Толтек
Раса | Койотлателкас , Чичимека , Науас , Ноноалькас |
---|---|
Религия | Толтекская религия |
Язык | Науатль , Отоми |
Географический диапазон | Мезоамерика (исторически) |
Период | Мезоамериканский постклассический период |
Даты | в. 950–1168 |
Основные сайты | Толлан-Шикокотитлан (столица), Уапалькалько |
Предшественник | Теотиуакан , Калакмуль , культура Мескалы , Отоми , Чупикуаро , Коба , Чичен-Ица , Пуук |
С последующим | Лига Майяпана , Тотонакапана , Аскапоцалько , Аколуа , Экатепек , Чалко |
Причина коллапса | Прибытие чичимекских народов, завоевавших Тулу. |
Культура тольтеков ( / ˈ t ɒ l t ɛ k / ) была доколумбовой мезоамериканской культурой, которая управляла государством с центром в Туле , Идальго , Мексика , в эпиклассический и ранний постклассический период мезоамериканской хронологии , достигнув выдающегося положения с 950–1150 гг. н.э. [1] Более поздняя ацтекская культура считала тольтеков своими интеллектуальными и культурными предшественниками и описывала культуру тольтеков, происходящую от Толлана [ˈtoːlːãːn̥] ( науатль для Тулы), как воплощение цивилизации. [2] На языке науатль слово Tōltēkatl [toːɬˈteːkat͡ɬ] (единственное число) или Tōltēkah [toːɬˈteːkaḁ] (множественное число) приобрело значение « ремесленник ». [3] и пиктографическая традиция ацтеков Устная также описывала историю Империи тольтеков , приводя списки правителей и их подвигов.
Современные ученые спорят о том, следует ли доверять ацтекским повествованиям об истории тольтеков как описаниям реальных исторических событий. Хотя все ученые признают, что в повествовании присутствует значительная мифологическая часть, некоторые утверждают, что с помощью критического сравнительного метода можно сохранить некоторый уровень историчности источников. Другие утверждают, что дальнейший анализ повествований как источников фактической истории бесполезен и препятствует доступу к изучению культуры Тулы .
Другие разногласия, связанные с тольтеками, включают вопрос о том, как лучше всего понять причины предполагаемого сходства в архитектуре и иконографии между археологическим памятником Тулы и майя памятником Чичен-Ица . Исследователям еще предстоит прийти к единому мнению относительно степени и направления влияния между этими двумя сайтами. [4]
Истоки тульского общества
[ редактировать ]Хотя точное происхождение этой культуры неясно, вероятно, она возникла из смеси народа ноноалка с южного побережья Мексиканского залива и группы оседлых чичимека из северной Мезоамерики. Считается, что первые из них составили большую часть новой культуры и находились под влиянием культуры майя. [5] Во время расцвета Теотиуакана в раннеклассический период эти люди были тесно интегрированы в политическую и экономическую системы государства и образовали крупные поселения в Тульской области, в первую очередь Виллагран и Чингу. [6]
Примерно с 650 г. н.э. большинство этих поселений были заброшены в результате упадка Теотиуакана. Койотлателко стала доминирующей культурой в регионе. Именно при койотлателко была основана Тула, как она относится к тольтекам, а также ряд общин на вершинах холмов. [7]
Тула-Чико, как называли поселение на этом этапе, превратилась в небольшое региональное государство в результате консолидации окружающих территорий Койотлателко. Поселение имело площадь примерно от трех до шести квадратных километров, имело сетчатую городскую планировку и относительно большое население. [8] Сложность главной площади особенно отличалась от других объектов Койотлателко в этом районе, поскольку на ней было множество площадок для игры в мяч и пирамид . Культура тольтеков, как ее понимали на пике своего развития, может быть напрямую связана с Тула-Чико; после того, как это место было сожжено и заброшено в конце эпиклассического периода, вскоре была построена Тула-Гранде, имеющая сильное сходство, в 1,5 км к югу. [9] Именно в ранний постклассический период Тула-Гранде и связанная с ней культура толтеков стали доминирующей силой в более широком регионе.
