Jump to content

Иоганн Йозеф Фукс

Иоганн Йозеф Фукс

Иоганн Йозеф Фукс (англ. Немецкий: [ˈjoːhan ˈjoːzɛf ˈfʊks] ; в. 1660 — 13 февраля 1741) — австрийский композитор, теоретик музыки и педагог эпохи позднего барокко . а трактат о контрапункте Его самая устойчивая работа - это не музыкальная композиция , Gradus ad Parnassum , который стал единственной наиболее влиятельной книгой о палестринском стиле эпохи Возрождения полифонии . [1]

Точная дата рождения Фукса неизвестна. [2] Он родился в крестьянской семье в Хиртенфельде , Штирия , Австрия. О его молодости известно относительно мало, но, скорее всего, он ездил в соседний Грац на уроки музыки. В 1680 году его приняли в иезуитский университет Фердинандеум, где проявился его музыкальный талант. [3] С 1685 по 1688 год он служил органистом в Санкт-Морице в Ингольштадте . [2] Где-то в этот период он, должно быть, совершил поездку в Италию, о чем свидетельствует сильное влияние Корелли и болонских композиторов на его творчество того времени.

К 1690-м годам он был в Вене и привлек внимание императора Леопольда I сочиненными им мессами; император был достаточно впечатлен ими, чтобы помочь ему в его карьере после этого момента. В 1698 году Леопольд нанял его придворным композитором. [4] Фукс снова отправился в Италию, где учился в Риме в 1700 году; Возможно, именно здесь он приобрел почитание Палестрины, которое имело столь важное значение для музыкальной педагогики.

Современный образ Вены - капелла Хофбург

Фукс стал Хофкапельмейстером (главным музыкантом Венской Хофмузиккапелле ) в 1715 году вместе с Антонио Кальдарой в качестве его заместителя-капельмейстера и Ф.Б. Конти в качестве придворного композитора. [5]

Фукс служил Леопольду I до смерти последнего, а после этого еще двум императорам Габсбургов: Иосифу I и Карлу VI , оба продолжали нанимать его на высокие посты при дворе. Фукс был известен как композитор на протяжении всего этого периода и выделялся среди своих современников как самый высокопоставленный композитор Священной Римской империи. [6] Однако позже, в 18 веке, эта слава постепенно затмилась, когда стиль барокко вымер. Хотя его музыка до недавнего времени так и не завоевала популярность, его мастерство контрапункта оказало влияние на бесчисленное количество композиторов благодаря его трактату Gradus ad Parnassum (1725). Гайдн во многом научился контрапункту, читая его, и рекомендовал его молодому Бетховену . [7] У Моцарта была копия, которую он комментировал. [8]

Шаги к Парнасу

[ редактировать ]
Ступеньки к Парнасу , титульный лист

Gradus ad Parnassum («Ступеньки или восхождение на гору Парнас») — теоретический и педагогический труд, написанный Фуксом на латыни в 1725 году и переведенный на немецкий язык Лоренцем Кристофом Мицлером в 1742 году. Фукс посвятил его императору Карлу VI.

Работа разделена на две большие части. В первой части Фукс представляет краткое изложение теории Musica Speculativa, или анализа интервалов как пропорций между числами. Этот раздел построен в простом лекционном стиле и рассматривает музыку с чисто математической точки зрения, в теоретической традиции, восходящей через работы теоретиков эпохи Возрождения к древним грекам. Фукс объясняет, что интервалы в точных математических пропорциях приводят к увеличению и уменьшению полутонов , а также упоминает, что некоторые органисты добавляли дополнительные клавиши (разделяли половинки для использования меньших и больших полутонов), но добавление дополнительных клавиш на клавиатуре было проблематичным, и для по этой причине они разделили каждую ноту на « zwei gleiche Theile » (две равные части), в результате чего получилась одинаковая темпераментность. Он продолжает:

Но поскольку мы выяснили, что в цифрах это невозможно, то уху помогли, отняв почти незаметную часть одной части и прибавив ее к другой. [9]
[Поскольку опыт подсказывал нам, что с помощью цифр этого сделать нельзя, то на помощь было призвано ухо, отбирающее из одной ноты почти необнаружимое количество и добавляющее его к остальным.]

Работы Мерсенна , Цицерона и Аристотеля входят в число нескольких ссылок, цитируемых Фуксом в этом разделе.

