Арфа
Струнный инструмент | |
---|---|
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 322–5 (Композитный хордофон звучит голыми пальцами ) |
Диапазон игры | |
Связанные инструменты | |
|
Арфа , — струнный музыкальный инструмент которого отдельные струны расположены под углом к деке ; струны перебираются пальцами. Арфы можно делать и играть на них разными способами, стоя или сидя, а также в оркестрах или на концертах. Его наиболее распространенная форма – треугольная и изготовлена из дерева. Некоторые имеют несколько рядов струн и педалей.
Древние изображения арф зафиксированы в Месопотамии (ныне Ирак ), Персии (ныне Иран ) и Египте , а позже в Индии и Китае . К средневековью арфы распространились по всей Европе. это была популярная народная Арфы были найдены по всей Америке, где в некоторых регионах традиция. Отличительные образцы также появились на африканском континенте. Арфы имеют символические политические традиции и часто используются в логотипах, в том числе в Ирландии .
Исторически струны изготавливались из сухожилий (сухожилий животных). [2] [3] Другие материалы включали кишку (кишечник животных), [4] растительное волокно, [4] плетеная конопля, [5] хлопковый шнур, [6] шелк, [7] нейлон, [8] и провод. [9]
История
[ редактировать ]Арфы известны с древности в Азии, Африке и Европе, по крайней мере, еще в 3000 году. до нашей эры . Инструмент имел большую популярность в Европе в средние века и эпоху Возрождения, где он превратился в широкий спектр вариантов с новыми технологиями и был распространен в европейских колониях, обретя особую популярность в Латинской Америке.
Хотя некоторые древние представители семейства арф вымерли на Ближнем Востоке и в Южной Азии, на потомках ранних арф до сих пор играют в Мьянме и некоторых частях Африки; другие варианты, несуществующие в Европе и Азии, использовались народными музыкантами в современную эпоху.
Источник
[ редактировать ]Западная Азия и Египет
[ редактировать ]Самые ранние арфы и лиры были найдены в Шумере в 3500 году до нашей эры. [11] и несколько арф были раскопаны из погребальных ям и царских гробниц в Уре . [12] Самые старые изображения арф без цевья можно увидеть на настенных росписях древних египетских гробниц в долине Нила , датируемых 3000 годом до нашей эры. [13] На этих фресках изображена арочная арфа , инструмент, очень напоминающий охотничий лук, без опоры, которую мы находим в современных арфах. [14] Чанг процветал в Персии во многих формах с момента его появления около 4000 г. до н.э. до 17 века.
Примерно в 1900 году до нашей эры арочные арфы в регионе Ирака и Ирана были заменены угловатыми арфами с вертикальными или горизонтальными звуковыми ящиками. [15]
К началу нашей эры при сасанидском дворе почитались «крепкие, вертикальные, угловатые арфы», которые стали преобладать в эллинистическом мире. В последнем веке сасанидского периода угловые арфы были переработаны, чтобы сделать их максимально легкими («легкие, вертикальные, угловые арфы»); хотя они стали более элегантными, они потеряли свою структурную жесткость. На пике развития персидской традиции производства иллюстрированных книг (1300–1600 гг. н.э.) такие легкие арфы все еще часто изображались, хотя их использование в качестве музыкальных инструментов подходило к концу. [16]
Греция
[ редактировать ]Мраморные скульптуры сидящих фигур, играющих на арфах, известны из Кикладской цивилизации и датируются 2800-2700 годами до нашей эры. [17]
Южная Азия
[ редактировать ]На картинах эпохи мезолита из Бхимбетки изображена игра на арфе. изображена арфа На индийской из деревянных кронштейнов и металлических струн печати . [18] В произведениях тамильской сангамской литературы арфа и ее варианты описаны уже в 200 году до нашей эры. [19] Были описаны варианты от 14 до 17 струн и инструмент, используемый странствующими менестрелями для аккомпанемента. [20] Иконографические свидетельства яала появляются в храмовых статуях, датируемых еще 600 годом до нашей эры. [21] В одном из произведений Сангама, « Каллаадам», рассказывается, как первая арфа яа была вдохновлена луком лучника, когда он услышал музыкальный звук ее звука. [ нужна ссылка ]
Другой ранней южноазиатской арфой была древняя вина , которую не следует путать с современной индийской виной , которая представляет собой разновидность лютни. На некоторых золотых монетах Самудрагупты середины IV века нашей эры изображен (предположительно) сам король Самудрагупта, играющий на этом инструменте. [22] Древняя вина сохранилась и сегодня в Бирме в виде арфы саунг , на которой там до сих пор играют. [23]
Восточная Азия
[ редактировать ]Арфа была популярна в древнем Китае и соседних регионах, хотя в наши дни арфы в Восточной Азии практически вымерли. Китайская арфа конхоу задокументирована еще в период весны и осени (770–476 гг. До н.э.) и вымерла во времена династии Мин (1368–1644 гг. н.э.). [24] На похожей арфе, Гонху, играли в древней Корее, что задокументировано еще в период Когурё (37 г. до н.э. – 686 г. н.э.). [25]
Разработка
[ редактировать ]Европа
[ редактировать ]В то время как угловые и смычковые арфы пользовались популярностью повсюду, европейские арфы отдавали предпочтение «столбу», третьему элементу конструкции, поддерживающему дальние концы арки и звуковой коробки. [27] [28] : 290 Арфа с треугольным трехчастным каркасом изображена на пиктских камнях VIII века в Шотландии. [27] [28] : 290 и в рукописях (например, Утрехтской Псалтири ) из Франции начала 9-го века. [28] Изгиб грифа арфы является результатом пропорционального укорочения базовой треугольной формы, чтобы струны оставались на одинаковом расстоянии; если бы струны были пропорционально удалены друг от друга, они были бы еще дальше друг от друга.
