Jump to content

Гэльский Ирландия

Страница из Келлской книги , сделанная гэльскими монашескими писцами в 9 веке.

Гэльская Ирландия ( ирландский : Éire Ghaelach ) или Древняя Ирландия гэльский политический и социальный порядок и связанная с ним культура, существовавшие в Ирландии с поздней доисторической эпохи до 17 века. Он включал в себя весь остров до того, как англо-нормандцы завоевали часть Ирландии в 1170-х годах. После этого в него входила та часть страны, которая в данный момент не находилась под иностранным владычеством (т. е. часть за чертой оседлости ). На протяжении большей части своей истории гэльская Ирландия представляла собой «лоскутное одеяло». [1] иерархия территорий, управляемая иерархией королей или вождей, которые избирались или избирались посредством танистрии . Войны между этими территориями были обычным явлением. Традиционно могущественный правитель признавался Верховным королём Ирландии . [а] Общество состояло из кланов и, как и остальная Европа , имело иерархическую классовую структуру . На протяжении всего этого периода экономика была в основном скотоводческой , и деньги обычно не использовались . [2] гэльско-ирландский стиль одежды , музыки , танцев , спорта и искусства Можно выделить , причем ирландское искусство позже слилось с англосаксонскими стилями, чтобы создать островное искусство .

Гэльская Ирландия изначально была языческой и имела устную культуру, поддерживаемую традиционными гэльскими рассказчиками/историками, seanchaidhthe . Письменность в виде надписи огамическим , возможно , алфавитом возникла в протоисторический период еще в I веке. Обращение в христианство , начавшееся в V веке, сопровождало появление литературы . В средние века ирландская мифология и закон Брегона записывались ирландскими монахами, хотя и частично христианизированными . Гэльско-ирландские монастыри были важными центрами обучения. Ирландские миссионеры и ученые имели влияние в Западной Европе и помогли распространить христианство на большую часть Великобритании и в некоторые части материковой Европы.

В 9 веке викинги начали совершать набеги и основывать поселения вдоль побережья и водных путей Ирландии, которые стали ее первыми крупными городами. Со временем эти поселенцы ассимилировались и стали норвежскими гэлами . После англо-нормандского вторжения 1169–1171 годов большие территории Ирландии перешли под контроль нормандских лордов, что привело к многовековому конфликту с коренными ирландцами. Король Англии претендовал на суверенитет над этой территорией – светлостью Ирландии – и островом в целом. Однако гэльская система продолжала действовать в районах, находящихся за пределами англо-нормандского контроля. Территория, находившаяся под контролем Англии, постепенно сократилась до территории, известной как Черта оседлости , и за ее пределами многие хиберно-нормандские лорды переняли гэльскую культуру.

В 1542 году светлость Ирландии стала Королевством Ирландия , когда Генрих VIII Англии получил титул короля Ирландии от парламента Ирландии . начали Затем англичане расширять свой контроль над островом . К 1607 году Ирландия оказалась полностью под контролем Англии, положив конец старому гэльскому политическому и социальному порядку.

Культура и общество

[ редактировать ]

Гэльская культура и общество были сосредоточены вокруг штрафа (поясняется ниже). Гэльская Ирландия имела богатую устную культуру и ценила более глубокие и интеллектуальные занятия. Фили и драоте (друиды) пользовались большим уважением во времена язычества и устно передавали историю и традиции своего народа. Позже многие из их духовных и интеллектуальных задач были переданы христианским монахам, после того как указанная религия преобладала, начиная с V века. Однако фили продолжали занимать высокие позиции. Поэзия, музыка, рассказывание историй, литература и другие виды искусства высоко ценились и культивировались как в языческой, так и в христианской гэльской Ирландии. Гостеприимство, родственные узы и выполнение социальных и ритуальных обязанностей имели большое значение. [ нужна ссылка ]

Как и Британия , гэльская Ирландия состояла не из одного единого королевства, а из нескольких. Основными королевствами были Улайд (Ольстер), Миде (Мит), Лайгин (Ленстер), Мума (Мюнстер, состоящий из Ярмумана , Туадмумена и Десмумайна ), Коннахт , Бреифне (Бреффни), Ин Туайскерт (Север) и Аиргалла (Ориэль). ). Каждое из этих сверхкоролевств было основано на владениях, известных как туатха (единственное число: туат ). Законодательные трактаты начала 700-х годов описывают иерархию королей: короли туата подчинялись королям нескольких туат , которые снова подчинялись региональным верховным королям. [3] Еще до VIII века эти сверхкоролевства начали заменять туатху в качестве основной социально-политической единицы. [3]

Религия и мифология

[ редактировать ]
Туата Де Дананн, изображенный в произведении Джона Дункана «Всадники Сидхе» (1911).
Реконструкция раннеирландской христианской часовни и высокого креста.

Язычество

[ редактировать ]

До христианизации гэльские ирландцы были политеистами или язычниками . У них было множество богов и богинь , которые вообще имели параллели в пантеонах других европейских народов. Считается, что две группы сверхъестественных существ, которые появляются в ирландской мифологии — Туата Де Дананн и фоморы — представляют гэльский пантеон. Они также были анимистами , веря, что все аспекты природного мира содержат духов и что с этими духами можно общаться. [4] Погребальные практики, включавшие в себя закапывание еды, оружия и украшений вместе с умершими, предполагают веру в жизнь после смерти . [5] Некоторые приравнивают эту загробную жизнь к царствам Потустороннего мира, известным как Магх Милл и Тир на Ног в ирландской мифологии. [6] Ежегодно проводилось четыре главных религиозных праздника, отмечавших традиционные четыре части года – Самайн , Имболк , Бельтайн и Лугнасад . [7]

Мифология Ирландии первоначально передавалась устно , но большая ее часть в конечном итоге была записана ирландскими монахами , которые в некоторой степени христианизировали и видоизменили ее. Этот большой объем работ часто делится на три перекрывающихся цикла: мифологический цикл , ольстерский цикл и фенийский цикл . Первый цикл представляет собой псевдоисторию, описывающую, как возникла Ирландия, ее народ и общество. Второй цикл рассказывает о жизни и смерти героев и злодеев Улайда , таких как Кухулин , королева Медб и Конал Кернах . Третий цикл рассказывает о подвигах Фионна мак Камхейла и Фианны . Есть также ряд сказок, не вписывающихся в эти циклы – к ним относятся « Имрама» и «Эхтраи» , рассказы о путешествиях в « Другой мир ».

христианство

[ редактировать ]

Введение христианства в Ирландии датируется где-то до V века, когда Палладий (впоследствии епископ Ирландии) был послан Папой Селестиной I в середине V века проповедовать « ad Scotti in Christum ». [8] или, другими словами, служить шотландцам или ирландцам , «верующим во Христа». [9] Традиции раннего средневековья считают Святого Патрика первым примасом Ирландии . [10] Христианство в конечном итоге вытеснило существующие языческие традиции, а в прологе Мартиролога Таллахта 9-го века (приписываемого автору Кенгусу Таллахту ) говорится о последних пережитках язычества в Ирландии. [11]

Социально-политическая структура

[ редактировать ]

В гэльской Ирландии каждый человек принадлежал к родственной группе по мужской линии, известной как штраф (множественное число: finte ). Это была большая группа родственных людей, предположительно произошедших от одного прародителя через предков мужского пола. Его возглавлял человек, чья должность была известна на древнеирландском языке как cenn Fine или toísech (множественное число: toísig ). Николлс предполагает, что их лучше рассматривать как нечто вроде современной корпорации. [12] В каждом штрафе семья, происходящая от общего прадеда, называлась дербфине (современная форма Dearbhfhine ), букв. «близкий клан». Кланд клан (современная форма ) относился к детям нуклеарной семьи.

Сцена из «Образа Ирландии» (1581 г.), показывающая вождя на пиру, которого развлекают фили и арфист.

Наследование королевской власти осуществлялось посредством танистрии . Когда человек становился королем, родственник избирался его заместителем или «танистом» (ирландский: tánaiste , множественное число tanaistí ). [13] Когда король умрет, его танист автоматически станет его преемником. [13] [14] Танист должен был принадлежать к одному и тому же дербфину , и его избирали другие члены дербфина . Танистри означало, что королевская власть обычно доставалась тому родственнику, которого считали наиболее подходящим. [13] Иногда одновременно было несколько танистов, и они сменяли друг друга по старшинству. [13] Некоторые англо-нормандские владения позже переняли танистры у ирландцев. [13]

Гэльская Ирландия была разделена на иерархию территорий, управляемую иерархией королей и вождей. Самой маленькой территорией был туат (множественное число: туатха ), который обычно был территорией одной родственной группы. Им правил ри туайт (король туата ) или туисех туайт (лидер туата ) . Несколько туатха образовали мор туат (верховное королевство), которым управлял ри мор туат или руири (верховный король). Несколько мор туатха образовали коисед (провинцию), которой правил ри коицид или ри руйрех (король провинции). В раннем средневековье туата была основной политической единицей, но со временем они были включены в состав более крупных территорий-конгломератов и стали гораздо менее важными в политическом отношении. [3] [15]

Гэльское общество было структурировано иерархически: те, кто находился выше по иерархии, обычно имели больше привилегий, богатства и власти, чем те, кто находился ниже.

