Испанская армада в Ирландии
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2015 г. ) |
Испанская армада в Ирландии относится к высадке на побережье Ирландии в сентябре 1588 года большой части флота численностью 130 человек, посланного Филиппом II для вторжения в Англию .
После поражения в морском сражении при Гравелине Армада попыталась вернуться домой через Северную Атлантику , но была сбита сильными штормами с курса к западному побережью Ирландии. Перспектива высадки испанцев встревожила дублинское правительство королевы Елизаветы I , которое предписало суровые меры для испанских захватчиков и всех ирландцев, которые могли им помочь.
До 24 кораблей Армады потерпели крушение на скалистой береговой линии протяженностью 500 км, от Антрима на севере до Керри на юге, и угроза власти Короны была легко побеждена. Многие из выживших после многочисленных затонувших кораблей были казнены, а остальные бежали через море в Шотландию. По оценкам, около 6000 членов флота погибли в Ирландии или у ее берегов.
Фон
[ редактировать ]Испанская армада представляла собой флот из 130 кораблей, отплывший из Ла-Коруньи в августе 1588 года под командованием герцога Медины-Сидонии с целью сопровождения армии из Фландрии для вторжения в Англию . Он встретил вооруженное сопротивление в Ла-Манше , когда атака боевого корабля у Кале нарушила его строй и была отброшена в Северное море после битвы при Гравелине .
Когда флот вошел в Северное море, под командованием Медина-Сидонии осталось 110 кораблей. Многие из них были повреждены обстрелами или у них заканчивались запасы, что делало их непригодными для службы в Атлантическом океане. Некоторые повредили якоря во время полета с боевых кораблей, что серьезно ограничило их способность ориентироваться вблизи берега. Также командиры Армады допустили крупную навигационную ошибку, из-за которой флот слишком приблизился к опасным атлантическим побережьям Шотландии и Ирландии.
Курс домой
[ редактировать ]Намеченный курс
[ редактировать ]После Гравелина командиры Армады провели совещание на флагманском корабле Сидонии. Некоторые предлагали курс на Норвегию, другие на Ирландию. Адмирал сделал свой выбор, и флоту были отданы приказы:

Курс, который следует держать в первую очередь, — на север/северо-восток, пока вы не окажетесь ниже 61 с половиной градуса; а затем принять большую осторожность, чтобы не попасть на остров Ирландия из страха перед вредом, который может случиться с вами на этом побережье. Затем, отделившись от этих островов и обойдя мыс вдвое под углом 61 с половиной градуса, вы должны бежать на запад/юго-запад, пока не окажетесь под 58 градусами ; и оттуда на юго-запад до высоты 53 градусов ; а затем на юг/юго-запад, направляясь к мысу Финистерре и таким образом обеспечив себе вход в Гройне Ла-Корунья , или в Феррол , или в любой другой порт побережья Галисии . [1]
Флот должен был подойти к побережью Норвегии, прежде чем направиться к меридиану Шетландских островов и далее к Роколлу . Это позволило пройти за пределы северной оконечности Шетландских островов, очистив побережье Шотландии на расстоянии 160 км. Выйдя в широкую Атлантику, корабли должны были направиться к точке в 645 км за устьем реки Шеннон на западном побережье Ирландии, обеспечивая себе свободный путь к северной Испании. [2]
Пройденный курс
[ редактировать ]Приказам Армады следовать было практически невозможно. Погода была трудная. Многие корабли и члены их экипажей терпели сильное бедствие. Карты штурманов были примитивны, [3] и их лучшая подготовка и опыт в методах счисления пути и плавания по широте далеко не соответствовали тому, что было необходимо для благополучного возвращения флота домой. [4]
Армаде не удалось удержать курс вокруг севера Шетландских островов в 61 час. 1 ⁄ 2 'н. Вместо этого 20 августа он благополучно прошел на юг, между Оркнейскими и островами Фэр-Айлом , и был унесен в Атлантику примерно в 59°. 1 ⁄ 2 'н. Оттуда он должен был плыть из Норт-Уиста на Гебридских островах , пока не увидел далекий остров Роколл , но снова потерпел неудачу. С 21 августа по 3 сентября дули южные ветры, вызванные антициклоном над Скандинавией, что помешало флоту двигаться с запада на юго-запад, как было приказано. В одном отчете отражено разочарование мореплавателей: «Мы плыли, не зная куда, сквозь постоянные туманы, штормы и шквалы». [5]

