Jump to content

Испанская армада в Ирландии

Испанская армада в Ирландии относится к высадке на побережье Ирландии в сентябре 1588 года большой части флота численностью 130 человек, посланного Филиппом II для вторжения в Англию .

После поражения в морском сражении при Гравелине Армада попыталась вернуться домой через Северную Атлантику , но была сбита сильными штормами с курса к западному побережью Ирландии. Перспектива высадки испанцев встревожила дублинское правительство королевы Елизаветы I , которое предписало суровые меры для испанских захватчиков и всех ирландцев, которые могли им помочь.

До 24 кораблей Армады потерпели крушение на скалистой береговой линии протяженностью 500 км, от Антрима на севере до Керри на юге, и угроза власти Короны была легко побеждена. Многие из выживших после многочисленных затонувших кораблей были казнены, а остальные бежали через море в Шотландию. По оценкам, около 6000 членов флота погибли в Ирландии или у ее берегов.

Испанская армада представляла собой флот из 130 кораблей, отплывший из Ла-Коруньи в августе 1588 года под командованием герцога Медины-Сидонии с целью сопровождения армии из Фландрии для вторжения в Англию . Он встретил вооруженное сопротивление в Ла-Манше , когда атака боевого корабля у Кале нарушила его строй и была отброшена в Северное море после битвы при Гравелине .

Когда флот вошел в Северное море, под командованием Медина-Сидонии осталось 110 кораблей. Многие из них были повреждены обстрелами или у них заканчивались запасы, что делало их непригодными для службы в Атлантическом океане. Некоторые повредили якоря во время полета с боевых кораблей, что серьезно ограничило их способность ориентироваться вблизи берега. Также командиры Армады допустили крупную навигационную ошибку, из-за которой флот слишком приблизился к опасным атлантическим побережьям Шотландии и Ирландии.

Курс домой

[ редактировать ]

Намеченный курс

[ редактировать ]

После Гравелина командиры Армады провели совещание на флагманском корабле Сидонии. Некоторые предлагали курс на Норвегию, другие на Ирландию. Адмирал сделал свой выбор, и флоту были отданы приказы:

Маршрут, пройденный испанской армадой

Курс, который следует держать в первую очередь, — на север/северо-восток, пока вы не окажетесь ниже 61 с половиной градуса; а затем принять большую осторожность, чтобы не попасть на остров Ирландия из страха перед вредом, который может случиться с вами на этом побережье. Затем, отделившись от этих островов и обойдя мыс вдвое под углом 61 с половиной градуса, вы должны бежать на запад/юго-запад, пока не окажетесь под 58 градусами ; и оттуда на юго-запад до высоты 53 градусов ; а затем на юг/юго-запад, направляясь к мысу Финистерре и таким образом обеспечив себе вход в Гройне Ла-Корунья , или в Феррол , или в любой другой порт побережья Галисии . [1]

Флот должен был подойти к побережью Норвегии, прежде чем направиться к меридиану Шетландских островов и далее к Роколлу . Это позволило пройти за пределы северной оконечности Шетландских островов, очистив побережье Шотландии на расстоянии 160 км. Выйдя в широкую Атлантику, корабли должны были направиться к точке в 645 км за устьем реки Шеннон на западном побережье Ирландии, обеспечивая себе свободный путь к северной Испании. [2]

Пройденный курс

[ редактировать ]

Приказам Армады следовать было практически невозможно. Погода была трудная. Многие корабли и члены их экипажей терпели сильное бедствие. Карты штурманов были примитивны, [3] и их лучшая подготовка и опыт в методах счисления пути и плавания по широте далеко не соответствовали тому, что было необходимо для благополучного возвращения флота домой. [4]

Армаде не удалось удержать курс вокруг севера Шетландских островов в 61 час. 1 2 'н. Вместо этого 20 августа он благополучно прошел на юг, между Оркнейскими и островами Фэр-Айлом , и был унесен в Атлантику примерно в 59°. 1 2 'н. Оттуда он должен был плыть из Норт-Уиста на Гебридских островах , пока не увидел далекий остров Роколл , но снова потерпел неудачу. С 21 августа по 3 сентября дули южные ветры, вызванные антициклоном над Скандинавией, что помешало флоту двигаться с запада на юго-запад, как было приказано. В одном отчете отражено разочарование мореплавателей: «Мы плыли, не зная куда, сквозь постоянные туманы, штормы и шквалы». [5]

Карта Европы Меркатора: западное побережье Ирландии крайне слева.

