Jump to content

Божество-покровитель

(Перенаправлено с «Бог-покровитель» )

Опекун , который является хранителем, покровителем ( / ˈ tj t ə l ɛ r i / ; также покровитель ) — это божество или дух или защитником определенного места, географического объекта, человека, рода, нации, культуры или занятие. Этимология слова «опека» выражает концепцию безопасности и, следовательно, опеки.

В позднегреческой и римской религии один из типов божеств-покровителей, гений , действует как личное божество или даймон человека от рождения до смерти. Другой формой личного духа-покровителя является фамильярный дух европейского фольклора. [1]

Древняя Греция

[ редактировать ]

Сократ говорил о том, что слышит голос своего личного духа или даймониона :

Вы часто слышали, как я говорил об оракуле или знамении, которое приходит ко мне… Этот знак у меня был с самого детства. Знак — это голос, который приходит ко мне и всегда запрещает мне делать что-то, что я собираюсь сделать, но никогда не приказывает мне ничего делать, и это то, что мешает мне быть политиком. [2]

Греки также считали, что божества охраняют определенные места: например, Афина была богиней-покровительницей города Афин .

Древний Рим

[ редактировать ]
Настенная корона Кибелы . представляет собой стены города, который она защищает

Божества-покровители, которые охраняют и охраняют место или человека, имеют основополагающее значение для древнеримской религии . Божеством-покровителем мужчины был его Гений , женщиной — Юнона . [3] В имперскую эпоху Гений Императора был центром имперского культа . Император также мог принять главное божество в качестве своего личного покровителя или опекуна. [4] как Август сделал Аполлона . [5] [6] Прецеденты требования личной защиты божества были созданы в республиканскую эпоху , когда, например, римский диктатор Сулла рекламировал богиню Победу как свою опекуну, проводя публичные игры ( люди ) в ее честь. [7]

В каждом городе было одно или несколько божеств-покровителей, защита которых считалась особенно важной во время войны и осады. Сам Рим защищала богиня, имя которой под страхом смерти должно было храниться в ритуальной тайне (о предполагаемом случае см. Квинт Валерий Соран ). [8] [9] Капитолийская триада Юноны Минервы , Юпитера и также была хранителями Рима. [10]

В италийских городах были свои божества-покровители. Юнона часто выполняла эту функцию, как, например, в латинском городе Ланувиум и этрусском городе Вейи . [11] и часто размещался в особенно величественном храме на арксе (цитадели) или в другом видном или центральном месте. [12] Божеством-покровителем Пренесте была Фортуна , чей оракул был известен. [13]

Римский ритуал эвокации был основан на вере в то, что город может стать уязвимым для военного поражения, если сила его божества-покровителя будет направлена ​​за пределы города, возможно, благодаря предложению высшего культа в Риме. [14] [15] Изображение некоторых богинь, таких как Magna Mater (Великая Мать или Кибела ), « увенчанных башней », символизирует их способность сохранить город. [16]

Город в провинции мог принять божество из римской религиозной сферы в качестве своего опекуна или объединить с ним своего собственного опекуна; например, сообщество внутри civitas Реми ) в Галлии приняло Аполлона в качестве своего опекуна, а в столице Реми (современный Реймс опекуном был Марс Камул . [17]

Ларариум с изображением божеств-покровителей дома: Гений-предок (в центре) в окружении двух Ларов, со змеей-хранителем внизу.

Божества-покровители также были прикреплены к объектам гораздо меньшего масштаба, таким как склады, перекрестки и зернохранилища. В каждом римском доме был набор божеств-защитников: Лар или Ларес дома или семьи , чьей святыней был ларарий ; пенаты , охранявшие кладовую (пенус) самой внутренней части дома; Веста , священным местом которой в каждом доме был очаг; и гений paterfamilias , глава семьи. [18] Поэт Марсьяль перечисляет божеств-покровителей, которые наблюдают за различными аспектами его фермы. [19] зернохранилища В архитектуре ( horreum ) были ниши для изображений божеств-покровителей, среди которых могли быть гений места или дух-хранитель этого места, Геркулес , Сильван , Фортуна Консерватрикс («Фортуна-Хранительница»), а на греческом Востоке Афродита и Агата Тихе . [20]

Lares Compitales были богами-покровителями района ( vicus ) , каждому из которых был compitum (святилище). посвящен [21] [22] Их ежегодным общественным фестивалем была Compitalia . Во времена Республики культ местных или соседских опекунов иногда становился объединяющим фактором для политических и социальных волнений. [23]

австронезийский

[ редактировать ]

Китайская народная религия

[ редактировать ]
Каменные двери гробницы периода от Северных династий до династии Тан, раскопанной в уезде Цин-пянь города Юй-линь провинции Шэньси. На нем изображены две фигуры с трезубцами как божества-хранители гробницы.

