Этрусская цивилизация
Этруски 𐌓𐌀𐌔𐌄𐌍𐌍𐌀 Расенна | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
900 г. до н.э. [1] –27 г. до н.э. [1] | |||||||||
Статус | Города-государства | ||||||||
Общие языки | Этрусский | ||||||||
Религия | Этрусский | ||||||||
Правительство | Вождество | ||||||||
Законодательная власть | Этрусская лига | ||||||||
Историческая эпоха | Железный век , Древняя история | ||||||||
900 г. до н.э. [1] | |||||||||
• Последние этрусские города, формально поглощенные Римом. | 27 г. до н.э. [1] | ||||||||
Валюта | Этрусская чеканка (V век до н. э.) | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть |
История Италии |
---|
Портал Италии |
Этрусская цивилизация ( / ɪ ˈ t r ʌ s k ən / ih- TRUS -kən ) — древняя цивилизация, созданная этрусками, народом, населявшим Этрурию в древней Италии , с общим языком и культурой, образовавшими федерацию городов -государства. [2] После завоевания прилегающих земель его территория в наибольшей степени охватывала примерно то, что сейчас является Тосканой , западной Умбрией и северным Лацио . [3] [4] а также то, что сейчас является долиной По , Эмилией-Романьей , юго-восточной Ломбардией , южным Венето и западной Кампанией . [5] [6]
О происхождении этрусков сложилось большое количество литературы; однако современные ученые сходятся во мнении, что этруски были коренным населением. [7] [8] [9] [10] [11] Самые ранние свидетельства существования культуры явно этрусской датируются примерно 900 годом до нашей эры. [1] Это период железного века виллановской культуры , который считается самой ранней фазой этрусской цивилизации. [12] [13] [14] [15] [16] которая сама развилась из предыдущей позднего бронзового века протовилланова культуры в том же регионе, [17] часть центральноевропейской культурной системы «Поле урн». Этрусская цивилизация доминировала в Италии, пока она не пала перед расширяющимся Римом, начавшимся в конце 4 века до нашей эры в результате римско-этрусских войн ; [18] Этруски получили римское гражданство в 90 г. до н. э., и только в 27 г. до н. э. вся этрусская территория была включена в состав вновь созданной Римской империи . [1]
Территориальная протяженность этрусской цивилизации достигла своего максимума около 750 г. до н. э., в период основания Римского королевства . Его культура процветала в трех конфедерациях городов: в Этрурии (Тоскана, Лацио и Умбрия), в долине По с восточными Альпами и в Кампании . [19] [20] Лига северной Италии упоминается в Ливии . [21] [22] [23] Сокращение этрусской территории было постепенным, но после 500 г. до н.э. политический баланс сил на итальянском полуострове сместился от этрусков в пользу восходящей Римской республики . [24]
Самыми ранними известными примерами этрусской письменности являются надписи, найденные в южной Этрурии и датируемые примерно 700 г. до н.э. [18] [25] Этруски разработали систему письма, произошедшую от эвбейского алфавита , который использовался в Великой Греции (прибрежные районы, расположенные в Южной Италии ). [26] Этрусский язык остается понятным лишь частично, что делает современное понимание их общества и культуры во многом зависимым от гораздо более поздних и в целом неодобрительных римских и греческих источников. В этрусской политической системе власть принадлежала отдельным небольшим городам и, вероятно, отдельным видным семьям. На пике могущества этрусков элитные этрусские семьи очень разбогатели благодаря торговле с кельтским миром на севере и греками на юге и наполнили свои большие семейные гробницы импортными предметами роскоши. [27] [28]
Легенда и история [ править ]
Этноним и этимология [ править ]
Этруски называли себя Расенна , что было сокращено до Расна или Рашна (неоэтрусский), причем обе этимологии неизвестны. [29] [30] [31]
На аттическом греческом языке этруски были известны как тирренцы ( Τυρρηνοί , Tyrrēnoi , ранее Τυρσηνοί Tyrsēnoi ), [32] откуда римляне получили названия Тиррени , Тиррения (Этрурия), [33] и Море Тирренское ( Тирренское море ). [34] [ нужна полная цитата ]
Древние римляне называли этрусков тусками или этрусками ( единственное число тускус ). [35] [36] [37] Их римское название является источником терминов « Тоскана », которое относится к их центру, и « Этрурия », которое может относиться к их более широкому региону. Лингвисты полагают, что термин Туски был умбрийским словом, означающим «этрусский», основанным на надписи на древней бронзовой табличке из соседнего региона. [38] Надпись содержит фразу turskum...nomen , буквально «тосканское имя». Основываясь на знании грамматики умбрийского языка, лингвисты могут сделать вывод, что основная форма слова turskum — *Tursci, [39] что, посредством метатезы в начале слова и эпентезы , вероятно, приведет к форме E-trus-ci . [40]
Что касается первоначального значения корня *Turs-, широко цитируемая гипотеза состоит в том, что он, как и слово латинское turris , означает «башня» и происходит от древнегреческого слова, обозначающего башню: τύρσις , [41] [42] вероятно, заем на греческий язык. Согласно этой гипотезе, туски называли «народом, строящим башни». [41] или «строители башен». [43] Эта предложенная этимология тем более правдоподобна, что этруски предпочитали строить свои города на высоких пропастях, укрепленных стенами. С другой стороны, Джулиано и Ларисса Бонфанте предположили, что этрусские дома могли казаться простым латинянам башнями. [44] Предлагаемая этимология имеет долгую историю: Дионисий Галикарнасский заметил в первом веке до нашей эры: «[T] нет причин, по которым греки не должны были называть [этрусков] этим именем, как из-за того, что они жили в башнях, так и из-за того, что они жили в башнях. имя одного из их правителей». [45] В своем недавнем «Этимологическом словаре греческого языка » Роберт Бикс утверждает, что это греческое слово является «заимствованным из средиземноморского языка». Эта гипотеза восходит к статье Пола Кречмера в «Глотте » 1934 года. [46] [47]
Происхождение [ править ]
Древние источники [ править ]
Литературные и исторические тексты на этрусском языке не сохранились, а сам язык понятен современным учёным лишь частично. Это делает современное понимание их общества и культуры во многом зависимым от гораздо более поздних и в целом неодобрительных римских и греческих источников. Эти древние писатели разошлись в своих теориях о происхождении этрусского народа. Некоторые предполагали, что это были пеласги , мигрировавшие сюда из Греции. Другие утверждали, что они были коренными жителями центральной Италии, а не из Греции.
Первым греческим автором, упомянувшим этрусков, которых древние греки называли тирренцами , был поэт VIII века до нашей эры Гесиод в своем произведении « Теогония» . Он упомянул их как проживающих в центральной Италии вместе с латинянами. [48] VII века до нашей эры. Гомеровский гимн Дионису [49] называли их пиратами. [50] В отличие от более поздних греческих авторов, эти авторы не предполагали, что этруски мигрировали в Италию с востока, и не связывали их с пеласгами.
И только в V веке до нашей эры, когда этрусская цивилизация утвердилась на несколько столетий, греческие писатели начали ассоциировать название «тирренцы» с «пеласгами», и даже тогда некоторые делали это таким образом, что можно предположить, что они были означало только общие описательные ярлыки для «негреческих» и «коренных предков греков» соответственно. [51] Историки V века до нашей эры Геродот , [52] и Фукидид [53] и историк I века до нашей эры Страбон , [54] похоже, предполагало, что тирренцы изначально были пеласгами, мигрировавшими в Италию из Лидии через греческий остров Лемнос . Все они описали Лемнос как заселенный пеласгами, которых Фукидид определил как «принадлежащих тирренцам» ( τὸ δὲ πλεῖστον Πελασγικόν, τῶν καὶ Λῆμνόν ποτε καὶ Ἀθήνας Τυρσηνῶν ). Как рассказывали Страбон и Геродот: [55] переселением на Лемнос руководил Тиррен /Тирсен, сын Атиса (царя Лидии). Страбон [54] добавил, что пеласги Лемноса и Имброса затем последовали за Тирреном на Итальянский полуостров . По словам логографа Гелланика Лесбосского , произошла миграция пеласгов из Фессалии в Греции на Итальянский полуостров, в рамках которой пеласги колонизировали территорию, которую он назвал Тирренией, и затем их стали называть тирренцами. [56]
Есть некоторые свидетельства, свидетельствующие о связи между островом Лемнос и тирренцами. Лемносская стела имеет надписи на языке, который по структуре очень похож на язык этрусков. [57] Открытие этих надписей в наше время привело к предположению о « тирренской языковой группе », включающей этрусский, лемнийский и раетский языки , на которых говорят в Альпах .
Однако историк I века до н. э. Дионисий Галикарнасский , грек, живший в Риме, отверг многие древние теории других греческих историков и постулировал, что этруски были коренным народом, всегда жившим в Этрурии и отличавшимся как от пеласгов, так и от пеласгов. лидийцы. [58] Дионисий отметил, что историк V века Ксанф Лидийский , который был родом из Сард и считался важным источником и авторитетом по истории Лидии, никогда не предполагал лидийского происхождения этрусков и никогда не называл Тиррена правителем лидийцев. . [58]
По этой причине я убежден, что пеласги — это другой народ, чем тирренцы. И я также не верю, что тирренцы были колонией лидийцев; ибо они не используют тот же язык, что и последние, и нельзя утверждать, что, хотя они больше не говорят на одном языке, они все же сохраняют некоторые другие признаки своей родной страны. Ибо они не поклоняются тем же богам, что лидийцы, и не пользуются подобными законами или учреждениями, но именно в этом отношении они больше отличаются от лидийцев, чем от пеласгов. Действительно, ближе всего к истине, вероятно, приходят те, кто заявляет, что этот народ мигрировал ниоткуда, но был коренным для этой страны, поскольку оказывается, что это очень древний народ и не сходится ни с кем другим ни по своему языку, ни по своим манерам. жизни.
