Jump to content

Чальчиутликуэ

Чальчиутликуэ
Богиня воды, хозяйка озер, рек и морей.
Кодекс Борбоникус (стр. 5).jpg
Чалчиутликуэ в Кодексе Борбоникус
Другие имена Истак-Чальчиутликуэ, Матлалькуайе
Обитель
Пол Женский
Область Мезоамерика
Этническая группа Ацтеки , Тлашкальтек ( Науа )
Генеалогия
Родители Создано Тескатлипока [ 3 ] (Кодекс Зумаррага)
Братья и сестры Никто
Супруга Тлалок
Дети
Эквиваленты
Греческий эквивалент Посейдон
Чальчиутликуэ, неизвестный ацтекский художник, 1200–1521 гг., серый базальт, красная охра. Институт искусств Миннеаполиса, 2009.33.

Чалчиухтликуэ [t͡ʃaːɬt͡ʃiwˈt͡ɬikʷeː] (от chālchihuitl [t͡ʃaːɬˈt͡ʃiwit͡ɬ] «нефрит» и cuēitl [kʷeːit͡ɬ «) или Chalcihuitlicue) («Она из нефритовой юбки») — ацтекское божество вода, реки, моря, ручьи, бури и крещение. [ нужна ссылка ] Чалчиутликуэ связана с плодородием и является покровительницей деторождения. [ 4 ] Чальчиутликуэ высоко почиталась в ацтекской культуре во время испанского завоевания , и она была важной фигурой божества в постклассическом ацтекском царстве центральной Мексики. [ 5 ] Чалчиутликуэ принадлежит к более крупной группе ацтекских богов дождя. [ 6 ] и она тесно связана с другим ацтекским богом воды по имени Чальчиутлатонал . [ 7 ]

Религиозное значение

[ редактировать ]

Chalchiuitlicue напрямую переводится как «Нефритовая юбка»; однако ее имя чаще всего интерпретируется как «она в нефритовой юбке». [ 6 ] Она была также известна как Чалчиухтлатонак (chalchihu[itl]-tla-tona-c) «Она, которая сияет, как нефрит» и Матлалькуайе «Обладательница синей юбки» тлашкальцами , коренной группой, населявшей республику Тласкала . [ 8 ]

Чалчиуитликуэ была женой или сестрой ацтекского бога дождя Тлалока , в зависимости от текста. Тлалок и Чалчиуитликуэ имеют схожие атрибуты, поскольку оба являются водными божествами; однако Чалчиуитликуэ часто ассоциировался с грунтовыми водами, в отличие от Тлалока. [ 8 ] Она также была матерью ацтекского бога луны Текцистекатля . В других текстах она была женой Шиутекутли , старшего божества ацтеков. [ 9 ]

В религии ацтеков Чалчиуитликуэ помогает Тлалоку управлять райским королевством Тлалокан . Чалчиутликуэ приносит плодородие сельскохозяйственным культурам и, как полагают, защищает женщин и детей. [ 10 ]

Согласно мифам, Чалчиутликуэ однажды съел солнце и луну. Ее часто ассоциируют со змеями, как и большинство ацтекских водных божеств. [ 9 ] Считается, что ее ассоциация с водой и плодородием связана с ассоциацией ацтеков с маткой и водой. В ацтекской мифологии она часто умалчивала о двойной роли как подательницы и губительницы жизни. [ 11 ] В ацтекском мифе о создании Пяти Солнц Чалчиутликуэ руководил Четвертым Солнцем или четвертым творением мира. Считается, что Чалчиутликуэ отомстила за жестокое обращение с ней Тлалока, выпустив 52-летний дождь, вызвавший гигантское наводнение, которое привело к разрушению Четвертого Солнца. [ 12 ] Она построила мост, соединивший небо и землю, и тем, кто пользовался благосклонностью Чалчиутликуэ, было разрешено пройти по нему, в то время как другие были превращены в рыб. После потопа возникло Пятое Солнце. Пятое Солнце — это мир, который мы сейчас занимаем. Во время ее правления ацтеки впервые начали использовать кукурузу, которая стала основным продуктом их питания и экономики. [ 9 ]

Чалчиутликуэ был связан со многими проявлениями воды, а также ему приписывали участие в гибели тех, кто погиб в результате утопления. [ 13 ]

Помимо смертей, связанных с водой, Чалчиутликуэ руководил ритуалами рождения, омовением жертвенных жертв и церемониальных актеров, судебным очищением, королевским введением в должность и переработкой ритуальных отходов. [ 8 ]

Чалчиутликуэ часто изображали как «реку, из которой вырос кактус опунции, нагруженный плодами, которые символизировали человеческое сердце». (Шварц 2018, 14). Считалось, что она олицетворение молодости, красоты и рвения, хотя ее не следует путать с Тласольтеотль (также известной как Иксукуина или Тлаэлькуани), которая была ацтекской богиней акушерок, паровых бань, очищения, греха и была богиней акушерок, паровых бань, очищения, греха. покровительница прелюбодеев. Хотя две богини часто пересекались, они отличались друг от друга. [ 9 ]

Археологические записи

[ редактировать ]
Чальчиутликуэ в Кодексе Борджиа , стр. 65. Чалчиутликуэ изображено справа.

