Пьер де ла Рю

Пьер де ла Рю ( ок. 1452 — 20 ноября 1518) — франко-фламандский композитор и певец эпохи Возрождения . Его имя также появляется как Пирссон или варианты Пиршона , а его топоним, если он присутствует, как различные формы де Платеа , де Роборе или де Вико . [ 1 ] Член того же поколения, что и Жоскин де Пре , и давний соратник Габсбургско - бургундской музыкальной капеллы, он входит в с Агриколой , Брумелем , Компером , Исааком , Обрехтом и Вербеке. число самых известных и влиятельных композиторов Нидерландов наряду полифонический стиль в десятилетия около 1500 г.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Ла Рю, вероятно, родился в Турне , в современной Бельгии , и, вероятно, получил образование в соборе Нотр-Дам , где располагалось значительное музыкальное учреждение. Возможно, он был сыном Жана де ла Рю, мастера -люминера из города Турне. [ 2 ]
Хотя о его детстве не сохранилось никаких записей, Питер Вандер Стратен (фламандский эквивалент его имени) упоминается в архивах собора Св. Гудуле в Брюсселе в 1469–1470 гг., будучи взрослой (теноровой) певицей; Считается, что весьма вероятно, что это был он. [ 3 ] В 1471 году он был в Генте в Якобскерк в качестве певца по совместительству, получая зарплату из разных фондов собора, что позволяет предположить, что его пригласили для особых полифонических представлений. Впоследствии в 1472 году он работал в Ньюпорте , в церкви Онзе-Ливе-Фроу, вероятно, первоначально на временной основе, но к концу года церковные власти наняли его на более постоянной основе. К 1477/8 г. он больше не работал там, поскольку его имя исчезло из бухгалтерской книги.
Его местонахождение в 1480-х годах не очень хорошо известно, хотя есть запись, что он работал в месте под названием «Св. Ода» (дата и город неизвестны), а также, возможно, в соборе в Камбре . В предыдущих биографиях Ла Рю он находился в Сиене , Италия , между 1483 и 1485 годами; однако было установлено, что в записях "La Rue" был другой певец. Пьер де ла Рю, вероятно, никогда не был в Италии, что делает его одним из немногих выдающихся франко-фламандских композиторов этого поколения, которые никогда не путешествовали туда. [ 1 ]
В 1489 году ему заплатило Братство Illustre Lieve Vrouwe в Хертогенбосе , снова как «Петер вандер Стратен», и в документе указано, что он приехал из Кельна , поэтому он, очевидно, провел некоторое время в Германии в качестве тенора. певец. Он оставался в Братстве в Хертогенбосе до 1492 года, после чего одновременно стал полноправным членом Братства и присоединился к Большой капелле императора Священной Римской империи Максимилиана . Он должен был оставаться на службе у Габсбургов и в Гранд-Шапель до конца своей жизни. [ 1 ] [ 4 ]
Большая часовня
[ редактировать ]Большая капелла , музыкальное заведение бургундско-габсбургского двора, уже имела выдающуюся историю к тому времени, когда Филипп Красивый унаследовал ее в 1494 году. Это было центральное учреждение Бургундской школы , место, где выступали такие композиторы, как Дюфе и Бюснуа. работал и уже оставил много музыки; музыка Окегема также недавно была скопирована в рукописи, связанные с группой, непосредственно перед тем, как нанял Ла Рю. музыка композиторов, которых любили предыдущие герцоги Бургундии, таких как Карл Смелый Кроме того, вероятно, все еще исполнялась и изучалась – Адриен Базен, Жиль Джой, Хейн ван Гизегем и Роберт Мортон. Это была грозная музыкальная организация, по качеству равная папской капелле в самом Риме, и ее качество продолжало улучшаться в 16 веке с добавлением таких композиторов, как Марбриан де Орто , Николя Чемпион , Жиль Рейнго , Антониус Дивитис и Александр. Агрикола . [ 5 ] Это была музыкальная среда, в которой Ла Рю вступил в полную зрелость как композитор. [ 6 ]
