Музыкальная история Италии
![]() | ||||||||
Музыка Италии | ||||||||
Общие темы | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Жанры | ||||||||
Конкретные формы | ||||||||
Григорианское пение | ||||||||
СМИ и производительность | ||||||||
| ||||||||
Националистические и патриотические песни | ||||||||
| ||||||||
Региональная музыка | ||||||||
| ||||||||
История Италии |
---|
![]() |
![]() |
Современное государство Италия возникло только в 1861 году, хотя корни музыки на итальянском полуострове можно проследить до музыки Древнего Рима . Однако основы большей части современной итальянской музыки берут начало в Средневековье .
До 1500
[ редактировать ]Италия стала местом нескольких ключевых музыкальных событий в развитии христианской литургии на Западе. Около 230 г., задолго до того, как христианство было узаконено, Предание Ипполита апостольское засвидетельствовало пение Псалмов с припевами Аллилуиа в Риме . В 386 г., подражая восточному образцу, св. Амвросий написал гимны, некоторые тексты которых сохранились до сих пор, и представил антифонные на Западе псалмодии. Около 425 года папа Целестин I внес свой вклад в развитие римского обряда , введя ответное пение постепенного , а Кассиан, епископ Брешии , внес свой вклад в развитие монашеской канцелярии , адаптировав египетские монашеские псалмодии к западному использованию. Позднее, около 530 г., св. Бенедикт устроит еженедельный порядок монашеских псалмов в своем Уставе . Позже, в VI веке, Венантий Фортунат создал некоторые из самых устойчивых христианских гимнов, в том числе « Vexilla regis prodeunt », который позже стал самым популярным гимном крестовых походов . [1]

Самая ранняя дошедшая до нас музыка на Западе — это равнинная песня . [2] своего рода монофоническое раннехристианское пение без сопровождения, исполняемое римско-католическими монахами, которое в значительной степени получило развитие примерно между VII и XII веками. Хотя григорианское пение имеет свои корни в римском пении и широко ассоциируется с Римом, оно не является коренным для Италии и не является ни самой ранней, ни единственной западной традицией простого песнопения. В Ирландии, Испании и Франции развивались местные традиции пения, но только в Италии одновременно процветало несколько традиций песнопения: амброзианское пение в Милане , древнеримское пение в Риме и беневентанское пение в Беневенто и Монтекассино . Григорианское пение, вытеснившее коренные древнеримские и беневентские традиции, возникло в результате синтеза римского и галликанского песнопения во Каролингов Франции . Позднее григорианское пение стало прочно отождествляться с Римом, особенно после того, как к Римскому обряду были добавлены музыкальные элементы с севера , такие как Кредо в 1014 году. Это было частью общей тенденции, когда рукописная традиция в Италии ослабла, и Рим начал ослабевать. следовать северным певческим традициям. Григорианское пение вытеснило все остальные западные традиции простого песнопения, итальянские и неитальянские, за исключением амвросийского песнопения, которое сохранилось до наших дней. Коренные итальянские традиции простого пения отличаются систематическим использованием богато украшенных, пошаговое мелодическое движение в более узком диапазоне, придающее итальянским традициям песнопения более плавное и волнообразное ощущение, чем григорианское. [3] Решающее значение в передаче песнопений имели нововведения Гвидо д'Ареццо , чей Микролог , написанный около 1020 года, описал музыкальный нотоносец , сольмизацию и руку Гвидона . Эта ранняя форма до-ре-ми произвела техническую революцию в скорости изучения, запоминания и записи песнопений. Большая часть европейской классической музыкальной традиции, включая оперу , симфоническую и камерную музыку, восходит к этим итальянским средневековым разработкам в нотной записи . [4] формальное музыкальное образование и технологии изготовления музыкальных инструментов .
Несмотря на то, что северные традиции песнопения вытесняли коренные итальянские песнопения, перемещенные музыканты с севера внесли свой вклад в новую процветающую музыкальную культуру в Италии XII века. Альбигойский крестовый поход , предположительно направленный на нападение на еретиков-катаров, привел южную Францию под контроль северной Франции и уничтожил окситанскую культуру и язык. Большинство трубадуров бежали, особенно в Испанию и Италию. В Италии появились свои собственные аналоги трубадуров, называемые трубатори , в том числе Сорделло из Мантуи . Фридрих II , последний великий император Священной Римской империи Гогенштауфенов и король Сицилии, поощрял музыку при сицилийском дворе, который стал убежищем для этих перемещенных трубадуров, где они внесли свой вклад в смешение христианских, еврейских и мусульманских музыкальных стилей. Итальянская светская музыка была в основном прерогативой этих жонглеров, трубадуров и мимов. [5] Одним из важных последствий влияния трубадуров в этот период в Италии и по всей Европе был постепенный переход от письма строго на латыни к местному языку, как отстаивал Данте в своем трактате De vulgari eloquentia ; это развитие распространилось на тексты популярных песен и форм, таких как мадригал , [6] означает «на родном языке». Примерно в это же время итальянские флагелланты разработали итальянские народные гимны, известные как духовное хваление .
