Jump to content

Лойсет Компер

Рукопись Omnium bonorum plena , мотета Компера и, возможно, его самая ранняя сохранившаяся работа; точная дата неизвестна, но, возможно, она была написана к открытию собора Камбре 2 июля 1472 года.

Лойсе Компер ( ок. 1445 — 16 августа 1518) — франко-фламандский композитор эпохи Возрождения . Представитель того же поколения, что и Жоскин де Пре , он был одним из самых значительных композиторов мотетов и шансонов той эпохи и одним из первых музыкантов, принесших во Францию ​​легкий стиль итальянского Возрождения.

Его точное место рождения неизвестно, но документы того времени относят его к семье из провинции Артуа (в современной Франции) и предполагают, что он, возможно, родился в Эно (в современной Бельгии ). По крайней мере, один источник из Милана указывает, что он описал себя как выходца из Арраса , также в Артуа. И дата, и вероятное место рождения чрезвычайно близки к данным Жоскена де Пре; действительно, территория вокруг нынешней французско-бельгийской границы произвела удивительное количество прекрасных композиторов XV и XVI веков, композиторов, чья слава распространилась по всей Европе. Часто этих композиторов называют франко-фламандской или нидерландской школой ).

В 1470-х годах Компер работал певцом в Милане в часовне герцога Галеаццо Марии Сфорца такие композиторы, как Иоганнес Мартини и Гаспар ван Вербеке , в то время, когда там пели также . Хор капеллы к началу 1470-х годов вырос в один из крупнейших и известнейших певческих ансамблей Европы. После убийства герцога в 1476 году Компера, похоже, «уволили» из часовни и, возможно, в это время он вернулся во Францию. Где-то в течение следующих десяти лет он начал работать при французском дворе и сопровождал Карла VIII во время его вторжения в Италию в 1494 году (в каком качестве неизвестно). Он был в Риме в начале 1495 года во время оккупации города Карлом и его армией.

Затем у него был ряд церковных должностей. К 1498 году Компер находился в Камбре , а с 1500 по 1504 год он был в Дуэ ; его последнее назначение было в коллегиальной церкви Сен-Кантен . Все это время он, похоже, по совместительству служил французскому двору, о чем свидетельствуют его многочисленные сочинения для официальных и торжественных случаев. Он умер в Сен-Кантене.

Работает

[ редактировать ]

В отличие от своих современников, Компер, кажется, написал мало месс (по крайней мере, очень немногие из них сохранились). По темпераменту он, кажется, был миниатюристом, и его самые популярные и многочисленные произведения были в более коротких формах того времени — в основном шансоны и мотеты . В его музыке очевидны две стилистические тенденции: стиль бургундской школы , который он, кажется, усвоил в начале своей карьеры до приезда в Италию, и более легкий стиль современных итальянских композиторов, писавших фроттолы ( легкий и популярный предшественник мадригала ). Компер обладал мелодическим даром, и многие его шансоны стали популярными; более поздние композиторы использовали несколько из них в качестве cantus Firmi для месс. Иногда он, кажется, ставил перед собой сложную техническую задачу и намеревался ее решить, например, написать quodlibets (пример - Au travail suis , который объединяет не менее шести разных мелодий, написанных на один и тот же текст разными композиторами).

Компер написал несколько произведений в уникальной форме, иногда называемой свободным мотетом, которая сочетает в себе легкую элегантность популярной итальянской песни того времени с контрапунктической техникой нидерландцев. Некоторые смешивают тексты из разных источников, например довольно парадоксальный «Силе фрагор» , сочетающий обращение к Деве Марии с застольной песней, посвященной Вакху . Его выбор светских текстов имел тенденцию к непочтительному и многозначительному.

Его шансоны — наиболее характерные его произведения, и многие исследователи музыки эпохи Возрождения считают их лучшими его произведениями. Они рассчитаны на три или четыре голоса и относятся к трем основным категориям: итальянские, легкие произведения для четырех голосов а капелла , очень похожие на фроттолы, с слоговым набором текста и часто гомофонически и с частыми каденциями; трехголосные произведения в бургундском стиле, довольно похожие на музыку Дюфе ; и трехголосные мотеты-шансоны , которые напоминают средневековый больше всего мотет. В этих произведениях самый низкий голос обычно поет медленный cantus Firmus с латинским текстом, обычно нараспев, в то время как верхние голоса поют более оживленные части на французском языке на светский текст.

