южноамериканские пирамиды
- Ступенчатая пирамида
- Триадная пирамида
- Зиккурат
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Федер, Кеннет Л. (2010). Энциклопедия сомнительной археологии: От Атлантиды до Валам Олума: От Атлантиды до Валам Олума . АВС-КЛИО. п. 34. ISBN 9780313379192 . Проверено 17 марта 2019 г.
- ^ Такач, Саролта Анна; Клайн, Эрик Х. (2015). Древний мир . Рутледж. п. 16. ISBN 9781317458395 . Проверено 17 марта 2019 г.
- ^ Кунц, Рекс (2013). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 9780500290767 .
- ^ «Ацтеки/Мексиканцы» . Проверено 27 декабря 2006 г.
- ^ Король, Хайди (2004). «Теночтитлан». Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . Проверено 14 августа 2021 г.
- ^ Уильямс, Виктория (2020). Коренные народы: энциклопедия культуры, истории и угроз выживанию . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 722. ИСБН 9781440861185 .
- ^ Фергюсон, Уильям М. (2001). Древние города Мезоамерики: виды с воздуха на доколумбовые руины в Мексике, Гватемале, Белизе и Гондурасе (Перед. Ред.). Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 9780826328007 . Проверено 15 августа 2021 г.
- ^ Вике, Чарльз Р. (апрель 1965 г.). «Пирамиды и храмовые курганы: мезоамериканская церемониальная архитектура в восточной части Северной Америки» . Американская древность . 30 (4): 409–420. дои : 10.2307/277940 . JSTOR 277940 . S2CID 161286348 . Проверено 15 августа 2021 г.
- ^ Джойс, Томас Атол (1922). «Археологическое наследие Мексики» . New World Review и Панамериканский журнал . 35 : 197–203 . Проверено 15 августа 2021 г.
- ^ Вернер, Майкл С., изд. (2001). Краткая энциклопедия Мексики . Чикаго: Фицрой Дирборн. п. 813. ИСБН 9781135973773 . Проверено 15 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Колумбийская электронная энциклопедия, 6-е издание . EBSCO: Издательство Колумбийского университета. 2020. ISBN 978-0-7876-5015-5 . OCLC 1149280662 .
- ^ Яхья, Назри Бин (28 января 2021 г.). Золотой век темных веков . Сингапур: Издательство Partridge Publishing. ISBN 9781543762792 . Проверено 15 августа 2021 г.
- ^ Картрайт, Марк (17 февраля 2015 г.). «Теотиуакан» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 15 августа 2021 г.
- ^ Каугилл, Джордж Л. (2013). «Возможные миграции и смена идентичностей в эпиклассике Центральной Мексики» . Древняя Мезоамерика . 24 (1): 131–49. дои : 10.1017/S0956536113000060 . JSTOR 26300635 . S2CID 162328949 . Проверено 15 августа 2021 г.
- ^ Коу, Майкл, Д. (2013). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 170–176. ISBN 978-0-500-29076-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Толтекский «строитель» » . Справочник по Кредо . 2018.
- ^ Jump up to: а б «Тула или Толлан» . Справочник по Кредо .
- ^ Картрайт, Марк (27 января 2015 г.). «Эль Таджин» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 15 августа 2021 г.
- ^ «Исторический центр Оахаки и археологический памятник Монте-Альбан» . ЮНЕСКО . Проверено 15 августа 2021 г.
- ^ Вурхис, Барбара (декабрь 2005 г.). «Древняя Мексика и Центральная Америка: археология и история культуры. Сьюзен Тоби Эванс. Темза и Гудзон, Лондон. 2004. 502 стр., наг. 70 долларов (ткань), 50 долларов (бумага)» . Латиноамериканская древность . 16 (4): 473. дои : 10.2307/30042512 . ISSN 1045-6635 . JSTOR 30042512 . S2CID 165090398 .
- ^ Келли, Джойс (2001). Археологический путеводитель по Центральной и Южной Мексике . Норман: Университет Оклахомы Пресс . стр. 30–2. ISBN 0-8061-3349-Х .
- ^ «Эта великая культура, с которой мы сталкиваемся на древних уровнях, несомненно, является матерью других культур, таких как майя, Теотиуакан, Сапотек, Эль-Тахин и других, без сомнения, является матерью других культур». как майя, теотиуаканы, сапотеки, жители Эль-Тахина и другие»). Caso (1942), стр. 46.
- ^ Нефф, Гектор (2011). «Эволюция мезоамериканской материнской культуры» . Древняя Мезоамерика . 22 (1): 107–122 (16 страниц). дои : 10.1017/S0956536111000150 . JSTOR 26309551 . S2CID 145389188 – через JSTOR.
- ^ «Исследования профессора подрывают теорию мезоамериканской культуры» . www2.gwu.edu . Проверено 06 декабря 2022 г.
- ^ Иномата, Такеши; Триадан, Даниэла; Аояма, Кадзуо; Кастильо, Виктор; Ёненобу, Хитоши (2013). «Ранние церемониальные постройки в Сейбале, Гватемала, и истоки равнинной цивилизации майя» . Наука . 340 (6131): 467–471. Бибкод : 2013Sci...340..467I . дои : 10.1126/science.1234493 . ПМИД 23620050 . S2CID 29520487 – через Science.org.
- ^ ПРИГЛ, ВЕРЕСК (2013). «Глубокие раскопки показывают, что архитектура майя возникла независимо от ольмеков» . Наука . 340 (6131): 417. doi : 10.1126/science.340.6131.417 . ISSN 0036-8075 . JSTOR 41942620 . ПМИД 23620025 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]