Мексика
Мексика (множественное число) Мексикатль (единственное число) | |
---|---|
![]() Музыка и танец во время церемонии «Один цветок» из Флорентийского кодекса. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Науатль , Испанский | |
Религия | |
Католицизм смешался с традиционной религией Мексики. | |
Родственные этнические группы | |
Другие народы науа |
Мексика ( науатль : Mēxihcah , Произношение на науатле: [meːˈʃiʔkaḁ] ; [1] единственное число Mēxihcātl ) — говорящие на языке науатль люди из долины Мехико , которые были правителями Тройственного союза , чаще называемого Империей ацтеков. Мексиканцы основали Теночтитлан , поселение на острове на озере Тескоко , в 1325 году. Группа диссидентов в Теночтитлане отделилась и основала поселение Тлателолко со своей собственной династической родословной. В 1521 году их империя была свергнута союзом испанских конкистадоров и конкурирующих коренных народов, в первую очередь тлашкальтеков . Мексиканцы были порабощены Испанской империей в течение 300 лет, пока мексиканская война за независимость не свергла испанское владычество в 1821 году. В 21 веке правительство Мексики в целом классифицирует все народы, говорящие на науатле, как науа . [2] Хотя мешики больше не существуют как отдельная группа, аспекты языка и культуры мексика все еще сохраняются. [3]
С 1810 года имя « Ацтек » стало более распространенным применительно к Мексике, и эти два имени стали в значительной степени взаимозаменяемыми. [4] Если провести различие, мешики являются одной (доминирующей) группой среди ацтеков.
Имена
[ редактировать ]Мексиканцы ), первоначально являются эпонимами топонима Мексика ( Mēxihco [meːˈʃiʔkoˀ] относящегося к взаимосвязанным поселениям в долине, которая сейчас является Мехико . Группа была также известна как Кулхуа-Мексика в знак признания ее родственного союза с соседними Кулхуа , потомками почитаемых тольтеков , оккупировавших столицу тольтеков Тулу на протяжении нескольких столетий. Мексиканцев Теночтитлана дополнительно называли « Теночка », термин, связанный с именем их альтепетля (города-государства) Теночтитлана и лидера-основателя Теночтитлана Теноха . [5] [6] Строители города упоминают разные названия «Ацтека», «Мексика» или «Теночка» в наиболее достоверных источниках, что указывает на то, что ряд различных коренных племен поселились на этой территории в пределах разных первоисточников. [6] [7]
Название ацтеков было придумано Александром фон Гумбольдтом , который объединил Ацтлан («место цапли»), их мифическую родину, и tec(atl) «народ». [5] Термин «ацтеки» сегодня часто относится исключительно к мексиканцам Теночтитлана, Mēxihcah Tenochcah, племенному обозначению, относящемуся только к мексикам Теночтитлана, за исключением жителей Тлателолко или колуа . [8] [9] [номер 1] [номер 2] Термин «ацтеки» часто используется в очень широком смысле для обозначения не только Мексики, но и говорящих на науатле народов долины Мехико и соседних регионов. [5] [10]
История
[ редактировать ]
После упадка тольтеков , около 1200 г. н. э., различные кочевые народы, говорящие на языке науа, проникли в долину Мехико, возможно, все из Ацтлана , местонахождение которого неизвестно. [11] Мексиканцы прибыли последней группой. [12] Там они «встретились с остатками империи тольтеков (Hicks 2008; Weaver 1972)». [13] Согласно легенде, мешики искали знак, который один из их главных богов, Уицилопочтли дал им . Им предстояло найти «орла со змеей в клюве, сидящего на кактусе опунции», и построить там свой город. [5] В конце концов они пришли к озеру Тескоко , где наконец увидели орла и кактус на острове на озере. Там «они укрылись..., назвав свое поселение Теночтитлан (Среди плодов кактуса косточки-опунции)». [5] Теночтитлан был основан в 1325 году, но другие исследователи и антропологи считают, что это 1345 год. [5] описал город Конкистадор Берналь Диас дель Кастильо как величественный, хорошо организованный мегаполис. Однако история его подъема из мутных озер в долине Мехико — это история неумолимой борьбы, соперничества, конфликтов и страданий. [14]