Археология
[ редактировать ]Некоторые археологи, такие как Ричард Диль , утверждают, что существует археологический горизонт толтеков , характеризующийся определенными стилистическими чертами, связанными с Тулой, Идальго и распространяющимися на другие культуры и государства в Мезоамерике. К чертам, связанным с этим горизонтом, относятся стиль Миштек-Пуэбла. [10] иконографии, керамическая посуда Tohil Plumbate и керамика Silho или X-Fine Orange Ware. [11] Наличие стилистических черт, связанных с Тулой в Чичен-Ице, также рассматривается как свидетельство тольтековского горизонта. Характер взаимодействия между Тулой и Чичен-Ицей был особенно противоречивым: ученые выступали за либо военное завоевание Чичен-Ицы тольтеками, либо превращение Чичен-Ицы Тулы в колонию, либо лишь за ослабление связей между ними. Также спорен вопрос о том, имеет ли художественный стиль Микстека-Пуэбла какое-либо значение. [12]
Противоположная точка зрения высказана в исследовании 2003 года Майкла Э. Смита и Лизы Монтьель, которые сравнивают археологические данные, относящиеся к Туле-Идальго, с археологическими данными государств, сосредоточенных в Теотиуакане и Теночтитлане . Они приходят к выводу, что по сравнению с влиянием, оказываемым в Мезоамерике Теотиуаканом и Теночтитланом, влияние Тулы на другие культуры было незначительным и, вероятно, заслуживало определения не как империи , а скорее как королевства. Хотя Тула и обладала сложностью города, ожидаемой от имперской столицы, ее влияние и господство не были очень далеко идущими. [13] Обнаружены доказательства участия Тулы в обширных торговых сетях; например, остатки крупной обсидиановой мастерской. [14]
Материальная культура в Туле-Гранде
[ редактировать ]На пике своего развития Тула-Гранде имела население около 60 000 человек и занимала 16 квадратных километров холмов, равнин, долин и болот. [7] Некоторые из наиболее ярких примеров материальной культуры тольтеков на этом месте включают пирамиды, площадки для игры в мяч и скульптуры воинов Атлантиды на вершине пирамиды B. [15] Особенно характерны различные гражданские здания, окружающие центральную площадь, поскольку раскопки показывают использование колонн внутри этих зданий и в окружающих колоннадах. Утверждается, что одно из этих зданий, известное как Здание 3, было символически могущественным зданием для тольтеков из-за его архитектуры, отсылающей к историческим и мифическим домам предков людей. [16]
Физическая планировка более широкой площади также отсылает к общему прошлому; его затонувшие залы с колоннадами невероятно похожи на залы городов исконных тульских народов. Важно отметить, что эти залы, как известно, служили местом взаимодействия как с региональными, так и с междугородними торговыми сетями и, возможно, также использовались для дипломатических отношений, что позволяет предположить, что Тула-Гранде использовала эти структуры для аналогичной цели. В этом отношении импортируемые товары в Тула-Гранде показывают, что тольтеки действительно коммерчески взаимодействовали с местами по всей Мезоамерике; Общие стили керамики и ритуальных статуэток между Тулой и такими регионами, как Сокунуско, дополняют эту идею. [15] [7]
Кроме того, исследования Тулы-Гранде позволили предположить существование «обширной и узкоспециализированной обсидиановой промышленности, основанной на мастерских», на этом месте, которое могло быть одним из источников экономической и политической власти города, взяв на себя прежнюю роль Теотиуакана как дистрибьютор региона. [7] Исследование, проведенное Healan et al. обнаружили около 16 000 кусков обсидиана в городской зоне и более 25 000 в прилегающих к нему жилых районах. Участие Тулы в торговле обсидианом также является свидетельством взаимодействия города с другим могущественным городом региона, Чичен-Ицей, поскольку подавляющее большинство обсидиана в обоих местах происходит из одних и тех же двух геологических источников.
История исследований
[ редактировать ]Одно из самых ранних исторических упоминаний о тольтеках было сделано в 16 веке монахом-доминиканцем Диего Дураном , который был наиболее известен как один из первых жителей Запада, изучавших историю Мезоамерики. Работа Дурана остается актуальной для мезоамериканских обществ, и на основе своих выводов Дуран утверждает, что тольтеки были учениками «верховного жреца Топильцина». [17] Говорят, Топильцин и его ученики проповедовали и совершали чудеса. «Удивленные люди назвали этих людей тольтеками», что, по словам Дюрана, «означает «Мастера» или «Люди, мудрые в каком-то ремесле». [18] Дюран предположил, что этот Топильзин мог быть апостолом Фомой, посланным проповедовать христианское Евангелие среди «индейцев», хотя он не приводит ничего, кроме косвенных доказательств какого-либо контакта между полушариями.
