Jump to content

Лука Маренцио

Лука Маренцио

Лука Маренцио (также Марентио ; 18 октября 1553 или 1554 — 22 августа 1599) — итальянский композитор и певец эпохи позднего Возрождения .

Он был одним из самых известных композиторов мадригалов и написал некоторые из самых известных примеров этой формы на поздней стадии развития, до ее ранней стиле барокко трансформации в Монтеверди . Всего Маренцио написал около 500 мадригалов, от самых легких до самых серьезных стилей, наполненных словесной живописью, хроматизмом и другими характеристиками стиля позднего мадригала. Маренцио имел влияние даже в Англии, где его более ранние, более легкие произведения появились в 1588 году в Musica Transalpina , сборнике, положившем начало повальному увлечению мадригалами в этой стране.

Маренцио работал на службе у нескольких аристократических итальянских семей, включая Гонзага , Эсте и Медичи , и провел большую часть своей карьеры в Риме.

Ранние годы

[ редактировать ]

По словам биографа Леонардо Коззандо , писавшего в конце 17 века, Маренцио родился в Коккальо , небольшом городке недалеко от Брешии , как один из семи детей в бедной семье. Его отец был нотариусом в Брешии. Была предложена дата рождения 18 октября 1553 года, основываясь на заявлении его отца в 1588 году о том, что его сыну было 35 лет, и на предположении, что его, возможно, назвали в честь святого Луки, праздник которого приходится на 18 октября. [1] [2]

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Возможно, он получил некоторое раннее музыкальное образование у Джованни Контино , который был маэстро ди капелла в соборе Брешии с 1565 по 1567 год. Возможно, он также отправился с Контино в Мантую в 1568 году, когда Контино начал служить семье Мантуана Гонзага ; Позже в своей жизни Маренцио упомянул, что провел пять лет в Мантуе на службе у семьи Гонзага, но не уточнил, когда именно это произошло. [3]

После пребывания в Брешии и Мантуе он отправился в Рим, где до июля 1578 года работал у кардинала Кристофоро Мадруццо , очевидно, в качестве певца. Поскольку Мадруццо был работодателем Контино в Тренте, возможно, это было организовано Контино. [ нужна ссылка ]

Кардинал Луи д'Эсте

[ редактировать ]

После смерти кардинала Маренцио служил при дворе кардинала Луиджи д'Эсте , который был другом Мадруццо; кардинала по словам самого Маренцио, написавшего в посвящении своей первой книги мадригалов, он был маэстро ди капелла , хотя в музыкальном заведении Луиджи входила лишь горстка музыкантов. [3] Вскоре после своего найма Луиджи попытался найти для него место в папском хоре, но не смог сделать это по политическим причинам. [ нужна ссылка ]

У Маренцио была возможность поехать с Луиджи зимой-весной 1580–1581 годов в Феррару , дом семьи Эсте и один из основных центров создания прогрессивной светской музыки в конце 16 века. Находясь там, он принял участие в свадебных торжествах Винченцо Гонзаги и Маргариты Фарнезе , роскошном мероприятии, требующем столь же роскошной музыки. Маренцио имел возможность услышать недавно сформированный Concerto delle donne , виртуозных певиц с репертуаром «тайной музыки», которая так повлияла на развитие композиции мадригала в конце эпохи Возрождения. Находясь в Ферраре, Маренцио написал и посвятил две целые книги новых мадригалов Альфонсо II и Лукреции д'Эсте . [3]

Хотя Луиджи предъявлял к нему мало требований, предоставляя ему достаточно времени для своих музыкальных занятий, он платил ему крошечную зарплату всего в пять скуди в месяц, на что Маренцио жаловался в посвящении (Бьянке Капелло, великой герцогине Тосканы) своего Libro terzo a sei (1585). [4] В одном страстном письме, датированном 1584 годом, Маренцио умолял своего работодателя о более быстрой оплате. Комментарий Маренцио герцогу Мантуанскому указывает на то, что он, возможно, имел значительный другой доход от внештатной работы в Риме, будь то певец или лютнист. Несколько раз за время пребывания у Луиджи он пытался найти другую работу: подавал заявление на должность маэстро ди капелла при дворе Мантуи; и однажды, в 1583 году, Луиджи подумывал отправить его в Париж в качестве подарка королю Франции Генриху III , но проект провалился, к немалому облегчению Маренцио. [3]