Приказы о плавании оказались бесполезными из-за погоды, но просчет позиции Армады во многом способствовал ее разрушению. Штурманы не знали о влиянии течения Гольфстрим , идущего на восток , которое, должно быть, препятствовало продвижению флота – возможно, на целых 30 км в день. Капитан « Сан-Хуан Баутиста» Маркос де Арамбуру вел журнал своего продвижения с конца августа, когда остальная часть флота была в пределах видимости. Из его наблюдений можно сделать вывод, что расчетное положение его корабля, когда он повернул домой, было совершенно неверным: примерно в 480 км к западу: его реальное положение находилось на востоке, в опасной близости от побережий Шотландии и Ирландии. Этот единственный недостаток «имел разницу между безопасностью и катастрофой». [6]

Роколл — небольшой изолированный скалистый островок в северной части Атлантического океана примерно в 430 километрах (270 миль) к северо-западу от Донегола.

После семи недель в море возможность выйти на берег, взять припасы и произвести ремонт, должно быть, была желанной, но навигация в этих водах требовала глубоких знаний. Опыт испанских мореплавателей в хитросплетениях североатлантических условий в основном сводился к торговым плаваниям на юг и юго-запад Ирландии, и вполне вероятно, что лоцманы флота предпочитали держать курс Сидонии, несмотря на трудности на борту своих кораблей.

Большая часть флота – 84 корабля – избежала высадки, и большинство из них добрались домой, хотя и в разной степени бедствия. Остальные были вынуждены двигаться к побережью Ирландии (около 28 человек), включая несколько галеонов и множество торговых судов. Последние были переоборудованы для боя и сильно протекали, поднимаясь в море с сильно поврежденными мачтами и такелажем, а также с отсутствующей большей частью якорей. Корабли, судя по всему, поддерживали контакт до начала сентября, когда их разбросал юго-западный шторм (описанный в современном отчете ирландского правительственного чиновника как шторм, «подобный которому не видели и не слышали в течение длительного времени). "). Через несколько дней этот потерянный флот достиг берега Ирландии.

Подготовка правительства

[ редактировать ]

Главой администрации английской короны в Дублине был лорд-заместитель Уильям Фицуильям . В августе 1588 года ему были представлены достоверные сведения о том, что битва в Ла-Манше была выиграна испанцами и что вторжение в Англию должно быть завершено. Тогда стало понятно, что испанцы находятся в Атлантике и весь флот вот-вот обрушится на побережье Ирландии. Степень тревоги среди англичан в Дублине была чрезвычайной, и Фицуильям распространил ложные сообщения о том, что из Англии должно прибыть подкрепление в составе 10 000 солдат.

Англичане опасались, что испанцы высадятся дисциплинированными формированиями, а ирландцы поднимутся, чтобы присоединиться к ним с территорий, которые были почти вне контроля правительства. Но вскоре в Уотерфорде и Дублине были получены надежные сведения о том, что корабли хаотично приближались к разным местам в провинциях Ольстер , Коннахт и Мюнстер вдоль береговой линии протяженностью 300 миль (480 км). Фицуильям приказал схватить и повесить всех испанцев; и что любой, кто им помогает, будет подвергнут пыткам и обвинен в предательстве Короны.

выход на берег

[ редактировать ]

Армада впервые вышла на берег в южной провинции Мюнстер, которая была колонизирована англичанами в 1583 году после подавления последнего восстания Десмонда . Фицуильям получил приказ из Лондона возглавить туда экспедицию, а разведданные от губернатора Коннахта Ричарда Бингэма вскоре подтвердили, что дальнейшие высадки на берег совершаются по всему западу и северу страны.