  • Высшим социальным слоем был сёрнемед , в который входили короли, танисты, чанн финте , фили , священнослужители и их ближайшие родственники. Роли фили включали в себя декламацию традиционных преданий, восхваление короля и высмеивание несправедливости внутри королевства. [16] До христианизации Ирландии в эту группу входили также друиды ( druí ) и ваты ( fáith ).
  • Ниже располагались dóernemed , в которые входили такие профессионалы, как юристы ( brithem ), врачи, опытные мастера, опытные музыканты, ученые и так далее. Мастер определенной профессии был известен как оллам (современное написание: оллам ). Различные профессии, включая право, поэзию, медицину, историю и генеалогию, были связаны с определенными семьями. [17] и должности стали наследственными. Поскольку поэты, юристы и врачи зависели от покровительства правящих семей, конец гэльского ордена повлек за собой их упадок. [16]
  • Ниже располагались свободные люди, владевшие землей и скотом (например, буайре ).
  • Ниже находились свободные люди, не владевшие землей и скотом или владевшие очень малой собственностью.
  • Ниже располагались несвободные, в том числе крепостные и рабы . Рабами обычно были преступники ( долговые рабы ) или военнопленные. [18] Рабство и крепостное право были унаследованы, хотя рабство в Ирландии вымерло к 1200 году.
  • Отряды воинов, известные как фианна, обычно жили отдельно от общества. Фиан наследство обычно состоял из молодых людей, которые еще не получили в землю . [19] Члена фиана называли феннидом , а лидера фиана называли ригфеннидом . [20] Джеффри Китинг в своей «Истории Ирландии» 17-го века говорит, что зимой фианны квартировались и кормились знатью , в течение этого времени они поддерживали порядок от их имени. Но летом, от Бельтайна до Самайна , они были вынуждены жить охотой ради еды и шкур на продажу. [21]

Хотя эти ранги и различались, они не были совершенно исключительными кастами , как в Индии. [22] Можно было подняться или опуститься из одного звания в другое. Подъема вверх можно достичь разными способами, например, путем приобретения богатства, приобретения навыков в какой-либо области, получения квалификации для ученой профессии, проявления выдающейся доблести или оказания какой-либо услуги обществу. [22] Примером последнего является человек, решивший стать брюгу (госпитальером). Дом брюгу должен был быть открыт для всех гостей, включая питание , независимо от размера группы. Чтобы брюгу мог выполнять эти обязанности, ему было предоставлено больше земли и привилегий. [14] но это могло быть потеряно, если бы он когда-нибудь отказывал гостям. [23]

Свободный человек мог добиться дальнейшего развития, став клиентом одного или нескольких лордов. Лорд предоставил своему клиенту собственность (то есть скот или землю), а взамен клиент был должен своему лорду ежегодные выплаты продовольствием и фиксированный объем работы. Клиентское соглашение могло действовать до смерти лорда. Если клиент умрет, его наследники продолжат соглашение. Эта система клиентства обеспечивала социальную мобильность, поскольку клиент мог увеличивать свое богатство до тех пор, пока он не мог позволить себе собственных клиентов, становясь, таким образом, лордом. Клиентские отношения также практиковались между дворянами, что устанавливало иерархию уважения и политической поддержки. [24]

Руины юридической школы О'Даворена в Каэрмакнатене, графство Клэр

Гэльский закон первоначально передавался устно, но был записан на древнеирландском языке в период 600–900 гг. Этот сборник устных и письменных законов известен как Фенечас. [25] или, по-английски, как закон(ы) Брегона. Брегоны brithem (древнеирландское: , множественное число brithemain ) были юристами в гэльской Ирландии. Чтобы стать бреоном, потребовалось много лет обучения, и эта должность была или стала в значительной степени наследственной. Большинство судебных дел оспаривались между противостоящими сторонами в частном порядке, при этом бреоны выступали в качестве арбитров. [15]

Преступления против людей и собственности в первую очередь разрешались путем выплаты компенсации потерпевшим. Хотя любое такое правонарушение требует компенсации, закон проводит различие между умышленным и непреднамеренным вредом, а также между убийством и непредумышленным убийством . [26] Если правонарушитель не платил сразу, его имущество конфисковывалось до тех пор, пока он не выплатил компенсацию. Если преступник не сможет заплатить, ответственность за это будет нести его семья. Если семья не сможет или не захочет платить, ответственность распространится на более широкую родственную группу. Следовательно, утверждалось, что «люди были своей собственной полицией». [26] Акты насилия обычно разрешались выплатой компенсации, известной как эраический штраф; [24] гэльский эквивалент валлийского галана и германского верегильд . Если убивали свободного человека, эраик равнялся 21 корове, независимо от положения жертвы в обществе. [24] Каждый член родственной группы жертвы убийства по мужской линии получал вознаграждение в зависимости от его близости к жертве, их статуса и так далее. Существовали отдельные выплаты для родственников матери жертвы и приемных родственников жертвы. [24]

Казни, судя по всему, случались редко и применялись лишь в крайнем случае. Если убийца не мог или не желал платить эрайк и был передан семье жертвы, они могли бы убить его, если бы захотели, если бы никто не вмешался, заплатив эрайк . Закоренелые или особо серьезные правонарушители могли быть изгнаны из родовой группы и ее территории. Такие люди становились вне закона (без защиты со стороны закона), и каждый, кто его приютил, становился ответственным за его преступления. Если он все еще обитал на этой территории и продолжал там свои преступления, о нем объявляли на публичном собрании, и после этого любой мог законно убить его. [26]

У каждого человека была плата за честь, которая варьировалась в зависимости от его положения в обществе. Эта плата за честь должна была быть выплачена им, если их честь была запятнана определенными преступлениями. [24] У людей более высокого ранга была более высокая цена чести. Однако преступление против собственности бедняка (который не мог себе этого позволить) наказывалось более сурово, чем аналогичное преступление против богатого человека. Духовенство наказывалось более сурово, чем миряне . Когда мирянин платил штраф, он проходил испытательный срок, а затем восстанавливал свое положение, но священнослужитель никогда не мог восстановить свое положение. [26]

Некоторые законы имели дохристианское происхождение. Эти светские законы существовали параллельно, а иногда и в противоречии с церковным правом . Хотя брегоны обычно занимались судебными делами, короли также могли выносить решения, но неясно, насколько им приходилось полагаться на брегонов. [27] У королей были свои бреоны, которые занимались делами, затрагивающими права короля, и давали ему юридические советы. [15] В отличие от других королевств Европы, гэльские короли - своей собственной властью - не могли принимать новые законы по своему желанию и не могли быть «над законом». [28] Однако они могли бы принять временные законы о чрезвычайном положении. В основном именно с помощью этих чрезвычайных полномочий Церковь пыталась изменить гэльское законодательство. [24]

В текстах законов уделяется большое внимание определению социального статуса, прав и обязанностей, связанных с этим статусом, а также отношений между людьми. Например, ceann finte членами должен был взять на себя ответственность за уплату штрафа , выступая поручителем за некоторые их дела и следя за выплатой долгов. Он также будет нести ответственность за незамужних женщин после смерти их отцов. [29]

Брак, женщины и дети

[ редактировать ]
Ирландские гэлы, ок. 1575 г.

Древняя ирландская культура была патриархальной . Закон Брегона исключил женщин из обычного применения закона, так что, как правило, каждая женщина должна была иметь опекуна-мужчину. [30] Однако женщины обладали некоторой правоспособностью. К VIII веку предпочтительной формой брака был брак между социальными равными, при котором женщина технически зависела от своего мужа и имела половину его почетной цены, но могла осуществлять значительные полномочия в отношении передачи собственности. Таких женщин называли «женщинами совместного владычества». [31] Таким образом, историк Патрик Уэстон Джойс мог написать, что по сравнению с другими европейскими странами того времени свободные женщины в гэльской Ирландии «занимали хорошее положение», а их социальные и имущественные права были «во многих отношениях вполне на уровне мужчин». [32]

Гэльское ирландское общество также было патрилинейным : земля в основном принадлежала мужчинам и унаследовалась сыновьями. Только когда у мужчины не было сыновей, его земля переходила к его дочерям, и то только на всю их жизнь. [24] После их смерти земля была перераспределена между родственниками мужского пола их отца. [24] По закону Брегона дочери вместо того, чтобы наследовать землю, передавали им определенное количество скота своего отца в качестве приданого. [30] [31] Похоже, что на протяжении всего средневековья гэльские ирландцы сохраняли многие свои брачные законы и традиции отдельно от церковных. [33] Согласно гэльскому законодательству, замужние женщины могли владеть имуществом независимо от своих мужей. [33] [34] поддерживалась связь между замужними женщинами и их собственными семьями, [33] [35] пары могут легко развестись или расстаться, [33] [34] мужчины могли иметь наложниц (которые можно было купить законно). [33] [35] Эти законы отличались от большинства законов современной Европы и от церковного права.

