День Рена

День крапивника ( ирландский : Lá an Dreoilín ), или День охоты на крапивника ( мэнский : Shelg yn Dreean ), — ирландский и мэнский обычай, отмечаемый 26 декабря, в День Святого Стефана . Традиционно мужчины и мальчики охотились на крапивника и помещали его на посох, украшенный падубом, плющом и лентами, или выставляли его в украшенной коробке на вершине шеста. Его маршировала по окрестностям группа «Ренбоев», обычно одетых в соломенные маски, зелень и яркую пеструю одежду, которые пели песни и играли музыку в обмен на пожертвования. На острове Мэн люди после этого устроили похороны крапивника и танцевали вокруг шеста крапивника. День крапивника возрождается с конца 20 века, хотя на крапивника больше не охотятся, а чучело крапивника вместо него используют . Подобные новогодние традиции существовали в некоторых частях Британии и Франции до девятнадцатого века. Предполагается, что эта традиция происходит от кельтского язычества .
Ирландская традиция
[ редактировать ]
Исторически сложилось так, что вплоть до середины 20-го века в сельской Ирландии группы мужчин и мальчиков охотились на крапивника (также произносится как крапивник ). [1] в День Святого Стефана. Палками били кусты и живую изгородь, а когда вылетел крапивник, пытались сбить птицу, бросая в нее палки, камни и другие предметы. [2] Считалось, что тому, кто убил крапивника, везет в течение года. [2]
Мертвого крапивника обычно привязывали к верхушке длинного посоха, украшенного остролистом, плющом и разноцветными лентами. [3] [4] Группа «Ренбоев» или «Дролунов» ( по-ирландски : lucht an dreoilín ), одетых в соломенные маски и костюмы, затем несла его процессией по окрестностям. Они пели песни о крапивнике под звуки барабанов , флейт и мелодеонов , ходя от дома к дому, собирая деньги, еду и питье. [3]
Сегодня охота на крапивника больше не проводится, но День Крапивника сохранился или возродился в нескольких городах и деревнях, таких как Дингл в графстве Керри. Группы крапивников проводят небольшие парады и носят с собой чучела или искусственные крапивники. [2] [5] Обычно они собирают деньги на благотворительность или устраивают для города танцы или «Бал Рена». [4]
Ренбои имеют некоторое сходство со скеклерами Шетландских островов . [6]
Песня
[ редактировать ]Ходя от дома к дому, Ренбои пели песню, вариаций которой существует множество, прося пожертвования. Одна вариация, исполняемая в Эдмондстауне , графство Дублин, исполнялась как таковая (последние две строчки из которой используются в нескольких праздничных британских песнях и стишках для попрошайничества, включая « Рождество приближается »):
Крапивник, король всех птиц
День Святого Стефана был застигнут врасплох
Вся ее одежда была порвана, все ее туфли были изношены.
Вверх с чайником и вниз со сковородой
Дайте нам копейку, чтобы похоронить "рана"
Если у тебя нет ни пенни, хватит и полпенни.
