Женщины в цивилизации ацтеков
Женщины в цивилизации ацтеков имели равные возможности. В ацтекской цивилизации возникла военная культура, которая была закрыта для женщин и сделала их роль более привязанной к домашнему и репродуктивному труду и менее равной. Статус ацтекских женщин в обществе еще больше изменился в 16 веке , когда испанское завоевание навязало европейские нормы местной культуре. Однако многие доколумбовые нормы сохранились, и их наследие сохраняется до сих пор.
История
[ редактировать ]Статус ацтекских женщин менялся на протяжении всей истории цивилизации. На заре существования ацтеков, до того как они поселились в Теночтитлане , женщины владели собственностью и имели примерно равные юридические и экономические права. По мере усиления акцента на войне росли и идеи мужского доминирования. Женщины не участвовали в боевых действиях, кроме как в качестве пленных. [1]
Свадьба
[ редактировать ]Практика бракосочетания ацтеков была похожа на практику других мезоамериканских цивилизаций, таких как майя . Ацтеки женились в более позднем возрасте, в подростковом возрасте и в начале двадцатых годов. [2]
Браки ацтеков инициировались родителями потенциального жениха. После консультации с расширенной группой родства родители обращались к профессиональному свахе ( классический науатль : ах атанза ), который обращался к семье потенциальной невесты. Родители девушки сообщали свахе, приняли они это предложение или нет. Ожидалось, что невесты до замужества будут девственницами, поскольку молодым людям обоих полов рекомендовалось соблюдать целомудрие. [3]
Бракосочетание длилось четыре дня, и в первый день состоялась свадебная церемония. Невеста носила красивые платья. Ее родственницы украшали ее руки и ноги красными перьями, а лицо красили пастой, содержащей мелкие мерцающие кристаллы. Церемония пройдет в доме родителей жениха. В очаге зажигали огонь и сжигали благовония как подношение богам. Родители жениха дарили родителям невесты подарки (халаты и мантии). Ритуал заключения брака заключался в том, что сваха привязывала накидку жениха к юбке невесты, а затем мать жениха давала жениху и невесте по четыре глотка тамале. За церемонией последовали четыре дня пиршества.
Среди ацтекской знати заключались браки с целью политических, военных или экономических союзов. Например, когда Косихоеса женился на дочери Ауисотля, чтобы скрепить союз между ацтеками и сапотеками в 1496 году. [4] Сообщается, что у ацтекских королей были десятки жен и много детей. Однако многоженство было практикой только среди знати ацтекской цивилизации; большинство населения было моногамным.
Пары могут подать заявление о раздельном проживании по ряду причин, включая несовместимость, бесплодие или жестокое обращение. Разведенным или овдовевшим разрешалось вступать в повторный брак. [5]
Беременность, роды и тламатлкитицитль
[ редактировать ]Одной из немногих властных должностей, которые женщины могли занимать в ацтекском обществе, была тламатлкитицитль, или акушерка . Эти женщины умели справляться с трудностями, возникавшими во время беременности и родов, но поскольку большая часть имеющейся у нас информации об их практике была передана от мужчин ацтеков из высшего сословия и испанских завоевателей, большая часть традиционных знаний была утеряна. [6] Тламатлкитицитль посещал каждую беременную женщину, независимо от статуса или класса, хотя женщины с более высоким статусом часто посещали более одной женщины. Тламатлкитицитль был необходим для оказания помощи при родах, а также для предоставления по дородовому уходу консультаций .