Поскольку европейские арфы эволюционировали, чтобы играть более сложную музыку, ключевым моментом стал способ облегчить быстрое изменение высоты звука струны, чтобы иметь возможность играть больше хроматических нот. К периоду барокко в Италии и Испании было добавлено больше струн, чтобы можно было использовать хроматические ноты в более сложных арфах. В Германии во второй половине 17 века диатонические однорядные арфы снабжались поворачиваемыми вручную крючками, которые надевали отдельные струны на полтона, повышая их высоту. В 18 веке был разработан рычажный механизм, соединяющий эти крючки с педалями, что привело к изобретению педальной арфы одинарного действия.
Первая примитивная форма педальных арф была разработана в Тирольском регионе Австрии. Якоб Хохбрукер был следующим, кто разработал улучшенный педальный механизм около 1720 года, за ним последовали Крумфольц, Надерман и компания Эрард, которые придумали двойной механизм, в котором вдоль грифа был установлен второй ряд крючков, способных повышение высоты звука струны на один или два полутона. В то время как один ряд европейских арф привел к большей сложности, что в основном привело к созданию современной педальной арфы, другие традиции игры на арфе сохранили более простые диатонические инструменты, которые выжили и превратились в современные традиции.
Америка
[ редактировать ]В Америке арфы распространены широко, но редко, за исключением некоторых регионов, где традиции арфы очень сильны. К таким важным центрам относятся Мексика , Андский регион, Венесуэла и Парагвай . Они произошли от арф в стиле барокко , привезенных из Испании в колониальный период. [29] Подробные характеристики варьируются от места к месту.
Парагвайская арфа этой страны является национальным инструментом и завоевала всемирную репутацию благодаря международному влиянию наряду с народными традициями. У них около 36 струн, на них играют ногтями, с более узким интервалом и меньшим натяжением, чем у современных западных арф, а также у них широкая и глубокая звуковая коробка, сужающаяся к вершине. [30]
Арфа также встречается в Аргентине. [31] хотя в Уругвае к концу 18 века в религиозной музыке он был в значительной степени вытеснен органом. [32] Арфа исторически встречается в Бразилии, но в основном на юге страны. [33]
Андская арфа (исп./ кечуа : arpa ), известная также как перуанская арфа, или аборигенная арфа, широко распространена среди народов, проживающих в высокогорье Анд : кечуа и аймара , главным образом в Перу , а также в Боливии и Эквадоре . Он относительно крупный, со значительно увеличенным объемом резонаторной коробки, что придает басам особую насыщенность. Обычно он сопровождает любовные танцы и песни, например, хуайно . [34] Одним из самых известных исполнителей на Андской арфе был Хуан Каямбе ( кантон Пимампиро , провинция Имбабура , Эквадор). [35] )
Мексиканская музыка Веракруса на арфе яроча также получила международное признание, о чем свидетельствует популярность « Ла Бамбы ». [ оригинальное исследование? ] На арпа -джароча обычно играют стоя. На юге Мексики (Чьяпас) существует совсем другой местный стиль игры на арфе. [36]
Арфа прибыла в Венесуэлу вместе с испанскими колонистами. [37] Существуют две различные традиции: арпа ланера («арфа Льяноса » , или равнин) и центральная арпа («центральной области»). [38] К 2020-м годам обычно встречаются три типа арф: [37]
- традиционная арфа лланера , сделанная из кедрового дерева и имеющая 32 струны, первоначально из кишки , но в наше время из нейлона. Он используется для сопровождения как танцоров, так и певцов, исполняющих музыку джоропо , традиционную форму венесуэльской музыки, также известную как музыка лланера. [37]
- ( Центральная арпа также известная как арпа мирандина « штат Миранда » и арпа туйера «долины Туй ») натянута на проволоку в верхнем регистре. [38]
- Венесуэльская электрическая арфа [37]
Африка
[ редактировать ]В Африке встречается несколько типов арф, преимущественно не арфы с трехсторонней рамой, встречающиеся в Европе. Некоторые из них, называемые в целом африканскими арфами , представляют собой луковые или угловые арфы, у которых отсутствуют передние пилоны, соединяющие гриф с корпусом.
Ряд инструментов, похожих на арфу, в Африке нелегко отнести к европейским категориям. Такие инструменты, как западноафриканская кора и мавританский ардин, иногда называют «арфой с шипами», «мостовой арфой» или арфой-лютней , поскольку их конструкция включает в себя перемычку, которая удерживает струны сбоку, а вторые - вертикально, входящие в деку. [39]
Армения
[ редактировать ]В Армении арфа использовалась с четвертого века до нашей эры. [ нужна ссылка ] Общие обычаи включали свадьбы и похороны. [40] На «Рантовой чаше со сценой пира», найденной внутри сосуда в Нор-Ареше и ныне сохранившейся в крепости Эребуни , изображена арфа. [41] Сведения о раннесредневековых армянских музыкальных инструментах можно найти в армянских переводах Библии. [42] [43] [44] Раньше на арфе играли в королевских резиденциях, в королевских комнатах отдыха. Иногда на инструменте играли не только королевские музыканты, но и сами короли. Конечно, в прошлом арфы не имели тех звуковых возможностей, которые имеют сегодня, но то, что арфа была у армянского народа – это факт.