Томонд: Многие корабли были замечены у берегов графства Клэр : четыре в Луп-Хед , два из которых потерпели крушение, в том числе «Сан-Эстебан» (700 тонн, 264 человека) в Дунбеге и, вероятно, сильно поврежденный «Сан-Маркос» (790 тонн, эскадра Португалия, 409 человек, 33 орудия) в Лурга-Пойнт (современный Сифилд, Квилти, графство Клэр ) на острове Бараний. Все выжившие были казнены шерифом Клэр Боэцием МакКлэнси (некоторые, согласно традиции, на холме Виселицы, но, скорее всего, в Кнок-на-Крокайре, Спэниш-Пойнт).

Семь кораблей стояли на якоре на Разбросанных дорогах , вероятно, с лоцманом, знавшим побережье. Их десант был отбит, но им удалось захватить некоторые припасы и отремонтировать свои корабли. Один галеон «Анунсиада» (703 тонны, 24 орудия, 275 человек) был обстрелян и затоплен у Килруша 12 сентября. [7] и экипаж перешел в Барко-де-Данциг , который благополучно добрался до Испании после того, как эскадра покинула устье Шеннона 11 сентября.

Острова Бласкет: Один из командующих армадой, Хуан Мартинес де Рекальде , действительно имел опыт работы на ирландском побережье: в 1580 году он высадил папский отряд вторжения на полуостров Дингл , в преддверии осады Смервика , и сумел уклониться от Английская эскадра военных кораблей. В Армаде он командовал галеоном Сан -Жуан-де-Португалия (1150 тонн, 500 человек, 50 орудий) Бискайской эскадры, которая вступила в бой с английским флотом в Ла-Манше и сдерживала Фрэнсиса Дрейка в «Мести» , Джона Хокинса в «Победе» , и Мартин Фробишер в «Триумфе» .

После поражения при Гравелине галеон Рекальде возглавил «Сан-Хуан-де-Баутиста» (750 тонн, 243 человека) и еще одно небольшое судно (почти наверняка шотландское рыболовное судно, захваченное для помощи в навигации и прибрежных работах). Когда эти корабли приблизились к побережью Керри , наблюдатели Рекальда увидели гору Брэндон на полуострове Дингл , а на западе — высокие острова Бласкет , сложный архипелаг, усеянный рифами.

Рекальде направился к островам в поисках убежища, плывя на волнах через узкую пропасть на восточной оконечности острова Грейт-Бласкет . Его галеон добрался до спокойной воды и бросил якорь на песчаном дне под отвесными скалами. Сан-Хуан-де-Баутиста и вскоре последовал удар. Якорная стоянка гарантировала, что единственный ветер, который мог отогнать корабли, вынесет их в открытое море. Это был трудный маневр, требовавший предварительного знания береговой линии.

Рекальде проплыл через разрыв между оконечностью Великого Бласкета и Кэррейг Фхада (справа от центра), чтобы войти в звук (на переднем плане). Дозорные королевской армии могли бы увидеть этот вид на вершину скалы с полуострова Дингл .

Корабли Рекальда оставались в своем укрытии в течение нескольких дней, а королевские силы во главе с Томасом Норрисом (братом солдата Джона Норриса ) и Эдвардом Денни (мужем леди Денни) прибыли в Дингл, чтобы защититься от высадки. Рекальде отправил на берег разведывательный отряд, но все восемь членов были взяты в плен. На каком-то этапе из-за западного шторма Португалия столкнулась с Сан-Хуан-де-Баутиста , а когда ветер утих, другой корабль, Санта-Мария-де-ла-Роза (900 тонн, 297 человек: эскадра Гипускоа), вошел в пролив с севера и открыл огонь. пистолет в качестве сигнала бедствия.

Когда прилив пошел на убыль , корабли Рекальде стояли на якоре в более защищенной части пролива, в то время как Санта-Мария-де-ла-Роза дрейфовала, а затем просто затонула - возможно, при ударе о скалу Стромболи - оставив одного выжившего на допрос англичанам. По информации выжившего, капитан « Санта-Мария-де-ла-Роза» назвал пилота предателем и пронзил его мечом, когда корабль начал тонуть; он также утверждал, что принц Асколи, сын короля Испании, затонул вместе с кораблем — эта информация была ложной, но оказалась полезной пропагандой для англичан.