Беременность
[ редактировать ]Во Флорентийском кодексе изложена большая часть советов, которые тламатлкитицитль давала будущим матерям. Матери посоветовали заниматься сексом с мужем в течение первых нескольких месяцев беременности, чтобы помочь ребенку развиваться, но примерно на седьмом или восьмом месяце она должна была воздержаться. [7] Если бы она этого не сделала, считалось, что сперма может действовать как клей, и ребенок не вышел бы, а если бы и вышел, то был бы слабым, с деформированными пальцами рук и ног и покрытым чем-то похожим на атоле , чтобы все видели, как пара не могли воздержаться, и им было бы стыдно. [7] Будущей матери сказали, что ей следует избегать длительного пребывания в парной, поскольку считалось, что слишком сильное тепло может сжечь ребенка, и он застрянет в утробе матери; однако слишком сильное тепло, особенно в области живота, может привести к опуханию ребенка и страданиям от жары. [8] Жевать чикл не разрешалось, иначе ребенок родился бы с перфорированными губами и не смог бы ни сосать, ни есть. [9] Точно так же, если бы она съела землю или мел, у ребенка было бы плохое здоровье. [10] Тламатлкитицитль знал, что ребенок получает питание от матери, и поэтому все, что она ела, впитывается; если она будет поститься, ребенок умрет от голода. [10] Поэтому мать должна была хорошо есть и пить даже после родов. [10] Мать предупредили, чтобы она не смотрела ни на что красное, иначе ребенок вытянется крест-накрест, что осложнит роды. [10] Ей не разрешили наблюдать лунные затмения, иначе ребенок родился бы с расщелиной неба. [11] Затмения были связаны с выкидышами. [12] Она не должна была смотреть ни на что, что могло бы напугать или разозлить ее, чтобы она не причинила вреда ребенку. [10] Прогулки поздно вечером избегались, иначе ребенок беспрерывно плакал. [11] Если мать вздремнула днем, тламатлкитицитль предупреждала, что ребенок родится с необычно большими веками. [11] Подъем тяжелых предметов ассоциировался с повреждением плода. [12] Тламатлкитицитль сказала семье матери, что она не должна ни в чем нуждаться, все ее желания должны быстро исполняться, иначе ребенок будет страдать. [10] Тламатлкитицитль не только дала этот совет, но и присутствовала и взяла на себя домашние обязанности будущей матери ближе к концу беременности. [13] Эта поддержка в сочетании с советами по управлению стрессом, например, избегать стрессовых отношений, а также советом не поднимать тяжелые предметы и не переутомляться, помогла внести вклад в здоровое психологическое развитие их детей. [13]
Труд
[ редактировать ]Женщина знала, когда приближалось время родов, поскольку за несколько дней до этого она чувствовала дискомфорт в утробе матери. Поскольку тламатлкитицитль проживала в доме, мать была хорошо подготовлена к родам. Если ребенок находился в тазовом предлежании, тламатлкитицитль, владевший массажем, водил мать в паровую ванну и массировал матку, чтобы перевернуть ребенка. [9] Типичным положением во время родов было сидеть на корточках, поскольку при выталкивании ребенка помогала сила тяжести. [14] Чтобы вызвать роды, тламатлкитицитль сначала давала матери Montanoa tomentosa , а в противном случае они давали напиток, приготовленный из хвоста опоссума, который, как было показано, вызывал схватки. [15] В современных клинических испытаниях было доказано, что многие из этих смесей вызывают сокращения. [16] Испанские монахи считали эти смеси колдовством, и, поскольку тламатлкитицитль использовали как ритуальные, так и природные элементы, испанцы решили, что тламатлкитицитль — это зло, и искоренили эти практики. [11]
Роды считались битвой, и тламатлкитицитль давала матери миниатюрный щит и копье для битвы. [17] Когда ребенок рождался, акушерка издавала боевые кличи, восхваляя мать, которая боролась за роды. [18] Тламатлкитицитль перерезал пуповину , соединяющую ребенка с матерью и богами, и сушил ее. [19] После того, как плацента вышла, ее забрал и закопал в углу дома тламатлкитицитль. [20] Затем сохранившиеся пуповины хоронили, и, согласно испанским источникам, их хоронили возле поля битвы, если ребенок был мальчиком, или под очагом, если это была девочка, чтобы указать на их будущее. [21] Согласно альманахам родов, таким как Кодекс Йоалли Эхекатль, пуповина была пересажена, чтобы обеспечить отношения между богами и ребенком. [21]
Осложнения
[ редактировать ]Если ребенок умирал при родах, тламатлкитицитль использовал обсидиановый нож, чтобы разделить плод на куски, чтобы не причинить вреда матери. [22] Тламатлкитицитль предупредил мать, чтобы она не беспокоилась из-за потери ребенка, иначе пострадает дух ребенка. [22] Ученые утверждают, опираясь на данные биоархеологии , что этот же метод также использовался для абортов, хотя в целом они не одобрялись. [23] Жизнь матери была приоритетом перед спасением плода, если ситуация была опасной для жизни, и если мать подвергалась риску, то плод расчленяли, чтобы она выжила. [23] Женщинам, умершим во время родов, оказывалась такая же честь, как и солдатам, павшим в бою, и изображались как духи, известные как cihuateteo . [24]