Авторитет Дионисия Галикарнасского, возможно, подкрепляется тем фактом, что он был первым древним писателем, сообщившим об эндониме этрусков: Расенна.
Римляне, однако, дают им другие имена: по стране, которую они когда-то населяли, называвшейся Этрурией, они называют их этрусками, а по их знанию церемоний, связанных с богослужением, в которых они превосходят других, они теперь называют их, довольно неточно. , Туски, но раньше с той же точностью, что и греки, они называли их Тирскои [более ранняя форма Туски]. Однако их собственное имя такое же, как у одного из их лидеров, Расенны.
Точно так же историк I века до нашей эры Ливий в своей книге «Ab Urbe Condita Libri » сказал, что реты были этрусками, которых загнали в горы вторгшиеся галлы; и он утверждал, что жители Реции были этрусского происхождения. [59]
Альпийские племена имеют, без сомнения, то же происхождение (этрусков), особенно реты; которые стали настолько дикими по самой природе страны, что не сохранили ничего от своего древнего характера, кроме звука своей речи, и даже она испорчена.
Историк первого века Плиний Старший также поместил этрусков в контекст ретийского народа на севере и написал в своей «Естественной истории» (79 г. н.э.): [60]
К ним примыкают (альпийские) норийцы — раэти и винделичи . Все они разделены на ряд штатов. Раэти считаются народом тосканской расы, изгнанным галлами , их лидера звали Ретус.
данные и Археологические современная этрускология
Вопрос об этрусском происхождении издавна был предметом интереса и споров среди историков. В наше время все доказательства, собранные доисторическими и протоисторическими археологами, антропологами и этрусками, указывают на коренное происхождение этрусков. [7] [8] [9] [10] [11] Нет никаких археологических или лингвистических свидетельств миграции лидийцев или пеласгов в Этрурию. [61] [9] [8] [10] [11] Современные этрускологи и археологи, такие как Массимо Паллоттино (1947), показали, что предположения и утверждения ранних историков по этому поводу были безосновательны. [62] В 2000 году этрусколог Доминик Брикель подробно объяснил, почему он считает, что сочинения древнегреческих историков о происхождении этрусков не следует даже считать историческими документами. [63] Он утверждает, что древняя история о «лидийском происхождении» этрусков была преднамеренной, политически мотивированной выдумкой и что древние греки делали вывод о связи между тирренами и пеласгами исключительно на основании определенных греческих и местных традиций и просто на основании того факта, что что между этрусками и греками велась торговля. [64] [65] Он отметил, что, даже если эти истории включают исторические факты, предполагающие контакты, такие контакты скорее связаны с культурным обменом, чем с миграцией. [66]
Несколько археологов, специализирующихся на предыстории и протоистории , которые проанализировали останки бронзового и железного веков, раскопанные на территории исторической Этрурии, отметили, что не было найдено никаких доказательств, связанных ни с материальной культурой , ни с социальными практиками , которые могли бы поддержать теория миграции. [67] Самым заметным и радикальным изменением, которое было археологически засвидетельствовано в этом районе, является принятие, начиная примерно с 12 века до нашей эры, погребального обряда сжигания в терракотовых урнах, который является континентальной европейской практикой, заимствованной из культуры полей урн ; в этом нет ничего, что указывало бы на этнический вклад Малой Азии или Ближнего Востока . [67]
Обзор археологических находок за предыдущие 30 лет, проведенный в 2012 году на основе раскопок крупных этрусских городов, показал преемственность культуры от последней фазы бронзового века (13–11 века до н.э.) до железного века (10–9 века). до нашей эры). Это свидетельствует о том, что этрусская цивилизация, возникшая около 900 г. до н.э., была построена людьми, чьи предки населяли этот регион как минимум предыдущие 200 лет. [68] Основываясь на этой культурной преемственности, в настоящее время археологи пришли к единому мнению, что протоэтрусская культура развилась на последней фазе бронзового века из местной протовилланова культуры и что последующая вилланованская культура железного века наиболее точно описывается как Ранняя фаза этрусской цивилизации. [17] Возможно, существовали контакты между северно-центральной Италией и микенским миром в конце бронзового века . Однако контакты между жителями Этрурии и жителями Греции , островов Эгейского моря , Малой Азии и Ближнего Востока засвидетельствованы лишь столетия спустя, когда этрусская цивилизация уже процветала и этрусский этногенез был хорошо установлен. Первые из этих засвидетельствованных контактов относятся к греческим колониям в Южной Италии и финикийско-пуническим колониям на Сардинии , а также к последующему периоду ориентализации . [69]
Одной из самых распространенных ошибок в течение длительного времени, даже среди некоторых ученых прошлого, было связывание позднего периода ориентализации этрусской цивилизации с вопросом о ее происхождении. Ориентализация была художественным и культурным явлением, которое распространилось среди самих греков, а также на большей части центрального и западного Средиземноморья, не только в Этрурии. [70] Период ориентализации у этрусков был обусловлен, как убедительно показано археологами, контактами с греками и Восточным Средиземноморьем, а не массовыми миграциями. [71] Черты лица (профиль, миндалевидные глаза, большой нос) на фресках и скульптурах, а также изображение красновато-коричневых мужчин и светлокожих женщин под влиянием архаического греческого искусства следовали художественным традициям Восточного Средиземноморья, она распространилась даже среди самих греков и, в меньшей степени, среди других цивилизаций в центральном и западном Средиземноморье вплоть до Пиренейского полуострова . На самом деле, многие гробницы позднего ориентализирующего и архаического периодов, такие как Гробница авгуров , Гробница Триклиния или Гробница Леопардов , а также другие гробницы архаического периода в некрополе Монтероцци в Тарквинии , были написаны греческими художниками или, во всяком случае, иностранными художниками. Таким образом, эти изображения имеют очень ограниченную ценность для реалистичного изображения этрусского населения. [72] Лишь с конца IV века до нашей эры в этрусском искусстве стали встречаться свидетельства физиономических портретов, и этрусская портретная живопись стала более реалистичной. [73]
Генетические исследования [ править ]
Было проведено множество биологических исследований этрусского происхождения, самое старое из которых датируется 1950-ми годами, когда исследования еще основывались на анализах крови современных образцов, а анализ ДНК (включая анализ древних образцов) еще был невозможен. [74] [75] [76] Лишь в самые последние годы, с развитием археогенетики комплексные исследования, содержащие полное секвенирование генома , были опубликованы этрусских образцов, включая аутосомную ДНК и Y-ДНК , причем аутосомная ДНК является «наиболее ценной для понимания того, что на самом деле произошло в история человека», как заявил генетик Дэвид Райх , тогда как ранее исследования основывались только на анализе митохондриальной ДНК , который содержит меньше и ограниченную информацию. [77]
Археогенетическое исследование, посвященное вопросу этрусского происхождения, было опубликовано в сентябре 2021 года в журнале Science Advances и проанализировало аутосомную ДНК и однородительские маркеры (Y-ДНК и мтДНК) 48 людей железного века из Тосканы и Лацио , охватывающих от 800 до 1 г. до н.э. и пришел к выводу, что этруски были автохтонными (местными коренными народами) и имели генетический профиль, аналогичный их латинским соседям. У этрусских индивидуумов предковый компонент Степи присутствовал в тех же процентных количествах, что и у ранее проанализированных латинян железного века, а в этрусской ДНК полностью отсутствовал сигнал недавнего смешения с Анатолией и Восточным Средиземноморьем. И этруски, и латиняне прочно присоединились к европейскому кластеру, расположенному к западу от современных итальянцев. Этруски представляли собой смесь WHG, EEF и степного происхождения; Было обнаружено, что 75% этрусских особей мужского пола принадлежат к гаплогруппе R1b (R1b M269) , особенно ее кладе R1b-P312 и ее производной R1b-L2 , прямым предком которой является R1b-U152 тогда как наиболее распространенной гаплогруппой митохондриальной ДНК у этрусков была H. , [78]
