Jacob Obrecht

Якоб Обрехт (т.е. Хобрехт; 1457/8 г. [ 1 ] — конец июля 1505) — фламандский композитор месс, мотетов и песен. [ 1 ] Он был самым известным композитором месс в Европе конца 15 века, и только после его смерти его затмил Жоскен де Пре . [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]То немногое, что известно о происхождении и раннем детстве Обрехта, в основном связано с его мотетом Mille quingentis . [ 3 ] Он был единственным сыном [ 4 ] трубачей города Гента Виллема Обрехта и Лейсбетте Герартс . [ 5 ] Его мать умерла в 1460 году в возрасте 20 лет. [ 6 ] и его отец в 1488 году в Генте. [ 7 ]
Подробности о его раннем образовании скудны. [ 8 ] но он, вероятно, научился играть на трубе , как и его отец, и при этом научился контрапункту и импровизации под cantus Firmus . [ 9 ] Вероятно, он был знаком с Антуаном Буснуа при бургундском дворе и, конечно же, знал его музыку, поскольку самая ранняя месса Обрехта демонстрирует тесные стилистические параллели со старшим композитором. [ 10 ]
Ученый, композитор и священнослужитель, [ 11 ] У Обрехта, судя по всему, была череда коротких назначений, два из которых закончились при далеко не идеальных обстоятельствах. [ 12 ] Есть записи о том, что он компенсировал недостачу своих счетов, пожертвовав хоровые сборники, которые он скопировал. [ 13 ] На протяжении всего периода он пользовался большим уважением как среди своих покровителей, так и среди коллег-композиторов. [ 14 ] Тинкторис , пишущий в Неаполе , выделяет его в шорт-лист современных мастеров-композиторов. [ 15 ] — тем более важно, что ему было всего 25 лет, когда Тинкторис составил свой список, и он находился на другом конце Европы. [ 16 ] Эразм служил одним из певчих Обрехта около 1476 года. [ 17 ]
Хотя большая часть назначений Обрехта приходилась на Фландрию в Нидерландах, он совершил по крайней мере две поездки в Италию: один раз в 1487 году по приглашению герцога Эрколе д'Эсте I Феррарского; [ 18 ] и снова в 1504 г. [ 19 ] Эрколе слышал музыку Обрехта, которая, как известно, распространялась в Италии между 1484 и 1487 годами. [ 20 ] и сказал, что ценит ее выше музыки всех других современных композиторов; [ 21 ] следовательно, он пригласил Обрехта в Феррару на шесть месяцев в 1487 году. [ 22 ] In 1504 Obrecht returned to Ferrara, [ 23 ] но после смерти герцога в начале следующего года он стал безработным. [ 24 ] В каком качестве он остался в Ферраре, неизвестно, но он умер во время вспышки чумы незадолго до 1 августа 1505 года. [ 25 ]
Работает
[ редактировать ]Обрехт писал преимущественно духовную музыку — мессы и мотеты. [ 26 ] — а еще он написал несколько шансонов . [ 27 ]
Сочетая современные и архаичные элементы, стиль Обрехта многомерен. [ 28 ] Возможно, больше, чем массы зрелого Жоскена, массы Обрехта демонстрируют глубокий долг перед музыкой Йоханнеса Окегема в широких мелодиях и длинных музыкальных фразах, которые типичны для музыки последнего. Стиль Обрехта — образец контрапунктической экстравагантности конца XV века. [ 29 ] Он часто использовал твердую технику пения для своих месс: [ 30 ] иногда он делил исходный материал на короткие фразы; [ 31 ] в других случаях он использовал ретроградные версии целых мелодий или мелодических фрагментов. [ 32 ] Однажды он даже извлек ноты-компоненты и упорядочил их по значению нот, от длинных к коротким, создавая новый мелодический материал из переупорядоченных последовательностей нот. [ 33 ] Очевидно, что Обрехту не могло быть слишком много разнообразия. [ 34 ] особенно в период музыкальных поисков, когда ему было чуть больше двадцати. [ 35 ] Он начал освобождаться от соответствия формам , особенно в своем шансоне. Из исправлений форм рондо . дольше всех сохраняло свою популярность [ 36 ] Однако он предпочитал сочинять мессы, где находил большую свободу. [ 37 ] Более того, его мотеты раскрывают большое разнообразие настроений и техник.
