крест Бригитты

Крест Бригитты или крест Бригиты (ирландский: Cros Bhríde , Crosóg Bhríde или Bogha Bhríde ) — небольшой вариант креста , часто ткущийся из соломы или тростника . Он бывает самых разных форм, но самые популярные модели имеют плетеный ромб или ромб в центре. Крест назван в честь христианской святой Бригиты Килдэрской .
Крест Бригид обычно ткут 1 февраля, в день ее праздника , а также на праздник Имболк в дохристианской Ирландии . Считалось, что подвешивание креста Бригитты к стропилам дома приносит благословение и защиту святой на оставшуюся часть года. Однако в 20 веке практика изготовления крестов Бригитты пришла в упадок, отчасти из-за ремонта домов, из-за которого их было трудно повесить.
Помимо трилистника и кельтской арфы , национальным символом Ирландии является крест Бригид. С 1962 по 1995 год он был включен в логотип Raidió Teilifís Éireann . Коллекция крестов Бригид, собранная Ирландской фольклорной комиссией, выставлена в Национальном музее Ирландии – Country Life .
Дизайн
[ редактировать ]Кресты Бригитты в широком смысле относятся к типу крестов, сплетенных из соломы или тростника . Их больше определяет строительный материал, чем внешний вид, и точная форма креста Бригитты сильно различается. Национальный музей Ирландии выделил семь основных категорий крестов: алмазный, который подразделяется на одиночный или множественный; типа « свастика », с четырьмя или тремя ветвями; тип колеса; чересстрочный тип; традиционные латинские кресты из соломы или камыша; голые деревянные кресты в латинском или греческом стиле, перевязанные соломой; и последняя категория «разное». [ 1 ]

Самым популярным из них является ромбовидный или ромбовидный крест, доминирующий вариант в Мюнстере и Коннахте . [ 1 ] Две палки скрещены друг с другом, образуя деревянную основу для этого креста, а в его центре вплетена солома в форме ромба. Иногда к четырем сторонам креста добавляются дополнительные плетеные ромбы. [ 2 ] Некоторые историки сравнивают ромбовидную форму в центре ромбовидного креста с глазом мексиканского бога или евразийским «магическим квадратом». [ 3 ]
Другой популярный вариант – крест «свастика». Вместо того, чтобы располагаться параллельно друг другу, как традиционный крест, [ 4 ] ветви свастического креста расположены под прямым углом от ромба или ромба в центре. Эти углы смещения вызывают образ движущегося колеса и, возможно, первоначально представляли солнце или «большое колесо в небе». [ 5 ] В некоторых регионах Ольстера образ этого колеса, вращающегося по кругу, ассоциируется с плетеным трехконечным крестом. [ 6 ] Этот трехрукий вариант сравнивают с трискелионом , популярным мотивом в кельтских изображениях. [ 7 ] В редких случаях крест Бригитты может быть полностью помещен в круг; это известно как «крест колеса» или «Лук Святой Бригитты». [ 8 ] [ 9 ]
В отличие от других крестов Бригид, которые обычно делались из соломы, переплетенный крест часто делается из тростника. В отличие от других форм креста, которые содержат плетеную форму в центре, переплетенный крест состоит только из нитей камыша или соломы, сплетенных в форме христианского креста. [ 8 ] [ 9 ] Хотя солома является более популярным материалом для плетения большинства вариантов креста Бригид, переплетенный крест чаще изготавливается из тростника. [ 1 ] Еще более простой вариант — голый крест, состоящий либо из двух переплетенных соломенных кос, либо из двух деревянных досок, связанных между собой соломой в центре. [ 10 ] Иногда солома вообще не используется: Крест-сноп, расположенный в восточном графстве Голуэй и графстве Роскоммон , включает в себя два небольших снопа необмолоченной кукурузы, связанных вместе разделенной веткой соломы . [ 11 ]
Фольклор
[ редактировать ]Крест Бригид назван в честь Бригид Килдэр , единственной женщины- покровительницы Ирландии, родившейся ок. 450 в Ленстере . В отличие от своего современника, святого Патрика , Бригид не оставила никаких исторических записей, а большая часть информации о ее жизни и деятельности взята из агиографии, написанной монахом Когитосом примерно через 200 лет после ее рождения. [ 12 ] Преобладающий христианский фольклор, связанный с крестом Бригид, повествует об обращении на смертном одре ирландского вождя -язычника , в некоторых историях - ее отца. Рассказывая язычнику о распятии Иисуса , Бригид собрала с земли тростник и сплела из него крест, после чего вождь потребовал христианского крещения . [ 13 ] В другой истории женщина со злыми намерениями дала Бриджит отравленный напиток, и она сплела крест, чтобы нейтрализовать токсины. [ 14 ]