Выводы исследования 2021 года соответствуют исследованию 2019 года, ранее опубликованному в журнале Science , в котором были проанализированы останки одиннадцати людей железного века из районов вокруг Рима, из которых четверо были этрусскими людьми, один похоронен в Вейо Гротта Грамичча из Вилланована. э. (900–800 гг. до н.э.) и трое захороненных в некрополе Ла Маттонара недалеко от Чивитавеккья периода ориентализации (700–600 гг. до н.э.). Исследование пришло к выводу, что этруски (900–600 до н. э.) и латиняне (900–500 до н. э.) из Latium vetus были генетически схожи. [79] при этом генетические различия между обследованными этрусками и латинянами оказались незначительными. [80] Этруски и современные латиняне отличались от предшествующего населения Италии наличием ок. 30% степного происхождения . [81] Их ДНК на две трети представляла собой смесь медного века предков ( EEF + WHG ; этруски ~ 66–72%, латиняне ~ 62–75%) и на одну треть предков, связанных со Степью (этруски ~ 27–33%, латиняне ~ 24–37%). [79] Единственный образец извлеченной Y-ДНК принадлежал к гаплогруппе J-M12 (J2b-L283) , обнаруженный у человека, датируемого 700-600 . гг 1531 г. до н. э.). При этом четыре образца мтДНК принадлежали к гаплогруппам U5a1 , H , T2b32 , K1a4 . [82]
Среди более старых исследований, основанных только на митохондриальной ДНК, исследование мтДНК, опубликованное в 2018 году в журнале American Journal of Physical Anthropology , сравнивало как древние, так и современные образцы из Тосканы, из предыстории , этрусской эпохи, римской эпохи , эпохи Возрождения и современности. -день, и пришел к выводу, что этруски представляют собой местное население, промежуточное между доисторическими и другими образцами, занимающее временную сеть между энеолитом и римским веком. [83]
Несколько исследований митохондриальной ДНК , опубликованных в 2013 году в журналах PLOS One и American Journal of Physical Anthropology на основе этрусских образцов из Тосканы и Лациума, пришли к выводу, что этруски были коренным населением, показав, что этрусская мтДНК, по-видимому, очень близка к неолитическое население из Центральной Европы ( Германия , Австрия , Венгрия ) и других тосканских популяций, что убедительно свидетельствует о том, что этрусская цивилизация развилась локально из виллановской культуры , что уже подтверждено археологическими данными и антропологическими исследованиями, [17] [84] и что генетические связи между Тосканой и Западной Анатолией возникли как минимум 5000 лет назад, в эпоху неолита , и «наиболее вероятное время разделения между Тосканой и Западной Анатолией приходится около 7600 лет назад», во время миграций ранних европейских фермеров ( ВЭФ) из Анатолии в Европу в раннем неолите. Древние этрусские образцы имели гаплогруппы митохондриальной ДНК (мтДНК) JT (субклады J и T ) и U5 с меньшинством мтДНК H1b . [85] [86]
основанное примерно на 28 образцах людей, живших с 600 по 100 гг. Более раннее исследование мтДНК, опубликованное в 2004 году и образцы выглядят типично европейскими или западноазиатскими , но лишь несколько гаплотипов были общими с современными популяциями. Обмен аллелями между этрусками и современными популяциями самый высокий среди немцев (семь общих гаплотипов), корнуэльцев с юго-запада Британии (пять общих гаплотипов), турок (четыре общих гаплотипа) и тосканцев (два гаплотипа в общий). [87] В то время как современными популяциями с наименьшим генетическим расстоянием от древних этрусков, основанным исключительно на мтДНК и FST, были тосканцы, за которыми следовали турки, а затем другие популяции из Средиземноморья и Корнуолла. [87] Это исследование подверглось резкой критике со стороны других генетиков, поскольку «данные представляют собой сильно поврежденные или частично загрязненные последовательности мтДНК» и «любое сравнение с современными популяционными данными следует считать весьма опасным». [88] [89] [90] и археологи, которые утверждали, что исследование не было четким и не предоставило доказательств того, что этруски были населением, вторгающимся в европейский контекст. [76] [75]
В коллективном сборнике «Этрускология», опубликованном в 2017 году, британский археолог Фил Перкинс, повторяя свою более раннюю статью 2009 года, представляет анализ состояния исследований ДНК и пишет, что «ни одно из исследований ДНК на сегодняшний день не доказывает окончательно, что [] этруски были интрузивным населением в Италии, происходящим из Восточного Средиземноморья или Анатолии» и «есть признаки того, что данные ДНК могут подтвердить теорию о том, что этрусские люди являются автохтонными в центральной Италии». [75] [76]
В своей книге 2021 года « Краткая история человечества » немецкий генетик Йоханнес Краузе , содиректор Института эволюционной антропологии Макса Планка в Йене , приходит к выводу, что вполне вероятно, что этрусский язык (а также баскский , палео-сардинский и минойский ) «развился на континенте в ходе неолитической революции ». [91]
Периодизация этрусской цивилизации [ править ]
Этрусская цивилизация начинается с культуры Вилланова раннего железного века , считающейся старейшей фазой. [12] [13] [14] [15] [16] Сами этруски датировали возникновение этрусской нации датой, соответствующей 11 или 10 веку до нашей эры. [13] [92] Культура Вилланован возникает в результате феномена регионализации культуры позднего бронзового века, называемой « прото-вилланован », части центральноевропейской культурной системы «Поля урн » . В последней виллановской фазе, называемой недавней фазой (около 770–730 гг. до н. э.), этруски установили отношения определенной последовательности с первыми греческими иммигрантами в южной Италии (в Питекузе , а затем в Куме ), настолько, что первоначально поглотили техники и фигуративные модели, а вскоре и собственно культурные модели, с введением, например, письма, нового способа банкетов, героической погребальной идеологии, то есть нового аристократического образа жизни, способного глубоко изменить физиогномика этрусского общества. [92] Таким образом, благодаря растущему числу контактов с греками, этруски вступили в так называемую фазу ориентализации . На этом этапе в Греции, большей части Италии и некоторых районах Испании было сильное влияние со стороны наиболее развитых районов восточного Средиземноморья и древнего Ближнего Востока . [93] Также непосредственно финикийские, или иначе ближневосточные, ремесленники, купцы и художники способствовали распространению в Южной Европе ближневосточных культурных и художественных мотивов. Последние три фазы этрусской цивилизации называются соответственно архаической, классической и эллинистической, что примерно соответствует одноименным фазам древнегреческой цивилизации.
Хронология [ править ]
Этрусская цивилизация (900–27 до н.э.) [1] | Вилланованский период (900–720 до н.э.) | Вилланован I | 900–800 до н.э. |
Вилланован II | 800–720 гг. до н.э. | ||
Вилланован III (Болонья) | 720–680 до н.э. [94] | ||
Вилланован IV (Болонья) | 680–540 до н.э. [94] | ||
Период ориентализации (720–580 до н.э.) | Ранняя ориентализация | 720–680 до н.э. | |
Средний ориентализм | 680–625 гг. до н.э. | ||
Поздняя ориентализация | 625–580 до н.э. | ||
Архаический период (580–480 до н.э.) | Архаичный | 580–480 до н.э. | |
Классический период (480–320 до н.э.) | Классический | 480–320 до н.э. | |
Эллинистический период (320–27 до н. э.) | эллинистический | 320–27 до н.э. |
Расширение [ править ]
Этрусская экспансия была сосредоточена как на север за Апеннинами , так и в Кампанию. Некоторые небольшие города в шестом веке до нашей эры исчезли за это время, якобы поглощенные более крупными и могущественными соседями. Однако несомненно, что политическая структура этрусской культуры была похожа на Великую Грецию на юге, хотя и более аристократична. Добыча и торговля металлом, особенно медью и железом , привели к обогащению этрусков и расширению их влияния на Итальянском полуострове и в западной части Средиземного моря . Здесь их интересы столкнулись с интересами греков, особенно в шестом веке до нашей эры, когда итальянские фокейцы основали колонии вдоль побережья Сардинии , Испании и Корсики . Это привело этрусков к союзу с Карфагеном , интересы которого также столкнулись с греками. [95] [96]
Около 540 г. до н.э. битва при Алалии привела к новому распределению власти в западном Средиземноморье. Хотя в битве не было явного победителя, Карфаген сумел расширить свою сферу влияния за счет греков, а Этрурия оказалась отодвинутой к северной части Тирренского моря с полным владением Корсикой . Новая политическая ситуация с первой половины V века до н.э. означала начало упадка этрусков после потери южных провинций. В 480 году до нашей эры союзник Этрурии Карфаген потерпел поражение от коалиции городов Великой Греции во главе с Сиракузами, Сицилия . Несколько лет спустя, в 474 году до нашей эры, тиран Сиракуз Гиерон победил этрусков в битве при Кумах . Влияние Этрурии на города Лациум и Кампания ослабло, и территория была захвачена римлянами и самнитами .
