В мезоамериканской культуре науатль Тонатиух ( . : Тонатиу [toːˈnatiʍ] «Движение Солнца») — ацтекское солнечное божество дневного неба, которое управляет основным направлением востока [ 1 ] Согласно ацтекской мифологии , Тонатиу был известен как «Пятое Солнце» и получил календарное имя Науи Олин , что означает «Четвертое движение». [ 2 ] Представленный как свирепый и воинственный бог, он впервые появляется в раннем постклассическом искусстве доколумбовой цивилизации, известной как тольтеки . [ 3 ] Символическая ассоциация Тонатиу с орлом намекает на ацтекскую веру в то, что он путешествует как настоящее солнце, путешествующее по небу каждый день. [ 4 ] где он спустился на западе и вознесся на востоке. Считалось, что его путешествие поддерживалось ежедневными человеческими жертвоприношениями. [ 5 ] Его имя на науатле также можно перевести как «Тот, кто идет вперед, сияя». [ 6 ] или «Тот, кто делает день». [ 7 ] Считалось, что Тонатиу был центральным божеством ацтекского календаря , но больше не идентифицируется как таковое. [ 8 ] [ 9 ] В культуре тольтеков Тонатиу часто ассоциируется с Кетцалькоатлем в его проявлении как аспект утренней звезды планеты Венера. [ 10 ]
В мифе о творении ацтеков существует несколько версий рождения Тонатиу как солнечного божества. Ацтеки ( также известные как мешики ) верили в нескольких богов солнца. Согласно их мифологии, Земля и ее существа создавались пять раз в пяти космических эрах и управлялись пятью разными богами Солнца. Когда каждая эра или эон заканчивалась и бог Солнца и его существа были уничтожены, боги должны были выбрать нового Бога Солнца. [ 11 ] Четыре солнца, предшествовавшие Тонатиу, назывались «4 Ягуара», «4 Ветра», «4 Воды» и «4 Дождя». [ 11 ] Каждая из четырех эпох и ее существа были уничтожены элементом, одновременно названным в честь ее бога Солнца: существа в 4 Ягуарах (гигантах) были поглощены ягуарами; существа из 4 Ветра (обезьяны) были уничтожены сильными ветрами; существа в 4 Воде были поглощены водой; существа в 4 Дожде (индейки) были убиты огненными дождями. [ 11 ] Первые две эры длились 676 лет, а третья 364 года. [ 11 ]
Эпоха Тонатиу была известна как «пятый век». [ 12 ] В мифе под названием «Миф о Первичном Солнце» появление Тонатиу как пятого и последнего солнца произошло в доколумбовом мезоамериканском городе Теотиуакан . [ 13 ] Согласно мифу, чтобы Тонатиу воскрес, нужно было принести значительную жертву. Несмотря на добровольные самопожертвования со стороны ацтекских богов Нанауатля (или Нанауацина), уродливого и прыщавого божества, и Теукцистекатля , Тонатиу отказался подняться и не вознесся до тех пор, пока собачий бог Ксолотль не принес себя в жертву. [ 14 ] В этом конкретном рассказе говорится, что именно храбрость Нанауатля привела к возвышению Тонатиу и что Теукцистекатль стал луной из-за его колебаний перед тем, как принести себя в жертву.
Различные версии мифа о сотворении мира представляют собой разные повествования. Согласно рассказу францисканского миссионера Бернардино де Саагуна , после принесения в жертву Нанауатля и Теукцистекатля в большом огне Тонатиу слабо поднялся и не двигался с места, пока бог ветра Эекатль (также известный как Кецалькоатль или называемый Эекатль-Кецалькоатль ) не казнил Ксолотля и не дул Тонатиу в движении. [ 11 ] Рассказ об этой версии создания пятого солнца был зафиксирован в тексте, который гласил:
И говорят, что хоть все боги и умерли, По правде говоря, он все равно не пошевелился. (Это было) невозможно для Солнца, Тонатиу, Следовать по его пути. Таким образом Эекатль выполнил свою работу. Эекатль выпрямился. Он стал чрезвычайно сильным. Он бежал и слегка дул. Мгновенно он переместился (солнце). Таким образом, он следует своим путем. [ 15 ]
Также предполагается, что Тонатиу — это преображенная версия Нанауатля . [ 16 ] В своих записанных записях о сотворении пятого солнца Бернардино де Саагун упоминает, что боги ждали, когда Нанауатль появится в виде солнца:
Когда их обоих поглотил этот великий огонь, боги сели ожидать нового появления Нанауацина; где, гадали они, он появится. Их ожидание было долгим. Внезапно небо стало красным; повсюду появился свет зари. Говорят, что тогда боги преклонили колени, ожидая восхода Нанауацина как Солнца. Всюду вокруг себя они смотрели, но не могли угадать, где он появится. [ 17 ]
Ранние доколумбовые ученые уже давно определили Тонатиу как центральное божество ацтекского календарного камня . Однако различные ученые полагают, что лицо в центре камня принадлежит земному монстру Тлалтекутли . [ 9 ] [ 18 ] Тлалтекутли часто изображается в ацтекском искусстве с открытым ртом и жертвенным ножом, известным как «кремень», изображающий язык. [ 19 ] Хотя внутреннее кольцо камня содержит глиф «4 движения», по бокам оно окружено четырьмя квадратными отделениями. Считается, что эти отсеки и их глифы представляют четыре космических эры до Тонатиу как пятого солнца и документально подтверждают, когда каждая эра была разрушена. [ 9 ] Некоторые ученые придерживаются мнения, что Тлалтекутли означает разрушение нынешней или пятой эпохи землетрясениями. [ 9 ] точка зрения, соответствующая той же вере ацтеков.
