Тонакациуатль
Тонакациуатль | |
---|---|
Богиня Творения [ 1 ] | |
![]() Тонакациуатль, изображенный в Кодексе Теллериано-Ременсис | |
Другие имена | Ометеотль , Омесиуатль, Ситлалькуэйтль |
Обитель | Омейокан ( Тринадцатое небо ) [ 1 ] |
Пол | Женский |
Область | Мезоамерика |
Этническая группа | Ацтеки , Тлашкальтек , Тольтеки (Нахоа) |
Генеалогия | |
Родители | Нет (создан самостоятельно) |
Братья и сестры | Никто |
Супруга | Тонакатекутли (Кодекс Зумаррага) |
Дети | • С Ометекутли: Шипе-Тотек , Тескатлипока , Кетцалькоатль , Уицилопочтли (Кодекс Зумаррага) [ 1 ] • Плодотворными действиями: 1600 богов Науцонтетео (Текпатль) [ 2 ] |
В мифологии ацтекской Тонакациуатль ( англ. Произношение на науатле: [toːnakaːˈsiwaːt͡ɬ] ) была создательницей и богиней плодородия, которой поклонялись за то, что она заселила землю и сделала ее плодородной. [ 3 ] Большинство рукописей колониальной эпохи приравнивают ее к Омечиуатлю . [ 4 ] Тонакациуатль был супругой Тонакатекухтли . [ 5 ] Ее также называют Ильуикачиуатль или «Небесная леди». [ 6 ]
Тонакациуатль изображен в Кодексе Теллериано-Ременсис . [ 7 ]

Этимология
[ редактировать ]Имя бога представляет собой соединение двух слов на языке науатль : тонака и циуатль . [ 8 ] Хотя cihuātl можно перевести как «женщина» или «леди», тонака предлагает несколько возможных интерпретаций. Некоторые читают этот корень как tonacā (без длинного «о»), состоящий из nacatl , означающего «человеческая плоть» или «пища», с притяжательным префиксом ( «наш»). Согласно этой этимологии, Тонациуатль будет означать «Леди нашей еды» или «Леди нашей плоти», что чаще всего переводится как «Леди нашего пропитания». [ 4 ] Слово тонак просто означает «изобилие», что дает Тонациуатлю альтернативное чтение «Леди изобилия». [ 8 ]
Происхождение и роль
[ редактировать ]Тонасиуатль была центрально-мексиканской формой богини-создательницы, общей для мезоамериканских религий. [ 4 ] Согласно Кодексу Риос , « Истории мексиканцев, рассказанной их картинами» , «Истории Мешики » и Флорентийскому кодексу , Тонакациуатль и ее коллега Тонакатекутли проживали в Омейокане , 13-м самом высоком небе, с которого человеческие души спускались на землю. [ 9 ] [ 4 ] [ 6 ] Тонациуатль связан с деторождением и появляется в доколумбовом искусстве рядом с совокупляющимися людьми. Во кодексе Флорентийском Саагун рассказывает, что ацтекские акушерки говорили новорожденным после купания: «Вы были созданы в месте двойственности, месте над девятью небесами. Ваши мать и отец — Ометеуктли и Омечиуатль , небесная госпожа — сформировали вас, создал тебя». [ 6 ]
В 1629 году Эрнандо Руис де Аларкон также сообщил об использовании имени богини в ритуальных молитвах за посадку, в которых семя кукурузы вручается земному божеству Тлалтекутли шаманом, который называет зерно ноуэльтиух Тонациуатль («моя сестра, Леди Избыток"). [ 10 ]
В Чимальпопока Кодексе Тонакатекухтли и Тонакациуатль перечислены как одна из нескольких пар богов, которым молится Кетцалькоатль . [ 11 ]
Запись
[ редактировать ]Ометекухтли и Омесиуатль , или Тонакатекутли и Тонакациуатль управляют божественной природой, разделенной на двух богов (удобно знать мужчину и женщину; мужчина создал и управлял всем, что принадлежит мужскому роду, а женщина - всем, что принадлежало женскому роду. ). Омесиуатль, со своей стороны, родила на Тринадцати Небесах множество детей от Ометекутли, и после всех этих рождений она родила кремень, который на их языке они называют текпатль , от которого другие боги изумлялись и пугались, их дети согласились бросить его с неба в указанный кремень, и таким образом они привели в действие, и что он упал в некую часть земли, называемую Чикомосток , что означает «Семь пещер», и что затем из них вышла тысяча шестьсот богов и богинь , Науцонтетео, распространившееся по лицу земли, моря, подземного мира и небес. [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. ISBN 970-07-3149-9 .
- ^ Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. п. 122. ИСБН 970-07-3149-9 .
- ^ Дом 1897 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б с д Миллер и Таубе .
- ^ Леон-Портилья .
- ^ Jump up to: а б с Саагун, книга 6 .
- ^ Jump up to: а б Бодо Спранц (1964). Los Dioses en los Codices Mexicanos del Grupo Borgia: Tonacacihuatl-Tonacatecuhtli [Боги в мексиканских кодексах группы Борджиа: Tonacacihuatl-Tonacatecuhtli] (на испанском языке). Фонд экономической культуры. стр. 285–315. ISBN 968-16-1029-6 .
- ^ Jump up to: а б Словарь .
- ^ Гарибай .
- ^ Руис де Аларкон .
- ^ Бирхорст .
- ^ Хуан Де Торквемада (1986). Индианская монархия [Индийская монархия] (на испанском языке). Редакция Порруа. п. 68. ИСБН 9789680863556 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бирхорст, Джон (1992). История и мифология ацтеков: Кодекс Чимальпопока . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны. ISBN 978-0-8165-1886-9 .
- Гарибай Кинтана, Анхель Ма, изд. (1965). Теогония и история мексиканцев: три рабочих тетради XVI века . Мехико: Редакция Порруа. ISBN 9789684323124 .
- Хейл, Сьюзен (1897) [1891]. Мексика . История народов. Том. 27 (2-е изд.). Лондон: Т. Фишер Анвин.
- Львиные Ворота, Майкл (1963). Ацтекская мысль и культура Университет Оклахомы Пресс. ISBN 0806122951 .
- Миллер, Мэри; Таубе, Карл, ред. (1993). Иллюстрированный словарь богов и символов Древней Мексики и майя . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0500279284 .
- Руис де Аларкон, Эрнандо (2014). Договор о суевериях и нееврейских обычаях, которые сегодня живут среди коренных индейцев Новой Испании . Барселона: Linkgua digital. ISBN 9788498169607 .
- Саагун, Бернадино (2012). Флорентийский кодекс, книга 6: Риторика и моральная философия . Перевод Диббла, Чарльза Э.; Андерсон, Артур Дж. О. Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты. ISBN 978-1607811619 .
- Виммер, Алексис (2006). «Словарь классического языка науатль» (онлайн-версия, включающая репродукции из Словаря науатля или мексиканского языка [1885 г.] Реми Симеона ) . Проверено 5 апреля 2016 г.