Многие из народных атрибутов, приписываемых Бригид из Килдэра, имеют сходство с языческой богиней зерна Бригид , и вполне вероятно, что легенды и ритуалы, приписываемые богине, были позже нанесены на карту святой. [ 15 ] В дохристианской Ирландии Бригиды Килдэр 1 февраля, позже праздник , было датой фестиваля Имболк , праздника, связанного с аграрным делом и началом весны. [ 16 ] Поэтому вполне возможно, что ромбы и ромбы были кельтскими символами, связанными с Имболком, и что христианские миссионеры добавили руки, чтобы напоминать форму креста, придав этим символам христианское значение и приписав их святому. [ 17 ]
Ритуальное использование
[ редактировать ]Одним из обычаев, связанных с праздником Бригид Килдэр, было вывешивание крестов Бригид на стропилах или над входами в здания, тем самым призывая благословение и защиту святой на оставшуюся часть года. [ 18 ] Семьи собирались в камышах 31 января, накануне праздника Бригид. После вечернего застолья глава семьи наблюдал за остальными членами семьи, пока они плели кресты из собранного материала. [ 19 ] Эти кресты были оставлены на ночь, чтобы получить благословение Бригид, а 1 февраля кресты должны были быть установлены в главном жилом помещении, флигелях и конюшнях . [ 20 ] Хотя направление, в котором были подвешены кресты, остается неизвестным, тот факт, что центральная форма часто описывается как ромбовидный, а не квадратный, предполагает, что крест Бригид правильно отображается в стиле сальтира, а не в стиле латинского креста . [ 21 ] Кресты либо снимали ежегодно и заменяли, либо накапливались между праздниками. [ 22 ] Если от них выбрасывали, их сжигали или закапывали, причем последнее было предпочтительным из-за связи Бригид с сельским хозяйством. [ 23 ]
Плетение крестов Бригитты было популярно по всей Ирландии, особенно на севере и в средней части страны, но в 20 веке его популярность снизилась. [ 24 ] Некоторые семьи объясняют упадок крестов Бригид ремонтом домов, из-за которого не было возможности повесить их должным образом. [ 25 ] За пределами Ирландии кресты Бригид также обычно вешают в Гластонбери , Англия, в соответствии с местной легендой, согласно которой Бригид Килдэр посетила город в 488 году нашей эры. [ 26 ] Семьи также могут отправить плетеные кресты своим друзьям и родственникам, которые живут за границей, или они возьмут крест с собой, когда покинут Ирландию. [ 27 ] Плетение крестов не ограничивалось праздником Бригид: друзья часто дарили кресты, чтобы получить благословение и укрепить свою связь. [ 28 ] в то время как молодожены часто получали «кресты матки», которые вешали над дверью, поскольку Бригид также была покровительницей плодородия . [ 29 ]
Хотя они происходят в разное время года, плетение креста Бригитты связано с другими ритуалами, в которых последний сноп урожая этого года вплетается в замысловатую форму. [ 30 ] В графстве Арма , например, в сезон сбора урожая плетут узлы и звезды урожая, первая из которых имеет ромбовидную форму, похожую на крест Бриджит. [ 31 ] Эти празднования «последнего снопа» известны под общим названием Кайлиах . [ 32 ]
Как национальный символ
[ редактировать ]
Вскоре после того, как Ирландское Свободное Государство обрело независимость в 1922 году, крест Бригид стал одним из нескольких националистических символов, наряду с такими другими мотивами, как трилистник и кельтская арфа , которые использовались ирландскими художниками для создания национальной культурной идентичности, отличной от британской. [ 33 ] В 1950-х годах крест Бриджид был включен в логотип Министерства здравоохранения Ирландии . [ 27 ] а по состоянию на 2024 год крест оставался частью логотипа Совета по сестринскому делу и акушерству Ирландии , который часто включает Бриджид в свои изображения из-за ее связи с акушерством. [ 34 ]
Крест Бригид был выбран в качестве первого указателя станции для Raidió Teilifís Éireann (RTÉ) в 1962 году, при этом Элис Кертейн писала, что крест был выбран, чтобы вызвать «образ тихих, безмятежных мест весны нашей истории, реки в безмятежном аркадском пейзаже». [ 35 ] В период с 1962 по 1987 год логотип RTÉ претерпел девять изменений, при этом крест занимал разную степень известности по сравнению с названием станции. Он был удален из логотипа RTÉ в 1995 году в пользу «чистого и яркого образца современного дизайна». По мнению Кэрол Коултер из The Irish Times , «крест Святой Бригитты потерял свое место как символ нашей национальной идентичности, ну по крайней мере, что касается нашей национальной радиовещательной станции». [ 36 ]
В 1942 году Ирландская фольклорная комиссия составила анкету, посвященную празднику Святой Бригитты, в ходе которой собрала несколько сотен крестов Бригитты. [ 37 ] В 2022 году Комиссия отобрала образец из 21 такого креста для выставления в Национальном музее Ирландии «Деревенская жизнь» в Каслбаре . Выставка совпала с заявлением ирландского правительства о том, что 1 февраля будет объявлено национальным праздником. [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с О'Дауд 2015 , с. 55.
