Календарь Муиска
![]() |
Часть серии о |
Культура Муиска |
---|
Темы |
География |
Соляные люди |
Основные соседи |
История и сроки |
Календарь Муиска был лунно-солнечным календарем, используемым Муиской . Календарь состоял из сложной комбинации месяцев и использовалась три типа лет; сельские годы (по Педро Симону, Чибча : chocan ), [1] святые годы (Дюкен, испанский: acrótomo ), [2] и високосные годы (Дюкен, Чибча: zocam ). [3] Каждый месяц состоял из тридцати дней, а обычный год — из двадцати месяцев, поскольку двадцать было «совершенным» числом Муиски, представляющим собой сумму крайностей; пальцы рук и ног. Сельский год обычно состоял из двенадцати месяцев, но добавлялся один високосный месяц. Этот месяц ( испанский : mes sordo ; «месяц глухих») представлял собой месяц отдыха. Священный год завершил полный цикл из 37 месяцев.
Муиска, населявшие центральные высокогорья Колумбийских Анд ( Altiplano Cundiboyacense ), использовали одну (аранжировку Бочика [4] ) передовых календарных систем доколумбовой Америки , [5] остальные - это календари инков и майя , а также те, которые использовались другими мезоамериканцами, включая ацтеков .
Важными учеными Муиска , которые принесли в Европу знания о календаре Муиска и их системе счета, были испанский конкистадор Гонсало Хименес де Кесада , который столкнулся с территорией Муиска в 1537 году, Бернардо де Луго (1619 г.), [6] Педро Симон в 17 веке, а также Александр фон Гумбольдт и Хосе Доминго Дюкен опубликовали свои открытия в конце 18 - начале 19 века. [4] [7] [8] [9] В конце XIX века Висенте Рестрепо написал критическую рецензию на творчество Дюкена. [10]
Исследователи XXI века — Хавьер Окампо Лопес. [11] и Мануэль Артуро Искьердо Пенья , антрополог, опубликовавший степень магистра. диссертация по календарю Муиска. [12]
Система счисления [ править ]
Муиска использовали двадцатеричную систему счета и считали пальцами. Их система шла от 1 до 10, а для более высоких цифр они использовали префикс quihicha или qhicha означает «нога» , что на их языке чибча Muysccubun . Таким образом, одиннадцать стали «футом один», двенадцать — «футом два» и т. д. Как и в других доколумбовых цивилизациях, число 20 было особенным. Это было общее количество всех конечностей тела; пальцы рук и ног. Муиска использовала две формы для обозначения двадцати: «фут десять»; quihícha ubchihica или их эксклюзивное слово gueta , происходящее от gue , что означает «дом». Числа от 20 до 30 считались gueta asaqui ata («двадцать плюс один»; 21), gueta asaqui ubchihica («двадцать плюс десять»; 30). Большие числа считались кратными двадцати; гэ-боса («20 раз по 2»; 40), гэ-хиска («20 раз по 5»; 100). [4] Сценарий Муиска состоял из иероглифов , используемых только для цифр. [13] Существует сомнение относительно того, следует ли верить документу, сообщающему о существовании этой иероглифической числовой системы, поскольку это лишь первоисточник, подтверждающий эту систему. [14]
Числа от 1 до 10 и 20 [ править ]
Число | Гумбольдт , 1878 г. [4] | Из Луго , 1619 г. [6] | Иероглифы Муиска [15] |
---|---|---|---|
1 | минуты | ![]() | |
2 | божа / боза | боха | |
3 | слюда | ||
4 | снег / снег | Мука | |
5 | иска / хиска | hɣcſcâ | |
6 | лицом к лицу | ||
7 | хупка / чупка | кхупка | |
8 | шужа / сухуза | Шуха | |
9 | ака | ||
10 | хабчибика / убчихика | хабчихица | |
20 | кииха убчихика гета | qhicħâ humchìhicâ геата |
Более высокие цифры [ править ]
Для обозначения дней и месяцев муиска не использовали числа выше 10, за исключением гета из -за их идеального числа 20. Вместо этого они называли 11-й месяц так же, как 1-й; ата . То же самое и с другими месяцами и днями до 19. Эта довольно запутанная система мешала отличить 21-й месяц от 1-го или 11-го, но название трех разных лет решило эту проблему.