Послеродовой
[ редактировать ]После родов тламатлкитицитль оставался в доме, чтобы помогать матери и следить за количеством молока. Поскольку отлучение ребенка от груди начиналось только через 24 месяца, это был важный процесс. [25] Эти четыре дня наблюдения также должны были обеспечить скорейшее выздоровление матери, и поэтому тламатлкитицитль готовил для нее ванны и еду. По истечении этого периода должна была состояться церемония омовения. [25]
В Кодексе Мендосы описана церемония купания, которую проводил тламатлкитицитль через четыре дня после рождения. Ребенка мыли в глиняной кадке на тростниковой циновке, и с каждой стороны были символы: один для мальчиков, другой для девочек. [26] У девочек три предмета имели отношение к ведению домашнего хозяйства: корзина, метла и веретено . [27] А для мальчиков было пять предметов, связанных с мужскими профессиями: обсидиановый клинок, изображающий перьевого мастера, кисть для писца , шило , которым работают плотники, инструмент, которым пользуются ювелиры, и щиты с луком и стрелами для воин. [28] Тламатлкитицитль кружилась вокруг циновки против часовой стрелки вместе с ребенком, омывала ребенка, а затем выкрикивала имя, которое она выбрала для ребенка, представляя его богам. [27] Вода, которую она использовала для очищения тела снаружи и внутри, не выполняет той символической функции, которую она выполняет при христианском крещении, а скорее используется для пробуждения духа ребенка и впускания богов. [29] Кодекс Йоалло Эхекатль изображает эту церемонию купания в исполнении богов, но понятно, что тламатлкитицитль выдавал себя за богов во время выполнения этих ритуалов, потому что они очень похожи на то, что изображено. [30] Например, «Йоалло Эекатль» показывает изображения богов, представляющих детей, а также перерезающих пуповину. [31] После церемонии тламатлкитицитль пеленал ребенка и произносил речь матери о том, как доблестно она сражалась и что пришло время для отдыха. [32] Затем родственников пригласили увидеть ребенка и похвалить мать, которая завершилась успешными родами. [32]
Многоплодные роды
[ редактировать ]В ацтекской культуре беременность, в результате которой родилось более одного ребенка, считалась предзнаменованием благополучия родителей. Вскоре после рождения одного (или нескольких, в зависимости от того, сколько детей родилось) убивали, чтобы защитить родителей. Несмотря на этот негативный оттенок по отношению к близнецам или близнецам, многие ацтекские мифы о сотворении мира начинаются с близнецов, таких как Кетцалькоатль, бог ветра и обучения. В его имени есть ацтекское слово, обозначающее близнец (коатль). [25]
Женщины и труд
[ редактировать ]Женщины в основном работали дома, прядя и тку нити из хлопка, хенепена или агавы маки . Они использовали ручное веретено, а затем ткали ткань на ткацком станке, который привязывали к спине и держали на коленях. Они отвечали за уход за индейками и собаками, которых разводили на мясо. Лишнюю ткань, овощи или другие предметы женщины относили на ближайший рынок для продажи или обмена на необходимый предмет. [33]
Одной из важнейших задач ацтекских женщин в доме было приготовление кукурузной муки для приготовления лепешек , что сегодня является важной традицией для мексиканских семей. Сушеную кукурузу замачивали в известковой воде (процесс, известный как никстамализация) , а никстамализованные зерна измельчали. Согласно этикету ацтеков, мужчины ели раньше женщин. [34]
В цивилизации ацтеков женщины имели ряд других профессий, в том числе священников, врачей, колдунов. [35] В их цивилизации женщины часто признавались как профессиональные ткачи и ремесленники. [36]
Изображения в ацтекских кодексах , керамике и скульптурах демонстрируют сложные и красочные узоры ацтекских ткачей. Существовали региональные текстильные изделия с соответствующими графическими рисунками. Большинство дизайнов были геометрическими, а некоторые регионы специализировались на текстиле с изображениями животных и растений. Обычно использовался хлопок, а красители получали из голубой глины, желтой охры, а красные - из насекомых, живущих в нопальских кактусах. Пурпурный цвет был получен из морской улитки Purpura patula , подобно тому, как финикийцы также получали из улиток фиолетовый краситель, используемый для королевских одеяний. [33]
В отличие от мужчин, ацтекских женщин не принуждали участвовать в военной службе. [1] Их не отправляли в военную школу в раннем возрасте, как всех их сверстников-мужчин. Это означало, что, хотя женщинам было отказано в доступе к одному из крупнейших источников богатства и престижа в ацтекском обществе, у них было меньше шансов быть убитыми в бою.