Приказы о плавании оказались бесполезными из-за погоды, но просчет позиции Армады во многом способствовал ее разрушению. Штурманы не знали о влиянии течения Гольфстрим , идущего на восток , которое, должно быть, препятствовало продвижению флота – возможно, на целых 30 км в день. Капитан « Сан-Хуан Баутиста» Маркос де Арамбуру вел журнал своего продвижения с конца августа, когда остальная часть флота была в пределах видимости. Из его наблюдений можно сделать вывод, что расчетное положение его корабля, когда он повернул домой, было совершенно неверным: примерно в 480 км к западу: его реальное положение находилось на востоке, в опасной близости от побережий Шотландии и Ирландии. Этот единственный недостаток «имел разницу между безопасностью и катастрофой». [6]
После семи недель в море возможность выйти на берег, взять припасы и произвести ремонт, должно быть, была желанной, но навигация в этих водах требовала глубоких знаний. Опыт испанских мореплавателей в хитросплетениях североатлантических условий в основном сводился к торговым плаваниям на юг и юго-запад Ирландии, и вполне вероятно, что лоцманы флота предпочитали держать курс Сидонии, несмотря на трудности на борту своих кораблей.
Большая часть флота – 84 корабля – избежала высадки, и большинство из них добрались домой, хотя и в разной степени бедствия. Остальные были вынуждены двигаться к побережью Ирландии (около 28 человек), включая несколько галеонов и множество торговых судов. Последние были переоборудованы для боя и сильно протекали, поднимаясь в море с сильно поврежденными мачтами и такелажем, а также с отсутствующей большей частью якорей. Корабли, судя по всему, поддерживали контакт до начала сентября, когда их разбросал юго-западный шторм (описанный в современном отчете ирландского правительственного чиновника как шторм, «подобный которому не видели и не слышали в течение длительного времени). "). Через несколько дней этот потерянный флот достиг берега Ирландии.
Подготовка правительства
[ редактировать ]Главой администрации английской короны в Дублине был лорд-заместитель Уильям Фицуильям . В августе 1588 года ему были представлены достоверные сведения о том, что битва в Ла-Манше была выиграна испанцами и что вторжение в Англию должно быть завершено. Тогда стало понятно, что испанцы находятся в Атлантике и весь флот вот-вот обрушится на побережье Ирландии. Степень тревоги среди англичан в Дублине была чрезвычайной, и Фицуильям распространил ложные сообщения о том, что из Англии должно прибыть подкрепление в составе 10 000 солдат.
Англичане опасались, что испанцы высадятся дисциплинированными формированиями, а ирландцы поднимутся, чтобы присоединиться к ним с территорий, которые были почти вне контроля правительства. Но вскоре в Уотерфорде и Дублине были получены надежные сведения о том, что корабли хаотично приближались к разным местам в провинциях Ольстер , Коннахт и Мюнстер вдоль береговой линии протяженностью 300 миль (480 км). Фицуильям приказал схватить и повесить всех испанцев; и что любой, кто им помогает, будет подвергнут пыткам и обвинен в предательстве Короны.
выход на берег
[ редактировать ]Мюнстер
[ редактировать ]Армада впервые вышла на берег в южной провинции Мюнстер, которая была колонизирована англичанами в 1583 году после подавления последнего восстания Десмонда . Фицуильям получил приказ из Лондона возглавить туда экспедицию, а разведданные от губернатора Коннахта Ричарда Бингэма вскоре подтвердили, что дальнейшие высадки на берег совершаются по всему западу и северу страны.
Томонд: Многие корабли были замечены у берегов графства Клэр : четыре в Луп-Хед , два из которых потерпели крушение, в том числе «Сан-Эстебан» (700 тонн, 264 человека) в Дунбеге и, вероятно, сильно поврежденный «Сан-Маркос» (790 тонн, эскадра Португалия, 409 человек, 33 орудия) в Лурга-Пойнт (современный Сифилд, Квилти, графство Клэр ) на острове Бараний. Все выжившие были казнены шерифом Клэр Боэцием МакКлэнси (некоторые, согласно традиции, на холме Виселицы, но, скорее всего, в Кнок-на-Крокайре, Спэниш-Пойнт).
