Ицпапалотль
Ицпапалотль | |
---|---|
Правитель Тамоанчана Королева Цицимиме Воин и богиня смерти | |
![]() Изображение Ицпапалотля из Кодекса Борджиа. | |
Пол | Женский |
Область | Мезоамерика |
Этническая группа | ацтекский |
Ицпапалотль [ а ] («Обсидиановая бабочка») была богиней в религии ацтеков .
Она была поразительным воином-скелетом, богиней смерти и царицей Цицимиме . Она правила райским миром Тамоуанчан , раем жертв детской смертности и местом, где были созданы люди. [ 1 ]
Она является матерью Мишкоатля и особенно связана с бабочкой Rothschildia orizaba из семейства Saturniidae . [ 2 ] Некоторые из ее ассоциаций — птицы и огонь. [ 3 ] Однако в первую очередь она появляется в форме Обсидиановой Бабочки. [ 4 ]
Иконография
[ редактировать ]Имя Ицпапалотля может означать либо «обсидиановую бабочку», либо «когтистую бабочку»; последнее значение кажется наиболее вероятным. [ нужна ссылка ] Вполне возможно, что когтистая бабочка относится к летучей мыши, а в некоторых случаях Ицпапалотль изображается с крыльями летучей мыши. Однако она также может появиться с явными атрибутами бабочки или орла. Ее крылья имеют наконечники из обсидиана или кремневого ножа. [ 5 ] (В Рукописи 1558 года Ицпапалотль описывается как «распустившаяся в белый кремень, и они взяли белый и завернули его в узел».) Она могла появиться в образе красивой, соблазнительной женщины или грозной богини с скелетная голова и крылья бабочки снабжены каменными лезвиями. Хотя идентичность остается неясной, сапотекское божество, названное Альфонсо Касо и Игнасио Берналем Богиней 2J, может быть классической сапотекской формой Ицпапалотля. Во многих случаях Богиня 2J, изображение которой встречается на керамических урнах, отождествляется с летучими мышами. «В фольклоре летучих мышей иногда называют «черными бабочками»». [ 6 ] Ицпапалотль иногда изображают в виде богини с распущенными волосами, держащей трофейную ногу. Некоторые ученые считают, что бедренная кость имеет значение как военный трофей или священный объект в доиспанском искусстве. [ 7 ]
Ритуал
[ редактировать ]Ицпапалотль является покровителем дня и связан со звездами Козкуаутли и Тресена 1 дома в ацтекском календаре. Дом Тресена 1 — одна из пяти западных дат Тресена, посвященных cihuateteo , или женщинам, умершим при родах. Ицпапалотль не только сама считалась одной из чиуатетео , но она также была одной из цицимиме, звездных демонов, которые угрожали поглотить людей во время солнечных затмений. [ 5 ]
Один из выдающихся аспектов ритуала, окружающего Ицпапалотля, связан с историей создания Чичимека . Ритуал проиллюстрирован в документе шестнадцатого века, известном как Карта Куаутинчана № 2. [ 8 ] На иллюстрации из этого документа изображены воины-чичимеки, выходящие из семикамерной пещеры позади Ицпапалотля. Божество изображено размахивающим отрубленной ногой, которая считается символом битвы. Начиная с 1990-х годов археологи, исследующие регион Барранка-дель-Агила, к юго-западу от Мехико, обнаружили пещеры, вырезанные по образцу семикамерной пещеры, известной как Чикомосток , из повествования о ритуальном создании. [ 9 ]
Мифология
[ редактировать ]Согласно Манускрипту 1558 года , раздел VII, Ицпапалотль был одним из двух божественных двухголовых оленей (второй — Чималман ), которые временно превращались в женщин, чтобы соблазнять мужчин. Ицпапалотль подошел к двум «облачным змеям по имени Ксунель [ˈʃiwnel] и Мимих [ˈmimit͡ʃ] », которые превратились в людей (чтобы замаскироваться, когда все остальные представители Ценцонмимикскоа были убиты в засаде?). Ксиунель Ицпапалотль сказал: «Пей, Ксиунель». Ксюнель выпила кровь и тут же легла вместе с ней. Внезапно она... сожрала его, разорвала ему грудь... Потом Мимич... побежал и... спустился в колючую бочку кактуса, упал в нее. женщина упала вслед за ним». [ 10 ] В мифо-историческом повествовании «Анналов Куаутитлана» жертвы облачного божества принимают форму оленей, сердца которых съедает Ицпапалотль. Тема богини, пожирающей сердце, появляется и в других мировых мифологиях. [ 4 ]
Влияние на современную культуру
[ редактировать ]- Фея Мотылька Орисаба, злодейка из «Елены из Авалора» , была вдохновлена Ицпапалотлем. [ 11 ]
- Помимо поп-культуры, имя богини использовалось для обозначения образований Ицпапалотль Тессера на планете Венера , которые изучаются для наших знаний геологической истории нашей планеты. [ 12 ]
- Кроме того, богиня - один из доколумбовых мотивов, встречающихся в литературе калифорнийских чикано . [ 13 ]
- Ицпапалотль также занимает видное место в романе «Обсидиановая бабочка» , девятой книге из «Анита Блейк: Охотница на вампиров» серии Лорелл К. Гамильтон .
- Она также была монстром в Никто не выйдет живым» на Netflix. фильме « [ нужна ссылка ]
- Она появляется в «Викторе и Валентино» в маскировке по мотивам фольклора. [ нужна ссылка ]
- Она появляется в американском фэнтезийном сериале ужасов « От заката до рассвета: Сериал» под видом Ла Льороны .