- ^ Ó Дуинн 2005 , стр. 122–123.
- ^ О'Дауд 2015 , с. 59.
- ^ Из Дуинна 2005 , с. 121.
- ^ Киссане 2017 , стр. 258–259.
- ^ Из Дуинна 2005 , с. 122.
- ^ Мейсон 1945 , стр. 162–163.
- ^ Jump up to: а б О Дуинн 2005 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б О'Дауд, 2015 , стр. 55–56.
- ^ Ó Дуинн 2005 , стр. 125–126.
- ^ Из Дуинна 2005 , с. 126.
- ^ Бител 2022 .
- ^ Лоури-Грант 2018 .
- ^ Киссане 2017 , стр. 259–260.
- ^ Бергер 1985 , с. 71.
- ^ Бергер 1985 , стр. 70–71.
- ^ Киссане 2017 , с. 260.
- ^ Мейсон 1945 , с. 160.
- ^ Киссане 2017 , стр. 254–258.
- ^ Киссане 2017 , стр. 260–261.
- ^ О'Дауд 2015 , стр. 61–62.
- ^ Киссане 2017 , с. 261.
- ^ Патерсон 1945 , с. 47.
- ^ О'Дауд 2015 , стр. 55–57.
- ^ Киссане 2017 , с. 258.
- ^ Робинсон 1953 , стр. 97–99.
- ^ Jump up to: а б О'Риордан 1951 , с. 91.
- ^ Патерсон 1945 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Шил 2022 .
- ^ О'Дауд 2015 , стр. 64–67.
- ^ Патерсон 1944 , с. 348.
- ^ Из Дуинна 2005 , с. 129.
- ^ Кеннеди 1992 , с. 17.
- ^ Совет по сестринскому делу и акушерству Ирландии, 2009 г.
- ^ Куртейн 1962 .
- ^ Маллалли 2020 .
- ^ О'Дауд 2015 , стр. 53–55.
Источники
[ редактировать ]- Бергер, Памела (1985). Скрытая богиня: превращение Защитницы зерна из богини в святую . Бостон, Массачусетс: Beacon Press. ISBN 0-8070-6722-9 .
- Бител, Лиза (15 марта 2022 г.). «Знакомьтесь, святая Бригид, единственная женщина-покровительница Ирландии» . Смитсоновский институт .
- Куртейн, Алиса (19 января 1962 г.). «История нашего телевизионного символа» . Руководство RTÉ . п. 6.
- Кеннеди, Брайан П. (весна 1992 г.). «Провал Культурной Республики: Ирландия 1922–39» . Исследования: Ежеквартальный обзор Ирландии . 81 (321): 14–22. JSTOR 30091646 .
- Киссан, Ноэль (2017). Святая Бригита Килдэрская: жизнь, легенда и культ . Дублин, IE: Открытый воздух. ISBN 978-1-84682-632-0 .
- Лоури-Грант, Тара (1 февраля 2018 г.). «Святая Бригитта: 5 вещей, которые нужно знать о культовой ирландке» . Радио и телевидение Ирландии .
- Мейсон, Томас Х. (сентябрь 1945 г.). «Кресты Святой Бригитты» . Журнал Королевского общества антикваров Ирландии . 75 (3): 160–166. JSTOR 25510514 .
- Маллалли, Уна (1 февраля 2020 г.). «Эволюция – и исчезновение – креста Бригид в логотипе RTÉ» . Ирландские Таймс .
- Совет по сестринскому делу и акушерству Ирландии (зима 2009 г.). «Празднование 50-летия регулирования ухода за больными с умственными недостатками» . Новости Bord Altranais . 21 (4): 1, 3. ISSN 0791-2412 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года.
- О'Дауд, Энн (2015). Солома, сено и камыш в ирландской народной традиции . Дублин, IE: Irish Academic Press. ISBN 978-07165-3310-8 .
- О'Данн, Шон (2005). Обряды Бригитты: богини и святой . Дублин, IE: Колумбия Пресс. ISBN 1-85607-483-8 .
- О'Риордан, Шон (февраль 1951 г.). «Культ Святой Бригитты» . Борозда . 2 (2): 88–93. JSTOR 27655719 .
- Патерсон, TGF (1944). «Обычаи сбора урожая в графстве Арма» . Журнал Археологического общества графства Лаут . 10 (4): 336–341. дои : 10.2307/27728619 . JSTOR 27728619 .
- Патерсон, TGF (1945). «Кресты Бригитты в графстве Арма» . Ольстерский журнал археологии . 8 : 43–48. JSTOR 20566478 .
- Робинсон, Джон Л. (1953). «Сент-Бриджит и Гластонбери» . Журнал Королевского общества антикваров Ирландии . 83 (1): 97–99. JSTOR 25510851 .
- Шил, Том (31 января 2022 г.). «Кресты Святой Бригитты, подаренные общественностью в 1940-х годах, выставлены на обозрение» . Ирландские Таймс .
Внешние ссылки
[ редактировать ]