В IV веке до нашей эры в Этрурии галльское вторжение положило конец ее влиянию на долину реки По и побережье Адриатического моря . Тем временем Рим начал аннексировать этрусские города. Это привело к потере северных этрусских провинций. Во время римско-этрусских войн Этрурия была завоевана Римом в III веке до нашей эры. [95] [96]
Этрусская лига [ править ]
Согласно легенде, [97] был период между 600 г. до н. э. и 500 г. до н. э., когда союз между двенадцатью этрусскими поселениями был сформирован , известный сегодня как Этрусская лига , Этрусская федерация или Додекаполис ( греч . Δωδεκάπολις ). По легенде, Этрусский союз двенадцати городов был основан Тархоном и его братом Тирреном . Тархон дал свое имя городу Тархна , или Тарквинний, как его называли римляне. Тиррен дал свое имя тирренцам , альтернативное название этрусков. Хотя единого мнения о том, какие города входили в лигу, нет, следующий список может быть близок к истине: Аррециум , Кайсра , Клевсин , Куртун , Перусна , Пуплуна , Вейи , Тарчна , Ветлуна , Вольтерра , Велзна и Велч . Некоторые современные авторы включают Rusellae . [98] Лига представляла собой в основном экономическую и религиозную лигу или свободную конфедерацию, подобную греческим государствам. В более поздние времена империи , когда Этрурия была лишь одним из многих регионов, контролируемых Римом, количество городов в лиге увеличилось на три. Это отмечено на многих более поздних надгробиях, начиная со II века до нашей эры. По словам Ливия , двенадцать городов-государств встречались один раз в год на Fanum Voltumnae в Вольсиниях , где выбирался лидер, представляющий лигу. [99]
Существовали еще две этрусские лиги (« Lega dei popoli »): лига Кампании , главным городом которой была Капуя , и долины По города-государства на севере Италии, куда входили Болонья , Спина и Адриа . [99]
Возможное основание Рима [ править ]
Те, кто поддерживает латинское основание Рима с последующим этрусским вторжением, обычно говорят об этрусском «влиянии» на римскую культуру, то есть о культурных объектах, которые были заимствованы Римом из соседней Этрурии. Преобладает мнение, что Рим был основан латинянами, которые позже слились с этрусками. В этой интерпретации объекты этрусской культуры считаются скорее влиянием, чем частью наследия. [100] Рим, вероятно, был небольшим поселением до прихода этрусков, которые построили первые элементы его городской инфраструктуры, такие как дренажная система. [101] [102]
Основным критерием определения того, возник ли предмет в Риме и попал ли он под влиянием к этрускам, или перешел к римлянам от этрусков, является дата. Многие, если не большинство, этрусских городов были старше Рима. Если кто-то обнаружит, что данная особенность возникла раньше, то она не могла возникнуть в Риме. Второй критерий – мнение древних источников. Это указывает на то, что определенные институты и обычаи пришли непосредственно от этрусков. Рим расположен на границе бывшей этрусской территории. Когда этрусские поселения появились к югу от границы, предполагалось, что этруски распространились там после основания Рима, но теперь известно, что эти поселения предшествовали Риму.
Этрусские поселения часто строились на холмах – чем круче, тем лучше – и окружены толстыми стенами. Согласно римской мифологии , когда Ромул и Рем основали Рим, они сделали это на Палатинском холме согласно этрусскому ритуалу; то есть они начинались с померия или священного рва. Затем они направились к стенам. Ромул должен был убить Рема, когда тот перепрыгнул через стену, разрушив его магическое заклинание (см. также Pons Sublicius ). Название Рима засвидетельствовано на этрусском языке в форме Ruma-χ , что означает «римлянин», форме, которая отражает другие засвидетельствованные этнонимы на этом языке с тем же суффиксом -χ : Velzna-χ '(кто-то) из Вольсиний' и Свеама-χ '(кто-то) из Сованы '. Однако одного этого недостаточно, чтобы окончательно доказать этрусское происхождение. Если Тиберий родом из Эфарии , то Рума располагалась бы на реке Фефар ( Тибр ). Среди ученых активно обсуждается вопрос о том, кто был основателем Рима. В 390 году до нашей эры город Рим подвергся нападению галлов . , и в результате, возможно, потерял многие – хотя и не все – свои более ранние записи.
Более поздняя история рассказывает, что некоторые этруски жили в Викус Тускус . [103] «этрусский квартал», и что существовала этрусская линия царей (хотя некоторые из них происходили от грека Демарата Коринфского ), которые следовали за королями латинского и сабинского происхождения. Историки-этрускофилы утверждают, что это, вместе с доказательствами существования институтов, религиозных элементов и других культурных элементов, доказывает, что Рим был основан этрусками.
Говорят, что при Ромуле и Нуме Помпилии народ был разделен на тридцать курий и три племени . Лишь немногие этрусские слова вошли в латынь , но названия по крайней мере двух племен — Рамнес и Луцерес — кажутся этрусскими. Последние короли, возможно, носили этрусский титул lucumo , тогда как регалии традиционно считались этрусскими по происхождению — золотая корона, скипетр, тога пальмата (особое одеяние), Sella curulis ( курульное кресло ) и, прежде всего, основное Символ государственной власти: фасции . Последний представлял собой связку прутьев для кнута, окружавшую двулезвийный топор , который несли королевские ликторы . Примером фасций являются остатки бронзовых стержней и топора из гробницы в этрусской Ветулонии . Это позволило археологам идентифицировать изображение фасции на могильной стеле Авеле Фелуске, который изображен воином, владеющим фасциями. Наиболее показательной этрусской особенностью является слово populus , которое появляется как этрусское божество Фуфлунс .
Римские семьи этрусского происхождения [ править ]
- Анхария род
- Гонка Арунтия
- Цецинийская раса
- Целия род
- Гены цезеннии
- Цейония род
- Цильния род
- Herminia gens - Патриций
- Люди Эруции
- Lartia gens - Патриций
- Ошибки нации
- Нация Персии
- Резиния род
- Санквиния род
- Спуринния род
- Тапсенния род
- Tarquinia gens – патриций (?)
- Tarquitia gens – патриций
- Ургулания род
- Verginia gens - Патриций
- Раса Волумния - Патриций
Общество [ править ]
Правительство [ править ]
Исторические этруски создали государственное устройство общества с остатками вождества и племенных форм. Рим был в каком-то смысле первым италийским государством, но начинался он как этрусское. Считается, что стиль этрусского правления изменился с тотальной монархии на олигархическую республику (как Римская республика) в VI веке до нашей эры. [104]
Правительство рассматривалось как центральная власть, управляющая всеми племенными и клановыми организациями. Он сохранил власть над жизнью и смертью; Фактически, горгона , древний символ этой силы, появляется как мотив в этрусском декоре. Приверженцев этой государственной власти объединяла общая религия. Политической единицей в этрусском обществе был город-государство, который, вероятно, был референтом methlum , «района». В этрусских текстах упоминается довольно много магистратов , без особого намека на их функции: камти , парних , пурт , тамера , макстрев и так далее. Люди были механизмами .
Семья [ править ]
Княжеские гробницы не были индивидуальными. Свидетельства надписей показывают, что семьи хоронили здесь в течение длительного периода времени, что свидетельствует о росте аристократической семьи как фиксированного института, параллельного роду в Риме и, возможно, даже его модели. Этруски могли использовать любую модель восточного Средиземноморья. То, что рост этого класса связан с новым приобретением богатства посредством торговли, не подлежит сомнению. Самые богатые города располагались недалеко от побережья. В центре общества находилась супружеская пара тусуртир . Этруски были моногамным обществом, в котором упор делался на создание пар.
Точно так же поведение некоторых богатых женщин не является исключительно этрусским. Кажущееся беспорядочное веселье имеет духовное объяснение. Пеленание и Бонфанте (среди прочих) объясняют, что изображения обнаженных объятий, или симплегмы, «имели силу отразить зло», как и обнажение груди, которое было принято западной культурой в качестве апотропного средства и наконец появилось на номинальных головах. парусных кораблей в виде обнаженной верхней части женского торса. Возможно также, что отношение греков и римлян к этрускам было основано на непонимании места женщины в их обществе. И в Греции, и в самом раннем республиканском Риме респектабельные женщины были ограничены домом, и смешанного общения не было. Таким образом, свобода женщин в этрусском обществе могла быть неправильно понята как подразумевающая их сексуальную доступность. [105] Стоит отметить, что ряд этрусских гробниц содержат погребальные надписи в форме «X сын (отца) и (матери)», что указывает на важность материнской стороны в семье. [105]
Военный [ править ]
Этруски, как и современные культуры Древней Греции и Древнего Рима , имели значительные военные традиции. Помимо обозначения ранга и власти определенных людей, война была значительным экономическим преимуществом для этрусской цивилизации. Как и многие древние общества, этруски проводили кампании в летние месяцы, совершая набеги на соседние территории, пытаясь захватить территорию и борясь с пиратством как средством приобретения ценных ресурсов, таких как земля, престиж, товары и рабы. Вполне вероятно, что люди, захваченные в бою, будут возвращены своим семьям и кланам за высокую цену. Заключенных также потенциально могли приносить в жертву на гробницах в честь павших лидеров этрусского общества, мало чем отличаясь от жертв, принесенных Ахиллесом ради Патрокла . [106] [107] [108]
Города [ править ]
Ареал этрусской цивилизации отмечен ее городами . Они были полностью ассимилированы италийскими, кельтскими или римскими этническими группами, но имена сохранились благодаря надписям, а их руины представляют эстетический и исторический интерес в большинстве городов центральной Италии. Этрусские города процветали на большей части территории Италии во время римского железного века , отмечая самую дальнюю степень развития этрусской цивилизации. Постепенно они были ассимилированы сначала курсивами на юге, затем кельтами на севере и, наконец, в самой Этрурии растущей Римской республикой. [106]
