Лука Маренцио
Лука Маренцио (также Марентио ; 18 октября 1553 или 1554 — 22 августа 1599) — итальянский композитор и певец эпохи позднего Возрождения .
Он был одним из самых известных композиторов мадригалов и написал некоторые из самых известных примеров этой формы на поздней стадии развития, до ее ранней стиле барокко трансформации в Монтеверди . Всего Маренцио написал около 500 мадригалов, от самых легких до самых серьезных стилей, наполненных словесной живописью, хроматизмом и другими характеристиками стиля позднего мадригала. Маренцио имел влияние даже в Англии, где его более ранние, более легкие произведения появились в 1588 году в Musica Transalpina , сборнике, положившем начало повальному увлечению мадригалами в этой стране.
Маренцио работал на службе у нескольких аристократических итальянских семей, включая Гонзага , Эсте и Медичи , и провел большую часть своей карьеры в Риме.
Ранние годы
[ редактировать ]По словам биографа Леонардо Коззандо , писавшего в конце 17 века, Маренцио родился в Коккальо , небольшом городке недалеко от Брешии , как один из семи детей в бедной семье. Его отец был нотариусом в Брешии. Была предложена дата рождения 18 октября 1553 года, основываясь на заявлении его отца в 1588 году о том, что его сыну было 35 лет, и на предположении, что его, возможно, назвали в честь святого Луки, праздник которого приходится на 18 октября. [1] [2]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Возможно, он получил некоторое раннее музыкальное образование у Джованни Контино , который был маэстро ди капелла в соборе Брешии с 1565 по 1567 год. Возможно, он также отправился с Контино в Мантую в 1568 году, когда Контино начал служить семье Мантуана Гонзага ; Позже в своей жизни Маренцио упомянул, что провел пять лет в Мантуе на службе у семьи Гонзага, но не уточнил, когда именно это произошло. [3]
После пребывания в Брешии и Мантуе он отправился в Рим, где до июля 1578 года работал у кардинала Кристофоро Мадруццо , очевидно, в качестве певца. Поскольку Мадруццо был работодателем Контино в Тренте, возможно, это было организовано Контино. [ нужна ссылка ]
Кардинал Луи д'Эсте
[ редактировать ]После смерти кардинала Маренцио служил при дворе кардинала Луиджи д'Эсте , который был другом Мадруццо; кардинала по словам самого Маренцио, написавшего в посвящении своей первой книги мадригалов, он был маэстро ди капелла , хотя в музыкальном заведении Луиджи входила лишь горстка музыкантов. [3] Вскоре после своего найма Луиджи попытался найти для него место в папском хоре, но не смог сделать это по политическим причинам. [ нужна ссылка ]
У Маренцио была возможность поехать с Луиджи зимой-весной 1580–1581 годов в Феррару , дом семьи Эсте и один из основных центров создания прогрессивной светской музыки в конце 16 века. Находясь там, он принял участие в свадебных торжествах Винченцо Гонзаги и Маргариты Фарнезе , роскошном мероприятии, требующем столь же роскошной музыки. Маренцио имел возможность услышать недавно сформированный Concerto delle donne , виртуозных певиц с репертуаром «тайной музыки», которая так повлияла на развитие композиции мадригала в конце эпохи Возрождения. Находясь в Ферраре, Маренцио написал и посвятил две целые книги новых мадригалов Альфонсо II и Лукреции д'Эсте . [3]
Хотя Луиджи предъявлял к нему мало требований, предоставляя ему достаточно времени для своих музыкальных занятий, он платил ему крошечную зарплату всего в пять скуди в месяц, на что Маренцио жаловался в посвящении (Бьянке Капелло, великой герцогине Тосканы) своего Libro terzo a sei (1585). [4] В одном страстном письме, датированном 1584 годом, Маренцио умолял своего работодателя о более быстрой оплате. Комментарий Маренцио герцогу Мантуанскому указывает на то, что он, возможно, имел значительный другой доход от внештатной работы в Риме, будь то певец или лютнист. Несколько раз за время пребывания у Луиджи он пытался найти другую работу: подавал заявление на должность маэстро ди капелла при дворе Мантуи; и однажды, в 1583 году, Луиджи подумывал отправить его в Париж в качестве подарка королю Франции Генриху III , но проект провалился, к немалому облегчению Маренцио. [3]