Чальчиутликуэ изображен в нескольких манускриптах Центральной Мексики, в том числе в доколумбовом Кодексе Борджиа (иллюстрации 11 и 65), Кодексе Борбоникус 16-го века (стр. 5), Кодексе Риос 16-го века (стр. 17) и Флорентийском Кодексе (илл. 11). ). В скульптуре Чалчиутликуэ часто вырезают из зеленого камня в соответствии с ее именем.

Пирамида Луны — это большая пирамида, расположенная в Теотиуакане, доминирующей политической власти в центральном мексиканском регионе в ранний классический период (около 200–600 гг. Н. Э.). Считается, что пирамида когда-то была посвящена Чалчиутликуэ. Он сопровождает «Пирамиду Солнца», которая, как полагают, была посвящена мужу Чалчиутликуэ Тлалоку.

В середине 19 века археологи обнаружили под пирамидой Луны 20-тонную монолитную скульптуру, изображающую богиню воды, которая, как полагают, была Чалчиутликуэ. Скульптура была раскопана на площади перед сооружением Пирамиды Луны . Скульптура была перевезена Леопольдо Батресом в Мехико в 1889 году, где в настоящее время находится в коллекции Национального музея антропологии . [ 14 ]

Статуя Чалчиутликуэ (или другой водной богини) из пирамиды Луны.

Визуальные представления

[ редактировать ]

Чалчихуитликуэ носит характерный головной убор, состоящий из нескольких широких, вероятно, хлопчатобумажных лент, отделанных семенами амаранта . [ 15 ] Большие круглые кисточки ниспадают с обеих сторон головного убора. Чалчихуитликуэ обычно носит шаль, украшенную кисточками, и юбку. Ее часто изображают сидящей со струей воды, вытекающей из-под юбки или из-за нее.

В Кодексе Борбоникуса (стр. 5) Чалчихуитликуэ носит сложный бело-голубой головной убор. Она сидит на красном табурете, и из-под его табурета течет струя воды. В воде несут младенца мужского пола и младенца женского пола, которые изображены как будто купающиеся. [ 16 ]

В Кодексе Борджиа (стр. 65) Чальчихуитликуэ сидит на красном троне, а из-за ее тела течет река. Две фигуры стоят в воде, и Чалчихуитликуэ жестикулирует в их сторону. Она носит сложный желтый головной убор. [ 17 ]

Обряды и ритуалы

[ редактировать ]

Пять из 20 крупных праздников в ацтекском календаре были посвящены Чалчиутликуэ и ее мужу (или брату) Тлалоку. Во время этих празднований жрецы ныряли в озеро и имитировали движения и кваканье лягушек, надеясь вызвать дождь.

Чалчиутликуэ управляет 5-м днем ​​Змеи и треценой 1- го Трости . Ее праздник отмечается в вентене Эцалькалицтли . [ 13 ] Она связана с плодородием как людей, так и земли, а ацтеки просили у Чалчиутликуэ хороший урожай сельскохозяйственных культур.

Была проведена серия ритуальных церемоний, посвященных Чалчиутликуэ и другим божествам рождения/воды, называемым Атлькауало. Эти церемонии продлятся весь февраль. [ 9 ]

Чалчиутликуэ был опекуном детей и новорожденных. Когда дети заболевали, целители призывали богиню во время занятий гидромантией , чтобы найти тоналли (духи) больных детей. [ 18 ] Она также играла центральную роль в процессе родов. Матери и младенцы часто умирали в процессе родов; роль акушерки также имела первостепенное значение в этом процессе. [ 19 ] Во время родов акушерка разговаривала с новорожденным и просила богов, чтобы рождение ребенка обеспечило ему первое место среди них. Перерезав пуповину, акушерка обмыла новорожденного, традиционно поздравив Чалчиутликуэ. [ 20 ] Через четыре дня после рождения ребенку дали вторую ванну и дали имя.