Вторая часть, посвященная Musica Pratica, представляет собой раздел этого трактата, где автор излагает свои инструкции по контрапункту , фуге , двойному контрапункту, краткий очерк о музыкальном вкусе, а также свои идеи по сочинению духовной музыки , написанию в а капелла и в стиль речитативо . Эта часть представляет собой диалог между мастером (Алоизий, по латыни Луиджи, который должен представлять идеи Палестрины) и учеником Иосифом Флавием, который представляет самого Фукса, признанного поклонника Палестрины. Вначале Фукс заявляет о своей цели: «изобрести простой метод, с помощью которого новичок сможет шаг за шагом прогрессировать и достичь мастерства в этом искусстве». [10] и высказывает свое мнение о современной практике: «Меня не отпугнут ни самые ярые ненавистники школы, ни испорченность времени». [10] Он также утверждает, что теория без практики бесполезна. [11] таким образом в своей книге упор делается на практику, а не на теорию.

Хотя Gradus ad Parnassum известен как источник термина « контрапункт видов », Фукс не был первым, кто изобрел эту идею. В 1610 году Джироламо Дирута , композитор венецианской школы , опубликовал «Il Transilvano» , в котором полифонический стиль эпохи Возрождения был представлен как ряд типов: одна нота против одной ноты, две ноты против одной ноты, приостановки и так далее. Работы Фукса повторяли некоторые работы Дируты, возможно, по совпадению, поскольку неизвестно, была ли у него копия.

В видовом контрапункте, как указано в Fux, ученик должен освоить написание контрапункта для каждого вида, прежде чем переходить к следующему. Виды расположены по порядку, примечание к примечанию; две ноты против одной; четыре ноты против одной; лигатура или подвесы (одна нота против одной, но со смещением на половину стоимости ноты); и витиеватый контрапункт, в котором свободно сочетаются остальные виды. После того как все виды освоены на два голоса, виды проходятся снова в три голоса, а затем в четыре голоса. (Иногда в современных учебниках по контрапунктам третий и четвертый виды меняются местами, при этом приостановки преподаются перед четырьмя нотами против одной.) Фукс выразил намерение добавить разделы о том, как писать контрапункт для более чем четырех частей, указав, что правила в этой области должны были «менее строго соблюдаться». Однако, сославшись на плохое здоровье из-за подагры и возраста, он решил завершить книгу в ее нынешнем виде. [12]

Современное образование по контрапункту во многом обязано Gradus ad Parnassum , и Фукс представил идеи с такой ясностью и целенаправленностью, что как последующие, так и современные тексты по контрапункту продолжают цитировать его работы, от книги Альбрехтсбергера ( Grundliche Anweisung zur Komposition ) до примеров 20-го века, таких как как книга Кнуда Йеппесена ( Контрапункт: Полифонический вокальный стиль шестнадцатого века ). Кроме того, Gradus ad Parnassum является примечательным историческим документом, поскольку он четко очерчивает стилистическое различие всей эпохи барокко между античным и сакральным стилем и более современным и в значительной степени светским стилем. [3]

» Фукса Латинское издание «Gradus ad Parnassum 1725 года в переводе Лоренца Кристофа Мизлера — единственная сохранившаяся книга личной библиотеки теоретических трудов И.С. Баха. [13] Поскольку Мизлер был учеником И.С. Баха, музыковед Кристоф Вольф предположил, что Бах, возможно, сыграл некоторую роль в том, чтобы убедить Мизлера перевести трактат. [14]

Работает

[ редактировать ]

Помимо написания Gradus ad Parnassum , Фукс также написал множество священных и светских произведений. Композиции Фукса были каталогизированы Людвигом Риттером фон Кёхелем, который также каталогизировал произведения Моцарта. [15]

Священные композиции

[ редактировать ]

Священные произведения Фукса включают мессы (такие как Missa canonica, Missa Corporis Christi, ), реквиемы , оратории (в том числе Santa Dimpna, Infanta d'Irlanda, K 300a (1702), Il Fonte della Salute, K 293 (1716)), литании , вечерни Установки , мотеты , градуалы, предложения , марианские антифоны (состоящие из 21 настройки Alma Redemptoris mater , 22 настроек Ave Retina , 9 Retina coeli и 17 настроек Salve retina ), настройки текста «Sub Tuum Praesidium», гимны (многие из которых утеряны), секвенции, интроиты, гимны причастия, немецкие священные песни (все утеряны) и другие священные произведения. [2]

Некоторые из масс Фукса (наряду с Кальдарой и другими) использовали канон (подражательный контрапункт в его самой строгой форме) как композиционный прием, один из характерных признаков античного стиля . Другие признаки стиля antico включают большие ноты (целые, половинные или четвертные). [14]