Во время работы у кардинала Луиджи д'Эсте Маренцио начал приобретать широкую репутацию композитора. Он также стал известен как опытный лютнист, о чем говорится в письме певца Луиджи д'Эсте от 1581 года; и ко времени смерти кардинала в 1586 году Маренцио стал всемирно известным композитором, его многочисленные книги мадригалов были опубликованы и переизданы не только в Италии, но и в Нидерландах. Популярность его творчества в этот период очевидна также по частоте появления его мадригалов в антологиях. [3] [5]
После смерти Луиджи д'Эсте 30 декабря 1586 года Маренцио остался без покровителя, но, вероятно, продолжал внештатно работать в Риме; и где-то в 1587 году он отправился в Верону, где встретил графа Марио Бевилаква и посетил престижную Академию Филармоника , одну из ассоциаций музыкантов и гуманистов, занимавшуюся культивированием наиболее прогрессивных тенденций, типичных для позднего Возрождения. [3]
Флоренция и возвращение в Рим
[ редактировать ]К концу 1587 года Маренцио поступил на службу к Фердинанду I Медичи во Флоренции, где пробыл два года. Весьма вероятно, что он уже находился на службе у Фердинандо, когда тот был еще кардиналом, жившим в Риме, и последовал за ним во Флоренцию, когда тот унаследовал великокняжеский престол в 1587 году. [ нужна ссылка ]
Трудно оценить влияние флорентийских композиторов на музыку Маренцио. По словам Альфреда Эйнштейна, «...он не мог смириться с Камератой и ее педантическим и претенциозным дилетантизмом». [6] Но хотя Маренцио никогда не решался заниматься сольной песней, как Джулио Каччини и другие флорентийцы, это не помешало ему завязать дружбу с двумя флорентийскими композиторами-дилетантами, Пьеро Строцци и Антонио де Биччи. 30 ноября 1589 г. Маренцио вернулся в Рим, где служил нескольким покровителям, сохраняя при этом значительную независимость; он жил во дворце Орсини до 1593 года на службе у Вирджинио Орсини, племянника великого герцога Тосканы. [3] Другим важным покровителем в это время был кардинал Чинцио Альдобрандини, племянник правящего Папы Климента VIII. Этот кардинал, возглавлявший неформальную академию, объединявшую ученых и литераторов, выделил Маренцио квартиру в Ватикане. [ нужна ссылка ]
В 1595 году Джон Дауленд приехал в Италию, чтобы встретиться с Маренцио; они обменялись письмами, когда Дауленд еще был в Англии. Дауленд добрался до Флоренции и заявил, что хочет учиться у Маренцио, но неизвестно, сделал ли он это: возможно, они никогда не встречались. [3]
Польша
[ редактировать ]Последнее путешествие Маренцио было долгим. Он отправился в Польшу между концом 1595 и началом 1596 года, где оставался по крайней мере до октября 1596 года, приняв должность маэстро ди капелла при дворе Сигизмунда III Вазы в Варшаве ; его предшественник, Аннибале Стабиле , только что умер, пробыв там всего два месяца. Находясь в Варшаве – месте расположения суда, недавно переехавшего из Кракова – Маренцио писал и руководил духовной музыкой, в том числе мотетами для двойного хора, Te Deum для 13 голосов и мессой, музыка для которой утеряна. [ нужна ссылка ]
По мнению писателей до XX века, поездка в Польшу, заказанная Папой, подорвала здоровье Маренцио. [3] Маренцио вернулся из Польши через Венецию, где посвятил свою восьмую книгу пятиголосных мадригалов семье Гонзага. [3] Маренцио прожил недолго после прибытия в Рим; он умер 22 августа 1599 года на попечении своего брата в саду виллы Медичи на Монте-Пинчо. Похоронен в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лючина . [7]
Музыка
[ редактировать ]Хотя Маренцио написал некоторую духовную музыку в форме месс , мотетов и madrigali Spiritali (мадригалов, основанных на религиозных текстах), подавляющее большинство его работ и его непреходящее наследие представляют собой огромные произведения мадригалов. Они сильно различались по стилю, технике и тону на протяжении двух десятилетий его композиторской карьеры. Для Маренцио каждый текст мадригала представлял свою собственную проблему, которую он решал в терминах одного только этого текста: поэтому не существует единого «стиля Маренцио», и он использовал весь набор гармонических, фактурных и риторических приемов, доступных композитору мадригала. конца XVI века в своем творчестве. По его словам, каждый текст мадригала представлял собой задачу перевода : печатное слово в музыку. К концу своей карьеры он стал самым влиятельным композитором мадригалов в Европе, а его ранние мадригалы стали образцом для новой школы композиции мадригалов в Англии. [3] [8]
