Лойсет Компер

Лойсе Компер ( ок. 1445 — 16 августа 1518) — франко-фламандский композитор эпохи Возрождения . Представитель того же поколения, что и Жоскин де Пре , он был одним из самых значительных композиторов мотетов и шансонов той эпохи и одним из первых музыкантов, принесших во Францию легкий стиль итальянского Возрождения.
Жизнь
[ редактировать ]Его точное место рождения неизвестно, но документы того времени относят его к семье из провинции Артуа (в современной Франции) и предполагают, что он, возможно, родился в Эно (в современной Бельгии ). По крайней мере, один источник из Милана указывает, что он описал себя как выходца из Арраса , также в Артуа. И дата, и вероятное место рождения чрезвычайно близки к данным Жоскена де Пре; действительно, территория вокруг нынешней французско-бельгийской границы произвела удивительное количество прекрасных композиторов XV и XVI веков, композиторов, чья слава распространилась по всей Европе. Часто этих композиторов называют франко-фламандской или нидерландской школой ).
В 1470-х годах Компер работал певцом в Милане в часовне герцога Галеаццо Марии Сфорца такие композиторы, как Иоганнес Мартини и Гаспар ван Вербеке , в то время, когда там пели также . Хор капеллы к началу 1470-х годов вырос в один из крупнейших и известнейших певческих ансамблей Европы. После убийства герцога в 1476 году Компера, похоже, «уволили» из часовни и, возможно, в это время он вернулся во Францию. Где-то в течение следующих десяти лет он начал работать при французском дворе и сопровождал Карла VIII во время его вторжения в Италию в 1494 году (в каком качестве неизвестно). Он был в Риме в начале 1495 года во время оккупации города Карлом и его армией.
Затем у него был ряд церковных должностей. К 1498 году Компер находился в Камбре , а с 1500 по 1504 год он был в Дуэ ; его последнее назначение было в коллегиальной церкви Сен-Кантен . Все это время он, похоже, по совместительству служил французскому двору, о чем свидетельствуют его многочисленные сочинения для официальных и торжественных случаев. Он умер в Сен-Кантене.
Работает
[ редактировать ]В отличие от своих современников, Компер, кажется, написал мало месс (по крайней мере, очень немногие из них сохранились). По темпераменту он, кажется, был миниатюристом, и его самые популярные и многочисленные произведения были в более коротких формах того времени — в основном шансоны и мотеты . В его музыке очевидны две стилистические тенденции: стиль бургундской школы , который он, кажется, усвоил в начале своей карьеры до приезда в Италию, и более легкий стиль современных итальянских композиторов, писавших фроттолы ( легкий и популярный предшественник мадригала ). Компер обладал мелодическим даром, и многие его шансоны стали популярными; более поздние композиторы использовали несколько из них в качестве cantus Firmi для месс. Иногда он, кажется, ставил перед собой сложную техническую задачу и намеревался ее решить, например, написать quodlibets (пример - Au travail suis , который объединяет не менее шести разных мелодий, написанных на один и тот же текст разными композиторами).
Компер написал несколько произведений в уникальной форме, иногда называемой свободным мотетом, которая сочетает в себе легкую элегантность популярной итальянской песни того времени с контрапунктической техникой нидерландцев. Некоторые смешивают тексты из разных источников, например довольно парадоксальный «Силе фрагор» , сочетающий обращение к Деве Марии с застольной песней, посвященной Вакху . Его выбор светских текстов имел тенденцию к непочтительному и многозначительному.
Его шансоны — наиболее характерные его произведения, и многие исследователи музыки эпохи Возрождения считают их лучшими его произведениями. Они рассчитаны на три или четыре голоса и относятся к трем основным категориям: итальянские, легкие произведения для четырех голосов а капелла , очень похожие на фроттолы, с слоговым набором текста и часто гомофонически и с частыми каденциями; трехголосные произведения в бургундском стиле, довольно похожие на музыку Дюфе ; и трехголосные мотеты-шансоны , которые напоминают средневековый больше всего мотет. В этих произведениях самый низкий голос обычно поет медленный cantus Firmus с латинским текстом, обычно нараспев, в то время как верхние голоса поют более оживленные части на французском языке на светский текст.