Более поздние споры о природе культуры тольтеков восходят к концу 19 века. Ученые-мезоамериканисты, такие как Мариано Вейтия, Мануэль Ороско-и-Берра , Шарль Этьен Брассер де Бурбур и Франсиско Клавигеро , читали ацтекские хроники и считали их реалистичными историческими описаниями панмезоамериканской империи, базирующейся в Туле, Идальго. [19] Эта историцистская точка зрения была впервые оспорена Дэниелом Гаррисоном Бринтоном , который утверждал, что «тольтеки», как они описаны в ацтекских источниках, были всего лишь одним из нескольких городов-государств, говорящих на науатле, в постклассический период, причем не особенно влиятельными. Он объяснил ацтекский взгляд на тольтеков «склонностью человеческого разума прославлять старые добрые времена» и смешением места Толлана с мифом о борьбе между Кетцалькоатлем и Тескатлипокой . [20] Дезире Шарне , первый археолог, работавший в Туле, Идальго, защищал историцистские взгляды, основанные на его впечатлении от столицы толтеков, и был первым, кто заметил сходство в архитектурных стилях между Тулой и Чичен-Ицей . Это привело его к выдвижению теории о том, что Чичен-Ица была насильственно захвачена военными силами тольтеков под предводительством Кукулькана. [21] [22] Вслед за Чарне термин «толтек» с тех пор стал ассоциироваться с притоком определенных культурных черт Центральной Мексики в сферу доминирования майя, который произошел в поздний классический и ранний постклассический периоды; Постклассические цивилизации майя Чичен-Ицы , Майяпана и горной местности Гватемалы назывались «тольтецизированными» или «мексиканизированными» майя.
Историческая школа мысли сохранялась и в 20-м веке, представленная в работах таких ученых, как Дэвид Карраско , Мигель Леон-Портилья , Найджел Дэвис и Х.Б. Николсон , которые считали тольтеков реальной этнической группой. Эта школа мысли связала «Тольтеков» с археологическим памятником Тулы , который считался Толланом ацтекского мифа. [23] Эта традиция предполагает, что большая часть центральной Мексики находилась под властью Империи тольтеков между 10 и 12 веками нашей эры. Ацтеки называли несколько мексиканских городов-государств Толланом, «Место тростника», например «Толлан Чололан ». Археолог Лоретт Сежурне , а затем историк Энрике Флорескано, утверждали, что «первоначальным» Толланом, вероятно, был Теотиуакан . [24] Флорескано добавляет, что источники майя ссылаются на Чичен-Ицу, когда говорят о мифическом месте Зуюа (Толлан). [ нужна ссылка ]
Многие истористы, такие как Х. Б. Николсон (2001 (1957)) и Найджел Дэвис (1977), полностью осознавали, что ацтекские хроники представляют собой смесь мифических и исторических повествований; это побудило их попытаться разделить их, применив сравнительный подход к различным ацтекским повествованиям. Например, они пытаются провести различие между божеством Кецалькоатлем и правителем тольтеков, которого часто называют Топильцин Се Акатль Кецалькоатль . [4]
Толтеки как миф
[ редактировать ]С 1990-х годов историцистская позиция утратила популярность в пользу более критического и интерпретационного подхода к историчности ацтекских мифических повествований, основанного на оригинальном подходе Бринтона. Этот подход применяет другое понимание слова «толтек» к интерпретации ацтекских источников, интерпретируя его как в основном мифическую и философскую конструкцию ацтеков или мезоамериканцев в целом, которая служила символом мощи и сложности нескольких цивилизаций в мезоамериканский постклассический период. . Например, слово на науатле, обозначающее «Тольтек», может означать «мастер-ремесленник», а также «житель Тулы, Идальго», а слово Толлан (известное в наше время как Тула ) может относиться конкретно к Туле, Идальго или более вообще ко всем большим городам, означая «место тростника». [2]
Большая часть сомнений в этих ацтекских рассказах связана с отсутствием археологических доказательств, подтверждающих их. В источниках ацтеков говорится, что тольтеки открыли медицину, разработали календарную систему, создали язык науатль. В более широком смысле, ацтеки прослеживали большую часть своих социальных достижений благодаря тольтекам и их городу Толлану, который боготворился как воплощение государственной цивилизации, имевшей огромное влияние в окружающем регионе. Однако Туле — месту, приписываемому этому Толлану, — не хватает того великолепия, которое описывают ацтеки. Например, Тула была построена в основном из относительно мягкого и невзрачного сырцового кирпича, и хотя Тула, безусловно, была в свое время крупным региональным городом, она была ничтожной как по численности населения, так и по влиянию по сравнению как со своим предшественником, Теотиуаканом, так и с его предшественником, Теотиуаканом, и его Потомок ацтеков, Теночтитлан. [2] Дополнительные материалы, оставшиеся в Туле, такие как разрушение зданий тольтеков и монументального искусства, совпадающее с появлением ацтекской керамики, позволяют предположить, что почитание ацтеков тольтекам могло быть в основном пропагандистским, намеренно преувеличивающим предыдущую культуру, чтобы использовать ее в качестве трамплина. для своих. [2]