- Армения, арфа на роговой чаше, музей Эребуни
- Армения, арфистка царского происхождения
- Армения, арфа на средневековой серебряной чашке
- Лира, Музей Эребуни
Армяне издревле владеют арфой. Это доказывает, что армянелюбили арфу и использовали ее в быту, на свадьбах и похоронах.По мнению профессора ЕНК, средневекового ученого, доктора искусствоведения Н.Тахмизяна, многиеязыческие музыкальные инструменты сохранили свою первоначальную форму и среди них арфакоторую играли не только на церемониях. Инструмент исполнялся сольноисполнителей, а также под аккомпанемент других инструментов.Армянский перевод Библии дает много информации о раннем средневековье.Армянские музыкальные инструменты. Переводчики Библии используют название «арфа» средидругие довольно популярные музыкальные инструменты. В армянском языке от названия инструмента образовался глагол: տաւղել, которыйзначит играть на арфе. Слово имеет два значения, второе из которых – струнно-музыкальный.инструмент, имеющий форму треугольной рамки и это соответствуетописание музыкального инструмента в Бытие 4:21, где об этом говорится. «Եւ rest« ։
Другие варианты употребления этого слова можно найти в одной из песен армянского средневекового писателя X века, основоположника эпохи Возрождения армянской литературы, космического монаха Григора Нарекаци. Песня называется «Песнь Вардавара»:
Растолочь фрукты в куркуме
ел бы с колючим листом.
Лист дарителю арфы
которую пел Давид Чудный.
(Таг Вардавари)
Доказательством армянского происхождения инструмента является хранящийся в музее Эребуни Роговый стакан со сценой праздника: Стакан был найден в большом закопанном контейнере в районе Нор Ареш рядом с замком Эребуни в 1968 году во время строительных работ. На стекле из телячьего рога изображены изображения людей. На нем изображены мужчина и три женщины, очевидно, участницы пиршества. Третья женщина-музыкант сидит на стуле с арфой в руках. Эта находка доказывает, что армянское название инструмент в Армении имел еще в IV веке до нашей эры. Об этом роговом стекле в своей книге пишет и Н. Тахмизян. Эта находка является доказательством того, что армяне в IV веке до нашей эры умели и даже любили играть на арфе.
На знаменитом армянском киликийском серебряном стекле изображен мужчина в окружении своей бойкой жены и животных.
Раньше на арфе играли в королевских замках. Иногда на инструменте играли не только музыканты, но и короли. Конечно, в прошлом арфы не имели того звукового диапазона, который есть сегодня, но то, что арфа была у армян, это факт. Изображения арфы можно найти в научном труде «Люди и быт» (Ереван, 1978) Астхик Геворгян, научного сотрудника Матенадарана Института древних рукописей имени Месропа Маштоца, кандидата искусствоведения. В ее работах можно найти фотографии инструмента. На первой фотографии мужчина играет на арфе, стоящей на коленях.
На второй картине на арфе играет мужчина с короной на голове, из чего можно сделать вывод, что музыкант имеет царское происхождение. Эта арфа больше и опирается на пол.Армяне не только играли на этом инструменте, но и сочиняли о нем песни. Х. Аветисян и В. Арутюнян написали песню «Моя сладкая арфа», которая пользовалась большой популярностью.
Этот анализ и исследования исторических и археологических доказательств привели нас к выводу, что инструмент арфа существовал и широко использовался в повседневной жизни армян, в том числе в царских семьях. Популярность инструмента с годами выросла, и арфа стала инструментом, олицетворяющим эмоциональный внутренний мир армян.
Южная Азия
[ редактировать ]В Индии арфа Б ин-Бая сохранилась у падхар народа в Мадхья-Прадеше . [45] Арфа Кафира является частью музыкальной традиции Нуристана . уже много лет [46]
Восточная Азия
[ редактировать ]К 17 веку арфа в Восточной Азии практически вымерла; около 1000 года арфы, подобные ваджре, начали заменять предыдущие [ нужны разъяснения ] арфы. [47] Несколько экземпляров сохранились до наших дней, в частности Мьянмы из саунг-гаук , который считается национальным инструментом в этой стране. Хотя древний китайский конгоу не был возрожден напрямую, его название было возрождено и применено к недавно изобретенному современному инструменту, основанному на западной классической арфе, но со сдвоенными струнами, образующими две ноты на струну, что позволяет использовать продвинутые методы, такие как ноты. - изгиб. [ нужна ссылка ]
Современные европейские и американские арфы
[ редактировать ]Концертная арфа
[ редактировать ]Концертная арфа - это технологически продвинутый инструмент, особенно отличающийся использованием педалей и рычагов с ножным управлением, которые могут изменять высоту звука заданных струн, делая ее хроматической и, таким образом, способной исполнять широкий спектр классического репертуара. Педальная арфа содержит семь педалей, каждая из которых влияет на настройку всех струн одного тонального класса . Педали слева направо: D, C, B слева и E, F, G, A справа. Педали были впервые представлены в 1697 году Якобом Хохбрукером из Баварии. [48] В 1811 году они были модернизированы до педальной системы «двойного действия», запатентованной Себастьяном Эраром. [49]
Добавление педалей расширило возможности арфы, позволив ей постепенно войти в классический оркестр, в основном начиная с 19 века. Арфа играла небольшую роль или вообще не играла никакой роли в ранней классической музыке (ее лишь несколько раз использовали крупные композиторы, такие как Моцарт и Бетховен), а ее использование Сезаром Франком в его Симфонии ре минор (1888) было описано как «революционное». несмотря на некоторую часть предшествующего классического использования. [50] В 20 веке педальная арфа нашла применение за пределами классической музыки, войдя в музыкальные комедийные фильмы в 1929 году с Артуром «Харпо» Марксом , в джаз с Каспером Рирдоном в 1934 году, [51] сингл Beatles 1967 года " She's Leaving Home " и несколько произведений Бьорк с участием арфистки Зины Паркинс . В начале 1980-х годов швейцарский арфист Андреас Волленвейдер представил концертную арфу широкой новой аудитории своими популярными альбомами в стиле нью-эйдж/джаз и концертными выступлениями. [52] [53]