Законный возраст вступления в брак составлял пятнадцать лет для девочек и восемнадцать лет для мальчиков - соответствующий возраст, в котором прекращалось опекунство . [35] После свадьбы семьи жениха и невесты должны были внести свой вклад в брак. По обычаю жених и его семья платили коибче (современное написание: коибче ), а невесте разрешалась часть этой суммы. Если брак распался по вине мужа, то койбша оставалась у жены и ее семьи, но если вина лежала на жене, то койбша подлежала возврату. [33] По традиции невеста получала спреид (современное написание: spréidh ) от своей семьи (или приемной семьи) при замужестве. Эту сумму следовало вернуть, если брак распался в результате развода или смерти мужа. Позже спред , похоже, был превращен в приданое . [33] Женщины могли добиваться развода/раздельного проживания так же легко, как и мужчины, и, получив это от ее имени, она сохраняла все имущество, которое она принесла своему мужу во время их брака. [35] Пробные браки, похоже, были популярны среди богатых и влиятельных людей, и поэтому утверждалось, что сожительство до брака должно быть приемлемым. [33] Похоже также, что жена вождя имела право на некоторую долю власти вождя над его территорией. Это привело к тому, что некоторые гэльские ирландские жены приобрели большую политическую власть. [33]

До вторжения норманнов священники и монахи имели жен. После вторжения норманнов ситуация практически не изменилась, несмотря на протесты епископов и архиепископов. Власти классифицировали таких женщин как наложниц священников, и есть свидетельства того, что между священниками и их женщинами существовал формальный договор о сожительствах. Однако, в отличие от других наложниц, с ними, похоже, обращались так же, как с женами. [33]

В гэльской Ирландии была распространена своего рода приемная семья , при которой (на определенный период времени) детей оставляли на попечение других. [35] для укрепления семейных связей или политических связей. [34] Приемные родители были обязаны учить своих приемных детей или обучать их. Приемные родители, добросовестно исполнявшие свои обязанности, имели право на содержание своих приемных детей в старости (если они были нуждающимися и не имели собственных детей). [35] Как и в случае с разводом, гэльский закон снова отличался от большинства европейских и церковных законов тем, что давал юридический статус как «законнорожденным», так и «незаконнорожденным» детям. [35]

Поселения и архитектура

[ редактировать ]
Реконструированный разворот и рат в Краггауновене, графство Клэр.

На протяжении большей части гэльского периода жилища и хозяйственные постройки имели круглую форму с коническими соломенными крышами (см. круглый дом ). Квадратные и прямоугольные здания постепенно становились все более распространенными, а к 14 или 15 веку полностью вытеснили круглые постройки. [36] В некоторых районах постройки были построены преимущественно из камня. В других они были построены из дерева, плетня и глины или из смеси материалов. Большинство древних и раннесредневековых каменных построек были построены из сухого камня . В некоторых зданиях были бы стеклянные окна. [37] Среди богатых женщин было обычным делом иметь собственную «квартиру», называемую грианан (англ. «гринан»), в самой солнечной части усадьбы. [37]

Жилища свободных людей и их семей часто были окружены круглым валом, называемым « кольцевой крепостью ». [34] Существует два основных типа рингфорта. Рат представляет собой земляное кольцо диаметром в среднем 30 м с сухим рвом снаружи. [38] Cathair или caiseal это каменное кольцо-крепость. Рингфорт обычно включал семейный дом, небольшие фермерские постройки или мастерские, а также загоны для животных. [39] Большинство датируется периодом 500–1000 гг. н.э. [38] и есть свидетельства крупномасштабного дезертирства кольцевых крепостей в конце первого тысячелетия. [39] Останки от 30 000 до 40 000 человек сохранились до 19 века и были нанесены на карту Службой артиллерийского управления Ирландии . [38] Другим видом жилища туземцев были кранноги — круглые дома, построенные на искусственных островах среди озер.

Зародившихся поселений было очень мало, но после V века некоторые монастыри стали сердцем небольших «монашеских городов». [34] [39] К 10 веку скандинавско-гэльские порты Дублин , Уэксфорд , Корк и Лимерик превратились в крупные поселения. [38] к 1052 году все они правили гэльскими множество ирландских круглых башен королями. В эту эпоху было построено .

За пятьдесят лет до вторжения норманнов термин «замок» ( древнеирландский : caistél/caislén ) появляется в гэльских писаниях, хотя сохранившихся примеров донормандских замков немного. [39] После вторжения норманны построили замки мотт-энд-бейли на оккупированных ими территориях. [40] некоторые из них были преобразованы из рингфортов. [39] К 1300 году «некоторые холмы, особенно в приграничных районах, почти наверняка были построены гэльскими ирландцами в подражание». [40] Норманны постепенно заменили деревянные мотты и бейли каменными замками и домами-башнями . [40] Дома-башни представляют собой отдельно стоящие многоэтажные каменные башни, обычно окруженные стеной (см. баун ) и подсобными постройками. [38] К 15 веку гэльские семьи начали строить собственные дома-башни. [39] Возможно, их было построено до 7000, но они были редкостью в районах с небольшим количеством норманнских поселений или контактов. [39] Они сконцентрированы в графствах Лимерик и Клэр, но отсутствуют в Ольстере, за исключением района вокруг Стрэнгфорд-Лох . [38]

«святилище», называемое maighin digona По гэльскому законодательству жилище каждого человека окружало . Размер главной дигоны варьировался в зависимости от ранга владельца. В случае с буайром он простирался настолько далеко, насколько он, сидя у себя дома, мог бросить кнерсех (по-разному описываемый как копье или кувалда). Владелец maighin digona мог предложить свою защиту человеку, спасающемуся от преследователей, который затем должен был бы привлечь этого человека к ответственности законными средствами. [26]

Экономика

[ редактировать ]

участвовала в торговле с Великобританией и континентальной Европой Гэльская Ирландия с древних времен , и эта торговля увеличивалась на протяжении веков. Тацит , например, писал в I веке, что большинство гаваней Ирландии были известны римлянам благодаря торговле. [41] В ранней ирландской литературе есть много отрывков, в которых упоминаются предметы роскоши, импортированные из зарубежных стран, а ярмарка Кармана в Ленстере включала рынок иностранных торговцев. [42] В средние века основным экспортным товаром были ткани, такие как шерсть и лен , а основным импортом были предметы роскоши. [34]

Деньги редко использовались в гэльском обществе; вместо этого товары и услуги обычно обменивались на другие товары и услуги ( бартер ). Экономика была преимущественно скотоводческой , основанной на животноводстве ( коровы , овцы , свиньи , козы и т. д.) и продуктах их переработки . [13] Скот был «главным элементом ирландской пастырской экономики» и основной формой богатства , обеспечивая молоко , масло , сыр , мясо , жир , шкуры и так далее. [13] Они представляли собой «высокомобильную форму богатства и экономических ресурсов, которую можно было быстро и легко переместить в более безопасное место во время войны или неприятностей». [13] Дворянство владело большими стадами скота, имело пастухов и охрану. [13] Овцы, козы и свиньи также были ценным ресурсом, но играли меньшую роль в ирландском скотоводстве. [13]

садоводство Практиковалось ; основными сельскохозяйственными культурами были овес , пшеница и ячмень , хотя для изготовления льна выращивали и лен.

отгонное животноводство Также практиковалось , при котором люди переводили свой скот на более высокие пастбища летом и обратно на более низкие пастбища в более прохладные месяцы. [34] [43] Летнее пастбище называлось buaile ( на английском языке как booley ), и примечательно, что ирландское слово « мальчик» ( buachaill ) первоначально означало пастух. [43] Многие вересковые пустоши «использовались как общие летние пастбища ». жителями целого прихода или баронства [43]

Всадник из Келлской книги

Транспорт

[ редактировать ]

Гэльская Ирландия была хорошо снабжена дорогами и мостами. Мосты обычно были деревянными, а в некоторых местах дороги были выложены деревом и камнем. вели пять основных дорог Из Тары : Слиге Асаил, Слиге Чуаланн , Слиге Дала, Слиге Мор и Слиге Мидлуахра . [44]

Лошади были одним из основных средств передвижения на дальние расстояния. Хотя подковы и поводья использовались , гэльские ирландцы не использовали седла , стремена или шпоры . Каждого человека учили прыгать с земли на спину своей лошади (эх -лейм, или «прыжок на коне»), и они подгоняли и направляли своих лошадей с помощью прута с крючковатым стрекалом на конце. [45]

Двухколесные и четырехколесные колесницы (единственное число карбад ) использовались в Ирландии с древнейших времен как в частной жизни, так и на войне. Они были достаточно большими для двух человек, были сделаны из лозы и дерева и часто имели украшенные капюшоны. Колеса были со спицами, кованые со всех сторон железом и имели высоту от трех до четырех с половиной футов. Колесницы обычно запрягались лошадьми или волами, причем колесницы, запряженные лошадьми, были более распространены среди вождей и военных. боевые колесницы, снабженные косами и шипами, как у древних галлов и бриттов . В литературе упоминаются [46]

Лодки, используемые в гэльской Ирландии, включают каноэ , курраки , парусники и ирландские галеры . Паромы использовались для переправы через широкие реки и часто упоминаются в Брехонских законах как подлежащие строгим правилам. Иногда они принадлежали частным лицам, а иногда были общей собственностью тех, кто жил вокруг парома. Большие лодки использовались для торговли с материковой Европой. [47]

Одеваться

[ редактировать ]
Ирландские гэлы на картине XVI века.