Такие ученые, как Мишель Граулич (2002) и Сьюзан Д. Гиллеспи (1989), утверждали, что трудности с сохранением исторических данных из ацтекских отчетов об истории тольтеков слишком велики, чтобы их можно было преодолеть. Например, есть два предполагаемых правителя тольтеков, отождествляемые с Кетцалькоатлем: первый правитель и основатель династии тольтеков и последний правитель, который увидел конец славы тольтеков и был вынужден отправиться в унижение и изгнание. Первый описывается как доблестный воин-победитель, а последний – как немощный и неуверенный в себе старик. [26] Это побудило Граулиха и Гиллеспи предположить, что общий ацтекский циклический взгляд на время [ нужна ссылка ] в которых события повторялись в конце и начале циклов или эпох, ацтеки вписывали в исторические записи, что делало тщетными попытки провести различие между историческим Топильцином Се Акатлем и божеством Кетцалькоатля . [27] Граулич утверждал, что эпоху тольтеков лучше всего считать четвертой из пяти ацтекских мифических «Солнц» или эпох, той, которая непосредственно предшествовала пятому Солнцу ацтекского народа, которым руководил Кетцалькоатль. Это заставило Граулиха считать, что единственные возможные исторические данные в ацтекских хрониках — это имена некоторых правителей и, возможно, некоторых приписываемых им завоеваний. [27]
Более того, у народов науа слово Толтека было синонимом художника, ремесленника или мудреца, а Толтекайотль , [14] буквально «толтекство» означало искусство, культуру, цивилизацию и урбанизм и рассматривалось как противоположность Чичимекайотля («Чичимекность»), которое символизировало дикое, кочевое состояние народов, которые еще не урбанизировались. [28] Эта интерпретация утверждает, что любой крупный городской центр в Мезоамерике мог называться Толланом , а его жители - тольтеками - и что среди правящих родов в постклассической Мезоамерике было обычной практикой усиливать претензии на власть, утверждая происхождение тольтеков. В отчетах о мезоамериканской миграции часто говорится, что Толланом правил Кетцалькоатль (или Кукулкан на Юкатеке и Кукумац на Киче ), богоподобная мифическая фигура, которая позже была отправлена в изгнание из Толлана и основала новый город в другом месте Мезоамерики. По словам Патрисии Анавальт, профессора антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе , утверждения о происхождении тольтеков и заявления о том, что их элитные правящие династии были основаны Кецалькоатлем, были сделаны такими разными цивилизациями, как ацтеки , киче и майя Ица . [29]
Хотя скептическая школа мысли не отрицает, что культурные черты, по-видимому, центрально-мексиканского происхождения, распространились на большую территорию Мезоамерики, она склонна приписывать это доминированию Теотиуакана в классический период и общему распространению культурных особенностей в пределах Мезоамерики. область. Таким образом, недавние исследования не считают Тулу, Идальго, столицей тольтеков, согласно ацтекским рассказам. Скорее, Толтек означает просто жителя Тулы в период ее расцвета. Отделяя термин «тольтеки» от ацтекских источников, автор пытается найти археологические ключи к разгадке этнической принадлежности, истории и социальной организации жителей Тулы. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Смит, Майкл Эрнест (2012). Ацтеки (3-е изд.). Чичестер, Западный Суссекс: Уайли-Блэквелл. стр. 35–36. ISBN 978-1-4051-9497-6 . OCLC 741355736 .
- ^ Jump up to: а б с д Айверсон (2017) .
- ^ Берит (2015) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б с Смит (2007) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Прем, Ханнс Дж. (1997). Древняя Америка: краткая история и руководство к исследованиям . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты. п. 22. ISBN 0-585-13359-Х . OCLC 43476754 .