- Она станет главным антагонистом грядущего мексиканского анимационного фильма «Знак ягуара».
См. также
[ редактировать ]- Сиуатетео
- Сиуакоатль
- Цицимиме
- Мишкоатль
- Тамоанчан
- Уицилопочтли
- Тлауискальпантеуктли
- Женщина-воин
- Список женщин-воинов в фольклоре
Примечания
[ редактировать ]- ^ Произношение на науатле: [iːt͡spaːˈpalot͡ɬ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ицпапалотль, Обсидиановая или Когтистая бабочка [ ненадежный источник? ]
- ^ Уго Э. Понсе-Уллоа, магистр наук. «Бабочки Бойтельшпехера Древней Мексики» . Оркин . Проверено 12 декабря 2020 г.
- ^ Клайн, Остин. «Ицпапалотль: Ицпапалотль, богиня огня и птиц в ацтекской религии, мифологии» . Руководство About.com . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б Джинджерич, Уиллард (1988). «Три гимна на науатле об архетипе матери: интерпретирующий комментарий» . Мексиканские исследования/Estudios Mexicanos . 4 (2): 191–244. дои : 10.2307/1051822 . JSTOR 1051822 .
- ^ Перейти обратно: а б Миллер и Таубе 1993 , с. 100.
- ^ Бенсон, Элизабет (осень 1988 г.). «Майя и летучая мышь». Журнал литературы латиноамериканских индейцев . 4 (2): 99–124. Цитирование: Парсонс, Элси Клюс (1936). Митла, город душ, и другие говорящие на сапотеко пуэбло Оахаки, Мексика . Издательство Чикагского университета. п. 318. OCLC 185287287 .
- ^ Йонеда, Кейко (2007). «Глифы и сообщения на карте Куаутинчан № 2 : Чикомосток, Ицпапалотль и 13 Флинт» . В Карраско, Дэвид; Сешнс, Скотт (ред.). Пещера, город и орлиное гнездо: интерпретативное путешествие по карте Куаухтинчан № 1. 2 . УНМ Пресс. стр. 161–203. ISBN 978-0-8263-4283-6 .
- ^ Брэди, Джеймс Э. (2005). Кейт М. Пруфер (ред.). В утробе каждого монстра: мезоамериканский ритуал использования пещер . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. стр. 69–87. ISBN 978-0-292-70586-9 .
- ^ Гидвиц, Том (2009). «Карточный квест» . Журнал археологии . 62 (2).
- ^ Леон-Портилья, Мигель; Шоррис, Эрл (2002). На языке королей: антология мезоамериканской литературы от доколумбовой эпохи до наших дней . WW Нортон и компания. п. 61. ИСБН 978-0-393-32407-5 .
- ^ @CraigGerber_ (28 декабря 2016 г.). «Орисаба в «Скипетре ночи» был вдохновлен ацтекской богиней Ицпапалотль» ( твит ) – через Twitter .
- ^ Фордер Брюгге, RW; Флетчер, Р.К. (1 марта 1990 г.). «Модель формы зон надвига на Венере». Конференция по науке о Луне и планетах . 21 : 1278. Бибкод : 1990LPI....21,1278В .
- ^ Клор де Альва, Дж. Хорхе (1986). «Калифорнийская литература чикано и доколумбовые мотивы: фольга и фетиш». Слияние . 1 (2): 18–26. JSTOR 27921652 .
Библиография
[ редактировать ]- Миллер, Мэри ; Таубе, Карл (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-05068-2 . ОСЛК 27667317 .
- Прочтите, Кей Алмере; Джейсон Дж. Гонсалес (2002). Справочник по мезоамериканской мифологии: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям Мексики и Центральной Америки . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-514909-8 . OCLC 77857686 .
- Саагун, Бернардин (1997) [ок. 1558–156 гг.] Первые мемориалы . Цивилизация американских индейцев, серия том. 200, часть 2. Тельма Д. Салливан (английский перевод и палеография текста науатля) с Х. Б. Николсоном , Артуром Дж. О. Андерсоном , Чарльзом Э. Дибблом , Элоизой Киньонес Кебер и Уэйном Руветом (завершение, исправления и ред.). Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 978-0-8061-2909-9 . OCLC 35848992 .
- де Альва, Дж. Хорхе Клор (1986). «Калифорнийская литература чикано и доколумбовые мотивы: фольга и фетиш». Слияние . 1 (2): 18–26. JSTOR 27921652 . ПроКвест 1307994236 .
- Джинджерич, Уиллард (1988). «Три гимна науатля об архетипе матери: интерпретирующий комментарий». Мексиканские исследования/Estudios Mexicanos . 4 (2): 191–244. дои : 10.2307/1051822 . JSTOR 1051822 .
- Карраско, Давид; Сешнс, Скотт (2007). Пещера, город и орлиное гнездо: поясняющее путешествие по карте Куаутинчан № 2 . УНМ Пресс. ISBN 978-0-8263-4283-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Брэди, Джеймс Э.; Колтман, Джереми Д. (июнь 2016 г.). «Летучие мыши и камазоц : исправление столетия ошибочной идентичности» . Латиноамериканская древность . 27 (2): 227–237. дои : 10.7183/1045-6635.27.2.227 . S2CID 164112975 .
- Изображение Ротшильдии орисаба