Если у вас нет полпенни, да храни вас Бог! [7]
В записи 1978 года старый певец Сосам О Хеанаи рассказывает о мероприятиях Дня Рена и традициях, лежащих в основе этой традиции. Он поет макаронный англо ирландский - текст: «Крапивник, крапивник , король птиц». [8]
Мэнская традиция
[ редактировать ]
охотились на крапивника Традиционно на острове Мэн каждый день Святого Стефана, как и в Ирландии. [9] Обычно тело крапивника подвешивают внутри шарообразной рамы, сделанной из двух венков падуба или плюща, называемой «Куст крапивника», которую можно украсить лентами. [9] В некоторых деревнях тело крапивника выставляли в небольшом деревянном ящике с окнами, украшенном зеленью и лентами, который назывался «Дом крапивника». [9] Эти кусты крапивников или дома крапивников держались на шестах и возились по окрестностям «крапивниками», некоторые из которых были украшены зеленью или развевались цветными знаменами. [9] Напевая «Охоту на крапивника» ( Shelg yn Dreean ) и стуча в барабаны, они ходили от дома к дому, прося монеты. Когда давали монету, даритель мог получить перо крапивника. Эти перья хранили или носили в качестве амулета , защищающего от сверхъестественного вреда и колдовства . [9]
В конце дня крапивника устроили отпевание, и его похоронили в приходской церкви при свете факелов. [9] Джордж Уолдрон записал в 1731 году, что они похоронили крапивника «с причудливой торжественностью, распевая панихиды над ней на мэнском языке ». [9] По словам фольклориста Моны Дуглас , после этого живого крапивника поместили в клетку внутри Крапивника, и люди танцевали вокруг него. Затем этого крапивника отпустили на свободу, прежде чем на могиле мертвого крапивника сожгли куст. [9] Мэнский фольклор гласил, что дух крапивника будет возрождаться каждый год. [9] По словам Дугласа, в восемнадцатом веке церковь острова Мэн относилась к церемонии враждебно, но знала, что не сможет ее предотвратить. Она написала, что, когда группа прибыла в церковь с принесенным в жертву крапивником, викарий «позаботился о том, чтобы не присутствовать на происходящем, поскольку в то время церковь не одобряла их как языческих и суеверных». [9]
Традиция была возрождена на острове Мэн в 1990-х годах. Сегодня это в основном включает в себя музыку, пение и танцы вокруг украшенного крапивника или шеста, в который помещен чучело или искусственный крапивник. [10] [11]
Источник
[ редактировать ]
Праздник крапивника, возможно, возник из кельтской мифологии . [12] В конечном счете, источником может быть Самайн , или зимнее жертвоприношение или праздник, поскольку в кельтской мифологии крапивник считался символом прошедшего года (европейский крапивник известен своей привычкой петь даже в середине зимы, а его название в Нидерландах, «зимний король» отражает это); Кельтские названия крапивника ( драуэнниг, дрейн, дриатан, дрю и др.) также предполагают связь с друидскими ритуалами. [ по мнению кого? ]
Ллеу Ллау Гиффес , валлийский герой, завоевывает себе имя, ударив или убив крапивника. Он ударяет крапивника «между сухожилием и костью его ноги», в результате чего Арианрод , его мать, говорит: «Светволосый ударил его умелой рукой». При этом Гвидион появляется , его приемный отец, и говорит: «Ллеу Ллау Гиффес»; «Белокурый с умелой рукой» теперь его зовут». [ проверить синтаксис цитаты ]
На острове Мэн охота на крапивника ( мэнский язык : shelg yn drean ) связана с древней волшебницей или «королевой фей» (или богиней) по имени «Техи Теги», что на языке переводится как «прекрасная собирательница». британский (мэнцы говорили на британском языке до того, как перешли на гэльский). История гласит, что Техи Теги была настолько красива, что все мужчины острова следовали за ней в надежде жениться на ней и пренебрегали своими домами и полями. Техи Теги отвела своих женихов к реке и утопила их. Ей пришлось противостоять, но она превратилась в крапивника и сбежала. Ее изгнали с острова, но она возвращается раз в год, когда на нее охотятся. [13] [14]
Параллельные традиции