Во время работы у кардинала Луиджи д'Эсте Маренцио начал приобретать широкую репутацию композитора. Он также стал известен как опытный лютнист, о чем говорится в письме певца Луиджи д'Эсте от 1581 года; и ко времени смерти кардинала в 1586 году Маренцио стал всемирно известным композитором, его многочисленные книги мадригалов были опубликованы и переизданы не только в Италии, но и в Нидерландах. Популярность его творчества в этот период очевидна также по частоте появления его мадригалов в антологиях. [3] [5]

После смерти Луиджи д'Эсте 30 декабря 1586 года Маренцио остался без покровителя, но, вероятно, продолжал внештатно работать в Риме; и где-то в 1587 году он отправился в Верону, где встретил графа Марио Бевилаква и посетил престижную Академию Филармоника , одну из ассоциаций музыкантов и гуманистов, занимавшуюся культивированием наиболее прогрессивных тенденций, типичных для позднего Возрождения. [3]

Флоренция и возвращение в Рим

[ редактировать ]

К концу 1587 года Маренцио поступил на службу к Фердинанду I Медичи во Флоренции, где пробыл два года. Весьма вероятно, что он уже находился на службе у Фердинандо, когда тот был еще кардиналом, жившим в Риме, и последовал за ним во Флоренцию, когда тот унаследовал великокняжеский престол в 1587 году. [ нужна ссылка ]

Трудно оценить влияние флорентийских композиторов на музыку Маренцио. По словам Альфреда Эйнштейна, «...он не мог смириться с Камератой и ее педантическим и претенциозным дилетантизмом». [6] Но хотя Маренцио никогда не решался заниматься сольной песней, как Джулио Каччини и другие флорентийцы, это не помешало ему завязать дружбу с двумя флорентийскими композиторами-дилетантами, Пьеро Строцци и Антонио де Биччи. 30 ноября 1589 г. Маренцио вернулся в Рим, где служил нескольким покровителям, сохраняя при этом значительную независимость; он жил во дворце Орсини до 1593 года на службе у Вирджинио Орсини, племянника великого герцога Тосканы. [3] Другим важным покровителем в это время был кардинал Чинцио Альдобрандини, племянник правящего Папы Климента VIII. Этот кардинал, возглавлявший неформальную академию, объединявшую ученых и литераторов, выделил Маренцио квартиру в Ватикане. [ нужна ссылка ]

В 1595 году Джон Дауленд приехал в Италию, чтобы встретиться с Маренцио; они обменялись письмами, когда Дауленд еще был в Англии. Дауленд добрался до Флоренции и заявил, что хочет учиться у Маренцио, но неизвестно, сделал ли он это: возможно, они никогда не встречались. [3]

Последнее путешествие Маренцио было долгим. Он отправился в Польшу между концом 1595 и началом 1596 года, где оставался по крайней мере до октября 1596 года, приняв должность маэстро ди капелла при дворе Сигизмунда III Вазы в Варшаве ; его предшественник, Аннибале Стабиле , только что умер, пробыв там всего два месяца. Находясь в Варшаве – месте расположения суда, недавно переехавшего из Кракова – Маренцио писал и руководил духовной музыкой, в том числе мотетами для двойного хора, Te Deum для 13 голосов и мессой, музыка для которой утеряна. [ нужна ссылка ]

По мнению писателей до XX века, поездка в Польшу, заказанная Папой, подорвала здоровье Маренцио. [3] Маренцио вернулся из Польши через Венецию, где посвятил свою восьмую книгу пятиголосных мадригалов семье Гонзага. [3] Маренцио прожил недолго после прибытия в Рим; он умер 22 августа 1599 года на попечении своего брата в саду виллы Медичи на Монте-Пинчо. Похоронен в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лючина . [7]