В средние века обычная одежда гэльских ирландцев состояла из шерстяного полукруглого плаща, надетого поверх лейне (свободной льняной туники с длинными рукавами). У мужчин léine доходил до лодыжек, но подвязывался с помощью криоса (произносится как «крисс»), который представлял собой разновидность тканого пояса. Лена была подвязана до уровня колен. [48] Женщины носили léine во всю длину. Мужчины иногда носили обтягивающие брюки (гэльские триубхи), но в остальных случаях ходили босиком. [49] Мальчишку . просто набрасывали на оба плеча, а иногда и только на одно Иногда клатч застегивался с помощью диалга ( броши ), причем мужчины обычно носили диалг на плечах, а женщины - на груди. [50] Ионар ( короткая, облегающая куртка) стал популярен позже. В Topographia Hibernica , написанной в 1180-х годах, Джеральд де Барри писал, что ирландцы в то время обычно носили капюшоны. [51] (возможно, являющийся частью паршивца ), в то время как Эдмунд Спенсер писал в 1580-х годах, что мальчишка был (в целом) их основным предметом одежды. Гэльская одежда, похоже, не испытала влияния внешних стилей.

Женщины неизменно отращивали длинные волосы, и, как и в других европейских культурах, этот обычай был распространен и среди мужчин. [49] [51] [52] Говорят, что гэльские ирландцы очень гордились своими длинными волосами — например, человека могли заставить заплатить крупный штраф в размере двух коров за то, что он побрил голову человеку против его воли. [26] Для женщин очень длинные волосы считались признаком красоты. [52] Иногда богатые мужчины и женщины заплетали волосы и прикрепляли к косам полые золотые шарики. [52] Еще одним стилем, который был популярен среди некоторых средневековых гэльских мужчин, был бойкий (короткий повсюду, за исключением длинной и густой пряди волос на передней части головы). Повязка или лента вокруг лба была типичным способом удержать волосы на месте. Для богатых эта полоса часто представляла собой тонкую и гибкую полоску из полированного золота, серебра или находки. [52] Когда англо-нормандцы и англичане колонизировали Ирландию, длина волос стала обозначать преданность. Считалось, что ирландцы, коротко подстригшиеся, отказались от своего ирландского наследия. Точно так же считалось, что английские колонисты, отращивавшие длинные волосы на затылке, уступали ирландскому образу жизни. [53]

Гэльские мужчины обычно носили бороду. [49] [51] и усы , [52] и для гэльского мужчины часто считалось позорным отсутствие волос на лице. Стили бороды различались: длинная раздвоенная борода и прямоугольная борода в месопотамском стиле временами были в моде. [52]

Набег скота , показанный в «Образе Ирландии» (1581 г.)
«Кухулин в битве», иллюстрация Дж.К. Лейендекера в книге Т.В. Роллстона «Мифы и легенды кельтской расы» , 1911 г.

Войны были обычным явлением в гэльской Ирландии, поскольку территории , королевства и кланы боролись за превосходство друг против друга, а затем против викингов и англо-нормандцев . [54] Чемпионская война — распространенная тема в ранней ирландской мифологии , литературе и культуре. В средние века все трудоспособные мужчины, за исключением ученых и духовенства, имели право на военную службу от имени короля или вождя . [55] На протяжении всего Средневековья и в течение некоторого времени после него посторонние люди часто писали, что ирландский стиль ведения войны сильно отличался от того, что они считали нормой в Западной Европе. [54] Гэльские ирландцы предпочитали с бегством набеги ( ясли ), которые заключались в том, чтобы застать врага врасплох. Если бы это сработало, они бы захватили все ценности (в основном домашний скот) и потенциально ценных заложников, сожгли урожай и сбежали. [54] Угон скота был социальным институтом и в гэльской литературе назывался Táin Bó . Хотя в средние века предпочтительной тактикой были набеги и бегство, случались и решительные сражения . По крайней мере, с 11 века короли содержали небольшие постоянные боевые силы, известные как lucht tighe «домашние войска», которым часто давали дома и землю на королевских менсальных землях. Это были хорошо обученные и экипированные профессиональные солдаты, состоящие из пехоты и кавалерии . [55] Ко времени правления Брайана Бору ирландские короли отправляли большие армии в походы на большие расстояния и использовали военно-морские силы в тандеме с сухопутными силами . [55] [56]

Типичная средневековая ирландская армия включала легкую пехоту , тяжелую пехоту и кавалерию . Основную часть армии составляла легкая пехота, называемая ceithern (англизированное «керн»). Кейтерны странствовали по Ирландии, предлагая свои услуги по найму и обычно вооруженные мечами, скинами (разновидностью длинного ножа), короткими копьями, луками и щитами. [54] Конница обычно состояла из короля или вождя и его близких родственников. Обычно они ездили без седел, но носили доспехи и железные шлемы и владели мечами, скенами и длинными копьями или копьями . [54] Одним из видов ирландской кавалерии был хобелар . После вторжения норманнов возникла разновидность тяжелой пехоты, названная галлоглай (англ. «галло[в]гласс»). Первоначально они были шотландскими наемниками, появившимися в 13 веке, но к 15 веку большинство крупных туата имели свои собственные наследственные силы ирландских галлоглей . [54] Некоторые англо-нормандские владения также начали использовать галлоглай, подражая ирландцам. [55] Обычно они носили кольчуги и железные шлемы и владели спартскими топорами , клейморами , а иногда и копьями или копьями. Галлоглей . предоставил отступающим грабителям «подвижную линию защиты, с которой всадники могли совершать короткие и резкие атаки и за которой они могли отступить, когда их преследуют» [54] Поскольку броня делала их менее маневренными, их иногда размещали в стратегических точках на пути отступления. Керн . , всадники и галлоглай имели легковооруженных слуг, которые несли свое оружие в бой [54]

Воинов иногда собирали в бой, трубя в рога и военные трубы . По словам Джеральда де Барри (XII век), они не носили доспехов , так как считали их обременительным в ношении и «смелым и почетным» сражаться без них. [51] Вместо этого большинство обычных солдат сражались полуобнаженными и несли только свое оружие и небольшой круглый щит Спенсер писал, что эти щиты были покрыты кожей и окрашены в яркие цвета. [50] Короли и вожди иногда отправлялись в бой в шлемах, украшенных орлиными перьями. У простых солдат густые волосы часто служили шлемом, но иногда они носили и простые шлемы, сделанные из шкур животных. [50]

Искусство

[ редактировать ]

Визуальное искусство

[ редактировать ]

Произведения ирландского гэльского периода встречаются на керамике , ювелирных изделиях , оружии , посуде для питья , столовой посуде , резьбе по камню и иллюминированных рукописях . Ирландское искусство примерно 300 г. до н.э. включает в себя образцы и стили, которые развились в западно-центральной Европе. Примерно к 600 году нашей эры, после того как началась христианизация Ирландии, возник стиль, сочетающий в себе ирландские, средиземноморские и германские англосаксонские элементы, который был распространен в Британии и континентальной Европе благодаря Хиберно-Шотландской миссии . Это известно как островное искусство или хиберно-саксонское искусство, которое в той или иной форме продолжалось в Ирландии до 12 века, хотя вторжения викингов положили конец его «золотому веку». Большинство сохранившихся произведений островного искусства были либо изготовлены монахами, либо изготовлены для монастырей, за исключением брошей , которые, вероятно, изготавливались и использовались как духовенством, так и мирянами. Примеры островного искусства из Ирландии включают Келлскую книгу , Высокий крест Мюредаха , брошь Тары , клад Арда и , чашу Дерринафлан поздний крест Конга , который также использует стили викингов.

Литература

[ редактировать ]

Музыка и танец

[ редактировать ]

Хотя Джеральд де Барри имел откровенно негативное отношение к ирландцам, в «Топографии Гиберники» (1188 г.) он признал, что они были более искусны в музицировании, чем любая другая нация, которую он видел. Он утверждал, что двумя основными инструментами были « арфа » и « табор » (см. также бодран ), что их музыка была быстрой и живой, и что их песни всегда начинались и заканчивались си-бемоль . [51] В «Истории ирландской музыки» (1905) У. Х. Грэттан Флуд писал, что гэльские ирландцы обычно использовали по крайней мере десять инструментов. Это были круит (маленькая арфа) и кларшич (большая арфа с обычно 30 струнами), тимпан (небольшой струнный инструмент, на котором играют смычком или плектром ) , феадан ( дудка ), буинн ( гобой или флейта). ), гутбуинн ( фаготного типа рог ), беннбуабхал и кукуруза ( горновые трубы ), куисленна ( волынки – см. Великие ирландские волынки ), сток и стурган ( горны или трубы) и кнамха ( кастаньеты ). [57] Он также упоминает , что скрипка использовалась в 8 веке как дополнение к ирландской музыке. [57]

Вершина холма Тары

Как упоминалось ранее, гэльская Ирландия была разделена на множество клановых территорий и королевств, называемых туат (множественное число: туата ). [14] Хотя не было центрального правительства или парламента , был проведен ряд местных, региональных и национальных собраний. В этом сочетались черты ассамблей и ярмарок . [14]

В Ирландии самым высоким из них был фестиваль Teamhair na Rí (Тара), который проводился каждый третий Самайн . [14] Это было собрание ведущих людей всего острова – королей , лордов , вождей , друидов , судей и т. д. [14] Ниже этого был óenach (современное написание: aonach ). Это были региональные или провинциальные собрания, открытые для всех. [14] Примеры включают в себя то, что проводится в Тайлтине каждый Лугнасад , и то, что проводится в Уиснехе каждый Бельтайн . Основной целью этих собраний было обнародование и подтверждение законов – их зачитывали публично, чтобы их нельзя было забыть, а любые изменения в них тщательно разъясняли присутствующим. [14]

Каждый туат или клан имел два собственных собрания. Это были куирмтиг , который был открыт для всех членов клана, и дал (термин, позже принятый для ирландского парламента — см. Dáil Éireann ), который был открыт только для вождей кланов. [14] У каждого клана было дополнительное собрание, называемое токомра глава клана ( тоисех , современный таойсеах ) и его заместитель/преемник ( танаисте , на котором избирались ).