[ редактировать ]Типичная охота на крапивника происходила в Ирландии, на острове Мэн, Уэльсе, Англии и Франции, «районах, где кельтские традиции прочно укоренились». [15] Хотя существовали некоторые региональные различия, основная схема ритуала была одинаковой, где бы он ни происходил. [15] На Британских островах и в Ирландии охота на крапивника обычно проводилась в День святого Стефана , но охота на крапивника также проводилась в канун Рождества , канун Нового года , первый день Нового года и двенадцатый день (5 января). [16] К началу 20 века индустриализация и изменение убеждений начали разрушать эту традицию. [17]
Уэльс
[ редактировать ]В Уэльсе традиция «охоты на крапивника» ( валлийский : Helar Dryw ) имела место каждый двенадцатый день, и эта практика продолжалась в Пембрукшире до начала двадцатого века. [18] Подобно некоторым мэнским традициям, в Уэльсе мертвого крапивника обычно помещали в «Дом крапивника» - небольшой деревянный ящик с окнами, украшенный зеленью и лентами, - который затем носили по окрестностям «носители крапивников». [19] В некоторых случаях «крапивники» ловили живого крапивника и помещали его в Дом Крапивника, а затем крапивники призывали людей делать подношения маленькому «королю» до конца дня, пока птица не была выпущена на свободу. [20]
Англия
[ редактировать ]Эта традиция существовала в некоторых частях Англии, но постепенно вымерла или была подавлена властями к середине девятнадцатого века. [18] В конце 20-го века Пит Дженнингс и танцовщицы Old Glory Molly возобновили охоту на крапивников в Саффолке , и с 1994 года она проводится в Миддлтоне вечером каждого Дня подарков . [21]
Франция
[ редактировать ]Похожая традиция проводится в первое воскресенье декабря в некоторых частях Южной Франции , включая Каркассон . [22] Джеймс Джордж Фрейзер описывает в своей книге «Золотая ветвь» ритуал охоты на крапивников в Каркассоне . Праздник короля Уазо , впервые зарегистрированный в 1524 году в Пюи-ан-Веле , действует до сих пор. [23]
Галисия
[ редактировать ]В Галисии , Испания , была исполнена Caceria do rei Charlo (Погоня короля Карла). Жители Виланова-де -Лоренса преследовали крапивника и, привязав его к столбу, выставляли его напоказ и показывали настоятелю местного монастыря, который затем предлагал им еду и питье и назначал двух руководителей местного города. совет из четырех кандидатов, предложенных горожанами. Эта традиция зафиксирована с 16 века. [24] Неясно, в какой конкретный день исполнялась эта традиция; источники называют его «Новым годом», что может относиться не к Новому году по григорианскому календарю , а к дню после Рождества, который в то время считался концом года. [25]
Популярные песни
[ редактировать ]В 1955 году Лиам Клэнси записал «The Wran Song» («Песня крапивника»), которую пели в Ирландии крапивники. [26] В 1972 году Стилей Спэн записал «The King» на альбоме « Please to See the King» , что также отражает традицию; для своего альбома Time они сделали еще одну версию, «The Cutty Wren», названную в честь традиционной английской народной песни . "Hunting the Wren" появляется в Джона Киркпатрика альбоме Wassail! . The Chieftains сделали сборник мелодий ренбоя на альбоме The Bells of Dublin . В песне « Мальчики из Барра на Срайде », основанной на стихотворении Сигерсона Клиффорда , охота на крапивника также является важной темой. Альбом Ланкума 2019 года The Livelong Day включает трек под названием «Hunting the Wren», который отсылает к некоторым легендам и практикам, связанным с Днем Рена.
"The Wren [Wran] Song" также входит в альбом Clancy Brothers и Томми Макема 1995 года Ain't It Grand Boys: A Collection of Unissued Gems и является последней песней в "Children's Medley". [27]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Рождество и Новый год в Ирландии давно» . Ballinagree.freeservers.com . Проверено 15 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Лоуренс, Элизабет Этвуд (1997). Охота на крапивника: превращение птицы в символ . Университет Теннесси Пресс. стр. 46–48, 60–63.
- ^ Jump up to: а б Лоуренс, Элизабет Этвуд (1997). Охота на крапивника: превращение птицы в символ . Университет Теннесси Пресс. стр. 55–56.
- ^ Jump up to: а б Эвелет, Роуз . «Ирландцы праздновали день после Рождества, убивая крапивников» . Смитсоновский журнал . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «Рен Дэй: «Те, кто был до нас, поддерживали это из поколения в поколение» » . Ирландские Таймс .
