Jump to content

Женщины в цивилизации ацтеков

Женщины на карнавале Уэхоцинго
Чалчиутликуэ была богиней рек и океанов, которая также руководила свадебными церемониями ацтеков. Обычно ее изображают в нефрите; здесь она держит прядильные и ткацкие инструменты (изображение из Кодекса Риос ).
Статуя коленопреклоненной женщины, возможно, богини (1300–1521 гг. Н. Э.).

Женщины в цивилизации ацтеков имели равные возможности. В ацтекской цивилизации возникла военная культура, которая была закрыта для женщин и сделала их роль более привязанной к домашнему и репродуктивному труду и менее равной. Статус ацтекских женщин в обществе еще больше изменился в 16 веке , когда испанское завоевание навязало европейские нормы местной культуре. Однако многие доколумбовые нормы сохранились, и их наследие сохраняется до сих пор.

Статус ацтекских женщин менялся на протяжении всей истории цивилизации. На заре существования ацтеков, до того как они поселились в Теночтитлане , женщины владели собственностью и имели примерно равные юридические и экономические права. По мере усиления акцента на войне росли и идеи мужского доминирования. Женщины не участвовали в боевых действиях, кроме как в качестве пленных. [1]

Практика бракосочетания ацтеков была похожа на практику других мезоамериканских цивилизаций, таких как майя . Ацтеки женились в более позднем возрасте, в подростковом возрасте и в начале двадцатых годов. [2]

Браки ацтеков инициировались родителями потенциального жениха. После консультации с расширенной группой родства родители обращались к профессиональному свахе ( классический науатль : ах атанза ), который обращался к семье потенциальной невесты. Родители девушки сообщали свахе, приняли они это предложение или нет. Ожидалось, что невесты до замужества будут девственницами, поскольку молодым людям обоих полов рекомендовалось соблюдать целомудрие. [3]

Бракосочетание длилось четыре дня, и в первый день состоялась свадебная церемония. Невеста носила красивые платья. Ее родственницы украшали ее руки и ноги красными перьями, а лицо красили пастой, содержащей мелкие мерцающие кристаллы. Церемония пройдет в доме родителей жениха. В очаге зажигали огонь и сжигали благовония как подношение богам. Родители жениха дарили родителям невесты подарки (халаты и мантии). Ритуал заключения брака заключался в том, что сваха привязывала накидку жениха к юбке невесты, а затем мать жениха давала жениху и невесте по четыре глотка тамале. За церемонией последовали четыре дня пиршества.

Среди ацтекской знати заключались браки с целью политических, военных или экономических союзов. Например, когда Косихоеса женился на дочери Ауисотля, чтобы скрепить союз между ацтеками и сапотеками в 1496 году. [4] Сообщается, что у ацтекских королей были десятки жен и много детей. Однако многоженство было практикой только среди знати ацтекской цивилизации; большинство населения было моногамным.

Пары могут подать заявление о раздельном проживании по ряду причин, включая несовместимость, бесплодие или жестокое обращение. Разведенным или овдовевшим разрешалось вступать в повторный брак. [5]

Беременность, роды и тламатлкитицитль

[ редактировать ]

Одной из немногих властных должностей, которые женщины могли занимать в ацтекском обществе, была тламатлкитицитль, или акушерка . Эти женщины умели справляться с трудностями, возникавшими во время беременности и родов, но поскольку большая часть имеющейся у нас информации об их практике была передана от мужчин ацтеков из высшего сословия и испанских завоевателей, большая часть традиционных знаний была утеряна. [6] Тламатлкитицитль посещал каждую беременную женщину, независимо от статуса или класса, хотя женщины с более высоким статусом часто посещали более одной женщины. Тламатлкитицитль был необходим для оказания помощи при родах, а также для предоставления по дородовому уходу консультаций .

Беременность

[ редактировать ]