Всем римским авторам было хорошо известно, что многие римские города ранее были этрусскими. Некоторые города были основаны этрусками в доисторические времена и носили полностью этрусские названия. Другие были колонизированы этрусками, которые этрусски использовали название, обычно курсивное . [107]
Культура [ править ]
Сельское хозяйство [ править ]
Этруски знали о методах накопления и сохранения воды в Египте, Месопотамии и Греции. Они строили каналы и плотины для орошения земель, осушали и мелиорировали болота. Археологические остатки этой инфраструктуры все еще можно обнаружить в приморских юго-западных частях Тосканы . [109]
Vite maritata — это метод виноградарства , в котором используются посадки-компаньоны, названные в честь Маремма итальянского региона , что может иметь отношение к изменению климата . [110] Он был заложен на этой территории ранними предшественниками римлян, которые выращивали растения, максимально приближенные к их естественной среде обитания. Лозы , из которых изготавливают вино, представляют собой разновидность лианы , которая естественным образом переплетается с такими деревьями, как клены или ивы. [111]
Религия [ править ]
Этрусская система верований представляла собой имманентный политеизм ; то есть все видимые явления считались проявлением божественной силы, и эта сила подразделялась на божеств , которые постоянно действовали на мир человека и могли быть отговорены или убеждены в пользу человеческих дел. Как понимать волю божеств и как себя вести, было открыто этрускам двумя инициаторами: Тагесом , детской фигурой, рожденной на возделанной земле и немедленно одаренной предвидением, и Вегойей , женской фигурой. Их учение сохранилось в ряде священных книг. Три слоя божеств очевидны в обширных мотивах этрусского искусства. Одни кажутся божествами местной природы: Катха и Усил , солнце; Тивр , луна; Сельванс , гражданский бог; Туран , богиня любви; Ларан , бог войны; Лейнт , богиня смерти; Марис ; Тална ; Турмс ; и неизменно популярный Фуфлунс , имя которого каким-то образом связано с городом Популония и populus Romanus , возможно, богом народа. [112] [113]
В этом пантеоне меньших божеств правили высшие божества, которые, кажется, отражают индоевропейскую систему: Тин или Тиния , небо, Уни , его жена ( Юнона ), и Кел , богиня земли. Кроме того, некоторые греческие и римские боги были вдохновлены этрусской системой: Аритими ( Артемида ), Менрва ( Минерва ), Пача ( Дионис ). Греческие герои, взятые из Гомера, также широко фигурируют в художественных мотивах. [112] [113]
Архитектура [ править ]
Об архитектуре древних этрусков известно сравнительно мало. Они адаптировали родные италийские стили под влиянием внешнего облика греческой архитектуры . В свою очередь, древнеримская архитектура началась с этрусских стилей, а затем приняла дальнейшее греческое влияние. Римские храмы имеют многие из тех же отличий по форме от греческих, что и этрусские храмы, но, как и греки, используют камень, в котором они точно копируют греческие традиции. Дома богатых, очевидно, часто были большими и удобными, но погребальные камеры гробниц, часто заполненные погребальным инвентарем, являются ближайшим к ним местом, где можно было выжить. В южной этрусской области гробницы имеют большие высеченные в скале камеры под курганами в больших некрополях , и они, вместе с некоторыми городскими стенами, являются единственными сохранившимися этрусскими постройками. Этрусская архитектура обычно не считается частью греко-римской классической архитектуры . [114]
Искусство и музыка [ править ]
Этрусское искусство было создано этрусской цивилизацией между 9 и 2 веками до нашей эры. Особенно сильны в этой традиции были фигуративная скульптура из терракоты (особенно в натуральную величину на саркофагах или храмах), настенная роспись и обработка металла (особенно гравированные бронзовые зеркала). Этрусская скульптура из литой бронзы была известна и широко экспортировалась, но сохранилось лишь несколько крупных экземпляров (материал был слишком ценным и позже был переработан). В отличие от терракоты и бронзы, этрусской скульптуры из камня, по-видимому, было мало, несмотря на то, что этруски контролировали прекрасные источники мрамора, в том числе каррарский мрамор , который, похоже, не использовался до римлян. Большая часть сохранившегося этрусского искусства происходит из гробниц, включая все фрески на стенах, небольшая часть которых изображает сцены пиршества и некоторые повествовательные мифологические сюжеты. [115]
Изделия Буккеро черного цвета были ранним и местным стилем тонкой этрусской керамики. Существовала также традиция сложной этрусской росписи ваз , произошедшая от ее греческого эквивалента; Этруски были основным экспортным рынком для греческих ваз . Этрусские храмы были богато украшены красочно раскрашенными терракотовыми антефиксами и другими деталями, которые в большом количестве сохранились там, где исчезла деревянная надстройка. Этрусское искусство было тесно связано с религией ; загробная жизнь имела большое значение в этрусском искусстве. [116]
Этрусские музыкальные инструменты, изображенные на фресках и барельефах, представляют собой различные типы труб, такие как плагиаул (трубы Пана или Сиринкса ), алебастровая трубка и знаменитые двойные трубы, сопровождаемые ударными инструментами, такими как тинтиннабулум , тимпан и кроталес , а позже струнные инструменты, такие как лира и кифара .
Язык [ править ]
Этруски оставили около 13 000 надписей найденных к настоящему времени , лишь небольшая часть из которых имеет значительную длину. Связь этрусского языка с другими языками, засвидетельствованная с 700 г. до н.э. по 50 г. н. э., была источником длительных спекуляций и исследований. Считается, что этруски говорили на доиндоевропейском языке. [117] [118] [119] и палеоевропейский язык , [120] и большинство согласны с тем, что этрусский язык связан только с другими членами так называемой тирсенской языковой семьи , которая сама по себе является изолированной семьей , не связанной напрямую с другими известными языковыми группами. Начиная с Rix (1998), широко признано, что тирсенские семейные группы Raetic и Lemnian связаны с этрусскими. [18]
Литература [ править ]
Этрусские тексты, написанные в течение семи столетий, используют форму греческого алфавита из-за тесного контакта между этрусками и греческими колониями в Питекузах и Кумах в 8 веке до нашей эры (пока он больше не использовался в начале I век нашей эры). Примерно в это время этрусские надписи исчезли из Кьюзи , Перуджи и Ареццо . Сохранилось лишь несколько фрагментов религиозных и особенно погребальных текстов, большинство из которых поздние (IV в. до н.э.). Помимо оригинальных текстов, дошедших до наших дней, имеется большое количество цитат и аллюзий авторов-классиков. В I веке до нашей эры Диодор Сицилийский писал, что литературная культура была одним из величайших достижений этрусков. О нем мало что известно, и даже то, что известно об их языке, связано с повторением одних и тех же нескольких слов во многих найденных надписях (посредством современных эпитафий), контрастирующих в двуязычных или трехъязычных текстах с латинскими и пуническими . Из вышеупомянутых жанров упоминается лишь один такой Вольнио (Вольниус), упоминаемый в классических источниках. [121] За некоторыми исключениями, такими как Liber Linteus , письменными источниками на этрусском языке единственными сохранившимися являются надписи, в основном погребальные. Язык написан этрусским алфавитом , письмом, родственным раннему эвбейскому греческому алфавиту . [122] Известны многие тысячи надписей на этрусском языке, в основном эпитафии несколько очень коротких текстов , и сохранилось , носящих преимущественно религиозный характер. Этрусская художественная литература встречается только в ссылках более поздних римских авторов, но из их изобразительного искусства очевидно, что греческие мифы были хорошо известны. [123]
См. также [ править ]
Древняя история |
---|
Предыстория |
|
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Бартолони, Гильда, изд. (2012). Введение в этрускологию (на итальянском языке). Милан: Хоепли. ISBN 978-8820348700 .
- ^ Поттс, Шарлотта Р.; Смит, Кристофер Дж. (2022). «Этруски: установление новых планов» . Журнал археологических исследований . 30 (4): 597–644. дои : 10.1007/s10814-021-09169-x . hdl : 10023/24245 .
- ^ Геринг, Элизабет (2004). Сокровища Тосканы: этрусское наследие . Эдинбург: Национальные музеи Шотландии Enterprises Limited. п. 13. ISBN 978-1901663907 .
- ^ Лейтон, Роберт (2004). Тарквиния. Этрусский город . Серия археологических историй Дакворта. Лондон: Дакворт Пресс. п. 32. ISBN 0-7156-3162-4 .
- ^ Кампореале, Джованнанджело , изд. (2001). Этруски за пределами Этрурии . Перевод Хартманна, Томаса Майкла. Лос-Анджелес: Публикации Getty Trust (опубликовано в 2004 г.).
- ^ Делла Фина, Джузеппе (2005). Этруски, повседневная жизнь (на итальянском языке). Рим: Герма Бретшнейдера. п. 15. ISBN 9788882653330 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Баркер, Грэм ; Расмуссен, Том (2000). Этруски . Народы Европы. Оксфорд: Издательство Блэквелл. п. 44. ИСБН 978-0-631-22038-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Де Граммонд, Нэнси Т. (2014). «Этническая принадлежность и этруски». В Макинерни, Джереми (ред.). Спутник этнической принадлежности в Древнем Средиземноморье . Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons, Inc., стр. 405–422. дои : 10.1002/9781118834312 . ISBN 9781444337341 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Турфа, Джин Макинтош (2017). «Этруски». В Фарни, Гэри Д.; Брэдли, Гэри (ред.). Народы Древней Италии . Берлин: Де Грюйтер. стр. 637–672. дои : 10.1515/9781614513001 . ISBN 978-1-61451-520-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шипли, Люси (2017). «Где дом?». Этруски: утраченные цивилизации . Лондон: Книги реакции. стр. 28–46. ISBN 9781780238623 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бенелли, Энрико (2021). «Истоки. От сказаний мифов к свидетельствам археологии». Этруски (на итальянском языке). Милан: Idea Libri-Rusconi Editore. стр. 9–24. ISBN 978-8862623049 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нери, Диана (2012). «1.1 Вилланованский период в западной Эмилии». Этруски между 8 и 7 веками до нашей эры на территории Кастельфранко Эмилия (Миссури) (на итальянском языке). Флоренция: В знаке Лилии. п. 9. ISBN 978-8878145337 .