Известные ирландские короли

[ редактировать ]
Карта первых ирландских набегов и колоний Британии во время и после римского правления в Британии .

Предыстория внимание Ирландии , включала протоисторический период , когда письменные культуры Греции и Рима впервые начали обращать на ирландцев и дальнейший протописьменный период эпиграфики огама , прежде чем ранний исторический период начался в начале V века.

В этот период гэлы торговали с Римской империей. [58] а также совершал набеги и колонизировал Британию во время конца римского правления в Британии . Римляне этой эпохи называли этих гэльских налетчиков Скотами , а их родину Хиберниями или Скотией . Скоти было латинским именем, которое сначала относилось ко всем гэлам , будь то в Ирландии или Великобритании , но позже стало относиться только к гэлам в северной Британии . [59] Со временем гэлы начали активизировать свои набеги и колонии в Римской Британии (около 200–500 гг. Н.э.).

Большую часть этого периода остров Ирландия был разделен на многочисленные клановые территории и королевства (известные как туата ).

от 400 до 800

[ редактировать ]

Раннесредневековая история Ирландии, часто называемая раннехристианской Ирландией , охватывает V-VIII века, от постепенного выхода из протоисторического периода ( огама надписи на примитивном ирландском языке , негативные упоминания в греко-римской этнографии) до начала правления викингов. Возраст .

Введение христианства в Ирландии датируется где-то до V века. Палладий , будущий первый епископ Ирландии, был послан в этот период (середина V века) Папой Селестиной I проповедовать « ad Scotti in Christum ». [8] или, другими словами, служить шотландцам или ирландцам , «верующим во Христа». [60] раннего средневековья Традиции считают Святого Патрика первым примасом Ирландии . [61]

Говорят, что гэльское королевство Дал Риата было основано в V веке легендарным королем Фергусом Мором мак Эйрком или Фергусом Мором в Аргайле, или « побережье гэлов », расположенном в современной Шотландии . [62] Даль Риата имела сильную мореходную культуру и большой военно-морской флот . [63]

Начиная с V века, священнослужители христианизированной Ирландии , такие как Бригид Килдэр , Святой Маккул , Святой Молуаг , Святой Кайлин , Колумбан, а также Двенадцать Апостолов Ирландии : Святой Киаран из Сайгира , Святой Киаран из Клонмакнойса , Святой Брендан из Бирра , Святой Брендан из Клонферта , святой Колумба из Терригласса , святой Колумба , святой Мобхи , святой Руадхан из Лорры , святой Шонан , святой Ниннид , святой Лайсрен мак Над Фройх и святой Канис активно служили в Ирландии и были миссионерами по всей Европе в Галлии , Остров Манн , в Шотландии , в англосаксонских королевствах Англии и во Франкской империи, таким образом распространяя гэльское культурное влияние на континентальную Европу и даже на такие далекие места, как Исландия . [64]

К 8 веку король пиктов Кенгус мак Фергюссо или Ангус I расширил влияние своего королевства, используя завоевания, подчинение и гэлами Даль Риаты , бриттами Стратклайда и англосаксами дипломатию Нортумбрии над .

В этот период, помимо королевств или туатха , пять основных сверхкоролевств начинают формироваться . (Староирландский cóiceda , современный ирландский cúige ). Это были Улайд (на севере), Коннахт (на западе), Лайгин (на юго-востоке), Мумхан (на юге) и Миде (в центре).

от 800 до 1169

[ редактировать ]

История Ирландии 800–1169 гг. охватывает период в истории Ирландии от первых викингов набегов до вторжения норманнов .

Начиная с 795 года небольшие отряды викингов начали грабить монастырские поселения вдоль побережья Ирландии . К 853 году лидер викингов Амлайб стал первым королем Дублина . Он правил вместе со своими братьями Омаром и Ауислем . Его династия Уи Имаир правила в течение следующих десятилетий. В этот период шли регулярные войны между викингами и ирландцами , а также между двумя отдельными группами норвежцев из Лохланна : Дубгайллами и Финнгайлллами (что означает темные и светлые иностранцы). Скандинавские поселения были основаны в Дублине , Уэксфорде , Уотерфорде , Корке и Лимерике , которые стали первыми крупными городами Ирландии . [65]

В середине 9-го века короны как гэльского Даля Риаты, так и кельтского пиктского королевства были объединены под властью одного человека, Синаида Мак Эйлпина или Кеннета МакАльпина. Кеннет стал первым Верховным королём Альбы . Объединение территорий обоих королевств в новое гэльское верховное королевство в Северной Британии, Королевство Альба , которое включает в себя большую часть территории современной Шотландии . [66]

Ирландия в 1014 году показывает остров как «лоскутное одеяло» различных гэльских королевств : Улайд , Аиргалла , Миде , Лайгин , Мюнстер , Коннахт , Брайфне и Айлих . Пропали без вести королевства Осрейг и Уи Мэн . Скандинавские поселения показаны красным.

Гэльская Ирландия той эпохи все еще состояла из множества полунезависимых территорий, называемых ( túatha ), и различные фракции предпринимали попытки получить политический контроль над всем островом. В течение первых двух столетий этого периода это было главным образом соперничество между предполагаемыми Верховными королями Ирландии из Северной и Южной ветвей Уи Нейл . Однако ближе всего к тому, чтобы стать фактическим королем всей Ирландии, был Брайан Борума , первый верховный король в этот период, не принадлежавший Уи Нейлу .

Используя военную мощь, Брайан приступил к построению Гэльской Империи под своим Верховным королевством как « Император Скотторум », или « Император гэлов ». [67] даже добившись подчинения Маэля Секнайла мак Домнайла , своего давнего соперника и самого предыдущего Верховного короля Ирландии . И Брайан, и Маэль Сехнаилл участвовали в нескольких битвах против викингов и друг с другом: битве при Таре , битве при Гленмаме и, наконец, битве при Клонтарфе в 1014 году. В последней из них погиб Брайан. Кампания Брайана прославляется в Cogad Gáedel re Gallaib («Война гэлов с иностранцами»).

После смерти Брайана политическая ситуация усложнилась из-за соперничества за высший королевский сан со стороны нескольких кланов и династий. Потомкам Брайана не удалось сохранить единый трон, а региональные ссоры из-за территории косвенно привели к вторжению норманнов под предводительством Ричарда де Клера (Стронгбоу) в 1169 году.

Англо-нормандская оккупация

[ редактировать ]

Вторжение

[ редактировать ]
Ирландия в 1300 году: земли, принадлежавшие коренным ирландцам (зеленые), и земли, принадлежавшие норманнам (бледные).

Ирландия стала христианизированной между V и VII веками. Папа Адриан IV , единственный английский папа, уже издал папскую буллу в 1155 году , дающую Генриху II английскому право вторгнуться в Ирландию в качестве средства сдерживания ирландского отказа признать римское право. Важно отметить, что для более поздних английских монархов Бык, Лаудабилитер , сохранял папский сюзеренитет над островом:

Действительно, нет сомнения, как также признает Ваше Высочество, что Ирландия и все другие острова, которые осветил Христос, Солнце Праведности, и которые приняли учение христианской веры, принадлежат к юрисдикции Св. Петра и святая Римская церковь.

В 1166 году, потеряв защиту Верховного короля Мюрхертаха Мак Лохлайнна , король Диармайт Мак Мурчада Ленстера Руайдри был насильственно изгнан конфедерацией ирландских войск под командованием короля мак Таирдельбаха Уа Конхобайра . Бежав сначала в Бристоль , а затем в Нормандию , Диармайт получил разрешение от Генриха II Английского использовать своих подданных для возвращения своего королевства. К следующему году он получил эти услуги, и в 1169 году основные силы нормандских , валлийских и фламандских войск высадились в Ирландии и быстро отбили Ленстер и города Уотерфорд и Дублин от имени Диармайта. Лидер нормандских войск Ричард де Клэр, 2-й граф Пембрук , более известный как Стронгбоу, женился на дочери Диармайта, Аойфе , и был назначен танаистом Королевства Ленстер. Это вызвало ужас у Генриха II, который опасался создания конкурирующего нормандского государства в Ирландии. Соответственно, он решил посетить Ленстер, чтобы утвердить свою власть.

Генрих высадился в 1171 году, провозгласив Уотерфорд и Дублин королевскими городами . Преемник Адриана, Папа Александр III , ратифицировал дар Ирландии Генриху в 1172 году. Виндзорский договор 1175 года между Генрихом и Руайдри сохранил Руайдри как Верховного короля Ирландии. [68] но закрепил контроль Генри над Ленстером, Митом и Уотерфордом. Однако, когда Диармуид и Стронгбоу были мертвы, Генрих вернулся в Англию, а Руайдри не смог обуздать своих вассалов, верховная королевская власть быстро потеряла контроль над страной. [69] Генрих в 1185 году наградил своего младшего сына Джона титулом Dominus Hiberniae или «Лорд Ирландии» на Оксфордском совете . Это сохраняло недавно созданный титул Лордства Ирландии и Королевства Англии лично и юридически отдельно. В том же 1185 году принц Джон совершил свою первую экспедицию в Ирландию . Однако, когда Джон неожиданно сменил своего брата на посту короля Англии в 1199 году, светлость Ирландии снова вступила в личный союз с Королевством Англии , обеспечив себе место в составе великой Анжуйской империи . В юридической терминологии преемников Иоанна «светлость Ирландии» относилась к суверенитету , переданному короне английской ; соответствующая территория называлась «землей Ирландии». [70]

Гэльское возрождение

[ редактировать ]
Ирландия в 1450 году: земли, принадлежавшие коренным ирландцам (зеленый), англо-ирландцам (синий) и английскому королю (темно-серый).