Маренцио опубликовал 23 книги мадригалов и родственных им форм, в том числе одну книгу madrigali духовных ; возможно, он написал еще одну книгу, которая не сохранилась. Девять сборников рассчитаны на пять голосов (и не исключено, что он выпустил последнюю, десятую книгу); шесть для шести голосов; два — на четыре голоса; один на четыре-шесть голосов; а остальные пять представляют собой книги вилланели , более легкой формы, популярной в конце 16 века, только для трех голосов. Помимо светской музыки, он издал две книги мотетов , одна из которых утеряна, книгу антифонов (ныне утеряна) и книгу Sacrae cantiones для пяти-семи голосов. Почти все его произведения первоначально были опубликованы в Венеции, за исключением « Мадригали спиритуали» , появившегося в Риме. [3]
Между 1580 и 1589 годами Маренцио выпустил семнадцать книг мадригалов, которые включают в себя некоторые из наиболее выразительных, разнообразных и важных произведений в литературе мадригалов. Большинство мадригалов рассчитаны на пять голосов, но он также написал множество четырех- и шестиголосных пьес, а также несколько исключительных постановок для других, в том числе один мадригал на восемнадцать голосов для флорентийского интермедио в 1589 году. [9] Текст и музыка всегда рядом. Он варьирует фактуры, используя подражательный контрапункт , аккордовую фактуру, речитативы по мере необходимости для выражения текста. [10] В дополнение к мадригалам он писал канцонетту и вилланель (родственные светские формы а капелла очень похожи на мадригалы, но обычно немного более легкие по характеру). Сохранилось около 500 отдельных композиций. [ нужна ссылка ]
Стилистически его сочинения в целом демонстрируют возрастающую серьезность тона на протяжении всей его жизни, но во все периоды он был способен на самые поразительные смены настроения в пределах одного сочинения, иногда в пределах одной фразы; редко музыка кажется разобщенной, так как он внимательно следит за текстами поющих стихотворений. В течение своего последнего десятилетия он не только писал более серьезную, даже мрачную музыку, но и экспериментировал с хроматизмом в смелой манере, превзойденной только Джезуальдо . [11] Например, в мадригале O voi che sospirate a miglior ноту он модулировал полностью по кругу квинт в пределах одной фразы, используя энгармонические написания в пределах отдельных аккордов (например, одновременное до-диез и ре-бемоль ), невозможно петь без любой высоты тона. интервалы дрейфа или закалки, такие, что певцы приближаются к своего рода циркулирующему темпераменту .
Еще более характерной чертой его стиля и определяющей характеристикой мадригала как жанра является использование им словесной живописи : техника отражения в музыке определенного слова, фразы, подтекста или каламбура того, что поется. Очевидным примером может быть установка фразы «тонуть в море» на нисходящую серию нот или сопровождение слова «тоска» диссонансным аккордом, за которым следует неудовлетворительная резолюция. [ нужна ссылка ]
Его преемники часто называли Маренцио «божественным композитором» или «самым милым лебедем». Как и многие его современники, он использовал пасторальные и любовные стихи известных итальянских поэтов, таких как Данте и Петрарка , но лишь немногие излагали тексты так внимательно, раскрывая их полный выразительный потенциал, как это делал Маренцио. Используя яркие образы, выраженные посредством живописи текста, он подчеркнул особые эмоции и настроения, содержащиеся в стихотворении. Следовательно, историки утверждают, что Маренцио довел итальянский мадригал до высшей точки художественного и технического развития. [12]
Влияние
