Чальчиутликуэ
Чальчиутликуэ | |
---|---|
Богиня воды, хозяйка озер, рек и морей. | |
Чалчиутликуэ в Кодексе Борбоникус | |
Другие имена | Истак-Чальчиутликуэ, Матлалькуайе |
Обитель | |
Пол | Женский |
Область | Мезоамерика |
Этническая группа | Ацтеки , Тлашкальтек ( Науа ) |
Генеалогия | |
Родители | Создано Тескатлипока [ 3 ] (Кодекс Зумаррага) |
Братья и сестры | Никто |
Супруга | Тлалок |
Дети |
|
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Посейдон |

Чалчиухтликуэ [t͡ʃaːɬt͡ʃiwˈt͡ɬikʷeː] (от chālchihuitl [t͡ʃaːɬˈt͡ʃiwit͡ɬ] «нефрит» и cuēitl [kʷeːit͡ɬ «) или Chalcihuitlicue) («Она из нефритовой юбки») — ацтекское божество вода, реки, моря, ручьи, бури и крещение. [ нужна ссылка ] Чалчиутликуэ связана с плодородием и является покровительницей деторождения. [ 4 ] Чальчиутликуэ высоко почиталась в ацтекской культуре во время испанского завоевания , и она была важной фигурой божества в постклассическом ацтекском царстве центральной Мексики. [ 5 ] Чалчиутликуэ принадлежит к более крупной группе ацтекских богов дождя. [ 6 ] и она тесно связана с другим ацтекским богом воды по имени Чальчиутлатонал . [ 7 ]
Религиозное значение
[ редактировать ]Chalchiuitlicue напрямую переводится как «Нефритовая юбка»; однако ее имя чаще всего интерпретируется как «она в нефритовой юбке». [ 6 ] Она была также известна как Чалчиухтлатонак (chalchihu[itl]-tla-tona-c) «Она, которая сияет, как нефрит» и Матлалькуайе «Обладательница синей юбки» тлашкальцами , коренной группой, населявшей республику Тласкала . [ 8 ]
Чалчиуитликуэ была женой или сестрой ацтекского бога дождя Тлалока , в зависимости от текста. Тлалок и Чалчиуитликуэ имеют схожие атрибуты, поскольку оба являются водными божествами; однако Чалчиуитликуэ часто ассоциировался с грунтовыми водами, в отличие от Тлалока. [ 8 ] Она также была матерью ацтекского бога луны Текцистекатля . В других текстах она была женой Шиутекутли , старшего божества ацтеков. [ 9 ]
В религии ацтеков Чалчиуитликуэ помогает Тлалоку управлять райским королевством Тлалокан . Чалчиутликуэ приносит плодородие сельскохозяйственным культурам и, как полагают, защищает женщин и детей. [ 10 ]
Согласно мифам, Чалчиутликуэ однажды съел солнце и луну. Ее часто ассоциируют со змеями, как и большинство ацтекских водных божеств. [ 9 ] Считается, что ее ассоциация с водой и плодородием связана с ассоциацией ацтеков с маткой и водой. В ацтекской мифологии она часто умалчивала о двойной роли как подательницы и губительницы жизни. [ 11 ] В ацтекском мифе о создании Пяти Солнц Чалчиутликуэ руководил Четвертым Солнцем или четвертым творением мира. Считается, что Чалчиутликуэ отомстила за жестокое обращение с ней Тлалока, выпустив 52-летний дождь, вызвавший гигантское наводнение, которое привело к разрушению Четвертого Солнца. [ 12 ] Она построила мост, соединивший небо и землю, и тем, кто пользовался благосклонностью Чалчиутликуэ, было разрешено пройти по нему, в то время как другие были превращены в рыб. После потопа возникло Пятое Солнце. Пятое Солнце — это мир, который мы сейчас занимаем. Во время ее правления ацтеки впервые начали использовать кукурузу, которая стала основным продуктом их питания и экономики. [ 9 ]
Чалчиутликуэ был связан со многими проявлениями воды, а также ему приписывали участие в гибели тех, кто погиб в результате утопления. [ 13 ]
Помимо смертей, связанных с водой, Чалчиутликуэ руководил ритуалами рождения, омовением жертвенных жертв и церемониальных актеров, судебным очищением, королевским введением в должность и переработкой ритуальных отходов. [ 8 ]
Чалчиутликуэ часто изображали как «реку, из которой вырос кактус опунции, нагруженный плодами, которые символизировали человеческое сердце». (Шварц 2018, 14). Считалось, что она олицетворение молодости, красоты и рвения, хотя ее не следует путать с Тласольтеотль (также известной как Иксукуина или Тлаэлькуани), которая была ацтекской богиней акушерок, паровых бань, очищения, греха и была богиней акушерок, паровых бань, очищения, греха. покровительница прелюбодеев. Хотя две богини часто пересекались, они отличались друг от друга. [ 9 ]
Археологические записи
[ редактировать ]
Чальчиутликуэ изображен в нескольких манускриптах Центральной Мексики, в том числе в доколумбовом Кодексе Борджиа (иллюстрации 11 и 65), Кодексе Борбоникус 16-го века (стр. 5), Кодексе Риос 16-го века (стр. 17) и Флорентийском Кодексе (илл. 11). ). В скульптуре Чалчиутликуэ часто вырезают из зеленого камня в соответствии с ее именем.