Народные, рычажные и кельтские инструменты
[ редактировать ]В современную эпоху существует семейство арф среднего размера, как правило, с нейлоновыми струнами и, опционально, с частичным или полным рычагом, но без педалей. Они варьируются от двух до шести октав и щипаются пальцами, используя технику, аналогичную педальной арфе. Хотя эти арфы напоминают исторические европейские арфы, их особенности являются современными, и их часто называют « кельтскими арфами » из-за региона их возрождения и популярных ассоциаций или, в более общем смысле, « народными арфами » из-за их использования в неклассической музыки, или как « рычажные арфы », чтобы противопоставить их модифицирующий механизм более крупной педальной арфе. [54]
Современная кельтская арфа начала появляться в начале 19 века в Ирландии, одновременно с вымиранием более ранних форм гэльской арфы. Дублинский производитель педальных арф Джон Иган разработал новый тип арфы, у которой были жильные струны и полутоновые механизмы, как у оркестровой педальной арфы; она была маленькой и изогнутой, как историческая клерсич или ирландская арфа, но ее струны были из кишок, а звуковая коробка была намного легче. [55] В 1890-х годах аналогичная новая арфа была разработана в Шотландии в рамках возрождения гэльской культуры. [56] В середине 20-го века Йорд Кошевелоу разработал вариант современной кельтской арфы, которую он назвал «Бретонской кельтской арфой»; его сын Алан Стивелл должен был стать самым влиятельным бретонским арфистом и иметь сильное влияние в более широком мире кельтской арфы.
Многоходовые арфы
[ редактировать ]Многоходовая арфа — это арфа с более чем одним рядом струн, в отличие от более распространенной арфы с одним курсом. На двойной арфе два ряда обычно идут параллельно друг другу, по одному с каждой стороны грифа, и обычно оба диатонические (иногда с рычагами) с одинаковыми нотами.
Тройная арфа возникла в Италии в 16 веке и прибыла в Уэльс в конце 17 века, где утвердилась в местной традиции как валлийская арфа ( telyn deires , «трехрядная арфа»). [57] Тройка состоит из двух внешних рядов одинаковых диатонических струн с третьим набором хроматических струн между ними. Эти струны смещены, чтобы арфист мог пройти мимо внешнего ряда и дернуть внутреннюю струну, если нужна хроматическая нота.
Арфы с хроматическими струнами
[ редактировать ]Некоторые арфы вместо использования педальных или рычажных устройств достигают цветности, просто добавляя дополнительные струны, чтобы покрыть ноты за пределами их диатонической домашней гаммы. Валлийская тройная арфа является одним из таких инструментов, а два других инструмента, использующих эту технику, — это арфа с перекрестными струнами и встроенная хроматическая арфа .
Арфа с перекрестными струнами имеет один ряд диатонических струн и отдельный ряд хроматических нот, расположенных под углом в форме буквы «X», так что ряд, который можно играть правой рукой вверху, может играться левой рукой сверху. низ и наоборот. Этот вариант был впервые засвидетельствован как arpa de dos órdenes («двухрядная арфа») в Испании и Португалии в 17 веке. [58]
Встроенная хроматическая арфа, как правило, представляет собой одноголосную арфу, в которой все 12 нот хроматической гаммы располагаются в одном ряду. Однорядные хроматические арфы производятся как минимум с 1902 года, когда Карл Вайгель из Ганновера запатентовал модель встроенной хроматической арфы. [59]
Электрические арфы
[ редактировать ]Усиленные (электроакустические) электрические рычажные арфы с полым корпусом и цельным корпусом производятся многими производителями арф, включая Lyon & Healy , Salvi и Camac . Обычно они используют отдельные пьезоэлектрические датчики для каждой струны, часто в сочетании с небольшими внутренними микрофонами для создания смешанного электрического сигнала. На инструментах с полым корпусом также можно играть акустически, тогда как на инструментах с твердым корпусом необходимо усиление.
конца 20-го века Гравикорд представляет собой современную специально созданную электрическую двойную арфу из нержавеющей стали, созданную на основе традиционной западноафриканской коры .
Вариации
[ редактировать ]Арфы во всем мире различаются во многих отношениях. Что касается размера, на многих арфах меньшего размера можно играть на коленях, тогда как арфы большего размера довольно тяжелые и лежат на полу. В разных арфах могут использоваться струны из кетгута , нейлона , металла или их комбинации.
Все арфы имеют гриф , резонатор и струны , рамочные арфы или треугольные арфы имеют столб на длинном конце для поддержки струн, тогда как открытые арфы , такие как арочные арфы и арфы , не имеют такой стойки.
Современные арфы также различаются по методам, используемым для расширения диапазона и хроматизма струн (например, добавление диезов и бемолей). На рычажных арфах можно регулировать ноту струны в середине исполнения, поворачивая рычаг, который укорачивает струну настолько, чтобы поднять высоту звука на хроматический диез. На педальных арфах нажатие педали на один шаг поворачивает зубчатые рычаги на струнах для всех октав одной высоты; большинство из них допускают второй шаг, который поворачивает второй набор рычагов. Педальная арфа - стандартный инструмент оркестра эпохи романтической музыки (ок. 1800–1910 гг. Н. Э.), а также музыкальной эпохи 20 и 21 веков.