Однако, хотя большинство связывают Фукса с сочинением в стиле антико , называя его «австрийской Палестриной», из-за его трактата Gradus ad Parnassum он также обладал способностью сочинять в стиле модерн , что проявляется в его ораториях. такие как Санта-Димпна, Инфанта д'Ирландия . Например, во многих частях второй половины «Санта-Димпны» используется форма арии да капо , а восемь (сохранившихся) арий демонстрируют барочную концепцию «аффекта», о чем свидетельствуют вокальная колоратура и инструментальные фигуры. [16]

Фукс вместе с другими композиторами, такими как Хофер, Бибер и Кальдара, создал солидный репертуар католической церковной музыки на юге Германии и в Австрии, несмотря на присутствие более известной протестантской церковной музыки в северной Германии. [17]

Светские композиции

[ редактировать ]

Помимо духовных произведений, Фукс был композитором вокальной и инструментальной музыки. Среди его произведений 19 опер , 29 партит , 10 ораторий и около 80 месс. [8] Инструментальные сочинения Фукса включают 50 церковных сонат, Concentus musico-instrumentalis (1710) и клавишные произведения. [3] Композиции Фукса для клавира включают пять партит, 20-минутное каприччио, чаккону, прелюдию и фугу арпеджио, арию пассаджиату и набор из двенадцати менуэтов. [18]

Concentus musico-instrumentalis — цикл из семи партит, написанных для деревянных духовых , медных и струнных инструментов . Этот цикл, опубликованный в 1701 году, предназначался Иосифу, королю Рима. Его космополитическую смесь французских, итальянских и немецких движений, а также его праздничные характеристики можно найти в клавишных сюитах Фукса, которые сильно украшены и в которых преобладают высокие частоты. [2] Большинство итальянских опер того периода были сосредоточены на сольной арии. Принимая во внимание, что в операх Фукса используется ансамбль сольных певцов, а в больших ариях часто используется концертирующий сольный инструмент. Акцент Фукса на контрапунктических структурах был консервативным и представлял собой старый способ обращения с музыкальной текстурой. [3]

Ранние оперы Фукса демонстрируют характеристики конца 17 века, такие как использование отрывков ариозо в речитативах . Его стиль – это прежде всего сочетание его предпочтения контрапунктических фактур, яркого владения вокальной и инструментальной риторикой и итальянским орнаментом, а также красочного использования партитуры облигато. По сравнению с его итальянскими современниками именно манипулирование Фуксом арией да капо представляет его исключительное чувство драмы в музыке : его музыкальное сопровождение, текстура и мотивно-тематическая интеграция позволяют возникнуть индивидуальному стилю, в то время как идеализированные страсти Affektenlehre достигают драматизма. жизнь. [2]

Хофтеатре Премьера большинства его драматических опер состоялась в Венском ; в противном случае указано ниже. Список 19 опер Фукса: [3]

  • Монархическая судьба, театральный фестиваль (18 февраля 1700; музыка не сохранилась)
  • Neo-exoriens фосфор, то есть neo-exoriens и infulatus Prince Mellicensis , опера латинской школы (1701; музыка не сохранилась)
  • L'offerere per amore или La Telesilla , музыкальная драма (25 июня 1702 г.; музыка не сохранилась)
  • Драматическая поэма «Милосердие Августа» (15 ноября 1702 г.; музыка не сохранилась)
  • Хуло Асканио, король Альбы , драматическая поэма (19 марта 1708 г.)
  • Пульхерия , драматическая поэма (21 июня 1708 г.)
  • Месяц март, посвященный Марсу , сочинение для музыки (19 марта 1709 г.)
  • Gli osequi della note , сочинение для музыки (15 июля 1709 г.)
  • Десятый подвиг Геракла, или Поражение Гериона в Испании , пастырско-героическая композиция (1 окт. 1710 г.)
  • Дафна в лавре , композиция для камерной (1 октября 1714 г.)
  • Орфей и Эвридика , камерное сочинение для музыки (1 октября 1715 г.)
  • Анжелика - победительница театрального фестиваля Альчина (14 сентября 1716 г.)
  • Диана плачата , камерная композиция (19 ноября 1717 г.)
  • Элиза , театральный фестиваль музыки (Лаксенбург, 28 августа 1719 г.)
  • Психея , камерная пьеса для музыки (19 ноября 1720 г.)
  • Свадьба Авроры» (6 октября 1722 г.) Театрализованный музыкальный фестиваль «
  • Констанция и Крепость , театральный фестиваль (Прага, 28 августа 1723 г.) — его выдающаяся опера.
  • Juno placata , театральный фестиваль музыки (19 ноября 1725 г.)
  • «Корона Ариадны» (28 авг. 1731 г.) Театральный фестиваль