К 1261 году ослабление англо-нормандского господства стало очевидным после череды военных поражений. В этой хаотичной ситуации местные ирландские лорды отвоевали большие площади земель. Вторжение Эдварда Брюса в 1315–1318 годах во время сильного голода ослабило нормандскую экономику. Черная смерть пришла в Ирландию в 1348 году. Поскольку большинство английских и нормандских жителей Ирландии жили в городах и деревнях, чума поразила их гораздо сильнее, чем коренных ирландцев, которые жили в более рассредоточенных сельских поселениях. После того, как оно прошло, гэльско-ирландский язык и обычаи снова стали доминировать в стране. Территория, контролируемая англичанами, сжалась до Белой черты , укрепленного района вокруг Дублина. За пределами черты оседлости хиберно-нормандские лорды вступали в брак с гэльскими дворянскими семьями , переняли ирландский язык и обычаи и встали на сторону гэльских ирландцев в политических и военных конфликтах против светлости. Они стали известны как древнеанглийские и , по словам современного английского комментатора, были « более ирландский, чем сами ирландцы ».

Власти черты оседлости обеспокоились гэлизацией нормандской Ирландии и в 1366 году приняли Статуты Килкенни, запрещающие лицам английского происхождения говорить на ирландском языке , носить ирландскую одежду или вступать в смешанные браки с ирландцами. Правительство в Дублине имело мало реальной власти. К концу 15 века центральная английская власть в Ирландии практически исчезла. Внимание Англии было отвлечено Столетней войной (1337–1453), а затем Войной роз (1450–1485). По всей стране местные гэльские и гэльизированные лорды расширили свои полномочия за счет английского правительства в Дублине. В то время как дани, такие как койны и ливреи, взимались вождями в пределах их собственных владений, «черная рента» представляла собой защитную плату в натуральной форме , обычно в виде скота, которую платили жители соседних областей, чтобы избежать набегов. [71]

Гэльские королевства в тот период

[ редактировать ]

После неудавшейся попытки шотландского короля Эдварда Брюса (см. Ирландские войны Брюса 1315–1318 гг .) Изгнать норманнов из Ирландии, возник ряд важных гэльских королевств и контролируемых гэльскими владениями.

Тюдоровская Ирландия ок. 1500 г., Карта Ирландии с указанием приблизительных территорий различных гэльских королевств и англо-нормандских владений .

Тюдоровское завоевание и последствия

[ редактировать ]

В 1536 году английский король Генрих VIII решил завоевать Ирландию и взять ее под контроль Англии. Династия Фитцджеральдов Килдэров , которые стали эффективными правителями Светлости Ирландии ( Бледности ) в 15 веке, стала ненадежными союзниками , и Генрих решил поставить Ирландию под контроль английского правительства, чтобы остров не стал базой для будущего. восстания или иностранные вторжения в Англию. Чтобы привлечь гэльскую знать и позволить ей сохранить свои земли в соответствии с английским законодательством, политика капитуляции и регранта была применена .

В 1541 году Генрих превратил Ирландию из светлости в полноценное королевство с помощью Закона об ирландской короне 1542 года , отчасти в ответ на изменение отношений с папством , которое все еще имело сюзеренитет над Ирландией после разрыва Генриха с церковью. Генрих был провозглашен королем Ирландии на заседании ирландского парламента в том же году. Это было первое заседание ирландского парламента, на котором присутствовали гэльские ирландские принцы , а также хиберно-нормандская аристократия.

После создания технических институтов правительства следующим шагом было распространение контроля Королевства Ирландия на всю заявленную территорию . Это заняло почти столетие, при этом различные английские администрации либо вели переговоры, либо боролись с независимыми ирландскими и древнеанглийскими лордами. Завоевание было завершено во время правления Елизаветы и Якова I , после нескольких кровавых конфликтов, включая подавление восстаний Десмонда , Тайрона и Инишоуэна . Поражение гэльской знати при осаде Кинсейла в 1601 году и окончательное подавление различных восстаний в Ольстере к 1608 году ознаменовали конец завоевания. Война закончилась поражением ирландского гэльского союза, а ее последствия положили конец независимости последних ирландских гэльских королевств.

Хью О'Нил, граф Тайрон

В 1603 году, благодаря Союзу Корон , король Шотландии Джеймс также стал королём Англии и Ирландии . Джеймс видел в гэлах варварский и мятежный народ, нуждающийся в цивилизации. [72] и считал, что гэльская культура должна быть уничтожена. [73] Джеймс начал официальную политику англицизации , чтобы преобразовать гэльское дворянство Ирландии в позднефеодальную модель, основанную на английском праве . Он также приступил к колонизации земель побеждённых мятежных лордов англоговорящими протестантскими поселенцами из Британии , на территории, которая стала известна как Плантация Ольстера . Его целью было создать лояльную британскую протестантскую колонию в самом мятежном регионе Ирландии и разорвать гэльской Ирландии с исторические и культурные связи гэльской Шотландией . [72]

Ньюгейт, Дублин. 1608 г. Показаны головы гэльских ирландских повстанцев Кахира О'Доэрти (справа) и Фелима Рига Макдайбхейда (слева).

Бегство графов в 1607 году считается переломным моментом для гэльской Ирландии. Бегство графа О'Нила Тайрона и графа О'Доннелла Тирконнелла в изгнание Ирландии ознаменовало уничтожение независимого дворянства . Это, а также последствия Тюдоровского завоевания расчистили путь для плантации Ольстера . После этого английские власти в Дублине установили больший контроль над Ирландией , установив — или, по крайней мере, попытавшись установить — централизованное правительство для всего острова, и успешно разоружили гэльские владения. [ нужна ссылка ] Хью Ред О'Доннелл умер в замке Симанкас архивном , Вальядолид , в сентябре 1602 года, когда обращался к Филиппу III Испанскому (1598–1621) с просьбой о дальнейшей помощи. Его сын, Рори О'Доннелл , сменил его на посту графа Тирконнелла . Хью О'Нил умер в изгнании в Риме 20 июля 1616 года. Узнав о его смерти, придворные поэты Ирландии включились в спор бардов .

Сын Хью, Шейн О'Нил, принимал активное участие в армиях, сражавшихся за Мадрид в Нидерландах и Испании . Он погиб на испанской службе недалеко от Барселоны в битве при Монжуике в 1641 году, сражаясь против Королевства Франции . Во время войн Ирландской Конфедерации в 1641 году многие из этих гэльских изгнанников вернулись, чтобы сражаться за свой дом, в том числе один из . племянников О'Нила, Оуэн Оуэн Роу О'Нил был ярым противником британского правления и вернулся домой из ссылки, пройдя выдающуюся испанскую службу . Эти гэльские изгнанники принесли с собой бесценные знания в области современной военной тактики, включая пиковую войну и опыт противоосадных действий . Это знание использовалось с разрушительным эффектом Оуэном и другими О'Нилов клана членами Хью и Фелимом на разных этапах этих конфликтов в битве при Бенбурбе , осаде Клонмела и осаде Чарльмонта соответственно.

После победы Кромвеля огромные площади земли были конфискованы у гэльской знати , а ирландские католики были изгнаны на земли Коннахта . заявило Содружество Говорят, что , что все ирландцы-католики должны отправиться « в ад или в Коннахт ».

Прямое вторжение и завоевание армией английской под новой модели командованием Оливера Кромвеля , а также зоны «свободного огня» и тактика выжженной земли , которую они использовали на более поздних этапах Войн Трех Королевств, стали поворотным моментом. Чума голод , последовавшие за этим , репрессивные кромвельские поселения , плантации и преднамеренный кризис беженцев на западе Ирландии еще больше подавили местное гэльское население. Славная революция Вильгельма Марии и еще в Англии и соответствующая Вильгельмская война в Ирландии больше негативно повлияли на местных гэлов. Последние остатки гэльской Ирландии и ее древней знати были полностью уничтожены после поражений якобитов в битвах при Бойне и битве при Огриме . В последующий период в Ирландии возобладали протестанты и были приняты репрессивные антикатолические законы .

Англия и Шотландия политически объединились в 1707 году после того, как короны обоих графств были объединены в 1603 году, но корона Ирландии не объединялась с Союзом до 1800 года. Частично привлекательность Союза для многих ирландских католиков заключалась в обещании католической эмансипации . разрешение римско-католическим депутатам, которых не допустили в ирландский парламент . Однако это было заблокировано королем Георгом III, который утверждал, что освобождение католиков нарушит его коронационную клятву , и не было реализовано до 1829 года.