[ редактировать ]Лука Маренцио оказал огромное влияние на композиторов в Италии, а также в остальной Европе, особенно в Англии, поскольку его мадригалы 1580-х годов были среди фаворитов английских композиторов, которые адаптировали его методы рисования слов, текстурного контраста и хроматизм к английской идиоме. [13] Например, когда Николас Йонге опубликовал в 1588 году в Англии свою «Musica transalpina» , первый сборник итальянских мадригалов, опубликованный там, у Маренцио было второе по величине количество мадригалов в сборнике (после Альфонсо Феррабоско старшего ); а во втором сборнике итальянских мадригалов, изданном в Англии, было больше произведений Маренцио, чем кого-либо еще. [14] Среди некоторых английских композиторов, которые восхищались выразительностью Маренцио и учились у него, постепенно развивая свой собственный стиль из этого семени, были Томас Морли , Джон Уилбай и Томас Уилкс . [ нужна ссылка ]
За пределами Англии мадригалы Маренцио также оказали влияние на таких широко распространенных композиторов, как Ганс Лео Хасслер в Южной Германии и Ян Питерсзон Свелинк в Нидерландах. [15] В 1622 году Генри Пичем писал: «Лука Маренцио превосходит всех остальных по восхитительным ариям и сладкой изобретательности в мадригалах». Эта цитата Пичема иллюстрирует влияние Луки Маренцио на дальнейшее развитие мадригала и восхищение, которое он вызывал у других композиторов того периода. [16] Даже в середине XVII века итальянские и английские комментаторы продолжали превозносить достоинства сочинений Маренцио; его музыка появилась в аранжировках для альтов в конце века; и его музыку по сей день почти без перерыва продолжают исполнять группы мадригала - один из очень немногих композиторов эпохи Возрождения, для которых это верно. [3]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Биццарини, Марко. Лука Маренцио: Карьера музыканта между эпохой Возрождения и контрреформацией . Нью-Йорк: Олдершот, 2003. стр. 110.
- ^ Арнольд/Картер, Oxford Music Online
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Ледбеттер, Гроув онлайн
- ^ Эйнштейн, Том. II стр. 610
- ^ Юэн, Дэвид 1966, стр.238.
- ^ Эйнштейн, с. 611
- ^ Юэн Дэвид 1966, с. 228.
- ^ Риз, с. 420
- ^ Джексон, Роланд (ноябрь 1999 г.). «Маренцио, Польша и поздний полихоральный сакральный стиль». Ранняя музыка . 27 (4). Издательство Оксфордского университета: 622–631. дои : 10.1093/earlyj/XXVII.4.622 . JSTOR 3128762 .
- ^ Ульрих Гомер и Писк Пол А. 1963, стр.182
- ^ Юэн, Дэвид 1966. стр. 238-239.
- ^ Юэн, Дэвид. Великие композиторы 1300–1900 гг. Нью-Йорк: Компания HW Wilson, 1966, стр. 138–239.
- ^ Дент, Эдвард Дж., 1968, стр. 62, 86.
- ^ Фергюсон, Дональд Н. История музыкальной мысли. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, Inc., 1948. стр. 170.
- ↑ Чейтер, 1981, стр.116.
- ^ Юэн Дэвид 1966, с. 238.
Ссылки
[ редактировать ]- Арнольд, Денис и Тим Картер. «Маренцио, Лука». В «Оксфордском справочнике по музыке» под редакцией Элисон Лэтэм. Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/opr/t114/e4218 (по состоянию на 25 декабря 2008 г.).
- Альфред Эйнштейн, «Итальянский мадригал». Три тома. Принстон, Нью-Джерси, издательство Принстонского университета, 1949. ISBN 0-691-09112-9
- Биццарини, Марко, Лука Маренцио: Карьера музыканта между Возрождением и Контрреформацией . Перевод Джеймса Чейтера . Олдершот, Эшгейт, 2003 г. ISBN 0-7546-0516-7
- Джеймс Чейтер , Лука Маренцио и итальянский мадригал, 1577–1593. Два тома. Анн-Арбор, UMI Research Press, 1981. ISBN 0-8357-1242-7
- Стивен Ледбеттер, Джеймс Чейтер , Роланд Джексон: «Маренцио, Лука». В Grove Music Online. Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/40081 (по состоянию на 4 января 2009 г.).
- Стивен Ледбеттер, Роланд Джексон: «Лука Маренцио», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ледбеттер, Стивен (лето 1979 г.). «Ранняя карьера Маренцио». Журнал Американского музыковедческого общества . 32 (2): 304–320. дои : 10.2307/831081 . JSTOR 831081 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Луки Маренцио в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Луки Маренцио в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Ресурсный центр итальянского мадригала. https://italianmadrigal.com
- В проекте Mutopia есть композиции Луки Маренцио.
- Слушайте бесплатно записи песен Академического хора Умео .
- Статья о Маренцио в Early Music World