Термин «виллановский» вошел в археологическую литературу, когда в середине 19 века граф Гоццадини обнаружил первые кремационные гробницы на своей территории в Вилланова-ди-Кастеназо, в районе Казелле (БО). Культура Вилланована совпадает с самым древним периодом этрусской цивилизации, в частности, с 9-м и 8-м веками до нашей эры, а термины Вилланован I, II и III, используемые археологами для обозначения эволюционных фаз, представляют собой условные разделы ранней Железной культуры. Возраст
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бартолони, Гильда (2012) [2002]. Культура Вилланова. В начале этрусской истории (на итальянском языке) (III изд.). Рим: издательство Кароччи. ISBN 9788843022618 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Колонна, Джованни (2000). «Первоначальные персонажи этрусской цивилизации». В Торелли, Марио (ред.). Ги Этруски (на итальянском языке). Милан: Бомпиани. стр. 25–41.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брикель, Доминик (2000). «Происхождение этрусков: вопрос, обсуждаемый с древних времен». В Торелли, Марио (ред.). Ги Этруски (на итальянском языке). Милан: Бомпиани. стр. 43–51.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бартолони, Джильда (2000). «Происхождение и распространение виллановской культуры». В Торелли, Марио (ред.). Ги Этруски (на итальянском языке). Милан: Бомпиани. стр. 53–71.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мозер, Мэри Э. (1996). «Происхождение этрусков: новые доказательства старого вопроса» . В Холле, Джон Франклин (ред.). Этрусская Италия: этрусское влияние на цивилизации Италии от античности до современности . Прово, Юта: Художественный музей Университета Бригама Янга. стр. 29–43 . ISBN 0842523340 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рикс, Хельмут (2008). «Этрусский». В Вудард, Роджер Д. (ред.). Древние языки Европы . Издательство Кембриджского университета. стр. 141–64 . ISBN 9780521684958 .
- ^ «Хорошая карта итальянского ареала и городов культуры в начале ее истории» . Mysteryetruscans.com.
- ↑ Тема «Лиги Этрурии» освещена в книге Freeman, стр. 562–65.
- ^ Ливий, Тит . Ab Urbe Condita Libri (« История Рима »). Книга V, раздел 33.
В этом отрывке Рэтии идентифицируются как остатки 12 городов «за Апеннинами ».
- ^ Полибий . «Упоминание кампанских этрусков» . II.17.
- ^ Вся тема с полными древними источниками в сносках была разработана Джорджем Деннисом в его «Введении» . В транскрипции LacusCurtius ссылки в сносках Денниса ссылаются на тексты на английском или латыни; читатель также может найти некоторые из них на английском языке на WikiSource или других сайтах Интернета. Поскольку работа уже была проделана Деннисом и Тайером, полный анализ здесь не повторяется.
- ^ М. Кэри; Х. Х. Скаллард (1979). История Рима (3-е изд.). Бедфорд/Сент. Мартина. п. 28. ISBN 0-312-38395-9 .
- ^ Бонфанте, Джулиано ; Бонфанте, Ларисса (2002) [1983]. Этрусский язык. Введение (II (пересмотренное) изд.). Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета. ISBN 0719055407 .
- ^ «Этрусский алфавит и язык» . omniglot.com . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ Сассателли, Джузеппе. «Кельты и этруски в По-Этрурии и северной Италии» (PDF) (на итальянском языке).
- ^ федерикс71 (28 августа 2019 г.). «Этруски и кельты Южной Галлии – часть 1» . CelticWorld (на итальянском языке) . Проверено 15 февраля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Расенна родом из Дионисий Галикарнасский . Римские древности . I.30.3. Синкопированная форма Расна является письменной и склоняется.
- ^ Эта тема раскрыта в Паллоттино, с. 133.
- ^ Некоторые надписи, такие как циппус Кортоны, содержат альтернативу Рашна (произносится как Рашна), как описано на сайте Бодроги, Габор З. «Происхождение» . Палеолингвистическая связь . Этрусский. Архивировано из оригинала 16 апреля 2008 года.
- ^ Τυρρηνός , Τυρσηνός . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ Тиррени . Чарльтон Т. Льюис и Чарльз Шорт. Латинский словарь по проекту «Персей» .
- ^ Гаффио.
- ^ Согласно Dictionnaire Illustré Latin Français Феликса Гаффио , основные авторы Римской республики ( Ливий , Цицерон , Гораций и другие) использовали термин Туски . Появились родственные слова, в том числе Tuscia и Tusculanensis . Туски, очевидно, был основным термином, используемым для обозначения этрусских вещей; Этруски и Этрусия / Этрурия использовались реже, в основном Цицероном и Горацием, и у них нет родственных слов.
- ^ Согласно «Онлайн-этимологический словарь» . использование этрусского языка в Англии датируется 1706 годом.
- ^ Тушчи . Чарльтон Т. Льюис и Чарльз Шорт. Латинский словарь по проекту «Персей» .
- ^ Вайс, Майкл. « Cui bono?» Бенефициарные фразы третьей таблицы Игувина» (PDF) . Итака, Нью-Йорк: Корнельский университет. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- ^ Карл Дарлинг Бак (1904). Введение: Грамматика осканского и умбрийского языков . Бостон: Гибб и компания.
- ^ Партридж, Эрик (1983). Происхождение . Гринвич-хаус, Нью-Йорк. под «башней». ISBN 9780517414255 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бонфантес (2003), с. 51.
- ^ τύρσις у Лидделла и Скотта .
- ^ Куропатка (1983)
- ^ Бонфанте, Джулиано; Бонфанте, Лариса (2002). Этрусский язык: Введение, исправленное издание . Издательство Манчестерского университета. п. 51. ИСБН 978-0719055409 .
- ^ Книга I, раздел 30.
- ^ Бикс, Р. Этимологический словарь греческого языка Brill (2010), стр. 1520-1521.
- ^ Кречмер, П. «Норвежские заимствования в древнегреческом языке» в Glotta 22 (1934), стр. 110 и далее.
- ^ Гесиод, Теогония 1015.
- ↑ Гомеровский гимн Дионису, 7.7–8.
- ^ Джон Пэйрман Браун, Израиль и Эллада , Том. 2 (2000) с. 211
- ^ Страбон . География . Книга VI, Глава II. Цифровая библиотека Персея. Университет Тафтса. Архивировано 2 сентября 2022 года. Проверено 2 сентября 2022 года.
- ^ 6.137
- ^ 4.109
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Страбон . География . Книга V, Глава II. Цифровая библиотека Персея. Университет Тафтса. Архивировано 2 сентября 2022 года. Проверено 2 сентября 2022 года.
- ^ 1.94
- ^ Дионисий Галикарнасский . Римские древности . 1.28–3.
- ^ Морритт, Роберт Д. (2010). Камни, которые говорят . п. 272.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дионисий Галикарнасский . Римские древности . Книга I, главы 30 1.
- ^ Ливий, Тит Из города Рима [ История Рима ]. Книга 5
- ^ Плиний Второй, Гай Естественная история, книга III, 133 (на латыни).
- ^ Уоллес, Рекс Э. (2010). «Италия, Языки». Гагарин, Михаил (ред.). Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 97–102. doi : 10.1093/acref/9780195170726.001.0001 . ISBN 9780195170726 .
Этрусское происхождение лежит в далеком прошлом. Несмотря на утверждение Геродота, который писал, что этруски мигрировали в Италию из Лидии в восточном Средиземноморье, нет никаких материальных или лингвистических доказательств, подтверждающих это. Этрусская материальная культура развивалась в непрерывной цепочке от предшественников бронзового века. Что касается языковых взаимоотношений, то лидийский язык является индоевропейским. Лемнианский язык, о котором свидетельствуют несколько надписей, обнаруженных недалеко от Камании на острове Лемнос, представлял собой диалект этрусского языка, завезенный на остров коммерческими авантюристами. Лингвистические сходства, связывающие этрусский язык с раэтическим языком, на котором говорят в субальпийских регионах северо-восточной Италии, еще больше противоречат идее восточного происхождения.
- ^ Паллоттино, Массимо (1947). Происхождение этрусков (на итальянском языке). Рим: Тумминелли.
- ^ Брикель, Доминик (2000). «Происхождение этрусков: вопрос, обсуждаемый с древних времен». В Торелли, Марио (ред.). Этруски (на итальянском языке). Милан: Бомпиани. стр. 43–51.
- ^ Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер, ред. (2014). Оксфордский спутник классической цивилизации . Oxford Companions (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 291–292. ISBN 9780191016752 .
Убедительная демонстрация Брикеля того, что знаменитая история об исходе Тиррена из Лидии в Италию была преднамеренной политической выдумкой, созданной в эллинизированной среде двора Сард в начале VI века. до нашей эры.
- ^ Брикель, Доминик (2013). «Этрусское происхождение и древние авторы». В Турфе, Джин (ред.). Этрусский мир . Лондон и Нью-Йорк: Routledge Taylor & Francisco Group. стр. 36–56. ISBN 978-0-415-67308-2 .
- ^ Брикель, Доминик (1990). «Проблема этрусского происхождения». Лали . Занятия по лингвистике и литературе (на французском языке). Париж: Presses de l’Ecole Normale Supérieure (опубликовано в 1992 г.): 7–35.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бартолони, Гильда (2014). «Мастера-металлурги и процесс обучения в «Происхождении» этрусков» «Истоки»: пути исследования этнической идентичности в древней Италии Смеси французской римской школы: античность (на итальянском языке). Том. 126–2. Рим: Французская школа Рима. ISBN 978-2-7283-1138-5 .