Гэльские корни , определившие раннюю историю Ирландии, сохраняются и по сей день, несмотря на англизирование ирландской культуры и политики. Христианство стало видным выражением ирландской идентичности в Ирландии . Во время, предшествовавшее Великому голоду 1840-х годов, многие священники считали, что духовность прихожан имеет первостепенное значение, что привело к локальному преобразованию гэльских и католических традиций . [74]

Современный

[ редактировать ]

Гэльское возрождение в конце девятнадцатого века. — это национальное возрождение интереса к ирландскому языку (также известному как гэльге ) и гэльской культуре [75] (включая фольклор , спорт , музыку , искусство и т. д.) и был связанной частью большего кельтского культурного возрождения в Шотландии , Бретани , Корнуолле , континентальной Европе и среди общин кельтской диаспоры: ирландской , шотландской , бретонской , корнуэльской и валлийской . С такими организациями в Ирландии, как Conradh na Gaeilge и An Comunn Gàidhealach, пытающимися восстановить престиж гэльской культуры и социально-общинную гегемонию гэльских языков . Многие участники годов были вдохновлены этими идеалами, и поэтому, когда суверенное государство было сформировано в Ирландии , постколониальный энтузиазм по поводу повторной гэльизации Ирландии Ирландской революции 1912–1923 был высоким и поощрялся посредством государственного образования. Однако результаты были очень неоднозначными, и Gaeltacht , где проживали носители языка, продолжал сокращаться. В 1960-х и 70-х годах давление со стороны таких групп, как Misneach (при поддержке Máirtín Ó Cadhain ), Gluaiseacht Chearta Siabhialta na Gaeltachta и других; особенно в Коннемаре ; проложило путь к созданию таких агентств развития, как Údarás na Gaeltachta и государственное телевидение и радио на ирландском языке .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. До 1171 года череда верховных королей правила почти непрерывно; см . Список Верховных королей Ирландии .
  1. ^ Хотя в Ирландии существовала единая, сильная и объединяющая культура, «лоскутное одеяло» - очень распространенный способ описания политического устройства гэльской Ирландии. Например: Дайви О Кроинин (1995). Дайви О Кронин (ред.). Раннесредневековая Ирландия, 400–1200 гг . Том. 1. Лондон: Лонгман. п. 110. ИСБН  0-582-01566-9 . Ко времени появления наших самых ранних документальных свидетельств (текстов законов, генеалогий и анналов) представление об Ирландии как об унитарном государстве, управляемом «высшим королем», по-видимому, исчезло, уступив место лоскутному одеялу местных племенных королевств. , каждый из которых уверен в своей самобытности. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  2. ^ Симмс, Кэтрин (1978). «Гости и пиры в гэльской Ирландии». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии . 108 : 67–100. JSTOR   25508737 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Яски, Барт (2005). «Короли и королевская власть» . В Даффи, Шон (ред.). Средневековая Ирландия: Энциклопедия . Рутледж. стр. 417–422. ISBN  978-1-135-94824-5 . Архивировано из оригинала 26 февраля 2017 года . Проверено 15 октября 2016 г.
  4. ^ Грин, Миранда (1992). Животные в кельтской жизни и мифах . Лондон: Рутледж. п. 196. ИСБН  0-415-05030-8 . Архивировано из оригинала 26 февраля 2017 года . Проверено 15 октября 2016 г.
  5. ^ Канлифф, Барри В. (1997). Древние кельты . Издательство Оксфордского университета. стр. 208–210. ISBN  978-0-19-815010-7 . Архивировано из оригинала 27 февраля 2017 года . Проверено 15 октября 2016 г.
  6. ^ Даннинг, Рэй. Энциклопедия мировой мифологии . п. 91. [ нужна полная цитата ]
  7. ^ Кох, Джон Т. (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 332. ИСБН  978-1-85109-440-0 . Архивировано из оригинала 26 февраля 2017 года . Проверено 15 октября 2016 г.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б М. Де Паор – Л. Де Паор, Раннехристианская Ирландия, Лондон, 1958, с. 27.
  9. ^ Кьюсак, Мэри (1868). «Миссия святого Палладия». Иллюстрированная история Ирландии . Ирландские национальные публикации. Архивировано из оригинала 12 апреля 2020 года . Проверено 27 февраля 2018 г. - через LibraryIreland.com.
  10. ^ Эдмунд Лентал Свифт (1809). Жизнь и деяния святого Патрика: архиепископ, примас и апостол Ирландии . Компания Hibernia Press – через Archive.org.
  11. ^ Келли, Мэтью (1857). Календарь ирландских святых, мартиролог Таллаха с указанием святых покровителей Ирландии, а также избранные стихи и гимны . Дж. Маллани - через Интернет-архив. язычник.
  12. ^ Николлс, Кеннет В. (2003) [1972]. Гэльский и гэльизированная Ирландия в средние века (2-е изд.). Дублин: Лилипут Пресс.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Николлс, Кеннет В. (2008) [1987]. «Глава XIV: Гэльское общество и экономика» . В Косгроуве, Арт (ред.). Новая история Ирландии, Том II: Средневековая Ирландия, 1169–1534 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 397–438. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199539703.003.0015 . ISBN  978-0-19-953970-3 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 октября 2016 г.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Джиннелл, Лоуренс (1894). «Глава IV: Законодательные собрания» . Законы Брегона: Юридический справочник . Библиотека Ирландии. Архивировано из оригинала 17 марта 2016 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Симмс, Кэтрин (2000) [1987]. «Королевская администрация» . От королей к военачальникам: меняющаяся политическая структура гэльской Ирландии в позднем средневековье . Бойделл и Брюэр. п. 79. ИСБН  978-0-85115-784-9 . Архивировано из оригинала 26 февраля 2017 года . Проверено 15 октября 2016 г.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Даффи, Шон, изд. (2005). Средневековая Ирландия: Энциклопедия . Рутледж. п. 11. ISBN  978-1-135-94824-5 . {{cite encyclopedia}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  17. ^ Джеффрис, Генри А. «Культура и религия в Ирландии эпохи Тюдоров, 1494–1558 гг. (Источник замены)» . Университетский колледж Корка . Архивировано из оригинала 5 октября 2016 года . Проверено 23 июня 2008 г.
  18. ^ Даффи, Шон, изд. (2005). Средневековая Ирландия: Энциклопедия . Рутледж. п. 713. ИСБН  978-1-135-94824-5 . {{cite encyclopedia}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  19. ^ О Кронин, Дайви (1995). Раннесредневековая Ирландия, 400-1200 гг . Рутледж. п. 88. ИСБН  978-1-317-90176-1 . Архивировано из оригинала 26 февраля 2017 года . Проверено 15 октября 2016 г.
  20. ^ Куин, Э.Г. (1983). Словарь ирландского языка: компактное издание . Королевская ирландская академия. стр. 299, 507. ISBN.  978-0-901714-29-9 . Архивировано из оригинала 26 февраля 2017 года . Проверено 15 октября 2016 г.
  21. ^ Китинг, Джеффри (2002). «История Ирландии» . Университетский колледж Корка. Раздел 45. Архивировано из оригинала 21 декабря 2016 года . Проверено 18 июля 2009 г.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джиннелл, Лоуренс (1894). «Глава V: Классификация общества» . Законы Брегона: Юридический справочник . Библиотека Ирландии. Архивировано из оригинала 17 марта 2016 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
  23. ^ Келли, Фергюс. Путеводитель по раннему ирландскому праву . стр. 36–7.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Даффи, Шон, изд. (2005). Средневековая Ирландия: Энциклопедия . Рутледж. стр. 72–74. ISBN  978-1-135-94824-5 . {{cite encyclopedia}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  25. ^ Джиннелл, Лоуренс (1894). «Глава I: Древний закон» . Законы Брегона: Юридический справочник . Библиотека Ирландии. Архивировано из оригинала 13 апреля 2016 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Джиннелл, Лоуренс (1894). «Глава VII: Уголовное право» . Законы Брегона: Юридический справочник . Библиотека Ирландии. Архивировано из оригинала 6 апреля 2016 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
  27. ^ Келли, Фергюс. Путеводитель по раннему ирландскому праву . стр. 23–5, 52.
  28. ^ Келли, Фергюс. Путеводитель по раннему ирландскому праву . стр. 21–22.
  29. ^ Келли, Фергюс. Путеводитель по раннему ирландскому праву . стр. 13–14.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Британская энциклопедия (10-е изд.), 1902, стр. 639
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Британская энциклопедия (6-е изд.), 1823 г., стр. 588
  32. ^ Джойс, Патрик Уэстон (1906). «Глава XV: Семья, часть 2» . Меньшая социальная история Древней Ирландии . Библиотека Ирландии. Архивировано из оригинала 26 августа 2016 года . Проверено 14 июня 2012 г.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кенни, Джиллиан (2006). «Англо-ирландские и гэльские законы и традиции брака в Ирландии позднего средневековья» (PDF) . Журнал средневековой истории . 32 . Эльзевир: 27–42. дои : 10.1016/j.jmedhist.2005.12.004 . S2CID   159684335 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 августа 2017 года . Проверено 25 мая 2019 г.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Коннолли, Шон Дж (2007). «Глава 2: Позднесредневековая Ирландия: Ирландцы». Спорный остров: Ирландия 1460–1630 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 20–24 . ISBN  978-0-19-820816-7 .