- ^ Смит, Майкл Э.; Диль, Ричард А.; Берло, Джанет Кэтрин (1993). «Мезоамерика после упадка Теотиуакана 700-900 гг. н. э. ». Этноистория . 40 (1): 143. дои : 10.2307/482182 . ISSN 0014-1801 .
- ^ Jump up to: а б с д Хилан, Дэн М.; Кобин, Роберт Х. (24 сентября 2012 г.). «Тула и тольтеки». Оксфордские справочники в Интернете . doi : 10.1093/oxfordhb/9780195390933.013.0026 .
- ^ Смит, Майкл Э. (1993). «Обзор Мезоамерики после упадка Теотиуакана 700-900 гг. н. э.» . Этноистория . 40 (1): 143–144. дои : 10.2307/482182 . ISSN 0014-1801 .
- ^ Хилан, Дэн М.; Кобин, Роберт Х. (24 сентября 2012 г.). Тула и тольтеки . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780195390933.013.0026 .
- ^ Николсон (2020) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Диль (1993) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Смит и Хит-Смит (1980) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Смит и Монтьель (2001) .
- ^ Jump up to: а б Хилан (1989) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б Смит, Майкл Э. (11 января 2016 г.), «Империя толтеков» , Энциклопедия Империи , Оксфорд, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd, стр. 1–2 , получено 12 марта 2022 г.
- ^ Ковальски, Джефф Карл; Кристин-Грэм, Синтия, ред. (2011). Толланы-близнецы: Чичен-Ица, Тула и эпиклассический и раннепостклассический мезоамериканский мир . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 978-0-88402-372-2 . OCLC 916484803 .
- ^ Дюран (2010) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Дюран (1971) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Вейтия (2000) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Бринтон (1887) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Чарне (1885) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Диль (1993) , с. 274.
- ^ Смит (2007) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Оставайся (1994) , с. [ нужна страница ] .
- ^ «Орел-Рельеф, Толтек» . Метрополитен-музея Сайт .
- ^ Гиллеспи (1989) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б Граулич (2002) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Морритт (2011) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Анавальт (1990) .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Анавальт, Патрисия Рифф (1990). «Плащ императора: ацтекская пышность, обстоятельства тольтеков». Американская древность . 55 (2): 291–307. дои : 10.2307/281648 . JSTOR 281648 .
- Берит, Асе (2015). Линии жизни во всемирной истории: Древний мир, Средневековый мир, Ранний современный мир, Современный мир . Рутледж.
- Бринтон, Дэниел Гаррисон (1887). «Были ли тольтеки исторической национальностью?». Труды Американского философского общества . 24 (126): 229–241. JSTOR 983071 .
- Шарне, Дезире (1885). «Цивилизация тольтеков». Журнал этнографии . iv : 281.
- Дэвис, Найджел (1977). Толтеки: До падения Тулы . Цивилизация из серии американских индейцев, Том. 153. Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-1394-4 .
- Диль, Ричард А. (1993). «Горизонт тольтеков в Мезоамерике: новые взгляды на старую проблему». У Дона Стивена Райса (ред.). Горизонты Латинской Америки: симпозиум в Думбартон-Оксе, 11 и 12 октября 1986 г. Думбартон-Оукс.
- Дюран, Диего (1971) [ок. 1574-76]. Книга богов и обрядов и древний календарь . Перевод Дорис Хейден и Фернандо Оркаситас. Норман, Оклахома: Университет Оклахомы Пресс, издательский отдел университета. стр. 57–69. ISBN 0-8061-0889-4 .
- Дюран, Диего (2010) [ок. 1574-76]. История Индии Новой Испании . Норман, Оклахома: Университет Оклахомы Пресс, издательский отдел университета.
- Флорескано, Энрике (1999). Миф о Кетцалькоатле [ El mito de Quetzalcoatl ]. Перевод Лизы Хохрот. Рауль Веласкес (иллюстрация). Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса . ISBN 0-8018-7101-8 . OCLC 39313429 .
- Гиллеспи, Сьюзен Д. (1989). Ацтекские короли: построение правления в истории Мексики . Тусон: Издательство Университета Аризоны . ISBN 0-8165-1095-4 . ОСЛК 60131674 .
- Граулич, Мишель (2002). «Короли Толлана». Испанский журнал американской антропологии (на испанском языке). 32 : 87–114.