Испанское правление
[ редактировать ]ИспанскийЗавоевание территорий ацтеков уменьшило численность коренного населения из-за войн и иностранных болезней, таких как оспа, от которой у ацтеков не было иммунитета. Выжившее население столкнулось с серьезными атаками на их культуру со стороны испанских институтов, таких как римско-католическая религия.
Еще в 1529 году испанцы начали насильственно обращать ацтеков в католицизм. Первоначально они сосредоточились на ацтекской знати, чтобы создать пример для подражания другим ацтекам. Такие дворяне, как Кецальмакацин, король Амакемекана ( Чалко ), были вынуждены выбрать одну жену и отказаться от остальных, чтобы соответствовать нынешнему христианскому институту брака, который подразумевал моногамию. Полигамные отношения ацтеков со вторичными женами и детьми не были юридически признаны испанцами, которые считали таких женщин и детей незаконнорожденными и лишенными наследства претензий на звания или собственность. Это также разорвало политическую и экономическую структуру ацтекской культуры, поскольку дворянские браки заключались с учетом политических и территориальных претензий. [37]
Требования к женщинам стали суровыми после прибытия испанцев и энкомьенд создания . Ацтекские общины уже потеряли много мужчин из-за войн и эпидемий, а энкомьенды означали, что больше мужчин работали за пределами своих деревень на энкомендеро . Традиционное разделение труда по гендерному признаку стало неактуальным. У женщин больше не было мужчин, которые могли бы пахать, и им приходилось самим выполнять все сельскохозяйственные работы, включая посадку и сбор урожая, а также выращивание достаточного количества продукции, чтобы удовлетворить требования энкомьенд в дани. [38] На протяжении нескольких поколений многие молодые женщины покидали сельские районы, чтобы работать домашней прислугой или торговцами на рынках в городах. К 17 веку андские женщины составляли большинство торговцев на рынках в колониальных городах, таких как Ла-Пас (Боливия), Куско (Перу) и Кито (Эквадор). [39]
Когда испанцы в конце концов открыли промышленные текстильные фабрики, на них работали только мужчины. Новая испанская культура запрещала женщинам работать вне дома, поскольку их приоритетом было воспитание детей. [40]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Нэш, июнь (зима 1978 г.), «Ацтеки и идеология мужского доминирования», Signs , 4 (2): 356–362, doi : 10.1086/493612 , S2CID 144052214
- ^ Коллекции, Спец. «Юридическая библиотека Тарлтона: Экспонат - Закон ацтеков и майя: Семейное право ацтеков» . tarlton.law.utexas.edu . Проверено 29 октября 2021 г.
- ^ Эванс, Сьюзен (1998). «Сексуальная политика во дворце ацтеков: публичная, частная и светская». RES: Антропология и эстетика . 33 (33): 166–183. дои : 10.1086/RESv33n1ms20167007 . JSTOR 20167007 . S2CID 157697424 .
- ^ Хэмнетт, Брайан Р. (2006). Краткая история Мексики . Издательство Кембриджского университета. п. 54. ИСБН 978-0-521-61802-1 .
- ^ Коллекции, Спец. «Юридическая библиотека Тарлтона: Экспонат - Закон ацтеков и майя: Семейное право ацтеков» . tarlton.law.utexas.edu . Проверено 29 октября 2021 г.
- ^ Брунс, Карен Олсен; Стотерт, Карен Э. (2014). Женщины в Древней Америке . Норман: Университет Оклахомы Пресс. п. 143. ИСБН 978-0-8061-4628-7 .
- ^ Jump up to: а б де Саагун, Бернардино (1969). Всеобщая история вещей Новой Испании . Перевод Диббла, Чарльза Э.; Андерсон, Артур Дж. О. Санта-Фе: Университет Юты. п. 156.
- ^ де Саагун 1969, стр. 155.
- ^ Jump up to: а б из Саагуна 1969, с. 155.
- ^ Jump up to: а б с д и ж из Саагуна 1969, с. 156.