- ^ Баньяско Джанни, Джованна. «Происхождение этрусков». В Бартолони, Гильда (ред.). Введение в этрускологию (на итальянском языке). Милан: Ульрико Хопли Редактор. стр. 47–81.
- ^ Стоддарт, Саймон (1989). «Расходящиеся траектории в центральной Италии 1200–500 гг. До н.э.». В «Чемпионе», Тимоти К. (ред.). Центр и периферия – сравнительные исследования в археологии . Лондон и Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис (опубликовано в 2005 г.). стр. 89–102.
- ^ Буркерт, Уолтер (1992). Ориентализирующая революция: влияние Ближнего Востока на греческую культуру в эпоху ранней архаики . Энциклопедия Средиземноморья. Лондон: Темза и Гудзон.
- ^ д'Агостино, Бруно (2003). «Теории о происхождении этрусков». Этруски . Энциклопедия Средиземноморья (на итальянском языке). Том 26. Милан: Книга Хака. стр. 10–19.
- ^ де Граммонд, Нэнси Томсон (2014). «Этническая принадлежность и этруски». Спутник этнической принадлежности в Древнем Средиземноморье . Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons. стр. 413–414.
Черты лица, однако, вряд ли представляют собой настоящий портрет, а скорее являются частью формулы изображения мужчины в Этрурии в архаическом искусстве. Было замечено, что используемая формула - с лицом в профиль, показывающими миндалевидные глаза, большой нос и куполообразный профиль макушки - имеет параллели с изображениями из восточного Средиземноморья. Но эти черты могут отражать лишь художественные условности и поэтому имеют ограниченную ценность для определения этнической принадлежности.
- ^ Бьянки Бандинелли, Рануччо (1984). «Проблема портрета». Классическое искусство (на итальянском языке). Рим: Editori Riuniti .
- ^ Симпозиум Фонда Ciba (1959) [1958]. Уолстенхолм, Гордон ; О'Коннор, Сесилия М. (ред.). Медицинская биология и этрусское происхождение . J & A Churchill Ltd. Лондон: ISBN 978-0-470-71493-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Перкинс, Фил (2017). «Глава 8: ДНК и этрусская идентичность» . В Насо, Алессандро (ред.). Этрускология . Берлин: Де Грюйтер. стр. 109–118. ISBN 978-1934078495 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Перкинс, Фил (2009). «ДНК и этрусская идентичность». В Перкинсе, Фил; Пеленание, Джудит (ред.). Этрусский язык по определению: статьи в честь Сибиллы Хейнс . Лондон: Исследовательские публикации Британского музея. стр. 95–111. ISBN 978-0861591732 . 173.
- ^ Райх, Дэвид (2018). «Древняя ДНК открывает шлюзы». Кто мы и как мы сюда попали: древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 53–59. ISBN 9780198821250 .
«Но митохондриальная ДНК записывает информацию только по полностью женской линии, крошечной части из многих десятков тысяч линий, которые внесли свой вклад в геном любого человека. Чтобы понять, что на самом деле произошло в истории человека, несравненно более ценно изучить все родословные вместе».
- ^ Пост, Козимо; Заро, Валентина; Спиру, Мария А. (24 сентября 2021 г.). «Происхождение и наследие этрусков через 2000-летний археогеномный разрез времени» . Достижения науки . 7 (39). Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация содействия развитию науки: eabi7673. Бибкод : 2021SciA....7.7673P . дои : 10.1126/sciadv.abi7673 . ПМЦ 8462907 . ПМИД 34559560 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Антонио, Маргарет Л.; Гао, Зиюэ; М. Мутс, Ханна (2019). «Древний Рим: генетический перекресток Европы и Средиземноморья» . Наука . 366 (6466). Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация содействия развитию науки (опубликовано 8 ноября 2019 г.): 708–714. Бибкод : 2019Sci...366..708A . дои : 10.1126/science.aay6826 . hdl : 2318/1715466 . ПМК 7093155 . ПМИД 31699931 .
Интересно, что, хотя люди железного века были отобраны как из этрусского (n=3), так и из латинского (n=6) контекстов, мы не обнаружили каких-либо существенных различий между двумя группами со статистикой f4 в форме f4(RMPR_Etruscan, RMPR_Latin; test популяция, Онге), что позволяет предположить общее происхождение или обширный генетический обмен между ними.
- ^ Антонио и др. 2019 , с. 3.
- ^ Антонио и др. 2019 , с. 2.
- ^ Антонио и др. 2019 г. , Таблица 2. Пример информации, строки 33–35.
- ^ Леонарди, Микела; Сандиониги, Анна; Конзато, Анналиса; Вай, Стефания; Лари, Мартина (2018). «Рассказ предка женского пола: длительная материнская преемственность в неизолированном регионе Тосканы» . Американский журнал физической антропологии . 167 (3). Нью-Йорк: John Wiley & Sons (опубликовано 6 сентября 2018 г.): 497–506. дои : 10.1002/ajpa.23679 . ПМИД 30187463 . S2CID 52161000 .
- ^ Клаассен, Хорст; Ври, Андреас (2004). «Этрусские черепа анатомической коллекции Ростока – как они соотносятся со скелетными находками первой тысячи лет до нашей эры?» . Анналы анатомии . 186 (2). Амстердам: Эльзевир: 157–163. дои : 10.1016/S0940-9602(04)80032-3 . ПМИД 15125046 .
Семь этрусских черепов были найдены в Корнето-Тарквинии в 1881 и 1882 годах и были подарены анатомической коллекции Ростока в 1882 году. Происхождение этрусков, которые были современниками кельтов, еще не ясно; согласно Геродоту, они эмигрировали из Лидии в Малой Азии в Италию. Чтобы вписать этрусские черепа в этнологическую сетку, их сравнили со скелетными остатками первой тысячи лет до нашей эры. Все черепа оказались мужскими; их возраст колебался от 20 до 60 лет, средний возраст около тридцати. Сравнение срединных сагиттальных очертаний этрусских черепов и современных гальштатско-кельтских черепов из Северной Баварии показало, что первые были короче и ниже. Максимальная длина черепа, минимальная ширина лба, высота ушных брегм, ширина скул и глазниц этрусских черепов были статистически значимо менее развиты по сравнению с гальштат-кельтами из Северной Баварии. По сравнению с другими современными скелетными останками этрусские черепа не имели общего сходства с гальштатско-кельтскими черепами из Северной Баварии и Баден-Вюртемберга, а скорее с гальштатско-кельтскими черепами из Гальштата в Австрии. По сравнению с хронологически соседними скелетными остатками этрусские черепа не обнаруживали сходства с черепами раннего бронзового века из Моравии, но с латено-кельтскими черепами из Манхинга в Южной Баварии. Из-за сходства этрусских черепов с некоторыми кельтскими черепами из Южной Баварии и Австрии кажется более вероятным, что этруски были коренными жителями Этрурии, чем иммигрантами.
- ^ Гиротто, Сильвия; Тасси, Франческа; Фумагалли, Эрика; Колонна, Винченца; Сандиониги, Анна; Лари, Мартина; Иди, Стефания; Петити, Эммануэле; Корти, Джорджо; Рицци, Эрманно; Де Беллис, Джанлука; Карамелли, Дэвид; Барбуджани, Гвидо (6 февраля 2013 г.). «Происхождение и эволюция мтДНК этрусков» . ПЛОС ОДИН . 8 (2): e55519. Бибкод : 2013PLoSO...855519G . дои : 10.1371/journal.pone.0055519 . ПМК 3566088 . ПМИД 23405165 .
- ^ Тасси, Франческа; Гиротто, Сильвия; Карамелли, Дэвид; Барбуджани, Гвидо; и др. (2013). «Генетические данные не подтверждают этрусское происхождение в Анатолии». Американский журнал физической антропологии . 152 (1): 11–18. дои : 10.1002/ajpa.22319 . ПМИД 23900768 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б К. Вернеси и Альтри (март 2004 г.). «Этруски: популяционно-генетическое исследование» . Американский журнал генетики человека . 74 (4): 694–704. дои : 10.1086/383284 . ПМК 1181945 . ПМИД 15015132 .
- ^ Бандельт, Ханс-Юрген (2004). «Этрусские артефакты» . Американский журнал генетики человека . 75 (5): 919–920. дои : 10.1086/425180 . ПМЦ 1182123 . ПМИД 15457405 .
- ^ Бандельт, Ханс-Юрген (2005). «Мозаика древней митохондриальной ДНК: положительные показатели недостоверности» . Европейский журнал генетики человека . 13 (10): 1106–1112. дои : 10.1038/sj.ejhg.5201476 . ПМИД 16077732 . S2CID 19958417 .
- ^ Гилберт, Маркус Томас Пиус (2005). «Оценка исследований древней ДНК» . Тенденции в экологии и эволюции (TREE) . 20 (10): 541–544. дои : 10.1016/j.tree.2005.07.005 . ПМИД 16701432 .
- ^ Краузе, Джон ; Траппе, Томас (2021) [2019]. Краткая история человечества: новая история старой Европы [ Путешествие наших генов: история о нас и наших предках ]. Перевод Уэйт, Кэролайн (я ред.). Нью-Йорк: Рэндом Хаус. п. 217. ИСБН 9780593229422 .