Между 1317 и 1319 годами Маркетт Падуанский написал Lucidarium in artae musicae planae и Pomerium artis musicae mensuratae , основные трактаты по простому пению и полифонии , излагающие теорию ритмической записи, которая проложила путь к музыке Треченто (итал. ars nova ). Около 1335 года Кодекс Росси , самый ранний из сохранившихся сборников итальянской светской полифонии, включал примеры коренных итальянских жанров Треченто, включая ранние мадригалы , какче и баллаты . Ранний мадригал был проще, чем более известные более поздние мадригалы, обычно состоящие из терцетов, полифонически расположенных для двух голосов, с припевом, называемым ритурнелью . Качча часто состояла из трех частей, причем две верхние строки соответствовали словам музыкального канона. Ранняя баллата часто представляла собой стихотворение в форме вирелая на монофоническую мелодию . [7] Кодекс Росси включал музыку Якопо да Болоньи , первого известного композитора Треченто.
Кодекс Ивреа , датированный примерно 1360 годом, и Кодекс Скуарчиалупи , датированный примерно 1410 годом, были основными источниками поздней музыки Треченто, включая музыку Франческо Ландини , известного слепого композитора. Имя Ландини было связано с его характерной « каденцией Ландини », в которой последняя нота мелодии опускается на две ноты перед возвращением, например C–B–A–C. Музыка Треченто оказала влияние на северных музыкантов, таких как Йоханнес Чикония , чей синтез французского и итальянского стилей предвосхитил «международную» музыку, типичную для эпохи Возрождения.
В 15 веке Италия вступила в медленный период развития местной композиции, за исключением нескольких ярких личностей, таких как исполнитель и антолог Леонардо Джустиниан. По мере того как могущественные северные семьи, такие как д'Эсте и Медичи, создавали могущественные политические династии, они привлекали к своему двору северных композиторов франко-фламандской школы, таких как Жокен и Компер . Начиная с последних десятилетий века, итальянские композиторы, такие как Маркетто Кара и Бартоломео Тромбончино, писали легкие, изысканные песни под названием «фроттол» для мантуанского двора Изабеллы д'Эсте . При поддержке Медичи флорентийский сезон Марди Гра привел к созданию остроумных, земных карнавальных песен, называемых canti carnascialeschi .
Эпоха Возрождения, 16 век.
[ редактировать ]
В 16 веке появилось появление печатной полифонической музыки и развитие инструментальной музыки, что способствовало международному распространению музыки, характерной для эпохи Возрождения. В 1501 году Оттавиано деи Петруччи опубликовал « Harmonice Musices Odhecaton» , первое существенное собрание печатной полифонической музыки, а в 1516 году Андреа Антико опубликовал « Frottole intablate da sonariorgani» , самую раннюю печатную итальянскую музыку для клавишных. Италия стала основным центром производства клавесинов, производство скрипок началось в Кремоне в мастерской Андреа Амати , а лютнист Франческо Канова да Милано заработал Италии международную репутацию виртуозной музыкальности. [8]

Музыка достигла новых высот культурной респектабельности. Кастильоне » В «Книге придворного владение музыкой рассматривалось как придворная добродетель, а была построена Санта-Мария-ди-Лорето , первая музыкальная консерватория в Неаполе . Адриан Виллаерт разработал музыку для двойного хора в соборе Святого Марка в Венеции . Эта традиция венецианской полихоральной музыки достигла своего апогея в музыке раннего барокко Джованни Габриэли . В отличие от более ранних, более простых мадригалов Треченто , мадригалы 16 века были написаны для нескольких голосов, часто неитальянцами, привезенными в богатые северные дворы. Мадригалисты стремились создать высокое искусство, часто используя изысканную поэзию сонетов Петраршана и используя сложные в музыкальном отношении методы, такие как рисование текста. Такие композиторы, как Сиприано де Роре и Орландо ди Лассо, экспериментировали с увеличением хроматизма , кульминацией которого стала маньеристская музыка Карло Джезуальдо . В 1558 году Джозеффо Зарлино , выдающийся музыкальный теоретик того периода, написал Istitutioni Harmoniche , в котором рассматривались такие практические музыкальные вопросы, как обратимый контрапункт . Более легкую музыку представляла вилланелла , зародившаяся на основе популярных песен Неаполя и распространившаяся по всей Италии.