Группа диссидентов Мексики отделилась от основной массы и построила еще один город на острове к северу от Теночтитлана в 1337 году. Назвав свой новый дом Тлателолко («Место сферического земляного холма»), Тлателолка должны были стать постоянными соперниками Теночтитлана в долине. Мексики. [15] После возникновения Тройственного союза ацтеков , теночка мексика, жители Теночтитлана, заняли доминирующее положение над двумя союзными городами-государствами, Тескоко и Тлакопаном . Всего через несколько лет после основания Теночтитлана мешики доминировали на политическом ландшафте Центральной Мексики, пока в 1519 году не были побеждены испанцами и их местными союзниками, в основном врагами мешиков. [13]
Обосновавшись в Теночтитлане, мешики построили величественные храмы для разных целей. Темпло Майор (Главный храм) и близлежащие здания богаты символикой ацтекской космологии, которая связывала дождь и плодородие, войну, жертвоприношения и империализм со священной миссией по сохранению солнца и космического порядка. [16] Темпло Майор был «местом крупномасштабных жертвоприношений вражеских воинов, которые служили переплетенным политическим и религиозным целям (Бердан 1982: 111–119; Карраско 1991)». [16] Это был двойной храм-пирамида, посвященный Тлалоку, древнему центрально-мексиканскому богу дождя, и Уицилопочтли, племенному номену Мексики, который, как политически доминирующее божество в Мексике, ассоциировался с солнцем. [17] Со временем мешики отделили Уицилопочтли от Тескатлипоки , другого бога, которого больше всего боготворили, переопределив их относительные сферы власти, изменив мифы и сделав его политически превосходящим. [18]
Мексиканцы были свергнуты тлашкальтекско-испанским союзом в 1521 году. [5] Эта территория была расширена после испанского завоевания Империи ацтеков и управлялась из бывшей столицы ацтеков как Новая Испания . Город Теночитлан был разрушен, разграблен, а сокровища украдены победоносными испанскими и тлашкальтекскими солдатами, хотя и не так много золота, как надеялись испанцы. [19] Многие женщины Мексики были похищены и изнасилованы захватчиками, а более привлекательные женщины забрали себе более высокопоставленные солдаты. [20] Запрещено переселяться в свой разрушенный дом, который был перестроен в Мехико , мешики были вынуждены подчиниться королю Испании, принять крещение и принять христианство. Ритуалы и богослужения мексиканцев были запрещены и жестко подавлялись, а их идолы низвергались и уничтожались испанскими монахами. [21] Детей Мексики насильно забирали в недавно созданные христианские школы, где им прививали христианские верования и испанскую культуру, а выживших мужчин и женщин Мексики отправляли работать в недавно созданные испанские поместья, известные как гасиенды , а также на шахты и другие гражданские объекты. проекты, такие как рытье каналов. Некоторые из оставшихся военных и знати, в том числе последний император Куаутемок , были призваны для оказания помощи в дальнейших испанских вторжениях, например, в Гватемалу , чтобы предотвратить любую возможность восстания. [22]
Однако искренность обращения Мексики в христианство была подвергнута сомнению некоторыми испанскими миссионерами, такими как монах Бернардино де Сагагун , который во время другой эпидемии в 1576 году писал, что сомневается в постоянном христианском присутствии в Мексике.