Праздничная опера «Констанца и Фортецца» («Постоянство и сила») на либретто Пьетро Париати (1665–1733) была самой заметной оперой Фукса. Его дважды показывали в специально построенном театре под открытым небом в Пражском Граде по случаю коронации Карла VI как короля Богемии в 1723 году. Декорацию разработал придворный театральный архитектор Джузеппе Галли-Бибиена (1696–1756). Это произведение считается праздничной коронационной оперой, поскольку оба исполнения этой оперы состоялись за несколько дней до коронации Карла VI как короля Богемии и его супруги Елизаветы Кристины как королевы. Речь шла о двойной праздничной функции этой оперы – коронации Карла VI и дне рождения Елизаветы Кристины. [19]

Избранная дискография

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Фукс, Манн и Эдмундс 1965 , стр. я.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Хохраднер, Томас; Уайт, Гарри (2001). «Фукс, Иоганн Йозеф». Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.49235 . ISBN  9781561592630 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Слонимский, Николас ; Кун, Лаура; Макинтайр, Деннис. «Фукс, Иоганн Йозеф» . Биографический словарь музыкантов Бейкера . Проверено 3 октября 2020 г. - через Encyclepedia.com.
  4. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Фукс, Иоганн Йозеф» . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  5. ^ Хубер, Матис. «Кем был Иоганн Йозеф Фукс?» . Стириарте . Проверено 3 октября 2020 г. .
  6. ^ Рауш, Александр. «Джей Джей Фукс» . Фьюкс онлайн . Проверено 3 октября 2020 г. .
  7. ^ Ноттебом, Густав (1872). Бетховениана . Лейпциг: Й. Ритер-Бидерманн.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Иоганн Йозеф Фукс» . Британская энциклопедия .
  9. ^ Фукс, Иоганн Йозеф (1742). Gradus ad Parnassum . Лейпциг: Мизлер . п. 52. Полное название — Gradus ad Parnassum, или введение в обычное музыкальное произведение: новым, определенным способом, который никогда еще не выявлялся в таком ясном порядке .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фукс, Манн и Эдмундс 1965 , с. 17.
  11. ^ Фукс, Манн и Эдмундс 1965 , стр. 18.
  12. ^ Фукс, Манн и Эдмундс 1965 , стр. 128.
  13. ^ Байсвенгер, Кирстен (1992). Музыкальная библиотека Иоганна Себастьяна Баха . Кассель; Нью-Йорк: Наездник на медведе.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ланг, Пол Генри (октябрь 1969 г.). «Редакция». Музыкальный ежеквартальный журнал . 55 (4): 545–548. JSTOR   740857 .
  15. ^ Вочорн, Питер (5 июля 2017 г.). Изольда Альгримм, Вена и возрождение старинной музыки . Рутледж. ISBN  9781351561976 .
  16. ^ Уайт, Гарри М. (май 1985 г.). «Ирландский святой в восемнадцатом веке – Вена: Иоганн Фукс и «Волгарская оратория» ». Обзор Мейнута . 12 : 51–57. JSTOR   20556992 .
  17. ^ Бекманн-Коллиер, Эйми (апрель 1991 г.). «Сакральная хоровая музыка в классическую эпоху». Хоровой журнал . 31 (9): 5–8. JSTOR   23548117 .
  18. ^ Уокер, Уэйн С. (19 ноября 2019 г.). «Иоганн Йозеф Фукс и Musica Imperiale» . WalkerHomeSchoolBlog . Проверено 3 октября 2020 г. .
  19. ^ Спачилова, Яна; Вача, Степан (2009). «Новый взгляд на исполнение оперы Фукса «Констанца и Фортецца» в Праге в 1723 году». Музыка в искусстве . 34 (1/2): 44–72. JSTOR   41818581 .
  20. ^ Concentus musico Instrumentalis--: 1701 (Музыкальный компакт-диск, 1989) . ОСЛК   36141870 .
  21. ^ «Иоганн Джозеф Фукс: Реквием - Рене Клеменчич, супруга Клеменчича | Информация о выпуске» . Вся музыка .
  22. ^ «Alla turca acd22347 [MS]: Обзоры классических компакт-дисков - октябрь 2007 г. MusicWeb-International» .

Источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a4925287c6d9c339de6606e77f44c3e3__1711604460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/e3/a4925287c6d9c339de6606e77f44c3e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Johann Joseph Fux - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)