Семь кораблей стояли на якоре на Разбросанных дорогах , вероятно, с лоцманом, знавшим побережье. Их десант был отбит, но им удалось захватить некоторые припасы и отремонтировать свои корабли. Один галеон «Анунсиада» (703 тонны, 24 орудия, 275 человек) был обстрелян и затоплен у Килруша 12 сентября. [7] и экипаж перешел в Барко-де-Данциг , который благополучно добрался до Испании после того, как эскадра покинула устье Шеннона 11 сентября.
Острова Бласкет: Один из командующих армадой, Хуан Мартинес де Рекальде , действительно имел опыт работы на ирландском побережье: в 1580 году он высадил папский отряд вторжения на полуостров Дингл , в преддверии осады Смервика , и сумел уклониться от Английская эскадра военных кораблей. В Армаде он командовал галеоном Сан -Жуан-де-Португалия (1150 тонн, 500 человек, 50 орудий) Бискайской эскадры, которая вступила в бой с английским флотом в Ла-Манше и сдерживала Фрэнсиса Дрейка в «Мести» , Джона Хокинса в «Победе» , и Мартин Фробишер в «Триумфе» .
После поражения при Гравелине галеон Рекальде возглавил «Сан-Хуан-де-Баутиста» (750 тонн, 243 человека) и еще одно небольшое судно (почти наверняка шотландское рыболовное судно, захваченное для помощи в навигации и прибрежных работах). Когда эти корабли приблизились к побережью Керри , наблюдатели Рекальда увидели гору Брэндон на полуострове Дингл , а на западе — высокие острова Бласкет , сложный архипелаг, усеянный рифами.
Рекальде направился к островам в поисках убежища, плывя на волнах через узкую пропасть на восточной оконечности острова Грейт-Бласкет . Его галеон добрался до спокойной воды и бросил якорь на песчаном дне под отвесными скалами. Сан-Хуан-де-Баутиста и вскоре последовал удар. Якорная стоянка гарантировала, что единственный ветер, который мог отогнать корабли, вынесет их в открытое море. Это был трудный маневр, требовавший предварительного знания береговой линии.

Корабли Рекальда оставались в своем укрытии в течение нескольких дней, а королевские силы во главе с Томасом Норрисом (братом солдата Джона Норриса ) и Эдвардом Денни (мужем леди Денни) прибыли в Дингл, чтобы защититься от высадки. Рекальде отправил на берег разведывательный отряд, но все восемь членов были взяты в плен. На каком-то этапе из-за западного шторма Португалия столкнулась с Сан-Хуан-де-Баутиста , а когда ветер утих, другой корабль, Санта-Мария-де-ла-Роза (900 тонн, 297 человек: эскадра Гипускоа), вошел в пролив с севера и открыл огонь. пистолет в качестве сигнала бедствия.
Когда прилив пошел на убыль , корабли Рекальде стояли на якоре в более защищенной части пролива, в то время как Санта-Мария-де-ла-Роза дрейфовала, а затем просто затонула - возможно, при ударе о скалу Стромболи - оставив одного выжившего на допрос англичанам. По информации выжившего, капитан « Санта-Мария-де-ла-Роза» назвал пилота предателем и пронзил его мечом, когда корабль начал тонуть; он также утверждал, что принц Асколи, сын короля Испании, затонул вместе с кораблем — эта информация была ложной, но оказалась полезной пропагандой для англичан.
В пролив вошли еще два корабля — «Сан-Хуан-де-Рагуза» (650 тонн , 285 человек), другой — неопознанный. Сан-Хуан-де-Рагуза терпел бедствие и затонул — возможно, ударившись о риф Данбинна. Сан-Хуан-де-Баутиста попытался воспользоваться отливом и плыть на юг, из пролива, но в конечном итоге свернул во время прилива, чтобы избежать многочисленных рифов, прежде чем плыть через северо-западный проход. После трудной ночи команда была встревожена, снова оказавшись в устье звука. Но ветер дул с юго-востока, и 25 сентября Сан-Хуан-де-Баутиста, наконец, спасся и добрался домой в Испанию через ужасный шторм.