[Что] касается католической веры, [Мексика] - бесплодная земля, и ее очень трудно возделывать, где католическая вера имеет очень поверхностные корни, и при большом труде производится мало плодов, и по малой причине то, что сажается и возделывается увядает. Мне кажется, что католическая вера в этих краях может продержаться недолго... И теперь, во время этой чумы, испытав веру тех, кто приходит исповедоваться, очень немногие отвечают должным образом перед исповедью; таким образом, мы можем быть уверены, что, хотя они проповедовали более пятидесяти лет, если бы их теперь оставили в покое, если бы испанский народ не вмешался, я уверен, что менее чем через пятьдесят лет не осталось бы и следа проповеди, которая было сделано для них. [23]
В результате их поражения, порабощения, переутомления и многочисленных волн эпидемий население Мексики резко сократилось, упав, возможно, на 90% к 1600 году. [24] Это число несколько восстановилось к 1821 году, но после обретения Мексикой независимости мексиканцы и другие коренные народы снова оказались в маргинальном положении из-за политики правительства, которая стремилась свести к минимуму коренную мексиканскую культуру в пользу смешанного испанско-мексиканского наследия. [25]
Хотя названия Мексики в значительной степени подавлялись в колониальный период, поскольку они были связаны с дохристианскими верованиями, они возродились в 19 веке после обретения Мексикой независимости. С тех пор такие имена, как Монтесума , Куаутемок и Тенох, в качестве имен и фамилий стали более распространенными в мексиканской культуре и среди мексиканских иммигрантских сообществ за рубежом, например, в Соединенных Штатах. [26]
В 21 веке мексиканское правительство признает этническую принадлежность не по происхождению, а по языку, на котором говорят, что затрудняет оценку численности мексиканцев в Мексике. [27] Вместо этого они в целом сгруппированы вместе со всеми людьми, говорящими на науатле, под общим названием науа . По оценкам, в 2020 году в Мексике проживало более 1,6 миллиона человек, говорящих на науатле. [28] а также несколько тысяч говорящих на науатле иммигрантов из Мексики, проживающих в США . [29]
В ходе переписи населения 2020 года правительство США признало «ацтеков» этнической принадлежностью, относящейся к категории расы коренных американцев . В ходе переписи 387 122 человека назвали себя ацтеками, что сделало ацтеков крупнейшей несмешанной группой коренных американцев в Соединенных Штатах. [30]
Язык
[ редактировать ]Как и многие окружающие их народы, мешики говорили на языке науатль , который с расширением империи ацтеков стал лингва-франка в других регионах. [31] Форма науатля, использовавшаяся в 16 веке, когда его начали писать латинским алфавитом, введенным испанцами , стала известна как классический науатль . По состоянию на 2020 год на науатле говорят более 1,6 миллиона человек науа, почти 7% из которых не говорят по-испански. [32]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Смит 1997 , с. 4 пишет: «Для многих термин «ацтеки» относится исключительно к жителям Теночтитлана (народу мешиков) или, возможно, к жителям долины Мехико, высокогорного бассейна, где жили мешики и некоторые другие группы ацтеков. Я верю в это. имеет больше смысла расширить определение «ацтеков», включив в него народы близлежащих высокогорных долин в дополнение к жителям долины Мехико. В последние несколько столетий до прибытия испанцев в 1519 году все народы этой более обширной территории. говорили на языке науатль (язык ацтеков), и все они проследили свое происхождение до мифического места под названием Ацтлан (от Ацтлана произошел термин «ацтеки», современное название, которое не использовалось самими ацтеками)».
- ^ Локхарт 1992 , с. 1 пишет: «Этих людей я называю науа, имя, которое они иногда использовали сами и которое стало распространенным сегодня в Мексике, предпочитая ацтекам. Последний термин имеет несколько решающих недостатков: он подразумевает квазинациональное единство, которое не существует, он обращает внимание на эфемерную имперскую агломерацию, он привязан конкретно к периоду до завоевания, и по стандартам того времени его использование для кого-либо, кроме Мексики (жителей имперской столицы Теночтитлана), было бы были бы неправильными, даже если бы это было основное обозначение Мексики, а это не так».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Словарь науатля. (1990). Проводной гуманитарный проект. Университет Орегона. Получено 29 августа 2012 г. по ссылке . Архивировано 3 декабря 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ «Коренное переосмысление падения империи ацтеков | Британский музей» . www.britishmuseum.org . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы об ацтеках» . Верельдмузей . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ «Ацтеки | Музей и мастерская Эли Уитни» . www.eliwhitney.org . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фрэнсис Ф. Бердан «Мезоамерика: Мексика». В Энциклопедии Мексики: история, общество и культура под редакцией Майкла С. Вернера. Рутледж, 1998.