Структура и механизм
[ редактировать ]Арфы по существу треугольные и сделаны в основном из дерева. Струны изготавливаются из жилы или проволоки, которую в наши дни часто заменяют нейлоном или металлом. Верхний конец каждой струны закрепляется на перекладине или грифе , где каждая имеет настраивающий колок или подобное устройство для регулировки высоты звука. От перекладины струна спускается к деке на резонирующем теле , где закрепляется узлом; на современных арфах отверстие для струны защищено ушком, чтобы ограничить износ дерева. Расстояние между колком и декой, а также натяжение и вес струны определяют высоту звука струны. Корпус полый, и когда натянутую натягивают струну, корпус резонирует , издавая звук.
Самая длинная сторона арфы называется колонной или столбом (хотя некоторые более ранние арфы, такие как «луковая арфа», не имеют столба). На большинстве арф единственная цель стойки — удерживать гриф от сильного натяжения струн. На арфах с педалями (в основном современных концертных арфах) колонна представляет собой полую колонну, в которой находятся стержни, регулирующие высоту звука, которые приводятся в движение нажатием педалей в основании инструмента.
На арфах более ранней конструкции одна струна производит только один тон, если ее не перенастроить. Во многих случаях это означает, что такая арфа может играть только в одной тональности одновременно, и ее необходимо перенастроить для игры в другой тональности. Арфисты и мастера разработали различные средства борьбы с этим ограничением:
- добавление дополнительных струн для покрытия хроматических нот (иногда в отдельных или угловых рядах, отличных от основного ряда струн),
- добавление небольших рычагов на перекладине, которые при срабатывании повышают высоту струны на заданный интервал (обычно на полутон), или
- использование педалей в основании инструмента, нажимаемых ногой, которые перемещают дополнительные небольшие колышки на перекладине. Маленькие колки мягко касаются струны рядом с колком, изменяя длину вибрации, но не натяжение, а, следовательно, и высоту струны.
Эти решения повышают универсальность арфы за счет увеличения ее сложности, веса и затрат.
Терминология и этимология
[ редактировать ]Современное английское слово «арфа» происходит от древнеанглийского « herpe » ; родственен древневерхненемецкой харфе . [60] Человека, играющего на педальной арфе, называют «арфистом»; [61] человека, играющего на народной арфе, называют «арфистом», а иногда и «арфистом»; [62] любого можно назвать «арфистом», и различия не строгие.
Ряд инструментов, не являющихся арфами, тем не менее в просторечии называют «арфами». Хордофоны, такие как эолова арфа (духовая арфа), автоарфа , гусли , а также фортепиано и клавесин , являются не арфами, а цитрами , поскольку их струны расположены параллельно деке. Струны арфы поднимаются примерно перпендикулярно от деки. Точно так же многие разновидности арфы-гитары и арфы-лютни , хотя и являются хордофонами, относятся к семейству лютней и не являются настоящими арфами. Все формы лиры и кифары также не являются арфами, а относятся к четвертому семейству древних инструментов под хордофонами — лирам , тесно связанным с семейством цитр .
Термин «арфа» также применялся ко многим инструментам, которые даже не являются хордофонами. Вибрафон . иногда называли (и до сих пор) «вибраарфой», хотя у него нет струн, а его звук создается ударами по металлическим стержням В блюзовой музыке губную гармошку часто случайно называют «блюзовой арфой» или «арфой», но это духовой инструмент со свободной тростью , а не струнный инструмент, и поэтому не является настоящей арфой. Еврейская арфа не является ни еврейской, ни арфой; это щипковый идиофон , а не струнный инструмент. Лазерная арфа вообще не является струнным инструментом, а представляет собой электронный контроллер инструмента в форме арфы, в котором есть лазерные лучи там, где у арфы есть струны.
Как символ
[ редактировать ]Политический
[ редактировать ]Ирландия
[ редактировать ]Арфа на протяжении веков использовалась как политический символ Ирландии. Его происхождение неизвестно, но, судя по свидетельствам древней устной и письменной литературы, оно присутствовало в той или иной форме, по крайней мере, с VI века или ранее. Согласно традиции, Брайан Бору , Верховный король Ирландии (погиб в битве при Клонтарфе , 1014 г.), играл на арфе, как и многие представители дворянства в стране в период гэльского господства Ирландии (завершившегося около 1607 г. Бегство графов после елизаветинских войн ). [ нужна ссылка ]
В традиционном гэльском обществе каждый клан и вождь любого значения имел постоянного арфиста, который сочинял панегирики и элегии (позже известные как «планкстии») в честь лидера и главных людей клана. Арфа была принята в качестве символа Королевства Ирландия на монетах 1542 года, а также на Королевском штандарте короля Якова VI и I в 1603 году и с тех пор продолжала фигурировать на всех королевских штандартах Англии и Соединенного Королевства, хотя стили изображенные арфы в некоторых отношениях различались. Она также использовалась на Джеке Содружества Оливера Кромвеля, выпущенном в 1649 году, и на Джеке Протектората, выпущенном в 1658 году, а также на Штандарте лорда-протектора, выпущенном по наследству Ричарда Кромвеля в 1658 году. Арфа также традиционно используется на флаге Ленстер .