Многие сочинения Компера были напечатаны Оттавиано Петруччи в Венеции и широко распространены; очевидно, их доступность способствовала их популярности. Компер был одним из первых композиторов, воспользовавшихся новой технологией печати , которая оказала глубокое влияние на распространение франко-фламандского музыкального стиля по всей Европе.

Компер также написал несколько постановок Магнификата ( гимн хвалы Деве Марии из первой главы Евангелия от Луки ), а также множество коротких мотетов.

Список работ

[ редактировать ]

Массы и фрагменты масс

[ редактировать ]
  1. Миса, ты сожалеешь;
  2. Missa de tous bien Plaine; по мотивам шансона Хейна ван Гизегема . Частичная рукопись была утеряна в Берлине во время Второй мировой войны и вновь обнаружена в начале 1990-х годов в Кракове. Это позволило выявить источники полной мессы в средневековых копиях, найденных в хоровых книгах в Чивидале и Дрездене . [ 1 ]
  3. Мисса, вооруженный человек;
  4. Слава и Слава без имени;
  5. Крид «Мой отец»;
  6. Я верю без имени.

Циклы мотета (массы замещения)

[ редактировать ]

Это циклы мотетов, в которых каждый мотет исполняется вместо части мессы или одного из Правильных песнопений. В списке мотет дается вместе с названием Правильного распева или мессы:

1. Слава Господу Иисусу Христу (Месса DNJC). Радуйся Господи Иисусе Христе (Введение); Радуйся Господи Иисусе Христе (Слава); Слава Господу Иисусу Христу (я верю); Радуйся Господи Иисусе Христе (Приношение); Радуйся, спаситель мира (Святой); Мы поклоняемся Тебе, Христос (Елевация); Пощади меня, Господи (Агнец Божий); Даруй мир, Господи (Слава Богу).

2. Сегодня у нас о Богородице (Месса в Рождество Бога Нашего Иисуса Христа). Сегодня у нас о Богородице (Интроит); Пресвятая Богородица Мария (Глория); Христос родился у нас сегодня (я верю); Ребенок родил короля (Предложение); Слово стало плотью (Святым); Помни, автор спасения (Возвышение); Кого вы видели, пастырей (Агнца Божия); О чудесная торговля (слава Богу).

3. Месса Галазеша (Месса Пресвятой Богородицы); Радуйся славная Дева (Интроит); Радуйся, болящих спасение (Глория); Радуйся, славная Дево (верую); Радуйся, невеста высочайшего слова (Оффертория); О Мария (Святая); Мы поклоняемся Тебе, Христос (Елевация); Радуйся, Мати Спасителя (Агнца Божия); Похвалы Богородице (Слава Богу).

Магнификаты

[ редактировать ]
  1. Магнификат 1 тон;
  2. Magnificat 4 тона ( только голодный );
  3. Магнификат 6 тонов (1);
  4. Магнификат 6 тонов (II);
  5. Магнификат 7 тонов;
  6. Магнификат 8 тонов ( только голодный ).

Противоположное

[ редактировать ]
  1. К твоей чести, Христос;
  2. Ты окропи меня, Господи;
  3. Радуйся, Мария, полная благодати;
  4. Триумфальный крест;
  5. Радуйся царственное детище/Святая Екатерина (1501);
  6. О чудесная торговля!
  7. Служба от креста (Во имя Иисуса);
  8. О славная мать;
  9. Omnium bonorum plena (до 1474 г., возможно, для освящения собора Камбре 5 июля 1472 г.);
  10. Паранимфа приветствует Деву;
  11. Выгода от единства;
  12. Из-за бремени;
  13. Quis numerare queat / Dapacem (вероятно, составлено либо по случаю Этапльского мира 3 ноября 1492 г., либо по договору между Папой Александром VI и Карлом VIII 15 января 1495 г.)
  14. Ровная челка;
  15. Одних чудовищ / Фера пессима (1507);
  16. Небесная Дева

Мотеты-песни

[ редактировать ]
  1. Le corps / И мое тело;
  2. Бад буш / Они окружили меня;
  3. Обыкновенная скука / Anima mea;
  4. Tant ay d'ennuy / О все вы (=O devotz cueurs / О все вы).