Многие сочинения Компера были напечатаны Оттавиано Петруччи в Венеции и широко распространены; очевидно, их доступность способствовала их популярности. Компер был одним из первых композиторов, воспользовавшихся новой технологией печати , которая оказала глубокое влияние на распространение франко-фламандского музыкального стиля по всей Европе.
Компер также написал несколько постановок Магнификата ( гимн хвалы Деве Марии из первой главы Евангелия от Луки ), а также множество коротких мотетов.
Список работ
[ редактировать ]Массы и фрагменты масс
[ редактировать ]- Миса, ты сожалеешь;
- Missa de tous bien Plaine; по мотивам шансона Хейна ван Гизегема . Частичная рукопись была утеряна в Берлине во время Второй мировой войны и вновь обнаружена в начале 1990-х годов в Кракове. Это позволило выявить источники полной мессы в средневековых копиях, найденных в хоровых книгах в Чивидале и Дрездене . [ 1 ]
- Мисса, вооруженный человек;
- Слава и Слава без имени;
- Крид «Мой отец»;
- Я верю без имени.
Циклы мотета (массы замещения)
[ редактировать ]Это циклы мотетов, в которых каждый мотет исполняется вместо части мессы или одного из Правильных песнопений. В списке мотет дается вместе с названием Правильного распева или мессы:
1. Слава Господу Иисусу Христу (Месса DNJC). Радуйся Господи Иисусе Христе (Введение); Радуйся Господи Иисусе Христе (Слава); Слава Господу Иисусу Христу (я верю); Радуйся Господи Иисусе Христе (Приношение); Радуйся, спаситель мира (Святой); Мы поклоняемся Тебе, Христос (Елевация); Пощади меня, Господи (Агнец Божий); Даруй мир, Господи (Слава Богу).
2. Сегодня у нас о Богородице (Месса в Рождество Бога Нашего Иисуса Христа). Сегодня у нас о Богородице (Интроит); Пресвятая Богородица Мария (Глория); Христос родился у нас сегодня (я верю); Ребенок родил короля (Предложение); Слово стало плотью (Святым); Помни, автор спасения (Возвышение); Кого вы видели, пастырей (Агнца Божия); О чудесная торговля (слава Богу).
3. Месса Галазеша (Месса Пресвятой Богородицы); Радуйся славная Дева (Интроит); Радуйся, болящих спасение (Глория); Радуйся, славная Дево (верую); Радуйся, невеста высочайшего слова (Оффертория); О Мария (Святая); Мы поклоняемся Тебе, Христос (Елевация); Радуйся, Мати Спасителя (Агнца Божия); Похвалы Богородице (Слава Богу).
Магнификаты
[ редактировать ]- Магнификат 1 тон;
- Magnificat 4 тона ( только голодный );
- Магнификат 6 тонов (1);
- Магнификат 6 тонов (II);
- Магнификат 7 тонов;
- Магнификат 8 тонов ( только голодный ).
Противоположное
[ редактировать ]- К твоей чести, Христос;
- Ты окропи меня, Господи;
- Радуйся, Мария, полная благодати;
- Триумфальный крест;
- Радуйся царственное детище/Святая Екатерина (1501);
- О чудесная торговля!
- Служба от креста (Во имя Иисуса);
- О славная мать;
- Omnium bonorum plena (до 1474 г., возможно, для освящения собора Камбре 5 июля 1472 г.);
- Паранимфа приветствует Деву;
- Выгода от единства;
- Из-за бремени;
- Quis numerare queat / Dapacem (вероятно, составлено либо по случаю Этапльского мира 3 ноября 1492 г., либо по договору между Папой Александром VI и Карлом VIII 15 января 1495 г.)
- Ровная челка;
- Одних чудовищ / Фера пессима (1507);
- Небесная Дева
Мотеты-песни
[ редактировать ]- Le corps / И мое тело;
- Бад буш / Они окружили меня;
- Обыкновенная скука / Anima mea;
- Tant ay d'ennuy / О все вы (=O devotz cueurs / О все вы).