Как сообщили информаторы Саагуна, акушерка сказала: «Боги Ометекутли и Омециоатль, которые обитают на девятом и десятом небе, родили тебя в этом свете и привели в этот мир, полный бедствий и боли, возьми затем эту воду, которая защитит твоя жизнь, во имя богини Чалчиутликуэ». [ 20 ] Затем она окропила голову ребенка водой и сказала: «Посмотри на этот элемент, без помощи которого не может выжить ни одно смертное существо». Она также окропила водой грудь ребенка, сказав: «Прими эту небесную воду, которая смывает нечистоту из твоего сердца». Затем она подошла к голове и сказала: «Сын, прими эту божественную воду, которую нужно пить, чтобы все могли жить, чтобы она могла омыть тебя и смыть все твои несчастья, часть жизни от начала мира: эта вода на самом деле обладает уникальной силой противостоять несчастью». Наконец акушерка вымыла все тело ребенка и сказала: «В какой части тебя скрывается несчастье? Или в какой части ты прячешься? Оставь этого ребенка, сегодня он рождается заново в целебных водах, в которых он родился. был омыван, как того требует воля морского бога Чалчиутликуэ». [ 20 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. стр. 100-1 567, 568, 569, 570, 571. ISBN.  970-07-3149-9 .
  2. ^ Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. стр. 100-1 206, 207. ISBN.  970-07-3149-9 .
  3. ^ Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. п. 351. ИСБН  970-07-3149-9 .
  4. ^ Рид и Гонсалес 2002: 140–142.
  5. XVI века По словам доминиканского монаха и историка Диего Дурана . «Всеобщее почитание» цитируется из его «Книги богов и обрядов» , написанной в 1574–1576 годах и опубликованной в английском переводе (Durán 1971: 261), цитируется Read & González 2002: 141.
  6. ^ Jump up to: а б Саагун, Бернардино де (1970). Флорентийский кодекс: Общая история вещей Новой Испании: Книга I, Боги . Андерсон, Артур Дж. О., Диббл, Чарльз Э. (2-е изд.). Санта-Фе, Нью-Мексико: Школа американских исследований. п. 6. ISBN  9780874800005 . OCLC   877854386 .
  7. ^ Миллер и Таубе 1993: 60; Таубе 1993: 32–35.
  8. ^ Jump up to: а б с Деув, Даниэль (2020). «Правила построения ацтекского божества: Чальчиутликуэ, богини воды» . Издательство Кембриджского университета . 31 : 7–28. дои : 10.1017/S0956536118000056 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и Шварц, Дэвид А. (2018). Материнская смертность и заболеваемость, связанная с беременностью, среди женщин коренных народов Мексики и Центральной Америки . Международное издательство Спрингер. стр. 11–33. ISBN  978-3-319-71537-7 .
  10. ^ Прочтите, Кей Алмере; Гонсалес, Джейсон Дж. (13 июня 2002 г.). Мезоамериканская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям Мексики и Центральной Америки . ОУП США. п. 142. ИСБН  9780195149098 .
  11. ^ Миллер и Таубе 1993: 60.
  12. ^ Таубе 1993: 34–35.
  13. ^ Jump up to: а б Саагун, Бернардино (1970). Флорентийский кодекс . Университет Юты Пресс. п. 6. ISBN  0874800005 . А иногда она топила мужчин в воде; она их утопила. Вода была неспокойна: волны ревели; они метались и гремели. Вода была дикая.
  14. ^ Берло 1992: 138; Пастор 1997: 87–89.
  15. ^ «Водное божество (Чалчихуитликуэ) [Мексика; ацтеки] (00.5.72) | Страница объекта | Хронология истории искусств | Метрополитен-музей» . Архивировано из оригинала 15 марта 2007 г. Проверено 31 мая 2008 г.
  16. ^ Кодекс Борбоникуса . п. 5.
  17. ^ Кодекс Борджиа . п. 65.
  18. ^ Оливье, Гильем и Сьюзан Романоски. «Чальчиутликуэ». В Дэвиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . Том 1. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN   9780195188431
  19. ^ Эрнандес, Франциско; Вари, Саймон; Чабран, Рафаэль (2000). Сокровищница Мексики: сочинения доктора. Франсиско Эрнандес . Издательство Стэнфордского университета. ISBN  978-0-8047-3963-4 .
  20. ^ Jump up to: а б с Саагун, Бернардино де (1970). Флорентийский кодекс: Всеобщая история вещей Новой Испании, Книга 6: Риторика и моральная философия . Школа американских исследований. п. 175.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 22acccfea8c23c7d103c58e70277dc58__1713532620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/58/22acccfea8c23c7d103c58e70277dc58.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chalchiuhtlicue - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)