С 1922 года правительство Ирландии использовало аналогичную арфу, обращенную влево, на основе арфы Тринити-колледжа в библиотеке Тринити -колледжа Дублина, в качестве своего государственного символа. Этот дизайн впервые появился на Большой печати Ирландского свободного государства , которая, в свою очередь, была заменена гербом , Президентским штандартом Ирландии и Президентской печатью в Конституции Ирландии 1937 года . Эмблема арфы используется на официальных государственных печатях и документах, включая ирландский паспорт , и появляется на ирландских монетах от средневековья до нынешних ирландских отпечатков монет евро .
В другом месте
[ редактировать ]Южноазиатская тамильская арфа яал — символ города Джафна , Шри-Ланка, легендарный корень которого берет свое начало от игрока на арфе. [63]
На гербе финского города Кангасала изображена красная арфа с головой орла.
Религиозный
[ редактировать ]В контексте христианства играющими небеса иногда символически изображаются населенными ангелами, на арфах, что придает инструменту ассоциации священного и небесного. В Библии в Бытии 4:21 говорится, что Иувал , первый музыкант и сын Ламеха , был «отцом всех, кто играет» на арфе и флейте. [64] [65] [66]
На многих изображениях царя Давида в еврейском искусстве он держит арфу или играет на ней, например, скульптура возле гробницы царя Давида в Иерусалиме. [67]
Корпоративный
[ редактировать ]Арфа также широко используется в качестве корпоративного логотипа , преимущественно компаниями, которые имеют или хотят предположить связь с Ирландией. Ирландская пивоварня Guinness использует в качестве своей эмблемы правую арфу (в отличие от левой версии герба Ирландии) с 1759 года, марка Harp Lager делает это с 1960 года. Газета Irish Independent использовала арфу в своей эмблеме. шапка с 1961 года. Ирландская авиакомпания Ryanair , основанная в 1985 году, также имеет в своем логотипе стилизованную арфу.
Другие организации в Ирландии используют арфу в своем фирменном стиле, но не всегда заметно; в их число входят Национальный университет Ирландии и связанный с ним Университетский колледж Дублина , а также Гэльская спортивная ассоциация . В Северной Ирландии Полицейская служба Северной Ирландии и Королевский университет Белфаста используют арфу как часть своей идентичности.
Спортинг
[ редактировать ]В спорте арфа используется в эмблемах футбольной команды Лиги Ирландии Finn Harps FC , старшего футбольного клуба Донегола. За пределами Ирландии он появляется на эмблеме шотландской премьер-лиги команды «Хиберниан ФК» — команды, первоначально основанной ирландскими эмигрантами.
Однако не все виды спортивного использования арфы являются отсылкой к Ирландии: иракский футбольный клуб «Аль-Шорта» использовал арфу в качестве своей эмблемы с начала 1990-х годов, после того как получил прозвище «Аль-Китара» ( ассирийский неоарамейский : «арфа » ), когда телеведущий сравнил их стиль игры с прекрасной игрой на арфе.
См. также
[ редактировать ]Виды арфы
[ редактировать ]- Кельтская арфа , или Кларсах, современная копия средневековых североевропейских арф.
- Клавиарпа — инструмент XIX века, сочетавший в себе арфу и клавиатуру.
- Эпигонион — 40-струнный инструмент Древней Греции, предположительно арфа.
- Кантеле — традиционный финский и карельский инструмент, похожий на цитру.
- Konghou , название, общее для древней китайской арфы и современной адаптации.
- Кора — западноафриканский народный инструмент, промежуточный вариант между арфой и лютней.
- Лира , кифара , цитроподобные инструменты, использовавшиеся в греческой классической античности и позже.
- Педальная арфа , современная хроматическая концертная арфа.
- Псалтерий — небольшой плоский музыкальный инструмент из семейства цитр.
- Тройная арфа , хроматическая многоходовая арфа, традиционная в Уэльсе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Блэк, Дэйв; Геру, Том (1998). Основной словарь оркестровки . издательства Альфред ISBN 0-7390-0021-7 .
- ^ Лавергрен, Бо (12 декабря 2003 г.). «Арфа» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 15 августа 2011 года . Проверено 21 июля 2011 г.
- ^ Се Цзинь. «Размышления о недавно раскопанном китайцами Конгоузе в Синьцзянском автономном районе» . Факультет музыковедения Шанхайской консерватории, Китай. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
в Конго Синьцзяне...кожный покров...была найдена одна струна. Он сделан из бычьего сухожилия...
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Нгомби (арочная арфа) Народ Фанг/Келе, 19 век» . Метрополитен-музей .
- ^ «лира; арфа» . Британский музей .
Имеет четыре (конопляные) струны и два кожаных ремня.
- ^ «Бирманский Санг-Гаук, XIX век» . Метрополитен-музей .
- ^ Уильямсон, Роберт М. (2010). Томас Д. Россинг (ред.). Наука о струнных инструментах . Спрингер. стр. 167–170 . ISBN 9781441971104 .
- ^ «Нгомби Цого середина 20 века» . Метрополитен-музей .
- ^ «АРОЧНАЯ АРФА ИЛИ ЛУКОВАЯ АРФА» . Эдинбургский университет, Музеи музыкальных инструментов, Эдинбург .
5 проволочных ниток, прикрепленных к боковым колышкам на шее и прикрепленных нижним концом к перфорированной деревянной пластинке, закрепленной на животе.
- ^ «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» .
- ^ Галпин, ФРВ (1929). «Шумерская арфа Ура, ок. 3500 г. до н.э.». Оксфордский журнал музыки и литературы . Х (2): 108–123. дои : 10.1093/мл/X.2.108 .
- ^ «Лира: Царские гробницы Ура» . Шумерский Шекспир.com.