Вполне вероятно, что баскский, палео-сардинский, минойский и этрусский языки развились на континенте в ходе неолитической революции. К сожалению, истинное разнообразие языков, когда-то существовавших в Европе, никогда не будет известно.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джильда Бартолони , «Культура Вилланова», в Enciclopedia dell'Arte Antica , Треккани, Рим, 1997, том. VII, с. 1173 и 1970, с. 922. (итальянский)
- ^ Уолтер Буркерт , Ориентализирующая революция: влияние Ближнего Востока на греческую культуру в эпоху ранней архаики , 1992.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джованна Бермонд Монтанари (2004). «Доримская Италия. Этрусские памятники: Болонья» (на итальянском языке). Треккани . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бонфанте, Лариса (1986). Этрусская жизнь и загробная жизнь . Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 978-0-8143-1813-3 . Проверено 22 апреля 2009 г. - через Google Книги.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Франклин Холл (1996). Этрусская Италия . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-8425-2334-9 . Проверено 22 апреля 2009 г. - через Google Книги.
- ^ Ливий VII.21
- ^ «Этруски» [этруски]. Исторический словарь (на итальянском языке). Треккани . Проверено 29 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Этрусская лига 12» . Mysteryetruscans.com . 2 апреля 2009 года . Проверено 25 апреля 2015 г.
- ^ Дэвис, Мэдисон; Франкфортер, Дэниел (2004). «Словарь имен Шекспира» . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780203642276 . Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Каннингем, Райх (2006). Культуры и ценности: обзор гуманитарных наук . Томсон/Уодсворт. п. 92 . ISBN 978-0534582272 .
Грандиозная картина первых дней существования города у более поздних римлян была призвана прославить его происхождение, но только с приходом этрусков начало развиваться что-то вроде городского центра.
- ^ Хьюз (2012). Рим: культурная, визуальная и личная история . п. 24.
Некоторые римские технические достижения начались с этрусских знаний. Хотя этруски так и не изобрели акведук, они были хороши в дренаже и, следовательно, были предками монументальных канализационных систем Рима.
- ^ Тацит, Корнелий. Анналы и истории . Пер. Альфред Чёрч и Уильям Бродрибб. Нью-Йорк, 2003.
- ^ Жан-Поль Тюилье (2006). Этруски (на французском языке). Издания дю Шен. п. 142. ИСБН 2842776585 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брикель, Доминик; Свенссон Пяр (2007). Этруски. Карманная энциклопедия Альгамбры, 99-1532610-6; 88 (1-е изд.). Сосновая роща: Альгамбра. ISBN 9789188992970
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Торелли, Марио (2000). Этруски . Международные публикации Риццоли.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дюпи, Тревор. Энциклопедия военной истории Харпера . Издательство Риццоли Харпер Коллинз.
- ^ Дора Джейн Хэмблин (1975). Этруски . Книги Времени и Жизни.
- ^ «Этруски и земледелие» . Un Mondo Ecosostenibile . 21 ноября 2022 г. Архивировано из оригинала 13 января 2024 г.
- ^ Лимберген, Дмитрий Ван (04 января 2024 г.). «Производство вина в Древнем Риме может помочь в борьбе с изменением климата» . Разговор . Архивировано из оригинала 29 февраля 2024 года.
- ^ Маццео, Якопо (6 июня 2023 г.). «Вите Маритата, древняя техника выращивания винограда, возвращается» . Журнал винных энтузиастов . Архивировано из оригинала 13 января 2024 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Граммонд, Де; Томсон, Нэнси (2006). Этрусская мифология, священная история и легенды: введение . Музей археологии Пенсильванского университета.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Саймон, Эрика (20 апреля 2009 г.). Религия этрусков . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-70687-3 – через Google Книги.
- ^ Боэций, Аксель; Линг, Роджер; Расмуссен, Том (1994). Этрусская и раннеримская архитектура . Издательство Йельского университета.
- ^ «Этрусские банкеты» (на итальянском языке) . Проверено 24 ноября 2021 г.
- ^ Спайви, Найджел (1997). Этрусское искусство . Лондон: Темза и Гудзон.
- ^ Массимо Паллоттино , Проблемы и перспективы этрусского языка , 1978.
- ^ Мауро Кристофани, Введение в изучение этрусского языка , Лео С. Ольшки, 1991.
- ^ Ромоло А. Стаччоли, «Тайна» этрусского языка , издательство Newton & Compton, Рим, 1977.
- ^ Хаарманн, Харальд (2014). «Этническая принадлежность и язык в Древнем Средиземноморье». В Макинерни, Джереми (ред.). Спутник этнической принадлежности в Древнем Средиземноморье . Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons, Inc., стр. 17–33. дои : 10.1002/9781118834312.ch2 . ISBN 9781444337341 .
- ^ Варрон , De lingua Latina , 5.55.
- ^ Марас, Даниэле Ф. (2015). «Этрусская и курсивная грамотность и случай Рима». В Блуме, У. Мартин (ред.). Спутник древнего образования . Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons. п. 202.
- ^ Нильсен, Марьятта; Ратье, Аннет. «Артумес в Этрурии — заимствованная богиня». В Фишер-Хансене, Тобиас; Поульсен, Бирте (ред.). От Артемиды до Дианы: Богиня человека и зверя . Копенгаген: Музей Тускуланум Пресс. п. 261.
Огромное греческое влияние очевидно, особенно на прибрежной территории, что заставило многих поверить в то, что этруски были полностью эллинизированы. Бесчисленные изображения показывают, что греческие мифы действительно были приняты и хорошо известны этрускам.
Источники [ править ]
- Антонио, Маргарет Л.; и др. (8 ноября 2019 г.). «Древний Рим: генетический перекресток Европы и Средиземноморья» . Наука . 366 (6466). Американская ассоциация содействия развитию науки : 708–714. Бибкод : 2019Sci...366..708A . дои : 10.1126/science.aay6826 . ПМК 7093155 . ПМИД 31699931 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бартолони, Гильда (ред.). Введение в этрускологию (на итальянском языке). Милан: Хоепли, 2012.
- Синклер Белл и Карпино А. Александра (редакторы). Спутник этрусков , Оксфорд; Чичестер; Молден, Массачусетс: Уайли Блэквелл, 2016.
- Бонфанте Джулиано и Бонфанте Ларисса . Этрусский язык: Введение . Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 2002.
- Бонфанте, Лариса. За пределами Этрурии: этрусское влияние на север и юг . Оксфорд: БАР, 1981.
- Бонфанте, Лариса. Этрусская жизнь и загробная жизнь: Справочник по этрусским исследованиям . Детройт: Издательство государственного университета Уэйна, 1986.
- Бонфанте, Лариса. Этрусские мифы . Лондон: Издательство Британского музея, 2006.
- Брикель, Доминик . Этруски, люди разные , серия Civilizations U, издания Armand Colin, Париж, 1993.
- Брикель, Доминик. Этрусская цивилизация , издания Fayard, Париж, 1999.
- Де Граммонд, Нэнси Т. (2014). Этническая принадлежность и этруски . В Макинерни, Джереми (ред.). Спутник этнической принадлежности в Древнем Средиземноморье . Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons, Inc., стр. 405–422.
- Хейнс, Сибилла . Этрусская цивилизация: история культуры. Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти, 2000.
- Иззет, Ведия. Археология этрусского общества . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2007.
- Насо, Алессандро (ред.). Этрускология , Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 2017.
- Паллоттино, Массимо . Этрускология . Милан: Hoepli, 1942 (английское изд. «Этруски» . Дэвид Риджуэй , редактор. Блумингтон, Индиана: Indiana University Press, 1975).
- Шипли, Люси. Этруски: утраченные цивилизации , Лондон: Reaktion Books, 2017.
- Смит, С. Этруски: очень краткое введение , Оксфорд: Oxford University Press, 2014.
- Спайви, Найджел. Этрусское искусство . Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 1997.
- Пеленание, Джудит и Филип Перкинс. Этрусский по определению: культура, региональная и личная идентичность этрусков: статьи в честь Сибиллы Хейнс . Лондон: Британский музей, 2009.
- * Торелли, М. (ред.) (2001) Этруски . Лондон.
- Турфа, Джин Макинтош (редактор). Этрусский мир . Лондон: Рутледж, 2013.
- Турфа, Джин Макинтош. Этруски . В Фарни, Гэри Д.; Брэдли, Гэри (ред.). Народы Древней Италии . Берлин: Де Грюйтер. стр. 637–672.
Города и места [ править ]
- (Soprintendenza per i Beni Archeologici dell'Umbria) «Этрусская гробница Кай Куту» Нетронутая позднеэтрусская семейная гробница, повторно использовавшаяся между III и I веками до нашей эры, вновь собранная в Национальном археологическом музее Перуджи.
- Гипогей цифрового медиа-архива Волумниса ( фотографии, лицензированные Creative Commons , лазерные сканы, панорамы), данные Университета Феррары и CyArk. исследовательского партнерства
Внешние ссылки [ править ]
- «Этрусское оружие и война» . Архивировано из оригинала 30 января 2016 года . Проверено 3 ноября 2017 г.
- "Этрусская подвеска в виде льва" . Архивировано из оригинала 9 мая 2017 года . Проверено 2 февраля 2002 г.
- Нэнси Томсон де Граммонд . «Британника. Древние италийцы: этруски» . Чикаго: Британская энциклопедия . Проверено 21 сентября 2023 г.