Хотя Маренцио написал некоторую духовную музыку в форме месс , мотетов и madrigali Spiritali (мадригалов, основанных на религиозных текстах), подавляющее большинство его работ и его непреходящее наследие представляют собой огромные произведения мадригалов. Они сильно различались по стилю, технике и тону на протяжении двух десятилетий его композиторской карьеры. Для Маренцио каждый текст мадригала представлял свою собственную проблему, которую он решал в терминах одного только этого текста: поэтому не существует единого «стиля Маренцио», и он использовал весь набор гармонических, фактурных и риторических приемов, доступных композитору мадригала. конца XVI века в своем творчестве. По его словам, каждый текст мадригала представлял собой задачу перевода : печатное слово в музыку. К концу своей карьеры он стал самым влиятельным композитором мадригалов в Европе, а его ранние мадригалы стали образцом для новой школы композиции мадригалов в Англии. [3] [8]

Маренцио опубликовал 23 книги мадригалов и родственных им форм, в том числе одну книгу madrigali духовных ; возможно, он написал еще одну книгу, которая не сохранилась. Девять сборников рассчитаны на пять голосов (и не исключено, что он выпустил последнюю, десятую книгу); шесть для шести голосов; два — на четыре голоса; один на четыре-шесть голосов; а остальные пять представляют собой книги вилланели , более легкой формы, популярной в конце 16 века, только для трех голосов. Помимо светской музыки, он издал две книги мотетов , одна из которых утеряна, книгу антифонов (ныне утеряна) и книгу Sacrae cantiones для пяти-семи голосов. Почти все его произведения первоначально были опубликованы в Венеции, за исключением « Мадригали спиритуали» , появившегося в Риме. [3]

Между 1580 и 1589 годами Маренцио выпустил семнадцать книг мадригалов, которые включают в себя некоторые из наиболее выразительных, разнообразных и важных произведений в литературе мадригалов. Большинство мадригалов рассчитаны на пять голосов, но он также написал множество четырех- и шестиголосных пьес, а также несколько исключительных постановок для других, в том числе один мадригал на восемнадцать голосов для флорентийского интермедио в 1589 году. [9] Текст и музыка всегда рядом. Он варьирует фактуры, используя подражательный контрапункт , аккордовую фактуру, речитативы по мере необходимости для выражения текста. [10] В дополнение к мадригалам он писал канцонетту и вилланель (родственные светские формы а капелла очень похожи на мадригалы, но обычно немного более легкие по характеру). Сохранилось около 500 отдельных композиций. [ нужна ссылка ]

Стилистически его сочинения в целом демонстрируют возрастающую серьезность тона на протяжении всей его жизни, но во все периоды он был способен на самые поразительные смены настроения в пределах одного сочинения, иногда в пределах одной фразы; редко музыка кажется разобщенной, так как он внимательно следит за текстами поющих стихотворений. В течение своего последнего десятилетия он не только писал более серьезную, даже мрачную музыку, но и экспериментировал с хроматизмом в смелой манере, превзойденной только Джезуальдо . [11] Например, в мадригале O voi che sospirate a miglior ноту он модулировал полностью по кругу квинт в пределах одной фразы, используя энгармонические написания в пределах отдельных аккордов (например, одновременное до-диез и ре-бемоль ), невозможно петь без любой высоты тона. интервалы дрейфа или закалки, такие, что певцы приближаются к своего рода циркулирующему темпераменту .

Мадригал O voi che sospirate a miglior note , такты 35–41, с модуляцией почти на протяжении всего квинтового круга.