Расчет времени [ править ]

Расчет времени в календаре Муиска представлял собой сложную комбинацию различных временных интервалов, которые описывают периоды, простирающиеся от недель до лет, столетий и даже более длительных периодов времени. День определялся дневным солнечным циклом, тогда как месяц определялся, в зависимости от контекста, как синодическим, так и сидерическим лунным циклом. [17] Различные ученые описали вариации недель (3, 10 или 15 дней), лет (сельских, обычных и священных), столетий (обычных и священных) и, в конечном итоге, более высоких периодов времени как Bxogonoa .
Дни [ править ]
Муиска называли «день» суа (слово «Солнце») и «ночь» за . Священники : делили день на четыре части [18] суамена (от восхода до полудня), суамека (от полудня до заката), заска - время от заката до полуночи, а чаки - время от полуночи до восхода солнца. [19]
Недели и месяцы [ править ]
О расположении недель в календаре Муиска разные летописцы указывают различные подразделения. Гонсало Хименес де Кесада описывает месяц из 30 дней, состоящий из трех недель по десять дней: [20] Педро Симон заявил, что месяц Муиски состоит из двух недель по 15 дней. [21] а Хосе Доминго Дюкен и Хавьер Окампо Лопес написали, что в неделе Муиски было всего три дня, а в месяце - десять недель. [21] [22] Искьердо, однако, предполагает, что концепция стандартизированной недели действительно была чужда муискам, которые вместо этого организовали дни месяца с точки зрения различных видов деятельности своей социальной жизни. [23]
Муиска, как и инки в Центральных Андах, весьма вероятно, обратили внимание на разницу между синодическим месяцем (29 дней, 12 часов, 44 минуты); время между двумя полнолуниями и сидерическим месяцем (27 дней, 7 часов, 43 минуты); время, за которое Луна достигает того же положения относительно звезд. [17]
Годы [ править ]
Словом Муиска, обозначающим год, было zocam , которое всегда используется в сочетании с числом: zocam ata , «первый год», zocam bosa , «второй год». Следуя работам Дюкена, использовались три типа лет; Сельские годы, Високосные годы и Годы Священника . Годы состояли из разных наборов месяцев:
- Сельский год состоял из 12 синодических месяцев.
- Год Священника состоял из 37 синодических месяцев, или 12 + 12 + 13 синодических месяцев (13-й был високосным месяцем, называемым по-испански «глухим»)
- Общий год состоит из 20 месяцев, что составляет полный общий год Муиски 600 дней или 1,64 раза по григорианскому календарю. [8] [24] Искьердо предполагает, однако, что этот год, в отличие от лет Сельского хозяйства и Годов Священника , был основан на сидерическом лунном цикле. [25]
Века и более длительные промежутки времени [ править ]

По словам Дюкена, Муиска разработал век священника , увеличив год священника на gueta (20 раз по 37 месяцев; 740), что примерно равно 60 григорианским годам. [24] [26] Тот же ученый упомянул общий век ( siglo vulgar ), состоящий из 20 раз по 20 месяцев. [27] Разногласия Педро Симона по поводу мифического прибытия Бочика на территорию Муиски дают ключ к разгадке природы Века Священника . По словам Симона, столетие ( edad ) соответствовало 70 ( setenta ) годам, однако Искьердо предполагает, что такое значение является опечаткой в 60 ( sesenta ) лет, что лучше соответствует описанию всего календаря. [28] Помимо столетий, хроники описывают дальнейшие периоды времени: Астрономическая революция , как ее назвал Дюкен, соответствует 5 годам священника или 185 синодическим месяцам, что составляет, таким образом, четверть века священника . Симон описывает также дополнительный период времени, названный Бхогоноа , который соответствует 5 векам священника . Опять же, и Дюкен, и Гумбольдт описывают другой временной промежуток, Сон Бочика , который составлял 100 столетий священника , что соответствует 2000 годам священника или 5978 годам по григорианскому календарю. [29] После анализа всех этих многочисленных единиц времени Искьердо предложил иерархическую организацию, в которой эти периоды являются продуктом умножения месяцев Года Священника как на 5, так и на первые три степени 20: [29]