После того, как Ла Рю был помолвлен с Большой капеллой , он совершил две поездки в Испанию . Во время второго путешествия, в 1506 году, он потерпел кораблекрушение в Ла-Манше и провел три месяца при дворе английского Генриха VII . После еще двух лет пребывания в Испании на службе у Хуаны Кастильской – Иоанны Безумной – он вернулся в Нидерланды в 1508 году, вероятно, потому, что Хуана была отстранена от власти (ее муж Филипп умер от тифа в 1506 году). Хуана была безутешна, не могла покинуть труп своего мертвого мужа и совсем сошла с ума; почему Ла Рю оставался так долго, неизвестно, но не исключено, что его мрачная, чрезвычайно выразительная музыка была одной из немногих вещей, которые приносили ей утешение. Кроме того, с ним хорошо обращались. Хуана повысила его до главного капеллана , главы капеллы, и заплатила ему вдвое больше, чем получали другие певцы; Оплата певцам, по-видимому, была одним из немногих практических административных вопросов, которые она могла решить в период своего безумия. [ 7 ]
Во время своих путешествий с Большой капеллой он познакомился со многими другими франко-фламандскими композиторами, работавшими в то же время (например, с Жоскеном , Исааком и Робером де Февеном ), и эти встречи, возможно, также оказались решающими в развитии его стиля. . [ 8 ]
Выход на пенсию и смерть
[ редактировать ]Между 1508 и 1514 годами двор останавливался в Мехелене и Брюсселе , редко путешествуя. Предполагается, что это были самые продуктивные годы для Ла Рю как композитора, поскольку у него было больше всего свободного времени и он избавился от тягот путешествий по Европе. [ 9 ] Вскоре после того, как Карл V в 1515 году достиг совершеннолетия, двор возобновил свои путешествия; Ла Рю ушел на пенсию вскоре после обширного тура по всем городам северных частей империи Карла. Вероятно, он оставил свою работу во время одного из визитов часовни в Кортрейк в мае или июне 1516 года. Он оставался там до своей смерти чуть более двух лет спустя. Хотя его эпитафия намекает на возможность того, что он мог когда-то работать в судах Франции и Венгрии , никаких других подтверждающих доказательств обнаружено не было; однако остаются биографические пробелы в 1470-х и 1480-х годах: например, местонахождение «Святой Оды» пока неизвестно.
Ла Рю был относительно богат, когда умер, особенно для певца, который не был аристократом, и подробности его завещания и последующих событий, связанных с его расположением, подробно сохранились. Не только его душеприказчики находили в его квартирах сундуки с деньгами, но он имел значительные доходы от своих пребендов, которые он раздавал многим местам, в том числе родственникам, благотворительным организациям, хорам, учреждениям; и он организовал ежедневное пение заупокойных месс в течение месяца после его смерти, а затем еще 300 месс в нескольких разных соборах. Он попросил, чтобы его похоронили слева от алтаря в церкви в Кортрейке, хотя точное местонахождение найти уже невозможно, а эпитафия сохранилась лишь в нескольких частично противоречивых копиях. Его эпитафия указывает на то, что он был бережливым, добродетельным человеком, не «преданным преступлениям Венеры» (как, например, композитор Николя Гомбер , которого отправили на галеры за приставания к певчему Гизелину Данкертсу , уволенному из Сикстинской Хор капеллы за чрезмерную «отданность женщинам», или Жиль Жуа , написавший мессу по имени своей любимой проститутки). Похоже, что коллеги на протяжении всей его карьеры ценили и любили Ла Рю. [ 10 ]
Музыка
[ редактировать ]Общий характер
[ редактировать ]Ла Рю писал мессы , мотеты , магнификаты , настройки « Плача» и шансоны — разнообразные композиции, отражающие его статус главного композитора одного из самых известных музыкальных учреждений Европы, окруженного другими такими же творческими людьми. Некоторые ученые предполагают, что он сочинял музыку только примерно последние 20 лет своей жизни, в основном, когда находился на императорской службе; но оказалось трудно точно датировать какую-либо из его работ, хотя можно было предложить группы, основанные на приблизительной хронологии. [ 11 ] Стилистически его произведения больше похожи на Жоскена, чем на любого другого композитора, работавшего в то же время. Фактически, неправильная атрибуция сомнительных произведений идет в обе стороны.