Пирамида Луны — это большая пирамида, расположенная в Теотиуакане, доминирующей политической власти в центральном мексиканском регионе в ранний классический период (около 200–600 гг. Н. Э.). Считается, что пирамида когда-то была посвящена Чалчиутликуэ. Он сопровождает «Пирамиду Солнца», которая, как полагают, была посвящена мужу Чалчиутликуэ Тлалоку.
В середине 19 века археологи обнаружили под пирамидой Луны 20-тонную монолитную скульптуру, изображающую богиню воды, которая, как полагают, была Чалчиутликуэ. Скульптура была раскопана на площади перед сооружением Пирамиды Луны . Скульптура была перевезена Леопольдо Батресом в Мехико в 1889 году, где в настоящее время находится в коллекции Национального музея антропологии . [ 14 ]

Визуальные представления
[ редактировать ]Чалчихуитликуэ носит характерный головной убор, состоящий из нескольких широких, вероятно, хлопчатобумажных лент, отделанных семенами амаранта . [ 15 ] Большие круглые кисточки ниспадают с обеих сторон головного убора. Чалчихуитликуэ обычно носит шаль, украшенную кисточками, и юбку. Ее часто изображают сидящей со струей воды, вытекающей из-под юбки или из-за нее.
В Кодексе Борбоникуса (стр. 5) Чалчихуитликуэ носит сложный бело-голубой головной убор. Она сидит на красном табурете, и из-под его табурета течет струя воды. В воде несут младенца мужского пола и младенца женского пола, которые изображены как будто купающиеся. [ 16 ]
В Кодексе Борджиа (стр. 65) Чальчихуитликуэ сидит на красном троне, а из-за ее тела течет река. Две фигуры стоят в воде, и Чалчихуитликуэ жестикулирует в их сторону. Она носит сложный желтый головной убор. [ 17 ]
Обряды и ритуалы
[ редактировать ]Пять из 20 крупных праздников в ацтекском календаре были посвящены Чалчиутликуэ и ее мужу (или брату) Тлалоку. Во время этих празднований жрецы ныряли в озеро и имитировали движения и кваканье лягушек, надеясь вызвать дождь.
Чалчиутликуэ управляет 5-м днем Змеи и треценой 1- го Трости . Ее праздник отмечается в вентене Эцалькалицтли . [ 13 ] Она связана с плодородием как людей, так и земли, а ацтеки просили у Чалчиутликуэ хороший урожай сельскохозяйственных культур.
Была проведена серия ритуальных церемоний, посвященных Чалчиутликуэ и другим божествам рождения/воды, называемым Атлькауало. Эти церемонии продлятся весь февраль. [ 9 ]
Роды
[ редактировать ]Чалчиутликуэ был опекуном детей и новорожденных. Когда дети заболевали, целители призывали богиню во время занятий гидромантией , чтобы найти тоналли (духи) больных детей. [ 18 ] Она также играла центральную роль в процессе родов. Матери и младенцы часто умирали в процессе родов; роль акушерки также имела первостепенное значение в этом процессе. [ 19 ] Во время родов акушерка разговаривала с новорожденным и просила богов, чтобы рождение ребенка обеспечило ему первое место среди них. Перерезав пуповину, акушерка обмыла новорожденного, традиционно поздравив Чалчиутликуэ. [ 20 ] Через четыре дня после рождения ребенку дали вторую ванну и дали имя.
Как сообщили информаторы Саагуна, акушерка сказала: «Боги Ометекутли и Омециоатль, которые обитают на девятом и десятом небе, родили тебя в этом свете и привели в этот мир, полный бедствий и боли, возьми затем эту воду, которая защитит твоя жизнь, во имя богини Чалчиутликуэ». [ 20 ] Затем она окропила голову ребенка водой и сказала: «Посмотри на этот элемент, без помощи которого не может выжить ни одно смертное существо». Она также окропила водой грудь ребенка, сказав: «Прими эту небесную воду, которая смывает нечистоту из твоего сердца». Затем она подошла к голове и сказала: «Сын, прими эту божественную воду, которую нужно пить, чтобы все могли жить, чтобы она могла омыть тебя и смыть все твои несчастья, часть жизни от начала мира: эта вода на самом деле обладает уникальной силой противостоять несчастью». Наконец акушерка вымыла все тело ребенка и сказала: «В какой части тебя скрывается несчастье? Или в какой части ты прячешься? Оставь этого ребенка, сегодня он рождается заново в целебных водах, в которых он родился. был омыван, как того требует воля морского бога Чалчиутликуэ». [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. стр. 100-1 567, 568, 569, 570, 571. ISBN. 970-07-3149-9 .