Трехчастные песни

[ редактировать ]
  1. К кому будут направлены мои мысли;
  2. На работе;
  3. Красота любви;
  4. Бержеронетта Савойская;
  5. Петь тогда не сможет;
  6. Из трех самый;
  7. Диктуй мне все;
  8. Пусть они попрощаются с мадам (1);
  9. Ожидание;
  10. Сделаем пуговицы (Текст: Жан II);
  11. Guerisses moy;
  12. Сезон уже наступил;
  13. Великое желание любить;
  14. Увольнение;
  15. Мои мысли;
  16. Ne doibt on prendre (стихотворение Иоанна II, герцога Бурбонского ( contrafactum по пьесе Костанцо Фесты на поэму Venite amanti Полициано ; )
  17. Не торопитесь (=Прощание с мадам (II).);
  18. Думая о хорошем;
  19. Дождь золотой Богу;
  20. Быть или число;
  21. Тогда это так хорошо;
  22. Пробудитесь к своему честному сердцу;
  23. Если бы я говорил (текст: Генри Бод );
  24. Se mieulx ne neuf (адаптация песни П. Конверта );
  25. Хуже не бывает;
  26. Seray je vostre mieulx amée (нет в полном собрании сочинений Compère в издании Фаллоу)
  27. Тупые сожаления;
  28. Такой хороший глаз;
  29. Все зло приходит ко мне;
  30. Ва-т-ен сожаление (стихотворение Иоанна II, герцога Бурбонского);
  31. Приходят сожаления;
  32. Да здравствует благородный король Франции!
  33. Ты заставляешь меня умирать от зависти (стихотворение Иоанна II, герцога Бурбонского).
  1. Alons fere nos barbes (возможно, апокриф);
  2. De les mon getes = Украдет песню);
  3. И откуда ты возвращаешься ?
  4. Хороший босс ;
  5. У меня на двери сён ;
  6. Я дружу с курьером ;
  7. На днях я ехал верхом ;
  8. Мой отец дал мне мужа ;
  9. Мы принадлежим к ордену Святого Бабуина ;
  10. Царица Небесная ;
  11. Приятная маленькая девочка ;
  12. Откровенный лучник ;
  13. Ваши баргеронетки .
  1. Что делает рамачина ?
  2. Скарамелла выделяется .

Приписанные или сомнительные произведения

[ редактировать ]
  1. Радуйся, царица небесная (анонимно, но приписано Комперу);
  2. Кайфа (приписывается Иоганну Мартини и Комперу);
  3. Лурдо Heavyault garde que Tu Fait (приписывается как Комперу, так и Нино ле Пети ; научный консенсус в настоящее время отдает предпочтение Комперу);
  4. Но это было (приписывается как Комперу, так и Пьетрекену Боннелю );
  5. O post partum munda (анонимно, приписывается Комперу);
  6. Sanctus — О мудрость (сомнительно по стилистическим причинам);
  7. Se non dormi dona (анонимно, приписывается Комперу);
  8. Если вы хотите, чтобы я обратился к вам лицом (анонимно, но в стиле Компера);
  9. Vray dieu quel payne (несколько авторов, в том числе Гаспар ван Вербеке , Жан Жапар и Маттеус Пипеларе ).
  • 1993 - Консорт Орландо, "Loyset Compère", Метроном.
  • 1997 – Вирелай. «Песни о любви эпохи Возрождения». BBC Music Magazine, том 5, № 6, февраль 1997 г. (бесплатный аудиокомпакт-диск). Содержит запись песни Le Grant Desir в исполнении Вирелая и Кэтрин Ботт .
  • 2002 — Приор : Реквием. Eufoda 1349. Содержит запись O vos omnes .
  • 2017 — Одекатон, «Мисса Галеазеша. Музыка для герцога Миланского», Out There Music.
  1. ^ Стейб, Мюррей (1993). «Loyset Compère и его недавно вновь открытая Missa De tous biens Plaine» . Журнал музыковедения . 11 (4): 437–454. дои : 10.2307/764021 . ISSN   0277-9269 . JSTOR   764021 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 98408aa6ba14c1ece016bc86397e2cf4__1705917060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/f4/98408aa6ba14c1ece016bc86397e2cf4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Loyset Compère - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)