И все же в стиле Ла Рю есть некоторые уникальные особенности. Ему нравились чрезвычайно низкие голосовые диапазоны, иногда опускающиеся до до или даже подземной си-бемоль ниже басового нотоносца; он использовал больше хроматизма, чем большинство его современников; и большая часть его работ полна диссонанса. Он также разбил длинные, плотные текстуры, вставив контрастные отрывки только для двух голосов, что также сделали Окегем и Жоскен. Он был одним из первых, кто регулярно увеличивал вокальную силу со стандартных четырех до пяти или шести. Одна из его месс для шести голосов, Missa Ave Sanctissima Maria , представляет собой шестиголосный канон , технически сложный подвиг, напоминающий некоторые работы Окегема. Это также самая ранняя известная шестиголосная месса.
Каноническое письмо - особенно важная особенность стиля Ла Рю, и этим он особенно прославился. Ему нравилось писать каноны значительной сложности, а не ограничиваться простым подражанием. Вторая из двух его месс, основанная на мелодии L'homme Armé , начинается и заканчивается мерными канонами , канонами, в которых все голоса поют один и тот же материал, но с разной скоростью; это еще один подвиг контрапунктической виртуозности, достойный Жоскена или Окегема; действительно, иногда казалось, что Ла Рю сознательно конкурирует с более известным Жоскеном. Заключительный Agnus Dei этой мессы - единственный известный канон измерения всей эпохи для четырех голосов, когда все четыре голоса поют одну и ту же мелодию. [ 1 ] [ 12 ] Ла Рю написал шесть произведений, полностью канонических от начала до конца, в том числе две мессы, три мотета и шансон; и он написал еще три мессы, два мотета и три шансона, которые основаны на каноне, но содержат несколько свободных разделов; и существует множество других работ, включающих канонические разделы. [ 13 ] В использовании канонов на него, возможно, повлиял Маттеус Пипеларе, написавший раннюю каноническую мессу, которую Ла Рю почти наверняка знала, поскольку она была частью репертуара придворной капеллы Габсбургов. [ 14 ]
Массы
[ редактировать ]Ла Рю также был одним из первых, кто тщательно использовал технику пародии , пронизывая текстуру мессы музыкой, взятой из всех голосов ранее существовавшего источника. Некоторые из его месс используют технику cantus Firmus , но редко строго; он часто предпочитал технику перефразирования , при которой монофонический исходный материал приукрашивается и перемещается между голосами. [ 12 ]
Ла Рю написал одну из первых сохранившихся полифонических реквиемных месс , и это одно из его самых известных произведений. В отличие от более поздних Реквиемов, он включает в себя полифонические настройки только Introit, Kyrie, Tract, Offertory, Sanctus, Agnus и Communion - Dies Iræ, часто являющийся центром тяжести в более поздних Реквиемах, был добавлен позже. Это была обычная литургическая практика в Галликанской Франции и регионе Северной Европы, в котором он работал. Эта масса более многих других подчеркивает низкие регистры голосов и даже самые низкие голоса.
Мотеты и песни
[ редактировать ]Сохранилось двадцать пять мотетов Ла Рю. В основном они рассчитаны на четыре голоса. Хотя они используют имитацию, эта техника чаще встречается внутри разделов и фраз, а не в их начале, в отличие от стиля Жоскена. [ 15 ] Еще одна стилистическая особенность, характерная для мотетов Ла Рю, - это использование остинато, которые могут представлять собой одну ноту, интервал или серию нот. Кроме того, он использует зародышевые мотивы – небольшие, легко узнаваемые узоры, из которых образуются более крупные мелодические единицы и которые придают композиции единство. [ 15 ] В целом мотеты сложны контрапунктически, отдельные строки имеют своеобразный характер в манере Окегема. Это особенно верно в отношении ранних произведений, на которые, вероятно, повлиял композитор старшего возраста. [ 16 ]
Более половины мотетов посвящены Деве Марии. Ла Рю был первым композитором, написавшим Магнификат на каждый из восьми тонов , а также дополнительно написал шесть отдельных настроек Марианского антифона Salve regina . [ 1 ] Скорее всего это ранние работы. [ 17 ]
Песни
[ редактировать ]Его тридцать шансонов демонстрируют разнообразие стилей: некоторые из них родственны позднебургундскому стилю (например, как это видно у Хейна ван Гизегема или Жиля Биншуа ), а другие используют более современный подражательный полифонический стиль. Поскольку Ла Рю никогда не бывал в Италии, он так и не перенял итальянский стиль фроттолы с легкими, гомофонными текстурами (который Жоскен так эффектно использовал в своих популярных «Эль Грилло» и «Скарамелла» ) и который так очаровал других представителей его поколения.