Первый заказ | Второй заказ | Третий порядок | |||
---|---|---|---|---|---|
Период времени | Синодические месяцы | Период времени | Синодические месяцы | Период времени | Синодические месяцы |
Год священника | Век священника | Прибытие Бочика | |||
Астрономическая революция | Бхогон | Мечта Бочика |
Календарь [ править ]
Для названия месяцев Муиска не использовала числа выше 10, за исключением 20-го месяца, обозначаемого «совершенным» числом gueta . В календарной таблице показаны различные наборы зокам («годов») с наборами месяцев, опубликованные Александром фон Гумбольдтом. [8] Значение каждого месяца было описано Дюкеном в 1795 году и обобщено Искьердо Пенья в 2009 году. [30]
Григорианский год 12 месяцев | Месяц 30 дней | Сельский год 12 или 13 месяцев | Високосный год 20 месяцев | Святой год 37 месяцев | Символы; «смыслы» - деятельность |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Минуты | Минуты | Минуты | Прыгающая жаба; «начало года» |
2 | Боза | Нос и ноздри | |||
3 | Слюда | Открытые глаза и нос; «искать», «находить» | |||
4 | Муйхика | Два закрытых глаза; «черная штука», «расти» | |||
5 | Хиска | Два пальца вместе; «зеленая штучка», «наслаждаться» | |||
6 | Облицовка | Палка и шнур; «посев» — урожай | |||
7 | Кухупкуа | Два уха прикрыты; «глухой человек» | |||
8 | Сухуза | Хвост; "распространять" | |||
9 | Ака | Жаба с хвостом, соединенным с другой жабой; "товар" | |||
10 | Убчихица | Ухо; «сияющая луна», «рисовать» | |||
11 | Минуты | ||||
12 | Боза | ||||
2 | 13 | Боза | Слюда | ||
14 | Муйхика | ||||
15 | Хиска | ||||
16 | Облицовка | ||||
17 | Кухупкуа | ||||
18 | Сухуза | урожай | |||
19 | Ака | ||||
20 | Гуэта | Лежащая или вытянутая жаба; «посевное поле», «прикоснуться» | |||
21 | Боза | Минуты | |||
22 | Боза | ||||
23 | Слюда | ||||
24 | Муйхика | ||||
3 | 25 | Слюда | Хиска | ||
26 | Облицовка | ||||
27 | Кухупкуа | ||||
28 | Сухуза | ||||
29 | Ака | ||||
30 | Убчихица | урожай | |||
31 | Минуты | ||||
32 | Боза | ||||
33 | Слюда | ||||
34 | Муйхика | ||||
35 | Хиска | ||||
36 | Облицовка | Эмболический месяц | |||
4 | 37 | Глухой месяц | Чухупква | Конец священного года; полный цикл |
Торжества [ править ]
По словам Педро Симона , декабрь по григорианскому календарю был месяцем празднований с ежегодными праздниками, особенно в Сугамукси , называемыми хуан . [31]
Археологические свидетельства [ править ]
Археологические свидетельства календаря Муиска и его использования обнаружены в керамике, текстиле, веретенах , петроглифах , памятниках и камнях. [32]
Важные выводы:
- Камень Чоачи , найденный в первой половине 20 века в муниципалитете Чоачи, может представлять собой калькулятор для преобразования различных частей сложного календаря Муиска. [33] [34]
- Церемониальная флейта ( fotuto ceremonial ), украшенная флейта из раковины морской улитки, найденная в Сокорро , Сантандер , находится в Археологическом музее Согамосо. [35]
- Украшенный текстиль, найденный в Белене , Бояке и расположенный в музее Паски , считается «кодексом Муиски». [36]
- Эль-Инфьернито , астрономический объект Муиска недалеко от Вилья-де-Лейва. [37]
- Жабоке , в этом хумедале были найдены древние менгиры, что указывает на астрономические познания Муиски. [38]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Искьердо Пенья, 2014, 11:48
- ^ Искьердо Пенья, 2014, 13:25
- ^ Искьердо Пенья, 2014, 12:40
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Гумбольдт, 1878 г., Часть 1.