Китайская народная религия , как в прошлом, так и в настоящем, включает в себя множество божеств-покровителей. Выдающиеся личности, высокообразованные мудрецы и выдающиеся предки могут быть обожествлены и почитаемы после смерти. Лорд Гуань — покровитель военнослужащих и полиции, а Мазу — покровитель рыбаков и моряков.

  • Тудигонг (Земное Божество) — божество-покровитель местности, и в каждой отдельной местности есть свое Земное Божество.
  • Чэнхуаншэнь (Городской Бог) — божество-хранитель отдельного города, которому поклоняются местные чиновники и местные жители с имперских времен.

христианство

[ редактировать ]

Аналогичной концепцией в христианстве может быть святых покровителей пример архангелов «Михаила, Гавриила, Рафаила и т. д.». [24] [25] или, в меньшей степени, ангел-хранитель .

германский

[ редактировать ]

В индуизме личные божества-покровители известны как Ишта-девата , а семейные божества-покровители известны как Куладевата . Грамадевата - божества-хранители деревень. Дэвов также можно рассматривать как опекунов. Шива — покровитель йогов и отшельников. К городским богам и богиням относятся:

Куладевис включает в себя:

Индонезийская народная религия

[ редактировать ]

Под влиянием религии ислама индонезийцы джиннов верят в , особенно на острове Ява. Джинны, исповедующие ислам, как правило, доброжелательны, однако джинны-немусульмане считаются вредителями. Некоторые из них охраняют могилы. Если у паломника, приближающегося к могиле, будут злые намерения, они станут причиной тяжелой болезни или даже смерти. [26]

Духи, называемые шедим, дважды упоминаются в еврейской Библии . В обоих этих случаях ( Псалом 105 :37 и Второзаконие 32:17) шедим связаны с жертвоприношением детей или животных . [27] [28] термин « шедим Некоторые считают, что слова » заимствован из аккадского «шеду» , обозначающего духа, который мог быть как защитным, так и злонамеренным. [29] [30] [31]

Корейский шаманизм

[ редактировать ]

В шаманизме корейском чансын и сотдэ ставили на окраине деревни, чтобы отпугивать демонов. Им также поклонялись как божествам. Сонаншин является божеством-покровителем деревни в корейской традиции и, как полагают, олицетворяет Сонандан .

В мифологии и религии Мэйтей ( санамахизм ) Манипура существуют различные типы божеств-покровителей, среди которых Лам Лаис . наиболее преобладающими являются [32] [33] [34]

коренной американец

[ редактировать ]

Филиппинская народная религия

[ редактировать ]

В филиппинском Дивата анимизме или Ламбана это божества или духи, населяющие священные места, такие как горы и курганы, и служащие хранителями.

синтоизм

[ редактировать ]

В синтоизме духи, или ками , дающие жизнь человеческим телам, происходят из природы и возвращаются в нее после смерти. Таким образом, предки сами являются хранителями, которым следует поклоняться.

Славянская Европа

[ редактировать ]

Известно, что некоторые божества-покровители существуют в славянской Европе, более ярким примером является Леший . [35]

Тайская религия

[ редактировать ]
Тайский . дом духов Чао Тхи перед автосалоном в Бангкоке

Вьетнамская народная религия

[ редактировать ]