- ^ Jump up to: а б Карраско, Дэвид (26 января 2012 г.). Ацтеки: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета, США. п. 16. ISBN 978-0-19-537938-9 .
- ^ Шредер, Сьюзен (19 июля 2010 г.). Завоевание Чимальпаина: переписывание историком науа книги Франсиско Лопеса де Гомара «Завоевание Мексики» . Издательство Стэнфордского университета. п. 444. ИСБН 978-0-8047-7506-9 .
- ^ Барлоу 1949 .
- ^ Леон-Портилья 2000 .
- ^ Хэнсон, Виктор Дэвис (18 декабря 2007 г.). Резня и культура: знаменательные сражения на пути к власти Запада . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-42518-8 .
- ^ Эллис, Элизабет (2011). Всемирная история . США: Pearson Education Inc., с. 192. ИСБН 978-0-13-372048-8 .
- ^ Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . Издательство Оксфордского университета. 2001. ISBN 978-0-19-510815-6 .
- ^ Jump up to: а б Кэти Виллермет и др., «Биодистанции среди групп мексиканцев, майя, тольтеков и тотонаков в центральной и прибрежной Мексике / Las Distancias Biológica Entre Los Mexicas, Mayas, Toltec, y Totonac de México Central y Zona Costera». Чунгара: Revista De Antropología Chilena 45, вып. 3 (2013), 449.
- ^ Карраско, Давид. Ацтеки: очень краткое введение. Очень короткие вступления. США: Издательство Оксфордского университета (2012), стр. 17.
- ^ Элоиза К. Кебер «Правители науа, долатиноамериканцы». В Энциклопедии Мексики: история, общество и культура под редакцией Майкла С. Вернера. Рутледж, 1998.
- ^ Jump up to: а б Питер Н. Перегрин и др. Эмбер, ред. 2002. Энциклопедия предыстории: Том 5: Средняя Америка. 1 онлайн-ресурс (XXIX, 462 страницы), т.е. Бостон, Массачусетс: Спрингер США, 33 года.
- ^ Эмили Умбергер «Антиквариат, возрождение и отсылки к прошлому в ацтекском искусстве». RES: Антропология и эстетика, вып. 13 (1987): 66.
- ^ Эмили Умбергер «Тецкатлипока и Уицилопочтли: политические аспекты ацтекских божеств». В Тескатлипоке: Трикстер и Верховное Божество, под редакцией Бакедано Элизабет, 83–112. Университетское издательство Колорадо, (2014) 86.
- ^ «Что говорят учебники о завоевании Мексики: некоторые предложения по вопросам, которые следует задавать в отношении доказательств | AHA» . www.историки.орг . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ Спрингер, Брэндон (27 февраля 2019 г.). «Падение Теночтитлана: Часть 4» . История Мексики . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ read.dukeupress.edu https://read.dukeupress.edu/hahr/article/71/3/413/146248/Spanish-Society-in-Mexico-City-After-the-Conquest . Проверено 1 апреля 2024 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Кебер, Элоиза Киньонес (январь 1992 г.). «Ацтеки до и после завоевания» . Колониальный латиноамериканский обзор . 1 (1–2): 223–239. дои : 10.1080/10609169208569797 . ISSN 1060-9164 .
- ^ Саагун, Флорентийский кодекс: Введение и указатели , стр. 93-94,98.
- ^ Каллауэй, Юэн (01 февраля 2017 г.). «Крах ацтекского общества связан с катастрофической вспышкой сальмонеллы» . Природа . 542 (7642): 404. Бибкод : 2017Natur.542..404C . дои : 10.1038/nature.2017.21485 . ISSN 1476-4687 .