В пролив вошли еще два корабля — «Сан-Хуан-де-Рагуза» (650 тонн , 285 человек), другой — неопознанный. Сан-Хуан-де-Рагуза терпел бедствие и затонул — возможно, ударившись о риф Данбинна. Сан-Хуан-де-Баутиста попытался воспользоваться отливом и плыть на юг, из пролива, но в конечном итоге свернул во время прилива, чтобы избежать многочисленных рифов, прежде чем плыть через северо-западный проход. После трудной ночи команда была встревожена, снова оказавшись в устье звука. Но ветер дул с юго-востока, и 25 сентября Сан-Хуан-де-Баутиста, наконец, спасся и добрался домой в Испанию через ужасный шторм.

Через три дня Рекальде вывел оставшиеся корабли из пролива и доставил их в Испанию, где мгновенно погиб. [ нужна ссылка ] Те выжившие, которые попали под стражу Денни, были казнены в Дингле.

Фенит : Шлюп « Нуэстра Сеньора дель Сокорро» (75 тонн) стоит на якоре в Фените , в заливе Трали на побережье Керри, где он был сдан королевским офицерам. 24 человека на борту были взяты под стражу и отправлены в замок Трали . По приказу леди Маргарет Денни их всех повесили на виселице.

Скалы Мохер, смотрящие на юг, в сторону Хагс-Хед.

Остров Валентия: Тринидад (800 тонн, 302 человека) потерпел крушение у побережья Десмонда — вероятно, у острова Валентия , у побережья южного Керри — хотя подробностей этого события нет.

Галеас Армады, похожий на Зуньигу , изображенный в анонимном Гринвичском мультфильме.

В Лисканноре весельный галеас Zuñiga (290, Неаполь) встал на якорь со сломанным рулем, обнаружив брешь в скалах Мохер , которые отвесно возвышаются над морем на высоту более 220 метров. Корабль попал под наблюдение шерифа Клэр, и когда на берег была отправлена ​​лодка в поисках припасов, испанцы подверглись нападению королевских войск и были вынуждены отступить на свой корабль. Одного пленника схватили и отправили на допрос. Суньига покинул побережье при попутном ветре, зашел в Гавре и, наконец, вернулся в Неаполь в следующем году.

Донегол: Ла Тринидад Валенсера (1000 тонн, эскадра Леванта, 360 человек, 42 орудия) набрала больше воды, чем можно было откачать. Тем не менее, когда она приблизилась к побережью, ей удалось спасти 264 человека с « Барка де Амбурго» , еще одного корабля, затонувшего в сильном волнении. «Тринидад» бросил якорь в заливе Гленагивни , где накренился до такой степени, что был отдан приказ покинуть корабль. Некоторым местным жителям заплатили за использование небольшой лодки, и в течение двух дней все 560 человек были переправлены на берег. [8]

Замок Данлюс.

Во время семидневного марша вглубь страны колонна выживших встретила отряд кавалерии под командованием Ричарда Ховендена и Генри Ховендена , молочных братьев Хью О'Нила, графа Тайрона . [9] [10] [11] Пообещав охрану при доставке под стражу Фитцуильяма, испанцы сложили оружие. [ нужна ссылка ] Дворяне и офицеры были разогнаны, а 300 простых мужчин были убиты. Выжившие 150 человек бежали через болото, оказавшись либо с Сорли Боем Макдоннеллом в Данлюсе , либо в доме Редмонда О'Галлахера, епископа Дерри, и были отправлены в Шотландию. 45 дворян и офицеров были отправлены в Дублин, но только 30 выжили и добрались до столицы, откуда их отправили в Лондон с целью получения выкупа.

Еще три корабля — неопознанные — потерпели крушение на побережье Донегола: один в Мулладерге, один в Ринн-а-Шейслине. Третий был найден в 2010 году в Бертонпорте. [12]

Антрим: Самая большая потеря людей произошла при затоплении галеаса «Ла Жирона» . Он пришвартовался для ремонта своего руля в Киллибегсе , где на борт были взяты 800 выживших после двух других кораблекрушений Армады — с Ла-Рата Санта-Мария-Энкоронада и Дукеса-Санта-Ана , которые сели на мель в заливе Лофрос-Мор , Донегол. «Ла Жирона» отправилась в Шотландию, но 26 октября у нее сломался руль, и она потерпела крушение у Лакада-Пойнт, графство Антрим . Из примерно 1300 человек, находившихся на борту, выжили только девять. [13]