Через три дня Рекальде вывел оставшиеся корабли из пролива и доставил их в Испанию, где мгновенно погиб. [ нужна ссылка ] Те выжившие, которые попали под стражу Денни, были казнены в Дингле.
Фенит : Шлюп « Нуэстра Сеньора дель Сокорро» (75 тонн) стоит на якоре в Фените , в заливе Трали на побережье Керри, где он был сдан королевским офицерам. 24 человека на борту были взяты под стражу и отправлены в замок Трали . По приказу леди Маргарет Денни их всех повесили на виселице.

Остров Валентия: Тринидад (800 тонн, 302 человека) потерпел крушение у побережья Десмонда — вероятно, у острова Валентия , у побережья южного Керри — хотя подробностей этого события нет.

В Лисканноре весельный галеас Zuñiga (290, Неаполь) встал на якорь со сломанным рулем, обнаружив брешь в скалах Мохер , которые отвесно возвышаются над морем на высоту более 220 метров. Корабль попал под наблюдение шерифа Клэр, и когда на берег была отправлена лодка в поисках припасов, испанцы подверглись нападению королевских войск и были вынуждены отступить на свой корабль. Одного пленника схватили и отправили на допрос. Суньига покинул побережье при попутном ветре, зашел в Гавре и, наконец, вернулся в Неаполь в следующем году.
Ольстер
[ редактировать ]Донегол: Ла Тринидад Валенсера (1000 тонн, эскадра Леванта, 360 человек, 42 орудия) набрала больше воды, чем можно было откачать. Тем не менее, когда она приблизилась к побережью, ей удалось спасти 264 человека с « Барка де Амбурго» , еще одного корабля, затонувшего в сильном волнении. «Тринидад» бросил якорь в заливе Гленагивни , где накренился до такой степени, что был отдан приказ покинуть корабль. Некоторым местным жителям заплатили за использование небольшой лодки, и в течение двух дней все 560 человек были переправлены на берег. [8]

Во время семидневного марша вглубь страны колонна выживших встретила отряд кавалерии под командованием Ричарда Ховендена и Генри Ховендена , молочных братьев Хью О'Нила, графа Тайрона . [9] [10] [11] Пообещав охрану при доставке под стражу Фитцуильяма, испанцы сложили оружие. [ нужна ссылка ] Дворяне и офицеры были разогнаны, а 300 простых мужчин были убиты. Выжившие 150 человек бежали через болото, оказавшись либо с Сорли Боем Макдоннеллом в Данлюсе , либо в доме Редмонда О'Галлахера, епископа Дерри, и были отправлены в Шотландию. 45 дворян и офицеров были отправлены в Дублин, но только 30 выжили и добрались до столицы, откуда их отправили в Лондон с целью получения выкупа.
Еще три корабля — неопознанные — потерпели крушение на побережье Донегола: один в Мулладерге, один в Ринн-а-Шейслине. Третий был найден в 2010 году в Бертонпорте. [12]
Антрим: Самая большая потеря людей произошла при затоплении галеаса «Ла Жирона» . Он пришвартовался для ремонта своего руля в Киллибегсе , где на борт были взяты 800 выживших после двух других кораблекрушений Армады — с Ла-Рата Санта-Мария-Энкоронада и Дукеса-Санта-Ана , которые сели на мель в заливе Лофрос-Мор , Донегол. «Ла Жирона» отправилась в Шотландию, но 26 октября у нее сломался руль, и она потерпела крушение у Лакада-Пойнт, графство Антрим . Из примерно 1300 человек, находившихся на борту, выжили только девять. [13]
Коннахт
[ редактировать ]Губернатор Коннахта Ричард Бингэм запросил подкрепление из Дублина, но его просьба была отклонена Фицуильямом, у которого в распоряжении было мало ресурсов. Прокламация объявила изменой под страхом смерти любого человека, помогающего испанцам. Многие выжившие были доставлены в Голуэй со всей провинции. В ходе первой волны захватов 40 дворян были подвергнуты выкупу, а 300 мужчин были казнены. Позже по приказу Фицуильяма были казнены все безоружные дворяне, кроме двоих, а также шесть голландских мальчиков, попавших впоследствии под стражу. Всего у берегов Коннахта потерпело крушение 12 кораблей, а 1100 выживших были казнены. [14] [15]

Голуэй: Falcon Blanco (300 тонн, 103 человека, 16 орудий) и Concepción de Juanes del Cano of Biscay (225 человек, 18 орудий) и еще один неизвестный корабль вошли в залив Голуэй . Falcon Blanco приземлился в Барне , в пяти км к западу от города Голуэй , и большинство находившихся на борту добрались до берега. «Консепсьон де Хуанес дель Кано» приземлился в Карне в 30 км западнее, будучи выманенным на берег кострами группы вредителей из клана О'Флаэрти.
