Диагита
Общая численность населения | |
---|---|
примерно 155 884 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 88,474 [1] |
![]() | 67,410 [2] |
Языки | |
Какан (вымершие) • Кечуа • Испанский | |
Родственные этнические группы | |
Атакаменьо • Кильмес |

Народ диагита — группа Южной Америки, коренных жителей проживающих в чилийском Норте-Чико и на северо-западе Аргентины . Западные или чилийские диагиты жили в основном в поперечных долинах , врезающихся в полузасушливые горы . [3] Восточные или аргентинские диагитас жили в провинциях Ла-Риоха и Катамарка и части провинций Сальта , Сан-Хуан и Тукуман . [4] Термин Диагуита был впервые применен к народам и археологическим культурам Рикардо Э. Латчемом в начале 20 века. [5]
Древние Диагитас не были единым народом; язык или диалекты, используемые ими, по-видимому, различались от долины к долине, и они были политически разделены на несколько вождеств . [3] [4] Прибрежные и внутренние чилийские диагитас торговали, о чем свидетельствуют археологические находки раковин моллюсков в верховьях Андских долин. [6]
Согласно переписи 2010 года, в Аргентине проживает 67 410 самоидентифицированных потомков Диагиты. [2] В Чили диагитас являются третьим по численности коренным народом после аймара и мапуче , их численность в 2017 году составляла 88 474 человека. [1] [7] Диагуитас признаны коренным народом Чили с 2006 года. [7]
Язык
[ редактировать ]Ранние испанские отчеты, в том числе Херонимо де Вивара , «Хроника и отношения копиоза и вердадера де лос Рейнос де Чили» утверждают, что диагитас, населявшие разные поперечные долины, говорили на разных языках. Иезуиты, действующие в западной Аргентине, также сообщают о большом количестве языков региона. Тем не менее, чилийский ученый-диагитас Герман Карвахал Лазо утверждает, что вместо этого они вполне могли говорить на разных диалектах, которые отличались бы друг от друга главным образом своим лексиконом . [4]
какан предложили Родольфо Шуллер и Рикардо Э. Латчем стать единственным языком диагитас. [4] [8] Это предложение было подвергнуто сомнению некоторыми учеными, но принято другими, такими как Серхио Вильялобос . [8]
Заметна нехватка топонимии Диагита в Норте-Чико, включая район долины Эльки , где большинство топонимов коренных народов приписывают либо кечуа , либо мапуче . [9]
История
[ редактировать ]Происхождение культуры Диагита восходит к археологической культуре, известной как комплекс Эль-Молье , которая существовала с 300 по 700 год нашей эры . [3] Позже эта культура была заменена в Чили комплексом Лас-Анимас , возникшим между 800 и 1000 годами нашей эры. [3] Именно из этой последней культуры около 1000 г. н. э. возникла археологическая культура Диагита. [3] [5] Классический период Диагиты характеризовался развитыми ирригационными системами и керамикой , окрашенной в черный, белый и красный цвета. [3]

Сообщества мапуче на южных землях Диагиты – то есть в Петорке , Ла Лигуа , Комбарбале и Чоапе – могут уходить корнями в доиспанские времена, по крайней мере, за несколько столетий до прибытия испанцев. [10] [9] Топонимия мапуче также встречается на всей территории. [10] Вокруг долины Эльки почти вся местная топонимика принадлежит либо кечуа , либо мапуче . [9] В долине не известна топонимика Диагита (Какан). [9] Хотя в колониальные времена происходила иммиграция мапуче на южные земли Диагиты, считается, что культура мапуче там старше. [10] [9] Действительно, в 1954 году Грета Мостная постулировала идею о связи мапуче с археологической культурой Эль Молле . [11]
Утверждалось, что Империя инков расширилась на земли Диагиты из-за ее минеральных богатств. Эта гипотеза в настоящее время находится под вопросом. [12] Другая возможность заключается в том, что инки вторглись в относительно густонаселенные долины Восточной Диагиты, чтобы получить рабочую силу для отправки в чилийские горнодобывающие районы. [12] Принято считать, что включение Диагиты в состав Империи инков произошло в результате войны, которая привела к серьезному сокращению населения в поперечных долинах Норте-Чико. [13] По мнению ученого Аны Марии Лоранди, диагитас, и особенно диагитас Кальчаки , не могли быть легко завоеваны Империей инков. [12] После завоевания восточные диагиты не приняли единогласно правление инков. [12] Инки назначили кураки и основали митмы на чилийских землях Диагита. [3] Диагитас испытали влияние инков, переняв дизайн керамики из Куско , а также методы инков в сельском хозяйстве и обработке металлов. [13]