Во Флорентийском кодексе изложена большая часть советов, которые тламатлкитицитль давала будущим матерям. Матери посоветовали заниматься сексом с мужем в течение первых нескольких месяцев беременности, чтобы помочь ребенку развиваться, но примерно на седьмом или восьмом месяце она должна была воздержаться. [7] Если бы она этого не сделала, считалось, что сперма может действовать как клей, и ребенок не вышел бы, а если бы и вышел, то был бы слабым, с деформированными пальцами рук и ног и покрытым чем-то похожим на атоле , чтобы все видели, как пара не могли воздержаться, и им было бы стыдно. [7] Будущей матери сказали, что ей следует избегать длительного пребывания в парной, поскольку считалось, что слишком сильное тепло может сжечь ребенка, и он застрянет в утробе матери; однако слишком сильное тепло, особенно в области живота, может привести к опуханию ребенка и страданиям от жары. [8] Жевать чикл не разрешалось, иначе ребенок родился бы с перфорированными губами и не смог бы ни сосать, ни есть. [9] Точно так же, если бы она съела землю или мел, у ребенка было бы плохое здоровье. [10] Тламатлкитицитль знал, что ребенок получает питание от матери, и поэтому все, что она ела, впитывается; если она будет поститься, ребенок умрет от голода. [10] Поэтому мать должна была хорошо есть и пить даже после родов. [10] Мать предупредили, чтобы она не смотрела ни на что красное, иначе ребенок вытянется крест-накрест, что осложнит роды. [10] Ей не разрешили наблюдать лунные затмения, иначе ребенок родился бы с расщелиной неба. [11] Затмения были связаны с выкидышами. [12] Она не должна была смотреть ни на что, что могло бы напугать или разозлить ее, чтобы она не причинила вреда ребенку. [10] Прогулки поздно вечером избегались, иначе ребенок беспрерывно плакал. [11] Если мать вздремнула днем, тламатлкитицитль предупреждала, что ребенок родится с необычно большими веками. [11] Подъем тяжелых предметов ассоциировался с повреждением плода. [12] Тламатлкитицитль сказала семье матери, что она не должна ни в чем нуждаться, все ее желания должны быстро исполняться, иначе ребенок будет страдать. [10] Тламатлкитицитль не только дала этот совет, но и присутствовала и взяла на себя домашние обязанности будущей матери ближе к концу беременности. [13] Эта поддержка в сочетании с советами по управлению стрессом, например, избегать стрессовых отношений, а также советом не поднимать тяжелые предметы и не переутомляться, помогла внести вклад в здоровое психологическое развитие их детей. [13]

Женщина знала, когда приближалось время родов, поскольку за несколько дней до этого она чувствовала дискомфорт в утробе матери. Поскольку тламатлкитицитль проживала в доме, мать была хорошо подготовлена ​​к родам. Если ребенок находился в тазовом предлежании, тламатлкитицитль, владевший массажем, водил мать в паровую ванну и массировал матку, чтобы перевернуть ребенка. [9] Типичным положением во время родов было сидеть на корточках, поскольку при выталкивании ребенка помогала сила тяжести. [14] Чтобы вызвать роды, тламатлкитицитль сначала давала матери Montanoa tomentosa , а в противном случае они давали напиток, приготовленный из хвоста опоссума, который, как было показано, вызывал схватки. [15] В современных клинических испытаниях было доказано, что многие из этих смесей вызывают сокращения. [16] Испанские монахи считали эти смеси колдовством, и, поскольку тламатлкитицитль использовали как ритуальные, так и природные элементы, испанцы решили, что тламатлкитицитль — это зло, и искоренили эти практики. [11]

Роды считались битвой, и тламатлкитицитль давала матери миниатюрный щит и копье для битвы. [17] Когда ребенок рождался, акушерка издавала боевые кличи, восхваляя мать, которая боролась за роды. [18] Тламатлкитицитль перерезал пуповину , соединяющую ребенка с матерью и богами, и сушил ее. [19] После того, как плацента вышла, ее забрал и закопал в углу дома тламатлкитицитль. [20] Затем сохранившиеся пуповины хоронили, и, согласно испанским источникам, их хоронили возле поля битвы, если ребенок был мальчиком, или под очагом, если это была девочка, чтобы указать на их будущее. [21] Согласно альманахам родов, таким как Кодекс Йоалли Эхекатль, пуповина была пересажена, чтобы обеспечить отношения между богами и ребенком. [21]

Осложнения

[ редактировать ]

Если ребенок умирал при родах, тламатлкитицитль использовал обсидиановый нож, чтобы разделить плод на куски, чтобы не причинить вреда матери. [22] Тламатлкитицитль предупредил мать, чтобы она не беспокоилась из-за потери ребенка, иначе пострадает дух ребенка. [22] Ученые утверждают, опираясь на данные биоархеологии , что этот же метод также использовался для абортов, хотя в целом они не одобрялись. [23] Жизнь матери была приоритетом перед спасением плода, если ситуация была опасной для жизни, и если мать подвергалась риску, то плод расчленяли, чтобы она выжила. [23] Женщинам, умершим во время родов, оказывалась такая же честь, как и солдатам, павшим в бою, и изображались как духи, известные как cihuateteo . [24]

Послеродовой

[ редактировать ]