- ^ Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. стр. 100-1 206, 207. ISBN. 970-07-3149-9 .
- ^ Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. п. 351. ИСБН 970-07-3149-9 .
- ^ Рид и Гонсалес 2002: 140–142.
- ↑ XVI века По словам доминиканского монаха и историка Диего Дурана . «Всеобщее почитание» цитируется из его «Книги богов и обрядов» , написанной в 1574–1576 годах и опубликованной в английском переводе (Durán 1971: 261), цитируется Read & González 2002: 141.
- ^ Jump up to: а б Саагун, Бернардино де (1970). Флорентийский кодекс: Общая история вещей Новой Испании: Книга I, Боги . Андерсон, Артур Дж. О., Диббл, Чарльз Э. (2-е изд.). Санта-Фе, Нью-Мексико: Школа американских исследований. п. 6. ISBN 9780874800005 . OCLC 877854386 .
- ^ Миллер и Таубе 1993: 60; Таубе 1993: 32–35.
- ^ Jump up to: а б с Деув, Даниэль (2020). «Правила построения ацтекского божества: Чальчиутликуэ, богини воды» . Издательство Кембриджского университета . 31 : 7–28. дои : 10.1017/S0956536118000056 .
- ^ Jump up to: а б с д и Шварц, Дэвид А. (2018). Материнская смертность и заболеваемость, связанная с беременностью, среди женщин коренных народов Мексики и Центральной Америки . Международное издательство Спрингер. стр. 11–33. ISBN 978-3-319-71537-7 .
- ^ Прочтите, Кей Алмере; Гонсалес, Джейсон Дж. (13 июня 2002 г.). Мезоамериканская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям Мексики и Центральной Америки . ОУП США. п. 142. ИСБН 9780195149098 .
- ^ Миллер и Таубе 1993: 60.
- ^ Таубе 1993: 34–35.
- ^ Jump up to: а б Саагун, Бернардино (1970). Флорентийский кодекс . Университет Юты Пресс. п. 6. ISBN 0874800005 .
А иногда она топила мужчин в воде; она их утопила. Вода была неспокойна: волны ревели; они метались и гремели. Вода была дикая.
- ^ Берло 1992: 138; Пастор 1997: 87–89.
- ^ «Водное божество (Чалчихуитликуэ) [Мексика; ацтеки] (00.5.72) | Страница объекта | Хронология истории искусств | Метрополитен-музей» . Архивировано из оригинала 15 марта 2007 г. Проверено 31 мая 2008 г.
- ^ Кодекс Борбоникуса . п. 5.
- ^ Кодекс Борджиа . п. 65.
- ^ Оливье, Гильем и Сьюзан Романоски. «Чальчиутликуэ». В Дэвиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . Том 1. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 9780195188431
- ^ Эрнандес, Франциско; Вари, Саймон; Чабран, Рафаэль (2000). Сокровищница Мексики: сочинения доктора. Франсиско Эрнандес . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-3963-4 .
- ^ Jump up to: а б с Саагун, Бернардино де (1970). Флорентийский кодекс: Всеобщая история вещей Новой Испании, Книга 6: Риторика и моральная философия . Школа американских исследований. п. 175.
Библиография
[ редактировать ]- Берло, Джанет Кэтрин (1992). «Иконы и идеологии в Теотиуакане: новый взгляд на Великую Богиню». В Джанет Кэтрин Берло (ред.). Искусство, идеология и город Теотиуакан: симпозиум в Думбартон-Оксе, 8 и 9 октября 1988 г. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса . стр. 129–168. ISBN 0-88402-205-6 . ОСЛК 25547129 .
- Дуран, Диего (1971) [1574–79]. Книга богов и обрядов и Древний календарь . Цивилизация из сериала американских индейцев, нет. 102. Переведено и отредактировано Фернандо Оркаситасом и Дорис Хейден , с предисловием Мигеля Леона-Портильи (перевод «Книги богов и обрядов» и «Древнего календаря» , 1-е английское изд.). Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-0889-4 . OCLC 149976 .
- Оливье, Гильем и Сьюзен Романоски. «Чальчиутликуэ». В Дэвиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . Том 1. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 9780195188431
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05068-6 . ОСЛК 27667317 .
- Пастори, Эстер (1997). Теотиуакан: эксперимент в жизни . предисловие Энрике Флорескано. Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-292-76597-5 . OCLC 56405008 .
- Прочтите, Кей Алмере; Джейсон Дж. Гонсалес (2002). Справочник по мезоамериканской мифологии: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям Мексики и Центральной Америки . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-514909-2 . OCLC 77857686 .
- Таубе, Карл А. (1993). Мифы ацтеков и майя (4-е печатное издание Техасского университета). Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 0-292-78130-Х . OCLC 29124568 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы по теме: Чалчиутликуэ Викискладе есть