Губернатор Коннахта Ричард Бингэм запросил подкрепление из Дублина, но его просьба была отклонена Фицуильямом, у которого в распоряжении было мало ресурсов. Прокламация объявила изменой под страхом смерти любого человека, помогающего испанцам. Многие выжившие были доставлены в Голуэй со всей провинции. В ходе первой волны захватов 40 дворян были подвергнуты выкупу, а 300 мужчин были казнены. Позже по приказу Фицуильяма были казнены все безоружные дворяне, кроме двоих, а также шесть голландских мальчиков, попавших впоследствии под стражу. Всего у берегов Коннахта потерпело крушение 12 кораблей, а 1100 выживших были казнены. [14] [15]

Залив Голуэй недалеко от графства Клэр .

Голуэй: Falcon Blanco (300 тонн, 103 человека, 16 орудий) и Concepción de Juanes del Cano of Biscay (225 человек, 18 орудий) и еще один неизвестный корабль вошли в залив Голуэй . Falcon Blanco приземлился в Барне , в пяти км к западу от города Голуэй , и большинство находившихся на борту добрались до берега. «Консепсьон де Хуанес дель Кано» приземлился в Карне в 30 км западнее, будучи выманенным на берег кострами группы вредителей из клана О'Флаэрти.

Слайго: три корабля приземлились возле Стридаг-Стрэнд, в десяти милях к северу от города Слайго, 1800 человек утонули и, возможно, 100 сошли на берег. Место крушения было обнаружено в 1985 году. Среди выживших был капитан Франсиско де Куэльяр , который замечательно рассказал о своем опыте службы на флоте и во время бегства в Ирландию.

  • Ла Лавия (25 орудий) — венецианское торговое судно и вице-флагман;
  • Ла Хулиана (32 орудия) — каталонский торговец; и
  • Санта-Мария-де-Висон (де-Биссионе) (18 орудий) — торговое судно из Рагузы .

Мейо: ) потерпел крушение галеон В сентябре в Тироули (современный графство Мейо . Традиция [ нужен пример ] Есть сведения, что поблизости, недалеко от острова Кид, потерпел крушение еще один корабль, но об этом событии не сохранилось никаких записей. Кроме того, «Гран Грин» потерпел крушение в устье залива Клю .

Среди кораблей, потерпевших крушение в Коннахте, была торговая каррака La Rata Santa Maria Encoronada (419 человек, 35 орудий), которая направилась к ирландскому побережью и отчаянно нуждалась в ремонте вместе с четырьмя другими кораблями Левантской эскадры и четырьмя галеонами. Ла-Рата Санта-Мария-Энкоронада перевозила необычайно большое количество дворян из древнейших семей Испании — главный среди них дон Алонсо Мартинес де Лейва , — а также сын ирландского мятежника Джеймс Фицморис Фицджеральд .

Ла-Рата Санта-Мария-Энкоронада умело прошла вдоль северного побережья Мейо, но не смогла преодолеть полуостров Кефаль и поэтому бросила якорь в заливе Блэксод 7 сентября . Поднялся ветер, и якоря тянули, пока корабль не пригнали к берегу Балликроя. Вся команда добралась до берега под руководством де Лейвы, а два замка были захвачены и укреплены боеприпасами и припасами с выброшенного на берег корабля, который затем был подожжен. Сын повстанца, Морис Фицморис, умер на борту и был брошен в море в кипарисовом сундуке.

Вскоре испанцы двинулись к другому замку, где их встретила группа выживших, приближавшихся от места крушения в Бродхейвене другого корабля, вошедшего в бухту без мачт. Войско Де Лейвы теперь насчитывало 600 человек, и губернатор Коннахта Ричард Бингхэм предпочел не противостоять им. Через несколько дней в бухту Блэксод вошли два корабля Армады — торговое судно «Нуэстра-Сеньора-де-Бегонья» (750 тонн, 297 человек) и транспорт «Дукеса Санта-Ана» (900 тонн, 23 орудия, 357 человек). Де Лейва и его 600 человек поднялись на борт Дукесы Санта-Ана . Нуэстра Сеньора де Бегонья отплыла прямо в Сантандер, Испания , и прибыла через некоторое время. Однако «Дукеса Санта-Ана» была несколько повреждена, и было решено плыть на север, в Шотландию. Штормовая погода вскоре обрушилась на Дукесу Санта-Ана , и она была остановлена ​​в заливе Лафрос в Донегале, а все находившиеся на борту достигли берега на дружественной территории.