После родов тламатлкитицитль оставался в доме, чтобы помогать матери и следить за количеством молока. Поскольку отлучение ребенка от груди начиналось только через 24 месяца, это был важный процесс. [25] Эти четыре дня наблюдения также должны были обеспечить скорейшее выздоровление матери, и поэтому тламатлкитицитль готовил для нее ванны и еду. По истечении этого периода должна была состояться церемония омовения. [25]

В Кодексе Мендосы описана церемония купания, которую проводил тламатлкитицитль через четыре дня после рождения. Ребенка мыли в глиняной кадке на тростниковой циновке, и с каждой стороны были символы: один для мальчиков, другой для девочек. [26] У девочек три предмета имели отношение к ведению домашнего хозяйства: корзина, метла и веретено . [27] А для мальчиков было пять предметов, связанных с мужскими профессиями: обсидиановый клинок, изображающий перьевого мастера, кисть для писца , шило , которым работают плотники, инструмент, которым пользуются ювелиры, и щиты с луком и стрелами для воин. [28] Тламатлкитицитль кружилась вокруг циновки против часовой стрелки вместе с ребенком, омывала ребенка, а затем выкрикивала имя, которое она выбрала для ребенка, представляя его богам. [27] Вода, которую она использовала для очищения тела снаружи и внутри, не выполняет той символической функции, которую она выполняет при христианском крещении, а скорее используется для пробуждения духа ребенка и впускания богов. [29] Кодекс Йоалло Эхекатль изображает эту церемонию купания в исполнении богов, но понятно, что тламатлкитицитль выдавал себя за богов во время выполнения этих ритуалов, потому что они очень похожи на то, что изображено. [30] Например, «Йоалло Эекатль» показывает изображения богов, представляющих детей, а также перерезающих пуповину. [31] После церемонии тламатлкитицитль пеленал ребенка и произносил речь матери о том, как доблестно она сражалась и что пришло время для отдыха. [32] Затем родственников пригласили увидеть ребенка и похвалить мать, которая завершилась успешными родами. [32]

Многоплодные роды

[ редактировать ]

В ацтекской культуре беременность, в результате которой родилось более одного ребенка, считалась предзнаменованием благополучия родителей. Вскоре после рождения одного (или нескольких, в зависимости от того, сколько детей родилось) убивали, чтобы защитить родителей. Несмотря на этот негативный оттенок по отношению к близнецам или близнецам, многие ацтекские мифы о сотворении мира начинаются с близнецов, таких как Кетцалькоатль, бог ветра и обучения. В его имени есть ацтекское слово, обозначающее близнец (коатль). [25]

Женщины и труд

[ редактировать ]

Женщины в основном работали дома, прядя и тку нити из хлопка, хенепена или агавы маки . Они использовали ручное веретено, а затем ткали ткань на ткацком станке, который привязывали к спине и держали на коленях. Они отвечали за уход за индейками и собаками, которых разводили на мясо. Лишнюю ткань, овощи или другие предметы женщины относили на ближайший рынок для продажи или обмена на необходимый предмет. [33]

Одной из важнейших задач ацтекских женщин в доме было приготовление кукурузной муки для приготовления лепешек , что сегодня является важной традицией для мексиканских семей. Сушеную кукурузу замачивали в известковой воде (процесс, известный как никстамализация) , а никстамализованные зерна измельчали. Согласно этикету ацтеков, мужчины ели раньше женщин. [34]

В цивилизации ацтеков женщины имели ряд других профессий, в том числе священников, врачей, колдунов. [35] В их цивилизации женщины часто признавались как профессиональные ткачи и ремесленники. [36]

Изображения в ацтекских кодексах , керамике и скульптурах демонстрируют сложные и красочные узоры ацтекских ткачей. Существовали региональные текстильные изделия с соответствующими графическими рисунками. Большинство дизайнов были геометрическими, а некоторые регионы специализировались на текстиле с изображениями животных и растений. Обычно использовался хлопок, а красители получали из голубой глины, желтой охры, а красные - из насекомых, живущих в нопальских кактусах. Пурпурный цвет был получен из морской улитки Purpura patula , подобно тому, как финикийцы также получали из улиток фиолетовый краситель, используемый для королевских одеяний. [33]

В отличие от мужчин, ацтекских женщин не принуждали участвовать в военной службе. [1] Их не отправляли в военную школу в раннем возрасте, как всех их сверстников-мужчин. Это означало, что, хотя женщинам было отказано в доступе к одному из крупнейших источников богатства и престижа в ацтекском обществе, у них было меньше шансов быть убитыми в бою.