- ^ Дэвис Н. (1986). Гардинер А. (ред.). Древние египетские картины (PDF) . Том. 3. Издательство Чикагского университета.
- ^ «История арфы» . Internationalharpmuseum.org . Международный музей арфы. Архивировано из оригинала 23 июня 2016 года . Проверено 18 июня 2016 г.
- ^ Агнью, Невилл (28 июня – 3 июля 2004 г.). Сохранение древних мест на Шелковом пути . Вторая международная конференция по сохранению гротов. Гроты Могао, Дуньхуан, Китайская Народная Республика: Getty Publications (опубликовано 3 августа 2010 г.). стр. 118 и далее. ISBN 978-1-60606-013-1 .
- ^ Яр-Шатер, Эхсан (2003). Энциклопедия Ираника . Рутледж и Кеган Пол. стр. 7–8 . ISBN 978-0-933273-81-8 .
- ^ «Мраморный арфист» . Метрополитен-музей .
- ^ Варадпанде, Манохар Лаксман (1987). История индийского театра . Публикации Абхинава. стр. 14, 55, пластина 18. ISBN. 9788170172215 .
- ^ Випулананда (1941). «Арфы древней тамильской земли и двадцать два шрути индийской музыкальной теории» . Обзор Калькутты . LXXXI (3).
- ^ Звелебиль, Камил (1992). Сопутствующие исследования по истории тамильской литературы . БРИЛЛ. стр. 145 и далее . ISBN 90-04-09365-6 .
- ^ Журнал, Смитсоновский институт; Гершон, Ливия. «Послушайте первую песню, когда-либо записанную на этом древнем инструменте, похожем на арфу» . Смитсоновский журнал . Проверено 28 сентября 2021 г.
- ^ Журнал Нумизматического общества Индии . Нумизматическое общество Индии. 2006. стр. 73–75. [ нужна полная цитата ]
- ^ Шрирама Гояла (1 августа 1992 г.). Переоценка истории Гуптов: для С.Р. Гояла . Адитья Пракашан. п. 237. ИСБН 978-81-85179-78-0 .
...яж похож на эту старую вину... однако это бирманская арфа, которая, судя по всему, в почти неизменном виде передавалась издревле
- ^ «Конгоу» . Британская энциклопедия . Проверено 2 октября 2018 г.
- ^ Юн, Ху Мён; Ричардс, Кённюн К.; Ричардс, Стеффен Ф. (2005). Любовь Дуньхуана . Межкультурные коммуникации. ISBN 978-0-89304-737-5 .
- ^ «Музыка для барочной арфы» . lib.ugent.be . Проверено 27 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Монтегю, Джереми (2002). «Арфа» . В Лэтэме, Элисон (ред.). Оксфордский спутник музыки . Лондон, Великобритания: Издательство Оксфордского университета . п. 564 . ISBN 0-19-866212-2 . OCLC 59376677 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бениг, Роберт (апрель 1996 г.). «Англосаксонская арфа». Спектр . Том. 71, нет. 2. С. 290–320. дои : 10.2307/2865415 . JSTOR 2865415 .
- ^ Николлс, Дэвид (19 декабря 2013 г.). Весь мир музыки: симпозиум Генри Коуэлла . Рутледж. стр. 161 и далее. ISBN 978-1-134-41946-3 .
- ^ Народный арфовый журнал . Том. 99. 1999.
- ^ Мендес, Марсела (1 января 2004 г.). История арфы в Аргентине . Издательство Между Реками. п. 36 . ISBN 978-950-686-137-7 .
- ^ Шехтер, Джон Менделл (1992). Незаменимая арфа: историческое развитие, современные роли, конфигурации и практика исполнения в Эквадоре и Латинской Америке . Издательство Кентского государственного университета. п. 36 . ISBN 978-0-87338-439-1 .
- ^ Ортис, Альфредо Роландо. «История латиноамериканских арф» . HarpSpectrum.org . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ Торрес, Джордж (27 марта 2013 г.). Энциклопедия латиноамериканской популярной музыки . АВС-КЛИО. п. 14 . ISBN 978-0-313-08794-3 .
- ^ «Хуан Каямбе» . Дискогс.
- ^ Шехтер, Джон Менделл (1992). Незаменимая арфа: историческое развитие, современные роли, конфигурации и практика исполнения в Эквадоре и Латинской Америке . Издательство Кентского государственного университета. п. 201 . ISBN 978-0-87338-439-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Риз, Эллисон (2021). «Венесуэльский виртуоз». Арфовая колонна . 30 (1): 18–23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Герреро Брисеньо, Фернандо Ф. (1999). Арфа в Венесуэле . FundArte, мэрия Каракаса. ISBN 9789802533756 .
- ^ Чарри, Эрик С. (1 октября 2000 г.). Музыка манде: Традиционная и современная музыка манинка и мандинка Западной Африки . Издательство Чикагского университета. стр. 76–. ISBN 978-0-226-10162-0 .
- ^ Тахмизян, Нарине (1997). Теория музыки в древней Армении . Издательство ГА Армянской ССР. п. 41.
- ^ Тахмизян, Нарине (1997). Теория музыки в древней Армении . Издательство ГА Армянской ССР. п. 23.
- ^ Ачарян, Х. (1926). Словарь армянских корней [ Словарь армянских корней ]. Ереван [Ереван]. Издательство Ереванского университета. п. 390.
- ^ Тахмизян, Н. (1997). Теория музыки в древней Армении . Издательство ГА Армянской ССР. стр. 60–61.
- ^ Арутюнян, Гаяне (2020). «Армянские арфы». Музыкальная Армения .