- ^ Окампо Лопес, 2007, глава V, стр.188.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б (на испанском языке) 1619 - номера Муиски по Бернардо де Луго - по состоянию на 29 апреля 2016 г.
- ^ Гумбольдт, 1878, Часть 2.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гумбольдт, 1878 г., часть 3
- ^ Дюкен, 1795 г.
- ^ Рестрепо, 1892 г.
- ^ Окампо Лопес, 2007, гл. В., стр.228-229.
- ^ Искьердо Пенья, 2009, стр.1-170.
- ^ Искьердо Пенья, 2009 г.
- ^ Искьердо Пенья, 2009 г.
- ^ Гумбольдт, 1878, Часть 1, страница 389
- ^ Гумбольдт, 1878, Часть 1, страница 389
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Искьердо Пенья, 2014, 56:35
- ^ (на испанском языке) Лунный календарь Муискасов - по состоянию на 28 апреля 2016 г.
- ^ (на испанском языке) Календарь Муиска - Коренные народы - по состоянию на 28 апреля 2016 г.
- ^ Искьердо Пенья, 2009, стр.32.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Искьердо Пенья, 2009 г., стр.33.
- ^ Окампо Лопес, 2007, глава V, стр.228.
- ^ Искьердо Пенья, 2011, стр.110.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дюкен, 1795, стр.3.
- ^ Искьердо Пенья, 2011, стр.115.
- ^ Искьердо Пенья, 2014, 20:35
- ^ Искьердо Пенья, 2014, 22:05
- ^ Искьердо Пенья, 2014, 50:25
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Искьердо Пенья, 2011 г., стр.114.
- ^ Искьердо Пенья, 2009, стр.30.
- ^ Искьердо Пенья, 2014, 18:00
- ^ Искьердо Пенья, 2014, 1:17:25
- ^ Искьердо Пенья, 2009, стр.86.
- ^ Искьердо Пенья, 2014, 1:09:00
- ^ Искьердо Пенья, 2014, 1:09:55
- ^ Искьердо Пенья, 2014, 1:13:00
- ^ Сантос, 2015 г.
- ^ Jaboque Petroform Menhirs - по состоянию на 05 мая 2016 г.
Библиография [ править ]
- Акоста , Хоакин. 1848. Исторический сборник открытия и колонизации Новой Гранады в шестнадцатом веке , 1-460. Бо Пресс. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Дюкен , Хосе Доминго. 1795. Диссертация о календаре Муиска, коренных жителей Нового Королевства Гранады , 1–17. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Гумбольдт , Александр фон. 1878. VI . Места Кордильер и памятники коренных народов Америки - Календарь индейцев муиска - Часть 1 - Виды Кордильер и памятники коренных народов Америки - Календарь муиска - Часть 1 . Библиотека Луиса Анхеля Аранго. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Гумбольдт , Александр фон. 1878. VI . Места Кордильер и памятники коренных народов Америки - Календарь индейцев муиска - Часть 2 . Библиотека Луиса Анхеля Аранго. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Гумбольдт , Александр фон. 1878. VI . Места Кордильер и памятники коренных народов Америки - Календарь индейцев муиска - Часть 3 . Библиотека Луиса Анхеля Аранго. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Искьердо Пенья , Мануэль Артуро. 2014. Календарь Муиска - Календарь Муиска . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Искьердо Пенья , Мануэль Артуро. 2009. Календарь Муиска: приближение к системе хронометража древних коренных жителей северо-восточных Анд Колумбии (доктор философии) , 1-170. Университет Монреаля. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Окампо Лопес , Хавьер. 2007. Великие культуры коренных народов Америки , 1–238. Plaza & Janes Editores Colombia SA.
- Рестрепо, Висенте. 1892. Критика археологических работ доктора Хосе Доминго Дюкена - Обзор археологических работ доктора Хосе Доминго Дюкена , 1–44. По состоянию на 8 июля 2016 г. Архивировано 19 сентября 2021 г. в Wayback Machine.