Слайго: три корабля приземлились возле Стридаг-Стрэнд, в десяти милях к северу от города Слайго, 1800 человек утонули и, возможно, 100 сошли на берег. Место крушения было обнаружено в 1985 году. Среди выживших был капитан Франсиско де Куэльяр , который замечательно рассказал о своем опыте службы на флоте и во время бегства в Ирландию.
- Ла Лавия (25 орудий) — венецианское торговое судно и вице-флагман;
- Ла Хулиана (32 орудия) — каталонский торговец; и
- Санта-Мария-де-Висон (де-Биссионе) (18 орудий) — торговое судно из Рагузы .
Мейо: ) потерпел крушение галеон В сентябре в Тироули (современный графство Мейо . Традиция [ нужен пример ] Есть сведения, что поблизости, недалеко от острова Кид, потерпел крушение еще один корабль, но об этом событии не сохранилось никаких записей. Кроме того, «Гран Грин» потерпел крушение в устье залива Клю .
Среди кораблей, потерпевших крушение в Коннахте, была торговая каррака La Rata Santa Maria Encoronada (419 человек, 35 орудий), которая направилась к ирландскому побережью и отчаянно нуждалась в ремонте вместе с четырьмя другими кораблями Левантской эскадры и четырьмя галеонами. Ла-Рата Санта-Мария-Энкоронада перевозила необычайно большое количество дворян из древнейших семей Испании — главный среди них дон Алонсо Мартинес де Лейва , — а также сын ирландского мятежника Джеймс Фицморис Фицджеральд .
Ла-Рата Санта-Мария-Энкоронада умело прошла вдоль северного побережья Мейо, но не смогла преодолеть полуостров Кефаль и поэтому бросила якорь в заливе Блэксод 7 сентября . Поднялся ветер, и якоря тянули, пока корабль не пригнали к берегу Балликроя. Вся команда добралась до берега под руководством де Лейвы, а два замка были захвачены и укреплены боеприпасами и припасами с выброшенного на берег корабля, который затем был подожжен. Сын повстанца, Морис Фицморис, умер на борту и был брошен в море в кипарисовом сундуке.
Вскоре испанцы двинулись к другому замку, где их встретила группа выживших, приближавшихся от места крушения в Бродхейвене другого корабля, вошедшего в бухту без мачт. Войско Де Лейвы теперь насчитывало 600 человек, и губернатор Коннахта Ричард Бингхэм предпочел не противостоять им. Через несколько дней в бухту Блэксод вошли два корабля Армады — торговое судно «Нуэстра-Сеньора-де-Бегонья» (750 тонн, 297 человек) и транспорт «Дукеса Санта-Ана» (900 тонн, 23 орудия, 357 человек). Де Лейва и его 600 человек поднялись на борт Дукесы Санта-Ана . Нуэстра Сеньора де Бегонья отплыла прямо в Сантандер, Испания , и прибыла через некоторое время. Однако «Дукеса Санта-Ана» была несколько повреждена, и было решено плыть на север, в Шотландию. Штормовая погода вскоре обрушилась на Дукесу Санта-Ана , и она была остановлена в заливе Лафрос в Донегале, а все находившиеся на борту достигли берега на дружественной территории.