Еще более характерной чертой его стиля и определяющей характеристикой мадригала как жанра является использование им словесной живописи : техника отражения в музыке определенного слова, фразы, подтекста или каламбура того, что поется. Очевидным примером может быть установка фразы «тонуть в море» на нисходящую серию нот или сопровождение слова «тоска» диссонансным аккордом, за которым следует неудовлетворительная резолюция. [ нужна ссылка ]

Его преемники часто называли Маренцио «божественным композитором» или «самым милым лебедем». Как и многие его современники, он использовал пасторальные и любовные стихи известных итальянских поэтов, таких как Данте и Петрарка , но лишь немногие излагали тексты так внимательно, раскрывая их полный выразительный потенциал, как это делал Маренцио. Используя яркие образы, выраженные посредством живописи текста, он подчеркнул особые эмоции и настроения, содержащиеся в стихотворении. Следовательно, историки утверждают, что Маренцио довел итальянский мадригал до высшей точки художественного и технического развития. [12]

Лука Маренцио оказал огромное влияние на композиторов в Италии, а также в остальной Европе, особенно в Англии, поскольку его мадригалы 1580-х годов были среди фаворитов английских композиторов, которые адаптировали его методы рисования слов, текстурного контраста и хроматизм к английской идиоме. [13] Например, когда Николас Йонге опубликовал в 1588 году в Англии свою «Musica transalpina» , первый сборник итальянских мадригалов, опубликованный там, у Маренцио было второе по величине количество мадригалов в сборнике (после Альфонсо Феррабоско старшего ); а во втором сборнике итальянских мадригалов, изданном в Англии, было больше произведений Маренцио, чем кого-либо еще. [14] Среди некоторых английских композиторов, которые восхищались выразительностью Маренцио и учились у него, постепенно развивая свой собственный стиль из этого семени, были Томас Морли , Джон Уилбай и Томас Уилкс . [ нужна ссылка ]

За пределами Англии мадригалы Маренцио также оказали влияние на таких широко распространенных композиторов, как Ганс Лео Хасслер в Южной Германии и Ян Питерсзон Свелинк в Нидерландах. [15] В 1622 году Генри Пичем писал: «Лука Маренцио превосходит всех остальных по восхитительным ариям и сладкой изобретательности в мадригалах». Эта цитата Пичема иллюстрирует влияние Луки Маренцио на дальнейшее развитие мадригала и восхищение, которое он вызывал у других композиторов того периода. [16] Даже в середине XVII века итальянские и английские комментаторы продолжали превозносить достоинства сочинений Маренцио; его музыка появилась в аранжировках для альтов в конце века; и его музыку по сей день почти без перерыва продолжают исполнять группы мадригала - один из очень немногих композиторов эпохи Возрождения, для которых это верно. [3]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Биццарини, Марко. Лука Маренцио: Карьера музыканта между эпохой Возрождения и контрреформацией . Нью-Йорк: Олдершот, 2003. стр. 110.
  2. ^ Арнольд/Картер, Oxford Music Online
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Ледбеттер, Гроув онлайн
  4. ^ Эйнштейн, Том. II стр. 610
  5. ^ Юэн, Дэвид 1966, стр.238.
  6. ^ Эйнштейн, с. 611
  7. ^ Юэн Дэвид 1966, с. 228.
  8. ^ Риз, с. 420
  9. ^ Джексон, Роланд (ноябрь 1999 г.). «Маренцио, Польша и поздний полихоральный сакральный стиль». Ранняя музыка . 27 (4). Издательство Оксфордского университета: 622–631. дои : 10.1093/earlyj/XXVII.4.622 . JSTOR   3128762 .
  10. ^ Ульрих Гомер и Писк Пол А. 1963, стр.182
  11. ^ Юэн, Дэвид 1966. стр. 238-239.
  12. ^ Юэн, Дэвид. Великие композиторы 1300–1900 гг. Нью-Йорк: Компания HW Wilson, 1966, стр. 138–239.
  13. ^ Дент, Эдвард Дж., 1968, стр. 62, 86.
  14. ^ Фергюсон, Дональд Н. История музыкальной мысли. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, Inc., 1948. стр. 170.
  15. Чейтер, 1981, стр.116.
  16. ^ Юэн Дэвид 1966, с. 238.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0ea15a7e21e490df16e73e2358d44f84__1719864000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/84/0ea15a7e21e490df16e73e2358d44f84.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Luca Marenzio - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)