- Хилан, Дэн М. (1989). Тула тольтеков: Раскопки и обследование . Университет Айовы Пресс.
- Айверсон, Шеннон Дуган (1 марта 2017 г.). «Несокрушимые тольтеки: история и правда во время перехода от ацтеков к колонии в Туле, Идальго». Журнал археологического метода и теории . 24 (1): 90–116. дои : 10.1007/s10816-017-9316-4 . ISSN 1573-7764 . OCLC 1188163515 .
- Морритт, Роберт Д. (2011). Старый Нью-Мексико . Новый замок: Кембриджские ученые.
- Николсон, HB (2020). «Микстека-Пуэбла» . oxfordartonline.com . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T058690 . Архивировано из оригинала 4 июня 2018 года . Проверено 10 марта 2020 г.
- Сежурне, Лоретт (1994). Теотиуакан, столица тольтеков (на испанском языке). Мексика, Германия: Siglo Veintiuno Editores.
- Смит, Майкл Э .; Хит-Смит, Синтия (1980). «Волны влияния в постклассической Мезоамерике? Критика концепции микстека-пуэбла» (PDF) . Антропология . 4 (2): 15–50.
- Смит, Майкл Э.; Монтьель, Лиза М. (2001). «Археологическое исследование империй и империализма в доиспанской Центральной Мексике» . Журнал антропологической археологии . 20 (3): 245–284. дои : 10.1006/jaar.2000.0372 .
- Смит, Майкл Э. (2007). «Тула и Чичен-Ица: правильные вопросы задаем?». Ковальски, Джефф Карл; Кристин-Грэм, Синтия (ред.). Толланы-близнецы: Чичен-Ица, Тула и мезоамериканский мир от эпиклассического до раннего постклассического периода . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. стр. 579–617.
- Вейтия, Мариано (2000) [1836]. Хемингуэй, Дональд В.; Хемингуэй, У. Дэвид (ред.). Древняя Америка вновь открыта [ Historia antigua de Mexico, книга 1, гл. 1-23 ]. Перевод Ронды Каннингем (1-е английское изд.). Спрингвилл, Юта: Bonneville Books. ISBN 1-55517-479-5 . OCLC 45203586 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэнкрофт, Хьюберт Хоу (1876). Коренные расы тихоокеанских штатов Северной Америки: первобытная история . Том. 5. Д. Эпплтон.
- Карраско, Дэвид (1982). Кетцалькоатль и ирония империи: мифы и пророчества в ацтекской традиции . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-09487-1 . OCLC 0226094871 .
- Дэвис, Найджел (1980). Наследие тольтеков: от падения Тулы до расцвета Теночтитлана . Цивилизация из серии американских индейцев, Том. 153. Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-1505-Х . OCLC 5103377 .
- де Саагун, Бернардино (1950–1982) [ок. 1540–85]. Флорентийский кодекс: Всеобщая история вещей Новой Испании , 13 томов. в 12 . тт. I-XII. Чарльз Э. Диббл и Артур Дж. О. Андерсон (ред., перевод, примечания и иллюстрации) (перевод Historia General de las Cosas de la Nueva España, изд.). Санта-Фе, Нью-Мексико и Солт-Лейк-Сити: Школа американских исследований и Издательство Университета Юты . ISBN 0-87480-082-Х . ОСЛК 276351 .
- Диль, Ричард А. (1983). Тула: столица тольтеков Древней Мексики . Нью-Йорк: Темза и Гудзон.
- Кирхгоф, Пол (1985). «Империя тольтеков и ее падение». В Хесусе Монхарасе-Руисе; Роза Брамбила; Эмма Перес-Роча (ред.). Мезоамерика и центральная Мексика: Антология . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. стр. 249–272. ISBN 978-968-6038-26-2 .
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05068-6 . ОСЛК 27667317 .
- Рингл, Уильям М.; Томас Галларета Негрон; Джордж Дж. Бей (1998). «Возвращение Кецалькоатля». Древняя Мезоамерика . 9 (2). Издательство Кембриджского университета: 183–232. дои : 10.1017/S0956536100001954 .
- Смит, Майкл Э. (1984). «Ацтланские миграции в хрониках науатля: миф или история?» ( формате PDF Онлайн-факсимиле в ) . Этноистория . 31 (3). Колумбус, Огайо: Американское общество этноистории: 153–186. дои : 10.2307/482619 . ISSN 0014-1801 . JSTOR 482619 . OCLC 145142543 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с тольтеками, на Викискладе?