- ^ «Современные конкистадоры: упадок науатля и статус мексиканского двуязычного образования» . Гарвардское международное обозрение . 27 июля 2022 г. Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ «Мексиколора» . www.mexicolore.co.uk . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ «Этническая идентичность в переписи населения Мексики 2020 года» . www.indigenousmexico.org . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ «Этническая идентичность в переписи населения Мексики 2020 года» . Коренная Мексика . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ «Науатль» . Альянс исчезающих языков . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ Бюро переписи населения США. «Бюро переписи населения опубликовало данные переписи населения 2020 года почти по 1500 подробным расовым и этническим группам, племенам и деревням» . Census.gov . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ Сьюзен Т. Эванс, «Постклассические культуры Мезоамерики». В Энциклопедии археологии под редакцией Деборы М. Пирсолл. Эльзевир: Наука и технологии, 2008.
- ^ «Этническая идентичность в переписи населения Мексики 2020 года» . Коренная Мексика . Проверено 1 апреля 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Эндрюс, Джеймс Ричард. Введение в классический науатль. Норман: Университет Оклахомы Пресс, 2003. ISBN 0-8061-3452-6 .
- Барлоу, Роберт Х. (1945). «Некоторые замечания по поводу термина «империя ацтеков»». Америка. 1 (3): 345–349. дои: 10.2307/978159 . JSTOR 978159 .
- Барлоу, Роберт Х. (1949). Размеры империи Кулуа Мексика . Издательство Калифорнийского университета.
- Бердан, Фрэнсис Ф. «Мезоамерика: Мексика». В Энциклопедии Мексики: история, общество и культура под редакцией Майкла С. Вернера. Рутледж, 1998. МЕЗОАМЕРИКА: МЕКСИКА | Энциклопедия Мексики: история, общество и культура - Справочник кредо
- Эванс, Сьюзен Тоби. «Постклассические культуры Мезоамерики». В Энциклопедии археологии под редакцией Деборы М. Пирсолл. Elsevier Science & Technology, 2008. Постклассические культуры Мезоамерики | Энциклопедия археологии - Справочник кредо
- Кебер, Элоиза Киньонес. «Правители науа, долатиноамериканцы». В Энциклопедии Мексики: история, общество и культура под редакцией Майкла С. Вернера. Рутледж, 1998. ПРАВИТЕЛИ НАУА, ДОИСПАНСКИЕ | Энциклопедия Мексики: история, общество и культура - Справочник кредо
- Леон-Портилья, Мигель (1992). Пятнадцать поэтов ацтекского мира . Норман, Оклахома : Университет Оклахомы Пресс . ISBN 978-0-8061-2441-4 . OCLC 243733946 .
- Локхарт, Джеймс (1992). Науа после завоевания: социальная и культурная история индейцев Центральной Мексики с шестнадцатого по восемнадцатый века . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-1927-8 .
- Леон-Портилья, Мигель (2000). «Ацтеки, исследования демонима». Исследования культуры науатля . 31 : 307–313.
- Перегрин, Питер Н. и Мелвин. Эмбер, ред. 2002. Энциклопедия предыстории: Том 5: Средняя Америка. 1 онлайн-ресурс (XXIX, 462 страницы), т.е. Бостон, Массачусетс: Springer US. Энциклопедия предыстории: Том 5: Средняя Америка
- Смит, Майкл Э. (1997). Ацтеки (первое изд.). Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing . ISBN 978-0-631-23015-1 . ОСЛК 48579073 .
- Умбергер, Эмили. «Тецкатлипока и Уицилопочтли: политические аспекты ацтекских божеств». В «Тецкатлипока: Трикстер и Верховное Божество» под редакцией Бакедано Элизабет, 83–112. Университетское издательство Колорадо, 2014.
- Умбергер, Эмили. «Антиквариат, возрождение и отсылки к прошлому в ацтекском искусстве». RES: Антропология и эстетика, вып. 13 (1987): 62–105.
- Виллермет, Кэти, Хизер Дж. Х. Эдгар, Кори Рэгсдейл и Б. Скотт Обри. «Биодистанции между группами мексиканцев, майя, тольтеков и тотонаков в центральной и прибрежной Мексике / Биологические расстояния между группами мексиканцев, майя, тольтеков и тотонаков в центральной и прибрежной Мексике». Чунгара: Revista De Antropología Chilena 45, вып. 3 (2013): 447–59.