Работает
[ редактировать ]- Массы
- Месса Аллилуйя (5вв);
- Мисса Альмана (4вв);
- Месса Успения Богородицы (4вв);
- Мисса Аве Мария (4вв);
- Массовое приветствие Пресвятой Марии (6вв);
- Месса Твоего Зачатия (5vv);
- Месса с радостью (или радостью ) (4 и 5вв);
- Месса Пресвятой Богородицы (4вв);
- Месса Ярмарка (5вв);
- Мисса де Санкта Анна (4вв);
- Месса Святого Креста (5вв);
- Месса Святого Антония (4вв);
- Месса св. Иова (4вв);
- Месса Семи Печалей (5вв);
- Месса Богородиц (4вв);
- Missa Incessament (5vv), также известная как Missa Sic deus и Non salvatur rex , самый длинный массовый цикл Ла Рю; [ 18 ]
- месса Неприкосновенная (4вв);
- Эта Месса прекрасна (5вв);
- Месса в честь Иисуса (4vv);
- Мисса Вооруженный человек I (4вв);
- Месса никогда не была более суровым наказанием ;
- Missa O gloriosa Маргарета (4вв);
- массы Хост сохранения O (4vv);
- Мисса Паскаль (5вв);
- Месса по усопшим верным (4-5вв);
- Масса. Родился ребенок (4вв);
- Месса Пресвятой Богородицы (4вв);
- Missa Sine Nomine I (4вв);
- Масса под вашей защитой (4вв);
- Мисса Тандернакен (4вв);
- Мисса Все сожаления (4вв).
- Массы с неопределенной атрибуцией
- Месса Исте Исповедник ;
- Мисса Стрелок II (4вв);
- Месса без имени II (4вв).
- Массовые фрагменты
- Кирие на празднике Пасхи ;
- Кирие Паскаль ;
- Я верю в Архангелов ;
- Я думаю о деревнях ;
- Credo l'amour de moy ;
- Я считаю ;
- Я считаю.
- Противоположное
- Радуйся, Царица Небесная ;
- Радуйся, Пресвятая Мария ;
- Рассмотрим Израиль ;
- Дай мир, Господи ;
- Проступки молодежи ;
- Gaude Дева-Матерь ;
- Душа моя хвалит Господа ;
- Славьте Господа, все народы ;
- Господи Иисусе Христе ;
- О спасительная жертва !
- Бог Отец Небесный ;
- Кто даст мир ;
- Царица Небесная ;
- Радуйся, Мать Спасителя ;
- Привет, королева I ;
- Слава королеве II ;
- Слава королеве III ;
- Привет, королева IV ;
- Salve regina V ;
- Привет, королева VI ;
- Санта-Мария-Дева ;
- Да, я буду спать ;
- похвала подобает тебе ;
- Флаги Царя-Страсти Господни .
- Мотеты с неопределенной атрибуцией
- Absalom, fili mi (первоначально приписываемый Жоскену; постепенно у ученых возникает консенсус, что это может быть автор Ла Рю);
- Земля принадлежит Господу ;
- Плач Иеремии (фон Маху );
- Вирга туа .
- Магнификаты
- 8 магнификатов , из которых сохранились 7, для четырех (тоны II, IV, V, VII и VIII), пяти (тон VI) или шести (тон I) голосов.
- Песни
- Тебе не иной;
- В огне любви;
- Ушел;
- Кармен в ре;
- Это не игра;
- Цент милле сожаления;
- От взгляда девушки;
- Внутренняя кнопка;
- Dicte moy bergere;
- D'ung altre aymer;
- D'ung desplaisier;
- В надежде живи;
- В любви дамы;
- Только;
- Только;
- Я сас;
- Мы должны умереть;
- Этот день придет;
- Непрестанно, мое дорогое сердце;
- Устали от того, что вы жалуетесь;
- Мой рот смеется;
- Мое сердце жаждал всего;
- Плакал, стонал, плакал -Реквием;
- За то, какой я есть;
- Ибо никогда;
- Почему нет;
- Почему я так много виноват?