Де Лейва, серьезно раненный кабестаном, разбил лагерь на берегу залива на девять дней, пока не пришло известие о другом корабле флота, галеасе « Жирона» , который бросил якорь в гавани Киллибегс , в то время как два других корабля стояли на якоре. потерялся при попытке войти в гавань. При содействии ирландского вождя Максуини Банны «Жирона» была отремонтирована и в середине октября отплыла с 1300 мужчинами на борту, включая де Лейву. Лох-Фойл был очищен, но затем ударил шторм, и Жирона была выброшена на берег в Данлюсе в современном графстве Антрим . отправил в Шотландию В живых осталось девять человек, которых Сорли Бой Макдоннелл ; На берег выбросило 260 тел.

Дикое побережье Инишмора , крупнейшего из островов Аран.

Острова Аран: были замечены два корабля У островов Аран : одному не удалось высадить группу в плохую погоду, и неизвестно, что с ними стало.

Антрим: Самая большая гибель людей произошла при крушении галеаса «Жирона» у побережья Антрима после того, как он взял на борт множество выживших с других кораблей, потерпевших крушение у побережья Коннахта (см. Ольстер выше).

Последствия

[ редактировать ]

От 17 до 24 кораблей Великой Армады были потеряны у ирландского побережья, что составляет около трети от общих потерь флота в 63 корабля, при этом потери составили около 6000 человек. [16]

К концу сентября 1588 года Фицуильям смог доложить секретарю королевы лорду Берли , что тревога Армады закончилась. Вскоре он подсчитал, что в стране осталось всего около 100 выживших. В 1596 году посланник Филиппа II прибыл в Ирландию, чтобы навести справки о выживших, и добился успеха только в восьми случаях.

После провала Армады англичане направили свой флот против Пиренейского полуострова, но не смогли реализовать свое преимущество и вернулись с огромными потерями. В разгар англо-испанской войны испанцы высадили 3500 солдат на юге Ирландии, чтобы помочь лидеру ольстерских повстанцев во время Девятилетней войны ( 1594–1603 Хью О'Нилу ). Эта экспедиция также потерпела неудачу, и Испания и Англия заключили мир в 1604 году .

Ко времени заключения мира испанцы восстановили свое господство на море, и сокровища из Нового Света стали поступать в их королевскую казну с возрастающей скоростью. Преемник Елизаветы Джеймс I пренебрег своим флотом и решил обеспечить влияние короны в Ирландии: в 1607 году лорды гэльского Ольстера бежали на континент , а английское завоевание Ирландии в основном завершилось захватом и колонизацией их территорий на плантации Ольстера. в 1610 году .

Существует миф о том, что испанская армада оставила потомков в Ирландии, однако исследования опровергли подобные утверждения. [17] [ нужен лучший источник ]

Спасение

[ редактировать ]

Первые попытки спасения были предприняты через несколько месяцев на побережье графства Клэр Джорджем Кэрью , который жаловался [ нужна ссылка ] за счет «поддержки дайверов обильными глотками усекебо» [Uisce Beatha – по-ирландски виски].

Сорли Бой Макдоннелл обнаружил три латунные пушки и два сундука с сокровищами на месте крушения Жироны .

В 1797 году на месте крушения неизвестного корабля Армады в Муллахдерге в графстве Донегол было поднято некоторое количество свинца и несколько медных орудий. В двух милях южнее, в 1853 году, якорь был обнаружен на месте еще одной неизвестной затонувшей армады. [18]

Испанская армада в искусстве

[ редактировать ]

Сюита Grainuaile (1985), оркестровая обработка жизни ирландской морской королевы Грайн О'Мэлли ирландского композитора Шона Дэйви , содержит плач о высадке испанцев в Ирландии в исполнении Риты Коннолли .