Де Лейва, серьезно раненный кабестаном, разбил лагерь на берегу залива на девять дней, пока не пришло известие о другом корабле флота, галеасе « Жирона» , который бросил якорь в гавани Киллибегс , в то время как два других корабля стояли на якоре. потерялся при попытке войти в гавань. При содействии ирландского вождя Максуини Банны «Жирона» была отремонтирована и в середине октября отплыла с 1300 мужчинами на борту, включая де Лейву. Лох-Фойл был очищен, но затем ударил шторм, и Жирона была выброшена на берег в Данлюсе в современном графстве Антрим . отправил в Шотландию В живых осталось девять человек, которых Сорли Бой Макдоннелл ; На берег выбросило 260 тел.

Острова Аран: были замечены два корабля У островов Аран : одному не удалось высадить группу в плохую погоду, и неизвестно, что с ними стало.
Антрим: Самая большая гибель людей произошла при крушении галеаса «Жирона» у побережья Антрима после того, как он взял на борт множество выживших с других кораблей, потерпевших крушение у побережья Коннахта (см. Ольстер выше).
Последствия
[ редактировать ]От 17 до 24 кораблей Великой Армады были потеряны у ирландского побережья, что составляет около трети от общих потерь флота в 63 корабля, при этом потери составили около 6000 человек. [16]
К концу сентября 1588 года Фицуильям смог доложить секретарю королевы лорду Берли , что тревога Армады закончилась. Вскоре он подсчитал, что в стране осталось всего около 100 выживших. В 1596 году посланник Филиппа II прибыл в Ирландию, чтобы навести справки о выживших, и добился успеха только в восьми случаях.
После провала Армады англичане направили свой флот против Пиренейского полуострова, но не смогли реализовать свое преимущество и вернулись с огромными потерями. В разгар англо-испанской войны испанцы высадили 3500 солдат на юге Ирландии, чтобы помочь лидеру ольстерских повстанцев во время Девятилетней войны ( 1594–1603 Хью О'Нилу ). Эта экспедиция также потерпела неудачу, и Испания и Англия заключили мир в 1604 году .
Ко времени заключения мира испанцы восстановили свое господство на море, и сокровища из Нового Света стали поступать в их королевскую казну с возрастающей скоростью. Преемник Елизаветы Джеймс I пренебрег своим флотом и решил обеспечить влияние короны в Ирландии: в 1607 году лорды гэльского Ольстера бежали на континент , а английское завоевание Ирландии в основном завершилось захватом и колонизацией их территорий на плантации Ольстера. в 1610 году .
Существует миф о том, что испанская армада оставила потомков в Ирландии, однако исследования опровергли подобные утверждения. [17] [ нужен лучший источник ]
Спасение
[ редактировать ]Первые попытки спасения были предприняты через несколько месяцев на побережье графства Клэр Джорджем Кэрью , который жаловался [ нужна ссылка ] за счет «поддержки дайверов обильными глотками усекебо» [Uisce Beatha – по-ирландски виски].
Сорли Бой Макдоннелл обнаружил три латунные пушки и два сундука с сокровищами на месте крушения Жироны .
В 1797 году на месте крушения неизвестного корабля Армады в Муллахдерге в графстве Донегол было поднято некоторое количество свинца и несколько медных орудий. В двух милях южнее, в 1853 году, якорь был обнаружен на месте еще одной неизвестной затонувшей армады. [18]
Испанская армада в искусстве
[ редактировать ]Сюита Grainuaile (1985), оркестровая обработка жизни ирландской морской королевы Грайн О'Мэлли ирландского композитора Шона Дэйви , содержит плач о высадке испанцев в Ирландии в исполнении Риты Коннолли .
Гибель Ла-Жироны была отмечена иллюстрациями Армады и побережья Антрима, которые появляются на обратной стороне банкнот в фунтах стерлингов, выпущенных Первым трастовым банком в Северной Ирландии .
В последнем опубликованном романе Энтони Берджесса « Бирн: Роман » фигурирует главный герой, который, как утверждается, происходит от выживших испанцев, оставшихся в Ирландии.
«Удача ирландцев» и «Дэрби О'Гилл и маленькие люди» - американские фильмы, в которых гибель испанской армады используется как объяснение того, что у лепреконов есть горшки с золотом.