Во религии вьетнамской народной Тхань Хоанг — боги, защищающие деревню и приносящие ей добро.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Риффард, Пьер А. (2008). Новый словарь эзотерики . Париж, Франция: Payot. стр. 114–115, 136–137.
  2. ^ Платон. Апология Сократа . 40 б.
  3. ^ Николь Белайш, «Религиозные действующие лица в повседневной жизни: практики и убеждения», в «Спутнике римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 279.
  4. ^ Градель, Иттай (2002). Поклонение императору и римская религия . Издательство Оксфордского университета. стр. 104–105.
  5. ^ Липка, Михаил (2009). Римские боги: концептуальный подход . Брилл. стр. 20–21 . ISBN  9789004175037 .
  6. ^ Градель, Иттай (2002). Поклонение императору и римская религия . Издательство Оксфордского университета. п. 116.
  7. ^ Бернштейн, Фрэнк. «Сложные ритуалы: игры и шествия в республиканском Риме». Спутник римской религии . стр. 231 и далее.
  8. ^ де Мартино, Марчелло (2011). Тайная личность божества-покровителя Рима. Обзор дела Сорано . Седьмая печать.
  9. ^ Рюпке, Йорг (2007). Религия римлян . Политическая пресса. стр. 132–133. (первоначально опубликовано на немецком языке в 2001 г.)
  10. ^ Липка. Римские боги . стр. 23–24.
  11. ^ Форсайт, Гэри (2006) [2005]. Критическая история раннего Рима: от предыстории до первой Пунической войны . Издательство Калифорнийского университета. п. 128.
  12. ^ Рюпке. Религия римлян . п. 132. кто цитирует MacrobiusМакробиус Сатурналии 3.9.
  13. ^ Мейбум, PGP (1995). Нильская мозаика Палестрины: ранние свидетельства египетской религии в Италии . Брилл. предисловие и стр. 160. ИСБН  978-9004101371 . .
  14. ^ Липка. Римские боги . стр. 126–127.
  15. ^ Андо, Клиффорд (2007). «Экспорт римской религии». Спутник римской религии . Блэквелл. п. 441.
  16. ^ Липка. Римские боги . п. 123. кто цитирует LucretiusЛукреций О природе вещей . 2.606–609.
  17. ^ Деркс, Тон (1998). Боги, храмы и ритуальные практики: трансформация религиозных идей и ценностей в Римской Галлии . Издательство Амстердамского университета. стр. 100, 105, 108–109. Местная элита… была хорошо осведомлена о мифологических сказаниях, связанных с различными римскими богами, и при выборе бога-покровителя для своих civitas или pagus сознательно отдавала предпочтение божеству, которое во всех своих аспектах наиболее соответствовало их собственному восприятию. мира.
  18. ^ Воин, Валери М. (2006). Римская религия . Издательство Кембриджского университета. стр. 28–29.
  19. ^ Боевой . Эпиграммы . 10.92. цитируется Воин. Римская религия . стр. 29–30.
  20. ^ Рикман, Джеффри (1971). Римские зернохранилища и складские постройки . Издательство Кембриджского университета. стр. 35, 52, 57, 313–314.
  21. ^ Градель. Поклонение императору и римская религия . п. 11.
  22. ^ Палмер, Роберт Э.А. (2009). Архаическая община римлян . Издательство Кембриджского университета. п. 81. ИСБН  9780521077026 . Архивировано из оригинала 30 марта 2022 г. Проверено 3 ноября 2020 г.
  23. ^ Джон Берт Лотт, Окрестности Рима Августа (Cambridge University Press, 2004), стр. 14, 34–38 и др .; и Ричард К. Бичем, Зрелищные развлечения раннего имперского Рима (Yale University Press, 1999), стр. 55–56; со ссылкой на запрет на ассоциации гильдий, упомянутый Цицероном ( В Пизонеме 8), который был расширен для подавления Compitalia.
  24. ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Ездра (Ездра)» . newadvent.org . Архивировано из оригинала 3 декабря 2021 г. Проверено 03 декабря 2021 г.
  25. ^ «Отрывок из Библейских ворот: 1 Фессалоникийцам 4:16 - новая исправленная стандартная версия» . Библейский шлюз . Архивировано из оригинала 3 декабря 2021 г. Проверено 03 декабря 2021 г.
  26. ^ Вудворд, Марк. Ява, Индонезия и ислам. Германия, Шпрингер Нидерланды, 2010.стр. 87
  27. ^ В. Гюнтер Плаут, Тора . : современный комментарий (Союз реформистского иудаизма, 2005), стр 1403 онлайн
  28. ^ Дэн Бертон и Дэвид Гранди, Магия, тайна и наука: оккультизм в западной цивилизации (Indiana University Press, 2003), стр. 120 онлайн .
  29. ^ Рэйчел Элиор; Питер Шефер (2005). О творении и созидании в еврейской мысли: юбилейная книга в честь Иосифа посвящена его семидесятилетию со дня рождения . Мор Зибек. п. 29. ISBN  978-3-16-148714-9 .
  30. ^ Энциклопедия духов: Полное руководство по магии фей, джиннов, демонов, призраков, богов и богинь . Юдика Иллес. HarperCollins, январь 2009 г., с. 902 .
  31. ^ Энциклопедия демонов и демонологии . Розмари Гайли. Издательство «Информационная база», 12 мая 2010 г. с. 21 .
  32. ^ Банерджи, Прожеш (1956). Танец Индии . Букистан.
  33. ^ Плейн, Сомерсет (1917). Бенгалия и Ассам, Бехар и Орисса: их история, люди, торговля и промышленные ресурсы . Иностранная и колониальная компилирующая и издательская компания.
  34. ^ Сарат Чандра Рой (Рай Бахадур (1981). Человек в Индии . А. К. Бозе.
  35. ^ Бэйн, Тереза ​​(1969). Энциклопедия демонов в мировых религиях и культурах . Джефферсон, Северная Каролина. ISBN  9780786488940 . OCLC   774276733 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 88b0b94d089d5d527b29c9d2c4b3db40__1720432620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/40/88b0b94d089d5d527b29c9d2c4b3db40.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tutelary deity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)