Гибель Ла-Жироны была отмечена иллюстрациями Армады и побережья Антрима, которые появляются на обратной стороне банкнот в фунтах стерлингов, выпущенных Первым трастовым банком в Северной Ирландии .

В последнем опубликованном романе Энтони Берджесса « Бирн: Роман » фигурирует главный герой, который, как утверждается, происходит от выживших испанцев, оставшихся в Ирландии.

«Удача ирландцев» и «Дэрби О'Гилл и маленькие люди» - американские фильмы, в которых гибель испанской армады используется как объяснение того, что у лепреконов есть горшки с золотом.

(2021), созданный совместно испанцами и португальцами Короткометражный анимационный фильм «Обезьяна» , вдохновлен историей «Обезьяны из Хартлпула» и посвящен обращению с испанцами, потерпевшими кораблекрушение у ирландских берегов. Фильм, в котором снялся Колм Мини , получил премию Гойи как лучший короткометражный анимационный фильм года 2021 . [19]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перевод цитируется на стр. 163 Сирил Фоллс, «Ирландские войны Элизабет» (1950; переиздание, Лондон, 1996). ISBN   0-09-477220-7 .
  2. ^ «JMR: Журнал морских исследований: морская история, военно-морская история и современные проблемы» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 21 июля 2010 г.
  3. Карты Лукаса Вагенера и Меркатора были опубликованы вскоре после экспедиции и содержали значительно улучшенную картину вод Северной Атлантики.
  4. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 21 июля 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  5. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 21 июля 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  6. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 21 июля 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  7. ^ «Ла Анунсиада (возможно): Хэддок-Сэндс, Ривик, Атлантика | Кэнмор» .
  8. ^ «Кораблекрушение армады Ла Тринидад Валенсера» . derrycity.gov.uk . Архивировано из оригинала 23 мая 2013 года . Проверено 3 января 2013 г.
  9. ^ Колби, полковник (1837 г.). Артиллерийское обследование графства Лондондерри . Дублин: Ходжес и Смит. стр. 235 .
  10. ^ Маршалл, Джон Дж. (1907). «Ховендены: приемные братья Аода О'Нила, принца Ольстера (графа Тиреогана)» . Ольстерский журнал археологии . 13 (1): 4–21. ISSN   0082-7355 .
  11. ^ Морган, Хирам (2013). Педуэло Мартин, Эдуардо; Родригес де Диего, Хулия (ред.). «Установление ирландско-испанских отношений» (PDF) . Ирландская и латиноамериканская монархия (1529-1800): связи в пространстве и времени . Мадрид.
  12. ^ ( репортаж BBC News )
  13. ^ «Ла Жирона» (PDF) . # Годовой отчет Консультативного комитета по историческим затонувшим объектам, 2005 г. Консультативный комитет по историческим местам затонувших кораблей. п. 35 . Проверено 1 ноября 2008 г.
  14. ^ Колин Мартин; Джеффри Паркер (1999). Испанская армада: переработанное издание . Манчестер УП. п. 223. ИСБН  9781901341140 .
  15. ^ Кейт Макелрой (1978). Морская археология . Издательство Кембриджского университета. стр. 98–105. ISBN  9780521293488 .
  16. ^ Уайтинг, JRS (1988). Предприятие Англии: Испанская армада . Глостер: Саттон. п. 171. ИСБН  9780862994761 . Проверено 12 декабря 2017 г.
  17. ^ Томас П. кунеш, 1981. «Миф о черных ирландцах: испанский синтагонизм и мнимое спасение». Опубликовано на сайте: www.darkfiber.com/blackirish/ . Проверено 25 мая 2013 г.
  18. ^ .стр.37 Фотография ведущего "Армады" в журнале London Magazine за 1904 год.
  19. ^ «Сеанс анимационного фильма: Обезьяна + Бегство» . Международный кинофестиваль в Уэске . 6 января 2022 года. Архивировано из оригинала 19 июня 2022 года . Проверено 19 июня 2022 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 38b21371998594b2bb7c9a6d36fb60c3__1717921020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/c3/38b21371998594b2bb7c9a6d36fb60c3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spanish Armada in Ireland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)