- ^ Jump up to: а б с д Беркхарт, Луиза М. (2015), «Испания и Мексика», Кембриджская история магии и колдовства на Западе , Cambridge University Press, стр. 445, ISBN 9781139043021
- ^ Jump up to: а б Мэдсен, Уильям (1960). Дети Богородицы: жизнь в ацтекской деревне сегодня . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 9780292741348 .
- ^ Jump up to: а б Вассерман, Мартин (1985). «Сообщество ацтеков и аномальное поведение: взгляд на программу первичной профилактики». Антропология . 23 (1): 75–76. JSTOR 26295517 .
- ^ Шварц, Дэвид А. (2018). Материнская смертность и заболеваемость, связанная с беременностью, среди женщин коренных народов Мексики и Центральной Америки . Глобальное здоровье матери и ребенка. п. 22. ISBN 978-3-319-71538-4 . ISSN 2522-8382 .
- ^ Буркхарт 2014, с. 444
- ^ Брюнс 2014, с. 144
- ^ Шварц 2018, с. 23.
- ^ Пауэрс, Карен Виейра (2005). Женщины в тигле завоеваний: гендерный генезис испано-американского общества, 1500–1600 гг . Альбукерке, Нью-Мексико: Издательство Университета Нью-Мексико. п. 60. ИСБН 978-0-8263-3519-7 .
- ^ Эберл, Маркус (2013). «Питающие боги: рождение и личность в кодексах горной Мексики». Кембриджский археологический журнал . 23 (3): 453–476. дои : 10.1017/S0959774313000437 . S2CID 162775156 .
- ^ де Саагун 1969, с. 169.
- ^ Jump up to: а б Эберл 2013, с. 466.
- ^ Jump up to: а б из Саагуна 1969, с. 157.
- ^ Jump up to: а б Шварц 2018, с. 29.
- ^ Брамфилд, Элизабет М. (1998). «Завоевание Уицилопочтли: ацтекская идеология в археологических записях». Кембриджский археологический журнал . 8 (1): 3–13. дои : 10.1017/S095977430000127X . S2CID 162453955 .
- ^ Jump up to: а б с Шварц 2018, с. 26.
- ^ Кодекс Мендосы . Перевод Росс, Курт. Барселона, Испания: Miller Graphics. 1978. с. 71.
- ^ Jump up to: а б Росс 1978, с. 70.
- ^ Эберл 2013, с. 465.
- ^ Эберл 2013, с. 470.
- ^ Эберл 2013, с. 469.
- ^ «Кодекс Борджиа» . digi.vatlib.it . Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б из Саагуна 1969, с. 179.
- ^ Jump up to: а б Филлипс, Чарльз (2011). Полная иллюстрированная история: ацтеки и майя . Лондон: Дом Гермеса. стр. 446–7. ISBN 978-0-85723-680-7 .
- ^ Мэдсен, Уильям (1960). Дети Богородицы: жизнь в ацтекской деревне сегодня . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0292741348 .
- ^ Баффингтон, Роберт и Лила Каймари, ред. (2009). Латиноамериканская цивилизация Кина: история общества с 1492 года по настоящее время . Вествью Пресс. п. 12. ISBN 978-0-8133-4408-9 .
{{cite book}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Пауэрс, Карен Виейра (2005). Женщины в тигле завоеваний: гендерный генезис испано-американского общества, 1500–1600 гг . Издательство Университета Нью-Мексико. п. 65. ИСБН 978-0-8263-3519-7 .
- ^ Пауэрс, Карен Виейра (2005). Женщины в тигле завоеваний: гендерный генезис испано-американского общества, 1500–1600 гг . Издательство Университета Нью-Мексико. стр. 59–61. ISBN 978-0-8263-3519-7 .
- ^ Пауэрс, Карен Виейра (2005). Женщины в тигле завоеваний: гендерный генезис испано-американского общества, 1500–1600 гг . Издательство Университета Нью-Мексико. стр. 64–5. ISBN 978-0-8263-3519-7 .
- ^ Пауэрс, Карен Виейра (2005). Женщины в тигле завоеваний: гендерный генезис испано-американского общества, 1500–1600 гг . Издательство Университета Нью-Мексико. п. 64. ИСБН 978-0-8263-3519-7 .
- ^ Пауэрс, Карен Виейра (2005). Женщины в тигле завоеваний: гендерный генезис испано-американского общества, 1500–1600 гг . Издательство Университета Нью-Мексико. стр. 59–65. ISBN 978-0-8263-3519-7 .