Испанское правление

[ редактировать ]
Иллюстрация ацтекской женщины, дующей на кукурузу перед тем, как положить ее в кастрюлю, чтобы она не боялась огня. конца XVI века. Из Флорентийского кодекса

ИспанскийЗавоевание территорий ацтеков уменьшило численность коренного населения из-за войн и иностранных болезней, таких как оспа, от которой у ацтеков не было иммунитета. Выжившее население столкнулось с серьезными атаками на их культуру со стороны испанских институтов, таких как римско-католическая религия.

Еще в 1529 году испанцы начали насильственно обращать ацтеков в католицизм. Первоначально они сосредоточились на ацтекской знати, чтобы создать пример для подражания другим ацтекам. Такие дворяне, как Кецальмакацин, король Амакемекана ( Чалко ), были вынуждены выбрать одну жену и отказаться от остальных, чтобы соответствовать нынешнему христианскому институту брака, который подразумевал моногамию. Полигамные отношения ацтеков со вторичными женами и детьми не были юридически признаны испанцами, которые считали таких женщин и детей незаконнорожденными и лишенными наследства претензий на звания или собственность. Это также разорвало политическую и экономическую структуру ацтекской культуры, поскольку дворянские браки заключались с учетом политических и территориальных претензий. [37]

Требования к женщинам стали суровыми после прибытия испанцев и энкомьенд создания . Ацтекские общины уже потеряли много мужчин из-за войн и эпидемий, а энкомьенды означали, что больше мужчин работали за пределами своих деревень на энкомендеро . Традиционное разделение труда по гендерному признаку стало неактуальным. У женщин больше не было мужчин, которые могли бы пахать, и им приходилось самим выполнять все сельскохозяйственные работы, включая посадку и сбор урожая, а также выращивание достаточного количества продукции, чтобы удовлетворить требования энкомьенд в дани. [38] На протяжении нескольких поколений многие молодые женщины покидали сельские районы, чтобы работать домашней прислугой или торговцами на рынках в городах. К 17 веку андские женщины составляли большинство торговцев на рынках в колониальных городах, таких как Ла-Пас (Боливия), Куско (Перу) и Кито (Эквадор). [39]

Когда испанцы в конце концов открыли промышленные текстильные фабрики, на них работали только мужчины. Новая испанская культура запрещала женщинам работать вне дома, поскольку их приоритетом было воспитание детей. [40]