Чилийские Диагитас были завоеваны испанцами, пришедшими из Перу. Восточные земли Диагитас были исследованы испанцами из Чили, реки Парана и Перу. [14] В ходе так называемых войн Кальчаки испанцам поначалу не удалось завоевать плодородные долины, населенные восточными диагитас, и они могли контролировать только восточные концы долины. [12] Основав города Сантьяго-дель-Эстеро (1550-е гг.), Тукуман (1565 г.), Сальту (1582 г.), Ла-Риоху (1591 г.) и Жужуй (1593 г.), испанцы установили эффективную ограду вокруг мятежных долин Восточной Диагиты. [12] город Лондон . Чтобы еще больше доминировать над Диагитас, в 1607 году в центре территории Восточной Диагиты был основан [15]
Во время правления Гарсиа Уртадо де Мендоса в Чили (1557–1561) восставшие чилийские диагитас были уничтожены испанцами. [16] Кальчаки в 1630 году , Диагитас восточной стороны Анд восстали против испанского владычества а последние повстанцы сражались до 1642–1643 годов. [17] В ходе этого восстания испанский город Ла-Риоха был близок к уничтожению. [12] Кальчаки Диагитас вошли под власть Испании только после 1665 года. [12]
Языки диагита в Чили, возможно, были в значительной степени утрачены в результате смешения браков с населением, говорящим на мапуче. [9]
Археологическая хронология в Чили
[ редактировать ]Период [18] | Культура [18] | Керамика [18] |
Поздно (1000–1550 гг. Н. Э.) | латиноамериканец | Диагита, инки и колониальный период |
Культура Диагита | Диагита III и Инка | |
Диагита II | ||
Диагита I | ||
Середина (700–1000 гг. н.э.) | Культура Лас-Анимас | Керамика Лас-Анимас (I, II и III) |
Рано (300 г. до н.э. – 700 г. н.э.) | Молле культура | Эль Молле керамика |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «INE представляет новые результаты переписи населения 2017 года» . Газета UChile (на испанском языке). 4 мая 2018 года . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Национальная перепись населения, домохозяйств и жилищного фонда 2010 г. Архивировано 9 апреля 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Pueblosdiaguitas» , Чилийская память (на испанском языке), Национальная библиотека Чили , получено 30 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Карвахаль Лазо, Герман (1989), «Некоторые ссылки на язык чилийских диагитас» , Logos (на испанском языке), 1 : 1–11.
- ^ Jump up to: а б Ампуэро Брито, Гонсало (1991), Древние культуры Норте-Чико (PDF) , Чилийский музей доколумбового искусства
- ^ Корнели, Флорида (1952), «Диагита-чилийская культура» (PDF) , Revista Chilena de Historia Natural (на испанском языке), годы LI-LIII: 119–262.
- ^ Jump up to: а б «10 главных коренных жителей Чили» . marcachile.cl (на испанском языке). 24 июня 2021 года. Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 15 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Теллес 2008, с. 58.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Карвахаль Лазо, Герман. «Коренная топонимия долины Эльки» . Academia.edu (на испанском языке). стр. 1–16. Архивировано из оригинала 30 октября 2009 года . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Теллес 2008, с. 43.
- ^ Ротхаммер, Франциско; Пудду, Джаннина; Фуэнтес-Гуахардо, Макарена (2017). «Может ли митохондриальная ДНК предоставить информацию об этногенезе коренных жителей Чили?» [Может ли митохондриальная ДНК предоставить информацию об этногенезе коренного населения Чили?]. Чунгара (на испанском языке). 49 (4). дои : 10.4067/S0717-73562017005000028 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лоранди, AM (1988). «Диагуитас и Тавантинсую: гипотеза конфликта». В Диллехе, Том; Незерли, Патрисия (ред.). Граница государства инков (на испанском языке). стр. 197–214.
- ^ Jump up to: а б Ампуэро 1978, с. 45.
- ^ Монтес 1961, с. 86.
- ^ Монтес 1961, с. 107.
- ^ Монтес 1961, с. 102.
- ^ Монтес 1961, стр. 84–85.
- ^ Jump up to: а б с Ампуэро 1978, с. 31.
Библиография
[ редактировать ]- Ампуэро Брито, Гонсало (1978). Культура Диагита (PDF) (на испанском языке). Департамент культурного развития Министерства образования . Проверено 30 января 2014 г.
- Монтес, Анибал (1961). Великое восстание диагуита (на испанском языке). Росарио , Аргентина.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Теллес, Эдуардо (2008). Диагитас: Исследования (на испанском языке). Сантьяго , Чили: Akhilleus Editions. ISBN 978-956-8762-00-1 .