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Джиннелл, Лоуренс (1894). «Глава VIII: Минорес» . Законы Брегона: Юридический справочник . Библиотека Ирландии. Архивировано из оригинала 12 сентября 2016 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
  36. ^ Джойс, Патрик Уэстон (1906). «Глава XVI: Дом, конструкция, форма и размер» . Меньшая социальная история Древней Ирландии . Библиотека Ирландии. Архивировано из оригинала 17 апреля 2016 года . Проверено 14 июня 2012 г.
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джойс, Патрик Уэстон (1906). «Глава XVI: Дом, внутреннее устройство и спальные помещения» . Меньшая социальная история Древней Ирландии . Библиотека Ирландии. Архивировано из оригинала 26 августа 2016 года . Проверено 14 июня 2012 г.
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Барри, Терри (1995). Сельское поселение в Ирландии в средние века: обзор (PDF) . Ruralia 1. Архивировано из оригинала (PDF) 2 июня 2010 года . Проверено 17 ноября 2010 г.
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г О'Киф, Тадг (1995). Сельское поселение и культурная самобытность в гэльской Ирландии (PDF) . Ruralia 1. Архивировано из оригинала (PDF) 2 июня 2010 года . Проверено 17 ноября 2010 г.
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гласскок, Робин Эдгар (2008) [1987]. «Глава 8: Земля и люди, около 1300 г.». В Косгроуве, Арт (ред.). Новая история Ирландии, Том II: Средневековая Ирландия 1169–1534 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 205–239. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199539703.003.0009 .
  41. ^ Тацит , Агрикола 24
  42. ^ Джойс, Патрик Уэстон (1906). «Глава XXIV: Передвижение и торговля, внешняя торговля» . Меньшая социальная история Древней Ирландии . Библиотека Ирландии. Архивировано из оригинала 26 августа 2016 года . Проверено 22 сентября 2013 г.
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эванс, Э. Эстин (2000). «Балли и Були». Ирландские народные обычаи . Публикации Курьера Дувра. стр. 27–38.
  44. ^ Джойс, Патрик Уэстон . Меньшая социальная история древней Ирландии (1906). Глава 24, часть 1. Архивировано 23 января 2017 года в Wayback Machine . Библиотека Ирландии.
  45. ^ Джойс, Патрик Уэстон (1906). «Глава XXIV: Передвижение и торговля, верховая езда» . Меньшая социальная история Древней Ирландии . Библиотека Ирландии. Архивировано из оригинала 26 августа 2016 года . Проверено 4 декабря 2012 г.
  46. ^ Джойс, Патрик Уэстон (1906). «Глава XXIV: Передвижение и торговля, колесницы и автомобили» . Меньшая социальная история Древней Ирландии . Библиотека Ирландии. Архивировано из оригинала 27 августа 2016 года . Проверено 4 декабря 2012 г.
  47. ^ Джойс, Патрик Уэстон (1906). «Глава XXIV: Передвижение и торговля, сообщение по воде» . Меньшая социальная история Древней Ирландии . Библиотека Ирландии. Архивировано из оригинала 10 августа 2016 года . Проверено 4 декабря 2012 г.
  48. ^ Gaelicattire.com
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Коннолли, Шон Дж (2007). «Пролог». Спорный остров: Ирландия 1460–1630 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 7 . ISBN  978-0-19-820816-7 .
  50. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Логан, Джеймс (1831). Шотландский Гаэль . Смит, Элдер и Ко.
  51. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Топография Ирландии, составленная Гиральдусом Камбренсисом. Архивировано 17 июня 2016 года в Wayback Machine (перевод на английский язык).
  52. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Джойс, Патрик Уэстон (1906). «Глава XVIII: Одежда и личные украшения, Человек и туалет» . Меньшая социальная история Древней Ирландии . Библиотека Ирландии. Архивировано из оригинала 26 августа 2016 года . Проверено 14 июня 2012 г.
  53. ^ Бартлетт, Роберт (1994), «Символические значения волос в средние века», Труды Королевского исторического общества , Шестая серия, 4 : 43–60, doi : 10.2307/3679214 , ISSN   0080-4401 , JSTOR   3679214 , S2CID   147186360
  54. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час О Клеири, Кормак (1997). Ирландская приграничная война: пример пятнадцатого века (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 декабря 2010 года.
  55. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Даффи, Шон, изд. (2005). Средневековая Ирландия: Энциклопедия . Рутледж. стр. 54–55. ISBN  978-1-135-94824-5 . {{cite encyclopedia}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  56. ^ Фланаган, Мария Тереза ​​(1996). «Война в Ирландии двенадцатого века». Военная история Ирландии . Издательство Кембриджского университета. стр. 52–75.
  57. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флад, Уильям Х. Граттан (1905). История ирландской музыки: Глава III: Древние ирландские музыкальные инструменты . Архивировано из оригинала 26 августа 2016 года . Проверено 15 октября 2010 г.
  58. ^ Ричард Уорнер «Туатал Техтмар: миф или древние литературные свидетельства римского вторжения?
  59. ^ Даффи, Шон. Средневековая Ирландия: Энциклопедия. Рутледж, 2005. стр.698.
  60. ^ Кьюсак, Мэри (1868). «Миссия святого Палладия». Иллюстрированная история Ирландии. Ирландские национальные публикации. Архивировано из оригинала 12 апреля 2020 года. Проверено 27 февраля 2018 года на LibraryIreland.com.
  61. ^ Эдмунд Ленталь Свифт (1809). Жизнь и деяния святого Патрика: архиепископ, примас и апостол Ирландии. Компания Hibernia Press – через Archive.org.
  62. ^ Лэнг, Ллойд Роберт (2006). Археология кельтской Британии и Ирландии ок. 400–1200 гг. н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 324. ISBN   978-0-521-83862-7 . Жители территории нынешнего графства Антрим в Ирландии были известны как шотландцы. Это имя они перенесли на территорию нынешнего Аргайла и прилегающих островов, где они основали королевство Дал Риата.
  63. ^ Маркус, GJ Завоевание Северной Атлантики. Бойделл и Брюэр, 2007 [1980]. п. 21
  64. ^ Флехнер и Мидер, стр. 231–241.
  65. ^ Коннолли SJ (1998). Оксфордский справочник по истории Ирландии. Издательство Оксфордского университета. п. 580
  66. ^ Скин 1867, с. 83.
  67. ^ «Коронация последнего шотландского верховного короля Ирландии - Новости и события Тринити» . Архивировано из оригинала 31 октября 2019 года. Архивировано 12 ноября 2020 года в Wayback Machine.
  68. ^ МакКорт, Мэлаки (2004). История Ирландии Мэлаки МакКорта . Беговой пресс. ISBN  978-0-7624-1965-4 . По Виндзорскому договору Рори признал Генриха II сюзереном и пообещал платить ему ежегодную дань, собираемую со всей Ирландии. Со своей стороны, Рори останется королем Коннахта и верховным королем всех непокоренных земель Ирландии.
  69. ^ Бенхэм, Дженни (3 мая 2018 г.), «Виндзорский договор (1175 г.)», Энциклопедия дипломатии, John Wiley & Sons, Ltd, стр. 1–4, дои : 10.1002/9781118885154.dipl0496 , ISBN   978-1-118-88791-2
  70. ^ Лайдон, Джеймс (май 1995 г.). «Ирландия и английская корона, 1171–1541». Ирландские исторические исследования. Издательство Кембриджского университета. 29 (115): 281–294: 282. doi:10.1017/S0021121400011834. JSTOR 30006815.
  71. ^ «черная аренда» . Оксфордский спутник по истории Ирландии (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. 2007. ISBN  9780199234837 .
  72. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эллис, Стивен (2014). Создание Британских островов: Государство Британия и Ирландия, 1450–1660 гг. Рутледж. п. 296.
  73. ^ Сас, Маргарет (2007). Шотландские горцы и коренные американцы. Университет Оклахомы Пресс. п. 48.
  74. ^ Ларкин, Эммет (июнь 1972 г.). «Религиозная революция в Ирландии, 1850-75». Американский исторический обзор . 77 (3): 625–652. дои : 10.2307/1870344 . JSTOR   1870344 .
  75. ^ Блэкшир-Белей, Кэрол (1994). Текущие проблемы приобретения и развития второго языка. Университетское издательство Америки. п. 32. ISBN   0-8191-9182-5 . Проверено 30 января 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Келли, Фергус (1988). Путеводитель по раннему ирландскому праву . Серия 3 раннего ирландского права. Дублин: DIAS . ISBN  0901282952 .
  • Даффи, Патрик Дж.; Дэвид Эдвардс; Элизабет ФитцПатрик, ред. (2001). Гэльская Ирландия, ок. 1250—ок.1650: земля, помещичье землевладение и поселение . Дублин: Four Courts Press.
  • Фитцпатрик, Элизабет (2004). Королевская инаугурация в гэльской Ирландии ок. 1100–1600: исследование культурного ландшафта . Исследования по кельтской истории 22. Вудбридж: Бойделл.
  • Муни, Кэнис (1969). Церковь в гэльской Ирландии, тринадцатый-пятнадцатый века . История ирландского католицизма 2/5. Дублин: Гилл и Макмиллан.
  • Николлс, Кеннет В. (2003) [1972]. Гэльский и гэльизированная Ирландия в средние века (2-е изд.). Дублин: Лилипут Пресс.
  • Симмс, Кэтрин (1987). От королей к военачальникам: меняющаяся политическая структура гэльской Ирландии в позднем средневековье . Исследования по кельтской истории 7. Вудбридж: Бойделл.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c8df7732cce38b2fe47dee9c5e8c3785__1720591860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/85/c8df7732cce38b2fe47dee9c5e8c3785.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gaelic Ireland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)