- ^ Смит, Лаура (30 октября 2020 г.). «Честная правда: жуткий шаг назад во времени к скеклингу, древней шетландской форме маскировки на Хэллоуин» . «Санди пост» . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Школьный сборник, том 0797, стр. 44
- ^ «Сведения о крапивнике» . Архивы Джона О'Иней . 2 марта 1978 года . Проверено 7 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Лоуренс, Элизабет Этвуд (1997). Охота на крапивника: превращение птицы в символ . Университет Теннесси Пресс. стр. 48–53.
- ^ Охота на крапивника . Би-би-си на острове Мэн.
- ^ «Охота на крапивника: популярность древних мэнских традиций растет» . Новости Би-би-си . 26 декабря 2021 г.
- ^ Европейская символическая охота на евразийского крапивника исследуется Элизабет Этвуд Лоуренс, « Охота на крапивника: трансформация птицы в символ» (Университет Теннесси), 1997.
- ^ «Техи Теги» . Atlanticreligion.com . 25 октября 2013 года . Проверено 15 января 2018 г.
- ↑ Hunting the Wren , bbc.co.uk, 23 декабря 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Лоуренс, Элизабет Этвуд (1997). Охота на крапивника: превращение птицы в символ . Университет Теннесси Пресс. п. 60.
- ^ Лоуренс, Элизабет Этвуд (1997). Охота на крапивника: превращение птицы в символ . Университет Теннесси Пресс. п. 47.
- ^ Лоуренс, Элизабет Этвуд (1997). Охота на крапивника: превращение птицы в символ . Университет Теннесси Пресс. п. 63.
- ^ Jump up to: а б Лоуренс, Элизабет Этвуд (1997). Охота на крапивника: превращение птицы в символ . Университет Теннесси Пресс. п. 66.
- ^ Лоуренс, Элизабет Этвуд (1997). Охота на крапивника: превращение птицы в символ . Университет Теннесси Пресс. п. 53.
- ^ Лоуренс, Элизабет Этвуд (1997). Охота на крапивника: превращение птицы в символ . Университет Теннесси Пресс. п. 59.
- ^ Старая слава и Катти Рен Пита Дженнингса.
- ^ Золотая ветвь Джеймса Джорджа Фрейзера, NuVision Publications, LLC, 2006, ISBN 1-59547-959-7 , ISBN 978-1-59547-959-4 . стр.294-295
- ^ «Праздник Царя Птицы» . Одинокая планета . Проверено 13 апреля 2020 г.
- ^ ФЕРНАНДО АЛОНСО РОМЕРО. «Охота на крапивника: анализ древней охоты в кельтских странах» (PDF) . Anuariobrigantino.betanzos.net . Проверено 15 января 2018 г.
- ^ «Охота на крапивника: анализ древней охоты в кельтских странах» Фернандо Алонсо Ромеро в Ануарио Бригантино, выпуск 24, 2001 г.
- ^ Пример: «The Wren The Wren» , Celtic Tradition, Amiga, 1987.
- ^ «Разве это не Grand Boys: Коллекция неизданных драгоценных камней» , братья Клэнси и Томми Макем, Columbia Records, 1995. Детская попурри , там же.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архивная аудиозапись песни Рена в исполнении Уилла Мерфи, Коллиерс, Ньюфаундленд.
- Обсуждения песни Рена
- Охотьтесь на крапивника на острове Мэн
- Справочник птиц мира: семейный отчет Крапивников
- Охота на крапивника на полуострове Дингл — превосходный отчет о происхождении, истории, современных аспектах и международных связях крапивника.
- Странная сторона дня Святого Стефана в Ирландии и других странах (Fustar.info)
- Фестиваль мальчиков Рена
- День Рена
- Песни Дня Рена
- Охота на крапивника , bbc.co.uk, 23 декабря 2005 г.