- Если изменить его;
- Столько же, сколько наше серебро;
- Все сожаления;
- Все благородные сердца;
- Слишком уж скрытно.
- Шансоны с неопределенным авторством
- Прощай, как;
- Траур и скука;
- Я ни о чем не сожалею;
- Передние выступы.
Записи
[ редактировать ]- Пьер де ла Рю: Портретный мюзикл , Capilla Flamenca , Дирк Снеллингс (Musique en Wallonie, 2011, MEW 11059, 3 компакт-диска). Включает четыре мессы ( Missa de septem doloribus , Missa Ave Maria , Missa Sub tuum praesidium и Missa Alleluia ), мотеты и шансоны.
- Полные магнификаты и три Salve Regins Пьера де ла Рю , VivaVoce, Питера Шуберта (Наксос 8.557896-97)
- Missa Incessament , ансамбль амаркорд , 2005 (Раум Кланг «Edition Apollon» 10105
- Missa l'Homme Armé - «Месса по мертвым» (Реквием), Ансамбль Клемана Жанекена, Harmonia Mundi, 1989/1996, HMT 7901296
- "O Salutaris Hostia", Духовная музыка эпохи Возрождения (Кантилляция/Уокер), классика ABC, 2003 (Австралийская радиовещательная корпорация 472 881-2)
- Missa Nuncqua fue pena mayor и Missa Inviolata , Брабантский ансамбль / Стивен Райс (Hyperion CDA 68150, 2016)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Мекони 2009 .
- ^ Мекони 2003 , с. 8.
- ^ Мекони 2003 , с. 5.
- ^ Мекони 2003 , стр. 10–13.
- ^ Мекони 2003 , стр. 29–37.
- ^ Meconi 2003 , стр. 53–54, 78–79.
- ^ Мекони 2003 , с. 39.
- ^ Штехель 1980 .
- ^ Мекони 2003 , с. 107.
- ^ Мекони 2003 , с. 45–52.
- ^ Мекони 2003 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Мекони 2003 , стр. 93–96.
- ^ Уивер 2004 , с. 135.
- ^ Уивер 2004 , стр. 136–137.
- ^ Jump up to: а б Дэвисон 1962 , с. 25.
- ^ Дэвисон 1962 , стр. 22–23, 25.
- ^ Дэвисон 1962 , с. 32.
- ^ «Пьер де ла Рю (ок.1460–1518) – Дискография» . сайт Medieval.org . Проверено 1 июля 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Риз, Гюстав (1954). Музыка в эпоху Возрождения (переработанная ред.). Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-09530-2 .
- Дэвисон, Найджел (январь 1962 г.). «Мотеты Пьера де ла Рю». Музыкальный ежеквартальный журнал . 48 (1). Издательство Оксфордского университета: 19–35. дои : 10.1093/mq/xlviii.1.19 . JSTOR 740214 .
- Штелин, Мартин (1980). «Пьер де ла Рю». Словарь музыки и музыкантов New Grove . Macmillan Publishers Ltd. Оксфорд: ISBN 1-56159-174-2 .
- Мекони, Мед (2009) [2001]. «Рю [де Платеа, де Робор, де Вико], Пьер [Перисон, Петрюс, Пьершон, Питер, Пирсон] де» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.16044 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Мекони, Мед (2003). Пьер де ла Рю и музыкальная жизнь при дворе Габсбургов-Бургундов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-816554-4 .
- Уивер, Эндрю Х. (2004). «Аспекты музыкального заимствования в полифонической Missa de Feria пятнадцатого и шестнадцатого веков». В Мекони, Хани (ред.). Раннее музыкальное заимствование . Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. ISBN 0-8153-3521-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Найджел Ст. Дж. Дэвисон, Дж. Эван Крайдер и Т. Херман Кихи: 1989–1998 гг. Пьер де ла Рю – Opera Omnia; Corpus Mensurabilis Musicae 97 , Девять томов, Американское музыковедческое общество, Hanssler-Verlag.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Список композиций Пьера де ла Рю в Архиве цифровых изображений средневековой музыки
- Бесплатные партитуры Пьера де Ла Рю в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Пьера де ла Рю в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Исполнительские редакции У. Кемпстера