(2021), созданный совместно испанцами и португальцами Короткометражный анимационный фильм «Обезьяна» , вдохновлен историей «Обезьяны из Хартлпула» и посвящен обращению с испанцами, потерпевшими кораблекрушение у ирландских берегов. Фильм, в котором снялся Колм Мини , получил премию Гойи как лучший короткометражный анимационный фильм года 2021 . [19]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перевод цитируется на стр. 163 Сирил Фоллс, «Ирландские войны Элизабет» (1950; переиздание, Лондон, 1996). ISBN 0-09-477220-7 .
- ^ «JMR: Журнал морских исследований: морская история, военно-морская история и современные проблемы» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 21 июля 2010 г.
- ↑ Карты Лукаса Вагенера и Меркатора были опубликованы вскоре после экспедиции и содержали значительно улучшенную картину вод Северной Атлантики.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 21 июля 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 21 июля 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 21 июля 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Ла Анунсиада (возможно): Хэддок-Сэндс, Ривик, Атлантика | Кэнмор» .
- ^ «Кораблекрушение армады Ла Тринидад Валенсера» . derrycity.gov.uk . Архивировано из оригинала 23 мая 2013 года . Проверено 3 января 2013 г.
- ^ Колби, полковник (1837 г.). Артиллерийское обследование графства Лондондерри . Дублин: Ходжес и Смит. стр. 235 .
- ^ Маршалл, Джон Дж. (1907). «Ховендены: приемные братья Аода О'Нила, принца Ольстера (графа Тиреогана)» . Ольстерский журнал археологии . 13 (1): 4–21. ISSN 0082-7355 .
- ^ Морган, Хирам (2013). Педуэло Мартин, Эдуардо; Родригес де Диего, Хулия (ред.). «Установление ирландско-испанских отношений» (PDF) . Ирландская и латиноамериканская монархия (1529-1800): связи в пространстве и времени . Мадрид.
- ^ ( репортаж BBC News )
- ^ «Ла Жирона» (PDF) . # Годовой отчет Консультативного комитета по историческим затонувшим объектам, 2005 г. Консультативный комитет по историческим местам затонувших кораблей. п. 35 . Проверено 1 ноября 2008 г.
- ^ Колин Мартин; Джеффри Паркер (1999). Испанская армада: переработанное издание . Манчестер УП. п. 223. ИСБН 9781901341140 .
- ^ Кейт Макелрой (1978). Морская археология . Издательство Кембриджского университета. стр. 98–105. ISBN 9780521293488 .
- ^ Уайтинг, JRS (1988). Предприятие Англии: Испанская армада . Глостер: Саттон. п. 171. ИСБН 9780862994761 . Проверено 12 декабря 2017 г.
- ^ Томас П. кунеш, 1981. «Миф о черных ирландцах: испанский синтагонизм и мнимое спасение». Опубликовано на сайте: www.darkfiber.com/blackirish/ . Проверено 25 мая 2013 г.
- ^ .стр.37 Фотография ведущего "Армады" в журнале London Magazine за 1904 год.
- ^ «Сеанс анимационного фильма: Обезьяна + Бегство» . Международный кинофестиваль в Уэске . 6 января 2022 года. Архивировано из оригинала 19 июня 2022 года . Проверено 19 июня 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Т.П. Килфезер Ирландия: Кладбище испанской армады (Anvil Books Ltd, 1967)
- Кен Дуглас Навигация: ключ к катастрофе Армады (Журнал морских исследований, выпуск: август 2003 г.). ISSN 1469-1957
- Сирил Фоллс, Ирландские войны Элизабет (1950; переиздание, Лондон, 1996). ISBN 0-09-477220-7 .
- де Куэльяр, Франциско. «Отчет о его службе в Армаде и бегстве в Ирландию» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рассказ об испанской армаде и его приключениях в Ирландии капитана Франсиско де Куэльяра.
- Большой выбор иллюстраций и списков на сайте British Battles.
- Дань Жироне
- История Голуэя Хардимана, глава 4, описывающая встречу в Голуэе в 1588 году.
- The Straight Dope: Некоторые ирландские имена произошли от выживших в Испанской Армаде? Мастер викторин Сесилс Адам развенчивает этот миф. Интересная иллюстрация.