- ^ Шеперд, Джон; Хорн, Дэвид; Лэнг, Дэйв; Оливер, Пол; Вике, Питер (8 мая 2003 г.). Континуум-энциклопедия популярной музыки мира . Том. Часть 1 Перфоманс и производство. А&С Черный. стр. 435 и далее. ISBN 978-1-84714-472-0 .
- ^ Альвад, Томас (октябрь 1954 г.). «Кафирская арфа». Мужчина . 54 . Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии: 151–154. дои : 10.2307/2795578 . JSTOR 2795578 . 233.
- ^ Невилл Агнью (28 июня – 3 июля 2004 г.). Сохранение древних мест на Шелковом пути . Вторая международная конференция по сохранению гротов. Гроты Могао, Дуньхуан, Китайская Народная Республика: Getty Publications (опубликовано 3 августа 2010 г.). стр. 121 и далее. ISBN 978-1-60606-013-1 .
- ^ Стэнли, Джон (1 мая 1997 г.). Классическая музыка: знакомство с классической музыкой через великих композиторов и их шедевры . Ассоциация Ридерс Дайджест. п. 24. ISBN 978-0-89577-947-2 .
- ^ де Вейл, Сью Кэрол. «Арфа» . Оксфордская музыка онлайн . Oxford Music Online / Grove Music Online. Издательство Оксфордского университета . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ Дель Мар, Норман (1983). Анатомия оркестра . Издательство Калифорнийского университета. стр. 435 и далее. ISBN 978-0-520-05062-4 .
- ^ «Каспер Рирдон» . Биография и история. Вся музыка . Проверено 19 декабря 2019 г.
- ^ «Портрет Андреаса Волленвейдера» . SWI swissinfo.ch . 18 апреля 2008 года . Проверено 30 января 2020 г.
- ^ «Новые звуки: Андреас Волленвейдер» . Вращаться . 1 октября 1985 года . Проверено 30 января 2020 г.
- ^ Бушо, Доминиг. «Является ли «Селтик» мифом? Рычажная арфа в Бретани» . Блог арфы .
- ^ Риммер (1980) с. 67 [ нужна полная цитата ]
- ^ См. Коллинсон (1983). [ нужна полная цитата ]
- ^ Кох, Джон Т. (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . Том. 1. АВС-КЛИО. стр. 893 и далее. ISBN 978-1-85109-440-0 .
- ^ Микишка, Патрисия О. (1989). Одинарные, двойные и тройные арфы, 1581–1782 гг.: Арфы с двумя или тремя рядами параллельных струн. Часть II . Кафедра музыки. Стэнфордский университет. п. 48.
- ^ Журнал . Брейткопф и Хертель. 1903. с. 196 .
- ^ «Арфа» . Оксфордские словари . Архивировано из оригинала 13 сентября 2016 года . Проверено 30 апреля 2014 г.
- ^ «Арфистка» . Оксфордские словари . Архивировано из оригинала 18 октября 2015 года . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ «Харпер» . Оксфордские словари . Архивировано из оригинала 24 июня 2016 года . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Блейз, LE; Блейз, Луи Эдмунд (1921). История Ланки: Очерки истории Цейлона с древнейших времен до прихода португальцев . Азиатские образовательные услуги. п. 45. ИСБН 978-81-206-1074-3 .
- ^ «Генезис» . Новая международная версия / Версия короля Иакова . 4:21 – через BibleGateWay.com.
- ^ Ван Вехтен, Карл (1919). «Об относительных трудностях изображения рая и ада в музыке» . Музыкальный ежеквартальный журнал . стр. 553 и далее.
- ^ Вудстра, Крис; Бреннан, Джеральд; Шротт, Аллен (2005). All-Music Guide to Classic Music: Полный путеводитель по классической музыке . Книги о бэкбите. стр. 699 и далее. ISBN 978-0-87930-865-0 .
- ^ Плассио, Марко (8 августа 2011 г.). «Иерусалим – Царь Давид» . Викисклад . Фонд Викимедиа . Проверено 17 февраля 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Бова, Люсия (2008). Современная арфа. Письменность, нотная запись, инструмент и репертуар с XVI века до наших дней . Сахарная музыка. ISBN 978-88-900691-4-7 .
- Гейсфорд, Томас (1848). Этимологикум Магнум . ISBN 960-400-139-6 .
- Инглфилд, Рут К.; Нил, Лу Энн (1985). Сочинение для педальной арфы: стандартизированное руководство для композиторов и арфистов . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-04832-4 .
- Лоуренс, Люсиль; Сальседо, Карлос (1929). Методика игры на арфе: Основные упражнения с иллюстрациями и техническими пояснениями . Нью-Йорк: Г. Ширмер.
как введение и дополнение к « Современному исследованию арфы Карлоса Сальседоса » Люсиль Лоуренс и Карлоса Сальседо
- Ренш, Рослин (июнь 2007 г.) [1989]. Арфы и арфисты . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34903-3 .
- Росс, Аласдер (зима 1998 г.). «Арфы своего рода? Переоценка пиктских изображений хордофонов». Кембрийские средневековые кельтские исследования . Том. 36.
- Шеперд, Джон; Хорн, Дэвид; Лэнг, Дэйв; Оливер, Пол; Вике, Питер (8 мая 2003 г.). Континуум-энциклопедия популярной музыки мира . Том. Часть 1 – Производительность и производство. А&С Черный. стр. 427–437. ISBN 978-1-84714-472-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с арфами, на Викискладе?
- Цитаты, связанные с арфой , в Wikiquote
- «HarpColumn.com» .
- «HarpSpectrum.org» .