  1. ^ Jump up to: а б Нэш, июнь (зима 1978 г.), «Ацтеки и идеология мужского доминирования», Signs , 4 (2): 356–362, doi : 10.1086/493612 , S2CID   144052214
  2. ^ Коллекции, Спец. «Юридическая библиотека Тарлтона: Экспонат - Закон ацтеков и майя: Семейное право ацтеков» . tarlton.law.utexas.edu . Проверено 29 октября 2021 г.
  3. ^ Эванс, Сьюзен (1998). «Сексуальная политика во дворце ацтеков: публичная, частная и светская». RES: Антропология и эстетика . 33 (33): 166–183. дои : 10.1086/RESv33n1ms20167007 . JSTOR   20167007 . S2CID   157697424 .
  4. ^ Хэмнетт, Брайан Р. (2006). Краткая история Мексики . Издательство Кембриджского университета. п. 54. ИСБН  978-0-521-61802-1 .
  5. ^ Коллекции, Спец. «Юридическая библиотека Тарлтона: Экспонат - Закон ацтеков и майя: Семейное право ацтеков» . tarlton.law.utexas.edu . Проверено 29 октября 2021 г.
  6. ^ Брунс, Карен Олсен; Стотерт, Карен Э. (2014). Женщины в Древней Америке . Норман: Университет Оклахомы Пресс. п. 143. ИСБН  978-0-8061-4628-7 .
  7. ^ Jump up to: а б де Саагун, Бернардино (1969). Всеобщая история вещей Новой Испании . Перевод Диббла, Чарльза Э.; Андерсон, Артур Дж. О. Санта-Фе: Университет Юты. п. 156.
  8. ^ де Саагун 1969, стр. 155.
  9. ^ Jump up to: а б из Саагуна 1969, с. 155.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж из Саагуна 1969, с. 156.
  11. ^ Jump up to: а б с д Беркхарт, Луиза М. (2015), «Испания и Мексика», Кембриджская история магии и колдовства на Западе , Cambridge University Press, стр. 445, ISBN  9781139043021
  12. ^ Jump up to: а б Мэдсен, Уильям (1960). Дети Богородицы: жизнь в ацтекской деревне сегодня . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN  9780292741348 .
  13. ^ Jump up to: а б Вассерман, Мартин (1985). «Сообщество ацтеков и аномальное поведение: взгляд на программу первичной профилактики». Антропология . 23 (1): 75–76. JSTOR   26295517 .
  14. ^ Шварц, Дэвид А. (2018). Материнская смертность и заболеваемость, связанная с беременностью, среди женщин коренных народов Мексики и Центральной Америки . Глобальное здоровье матери и ребенка. п. 22. ISBN  978-3-319-71538-4 . ISSN   2522-8382 .
  15. ^ Буркхарт 2014, с. 444
  16. ^ Брюнс 2014, с. 144
  17. ^ Шварц 2018, с. 23.
  18. ^ Пауэрс, Карен Виейра (2005). Женщины в тигле завоеваний: гендерный генезис испано-американского общества, 1500–1600 гг . Альбукерке, Нью-Мексико: Издательство Университета Нью-Мексико. п. 60. ИСБН  978-0-8263-3519-7 .
  19. ^ Эберл, Маркус (2013). «Питающие боги: рождение и личность в кодексах горной Мексики». Кембриджский археологический журнал . 23 (3): 453–476. дои : 10.1017/S0959774313000437 . S2CID   162775156 .
  20. ^ де Саагун 1969, с. 169.
  21. ^ Jump up to: а б Эберл 2013, с. 466.
  22. ^ Jump up to: а б из Саагуна 1969, с. 157.
  23. ^ Jump up to: а б Шварц 2018, с. 29.
  24. ^ Брамфилд, Элизабет М. (1998). «Завоевание Уицилопочтли: ацтекская идеология в археологических записях». Кембриджский археологический журнал . 8 (1): 3–13. дои : 10.1017/S095977430000127X . S2CID   162453955 .
  25. ^ Jump up to: а б с Шварц 2018, с. 26.
  26. ^ Кодекс Мендосы . Перевод Росс, Курт. Барселона, Испания: Miller Graphics. 1978. с. 71.
  27. ^ Jump up to: а б Росс 1978, с. 70.
  28. ^ Эберл 2013, с. 465.
  29. ^ Эберл 2013, с. 470.
  30. ^ Эберл 2013, с. 469.
  31. ^ «Кодекс Борджиа» . digi.vatlib.it . Проверено 2 ноября 2018 г.
  32. ^ Jump up to: а б из Саагуна 1969, с. 179.
  33. ^ Jump up to: а б Филлипс, Чарльз (2011). Полная иллюстрированная история: ацтеки и майя . Лондон: Дом Гермеса. стр. 446–7. ISBN  978-0-85723-680-7 .
  34. ^ Мэдсен, Уильям (1960). Дети Богородицы: жизнь в ацтекской деревне сегодня . Издательство Техасского университета. ISBN  978-0292741348 .
  35. ^ Баффингтон, Роберт и Лила Каймари, ред. (2009). Латиноамериканская цивилизация Кина: история общества с 1492 года по настоящее время . Вествью Пресс. п. 12. ISBN  978-0-8133-4408-9 . {{cite book}}: |last= имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  36. ^ Пауэрс, Карен Виейра (2005). Женщины в тигле завоеваний: гендерный генезис испано-американского общества, 1500–1600 гг . Издательство Университета Нью-Мексико. п. 65. ИСБН  978-0-8263-3519-7 .
  37. ^ Пауэрс, Карен Виейра (2005). Женщины в тигле завоеваний: гендерный генезис испано-американского общества, 1500–1600 гг . Издательство Университета Нью-Мексико. стр. 59–61. ISBN  978-0-8263-3519-7 .
  38. ^ Пауэрс, Карен Виейра (2005). Женщины в тигле завоеваний: гендерный генезис испано-американского общества, 1500–1600 гг . Издательство Университета Нью-Мексико. стр. 64–5. ISBN  978-0-8263-3519-7 .
  39. ^ Пауэрс, Карен Виейра (2005). Женщины в тигле завоеваний: гендерный генезис испано-американского общества, 1500–1600 гг . Издательство Университета Нью-Мексико. п. 64. ИСБН  978-0-8263-3519-7 .
  40. ^ Пауэрс, Карен Виейра (2005). Женщины в тигле завоеваний: гендерный генезис испано-американского общества, 1500–1600 гг . Издательство Университета Нью-Мексико. стр. 59–65. ISBN  978-0-8263-3519-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 748ff4eb131cdc629863118339fcfd9f__1718863920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/9f/748ff4eb131cdc629863118339fcfd9f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women in Aztec civilization - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)