Музыка не была застрахована от политически напряженной атмосферы Италии эпохи Возрождения. В 1559 году Антонио Гардано опубликовал Musica nova , чьи политически прореспубликанские партизанские песни понравились северным итальянским республикам и разозлили церковь. [9] В 1562/1563 году третья часть Тридентского собора рассмотрела вопросы музыки в церкви. Большая часть паралитургической музыки, включая все секвенции , кроме четырех , была запрещена. За кулисами обсуждался полный запрет на полифоническую музыку, и были изданы руководящие принципы, требующие, чтобы церковная музыка имела ясные слова и чистый, воодушевляющий стиль. Хотя рассказы о Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, «спасшем» полифонию с помощью Missa Papae Marcelli, больше не принимаются учеными, музыка Палестрины остается парадигмой музыкальной эстетики, продвигаемой Церковью. [10] Вскоре после этого, в 1614 году, было выпущено Editio medicea (медицинское издание) григорианских песнопений, в котором репертуар григорианских песнопений был переписан, чтобы очистить его от предполагаемых искажений и варварства и вернуть его в «более чистое» состояние, более близкое по стилю к палестинским мелодиям.
В конце 16 — начале 17 веков композиторы начали расширять границы стиля Возрождения. Мадригализм достиг новых высот эмоционального выражения и хроматизма в том, что Клаудио Монтеверди назвал своей Seconda Pratica (вторая практика), которая, по его мнению, возникла у Чиприано де Роре и развивалась в музыке таких композиторов, как Лука Маренцио и Гиаш де Верт . Эта музыка характеризовалась повышенным диссонансом и наличием участков гомофонии , что привело к таким чертам раннего барокко, как неравные голоса, где басовая партия управляла гармониями, а дисконтная мелодия становилась более заметной и солирующей. Этот переходный период между Ренессансом и барокко включал в себя развитие сицилийской полифонической школы в творчестве Пьетро Винчи, первую дошедшую до нас полифонию, написанную женщинами, сплав еврейских текстов и европейской музыки в творчестве Саломоне Росси , виртуозное женское пение. музыка Луццаско Луццаски в исполнении Concerto delle donne в Феррара .
Эпоха барокко, 16-18 вв.
[ редактировать ]
Точная природа древнегреческой музыкальной драмы является предметом споров. Однако для дальнейшего развития итальянской и европейской музыки важно то, что поэты и музыканты флорентийской Камераты конца XVI века считали — по словам одного из них, Якопо Пери , — что «древние греки воспевали целые трагедии». на сцене». [11] Так родилась музыкальная версия итальянского Возрождения: дань уважения классической Греции путем пересказа греческих мифов в постановочном музыкальном контексте — первые оперы. В этот период появились произведения с относительно простыми мелодиями и текстами греческой мифологии, исполненными на итальянском языке. (Опера, возможно, имеет более глубокие корни в тосканской традиции maggio drammatico . [12] [13] В этот период в Италии особенно важны три города: Венеция , как родина коммерческой оперы; Рим — для Палестрины школы полифонии эпохи Возрождения ; и Неаполь , как место рождения спонсируемых церковью музыкальных консерваторий . Эти консерватории превратились в учебные площадки, предоставляющие композиторов и музыкантов для Италии и Европы в целом. Клаудио Монтеверди считают первым великим композитором новой музыкальной формы — оперы, человеком, превратившим флорентийскую новизну в «единую музыкальную драму с планомерной структурой». [14]
Годы с 1600 по 1750 годы охватывают музыкальное барокко . Новое доминирование мелодии в гармонии за счет текста привело к большим изменениям, в том числе к расширению инструментальной базы оркестра. Клавиатура была расширена, и изготовление струнных инструментов Антонио Страдивари стало большой отраслью промышленности в Кремоне . Инструментальная музыка стала развиваться как отдельное «направление», совершенно независимое от традиционной роли сопровождения человеческого голоса. К инструментальным формам относятся такие вещи, как соната , симфония и концерт . Важными именами в музыке этого периода в Италии являются Алессандро Скарлатти и Антонио Вивальди , представляющие важность Неаполя и Венеции соответственно в этот период.