Иконография внешнего вида Тонатиу дает визуальное объяснение его роли солнечного божества. На некоторых изображениях Тонатиу окрашен в красный цвет и изображен в головном уборе из орлиных перьев, держащем щит, который может быть солнечным диском. [ 10 ] Связь Тонатиу с солнцем связана с верой в то, что орел — это отсылка к восходящим и нисходящим когтям орла, визуальная метафора для захвата сердца или жизненной силы человека. [ 20 ] Эта особая форма символизма указывает на ритуал человеческого жертвоприношения, который был связан с Тонатиу и его пожиранием сердец жертв. [ 21 ]
Во время испанского завоевания в шестнадцатом веке ацтеки называли испанского исследователя и конкистадора Педро де Альварадо Тонатиу. Говорят, что Альварадо был жестоким и агрессивным и имел рыжую бороду, напоминая им их воина-бога солнца (часто окрашенного в красный цвет) Тонатиу. [ 22 ] В переводе своих сочинений испанский конкистадор Берналь Диас дель Кастильо говорит об упоминании ацтеками Альварадо как «Солнце». Кастильо описывает встречу Альварадо и Эрнана Кортеса с правителем ацтеков Моктесумой II в сопровождении его людей, встреча, которая включает описание черт Альварадо:
Послы, с которыми они путешествовали, отчитались о своих делах Монтесуме, и он спросил их, какие лица и общий вид были у этих двух Теулей, приехавших в Мексику, и были ли они капитанами, и, кажется, они ответили, что Педро де Альварадо был очень высокого класса как лицом, так и личностью, он был похож на Солнце и был капитаном, и вдобавок к этому они привезли с собой его фотографию, с очень естественно изображенным лицом, и оттуда раз уж они дали ему титул Тонатио, что означает Солнце или Дитя Солнца, и так его называли с тех пор. [ 23 ]
^ Брандейдж, Берр Картрайт (1979). Пятое солнце: ацтекские боги, мир ацтеков . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. стр. 39–40. ISBN 978-0-292-72427-3 .
^ Таубе, Карл (1993). Мифы ацтеков и майя . Лондон: Издательство Британского музея. п. 33. ISBN 978-0-7141-1742-3 .
^ Брандейдж, Берр Картрайт (1979). Пятое Солнце . Остин: Пресс-центр Техасского университета. п. 37. ИСБН 978-0-292-72427-3 .
^ Бингхэм, Энн (2010). Южная и мезоамериканская мифология от А до Я. Нью-Йорк: Публикации Chelsea House; 2-е изд. версия. стр. 128–129. ISBN 978-1604134148 .
^ Брандейдж, Берр Картрайт (1979). Пятое Солнце . Остин: Издательство Техасского университета. п. 37. ИСБН 978-0-292-72427-3 .
^ Палка, Джоэл В. (2010). Древняя Мезоамерика от А до Я. Мэриленд: Scarecrow Press. п. 146. ИСБН 978-0-8108-7566-1 .
^ Миллер, Мэри Эллен (2012). Искусство Мезоамерики . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. п. 255. ИСБН 978-0-500-20414-6 .
^ Jump up to: а б с д и Прочтите, Кей А. (весна 1986 г.). «Мимолетный момент: космогония, эсхатология и этика в ацтекской религии и обществе». Журнал религиозной этики . 14 (1): 116–117. JSTOR 40015027 .
^ Прочтите, Кей А. (весна 1986 г.). «Мимолетный момент: космогония, эсхатология и этика в ацтекской религии и обществе». Журнал религиозной этики . 14 (1): 116. JSTOR 40015027 .
^ Брандейдж, Берр Картрайт (1979). Пятое Солнце . Остин: Издательство Техасского университета. п. 41. ИСБН 978-0-292-72427-3 .
^ Брандейдж, Берр Картрайт (1979). Пятое Солнце . Остин: Издательство Техасского университета. п. 42. ИСБН 978-0-292-72427-3 .
^ Диас дель Кастильо, Берналь (2008). Карраско, Дэвид (ред.). История завоевания Новой Испании . Мексика: Издательство Университета Нью-Мексико. п. 469. ИСБН 978-0826342874 .
^ Диас дель Кастильо, Берналь (2010). Альфред Персиваль; Хенаро Гарсия (ред.). Подлинная история завоевания Новой Испании . Англия: Издательство Ashgate. п. 295. ИСБН 978-1-4094-1390-5 .
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 71131645dc435cf9c16b794d1f810f79__1718987400 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/79/71131645dc435cf9c16b794d1f810f79.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Tōnatiuh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)