В его президиуме Missa Sub tuum число голосовых партий в пяти частях увеличивается от трех в « Кирие» , до четырех в « Глории » и так далее до семи в « Агнус Деи» . [ 38 ] Заглавное пение отчетливо слышно верхним голосом на протяжении всего произведения, а еще пять Марианских песнопений встречаются в других частях, кроме Kyrie и Gloria : Ave preclara maris stella (Куплет 7, Сопрано II, Credo ), Aurea virga prime matris Eve. (Куплет 9b, Сопрано II и Тенор II, Sanctus ), Aurea virga primematrix Eve (Куплет 3b, Сопрано II и Тенор I, Agnus Dei I и II ), Retina caeli (Антифон, Сопрано II и Тенор I, Agnus Dei) III ), а также Verbum bonum и нежный (последовательность куплетов 3b, Alto I, Agnus Dei ). [ 39 ] Его последняя четырехголосная месса, Missa Maria zart (нежная Мария), датированная примерно 1504 годом, основана на популярной в Тироле религиозной песне , которую он, вероятно, слышал, путешествуя по этому региону примерно с 1503 по 1504 год. [ 40 ] На исполнение требуется более часа, и это одна из самых длинных полифонических настроек Mass Ordinary, когда-либо написанных. [ 41 ] и считается одним из лучших его произведений. [ 42 ]
Несмотря на то, что Обрехт и Окегем работали в один и тот же период (старше Обрехта примерно на 30 лет), они существенно различаются по музыкальному стилю. [ 43 ] Обрехт не разделяет причудливую трактовку Cantus Firmus Окегема, но предпочитает цитировать ее дословно. [ 44 ] В то время как фразы в музыке Окегема определены неоднозначно, фразы в музыке Обрехта легко различить, хотя оба композитора отдают предпочтение широкой мелодической структуре. [ 45 ] Более того, Обрехт объединяет мелодию cantusfirmus с намерением слышимо реорганизовать мотивы; Окегем, с другой стороны, делает это гораздо меньше. [ 46 ]
Процедуры Обрехта резко контрастируют с работами следующего поколения, которые предпочитали возрастающую простоту подхода (прообразом которого являются некоторые работы его современника Жоскена ). [ 47 ] Хотя в свое время он был известен, Обрехт, похоже, не оказал большого влияния на последующих композиторов; скорее всего, он просто вышел из моды вместе с другими мастерами контрапункта своего поколения. [ 48 ]
Записи
[ редактировать ]- Flemish Masters , Virginia Arts Recordings, VA-04413, в исполнении Zephyrus , 2004. Включает президиум Obrecht Missa Sub Tuum , а также мотеты Уилларта, Клеменса Нон-Папы, Окегема, Де Пре, Мутона и Гомберта.
- Обрехт, Missa Maria zart в исполнении Tallis Scholars, режиссер Питер Филлипс, Gimell CDGIM 032, 1996.
- Якоб Обрехт. Шансоны, песни, мотеты, капилла фламенка и Пиффаро , Eufoda 1361, 2005 г.
- «Месса под вашей защитой», Группа клерков , Гаудеамус, 2003 г.
- "Missa Malheur Me Bat", Группа клерков, Гаудеамус, 1998.
- «Мисса де Санкто Донатиано», капелла Пратенсис, Файнлайн, 2009 г.
- «Джейкоб Обрехт», «Шум и ярость», ORF, 2009.
- «Обрехтские массы», Beauty Farm, 2019, в состав вошли Missa Fortuna Desperata и Missa Maria Zart.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б [ http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/20231 Роб К. Вегман. «Обрехт, Джейкоб». В Grove Music Online. Oxford Music Online (по состоянию на 24 сентября 2020 г.).