Физические ресурсы для музыки значительно расширились в 18 веке. Были построены великие оперные театры в Неаполе и Милане: Театр Сан-Карло и Ла Скала соответственно. Это также эпоха расцвета неаполитанской, а затем итальянской комической оперы . Важным также является восстановление баланса между текстом и музыкой в опере, в основном посредством либретто Пьетро Трапасси, называемого Метастазио . [15]
Важными итальянскими композиторами этого столетия являются: Доменико Скарлатти , Бенедетто Марчелло , Джованни Баттиста Перголези , Никколо Пиччинни , Джованни Паизиелло , Луиджи Боккерини , Доменико Чимароза и Луиджи Керубини . Это также эпоха, когда итальянская музыка стала, так сказать, интернациональной, и многие итальянские композиторы начали работать за границей.

19 век
[ редактировать ]XIX век — эпоха романтизма в европейской литературе, искусстве и музыке. Итальянская опера отказывается от комической оперы в пользу более серьезного итальянского лирического романтизма. Хотя в целом беззаботный и всегда популярный Россини , безусловно, был исключением из этого правила, в итальянской музыке XIX века вначале доминировали такие произведения, как Беллини и Доницетти , что придавало итальянской музыке лирические мелодии, которые до сих пор ассоциировались с ней. с тех пор. Затем последние пятьдесят лет века доминировал Джузеппе Верди , величайшая музыкальная икона в истории Италии. Музыка Верди «стремилась к универсальности в национальном характере»; [16] то есть многое из того, что он сочинил на исторические темы, могло быть связано с его панитальянским видением. Верди был композитором итальянского Рисорджименто , движения за объединение Италии в 19 веке. Позже в этом столетии также начинается карьера Джакомо Пуччини , возможно, величайшего композитора чистой мелодии в истории итальянской музыки.

Возможно, самой примечательной особенностью итальянской музыкальной формы XIX века и тем, что отличает ее от музыкальных направлений в других местах, является то, что она оставалась преимущественно оперной. Все выдающиеся итальянские композиторы века писали оперы, почти исключая другие формы, такие как симфония. [17] В этом столетии нет итальянских симфонистов, как, например, можно было бы говорить о Брамсе в Германии. Однако многие итальянские композиторы писали значительную духовную музыку, например, «Россини a Stabat Mater» и его поздняя «Маленькая месса соленнеле» , а также Верди «Месса да Реквием» и «Кватро пецци Сакри» .
Романтизм во всей европейской музыке, безусловно, сохранялся до начала 20 века. В Италии в течение ряда лет продолжала доминировать музыка Верди и Пуччини. Даже реалистические сюжеты и более современные композиционные приемы опер итальянского веризма , таких как Масканьи « Сельская честь» , не сильно повлияли на чрезвычайно мелодичный характер итальянской музыки.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Маккиннон 1991 , стр. 318–320.
- ^ Ульрих и Писк 1963 , стр. 27.
- ^ Хили 1995 , с. 546.
- ^ Ульрих и Писк 1963 , стр. 33.
- ^ Галло 1995 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Ульрих и Писк 1963 , стр. 185.
- ^ Хоппин 1978 , с. 438.
- ^ Атлас 1998 , с. 494.
- ^ Атлас 1998 , с. 406.
- ^ Атлас 1998 , с. 583.
- ^ Палиска 1985 , с. 408.
- ^ Ломакс, с. 126. [ неполная короткая цитата ]
- ^ Магрини 1992 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Ульрих и Писк 1963 , стр. 220.
- ^ Крокер 1966 , с. 341.
- ^ Крокер 1966 , с. 473.
- ^ Крокер 1966 , гл. 13.
Ссылки
[ редактировать ]- Атлас, Аллан В. (1998). Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 0-393-97169-4 .
- Крокер, Ричард Л. (1966). История музыкального стиля . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN 0-486-25029-6 .
- Галло, Альберто (1995). Музыка в замке: трубадуры, книги и ораторы в итальянских дворах тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого веков . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-27968-5 .
- Хили, Дэвид (1995). Западное Plainchant: Справочник . Кларендон Пресс. ISBN 0-19-816572-2 .
- Хоппин, Ричард (1978). Средневековая музыка . Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 0-393-09090-6 .
- Магрини, Туллия, изд. (1992). Драматический май: традиции театра в музыке (на итальянском языке). Болонья: Анализ Edizioni.
- Маккиннон, Джеймс, изд. (1991). Античность и средневековье . Иглвуд Клиффс: Прентис Холл. ISBN 0-13-036153-4 .
- Палиска, Клод В. (1985). Гуманизм в итальянской музыкальной мысли . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-04962-5 .
- Ульрих, Гомер; Писк, Пол (1963). История музыки и музыкального стиля . Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованоич. ISBN 0-15-537720-5 .