Трехчастные песни
[ редактировать ]- К кому будут направлены мои мысли;
- На работе;
- Красота любви;
- Бержеронетта Савойская;
- Петь тогда не сможет;
- Из трех самый;
- Диктуй мне все;
- Пусть они попрощаются с мадам (1);
- Ожидание;
- Сделаем пуговицы (Текст: Жан II);
- Guerisses moy;
- Сезон уже наступил;
- Великое желание любить;
- Увольнение;
- Мои мысли;
- Ne doibt on prendre (стихотворение Иоанна II, герцога Бурбонского ( contrafactum по пьесе Костанцо Фесты на поэму Venite amanti Полициано ; )
- Не торопитесь (=Прощание с мадам (II).);
- Думая о хорошем;
- Дождь золотой Богу;
- Быть или число;
- Тогда это так хорошо;
- Пробудитесь к своему честному сердцу;
- Если бы я говорил (текст: Генри Бод );
- Se mieulx ne neuf (адаптация песни П. Конверта );
- Хуже не бывает;
- Seray je vostre mieulx amée (нет в полном собрании сочинений Compère в издании Фаллоу)
- Тупые сожаления;
- Такой хороший глаз;
- Все зло приходит ко мне;
- Ва-т-ен сожаление (стихотворение Иоанна II, герцога Бурбонского);
- Приходят сожаления;
- Да здравствует благородный король Франции!
- Ты заставляешь меня умирать от зависти (стихотворение Иоанна II, герцога Бурбонского).
Песни
[ редактировать ]- Alons fere nos barbes (возможно, апокриф);
- De les mon getes = Украдет песню);
- И откуда ты возвращаешься ?
- Хороший босс ;
- У меня на двери сён ;
- Я дружу с курьером ;
- На днях я ехал верхом ;
- Мой отец дал мне мужа ;
- Мы принадлежим к ордену Святого Бабуина ;
- Царица Небесная ;
- Приятная маленькая девочка ;
- Откровенный лучник ;
- Ваши баргеронетки .
Фибы
[ редактировать ]- Что делает рамачина ?
- Скарамелла выделяется .
Приписанные или сомнительные произведения
[ редактировать ]- Радуйся, царица небесная (анонимно, но приписано Комперу);
- Кайфа (приписывается Иоганну Мартини и Комперу);
- Лурдо Heavyault garde que Tu Fait (приписывается как Комперу, так и Нино ле Пети ; научный консенсус в настоящее время отдает предпочтение Комперу);
- Но это было (приписывается как Комперу, так и Пьетрекену Боннелю );
- O post partum munda (анонимно, приписывается Комперу);
- Sanctus — О мудрость (сомнительно по стилистическим причинам);
- Se non dormi dona (анонимно, приписывается Комперу);
- Если вы хотите, чтобы я обратился к вам лицом (анонимно, но в стиле Компера);
- Vray dieu quel payne (несколько авторов, в том числе Гаспар ван Вербеке , Жан Жапар и Маттеус Пипеларе ).
Запись
[ редактировать ]- 1993 - Консорт Орландо, "Loyset Compère", Метроном.
- 1997 – Вирелай. «Песни о любви эпохи Возрождения». BBC Music Magazine, том 5, № 6, февраль 1997 г. (бесплатный аудиокомпакт-диск). Содержит запись песни Le Grant Desir в исполнении Вирелая и Кэтрин Ботт .
- 2002 — Приор : Реквием. Eufoda 1349. Содержит запись O vos omnes .
- 2017 — Одекатон, «Мисса Галеазеша. Музыка для герцога Миланского», Out There Music.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стейб, Мюррей (1993). «Loyset Compère и его недавно вновь открытая Missa De tous biens Plaine» . Журнал музыковедения . 11 (4): 437–454. дои : 10.2307/764021 . ISSN 0277-9269 . JSTOR 764021 .
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Статья «Loyset Compère» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , под ред. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Людвиг Финшер , «Компер Лойсет, ок. 1450–1518: жизнь и творчество». Рим: Американский институт музыковедения : музыковедческие исследования и документы, 12. 1964 г.
- Людвиг Финшер (редактор), «Loyset Compère: Opera Omnia». Американский институт музыковедения . 1958 год
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Loyset Compère в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- O Bone Jesu : ноты в транскрипции Алессандро Симонетто
- Бесплатные партитуры Loyset Compère в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- 1440-е годы рождения
- 1518 смертей
- Франко-фламандские композиторы XV века.
- Бельгийские композиторы-классики
- Бельгийские композиторы-классики мужского пола
- Французские композиторы-классики
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Композиторы эпохи Возрождения
- Франко-фламандские композиторы XVI века.