- ↑ Спаркс, «Джейкоб Обрехт» , стр.477.
- ^ Вегман 1994 , стр.21.
- ^ Вегман 1994 , стр.39.
- ^ Вегман 1994 , стр.36.
- ^ Вегман 1994 , стр.39.
- ^ Вегман 1994 , стр.147.
- ^ Вегман 1994 , стр.21.
- ^ Вегман 2007 .
- ^ Вегман, «Обрехт, Джейкоб» .
- ^ Атлас 1998 , стр.295.
- ^ Вегман, «Обрехт, Джейкоб» .
- ↑ Спаркс, «Обрехт, Якоб , стр.477.
- ^ Атлас 1998 , стр.295.
- ^ Вегман, «Обрехт, Джейкоб» .
- ^ Атлас 1998 , стр.294.
- ^ Риз 1959 , стр.107.
- ^ Вегман, «Обрехт, Джейкоб» .
- ^ Вегман, «Обрехт, Джейкоб» .
- ^ Вегман 1994 , стр.81-2.
- ^ Вегман 1994 , стр.139.
- ^ Вегман, «Обрехт, Джейкоб» .
- ^ Вегман, «Обрехт, Джейкоб» .
- ^ Атлас 1998 , стр.295.
- ^ Атлас 1998 , стр.295.
- ↑ Спаркс, «Джейкоб Обрехт» , стр.478.
- ^ Штернфельд 1973 , стр.198.
- ^ Штернфельд 1973 , стр.196.
- ↑ Спаркс, «Джейкоб Обрехт» , стр.477.
- ↑ Спаркс, «Джейкоб Обрехт» , стр.482.
- ↑ Спаркс, «Джейкоб Обрехт» , стр.478.
- ↑ Спаркс, «Джейкоб Обрехт» , стр.478.
- ↑ Спаркс, «Джейкоб Обрехт» , стр.478.
- ↑ Спаркс, «Джейкоб Обрехт» , стр.478.
- ^ Вегман 1994 , стр.87.
- ^ Штернфельд 1973 , стр.198.
- ^ Штернфельд 1973 , стр.197.
- ^ Вегман 1994 , стр.338.
- ^ Вегман, «Обрехт, Джейкоб» .
- ^ Вегман, «Обрехт, Джейкоб» .
- ^ Вегман, «Обрехт, Джейкоб» .
- ^ Фэллоуз, Дэвид (9 января 2013 г.). «Обрехтская месса Марии Зарт» . www.gramophone.co.uk . Проверено 24 июля 2019 г.
- ^ Спаркс 1975 , стр.312.
- ^ Спаркс 1975 , стр.312.
- ^ Спаркс 1975 , стр.312.
- ^ Спаркс 1975 , стр.312-3.
- ^ Штернфельд 1973 , стр.198-9.
- ↑ Спаркс, «Джейкоб Обрехт» , стр.482.
Ссылки
[ редактировать ]- Атлас, Аллан В. 1998. Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк: WW Нортон.
- Риз, Густав, 1959. Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк: WW Нортон.
- Спаркс, Эдгар Х. 1975. Cantus Firmus в мессе и мотете: 1420–1520 . Нью-Йорк: Да Капо Пресс.
- (Спаркс, Эдгар Х. «Обрехт, Джейкоб» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. 1980 г.)
- Штернфельд, FW 1973. Музыка от Средневековья до Возрождения . Нью-Йорк: Издательство Preager.
- Вегман, Роб К. 1994. Рожденный для муз: жизнь и массы Якоба Обрехта . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Вегман, Роб К. «Обрехт, Джейкоб», в онлайн-словаре New Grove Music , по состоянию на 20 ноября 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Биография и дискография Обрехта
- в высоком разрешении . Бесплатный доступ к изображениям рукописей, содержащих произведения этого композитора, из Архива цифровых изображений средневековой музыки
- Файлы MP3 от Академического хора Умео
- Бесплатные партитуры Якоба Обрехта в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)